Восстановительный подход в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов

Размещено на

Оглавление

Введение

1. Социально-психологические особенности подросткового возраста

1.1 Социально-психологические особенности подростков-мигрантов

1.2 Виды конфликтов в подростковом возрасте

2. Перспективы восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов

2.1 Общее понятие о технологии профилактики конфликтов как направления социальной работы

2.2 Концептуальные и технологические основы восстановительных технологий

2.3 Отечественный опыт применения восстановительных технологий в сфере профилактики

3. Опыт и проблемы профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов в рамках восстановительного подхода

3.1 Организация профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов

3.2 Рекомендации по реализации восстановительного подхода в профилактики конфликтов среди подростков мигрантов

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность настоящей работы заключается в разработке восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов, обусловленной Концепцией миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, в которой говорится об интеграции мигрантов в социальное пространство России; Концепцией развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 гг), приоритетным направлением которой является сохранение межнациональных отношений, а также культурно-историческая интеграция мигрантов в общество. В эту работу может входить участие несовершеннолетнего в восстановительной медиации или в других восстановительных программах.

Социально-психологические особенности подростков-мигрантов обусловлены не только влиянием внешней новой среды, но и психологическими особенностями возраста. Подросток-мигрант находится между двумя культурами, нередко испытывает внутриличностные конфликты. Как следствие, подросткам-мигрантам характерны такие черты личности как дезорганизованность, отчужденность, озлобленность, недоверчивость и подозрительность, а также отчаяние и агрессивность. Испытывая все это, подростки в условиях вынужденной миграции начинают задумываться о бессмысленности собственного существования, усиливается и чувство одиночества.

5 стр., 2008 слов

Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика

Контрольная работа по анатомии, физиологии и гигиене Особенности развития утомления у детей и подростков и его профилактика Содержание 1. Понятие утомления. Виды утомления 2. Признаки утомления 3. Переутомление 4. Профилактика утомления Библиографический список 1. Понятие утомления. Виды утомления Современная физиология под термином утомление подразумевает временное понижение работоспособности ...

На фоне потери чувства собственной нужности, подросток-мигрант прибегает к деструктивным формам привлечения внимания к своей персоне, что порождает межличностные и межгрупповые конфликты вокруг него. Все эти условия не позволяют подростку-мигранту успешно адаптироваться и интегрироваться в новое социально-культурное пространство.

Профилактика конфликтов среди подростков-мигрантов является наиболее оптимальным способом преодоления эмоциональной и межэтнической напряженности в подростковом коллективе. Одним из таких видом профилактики может являться восстановительный подход. Стандарты восстановительной медиации разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации (17 февраля 2009 г.).

Восстановительный подход противостоит подходу, ориентированному на наказание, и направлен на преодоление негативных последствий конфликтов.

Данные стандарты относятся к широкому кругу восстановительных практик: медиация между сторонами «лицом к лицу», «Семейные конференции», «Круги сообществ», «Школьные конференции» и другие практики, в основе которых лежат ценности и принципы восстановительного подхода.

Однако изученная научная литература свидетельствует о не разработанности профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов. То есть, имеет место противоречия

1. между необходимостью профилактической работы среди подростков-мигрантов и не разработанностью методики урегулирования конфликтов среди подростков-мигрантов;

2. между наличием организационно-правовых обоснований применения восстановительного подхода и отсутствия реального опыт внедрения восстановительных технологий.

Объект исследования — восстановительный подход в профилактике конфликтов.

Предмет исследования — восстановительный подход как технология профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов.

Целью работы является разработка процедуры восстановительного подход к профилактике конфликтности среди подростков-мигрантов как направления социальной работы.

Гипотеза исследования строится на следующем предположении:

1. Возникающие в повседневной деятельности конфликтные ситуации влияют на активность подростков-мигрантов, препятствуя их успешной психосоциальной адаптации.

23 стр., 11011 слов

Психологические причины конфликтов подростка и взрослого

Введение Подростковый возраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды. В подростковом возрасте особенно сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в ...

2. Восстановительный подход способствует формированию навыков к преодолению конфликтных ситуаций у подростков-мигрантов.

В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие исследовательские задачи:

1. Проанализировать социально-психологические особенности подростков-мигрантов;

2. Раскрыть виды конфликтов в подростковой среде;

3. Описать технологии профилактики конфликтов как направления социальной работы;

4. Раскрыть концептуальные и технологические основы восстановительного подхода;

5. Проанализировать организацию профилактики конфликтности среди подростков-мигрантов (опыт регионов);

6. Разработать рекомендации по реализации восстановительного подход в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов.

Методами исследования в работе выступали анализ документов, анкетирование подростков-мигрантов для выявления ситуации конфликтности, анкетирование специалистов, работающих с детьми мигрантами, сase-технологии, моделирование ситуации решения конфликтных ситуаций с помощью восстановительных технологий.

Методологическим основанием исследования являются теории к изучению конфликтов (Ф.Бэкон, А.Смит, Э.Дюргейм, О.Конт и Карл Маркс, З.Фрейд, Э.Берн, Д.Морено, Д.Мид, и К.Левин, В.Парето, Д. Истон и Г.Моска), обоснованием особенностей подросткового возраста занимались Соколова В.Е., Ибрагимов Ч.А., Цицер Ю.А., Куркина О.В. Остапова А.В., технологии профилактики конфликтов в социальной работе (Холостова, Зайнышев, Акмалова), социально-психологических особенностей подростков-мигрантов (Э.Хачатурова, Е.Бауэр, Барканова О.В., Ларионова А.В., Тихонова И. В.), развитие технологий профилактики на основе восстановительного подхода (А. Коновалов, Р. Максудов Садовникова М.Н.)

Положения, выносимые на защиту:

1. Восстановительный подход — это инновационная система профилактики конфликтов, способствующая развитию ответственного поведения, направленная на не директивное разрешение конфликтов, а устранение последствий конфликтных ситуаций посредством медиации.

2 стр., 700 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МЕТОДЫ ЕЕ ПРОФИЛАКТИКИ 1. Нарушения отношений ребенка и взрослого как первоисточник социальной дезадаптации. 2. Оптимизация социальной ситуации путем дифференцированного обучения. 3. Ранняя профессиональная ориентация как поиск сферы самореализации подростков. • Основным источником психогений и дезадаптации у подростков является семья. ...

2. Подростковый возраст — возраст вечных конфликтов, которые имеют свою специфику. Конфликты подросткового возраста строятся на желании быть услышанным, быть взрослым и «популярным» среди сверстников, стремление к преодолению границ существующей реальности для самоутверждения в обществе. Подростковые конфликты — конфликты ради конфликтов, их назначением является заявить о себе любым путем.

3. На основе результатов эмпирического исследования было выявлено, что подростки разных национальностей по-разному реагируют на конфликтные ситуации, что влияет на их социокультурную адаптацию в обществе. Профилактика конфликтов среди подростков-мигрантов должна носить межведомственный характер и включать в себя более подробное изучение семьи мигранта и ситуации конфликта с участием подростка-мигранта. Трансформационная модель профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов имеет трехэтапное развитие с применением одновременно различных методов восстановительного подхода.

Новизной исследования является разработка трансформационной модели профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов на основе восстановительного подхода.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость результатов исследования определяется анализом теоретико-правовых основ профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов как направление социальной работы, а также через раскрытие концептуальных и теоретических основ восстановительного подхода.

Практическая значимость. Практическая значимость результатов состоит в разработке процедуры восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов как направления социальной работы.

База исследования. Базой исследования выступала Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» города Абакана. Апробация результатов. Результаты исследования были апробированы на научно-практической конференции «Катановские чтения-2015».

25 стр., 12296 слов

Конфликт фамилистических и индивидуалистических ценностей (в семье)

Дипломная работа на тему Конфликт фамилистических и индивидуалистических ценностей (в семье) Содержание Введение Глава 1 Теоретические основы изучения ценностных ориентаций в социологии 1.1 Социально-психологические аспекты семьи и брака 1.2 Сравнительный анализ фамилистических и индивидуалистических ценностей 1.3 Трансформация семейных отношений в современной России Глава 2 Исследование конфликта ...

1. Социально-психологические особенности подросткового возраста

1.1 Социально-психологические особенности подростков-мигрантов

В современных условиях глобализации миграция приобретает все более массовый характер. В поисках лучшей жизни люди мигрируют в страны с разными культурами и ценностями. Современная ситуация в России демонстрирует увеличение числа мигрантов с семьями. В такой ситуации подростки-мигранты оказываются в состоянии вынужденной миграции и испытывают состояние «стресса аккультурации». На еще не до конца сформированные ценности этнического общества, накладываются ценности нового, незнакомого общества. Вследствие этого, на кризис подросткового возраста накладывается кризис ценностных ориентаций.

На фоне обесценивания принятых ценностей, подростки-мигранты попадают в группу риска, их поведение становится все более асоциальным, подростки-мигранты все чаще становятся источниками конфликтов, не осознавая того, желая привлечь внимание окружающих к себе.

Так образуется целый комплекс проблем подросткового возраста мигрантов:

ь психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительствами нарушением структуры привычных культурно-коммуникативных, родственно-семейных, природно-территориальных и других связей;

ь кризис идентичности, рассогласование в системе ценностей и социальных норм;

ь общая неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой;

ь адаптация прибывающих детей и подростков к требованиям российской системы среднего, среднего специального или высшего образования, отсутствие необходимых условий и качества образования;

ь трудности вживания в новую для ребенка среду общения, и как следствие нередко возникающие состояния отчужденности и отверженности, тревожности и психической напряженности, агрессивности и повышенной конфликтности и др. (Гриценко В.В., Шустова Н.Е. 2004).

20 стр., 9630 слов

ВНУТРЕННИЕ КОНФЛИКТЫ ПОДРОСТКОВ (статьс)

23 Внутренние конфликты подросткового возраста А.П. Новгородцева, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии МГППУ В статье поднимается проблема развития внутриличностных конфликтов в подростковом возрасте, которые не осознаются ни подростками, ни значимыми для них взрослыми, что создает почву для развития глубоких кризисных переживаний и, как следствие, искаженного ...

Миграционный процесс воздействует на индивидуально психологические особенности подростков, выражаясь в специфике межличностного взаимодействия и отношении к окружающим, являясь источником этнической идентичности и уровнем склонности к стереотипам.

Подростковый возраст предопределяет собой создание нескольких психологических новообразований, таких как самодетерминацию, осмысленную склонность к определению своей позиции, преднамеренный контроль своего поведения, ответсвеность за свои поступки, ориентироваться в построении модели своего поведения не только на свои желания, но интересы других людей.

В подростковом возрасте в сознании формируется «Я-концепция», которая состоит из трех блоков: коммуникативная и поведенческая компетентность, эмоциональное благополучие и созависимость, сила Я. У подростков-мигрантов коммуникативная компетентность находится на низком уровне вследствие не знания языка и трудностей в общении со сверстниками. Многие авторы отмечают у подростков «наличие выраженной негативной коммуникативной установки», которая негативно отражается на самочувствии подростков-мигрантов и на самочувствии их партнеров по общению. Эмоциональное благополучие подростков-мигрантов зависит от внутреннего признания ценностей обеих культур, а также личностного восприятия окружающей действительности. Не малую роль в этом играет принимающее сообщество. Сила Я в подростком возрасте выходит на свой пик, подростки-мигранты считают, что только в одиночку они смогут справится со своими трудностями, но на самом деле они лишь замыкаются в себе и не выходят на контакт со сверстниками. Сила Я может как помочь подростку-мигранту справится с трудной жизненной ситуацией, так и не позволить адаптироваться к новому обществу за счет отторжения новых ценностей и традиций.

Находясь между двух культур, подросток-мигрант ощущает себя в постоянном конфликте, в определении себя и отнесении себя к какому-либо обществу. Поэтому отмечается, что подростки-мигранты более подвержены к психологическому насилию, на фоне отсутствия личной безопасности. Но большинство подростков-мигрантов все же стремится к позитивной оценке новых условий жизни и культуры коллектива.

Многие отмечают, что подростки-мигранты ведут себя в коллективе достаточно спокойно, но могут сорваться на пустяковую ситуацию. Такое поведение свидетельствует о непринятии других и скрытом отрицательном отношении к людям. А в результате, подростки-мигранты предпочитают стратегию нигилизма в отношении будущего развития, нежели стратегии социокультурной адаптации. Что приводит к постоянным конфликтам, вследствие непризнания ценностей «большинства».

23 стр., 11267 слов

2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни

... ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов. 16. Структура социального конфликта. Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов ... часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного школьника и ...

Следовательно, важнейшим условием эффективности адаптационного процесса детей мигрантов является «максимальное удовлетворение актуальных потребностей, среди которых наибольшее значение приобретают следующие потребности в: чувстве общности, общении, хороших взаимоотношениях, принадлежности к определенной группе, получении знаний, самореализации, возможности быть самим собой, социально-психологической защищенности, уверенности в будущем, материальном благополучии, благоприятных условиях проживания». (Бауэр) В противном случае, подростки-мигранты будут находится в состоянии постоянного конфликта с окружающим миром и самим собой.

Таким образом, наиболее ярко выраженными социально-психологическими особенностями подростков-мигрантов является склонность к конфликтному поведению, на фоне проблем социальной адаптации к новому обществу и отрицанию ценностей нового сообщества.

1.2 Виды конфликтов в подростковом возрасте

Конфликты являются неотъемлемой частью общества. Многие авторы дают определению конфликта, стараясь отразить наиболее полную сущность конфликта. Единое мнение к определению конфликта определяет конфликт как наличие противоречий, столкновения двух и более сторон.

Подростковый возраст не является исключением, даже наоборот — подростки наиболее подвержены конфликтам, так как в этом возрасте формируется своя система ценностей, определение смысла жизни и борьба за лидерство.

Наиболее типичным конфликтом подросткового возраста является конфликт «подросток-взрослый», что свидетельствует о конфликте ценностей. Вопрос отцов и детей волнует умы ученых уже множество поколений. Взрослым в этом конфликте выступают не только родители, но и учителя. Социальные установки окружающих взрослых кажутся подростку устарелыми, неактуальными. Поэтому он формирует свои, «модные». Подростки стремятся к независимости, равенству в кругу семьи. Также они стремятся к уважению и поддержки со стороны взрослых, но чувство собственного значимого я не дает подросткам принять помощь со стороны, проявить слабость.

Не менее популярным видом конфликтной ситуации являются межличностные конфликты «подросток-подросток». Желание быть лидером, быть популярным, быть авторитетом беспокоит умы подрастающего поколения. Самоутверждение в коллективе происходит за счет конфликтов друг с другом: кто победит, тот и лидер. Неоправданная жестокость проявляется в такого типа конфликтах. Часто за место под солнцем подростки идут на различные ухищрения, для достижения желаемого любым способом. Довольно часто конфликты «подросток-подросток» перерастают в конфликты «подросток-группа». Это связано с тем, что лидерство в группе предполагает постоянное унижение кого-либо. Обычно лидер выбирает себе одну жертву и подвергает ее нападках всякий раз для демонстрации силы. Большинство стремится быть ближе к лидеру, поэтому школьную травлю рассматривают как норму. А даже если им не нравятся нападки лидера, подростки стараются не вмешиваться, дабы не стать следующей жертвой. Такое поведение формирует у подростков чувство безнаказанности. Жертвы травли становятся все более замкнутыми и отвергают коллектив вовсе. У них развивается чувство неполноценности и собственной ничтожности.

Следующим видом конфликтов в подростковой среде выступает «внутриличностный конфликт». Именно данный вид конфликтов провоцирует все остальные типы конфликтов. Внутриличностный конфликт строится на ощущении недостаточности. Окружающее мнение играет определяющую роль в ощущении собственного «Я» подростка. Невозможность достичь желаемого из-за рамок окружающего мира провоцирует подростков на демонстративное девиантное поведение. В этом возрасте хочется все и сразу, здесь и сейчас.

Многие проявления конфликтов в поведении личности подростка обусловлены природой, закономерностями его психического развития и становления. Так З.Фрейд причиной возникновения конфликтов видит «во вторичном проявлении Эдиповой ситуации в начале подросткового возраста, как универсальное и генетическое предопределенное явление. В этом возрасте наблюдаются сдвиги в физическом развитии, происходит половое созревание». Однако Л.С. Выготский обратил внимание на «несовпадение трех тенденций становления и развития несовершеннолетнего: общеорганического, полового, социального. Противоречия указанных трех тенденций, по мнению Л.С. Выготского, в значительной мере обуславливают конфликт подростка с окружающими». Т.В. Драгунова в своих работах причиной возникновения конфликта в подростковом возрасте считает «проблему отношений прав взрослого и подростка по отношению друг к другу». На основе анализа литературы удалось выделить типы социально-психологического поведения подростков в конфликтной ситуации.

«Сензитивный тип» обладает знаниями, умениями, навыками для разрешения конфликтных ситуаций, но не в состоянии ими воспользоваться в случае конфликтной ситуации из-за причин когнитивного характера

«Гармоничный тип» применяют навыки позитивного урегулирования конфликта, при условии готовности противоборствующей стороны к позитивному разрешению конфликта.

«Инфантильный тип» причиной не разрешения конфликта видят только себя, что приводит к конфликтам затяжного цикла.

«Конформный тип» определяется способность успешного выхода из конфликтной ситуации. Данный тип наиболее самоуверенный, изворотливый, умело манипулируют людьми для достижения собственной выгоды. Такие люди обещают, но не делают.

«Интровертивный тип» предпочитают не вступать в конфликтную ситуацию, готовы примирится даже если мир принесет им поражение.

«Доминирующий тип» демонстрирует яркую эмоциональную реакцию на несправедливость противника, в особенности если речь заходит о чувстве собственного достоинства.

«Тревожный тип» разрешают ситуацию конфликта с помощью насилия, психологического давления и других методов. Такое поведение зачастую бывает неосознанным и ориентируется на чувство тревожности подростка, возбудимости в стрессовой ситуации, напряженностью и раздражительностью.

Таким образом, конфликты в подростковом возрасте обусловлены личностным развитием и принятием собственного Я, формированием системы ценностей. Причины возникновения межличностных конфликтов представляют собой желание перешагнуть действующий уровень социального развития, представить себя как самостоятельную, ответственную личность, способной к принятию решения, а также стремление к лидерству в группе для самоутверждения.

2. Перспективы восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов

2.1 Общее понятие о технологии профилактики конфликтов как направления социальной работы

Профилактика представляет собой одно из перспективных направлений деятельности в социальной работе. Целью социальной профилактики является выделение причин и условий, ведущих к отклонению в поведении социальных объектов. В такой работе важным умением является правильно ориентироваться в ситуации, выявлять причины отклонений, грамотно и нейтрально обобщать полученный материал.

В общем виде социальную профилактику можно представить как «совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера и другие, социально неблагоприятные отклонения в поведении или социальном статусе индивида. Ее целью является создание предпосылок для формирования социально-приемлемого поведения индивидов, стабильного взаимодействия индивида и социума».

Под профилактикой также можно подразумевать «научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие индивидам в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов». В социальной профилактике нуждается не только люди, ведущие асоциальный образ жизни, но еще и подростки, престарелые люди — группы повышенного риска.

Под профилактикой подразумевается устранение причин, вызывающих нежелательные последствия, т.е. комплекс заранее запланированных мер для предупреждения социальных отклонений.

Социальная профилактика основывается на принципах системности, превентивности, оптимальности и активизации собственных сил человека.

Методы социальной профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые помогают им достичь поставленных целей и сохранить здоровье. В тоже время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека.

В последнее время актуальным предметом и содержанием профилактической социальной работы на уровне личности определяется профилактика конфликтов.

Рядом авторов, выделяется три уровня профилактической работы:

1. Первичная профилактика, направленная на население, не имеющее отклоняющегося поведения, направлена на все слои населения;

2. Вторичная профилактика, представляющая собой комплекс мер, направленных на социальную реабилитацию и реинтеграцию незначительных социальных девиаций;

3. Третичная — мероприятия, основная цель которых социальная адаптация лиц, с сильно выраженной социальной девиацией.

Объектами профилактики выступают отрицательные стороны в жизнедеятельности людей, в межличностных отношениях и поведении людей, которые часто перерастают в конфликты.

Профилактикой конфликтов является их предупреждение в широком смысле слова. Основной целью профилактики конфликтов выступает создание условий взаимодействия людей, минимизирующих вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий.

Деятельность по профилактике конфликтов является неоднозначной и стоится исходя из выбора теории конфликтов.

Наиболее ранней теорией конфликта является философская теория конфликта, нашедшее свое отражение в трудах Конфуция, Гераклита, Эпидокла и Геродота. Сторонники философской теории, рассматривают конфликты как индикаторы развития общества и источником конфликта определяют сущность мира.

В рамках социологической теории конфликтов источником противоречий является дифференциация населения, стремление к равенству. Такой теории придерживались Ф.Бэкон, А.Смит, Э.Дюргейм, О.Конт и Карл Маркс.

Психологическая теория конфликта рассматривает конфликт как внутреннюю борьбу между желаниями человека и требованиями социальных норм. Психологи считают, что все конфликты идут изнутри, из не реализованных потребностей, так считали З.Фрейд, Э.Берн, Д.Морено, Д.Мид, и К.Левин.

В рамках политологической теории конфликтов В.Парето, Д. Истон и Г.Моска источником конфликтов называют борьбу за звание «элиты» общества, которая обеспечивают круговорот элит и развитие общества.

Исходя из теорий конфликтов, можно отметить, что деятельность по профилактике конфликтов осуществляется по четырем направлениям:

ь создание условий, блокирующих возникновение и деструктивное развитие ситуаций;

ь оптимизация организационно-управленческих решений по созданию и функционированию коллектива;

ь удаление социально-психологических причин конфликтов;

ь устранение личностных причин возникновения конфликтов.

Профилактика социальных конфликтов строится на сбалансированности отношений, которая зависит внешней оценки и самооценки субъекта. Человек склонен оценивать самого себя с положительной стороны, а другого человека оценивает, соотнося с идеалом. Для баланса в отношениях следует оценивать и себя, и другого человека, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Психологические конфликты имеют более сложную структуру и складываются на основе ущемленного самолюбия, взаимной неприязни и других психологических причинах. Не смотря на то, что психологические конфликты — внутренние конфликты, достаточно часто они приобретают агрессивные формы. Для их предупреждения следует трансформировать причины и агрессивные установки противоборствующих сторон.

Достижение баланса в организации возможно только при помощи комплекса мероприятий по укреплению взаимопомощи и сотрудничества между людьми. Это задача каждого руководителя, следовательно, представляет собой комплекс как психосоциальных основ, так и организационно-управленческих решений.

Организационно-управленческие методы профилактики конфликтов в социальной работе находят свое отражение в следующих методиках:

«Метод психологического поглаживания», предполагающий регулирование чувств людей посредством психологической поддержки. Нравственно-психологическую атмосферу в организации, позволят наладить неформальные мероприятия типа юбилей, совместный отдых, спортивно-массовые мероприятия, которые снижают уровень психологического напряжения за счет эмоциональной разрядки и позволят создать круг общих интересов у всех членов коллектива.

«Метод согласия» включает в себя мероприятия с вовлечением потенциальных соперников в одно общее дело, для возникновения общих интересов на фоне познания положительных черт друг друга. Это могут проекты, задания, общие поручения.

«Метод сохранения репутации партнера» основывается на признании достоинств партнера. Уважения к достоинству другого человека порождает уважение к самим себе, а не один уважающий себя человек не позволит не себе не другим перевести конфликт в деструктивные формы проявления. Этот метод следует использовать при любых формах межличностного общения.

«Метод доброжелательности», или эмпатии, предполагает развитие сочувствия к другим людям, способности к сопереживанию, которое выражается в готовности оказать практическую помощь товарищу. Данный метод наиболее актуален в использовании в кризисных ситуациях, т.е. когда требуется исключение немотивированной агрессивности и враждебности.

«Метод взаимного дополнения» используется при формировании рабочих групп временного характера и подразумевает опору на способности партнера, которыми сами не обладаем. Понимание и умелое использование как способностей, так и недостатков людей помогают укрепить сотрудничество между людьми, создать атмосферу взаимного доверия и уважения, а следовательно и избежать конфликтов.

«Метод недопущения дискриминации людей» предполагает исключения подчеркивания различий между людьми, т.е. превосходства одних. Для этого используется уравнительные поощрения, т.е. заслуги и награды делятся поровну между всеми членами коллектива, в целях снижения уровня конфликтности в организации.

Таким образом, обоснованные социально-организационные методы и приемы профилактики конфликтности способны не только позволить поддерживать благоприятный климат в коллективе, но и предупредить деструктивные формы проявления конфликтных ситуаций. Компетентная оценка друг друга и результатов деятельности может предотвратить значительную часть конфликтных ситуаций.

2.2 Концептуальные и технологические основы восстановительных технологий

Конфликты являются неотъемлемой частью общества, движущей силой его развития. Но чаще всего, конфликты несут в себе лишь деструктивные последствия, выражающиеся в подавлении мнения индивидов, ценностей другого во благо лишь одного участника конфликта. Переживая такое потрясение каждый день, общество предпочитает избегать конфликтов, предупреждать их проявление вовсе. Все это основывается на не умении регулировать конфликты. Так возникла идея не только урегулирования конфликтов, но профилактика их проявления на основе восстановительных технологий, основная идея которых заключается в предоставлении возможности почувствовать ответственность, оказаться на месте друг друга. Основой таких технологий является восстановительная медиация.

Восстановительная медиация — это процесс, «в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций».

Стандарты восстановительной медиации в России разработаны Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации как источник информации для руководителей и специалистов организаций, работающих в области профилактики правонарушений, а также медиаторов и кураторов служб примирения и иных организаций, занимающихся развитием восстановительных технологий в России.

Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.

В медиации главное место занимает процесс. Процедура медиации представляет собой истинную ценность, в которой все сосредоточено на принципе взаимного участия главных сторон, с помощью стимулирования их взаимодействия. Активное участие сторон позволяет избежать чувства отчуждения, дискриминации и ощущения недосказанности, характерного для традиционной системы правосудия.

Процесс медиации предоставляет возможность участникам конфликта рассказать о своих причинах и намерениях участия в конфликте. Для обидчика рассказ о своих потребностях и истинных мотивах участия в конфликте, позволяет взять на себя ответственность за содеянное. Жертва же конфликта понимает мотивы соперника и ощущает, что действуют в ее интересах для решения общей проблемы. Такая позиция определяет практическую ценность и необходимую основу взаимодействия сторон.

Возможность освободиться от негативных ощущений конфликта и найти в себе силы для совместного поиска разрешения последствий — главная идея всего процесса медиации.

Основными принципами восстановительной медиации являются: добровольность участия сторон, информированность сторон, нейтральность медиатора, конфиденциальность процесса медиации, ответственность сторон и медиатора, заглаживание вреда обидчиком и самостоятельность служб примирения.

Обе стороны медиации должны участвовать во встрече добровольно и в любой момент имеют право отказаться от участия. Медиатор же в свою очередь обязан предоставить участникам всю информацию по процессу медиации и возможных последствиях. Медиатор должен установить контакт с участниками, позволяющий сторонам раскрыться в ходе восстановительной медиации. Также медиатор обязан в равной степени поддерживать всех участников конфликта и их варианты разрешения конфликта. При утрате нейтральности, медиатор должен передать дело другому медиатору. Восстановительная медиация предполагает конфиденциальный характер и запрет на распространение документов. Только результаты медиации направляются в структуру, запросившую медиацию. Ведение записей и составление отчетов для анализа в среде других медиаторов и кураторов служб не запрещено, при условии не распространения имен участников. В ходе медиации медиатор должен следить за соблюдением принципов и стандартов медиации, а участники берут на себя ответственность за принятия решения для разрешения конфликта. В ситуации нанесения имущественного вреда, обидчик должен загладить нанесенный вред. Программы восстановительной медиации могут осуществляться в службах примирения, которые при исполнении своих функций должны быть независимыми и самостоятельными, а также получить официальный статус в рамках структур, в которых они создаются.

Программы восстановительной медиации могут реализовываться на базе учреждений системы образования, социальной защиты, молодежной политики и иных, осуществляющих социальную помощь по территориальному (муниципальному) принципу.

Для успешного взаимодействия сторон, процесс медиации разделяется на три этапа. Первый этап (подготовительный) — предварительные встречи медиатора с обеими сторонами конфликта по отдельности; второй этап подразумевает встречу жертвы и обидчика, в рамках одной из форм медиации; третий этап (заключительный) — вынесение решения по разрешению последствий конфликта.

Восстановительная медиация субъектов конфликта может принимать разные виды и формы. Программы примирения могут проводиться как между подростками, так и между подростками и взрослыми, а также между взрослыми, если требуется определение дальнейшего развития ситуации взаимодействия относительно подростка. Так как участниками программы являются несовершеннолетние, то рекомендуется получение разрешения родителей на участие их детей в восстановительной программе или пригласить родителей участвовать в программе.

Существует шесть основных форм медиации: заглаживание вреда, «круги сообществ», школьные восстановительные конференции, семейные конференции, «челночная» медиация, «лицом к лицу».

Метод «заглаживание вреда» используется при нанесении несовершеннолетним материального ущерба. В таких случаях устанавливается способ возмещения материального ущерба. Это может быть добровольная работа или любой другой приемлемый способ, позволяющий несовершеннолетнему «отработать» ущерб. Метод «кругов сообществ» предполагает коллективное разрешение сложившийся конфликтной ситуации, с помощью целей, проблем, порядка проведения и ценностей, объединяющих входящих в круг людей, которые следует показать школьному сообществу. Движущей силой кругов являются хранитель круга и волонтеры, которые задают проблематику круга и определяют участников кругов. В «кругах» принимают участия лишь те, кого затрагивает проблемная ситуация и кто стремится приложить усилия для ее разрешения. Непосредственная встреча участников «кругов» происходит лишь на третьем этапе мероприятия, где участники знакомятся друг с другом, обсуждают ситуацию и возможные варианты решения проблемы, после чего обсуждают варианты достижения соглашения и подводят итоги встречи. Первые же два этапы являются подготовительными, в рамках которых происходит определение проблематики ситуации и возможных участников, после чего проводятся предварительные встречи с возможными участниками для объяснения им основ и правил «кругов». На четвертом этапе участниками поддерживается соглашение, принятое в «кругах».

Метод «школьных восстановительных конференций» представляет собой расширенный вариант медиации, в котором участвуют конфликты типа класс — класс, ученик — класс, класс — учитель (учителя).

Основой таких программ служит возможность разрешения больших затянувшихся конфликтных ситуаций методом консенсуса, а не задавить большинством голосов. Главная цель ведущего вытянуть личное мнение каждого участника конфликта, а не стереотипное мнения класса. Только при раскрытие личности каждого в таком конфликте, возможно прийти к его разрешению. Данный метод является самым затратным как по времени, так и по ресурсам, обеспечивающим его эффективность.

Метод «семейных конференции» предполагает разработку самой семьей плана по выходу из трудной жизненной ситуации, т.е. семье передается ответственность за дальнейшее развития ситуации и выбор метода решения проблемы. Данный метод способствует укреплению отношений расширенного состава семьи, для активизации потенциала в разрешении трудных жизненных ситуаций. Семейные конференции могут проходить как в рамках одной семьи, так и в рамках обсуждения типичных семей с типичными проблемами. В данном методе роль специалистов минимальна и носит только рекомендательный характер.

Метод «челночной медиации», также известный как медиация в письмах, используется, если стороны не могут встретиться лично, но от переговоров не отказываются. В таком случае стороны могут обменяться письмами.

Метод «лицом к лицу» предполагает очную встречу жертвы и правонарушителя. Стороны конфликта добровольно усаживаются за стол переговоров и обмениваются своими ощущениями, эмоциями, своей позицией.

Результаты проведенной восстановительной программы могут быть учтены при обсуждении семьи или ребенка в судебном заседании или на административном заседании КДНиЗП, вынесении решения о дальнейшей судьбе участников программы.

При медиации криминальных конфликтов среди несовершеннолетних особое место занимает вопрос о ресоциализации подростка, профилактики подобных ситуаций впредь и воспитательном эффекте.

Необходимо стремиться к организации и развитию сообществ восстановительной медиации. Продвижение восстановительных технологий способствует расширению возможности использования восстановительного подхода на реагирование в конфликтных и криминальных ситуации, содействуя укреплению позитивных социальных связей в обществе.

Таким образом, концептуальные и технологические основы службы примирения находят свое отражение в концепции восстановительного правосудия. Процесс восстановительной медиации — это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. Методология восстановительного подхода ориентирована на разработку всех этапов и аспектов медиации.

2.3 Отечественный опыт применения восстановительных технологий в сфере профилактики

В настоящее время в России руководители учреждений социальной сферы определяют необходимость использования восстановительного подхода в форме медиации как инновационную технологию профилактики и создают условия для проведения данных программ. В России модель восстановительной медиации реализуется как через службы, оказывающие социально-психологические услуги несовершеннолетним правонарушениями на базе муниципальных центров, а также через школьные службы примирения на базе образовательных учреждений.

Наиболее полно система реализации восстановительных программ осуществляется в Саратовской области, республике Татарстан (Казань) и Архангельской области.

Население Саратовской области является многонациональным, что обострило ситуации бытовых конфликтов и перевело на новый уровень — межнациональных противостояний, обострило развитие ксенофобских настроений. Данный факт не мог ни отразиться на подрастающем поколении, которое весьма уязвимо в усвоении ценностей и стереотипном мышлении. В этом регионе восстановительный подход реализуется на базе социальных центров в форме семейных конференций и «кругов сообществ». Программы медиации применяются в отношении несовершеннолетнего населения для развития этнокультурной толерантности и профилактики конфликтов на межнациональной почве.

Внедрение восстановительных программ в Республике Татарстан осуществляется с 2009 года. За это время удалось развить два направления применения восстановительных программ: школьные службы примирения, в целях разрешения конфликтов в школьной среде, и восстановительное правосудие, для разрешения криминальных конфликтов. Отмечается, что успешность внедрения программ не была равномерной, максимальный успех достигли лишь в 2013 году, после начала сотрудничества с другими регионами и повышением квалификации сотрудников, осуществляющих применение программ восстановительной медиации.

В Архангельской области, внедрение восстановительных программ началось с 2010 года с подписанием российско-норвежского протокола, цель которого налаживание межведомственного взаимодействия в области профилактики, а также реинтеграция несовершеннолетних. С 2012 года Архангельская область также начала сотрудничество с центром «Судебно-правовая реформа», которое позволило достичь региону снижения правонарушений, урегулированию конфликтов в подростковой среде без вмешательства силовых структур, а также позволило сформировать у подростков ответственное отношение к принятию решения и толерантности к окружающим.

Межрегиональный центр «Судебно-правовая реформа» является пионером в области внедрения и развития программ в рамках восстановительного подхода. Данный центр проводит семинары, мастер-классы, обучающие тренинги по всем регионам России. А также публикует мониторинги и обучающую литературу, в целях распространения идеи восстановительного правосудия по всей России.

Наиболее распространенной формой реализации программ восстановительных технологий в России являются муниципальные службы примирения. Рассмотрим существующие модели муниципальных служб примирения в России на примере района Коньково города Москвы, Комплексной целевой программы «Правосудие и дети» Пермского края, а также Ординского района Пермского края. В районе Коньково города Москвы служба примирения была создана в 2008 году, для решения максимального числа конфликтов восстановительным способом.

Взаимодействие учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними с использованием программ в рамках восстановительного подхода представлено на рисунке.

Рисунок — Модель взаимодействия учреждений системы профилактики по работе с несовершеннолетними с использованием программ в рамках восстановительного подхода

Данная модель подчеркивает необходимость взаимодействия всех учреждения системы профилактики в социальной сфере для достижения максимального эффекта по осуществлению реинтеграции несовершеннолетнего после конфликта.

За период работы муниципальной службы примирения в районе Коньково, удалось достичь:

ь рост числа подростковых конфликтов, урегулированных при применении процедуры медиации;

ь положительной динамики показателя социального самочувствия несовершеннолетних (субъективные показатели повышения безопасности и снижения конфликтности для детей)

ь увеличение числа специалистов, применяемых педагогические приемы и подходы, на основе использования восстановительных технологий.

Комплексная целевая программа «Правосудие и дети» Пермского края обеспечила развитие и распространение института социальных работников при судах, а также формировании специалистов школьных и муниципальных служб примирения, которая реализуется с 2009 года. В данный момент программа полностью преобразовалась в создание служб примирения различных уровней.

Итогами программы являются:

ь определение возможности исправления несовершеннолетнего с учетом личных особенностей и семейных обстоятельств;

ь внедрения института социальных работников при судах;

ь обеспечение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними всеми субъектами системы профилактики;

ь разработка и внедрения межведомственных программ индивидуальной профилактической работы по урегулированию конфликтов среди несовершеннолетних, с помощью восстановительных технологий;

ь реализация эффективных технологий профилактики конфликтных ситуаций, в том числе и повторных, успешной социализации несовершеннолетних;

ь приоритетность профилактической направленности мероприятий в процессе организации работы с несовершеннолетними;

ь внедрение восстановительных методов в специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением (открытого и закрытого типа).

В рамках реализации программы «Правосудие и Дети» в Ординском районе Пермского края создана Муниципальная служба примирения, представляющая собой социальную службу, осуществляющую свою деятельность на базе отдела по делам семьи и детства администрации района. Внедрение восстановительных технологий в деятельность субъектов профилактики, способствует снижению уровня подростков, вступающих в конфликтные ситуации с законом.

Помимо этого, за 7 лет применения восстановительных технологий в деятельности службы примирения, выявлена положительная тенденция в профилактика детского и семейного неблагополучия, рецидивов противоправного поведения несовершеннолетних, разрешения семейных конфликтов, а также профилактика конфликтного поведения в подростковой среде.

Таким образом, отечественный опыт применения восстановительных технологий в сфере профилактики конфликтов и правонарушений среди несовершеннолетних показал, что каждый регион имеет свои особенности применения форм и методов восстановительного подхода. Это обусловлено не только ситуацией в регионе, но и финансированием данного рода программ, а также наличием квалифицированного персонала и обучающих программ.

Но есть и общая черта — опыт регионов демонстрирует реальный эффект: снижение показателей конфликтов в подростковой среде, повышение уровня правосознательности несовершеннолетних, а также практически исключает возможность рецидива.

психологический подросток мигрант конфликтность

3. Опыт и проблемы профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов в рамках восстановительного подхода

3.1 Организация профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов

С целью определения уровня конфликтности среди подростков-мигрантов в городе Абакане и выявления типичных способов урегулирования конфликтных ситуаций, нами было проведено анкетирование специалистов, работающих с подростками-мигрантами, подростков, обучающихся с мигрантами и подростков-мигрантов, а также экспертный опрос по вопросам разработки и внедрения инновационных форм профилактики конфликтности среди подростков-мигрантов и использован метод Case-технологии.

Базой исследования выступала «Средняя общеобразовательная школа №3» города Абакана. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 12-14 лет, из них 40 человек — русские, 20 — хакасы, 30 — подростки-мигранты. Также в исследовании приняли участие специалисты, работающие с подростками мигрантами: социальных педагога — 2, педагог-психолог — 1, 5 — классных руководителей, 2 — учителя.

На основе анкетирования специалистов, удалось выяснить, что преподаватели не являются частыми свидетелями конфликтов среди подростков-мигрантов, поэтому участие в урегулировании конфликтов не принимают. Урегулированием конфликтов среди подростков-мигрантов в школе занимается социальный педагог и школьные службы примирения и Совет профилактики. Но это не решило проблему конфликтности в подростковой среде. По словам социального педагога, конфликты случаются часто, особенно в 7-х классах. Максимальный уровень конфликтов среди подростков-мигрантов происходит в начальной школе, когда подростки-мигранты совершено не знают русского языка и не имеют опыт организации, т.к. у себя на родине чаще всего не посещали дошкольные учреждения. Если подросток-мигрант, обучается в России с первого класса, то к подростковому возрасту, достигается достаточный уровень социальной адаптации. Но не все подростки-мигранты обучается в Республике Хакасии с начальной школы. В случае смены места жительства в подростковом возрасте, процесс социальной адаптации прерывается, и подростки-мигранты оказываются в маргинальном положении, что лишь усугубляет ситуацию конфликта.

На основе эмпирического исследования выявлено, что дети-мигранты в ситуации конфликта проявляют агрессию чаще других подростков или замыкаются в себе. Реже для разрешения конфликта, подростки-мигранты прибегают к помощи родителей (рисунок 1).

Рисунок 1 — Типичные способы реагирования на конфликтную ситуацию у подростков-мигрантов, %

Основными причинами конфликтов в подростковой среде, по мнению специалистов, выступают борьба за лидерство в подростковом коллективе, коммуникативный барьер при построении межличностных контактов и конфликт полов (рисунок 2).

Борьбу за лидерство обуславливает желание подростков оказаться в центре внимания, получить одобрение и поддержку большинства. Подростки-мигранты, оказавшись в маргинальном состоянии, желают добиться уважения сверстников, всячески стараются продемонстрировать свою значимость, утвердиться в обществе. Но не все согласны с лидерством подростков-мигрантов, поэтому в классах образуются группировки по типу лидерства: мальчики, девочки, мигранты.

Рисунок 2 — Типы конфликтов в подростковой среде, %

Оценивая способы реагирования подростков на конфликт, специалисты отдали предпочтения агрессивным формам поведения, отмечая, что все подростки не способны реагировать на ситуацию рационально, сразу же переходят в открытую форму конфронтации (рисунок 3).

Рисунок 3 — Способы реагирования подростков на конфликт, %

Также специалисты, работающие в подростковом коллективе, отметили проявление новых типов конфликтов, которые стали актуальны лишь в последние 3 года. Ими стали конфликты, связанные с непроявлением толерантности (40%), а также коммуникативные конфликты среди подростков (50%).

При анализе поведения подростков в конфликтной ситуации, нами было отмечено, что рационально разделить подростков на три группы по типу национальности: русские, хакасы, мигранты. В ходе исследования удалось установить, что по типу национальности подростки выбирают различные стратегии поведения. Основой подростков-мигрантов выступают подростки из стран ближнего зарубежья: Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан. Но есть и представители европейской национальности, в частности немцы.

Подростки-хакасы стараются избегать конфликтов всеми путями, они самые редкие участники конфликтов. Чаще они выступают в роли свидетелей конфликтов, но и в разрешении конфликтов участия не принимают. Они просто безучастные наблюдатели в конфликтом взаимодействии своих сверстников.

Ни одна группа подростков не указала, что они являются частым участником конфликта, но зато указали, что являются достаточно частыми свидетелями конфликтных ситуаций (рисунок 4), что позволяет утверждать, что в многонациональной подростковой среде конфликт — не редкость.

Рисунок 4 — Как часто вы выступаете свидетелями конфликтов среди сверстников?, %

Причины столкновения между подростками-русскими и подростками-мигрантами является борьба за лидерство (рисунок 5,6) и обозначения правил группы в соответствии с национальностью. Обе группы подростков противоборствуют, стараясь навязать именно свои правила группе. Подростки-мигранты обозначают свое место и свои традиции, но русские подростки отстаивают правила, признанные в обществе. Но в этой борьбе, усугубляется внутриличностный конфликт у подростков-мигрантов, которые не могут контролировать ситуацию и начинают срываться, переходить к агрессивным формам решения конфликта, провоцируя сверстников на насилие.

Коммуникативный барьер — еще одна причина конфликтов между подростками разных национальностей. Подростки-мигранты плохо ориентируются в русском языке, не могут правильно построить собственное выражение и передать мысли, вследствие этого прибегают к постоянным вставкам в разговорной речи на родном языке, между собой подростки-мигранты также разговаривают на родном языке. Подростки-русские не понимают родной язык мигрантов, дразня их, провоцируя на конфликт. Каждый раз, как они слышат не русскую речь, начинают думать, что обсуждают их. Обижаются, злятся, начинают конфликтовать. Низкая коммуникативная компетентность не позволят подросткам разных национальностей выстраивать рациональный диалог, что порождает накал во взаимодействии и не желании идти на контакт.

Рисунок 5 — Причины возникновения конфликтов в подростковой среде по мнению русских подростков, %

Рисунок 6 — Причины возникновения конфликтов в подростковой среде по мнению подростков-мигрантов, %

В этой схеме в стороне находятся подростки-хакасы, у которых на первом месте стоят внутриличностные конфликты, порожденные сильными эмоциональными переживаниями (рисунок 7).

Так как подростки-хакасы не принимают участия в конфликтах, они становятся жертвами в конфликтных противостояниях между мигрантами и русскими. Отстраненность хакасов от участия в конфликте обусловлено тем, что подростки-мигранты с самого детства живут в многонациональном обществе, поэтому они весьма нейтральны к различным традициям, наиболее толерантны друг к другу.

Рисунок 7 — Причины возникновения конфликтов в подростковой среде по мнению подростков-хакасов, %

Подростки-хакасы становятся наиболее уязвимыми, так как предпочитают не поддерживать не одну из группировок, поэтому они становятся мишенью для демонстрации силы русских или мигрантов. Они становятся жертвами травли, но никак не понимают, почему именно они, и по-прежнему не стремятся объединиться ни с одной из группировок. Доведя ситуацию до конфликта, подростки разных национальностей так же по-разному выбирают стратегии поведения в конфликте. Так, русским подросткам характерен рациональный подход, они стремятся к переговорам, а подростки-мигранты стремятся сразу разговаривать на повышенных тонах (рисунок 8).

Так как подростки не слышат друг друга, конфликт набирает обороты, напряжение возрастает, конфликт переходит в драку. Подростки хакасы предпочитают всеми способами избегать конфликтов, что приводит не к разрешению конфликтных ситуаций, а к их замалчиванию. Поэтому подросткам-хакасам так характерны внутриличностные конфликты, которые разворачиваются на фоне замалчивания собственного мнения, собственной позиции и точки зрения.

Рисунок 8 — Способы реагирования на конфликтные ситуации подростков по национальности, %

Подростковый возраст характеризуется состоянием постоянного конфликтного взаимодействия в связи с высокой эмоциональностью. Эмоциональная нестабильность провоцирует подростков на не рациональные, импульсивные поступки. Подростки-мигранты подвержены резким эмоциональным перепадам, так как в новом для себя социокультурном пространстве они пытаются найти себя, пытаются не оказаться «за бортом». Но не только подростки-мигранты в этом возрасте эмоционально нестабильны. Всем подросткам характерна глубина переживаний ситуаций. Так же сильно подростки всех национальностей переживают и конфликтные ситуации, связанные с ними (рисунок 9).

Рисунок 9 — Долгота переживаний по поводу конфликта, %

Из представленных на диаграммах данных, можно сделать вывод, о том, что преподаватели школ не имеют должного представления о взаимоотношениях подростков разных национальностей. Работа по сплочению коллектива должным образом не ведется, что только усугубляет ситуацию противостояния между подростками-мигрантами и местным населением. Работа школьных служб примирения носит формальный характер и не решает проблемы конфликтного взаимодействия. Подростки-мигранты, находясь в ситуации маргинализации, в поисках новых ценностей и авторитета среди сверстников, используют неконструктивные формы межличностного взаимодействия, провоцируя тем самым конфликты, которых они сами не желают. Но не находя опоры в окружении, они способны замкнуться и перейти в состояние фрустрации, что только нарушит процесс их социализации и культурной адаптации в обществе.

3.2 Рекомендации по реализации восстановительного подхода в профилактики конфликтов среди подростков мигрантов

В основу разработки рекомендаций по реализации восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов (далее Рекомендации) легли результаты теоретического и эмпирического исследования.

Ранее в первой главе нами было определенно, что подростковый возраст — наиболее опасный период для резкой смены окружающей действительности. Подростковый возраст несет в себе риски дезадаптации в обществе и обесценивание старых норм и традиций. Все это усугубляется внезапной сменой жительства, сменой страны и ценностей, что приводит подростка к эмоциональному дисбалансу и порождает внутриличностные конфликты, которые обостряются при межкультурном взаимодействии со сверстниками. Все это приводит к тому, что подростки-мигранты становятся более замкнутыми, с нерешенными внутриличностными конфликтами и склонностью к конфликтному поведению, на фоне проблем социальной адаптации к новому обществу и отрицанию ценностей нового сообщества.

Концептуальные и технологические основы восстановительного подхода отражаются в его основных принципах: добровольность, информированность, нейтральность, конфиденциальность, ответственность, заглаживание вреда и самостоятельность службы. Основная суть медиации — создание таких условий, в которых возможен диалог двух сторон, и обидчик может не только признать вину, но и осознать ее, и взять на себя ответственность по исправлению результатов своего правонарушения. Существующая практика профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов демонстрирует недостаточную сформированность организационно-правовых норм в отношении данной категории, а также характеризуется как упущение системы по адаптации подростков-мигрантов. Система профилактики должна представлять собой межведомственный характер и определяться как вторичная и третичная профилактика, направленная в основном на профилактику рецидива. При этом система профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов должна быть также направлена на работу с семьей подростка для преодоления «стресса аккультурации» в целях адаптации.

В ходе эмпирического исследования было апробировано использование технологий в рамках восстановительного подхода через Case-технологию, а именно: проведение медиативной встречи с подростками посредством «челночной медиации».

Во время проведения эмпирического исследования, нами была выявлена конфликтная ситуация, участниками которой стали две девочки подросткового возраста (14 лет), одна из которых была русская, другая мигрант.

Основной причиной конфликта стало нелицеприятное высказывание русской девочки относительно девочки мигранта, а именно сравнение девочки-мигрантки и ее национальности с неправомерным поведением одного из представителей этноса. В новостной ленте, было сообщение, в котором говорилось о беспорядках на родине девочки-мигрантки. Русская девочка, объяснила ситуацию в стране, с помощью высказывания: «Поезжай к себе на родину, у вас там все такие, и ты такая!» На что девочка-мигрант ответила, что «нельзя судить всех по одному человеку». Преподаватель, который вел урок, на котором произошел данный инцидент, отметил, что «в каждой национальности есть плохие люди, но это не повод равнять всех под них».

Дальнейшее разрешение конфликтной ситуации не последовало, т.к. социальный педагог отметил, что «эта девочка из неблагополучной семьи, с ней нет смысла работать». Девочка-мигрант совершенно потерялась в классе, стала чувствовать себя не комфортно, потеряла контакты со сверстниками. В течение полугода, девочка-мигрант продолжала учиться в школе. Но улучшений не происходило. Родители девочки-мигранта, стали бояться за эмоциональное состоянии своей дочери, которая совершенно закрылась от сверстников и стала отдаляться от родителей, считая их причиной случившейся с ней ситуации. Для родителей здоровье дочери и благополучные отношения в семье стали ключевым моментом, поэтому они были вынуждены отказаться от работы в Абакане и уехать к себе на родину.

Работа с русской девочкой-подростком в школе по-прежнему не проводилась. У нее возникло еще несколько конфликтов со сверстниками, но школа продолжала бездействовать.

Данный случай был отобран на медиативную встречу в целях разрешения конфликтной ситуации и улучшения отношений в семье русской девочки. Форма проведения медиативной встречи — «челночная медиация» или медиация в письмах.

Медиация проводилась в три этапа.

Первый этап, подготовительный, заключался в разработке диагностической карты социально-психологического состояния ребенка и отношений в семье. На основе беседы с социальным педагогом и классным руководителем, в котором обучались обе девочки, было выявлено, что семья русской девочки в школе характеризуется как неблагополучная, склочная. По мнению специалистов, отношения в семье носят номинальный характер, родители воспитанием девочки не занимаются. Саму девочку охарактеризовали как склонную к конфликту, с малым кругом социальных контактов, неподдающуюся воспитанию. Конфликты вокруг нее возникают постоянно, девочка не толерантна.

С учетом этого описания нами была разработана карта социально-психологической диагностики подростка, в которой наиболее полно раскрываются мотивы вступления в конфликтную ситуацию и выявление последствий. Карта социально-психологической диагностики подростка направлена на раскрытие мотивов совершения конфликта, а также оценки взаимоотношений в семье, определения круга социальных контактов и выявление осознанности последствий конфликта.

Карта социально-психологической диагностики семьи направлена на выявление отношений в семье, с точки зрения родителей, и степени влияния родительского воспитания на подростка. Данная карта используется для сопоставления взглядов родителей и детей на климат в семье с целью наиболее полного раскрытия стиля воспитания. Также с помощью карты определяется осведомленность родителей относительно психологического состояния детей. Карта социально-психологической диагностики семьи позволяет демонстрировать родителям степень их ответственности за поступки детей, что помогает в определении стратегии разрешения конфликтов в будущем.

Второй этап, непосредственная работа с девочкой и ее семье. Основой этого этапа стали индивидуальные встречи с самой девочкой и ее семьей. В рамках второго этапа первоначально проводилась встреча с девочкой, для личного разговора, выяснения ее согласия участия в программе примирения, объяснения основных правил и принципов, а также целей данной программы и возможных вариантах разрешения конфликта. После получения согласия девочки на примирительной встрече, была проведена встреча с ее родителями, в целях поучения их согласия на участия в программе и объяснения основных правил.

После получения согласия девочки и ее семьи, было проведено две личные встречи с девочкой и две отдельные встречи с ее семьей. Во время проведения личных встреч с девочкой, была внедрена карта социально-психологической диагностики подростка, с помощью которой было выявлено, что девочка не доверяет родителям. Старается скрыть от них все самое важное, потому что не чувствует в них защиту. Девочка считала, что «мои бы родители не уехали ради меня». Друзей у девочки всего двое, именно с ними она делится своими переживаниями, но после инцидента с девочкой-мигранткой, ее подруги «как-то охладели к ней. Стали больше общаться между собой». Когда она поняла, что из-за нее пришлось уехать целой семье, то ей стало «плохо», ведь она «ляпнула не подумав», но показать это всем она не могла, так как считала, что это может подорвать ее авторитет в классе. В ходе индивидуальных встреч, девочка выразила желание поговорить с мигранткой, потому что она не хотела ее обидеть, на самом деле, она просто ничего не знала о культуре и традициях ее национальности.

Во время индивидуальных встреч с родителями было выявлено, что родителям «особо некогда» заниматься воспитанием дочери, ведь они мало зарабатывают, но много работают, чтобы обеспечить достойный уровень для своей дочери. Совместный отдых они не проводят, так как им «самим нужно отдохнуть», а дочь проводит время с подругами, на улице или у их подруг дома. Имена их помнят, но где живут и как зовут их родителе забыли. По словам родителей, если бы их дочь так обидели, они бы обязательно пришли в школу и разобрались во всем, потому что все что они делают. Они делают для нее. О конфликте родители узнали только от нас, во время первой установочной встречи в кабинете социального педагога. До этого, они не подозревали о проблемах дочери. Во время индивидуальных встреч, родители решили, что хотят больше времени проводить со «своей малышкой». Но как это сделать, они не знают, ведь они уже довольно продолжительное время не интересовались личными вопросами дочери, а она за это время закрылась от них.

После проведения отдельных индивидуальных встреч, было решено провести совместную встречу в рамках трансформационной модели «семейных конференций», на которую были приглашены родители, девочка, социальный педагог. В роли медиатор выступала Коровина Е.М., в роли куратора — Пустовойт Н.В. Основная цель «семейной конференции» — демонстрация отношения родителей к девочке. Во вступительном слове медиатор Коровина Е.М. сделала акцент на современном состоянии детско-родительских отношений и важности укрепления связи внутри семьи. В ходе медиации, девочка сначала была совершенно закрыта, она не хотела общаться с родителями, а родители просто твердили: «Ну мы же все для тебя делаем». Тогда медиатор стал задавать наводящие вопросы родителям: Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой? Что помогает вам справиться с трудностям на работе? Опишите, что вы чувствовали, когда у вас родилась дочь? Что вы чувствуете сейчас, глядя на нее? Что бы вы сказали ей, если бы знали, что видите ее в последний раз? Отвечая на эти вопросы, папа невольно заставил прослезиться и свою дочь, и жену. После чего начал сам, произвольно говорить дочери о своих чувствах.

Девочка, растроганная после слов отца, рассказала родителям, что даже завидовала девочке, ради которой родители все бросили и уехали. Но призналась в том, что ей очень стыдно за свой поступок. Родители девочки поддержали ее, а не отругали, как она думала. После беседы и социальный педагог понял, что семья девочки просто так защищала ее, не поддаваясь влиянию, родители просто отстаивали позицию своей дочери в любой ситуации.

В рамках программы медиации, семьей был определен план решения трудных жизненных ситуаций и налаживание контактов внутри семьи, основными элементами которого стали продолжение участия в программе «челночной медиации» для ликвидации последствий межнационального подросткового конфликта и семейный общий досуг.

Третий этап, проведение медиации, а именно написание письма девочке-мигрантке и отправка ей на родину. После проведения «семейной конференции» девочка взяла на себя полую ответственность за случившееся вместе со своими родителями. Осознав все последствия ситуации, девочка сама предложила написать письмо, чтобы извиниться перед эмигранткой, а ее родители приняли решение написать родителям девочки-эмигрантки. Письмо девочка написала дома, в нем она старалась объяснить, что сделала все это не специально, и она понимает, что вынудила все семью покинуть Абакан. Также девочка разъяснила, что впредь прежде чем сделать выводы, она будет узнавать культуру другой национальности. И отдельно подчеркнула, что будет весьма благодарна, если девочка-эмигрантка захочет продолжить общение с ней и познакомит ее с культурой своей страны. Родители принесли свои извинения родителям девочки-мигрантки за предоставленное неудобство и высказали свое одобрение и восхищение таким поступком ради дочери.

После написания письма и отправки его девочке-мигрантке, была проведена беседа рефлексия с девочкой и ее родителями, в ходе которой удалось выяснить, что и девочка, и родители испытали облегчения после отправки письма, а также за эти несколько дней они сблизились друг с другом, что не удавалось сделать последние несколько лет.

Также была проведена встреча-рефлексия с социальным педагогом школы, которая после проведения медиации в форме «семейной конференции», высказала мнение, что залог профилактики конфликтности в межнациональной среде — работа с родителями подростков по воспитанию толерантности внутри семьи и в первую очередь к друг другу. Социальный педагог отметила, что восстановительный подход позволяет охватить все сферы личности подростка и полностью раскрыть мотивы поступков.

На основе проведенного эмпирического исследования нами были разработаны рекомендации по реализации восстановительного подхода в профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов:

I. Для специалистов социальных служб, работающих с подростками-мигрантами и их семьями рекомендуем:

1. применять формы и методы восстановительного подхода в урегулировании последствий конфликтных ситуаций среди подростков-мигрантов;

2. проводить социально-психологическую диагностику подростка, выявлять факторы вступления в конфликтную ситуацию;

3. с согласия несовершеннолетнего и его семьи изучать условия его жизни и воспитания проводить социально-психологическую диагностику семьи;

4. координировать работу по профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов;

5. заниматься научно-методической работой для поиска и апробации наиболее эффективных способов профилактической работы с подростками-мигрантами.

II. Для социальных педагогов рекомендуем:

1. привлекать специалистов по социальной работе для комплексного урегулирования последствий конфликтных ситуации в идеологии восстановительного подхода среди подростков-мигрантов;

2. осуществлять программы сопровождения для полного исправления последствий конфликтных ситуаций среди подростков-мигрантов;

3. совместно с педагогом-психологом разрабатывать программы сплочения классного коллектива, направленного на воспитания толерантного отношения;

4. проводить внеклассные мероприятия для преодоления коммуникативного барьера между подростками-мигрантами и русскоязычными подростками.

Заключение

Проведение исследования по проблеме «Восстановительный подход в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов» позволяет сделать следующие выводы.

Социально-психологические особенности подростков-мигрантов выражаются в склонности к конфликтному поведению, на фоне проблем социальной адаптации к новому обществу и отрицанию ценностей нового сообщества, а также не принятии себя, недоверии к другим, что порождает развитие внутриличностных конфликтов, которые провоцируют подростка-мигранта и приводят к агрессивному поведению в ситуации конфликта.

Основными видами конфликтов в подростковой среде выступают внутриличностный конфликт, конфликты подросток-подросток, подросток-группа, подросток-взрослый, которые обусловлены личностным развитием и формированием системы ценностей. Причины возникновения межличностных конфликтов представляют собой желание перешагнуть действующий уровень социального развития, представить себя как самостоятельную, ответственную личность, способной к принятию решения, а также стремление к лидерству в группе для самоутверждения.

Под профилактикой конфликтов как направлением социальной работы понимается научно-обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных коллизий у отдельных индивидов и групп и включает в себя систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих развитию конфликтов. Главной особенностью профилактики конфликтов является своевременное вмешательство, для преодоления споров и препятствию деструктивных стратегий развития конфликта.

Концептуальные и технологические основы восстановительного подхода предполагают под собой не только определение понятия медиации — процесса, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт, но и определяются ее основные принципы (добровольность, информированность, нейтральность, конфиденциальность, ответственность сторон и медиатора, заглаживание вреда и самостоятельность служб примирения).

А также определяются формы, методы и программы проведения восстановительного правосудия в зависимости от классификации случая.

Отечественный опыт применения восстановительных технологий в сфере профилактики раскрывает основные подходы к организации профилактики на различных уровнях деятельности восстановительного подхода, показывает основные позиции этапов применения данного подхода. Анализ отечественного опыта позволяет увидеть снижение уровня конфликтности среди несовершеннолетних в регионах страны.

Результаты эмпирического исследования позволяют констатировать, что организация профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов является недостаточной, преподаватели школ не имеют должного представления о взаимоотношениях подростков разных национальностей. Работа школьных служб примирения носит формальный характер и не решает проблемы конфликтного взаимодействия. Подростки-мигранты находятся в поиске новых ценностей и авторитета среди сверстников, используют неконструктивные формы межличностного взаимодействия, провоцируя тем самым конфликтные ситуации.

Моделирование процедуры примирения в идеологии восстановительного подхода с применением на практике смешанных форм медиативных встреч демонстрирует, что медиативные встречи позволяют подросткам раскрыть мотивы своих поступков, принять на себя ответственность за разрешение последствий конфликтных ситуаций. Моделирование позволило определить место и роль восстановительного подхода в сфере профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов. В целом, результаты теоретического и эмпирического исследования легли в основу разработки рекомендаций по реализации восстановительного подхода в профилактике конфликтов среди подростков-мигрантов.

Данные рекомендации отражают принципы, процедуры, этапы и особенности реализации восстановительного подхода в сфере профилактики конфликтов среди подростков-мигрантов.

Таким образом, цели и задачи достигнуты. Перспективы определяются дальнейшей разработкой организационной модели восстановительного подхода в сфере профилактики и адаптации подростков-мигрантов при социальных службах на муниципальном уровне.

Библиографический список

Законы и иные нормативные акты

1. Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 13 июня 2012 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70188244/

2. Концепцией развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012-2020 гг) // Информационно-правовой портал «Консультант+». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW188;n=36561;dst=100008

3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы от 01 июня 2012 года. // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/ (дата обращения: 22.09.2013)

4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (действующая редакция от 08.08.2009 N 1121-р) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года// Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/. (дата обращения: 20.09.2013)

5. Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации от 17 марта 2009 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf . (дата обращения: 23.10.2013)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507. (дата обращения: 20.10.2013)

7. Федеральным законом №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 // Информационно-правовой портал «Гарант». [Электронный ресурс]. Режим доступа:. http://base.garant.ru/12177508/. (дата обращения: 05.11.2013)

Научная литература

8. Вестник восстановительной юстиции. Выпуск 6, 2006. под Редакторством Максудов Р.Р, Карнозова Л.М., Коновалов А.Ю. МОО Центр «Судебно правовая реформа», 2006 — 86 с.

9. Ковачик, П.А. Предупреждение и разрешение конфликтов / ПА. Ковачик, Н.Л. Малиева — М.: Институт психологии РАН, 2004

10. Покровская В.Л., Терентьева В.Е. Документы, сопровождающие деятельность школьных и муниципальных служб примирения в Пермском крае. Методические рекомендации. Издание 2-ое: дополненное и переработанное. АНО «Центр социально-психологической помощи населению», г. Пермь, 2009 г — 60 с.

11. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник материалов. Составитель и ответственный редактор Н.Л. Хананашвили. М.: Фонд «Новая Евразия», 2012 — 90 с.

12. Школьные службы примирения и профилактики межэтнических конфликтов./ Под общей редакцией Н.П. Хананашвили. М.: Благотворительный фонд «Просвещение», 2012 — 146 с.

13. Ардашкин И.Б.// Методы и технология социальной работы: Учебное пособие. — Томск: Изд. ТПУ, 2000. — 143 с.

14. Зайнышев И.Г.//Технология социальной работы — М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС Московский государственный социальный университет, 2002 — 239 с.

15. Холостова Е.И.//Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров/Под редакцией Е. И. Холостовой, Л. И. Кононовой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 478 с.

Статьи

16. Барканова О.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов/ О.В. Барканова, В.И. Петрищев//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева: Красноярск, 2013, №2(24), с. 151-159

17. Ибрагимов Ч.А. Внутриличностные и межличностные конфликты в подростковом возрасте / Ч.А. Ибрагимов// Культура и образование: от теории к практике: Издательство: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры», Киров, 2015, т.1, №1, с. 148 -152

18. Коновалов А.Ю. Обзор правовых документов, способствующих созданию служб примирения и применению медиации в системе образования / А.Ю. Коновалов// Вестник восстановительной юстиции: Межрегиональная общественная организация «Общественный центр «Судебно-правовая реформа», М.:2013, №10, с. 74-84

19. Куркина О.В. Опыт организации социально-психологической работы по профилактики правонарушений в подростковой субкультуре / О.В. Куркина// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук», М.: 2015, №11-7, с.114 — 118

20. Ларионова А.В. Социально-психологическая адаптация детей-мигрантов в системе дополнительного образования / А.В.Ларионова// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием под редакцией Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова: Челябинск, 2014, с. 288 — 293

21. Плотникова Е.С. Роль социального работникав школьной службе медиации / Е.С. Плотникова// Срецифика профессиональной деятельности социальных работников К 100-летию Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», Нижний Новгород, 2015, с. 337-340

22. Нечаев И.Д. Проблемы социальной профилактики в России / И.Д. Нечаев // Евразийский юридический журнал: Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2011, №42 — 105 с.

23. Овчинникова Т. Социально-психологические особенности подростков-правонарушителей — участников программ примирения/ т. Овчинникова // Вестник восстановительной юстиции: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2006, выпуск 6. — 86 с.

24. Пфау Т.В. Особенности социально-психологической адаптации подростков из семей мигрантов, проживающих в Республике Хакасия / Т.В. Пфау, Е.В. Пастухова//Современные тенденции развития науки и технологий: Белгород, Индивидуальный предприниматель Ткачева Екатерина Петровна, 2015, №5-4, с.125-128

25. Садовникова М.Н. Медиация и медиативные технологии в работе с детьми / М.Н. Садовникова// Глаголъ Правосудия: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Восточно-Сибирский филиал, Иркутск, 2014, №1(7), с. 95-97

26. Соколова В.Е. Проблемы формирования коммуникативной компетенции подростков / В.Е.Соколова// Культура и образование: от теории к практике: Издательство: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры», Киров, 2015, т.1, №1, с. 90 — 93

27. Тихонова И. В. Психологический анализ условий адаптации детей-мигрантов / И. В. Тихонова, Е. В. Куфтяк // Психология совладающего поведения: Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007, т. 13, с. 150 — 159

28. Цинченко Г.М. Социальная профилактика как технология социальной работы / Г.М. Цинченко // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 3: экономические, гуманитарные и общественные науки: Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна, 2010, №4. — 61 с.

29. Цицер Ю.А. Социально-психологические причины появления несовершеннолетних правонарушителей /Ю.А. Цицер// Культура и образование: от теории к практике: Издательство: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Вятский колледж культуры», Киров, 2015, т.1, №1, с. 93 — 97

Прочие источники

30. Косолапова Н.В. Ювенальная юстиция: от практического опыта к концептуальной модели// электронный научный журнал Социальные аспекты здоровья населения №4, 2007 (4).

[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru/content/view/43/30. (дата обращения: 23.05.2014)

31. Краевой информационный портал «Ювенальная юстиция в Пермском крае» Комплексной целевой программы «ПРАВОСУДИЕ И ДЕТИ» (Пермская модель ювенальной юстиции).

[Электронный ресурс]/. Режим доступа: http://jjpk.perm.ru/about/. (дата обращения: 20.02.2014)

32. Сущность и содержание социальной профилактики. Официальный сайт «Социальная работа» [Электронный ресурс]./ Режим доступа: http//soc-work.ru/article/495. (дата обращения: 01.06.2014)

Размещено на