Элементы психотерапии в практике

4

Элементы психотерапии

Всё чаще и чаще мы слышим: «Мне нужен психолог…», «…мой психолог помог мне…», «Все эти психологи…» — и так до бесконечности. Как ни старайся не замечать, а психология прочно вошла в нашу жизнь. Так кто же такие эти психологи?

Психолог — это, прежде всего, специалист в области психологии, а психология, как нам известно, наука о душе. Отсюда мы можем сделать вывод, что психолог — это специалист в науке о душе. Однако в силу выделения в психологии множества отраслей и областей, не все психологи одинаковы [4].

Поскольку в повседневной жизни мы сталкиваемся скорее с практической психологией, то и разговор наш пойдёт именно о практических психологах. Какую же деятельность осуществляют практические психологи?

Практический психолог ориентирует клиента в его целях, помогает увидеть ситуацию с разных сторон и выбрать оптимальный способ решения проблемы и выхода из травмирующей ситуации. Поиск разрешения конфликтных социальных взаимодействий, а также формы работы с конкретными запросами и составляют основные направления деятельности практического психолога.

Среди разнообразных направлений деятельности практического психолога, описанных и представленных в разнообразных литературных источниках, можно выделить следующие:

1. Психодиагностика — установление психологического диагноза клиента [2,4]. Вы приходите к психологу и тот различными психодиагностическими методами (тесты, проективные методики, наблюдение, интервью, беседа, опрос и т. п.) обследует вас, и интерпретируя результаты обследования, ставит диагноз. Психодиагностика включает в себя три этапа: сбор данных, переработка и интерпретация данных. Диагноз так же может устанавливаться на трёх уровнях: первый уровень — симптоматический, диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов; второй уровень — этиологический, учитывает не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; и третий уровень (высший) — уровень типологического диагноза, определяет место и значение выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [3].

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... психодиагностика причин школьной неуспеваемости - диагноз ставит психолог, а коррекцию осуществляет учитель). в) Психологом для постановки психологического диагноза ... позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием (например, способность правильно ... возможность их перепроверки; - меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; - оперативность ...

В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.

2. Психологическое консультирование — непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с преодолением трудностей в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа [1]. Психологический смысл консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, проблем социальных взаимодействий в личных, семейных и профессиональных контактах. Основная задача психолога-консультанта — помочь человеку посмотреть на свои проблемы и житейские сложности со стороны, изменить психологические установки, как на свои трудности, так и на отношения с другими людьми [3].

Психологическое консультирование бывает 2-х видов:

1. Директивное (указание, предполагающее выдачу прямых советов, предписаний).

2. Не директивное (указов и советов психолог не дает, клиент сам должен принять решение).

Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний [1].

Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов.

1 стр., 341 слов

Осознание и коррекция возникающих психологических трудностей при переходе на качественно новую ступень отношения к телу. Групповая психотерапевтическая раб

... сторон нашего «Я». Осознание и коррекция возникающих психологических трудностей при переходе на качественно новую ... ступень отношения к телу. Групповая психотерапевтическая работа. 9. «Подтягивание» мышления под обновленное тело – коррекция ... или что мы «заедаем», когда страдаем. Психологический и физический разновидности голода. Вкус жизни и ...

Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, с управлением персоналом, формированием команды, планированием карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом [5].

Теоретически можно выделить три основных направления психологического консультирования. Это индивидуальное консультирование, профессиональное консультирование и организационное (его еще называют промышленное) консультирование.

3. Психотерапевтическое воздействие — это так же психологическое консультирование, направленное на решение конкретной проблемы и достижение конкретной цели [2, 3]. Чаще всего служит ступенью к более длительной и глубокой психотерапевтической работе с клиентом. Различие заключается в том, что психологическое консультирование — это чаще всего краткосрочная работа, а психотерапия может длиться несколько лет. Так же психотерапия требует более тщательной подготовки, нежели психологическое консультирование и требует от психолога не только теоретической подготовки по психологии, но и определённых медицинских знаний. Психотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой, и в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Однако выбор одного из видов психотерапии зависит от проблемы клиента и предпочтений психолога [4].

4. Коррекционно-развивающая деятельность — чаще всего применительно к детям и понимается как деятельность психолога по устранению отклонений в психическом и личностном развитии ребёнка (либо взрослого) и работа по развитию его способностей [2]. Психолог не только определяет проблему, исходя из которой, разрабатывает коррекционную программу развития, но и сам осуществляет её значительную часть.

Специфика проблемы и индивидуальные особенности клиента определяют применение того или иного вида психокоррекционного воздействия [3]. В зависимости от направленности коррекции Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции: симптоматическую и каузальную.

14 стр., 6597 слов

Консультирование родителей по проблемам психологической готовности детей к обучению в школе

... консультированию родителей, можно выявить определенные трудности или проблемы в развитии ребенка и помочь их скорректировать. Еще одним результатом консультативной работы психолога является повышение психологической ... . Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2003. 24. Психологическая готовность ребенка к школе. Составитель М.В. Матюхина ...

Симптоматическая коррекция предполагает кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии. Ограниченность этого вида коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы могут иметь различную природу, причины и психологическую структуру нарушений.

Каузальная коррекция направлена на источники и причины отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени и имеет безусловный приоритет перед симптоматической коррекцией. При ее проведении исходят из психологической структуры нарушений и анализа их генеза.

В зависимости от содержательной направленности коррекции различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию развития личности, коррекцию развития эмоционально-волевой сферы, поведенческую коррекцию и коррекцию межличностных отношений.

В зависимости от вида организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач выделяют следующие формы психокоррекции: индивидуальную, микрогрупповую, групповую и смешанную [5].

К коррекционной и развивающей работе относят:

· психологическое тестирование,

· коррекционные занятия,

· групповые дискуссии,

· ролевые игры,

· социальные и психологические тренинги.

5. Психопрофилактическая работа связана с сообщением необходимых психологических знаний тем, кто в первую очередь в них нуждается — родителям, учителям, учащимся, работникам социальных служб и др., с целью предупреждения возможных нарушений психологических условий развития и повышения уровня психологической компетенции [2]. Это может быть также работа по созданию условий, максимально благоприятных для развития продуктивных межличностных взаимодействий в педагогических коллективах или в организационных структурах на предприятии. Психопрофилактика касается также превентивных мер по предупреждению неблагополучия в психическом и личностном развитии, совершения противоправных действий, пагубных последствий наркотических и алкогольных пристрастий. Психопрофилактика включает работу с неблагополучными семьями, родителями и детьми из этих семей, предупреждая случаи возможных социальных осложнений.

25 стр., 12286 слов

Психологические нарушения у молодежи с пивным алкоголизмом

... и признается, но, по мнению психологов, фактически игнорируется. (Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста ... экспериментирование) - эпизодическое употребление - злоупотребление - психическая зависимость - тотальная зависимость. Развитие аддиктивного поведения начинается с решения попробовать какое-либо психоактивное вещество ...

Это основные виды деятельности практического психолога, к которому мы обращаемся изо дня в день при возникновении какой-либо проблемы, а теперь мы должны выяснить: на сколько тот или иной психолог, предлагающий свои услуги, профессионален [3].

Существует несколько профессионально-этических стандартов работы психолога:

1. Ответственность.

2. Компетентность.

3. Этическая и юридическая правомочность.

4. Квалифицированная пропаганда психологии.

5. Конфиденциальность.

6. Благополучие клиента.

7. Профессиональная кооперация.

8. Информирование клиента о целях обследования.

9. Морально — позитивный эффект исследования.

И единственный совет, который можно дать: это не бояться идти к психологу, не бояться задавать ему вопросы, если вы уже пришли к нему на консультацию, спрашивать всё, что вам не понятно, потому что разобравшись в своих особенностях, проблемах и способах их решения, в следующий раз вы сами сможете справиться с ними!

Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1993.

2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для вузов. -- М.:Аспект — Пресс, 2001.

3. Жуков Ю.М. Позиция психолога-практика // Введение в практическую социальную психологию. — М.: Смысл, 1999.

4. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.

5. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector