Роль половозрастных и социальных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

РОЛЬ ПОЛОВОЗРАСТНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические основы психической адаптации детей дошкольного возраста

1.1Понятия и виды адаптации

1.2Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста

1.3 Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей дошкольного возраста

1.4 Социальная адаптация детей дошкольного возраста

1.5 Половозрастные особенности детей дошкольного возраста

2. Экспериментальная работа по изучению роли социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста

2.1 Цель, задачи, методы констатирующего эксперимента

2.2 Выявление уровня эмоционального благополучия (уровня тревожности, агрессивности, импульсивности) детей дошкольного возраста

2.3 Сравнительный анализ уровня эмоционального благополучия. социальных и половозрастных факторов

Заключение

Список литературы

Приложение № 1 Исследование уровня тревожности

Приложение № 2 Исследование уровня агрессивности

Приложение № 3 Исследование уровня импульсивности

Приложение № 4 Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Приложение № 5 Сводная таблица

ВВЕДЕНИЕ

Поступление ребенка в ДОУ — это новый этап его жизни. Ребенку нужно установить контакты со сверстниками и воспитателями, привыкнуть к режиму дня в детском саду и к новым условиям в нем. А для этого нужно время это и есть адаптация (привыкание) к детскому саду. Адаптация — это социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.

Под адаптированностью понимается такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социальные потребности.

Вопросы социальной адаптации ребенка и подростка в отечественной психологии разработаны детально Б.Г.Ананьевым, Л.И.Божович, В.В.Давыдовым. Однако исследования в современной психологии и педагогике продолжаются: изучаются условия и факторы, влияющие на психическую адаптацию детей дошкольного возраста В.Г.Бочарова, 1994; А.Л.Венгер 2001 и др. В статье Н. Васильевой и Н. Охотниковой (2010 г.) представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей психической и социальной адаптации в зависимости от половозрастных и социальных факторов. Авторы подчеркивают, что особенности адаптации детей дошкольного возраста имеют общепсихологическое значение.

11 стр., 5353 слов

Взаимосвязь психической атмосферы в семье и уровня психического развития ребенка

... Семья как источник психического здоровья ребенка. Дошкольный возраст как никакой другой ... уровень эмоционального благополучия и неблагополучия ребенка в семье. 2.3. Исследование уровня психического развития ребенка. Для исследования уровня психического развития ребенка использовалась методика уровня психического ... ход психического развития, способны серьезно нарушить социальную адаптацию ребенка, ...

Цель нашего исследования — явилось изучение роли социальной половозрастных факторов в адаптации детей дошкольного возраста.

Объект исследования — психическая адаптация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования — роль социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы считаем, что уровень психической адаптации детей дошкольного возраста зависит от социальных (состав семьи, образование родителей, материальный достаток семьи) и половозрастных факторов.

Задачи исследования:

1.Охарактеризовать особенности психической адаптации детей дошкольного возраста.

2. Рассмотреть эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей дошкольного возраста.

3.Изучить особенности социальной адаптации детей дошкольного возраста.

4. Выявить половозрастные особенности детей дошкольного возраста.

5. Провести экспериментальную работу по изучению роли социальных и половозрастных факторов в психической адаптации детей дошкольного возраста.

Структура работы: работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы из 29 источников, 5 Приложений, объем работы — 50 страниц.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные как теоретического, так и практического исследования могут быть использованы в работе воспитателем ДОУ, для разработки коррекционных мероприятий психологу и в качестве рекомендаций родителям.

1. ТЕОРТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1Понятия и виды адаптации

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили ...

Понятие «адаптация» пришло в психологию из физиологии, где оно означает стремление организма к достижению равновесия с внешней средой. В психологической науке в самом общем виде адаптацию определяют как процесс взаимодействия двух переменных: потребностей живого организма и особенностей среды его обитания.[6; c16]

Следует различать адаптацию как процесс, а адаптированность как результат этого процесса. Адаптация — социально — психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию приспособления. Хорошо адаптированным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Основные признаки эффективной адаптированности:

*адаптированность во «внеличностной» сфере. Ребенок получает знания, приобретает умения и навыки, добивается компетентности и мастерства в различных видах деятельности;

*адаптированность в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи с другими детьми и со взрослыми.

Критерии адаптированности (для удобства анализа проявлений конкретного ребенка) можно разделить на внешний и внутренний.

Внутренний критерий предполагает психоэмоциональную стабильность, состояние удовлетворенности, отсутствие дистресса, ощущение угрозы и состояния эмоционально — психологической напряженности. Внешний критерий отражает соответствие реального поведения личности установкам общества, требованиям среды, правилам, принятым в социуме, и критериям нормативного поведения. Другими словами, внутренний критерий связывается с психоэмоциональной стабильностью, а внешний отражает соответствие реального поведения личности социальным установкам. Дезадаптация по внешнему критерию проявляется как конфликтное или асоциальное поведение. При этом может иметь место внутренняя гармония личности, т. е. адаптированность по внутреннему критерию.

Системная социальная адаптация — это адаптация как по внутреннему, так и по внешнему критерию, т. е. способность личности к самоактулизации в гармонии с реальным социумом.

7 стр., 3057 слов

Особенности адаптации детей к отчиму, мачехе

... последствия и вышла в своем развитии в фазу стабилизации, то адаптация детей к новому члену семьи, принимающему на себя функции родителя, происходит ... воспитания, реализуемым в семье. 2 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ детей к отчиму, мачехе 2.1 Возраст детей Самая высокая адаптивность к новому браку у ... браке 4 2 Особенности адаптации детей к отчиму, мачехе 8 2.1 Возраст детей 8 2.2 Пол ребенка 9 2.3 История ...

При нарушении этой гармонии мы имеет дело с дезадаптацией. Чаще всего в поле зрения воспитателей попадают дети с нарушением адаптации по внешнему критерию. Ведут они себя вызывающе, неугомонно, от них трудно добиться подчинения правилам. Однако внимания заслуживают и другие дети — с признаками дезадаптации по внутреннему критерию. Имеются в виду те, кто много болеет, не участвует в общих делах и одиноко играет в сторонке, те, у кого снижено настроение. Их поведение не вызывает проблем — соответствует режимным требованиям. Однако состояние «несчастности», безусловно, свидетельство потребности в психологической помощи. «Адаптивное» поведение, которое проявляют эти дети, скорее приспособление к требованиям социума, чем истинная социальная адаптация.

Приведем примеры дезадаптивного поведения детей:

1. К занятиям интерес ребенок не проявляет, занимается посторонними делами. Первую половину он еще может усидеть на месте, но потом начинает крутиться, не слышит воспитателя и мешает вести занятия.

2. Ребенок послушен, ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями, ответственно относится к поручениям. Однако обращает на себя внимание тот факт, что он чрезмерно серьезен, почти никогда не шалит и не веселится.

3. У ребенка в группе совсем нет друзей; он «не вписывается» в коллектив сверстников, чаще всего играет или сидит один.

4. Ребенок чаще капризничает, плачет. Утром, после прощания с мамой, подолгу плачет, интереса к игрушкам или другим детям не проявляет. Когда успокаивается, то играет той игрушкой, которую принес из дома.

5. Ребенок не находит общего языка с группой детей, конфликтен, постоянно задирается, не прощает даже случайностей. Дерется зло и безжалостно.

Причины указанных нарушений различны. Можно с уверенностью констатировать: налицо дезадаптивное поведение, мешающее ребенку стать полноценным членом социума. Такое поведение вредит и коллективу, отвлекая всех участников от задач освоения социальных компетенций, и самому ребенку, не давая ему получить возможности получить полезные навыки и умения. Дать четкие советы в подобных случаях очень трудно. Ведь дезадаптация, результат целостного процесса личностного развития ребенка начинается с самого рождения.

6 стр., 2738 слов

Психологическая адаптация личности в условиях современного рынка

... самого пристального внимания именно со стороны психологов. Психологическую адаптацию личности в условиях современного рынка изучает экономическая психология. Экономическая психология необходима для ... механизмы и процессы, лежащие в основе экономического поведения.Психологическая адаптация личности в условиях современного рынка. Психология экономического поведения. Родоначальником научного подхода ...

Попытки повлиять на внутреннее состояние ребенка часто малоэффективны. Если воспитательные меры не приносят ожидаемого эффекта, ребенка следует направить в психологический центр для индивидуальной работы. В группе детского сада психологическая работа не должна проводиться. Детский сад — это прежде всего институт социализации, и его основная задача — приучения детей к социальным требованиям.

На что можно надеяться при соблюдении указанных простых условий? Постепенно установится равновесие между требованиями социума и возможностями самого ребенка. Требования, которые до этого предъявлял воспитатель как внешние, станут внутренними правилами самого ребенка. Именно это и есть цель воспитания, и истинная социально — психологическая адаптация. [6;с18].

Эффективность процесса адаптации человека в значительной мере определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья. Отсюда то пристальное внимание, которое уделяется разработке как аспектов адаптации, так и её видов: физиологической, психической, психологической, социальной, политической, географической, социально-психологической, трудовой (профессиональная).

Все эти виды взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому и рассматривать их следует комплексно. Однако для лучшего понимания опишем некоторые виды отдельно. Центральным для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая, социальная адаптация:

1. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребёнка. Если он хорошо приспосабливается к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят у него без особых проблем. Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, считать ребенка полностью адаптированным нельзя.

19 стр., 9433 слов

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детского организма к условиям дошкольного учреждения План адаптация дети дошкольный учреждение 1. Понятие адаптации . Факторы, утяжеляющие течение адаптационного периода . Классификация тяжести адаптации детей . Организация жизни детей в период адаптации в дошкольном учреждении ...

2. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость.

3. Психологическая адаптация заключается в приспособлении ребенка к изменившим условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную деятельность.

4. Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предполагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения. Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация — это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. [6;с 16]

1.2 Особенности психической адаптации детей дошкольного возраста

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать или не отдавать — рано или поздно возникает в семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Детский сад — это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Адаптация к дошкольному учреждению — сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад. В этом мы неоднократно убеждались, консультируя родителей и детей по поводу адаптации к детскому саду.

5 стр., 2338 слов

Психологические особенности обеспечения адаптации к новым условиям прохождения военной службы по призыву в общевойсковых подразделениях

... способностей, моральной нормативности, коммуникативных способностей, позволяет повысить возможности по их адаптации к условиям воинской службы, сохранить здоровье, прогнозировать их действия, проводить профориентацию ... считать точкой отсчета начало научного изучения проблем адаптации. Будучи исторически связанной с возникновением и развитием биологии, эта проблема является по существу эволюционной ...

Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым
сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам.
Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.[29]

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает анализ случаев консультативной практики — дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.

Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.[1;с 13]

Адаптация (от лат. — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.[16] Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико — психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

В этой работе выделяются следующие направления:

* подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

* организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

* контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Как определено научными исследованиями самый оптимальный возраст для адаптации в ДОУ — 6 месяцев, пока у ребенка еще не выработался стереотип на домашние условия. А самая критическая ситуация для адаптации — это возраст от 6 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Ребенок в период адаптации — живая стрессовая модель.

Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса:

1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3−5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. [11;с 10]

Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.

Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.

Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. К основным критериям адаптации относятся:

*поведенческие реакции;

* уровень нервно — психического развития;

* заболеваемость и течение болезни;

* главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:

1. Легкая адаптация:

-временное нарушение сна (нормализуется в течение 7−10 дней);

-аппетита (норма по истечении 10 дней);

-неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20−30 дней;

-характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

-функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2−4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2−3 недели нормативно).

2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20−40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30−40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30−35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения).

Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, — стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.[1;с14]

Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

-отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,

-наличие у ребенка своеобразных привычек,

-неумение занять себя игрушкой,

-отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,

-отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Выделяют факторы, влияющие на адаптацию детей дошкольного возраста:

— возраст ребенка;

— состояние здоровья;

— уровень развития;

— характеристика нервной системы;

— умение общаться с взрослыми и сверстниками;

— сформированность предметной и игровой деятельности;

— приближенность домашнего режима к режиму детского сада.[1;с121]

Проявлением дезадаптации ребенка могут стать частые соматические заболевания, нарушение сна, расторможенность или пассивность и т. д. Общеизвестно: степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье[5;с 100]

В нашем исследовании мы более подробно остановимся на социальных факторах, таких как состав и образование семьи, и половозрастных факторах.

1.3 Эмоциональное благополучие как показатель адаптации детей дошкольного возраста

Эмоциональное благополучие ребенка — это не только его положительные эмоции, это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру. Все это формируется, в первую очередь, благодаря матери ребенка, и в разной степени благодаря семье и ближайшему окружению. Основа эмоционального благополучия закладывается уже тогда, когда малыш находится в животике у мамы, поэтому будущей маме отводится важная роль в создании благополучия ребенка.

Понятие об эмоциональном комфорте, необходимом для психического развития, наличие потребности в безопасности и роль матери в их обеспечении, а также влияние этих структур на формирование базовых образований личности легли в основу теории привязанности (Дж. Боулби., М. Айнсворт).

На основе заботы и поддержки, оказываемых матерью в первый год жизни, у ребенка образуется привязанность к ней, как к объекту, эту поддержку обеспечивающему. Качества матери как объекта привязанности (ее физическая и психологическая доступность, а также качество и своевременность оказываемой поддержки) служат источником формирования поведения привязанности и базовой структуры личности (привязанности), обеспечивающей стратегическое отношение субъекта к миру и своему существованию в нем (базовая модель мира «Я -- Другой»).

Исследования привязанности у детей и взрослых установили ее роль в устойчивости к стрессам, связь качества привязанности с депрессивным складом личности, ее влияние на развитие родительских и супружеских качеств, устойчивость к невротическим расстройствам, формирование стиля мотивации достижений, а также наличие «циклов непрочной привязанности» в семейной истории.

В гуманистической психологии меньше внимания уделяется раннему онтогенезу, но выделяются состояние эмоционального комфорта и потребность в нем. А. Маслоу в своей иерархии потребностей человека выделяет потребность в безопасности, которая в раннем возрасте обеспечивается родителями. Это безопасность от страха, защита от боли, гнева, неустроенности. Она относится к потребностям первого уровня и должна быть удовлетворена после удовлетворения потребностей нужды (физиологических).

Удовлетворение потребности в безопасности служит необходимым условием для возможности удовлетворения потребностей второго уровня -- потребностей развития.

Общим заключением, следуемым из этих подходов, является констатация потребности ребенка в наличии и поддержании чувства безопасности и уверенности в его обеспечении со стороны взрослых, в первую очередь -- матери. Оно обеспечивается проявлением заботы взрослого и демонстрацией ребенку своего положительно-эмоционального отношения к нему. В результате у ребенка, во-первых, возникает и поддерживается чувство эмоционального комфорта, а во-вторых, возникает привязанность ко взрослому, который этот комфорт обеспечивает. Наличие привязанности ко взрослому и поведение привязанности обеспечивает ребенку уверенность в поддержке взрослого и своевременном ее получении.

В отечественной психологии традиционно упор делался на эмоциональные переживания ребенка во взаимодействиях со взрослым. Мать первоначально рассматривалась как источник стимуляции, обеспечивающий удовлетворение потребности во впечатлениях. В первые недели жизни поведение матери (проявление положительных эмоций во взаимодействии с ребенком) обеспечивает возникновение на основе потребности во впечатлениях потребности в общении (в форме эмоционального взаимодействия) [Л.И. Божович]. М.И. Лисина и ее последователи считают потребность в общении самостоятельной потребностью, но возникающей также в течение периода новорожденности на основе активного воздействия взрослого.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках тех направлений отечественной психологии, где искаженное материнско-детское взаимодействие рассматривается как источник нарушения эмоционально-личностной сферы и психического здоровья ребенка (в младенческом, дошкольном, предподростковом и подростковом возрастах).

Сюда относятся исследования родительского отношения, родительской позиции, стиля детско-родительских взаимодействий и т. п. В работах, относящихся к этим направлениям, выделяется базовое отношение к миру, которое формируется в раннем возрасте [А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г. В. Скобло и др.].

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г. А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом материнско-детского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Эмоциональное благополучие является одним из основных показателей психической адаптации ребенка. Если ребенок находится в нормальном, положительном состоянии, то адаптация у этого ребенка будет протекать легче. А если у ребенка есть признаки тревожности, агрессивности или импульсивности, то этому ребенку тяжелее адаптироваться в новой окружающей обстановке.

Тревожность — это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. [16] Признаки тревожности: повышенная возбудимость, напряженность, скованность; страх перед всем новым, незнакомым, непривычным; неуверенность в себе, заниженная самооценка; ожидание неприятностей, неудач, неодобрение старших; исполнительность, развитое чувство ответственности; безынициативность, пассивность, робость; склонность помнить скорее плохое чем хорошее.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители. [18]

Агрессивность — это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [16]. Первые признаки агрессивности наблюдается после двух с половиной лет. Какого ребенка называют агрессивным? Стремящегося намеренно причинять вред другому, обидеть, ударить, причинить боль, в том числе и посредством слов. Агрессивный дошкольник дразнит сверстников, выкрикивает обидные фразы, оскорбляющие другого. Он упрям и самонадеян, сначала выражает, а потом выслушивает. Чаще говорит «нет», чем «да».

Признаки агрессивности: упрямство, стремление возражать, отказываться; драчливость, вспыльчивость; приступы гнева, ярости, негодования; желание обидеть, унизить, оскорбить; властность, потребность настаивать на своем; эгоцентризм, неумение понять интересы другого; самоуверенность, завышенная самооценка. Такие дети нуждаются в стимуляции активности и раскрепощенности, им надо давать задание, предполагающие проявление инициативы и самостоятельности. Они очень нуждаются в поощрении и доброжелательном внимании, чтобы они почувствовали уверенность в собственных силах.

Обязательно нужно попытаться разобраться в семейных проблемах агрессивного ребенка. Семья, в которой бытуют жесткие, суровые взаимоотношения, создает условия для роста агрессивности. Унижать, наказывать ребенка, требовать покорности и беспрекословного послушания — значит своими руками культивировать несдержанность и злобность. Нужно постараться убедить родителей дошкольника, что только совместные усилия, терпение и вера в успех помогут подготовить ребенка к школьной жизни.

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их. [5]

Импульсивность — это характерологическая черта человека, проявляющаяся в его склонности к быстротечным, непродуманным действиям и поступкам. [16] Это особенность поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению. Импульсивный человек никогда не обдумывает свои поступки, не сдерживает эмоций, не контролирует поведение с учетом интересов окружающих.

В отличие от взрослых все дошкольники импульсивны, но степень импульсивности разная. Импульсивность как индивидуальная особенность зависит от врожденных свойств нервной системы и фиксируется с начала второго года жизни ребенка. Признаки импульсивности: неумение ждать, нетерпеливость; вспыльчивость, несдержанность, раздражительность; легкая переключаемость внимания, отвлекаемость; беззаботность, легкомыслие, безответственность; нелюбовь к однообразной, скрупулезной работе; жажда новых впечатлений, перемен.

Общаясь с импульсивным дошкольником, поощряйте его во всех случаях, когда он пытался сдержаться, когда делал пусть робкие попытки подождать, когда выражал желание остановить себя, предупредить срыв. Не торопись возражать, что такого не бывает. Почаще обращайтесь к играм, в которых ребенку легче взять себя в руки. Обучайте игровым приемам отвлечение от соблазнов. В играх импульсивному ребенку можно поручить роль командира или его помощника. [18]

Условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой — особенностях внутреннего мира ребёнка.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка [25;с80]. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворённость ребёнка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребёнка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризует неуверенность малыша, чувство незащищённости, иногда страх в связи с отрицательным отношением взрослого.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения [25;с87].

К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые, агрессивные. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов эмоции детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слезами, грубость. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и прочее. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьёзными или незначительными причинами, однако, быстро вспыхивая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению. Как правило, обида, недовольство, неприязнь и так далее надолго сохраняются в их памяти, но при их проявлении дети более сдержаны. Такие дети характеризуются обособленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворённостью отношениями со взрослыми или сверстниками. Острая восприимчивость ребёнка, его чрезмерная впечатлительность могут привести к внутри личностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребёнка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов).. [28].

Родительский дом для ребенка — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывается фундамент важнейших человеческих качеств. И, чтобы фундамент этот был прочным, семья должна быть благополучной. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или не полной. [26;с104]

Таким образом, на эмоциональное благополучие ребёнка оказывает воздействие ряд различных причин, а нарушения могут быть вызваны разными причинами. Установки, по мнению Н.Л.Кряжевой, — это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире

В нашей работе критерием психической адаптации дошкольников является их уровень эмоционального благополучия: уровень агрессивности, тревожности, импульсивности.

1.4 Социальная адаптация детей дошкольного возраста

психический адаптация дети эмоциональный

Сам термин «адаптация» вошел в научный обиход в 30-е годы 20 века. Первоначально этой проблемой занимались биологи, которые под адаптаций понимали «приспособляемость организма к условиям внешней среды» или «взаимодействие организма со средой в условиях определенной экосистемы». Под социальной адаптацией понимается приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевая пластичность поведения, интеграция личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятия норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия

Адаптивный процесс имеет определенные стадии развития:

1) Фиксация социального несоответствия;

2) Стресс — синдром и активизация всех систем организма и личности;

3) Перестройка поведения в соответствии с новыми условиями;

4) Ускоренное развитие адаптивных возможностей, когда проявляется личностный рост;

5) Достижение адаптивного равновесия, или истощения адаптивного потенциала и старт процесса социальной дезадаптации. [12;с36]

В современном педагогическом контексте социальная адаптация представляет собой гармонизацию отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними, именно в этом и проявляется существенный результат социализации, воспитания, самовоспитания и саморазвития личности. Социализация и социальная адаптация существует в едином пространстве, в единых условиях.

В социуме ребенок проявляет и утверждает своё «Я», обретает свою социальную сущность. В таких случаях говорят «среда воспитывает», имея в виду, что ребенок прожил тот спектр социальных отношений, который ему представило социальное пространство. К слагаемым социального пространства, которые оказывают формирующее и развивающее влияние на личность, относятся в первую очередь, контактные повседневные группы, в которых протекает реальная жизнь ребенка. Это — семья, детский сад, двор, школа, дом творчества, спортивная секция, клуб, студия. Во многом выраженность влияния повседневной группы на личностное становление ребёнка индивидуальна и в некоторой степени определяется его возрастом. Для малыша решающим будет семейное психологическое пространство. Его влияние первичны. Родители являются первыми воспитателями ребёнка и представителями социума, помогающими детям входить в сообщество людей, быстро адаптироваться к его особенностям.

Особое значение для социализации и социальной адаптации имеет дошкольный возраст, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности. Дошкольнику совсем скоро предстоит войти в новое пространство жизни — школьное. Картина мира будет расширяться и обогащаться, способы её познания, присвоения социального опыта совершенствоваться. Процессы социализации и социальной адаптации вносят в мир детства взрослые формы постижения мира, более рациональные способы его познания, накладывают на ребёнка ответственность за успехи в деятельности и способы адаптации в социуме. Поэтому именно в дошкольном возрасте перед педагогами и родителями стоит задача подготовить ребёнка к этому новому этапу в его жизни.

Успех социальной адаптации, и как следствие социализации, во многом определяется взаимоотношениями между детьми в группе дошкольного учреждения, в первом классе общеобразовательной школы.

Через контакты со сверстниками у ребёнка формируются умения воспринимать и адекватно оценивать себя и других. Успешной адаптации ребёнка способствует благоприятная атмосфера дружбы, заботы друг о друге. Общение в этих группах необходимо строить таким образом, чтобы дети становились равноправными участниками жизни социума. Задача организовать такие отношения, которые бы обеспечивали личностный рост ребёнка, лежит на плечах взрослого и, прежде всего, педагога. Помочь в работе психологу, логопеду, воспитателю или учителю могут различные игровые упражнения, их можно включить в любое занятие или использовать в повседневной жизни вне занятий. В процессе их разработки, были использовали материалы О. Н. Бережной, А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, А. С. Спиваковской, Т. А. Тарасовой, М. И. Чистяковой. Особенно актуальны такие упражнения для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в детском саду, группы подготовки к школе. [12;с36] Также на адаптацию влияет полная — неполная семья, образования родителей, группа здоровья детей, достаток семьи, эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, процессы социализации и социальной адаптации детей в современных условиях протекают непросто, поэтому дошкольникам необходимо более активно помогать развивать потребности и умения взаимодействовать с другими людьми.

1.5 Половозрастные особенности детей дошкольного возраста

В отечественных исследованиях, посвященных половому воспитанию дошкольников (В.Е. Каган, Д.Н. Исаев, Д.В. Колесов, В.С.Мухина, Т.А. Репина, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), изучались особенности развития личности мальчика и девочки дошкольного возраста, рассматривались половозрастные, психосексуальные особенности дошкольника, характер взаимоотношения между детьми.

Отношение исследователей, впрочем как и практиков, к половому воспитанию детей дошкольного возраста, к используемой при этом терминологии неоднозначно. Одни из них в частности В.Е. Каган, О.К.Лосева и др., высказываются за половое воспитание, признавая важным сообщение ребенку соответствующей информации в разумных пределах, хотя и оно шокирует отдельных педагогов и родителей. Другие, прежде всего Т.А. Репина и представители ее научной школы, считают целесообразным обсуждать вопросы полоролевого воспитания, исключая сексуальное просвещение — сведение о сексуальных отношениях полов и о репродуктивных функциях человека.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико. Но не случайно, по утверждению исследователей этой проблемы, человечество никогда не позволяло себе забывать о важности подготовки мальчиков и девочек к взрослой жизни.

Уже в 6 — 7 месяцев ребенок отличает мужчин от женщин, т. е. пол людей, по внешнему виду, фиксируя их различия в том числе и по половому признаку. На втором году жизни, еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», ребенок знает, кто он мальчик или девочка. Но в этом возрасте, а зачастую и более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек.

Половое воспитание происходит по типу отождествления ребенком себя с родителем своего пола и подражания ему. Сын в поведении отца находит образец своей собственной половой роли, в образе матери — прообраз своей будущей избранницы. То же самое можно сказать и о дочери: образцом поведения для нее служит мать, прообразом будущего избранника — отец. Поэтому оптимальный вариант для полоролевого развития ребенка — наличие в семье обоих родителей. При отсутствии одного из родителей, например отца важно, чтобы в той или иной мере его замещал другой взрослый — родственник, друг, воспитатель.

Организация полового воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого-либо из ее компонентов и требующей высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещение родителей.

Половое воспитание детей направленно на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В.Кудрявцевой (полоролевое воспитание девочек), Л.А.Артюновой, Н.К.Ледовских, выполненных под научным руководством Т.А.Репиной, других ученых, а также практическими работниками. [25;12]

В дошкольные годы, идет интенсивный процесс становление самосознания. Важный компонент развития — осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение же образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

Процесс половой социализации осуществляется не только через семью, но и через сверстников. Группа детского сада — это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно — ролевой игры. Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью. Во — первых, сюжетно — ролевая игра — особенно к середине дошкольного возраста — достигает своей развитой формы, и дошкольнику необходимы равные партнеры, у кого такие — же интересы, переживания, т. е. интересы отличные от взрослых. Во- вторых, под влиянием интенсивно формирующегося самосознания возникает потребность сравнить себя с образцом более близким и доступным, чем взрослый.

В чем цель полоролевого воспитания? Подготовить к жизни счастливого, эмоционально благополучного ребенка, адекватно осознающего и переживающего свои психологические и физические индивидуальные особенности — мужские или женские. Ребенка, осваивающего способ полоролевого взаимодействия, в диалоги со взрослым овладевающего ценностями, смыслом полоролевого поведения, саморегуляцией полоролевой деятельности; стремящегося к самореализации богатства внутреннего мира. В соответствии с этим детство рассматривается нами как личностное пространство становления образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта; как пространство, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д. [20;с38]

Исследования О.Б. Овчинниковой, М.В. Кузнецовой показали, что адаптационный период привыкания детей к детскому саду в группе мальчиков был в целом не более двух недель. Учитывая тот факт, что в младшем дошкольном возрасте мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, можно сделать вывод, что адаптация у них прошла очень успешно. В играх мальчики требуют много пространства, как горизонтального так и вертикального. Игры активные, энергичные, опираются на дальнее зрение. Для детей характерно узнать как можно больше об играх, в которые они играют. В играх они комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Плановость и согласованность игровых действий сочетается с импровизацией.

Мальчишки предпочитают игрушки, которые готовят их быть деятельными в реальной жизни. На занятиях мальчики способны дать несколько вариантов ответа, нестандартно и интересно мыслят. Замечено: чтобы заинтересовать мальчишек, учебный материал нужно чуть-чуть «недообъяснить», т. е. привнести таинственность в получении новой информации.

Мальчики чаще ведут себя шумно, импульсивно, они непоседливы и прибегают к различным уловкам для привлечения к себе внимания. У них отмечается значительная потребность в установлении и расширении контактов с окружающими, стремление к самоутверждению. У мальчиков достаточно высокая речевая активность, как на занятиях, так и в повседневной жизни. [17;с32]

Исследования Э. С Сахаровой, Е.И. Захаровой, Т.В. Васиной показали, что у девочек восприятие более детализировано, отсюда склонность к внешнему упорядовачинию; мышление полушарное, конкретное и прагматичное, которое ориентирует их на получение результата; ответы более однотипны; узкие границы пространства деятельности; более узкий по сравнению с мальчиками круг интересов, которые направлены больше на человека и сферу его бытия; однообразные виды деятельности;

Девочки меньше волнуются по поводу внешних проблем, переживают о своих, личных, семейных; труднее справляются с задачами, требующими пространственного представления; не очень склонны к преобразующей, реформаторской деятельности; предпочитают запоминать, а не понимать; лучше решают однотипные задачи. [21;11]

Н. Васильева, Н. Охотникова, изучая особенности адаптации детей разных возрастов, отмечают, что для четырехлетних детей наиболее характерны беспокойство, отчуждение, проблемы со сном, аффективные проблемы, при этом уровень дезадаптации увеличивается в процессе взросления. У детей 6 лет наиболее часты проявления эмоциональной реактивности, соматические жалобы, отчуждение, аффективные проблемы, тревожность. Мы полагаем: факты эти объяснимы активно проходящим в это время процессом социализации.

Дети 6 лет готовятся к поступлению в школу, следствием чего является увеличение внешних и внутренних требований, что может приводить к увеличению проявлений дезадаптации. [7;с38]

Мальчики кратковременно, но ярко реагируют на любой эмоциональный фактор и нуждаются в том, чтобы быстро снять напряжение, переключится на какую — нибудь продуктивную деятельность. В ответ на долгие нотации взрослых они «отключают» слуховое восприятие, не воспринимают информацию. У девочек же резко нарастает общая активность всех структур мозга — они готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. На долгие нотации взрослых девочки реагируют слезами, гневом.[14;с 50]

Теоретическое положения о механизмах становления полоролевого образа изложены в исследованиях зарубежных и отечественных ученых: З. Фрейда, У. Бронфенбраннера, Ф. Додсона, Б. Спока, Э. Эриксона, Д.Н.Исаева, В.С.Мухиной, Т.А. Репиной, Л.И.Столярчук и др.

Формирования образа Я — Мальчика, девочки — ученые рассматривают как:

* процесс идентификации с родителями;

* условную связь между подражанием образцам мужского и женского поведения и их социальным подкреплением;

*организацию познания социального мира в ходе исполнения роли своего пола;

*процесс влияния социальных ожиданий общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально — культурной матрицей и находят свое отражение в процессе воспитания.

Пространство полоролевого воспитания осуществляет воспитательное воздействие через семью, учреждение образования, социокультурную сферу, открытую социальную среду. К главным функциям пространства полоролевого воспитания относятся: расширение возможностей личности (мальчика, девочки); накопление полоролевого опыта; овладение идеалами (мужественности, женственности), принятым в обществе, осознание многогранности мужских и женских проявлений; развитие интереса к познанию полоролевой, семейно — бытовой, и нравствен — этической культуры; умение решать возникающие в жизни реальные проблемы, связанные со взаимоотношением полов.

Таким образом, теоретическое исследование проблемы показало, что под психической адаптацией детей дошкольного возраста следует понимать, что дети адаптируются к новым требованиям окружающей среды. На психическую адаптацию влияют множество факторов, в том числе полная — неполная семья, образование родителей, группа здоровья детей, материальное положение семьи, а также влияет пол и возраст ребенка. Показателем адаптации детей дошкольного возраста может служить уровень эмоционального благополучия, для его практического изучения используются методики, выявляющие уровни агрессивности, тревожности и импульсивности детей дошкольного возраста.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ СОЦИАЛЬНЫХ И ПОЛОВОЗРАСТНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХИЧЕСКОЙ АДПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Цель, задачи, методы констатирующего эксперимента

Целью данного исследования явилось изучение роли социальных и половозрастных факторов в адаптации детей дошкольного возраста.

В задачи экспериментального исследования входило:

1) Охарактеризовать группу детей дошкольного возраста с учетом социальных и половозрастных факторов.

2) Выявить уровень эмоционального благополучия (уровень тревожности, агрессивности, импульсивности у детей) как показателя адаптации детей дошкольного возраста.

3) Выявить роль социальных и половозрастных факторов в адаптации детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования — мы считаем, что уровень психической адаптации детей дошкольного возраста зависит от социальных (состав семьи, образование родителей, материальный достаток семьи) и половозрастных факторов.

Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анкетирование, тестирование, проективный метод.

Методики:

1) Анкета для родителей «Давайте познакомимся» (см.Приложение4).

2) Тест на определение тревожности (см. Приложение 1).

3) Тест на определение агрессивности (см. Приложение 2).

4) Тест на определение импульсивности (см.Приложение3).

5) Рисуночный тест «Несуществующее животное» (М.З.Друкаревич).

В исследовании приняли участие 17 детей, из них 9 мальчиков и 8 девочек в возрасте от 4 до 6 лет. Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения «Солнышко» в поселке Самодед Архангельской области. Все дети посещают дошкольное учреждение и не имеют серьёзных физических или психических отклонений в развитии (см. табл.1).

Таблица 1 Характеристика выборки

Характеристика

Количество детей

Возраст детей:

4года

5 лет

6 лет

6

5

6

Пол

мальчики

девочки

9

8

Семья

Полная

неполная

13

4

Достаток семьи

Хороший материальный достаток

Средний материальный достаток

Малообеспеченные

-

8

9

Образование родителей

Неоконченное высшее

Среднее (обо родителя)

Среднее (у одного из родителей)

Неполное среднее (9кл.)

1

7

3

6

Состояние здоровья

1гр.

2гр.

3гр.

Частые простудные заболевания

-

15

2

6

Из таблицы № 1 видно, что в полной семье воспитываются 13детей, в неполной — 4 ребенка. Половина семей считаются малообеспеченными и половина имеют средний материальный достаток. Преобладает среднее специальное образование родителей (7 семей), однако 6 семей имеют образование 9 классов. Таким образом, в нашем исследовании участвуют достаточно разнородные группы, отличающиеся по таким критерием как состав семьи, образование родителей.

2.2 Выявление уровня эмоционального благополучия (уровня тревожности, агрессивности, импульсивности) детей дошкольного возраста

Мы определили, что уровень эмоционального благополучия как показателя психической адаптации будем рассматривать с точки зрения признаков тревожности, агрессивности, импульсивности.

Для выявление у детей уровня тревожности нами была использована методика Г. П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко. На данный опросник отвечали родители и воспитатель (см. приложение № 1)

В результате исследования мы установили, что с высоким уровнем тревожности не выявлено ни одного ребенка, со средним уровнем 10 детей — из них 6 мальчиков и 4 девочки; с низким уровнем тревожности 3 мальчика и 4 девочки (табл.2).

Таблица 2. Уровень тревожности

ФИО

Баллы

Уровень

Тревожности

Билина Вера

6

Низкий

Билин Миша

8

Средний

Карча Диана

5

Низкий

Карча Дарина

9

Средний

Мезенцева Лера

7

Средний

Темкина Слава

12

Средний

Мельник Яна

6

Низкий

Огаркова Саша

7

Средний

Южаникова Лера

1

Низкий

Ромин Дима

7

Средний

Окунев Максим

7

Средний

Максимов Миша

3

Низкий

Лукачев Илья

11

Средний

Бельбаум Артем

7

Средний

Турухин Даня

7

Средний

Серанов Женя

5

Низкий

Зеленов Сережа

2

Низкий

Также для выявления уровня тревожности был использован проективный тест «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич).

Цель методики — выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов. Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе.

Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела. Выполнение задания оценивалось в баллах.

1 — Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы.

0.5 — Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш.

0 — Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.

После проведение задания были проанализированы рисунки (табл.3).

В результате исследования данной методики (М.З.Друкаревича), ни один из детей не отказался от выполнения данного задания. 3 девочки с заданием справились очень хорошо, им был поставлен 1 балл. Они самостоятельно нарисовали животное, в центре листа, среднего размера, ровной линией и четким закрашиванием без пробелов. А другие дети нуждались в небольшой помощи, животное расположено не в центре листа и у них наблюдался сильный, слабый или прерывистый нажим на карандаш.

Таблица 3. Результаты исследования по тесту «Рисунок несуществующего животного»

Ф.И.О.

Баллы

Билина Вера

0,5

Билин Миша

0,5

Карча Диана

0,5

Карча Дарина

1

Мезенцева Лера

0,5

Темкина Слава

0,5

Мельник Яна

0,5

Огаркова Саша

1

Южаникова Лера

1

Ромин Дима

0,5

Окунев Максим

0,5

Максимов Миша

0,5

Лукачев Илья

0,5

Бельбаум Артем

0,5

Турухин Даня

0,5

Серанов Женя

0,5

Зеленов Сережа

0,5

Итак, исследования тревожности показало, что у большинства детей проявление тревожности находится на среднем уровне.

Для выявление у детей признаков агрессивности нами была использована методика Г. П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко. На данный опросник отвечали родители и воспитатель (см. приложение № 2).

В результате исследования мы установили, что со средним уровнем агрессивности — 9 детей, из них 6 мальчиков и 3 девочки. С низким уровнем агрессивности 3 мальчика и 5 девочки — это дети, которые не могут постоять за себя и за других в нужную минуту, они всегда со всем соглашаются и у них проявляется некоторая заторможенность в поведении (табл.4).

Таблица 4. Уровень агрессивности

Ф.И

ребенка

баллы

Уровень

Агрессивности

Билина Вера

2

Низкий

Билин Миша

9

Средний

Карча Диана

7

Средний

Карча Дарина

7

Средний

Мезенцева Лера

2

Низкий

Темкина Слава

8

Средний

Мельник Яна

2

Низкий

Огаркова Саша

2

Низкий

Южаникова Лера

2

Низкий

Ромин Дима

7

Средний

Окунев Максим

2

Низкий

Максимов Миша

5

Низкий

Лукачев Илья

9

Средний

Бельбаум Артем

8

Средний

Турухин Даня

7

Средний

Серанов Женя

7

Средний

Зеленов Сережа

2

Низкий

Для выявление у детей признаков импульсивности нами была использована методика Г. П. Лаврентьевой, Т.М.Титаренко. Результаты исследования показали, что преобладает средний уровень импульсивности — 11 детей (5 мальчиков и 6 девочки); с низким уровнем импульсивности 6 испытуемых (4 мальчика и 2 девочки) (табл.5).

Таблица 5. Уровень импульсивности

Ф.И

ребенка

баллы

Уровень

Импульсивности

Билина Вера

9

Средний

Билин Миша

13

Средний

Карча Диана

7

Средний

Карча Дарина

11

Средний

Мезенцева Лера

5

Низкий

Темкина Слава

11

Средний

Мельник Яна

6

Низкий

Огаркова Саша

8

Средний

Южаникова Лера

7

Средний

Ромин Дима

7

Средний

Окунев Максим

5

Низкий

Максимов Миша

5

Низкий

Лукачев Илья

13

Средний

Бельбаум Артем

13

Средний

Турухин Даня

8

Средний

Серанов Женя

4

Низкий

Зеленов Сережа

6

Низкий

Полученные данные свидетельствуют, что уровень эмоционального благополучия у большинства дошкольников средний (средний уровень тревожности, агрессивности, импульсивности), т. е. адаптация протекает у этих детей нормально, на эмоционально — положительном фоне.

В то же время у 7 детей наблюдается низкий уровень тревожности, что говорит о том, что дети слишком беззаботны и требуют от взрослых много контроля. Они не учатся на собственных ошибках, моментально забывают о предостережениях, былых падениях, ожогах, травмах и неудачах. С этими детьми нужно поработать, чтобы научить их навыкам самоконтроля; низкий уровень агрессивности наблюдается у 8 детей, что говорит о том, что эти дети не умеют постоять за себя и других, они стараются всегда оставаться в тени. Их пассивность, несамостоятельность, нерешительность и некоторая заторможенность мешают развитию произвольной регуляции поведения, столь важной при подготовке к школе. Такие дети очень нуждаются в поощрении и доброжелательном внимании, чтобы чувствовать уверенность в собственных силах. Низкий уровень импульсивности наблюдается у 6 детей, что говорит о том, что эти дети ни чем не интересуются и у них нет ни какой любопытности. Эти дети труднее адаптируются, им нужно предлагать различные интересные, развивающие игры.

2.3 Сравнительный анализ уровня эмоционального благополучия. социальных и половозрастных факторов

Для более детального изучение роли социальных и половозрастных факторов нами был проведен сравнительный анализ (см. Приложение5, табл.6).

Установлено, что у детей из неполных семей чаще встречается средний уровень тревожности, но низкий уровень агрессивности и импульсивности (4человека).

Кроме того у родителей с неполным средним образованием (5человек) дети менее эмоционально благополучны (низкий уровни агрессивности и импульсивности), т. е. социальные факторы, такие как состав семьи и образование родителей скорее всего оказывают влияние на адаптацию. Эти дети не всегда не умеют постоять за себя и других, они стараются всегда оставаться в тени, им не хватает родительской заботы и внимания, меньше других интересуются окружающим миром. В связи с этим у них чаще возникают трудности в социальной адаптации.

Мы сопоставили распределение уровня эмоционального благополучия в группах мальчиков и девочек, т. е. рассматривали влияние пола на уровень психической адаптации (табл.7)

Таблица 7. Распределение уровня тревожности, агрессивности среди мальчиков и девочек

Признак

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

мальчики

девочки

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Тревожность

3

4

6

4

-

-

Агрессивность

3

5

6

3

-

-

Импульсивность

4

2

5

6

-

-

Низкий уровень тревожности и агрессивности чаще встречается у девочек, чем у мальчиков. Также у девочек выше уровень импульсивности. Т. е. девочки более беззаботны и требуют от взрослых больше контроля, эти девочки чаще не возражают и не умеют постоять за себя. У них могут возникать определенные трудности в психической адаптации: будут испытывать трудности при поиске самостоятельного решения задачи, у них более узкий круг интересов. В то же время девочки более чувствительны, внимательны к окружающим, чем мальчики, в связи с этим социальная адаптация (адаптация к коллективу) у девочек протекает легче.

При сравнении уровня эмоционального благополучия в зависимости от возраста детей различий не обнаружено.

Таким образом, практическое исследование показало, что уровень психической адаптации детей дошкольного возраста зависит от состава семьи и образования родителей (социальных факторов), от пола ребенка, т. е. гипотеза нашла частичное подтверждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «психическая адаптация» является одним из центральных как в психологической, так и социальной работе. Проблема адаптации к социуму — одна из самых важных в педагогике и психологии. Обобщая результаты исследования, можно сделать следующее заключение:

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада.

Эмоциональное благополучие является одним из основных показателей психической адаптации ребенка. Если ребенок находится в нормальном, положительном состоянии, то адаптация у этого ребенка будет протекать легче. А если у ребенка есть признаки тревожности, агрессивности или импульсивности, то этому ребенку тяжелее адаптироваться в новой окружающей обстановке.

Дошкольный возраст имеет особое значение для социализации и социальной адаптации, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы развития личности.

Ведущая роль в половом воспитании детей принадлежит семье, которая опирается на значительную помощь дошкольного образовательного учреждения. Значение полового воспитания в жизни человека очень велико.

Половое воспитание детей направленно на формирование у представителей противоположного пола начал мужественности и женственности.

Практическое исследование показало, что уровень психической адаптации детей дошкольного возраста зависит от состава семьи и образования родителей (социальных факторов), от пола ребенка, т. е. гипотеза нашла частичное подтверждение.

Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у детей положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания, а также социальные условия семьи.

Полученные результаты раскрывают особенности адаптации детей дошкольного возраста, что имеет общепсихологическое значение. Кроме того, данные результаты могут быть использованы в области практической работы — позволят проводить обоснованную психопрофилактическую работу с детьми в зависимости от их половозрастных и социальных характеристик.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: Управление процессом, диагностика, рекомендации/ авт. Сост. Н.В.Соколовская.- Волгоград: Учитель,-2008.-188с.

2.Абдрашитова А.В. Половое воспитание дошкольников// Дошкольная педагогика.-2009.-№ 3.-с.13−18.

3.Айсина, Р.М. Социализация и адаптация детей раннего возраста./ Ребенок в детском саду.-2003.-№ 6.-с.46−50.

4.Авдеева. Н. Н, Хохлачева. И.В. Особенности привязанности ребенка к матери. /Психологическая наука образования.-2010.-№ 3. -с.97−104.

5.Баданина Л. Организация адаптации родителей к детскому саду//Дошкольное воспитание.-2007.- № 5.-с.100−102.

6.Васильева. Н. К вопросу о социально-психологической адаптации./Дошкольное воспитание.-2010.-№ 8.-с.16−18.

7.Васильева, Н. Охотникова. Н. К вопросу о психической адаптации детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание.-2010.-№ 2.-с35−38.

8.Ватугина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателя детского сада. / Под ред. Л.И.Каплан.- М.: Просвещение, 1983.-80с.

9.Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре// Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение. 1993.- 128с.

10.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студ. высших учебных заведений, — М.: Издательский центр «Академия», 2004.-288с.

11.Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: Занятия, игры, упражнения — Санкт — Петербург, Изд-во «Речь», 2002.- 85с.

12.Лебедева. Т.П. Социализация и социальная адаптация ребенка дошкольного возраста/ Современный детский сад.-2008.-№ 5.-с.36−41.

13.Лукина, Т. Ребенок идет в детский сад.: Адаптация родителей. Ребенок в детском саду.-2008. -№ 3.- с.46−49.

14. Нагель О. О гендерном образовании дошкольников//Дошкольное воспитание.- 2008.- № 4.- с.48−51.

15.Налчаджян А.А. Социально — психическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии.- Ереван, 1988.- 264с.

16.Немов Р.С. Психология учебник для студентов высших и педагогических учебных заведений. В 3 книгах, Кн.1. Общие основы психологии 2-е изд. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576с.

17.Овчинникова, О.Б. Раздельное воспитание мальчиков и девочек/ О.Б.Овчиникова, М.В.Кузнецова//Дошкольная педагогика.-2008.№ 1.-с.16−17

18.Практическая психология для воспитателя: Сборник тестов для выявления уровня развития ребенка. Вып.2/ Г. П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.- К., 1992.-с.32.

19.Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности/ Под ред. Т.В. Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996.-144с.

20.Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А.Урунтаева.-2-е изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 1998.-384с.

21.Сахорова, Э.С. Из опыта раздельного воспитания мальчиков и девочек. //Дошкольная педагогика.-2008. № 6.-с.11−13.

22.Татаринцева, Н. О полоролевом воспитании в контексте современной педагогической реальности//Дошкольное воспитание.-2009.-№ 3.с -28−33.

23. Тестируем детей/ сост. Т.Г. Макеева-2-е изд.- Ростов н/Дону; Феникс, 2007.-347с. (Психологический практикум).

24.Титаренко Т.М. Такие разные дети.- К.: Рад.шк., 1989.-144с.

25.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних учебных заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», -2001.-336с.

26. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей.- М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003, — 272с.

27.Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства.- М.: Логос, 2002.- 156с.

28.Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста- Ростов на дону.: «Феникс», 2005.-304с.

29. Электронный ресурс: .

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Исследование уровня тревожности

Фамилия ребенка… Возраст ребенка …

Дата… Фамилия взрослого …

Утверждение

Ответ

1

Не может долго работать не уставая

2

Ему трудно сосредоточится на чем-либо

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5

Смущается чаще других

6

Часто говорит о возможных неприятностях

7

Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8

Жалуется, что снятся страшные сны

9

Руки обычно холодные и влажные

10

Нередко бывает расстройства стула

11

Сильно потеет, когда волнуется

12

Не обладает хорошим аппетитом

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом

14

Пуглив, многое вызывает у него страх

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается

16

Часто не может сдержать слезы

17

Плохо переносит ожидание

18

Не любит браться за новое дело

19

Не уверен в своих силах

20

Боится сталкиваться с трудностями

За каждый положительный ответ ставится «+». Суммируем количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность: 15−20 баллов; средняя: 7−14 баллов; низкая: 1−6 баллов

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 2. Исследование уровня агрессивности

Фамилия ребенка… Возраст ребенка…

Фамилия взрослого… Дата…

Утверждение

Ответ

1

Злой дух временами вселяется в него.

2

Он не может промолчать, когда чем-то

недоволен.

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно

старается отплатить ему тем же.

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки,

что-то разбивает, потрошит, рвет книги.

6

Иногда он так настаивает на чем-то, что

окружающие теряют терпение.

7

Он не прочь подразнить животных.

8

Переспорить его маловероятно.

9

Очень сердится, если ему кажется, что кто-то

подшучивает.

10

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание

сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11

В ответ на обычные распоряжения стремится сделать

все наоборот.

12

Часто не по возрасту ворчлив.

13

Воспринимает себя как самостоятельного и

решительного.

14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе

других.

15

Неудачи вызывают у него сильное раздражение,

поиски виноватых.

16

Легко ссорится, вступает в драку.

17

Старается общаться с младшими и физически более

слабыми.

18

У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19

Не считается со сверстниками, не уступает, не

делится.

20

Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

За каждый положительный ответ ставится один балл.

Высокая агрессивность: 15−20 баллов.

Средняя агрессивность: 7−14 баллов.

Низкая агрессивность: 1−6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3. «Исследование уровня импульсивности»

Фамилия ребенка… Возраст ребенка …

Дата… Фамилия взрослого …

Утверждение

Ответ

1

Всегда находит быстрый ответ, когда о чем-то

спрашивают.

2

У него часто меняется настроение.

3

Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4

Ему нравится работа которую можно делать быстро.

5

Обидчив, не незлопамятен.

6

Часто чувствуется, что ему все надоело.

7

Быстро, не колеблясь, принимает решение.

8

Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9

Нередко отвлекается на занятиях.

10

Когда кто-то из ребят кричит, он тоже кричит в

ответ.

11

Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12

Может нагрубить родителю, воспитателю.

13

Временами кажется, что он переполнен энергией.

14

Это человек действия, рассуждать не умеет и не

любит.

15

Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16

В играх не подчиняется общим правилам.

17

Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18

Легко забывает поручения взрослых, увлекается

игрой.

19

Любит организовывать и предводительствовать.

20

Похвала и порицание действует на него сильнее, чем

на других.

За каждый положительный ответ ставится один балл.

Высокая импульсивность: 15−20 баллов.

Средняя импульсивность: 7−14 баллов.

Низкая импульсивность: 1−6 баллов.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

1. РЕБЕНОК:

-Фамилия, Имя

-Сколько полных лет, месяцев

-Какой по счету ребенок в семье

2. МАМА:

-Ф.И.О.

-Год рождения

-Образование, специальность

3. ОТЕЦ:

-Ф.И.О.

-Год рождения

-Образование, специальность

4. К кому из членов семьи ребенок привязан больше?

5. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания были?

6. Соблюдает ли режим дня ребенок дома?

7. Основные виды игр и занятий дома?

8. Легко ли рассмешить ребенка?

9. Какие игрушки любит, кто их убирает?

10. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто?

11. Каким ласковым именем ребенок любит чтобы его называли?

12. Какие у ребенка отношения с другими детьми, есть ли трудности?

Ваши пожелания:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Сводная таблица № 6

Ф.И

Ребенка, пол

Возр.

Семья

Образование

Гр.

здор.

Балл

трев.

Балл

аресс.

Балл

импул.

мама

папа

Билина В. (д)

3 г.11м

полная

неп

ср

2

н

н

с

Карча Д. (д)

4 г.4м

полная

неп

неп

2

н

с

с

Карча Д. (д)

6л.

полная

неп

неп

3

с

с

с

Мезенцева Л. (д)

4 г.8м

неполная

-

неп

2

с

н

н

Темкина С. (д)

5л.2м

неполная

неп

-

3

с

с

с

Мельник Я. (д)

5л.9м

неполная

неп

-

2

н

н

н

Огаркова С. (д)

6л.6м

полная

ср

ср

2

с

н

с

Южаникова Л. (д)

6л.5м

полная

ср

Неок

высш

2

н

н

с

Ромин Д. (м)

неполная

неп

-

2

с

н

н

Окунев М. (м)

4 г.3м

полная

ср

ср

2

н

н

н

Максимов М. (м)

4 г.9м

полная

ср

ср

2

с

с

с

Лукачев И. (м)

5л.9м

полная

ср

ср

2

с

с

с

Бельбаум А. (м)

5л.3м

полная

ср

ср

2

с

с

с

Турухин Д. (м)

6л.5м

неполная

ср

-

2

с

н

н

Серанов Ж. (м)

6л.4м

полная

ср

ср

2

н

с

н

Зеленов С. (м)

6л.6м

полная

ср

ср

2

н

н

н

Билин М. (м)

5 г.3м

полная

неп

ср

2

с

с

с

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector