Доклад Колобовой И.В. на защиту

Уважаемый председатель экзаменационной комиссии!

Члены комиссии!

Коллеги!

(слайд 1) Вашему вниманию предоставляется выпускная квалификационная работа на тему ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Мудрик Анатолий Викторович

Постоянное возрастание доли людей предпенсионного возраста во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и женщин предпенсионного возраста в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне.

Актуальность исследования работы с женщинами предпенсионного возраста обусловлена необходимостью выявления людей предпенсионного возраста, опознавание их проблем и принятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Изучением различных аспектов работы с людьми предпенсионного возраста занимались Н.Ф.Дементьева, Т.В.Карсаевская, Э.В.Устинова, Е.И. Холостова, А.Т.Шаталов. К настоящему времени сложилось противоречиемежду необходимостью психолого-педагогической помощи женщинам предпенсионного возраста в производственном коллективе и недостаточной разработанностью данного вопроса в теории и практике профессиональной деятельности психолога.

С учетом этого противоречия сделан выбор темы исследования ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ С ЖЕНЩИНАМИ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОЛЛЕКТИВЕ

9 стр., 4472 слов

Творческий подход в работе с коллективом современной хореографии

Оглавление Введение . Творчество как основополагающее явление во всех сферах деятельности человека .1 Понятие творчества .2 Творческая деятельность и творческий процесс . Творчество в хореографическом коллективе современного направления .1 Хореографический коллектив и его специфика .2 Осуществление творческого подхода в работе коллектива современной хореографии Заключение Список литературы ...

На основе данного противоречия сформулирована проблема исследования– каковы психолого-педагогические аспекты работы с женщинами предпенсионного возраста в производственном коллективе.

(слайд 2)

Цель исследования- изучить психолого-педагогические аспекты работы с женщинами предпенсионного возраста в производственном коллективе.

Объектом исследованияпрофессиональная деятельность психолога.

Предмет исследования — психолого-педагогические аспекты работы с женщинами предпенсионного возраста в производственном коллективе

(слайд 3)

Гипотеза исследования: исследованиео том, что использование в профессиональной деятельности педагогом-психологом специальных технологий работы с людьми предпенсионного возраста, направленных на гармонизацию личности женщин предпенсионного возраста на основе реконструкции их контактов с окружением, разрешение личностных проблем и преодоление негативных стереотипов поведения,будет способствовать развитию их личностной сферы, стабилизации физического, психического и эмоционального состояния.

Задачи исследования:

(слайд 4)

Проанализировать проблему предпенсионного возраста в психолого-педагогической литературе;

(слайд 5)

Изучив психолого-педагогическую литературу можно сказать, что в зрелости как самом длинном возрастном этапе можно выделить несколько стадий: ранней (25-35 лет), средней (35-45 лет) и поздней (45-60 лет) зрелости. Предпенсионный период характеризуется спадом активности, уменьшением физических сил, подверженность депрессивным настроениям, ухудшением самочувствия, что негативно сказывается на общем фоне настроения и эмоционального состояния.

(слайд 6)

Вторая задача: Охарактеризовать основные направления работы педагога- психолога с женщинами предпенсионного возраста;

(слайд 7)

Возможности работы психолога с людьми пожилого возраста должны быть направлены на социальную, психологическую, эмоциональную помощь людям данного возраста. Работа психолога с людьми предпенсионного возраста в условиях производственного коллектива должна быть направлена на стимулирования исполнения активной социальной роли, общения с окружающими и поддержания позитивного самосознания, психологического спокойствия.

6 стр., 2732 слов

Тема 1. Возраст в сознании человека

Рабочая тетрадь студента по изучению курса ''Психология развития и возрастная психология'' ____________________________________________________________________________________________________________ ТЕМА 1. ВОЗРАСТ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ ГЛОССАРИЙ Развитие. Задача развития. Возраст. Виды возраста: хронологический, биологический, психологический. Границы возраста. Конкретно- ...

(слайд 9)

Третья задача звучит следующим образом:

Изучить личностные особенности женщин предпенсионного возраста в производственном коллективе;

Для выявления личностных особенностей женщин предпенсионного возраста в производственном коллективе мы использовали следующие методики:

(слайд 10)

§ Патохарактерологический опросник (ПДО) А.Е. Личко

§ Опросник Басса—Дарки;

§ «Личностный опросник (FPI)»

§ Тест «Самооценка психических состояний» (по Айзенку

Наше исследование проводилось на базе Арзамасский приборостроительный завод. В исследовании приняли участие женщины предпенсионного возраста в количестве 40 человек, которые были разделены на две группы — экспериментальную и контрольную.

Вашему вниманию предлагаются результаты констатирующего эксперимента по вышеперечисленным методикам:

(слайд 11):

Слайд 12) Результаты первичной диагностики по опроснику Баса — Дарки в экспериментальной и контрольной группах

Анализ полученных результатов экспериментальной группы показал, что: Физическая, агрессия (нападение) — использование физичес­кой силы против другого лица характерно для 4 человека (40% испытуемых);

Косвенная агрессия (сплетни, злобные шутки), а также взрывы ярости, проявляющиеся в крике, то­паний ногами, битье кулаками по столу и т.д. — 5 человек (50% испытуемых);

Склонность к раздражению, то есть, го­товность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчи­вости, резкости, грубости характерна для 6 человек (60% испытуемых);

Негативизм, то есть, протест против любых авторитетов и руководства характерен для 2 человек (20% испытуемых);

Обидой, то есть завистью и ненавистью к окружающим периодически страдает 4 человека (40 % испытуемых);

2 стр., 947 слов

Экспериментальная педагогика 2

Экспериментальная педагогика Экспериментальная педагогика ввела в научный арсенал педагогики и психологии экспериментальные методы исследования, появился термин «педагогический эксперимент». Основной принцип - принцип саморазвития личности. Ее представители (А. Лай,) исходили их того, что только на основе достоверных эмпирических фактов из педагогической практики, проверяемых затем опытным путем, ...

Подозрительность характерна для 3 человека (30 % испытуемых);

Вербальная агрессия, то есть ссоры, крик, визг, а также угрозы, проклятья, ругань характерна для 7 человек (70% испытуемых);

Угрызения совести, чувство вины как сдерживающий фактор характерны для 6 человек (60 % испытуемых).

Анализ полученных результатов контрольной группы показал, что Физическая, агрессия (нападение) — 5 человек (50 % испытуемых);

Косвенная агрессия 6 человека (60 % испытуемых);

Склонность к раздражению (50% испытуемых);

Негативизм характерен для 2 человека (20% испытуемых);

Обидой, то есть завистью и ненавистью к окружающим периодически страдает 3 человека (30 % испытуемых);

Подозрительность характерна для 3 человек (30% испытуемых);

Вербальная агрессия, характерна для 8 человек (80% испытуемых);

Угрызения совести, чувство вины как сдерживающий фактор характерны для 4 человек (40 % испытуемых).

(слайд 13) Результаты первичной диагностики по «Личностному опроснику (FPI)»

Анализ результатов в экспериментальной и контрольной группе показал, высокие оценки по шкале I (невротичность) и в экспериментальной (70%), и в контрольной (80%) группе, высокие оценки по шкале II (спонтанная агрессивность) в обоих группах (экспериментальная — 60 %, контрольная – 70 %) свидетельствуют о повышенном уровне психопатизации исследуемых младших школьников, создающем предпосылки для импульсивного поведения.

Низкие оценки по шкале III (депрессивность) в экспериментальной (20 %) и контрольной (30) группе позволяют диагностировать достаточно стабильное эмоциональное состояние, прежде всего, в отношении к себе.

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЗОВ» Кафедра общеобразовательных дисциплин СИЛЛАБУС дисциплины ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (для студентов направления подготовки Психология очной формы обучения) Алматы 2015 Обсужден на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Зав. ...

Высокие оценки по шкале IV (раздражительность) в экспериментальной группе (80 %)(контрольная группа – 70 %), Высокие показатели по шкале V (общительность) в экспериментальной (80 %) и контрольной (60 %) группах говорят о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

Средние оценки по шкале VI (уравновешенность) в экспериментальной (50 %) и контрольной (40 %) группах говорят об устойчивости к стрессу лишь в определенных ситуациях, Оценки выше среднего уровня по шкале VII (реактивная агрессивность) в экспериментальной группе (60 %) и контрольной группе (60 %) говорят о развитии психопатизации, Высокие оценки по шкале VIII (застенчивость) в экспериментальной группе (70 %) (в контрольной группе этот показатель — 60 %) отражают предрасположенность женщин к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, Средние оценки по шкале IX (открытость) в экспериментальной (70 %) и контрольной (60 %) группах позволяют характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности как средний.

Средние оценки по шкале Х (экстраверсия – интроверсия) (экспериментальная группа — 60 %, контрольная группа — 60 %) позволяют говорить о том, что в определенных жизненных ситуациях женщины предпенсионного возраста могут выступать как экстравертированные личности, а в некоторых — как интровертированные.

Высокие оценки по шкале XI (эмоциональная лабильность) (экспериментальная группа 80 %, контрольная группа — 70 %) говорят о неустойчивости эмоционального состояния, Низкие оценки по шкале XII (маскулинизм – феминизм) (экспериментальная группа – 40 %, контрольная группа — 40%) свидетельствуют о протекании психической деятельности преимущественно по женскому типу.

Слайд 22): Результаты вторичной диагностики по тесту «Самооценка психических состояний» (по Айзенку) в экспериментальной группе

По шкале тревожность:

6 человек (60%) (5 человек (50 %) — в первом срезе) – пониженная тревожность; 3 человека и в первом и во втором диагностическом срезах (30%) — тревожность средняя, допустимого уровня; 1 человек (10 %) (3 человека (30 %) — в первом срезе) — очень тревожны.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

1/ Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мере желания и необходимости. Практически же члены группы ...

По шкале фрустрация:

5 человек (50 %) (3 человека (30 %)в первом срезе)- имеют высокую самооценку, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей; 5 человек (50 %) (5 человек (50%) в первом срезе)- средний уровень, фрустрация имеет место; Ни одного человека (4 человека (20 %) в первом срезе)- низкая самооценка, избегают трудностей, боятся неудач, фрустрированы.

(слайд 23): По шкале агрессивность:

10 человек (50%) (8 человек (40%) в первом срезе)- спокойны, выдержаны, не агрессивны; 4 человека (40 %) — средний уровень агрессивности и в первом, и во втором срезе; 2 человека (20 %) (3 человека (30 %) в первом срезе)- агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

По шкале ригидность:

5 человек (50%) (5 человек (50 %)в первом срезе)– ригидности нет, легкая переключаемость, 3 человека (30 %) (4 человека (40 %)в первом срезе)- средний уровень; 2 человека (20%) (3 человека (30 %) в первом срезе)- сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни.

По данным повторной диагностики в контрольной группе класс снова выявлены 7 человек, у которых наблюдается повышенный уровень тревожности, агрессии, фрустрации и ригидности.

(слайд 24): Результаты вторичной диагностики по «Личностному опроснику (FPI)»

Результаты проведенного исследования показывают, что по методике «Личностный опросник (FPI)» в экспериментальной группе произошла позитивная динамика по таким шкалам, как невротичность (на 20 %), спонтанная агрессивность (на 10 %), депрессивность (на 30 %) , раздражительность (на 30 %), реактивная агрессивность (на 10 %), застенчивость (10 %), эмоциональная лабильность (на 10 %), маскулинизм — феминизм (на 20 %).

Показатели по этим шкалам до проведения коррекционной программы были завышены, после — стали иметь средние значения.

В то же время в экспериментальной группе произошло увеличение значений (вплоть до высоких показателей) по таким шкалам, как общительность (на 30 %), уравновешенность (на 30 %), открытость (на 20 %).

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 — 25 лет и 40-45 лет

Курсовая работа Тема: Оценка типичныхжизненных ситуаций, людьми разного возраста 20-25 лет и 40-45 лет Анастасия Опёнышева 1Kr Зачётная книжка  №1807 Студенческий билет №2138 Рига  2003                                    ...

В то же время практически не изменились результаты по шкале экстраверсия — интроверсия.

Сравнение результатов итоговой диагностики показало, что вначале по всем показателям экспериментальная и контрольная группы практически не отличались, а к концу занятий по методике «Личностный опросник (FPI)» в экспериментальной группе отмечается динамика позитивных изменений по указанны выше параметрам, за исключением экстраверсии — интраверсии.

Таким образом, результаты программы говорят об ее эффективности, та как в экспериментальной группе в среднем на 20 — 30 % произошли позитивные изменения по шкалам агрессивность, тревожность, депрессивность, раздражительность. В контрольной группе результаты остались практически без изменений.

(слайд 25):

Теоретическая значимость состоит в том, что быларассмотрена проблема предпенсионного возраста в психолого-педагогической литературе; изучены особенности личностного и профессионального развития женщин предпенсионного возраста; охарактеризованы основные направления работы педагога- психолога с женщинами предпенсионного возраста.

(слайд 26): Практическая значимость заключается в том, что были изучены личностные особенности женщин предпенсионного возраста в производственном коллективе; разработана и апробирована программа работы педагога-психолога с женщинами предпенсионного возраста в производственном коллективе, прослежена динамика результатов по итогам реализации программы.

Материалы работы могут быть использованы на спецсеминарах, курсах по выбору по подготовке педагогов — психологов, социальных педагогов, руководителей предприятий.

(слайд 27):К перспективам исследования можно отнести психолого-педагогическую работу с мужчинами предпенсионного возраста в производственном коллективе.