Музыкально-двигательные упражнения как способ эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста (в условиях МАДОУ Детский сад «Теремок» п. Кневиц

Оглавление

Введение…3

1. Теоретические основы творческого развития детей младшего дошкольного возраста …7

1.1 Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников …7

1.2 Особенности воспитания творческой активности детей дошкольного возраста …13

1.3 Характеристика музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии творческой активности у детей младшего дошкольного возраста …21

2. Опытно-экспериментальная работа по использованию музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии творческой активности у детей младшего дошкольного возраста …31

2.1 Выявление исходного уровня развития творческой активности у детей младшего дошкольного возраста …31

2.2 Использование музыкальных сюжетно-ролевых игр в развитии творческой активности у детей младшего дошкольного возраста…36

2.3 Сравнительный анализ полученных результатов опытно-экспериментальной работы …44

Заключение …48

Библиографический список …51

Приложения …56

Введение

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условие последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие творческой активности. Проблема развития творческой активности личности ребенка относится к числу важнейших задач современной теории и практики дошкольного воспитания.

Все сферы духовного и материального производства, требуют не просто квалифицированных, а талантливых, творчески развитых специалистов. От адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств зависит уровень развития творческой активности ребенка. В современных условиях в педагогической науке большое место занимают исследования проблем воспитания творческой личности, способной к самоактуализации, к принятию самостоятельных решений и ответственности за достижение результата. Эти проблемы привлекают внимание специалистов различных отраслей науки.

20 стр., 9514 слов

Диагностика и развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

... , что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте. Ребёнок будет больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, научится ломать ... интеллект, появлялась творческая активность, а затем и творческая способность [33, с.81]. В развитии творческой одаренности значительную роль играет прежде всего окружение ребенка. Семья, ...

Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с окружающей средой и обществом.

В современной педагогической ситуации возникли определенные противоречия, во-первых, между социальной обстановкой, требующей умения самостоятельно и творчески решать возникшие проблемы, и сохранившимся характером прежней регламентированной системы воспитания; во-вторых, между стремление детей к самореализации в различных видах творческой деятельности и отсутствием соответствующих условий; в-третьих, между необходимостью систематической творческой деятельности дошкольников и недостаточной психолого-педагогической подготовкой в этом вопросе воспитателей.

Необходимость определения средств разрешения данных противоречий определили проблему нашего исследования. Она заключается в выявлении условий использования музыкальной сюжетно-ролевой игры как средства воспитания творческой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: музыкальная сюжетно- ролевая игра как способ развития творческой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить влияние музыкальной сюжетно- ролевой игры на развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с поставленной целью сформулированы задачи исследования:

13 стр., 6188 слов

Эмпирическое исследование особенностей восприятия детьми дошкольного возраста сказочных героев

... и родителям. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста Предмет исследования: особенности восприятия сказочных ... , что это - результат специфической активности ребенка: содействия, которая может проявляться и ... Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения. В ... для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно ...

1. Изучить основные взгляды на развитие творческой активности детей дошкольного возраста, представленные в психолого — педагогической литературе;

2. Раскрыть особенности влияния музыкальной сюжетно-ролевой игры на развитие творческой активности детей младшего дошкольного возраста;

3. Произвести диагностику творческих способностей у дошкольников;

4. Проанализировать качественные характеристики творческих способностей у дошкольников;

5. Разработать проект программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников;

7. Оценить потенциал предложенной программы на основе данных, полученных контрольными средствами.

Гипотеза исследования: развитие творческой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальных сюжетно-ролевых игр будет успешным, если реализуются следующие педагогические условия:

— организована целенаправленная система проведения музыкальных сюжетно-ролевых игр;

— используются различные музыкальные сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям экспериментировать, фантазировать и т. д.;

— деятельность с использованием музыкальных сюжетно-ролевых игр предполагает взаимосвязь с другими видами детской деятельности (игра, сочинение сказок и историй, рисование и т. д.).

Методы исследования

1. Теоретический Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению.

2.Эмпирический

— педагогические наблюдения

— эксперимент

Степень научной разработанности проблемы связана с тем, что огромный вклад в разработку проблем воспитания творческой активности внесли выдающиеся педагоги А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шатский и др. Изучению этой проблемы посвящены исследования психологов Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.Д. Левитова, Н.С. Лейтеса, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина, Б.М. Тегоюва и др. Учеными доказана возможность формирования творческой активности у ребенка в условиях целенаправленного педагогического процесса, а также определены основные задачи, разработаны подходы к содержанию, формам и методам творческого развития детей.

8 стр., 3920 слов

Социологическое исследование 3

... предпочтений современной молодежи. Было проведено эмпирическое исследование с целью характеристики особенностей музыкальных предпочтений ... отзывчивости, чуткости, чувства прекрасного, стимулирования творческих способностей во всех сферах жизни. Музыка ... распространением средств массовой коммуникации, тиражированием художественного творчества (грамзаписи, магнитофонные и видеозаписи) появились ...

При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы такие методы исследования, как анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе определены специфические, воспитательные возможности использования музыкальной сюжетно-ролевой игры как средства воспитания творческой активности у детей младшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке основных требований к содержанию, формам и методам педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию творческой активности средствами музыкальной сюжетно-ролевой игры.

База исследования: МАДОУ Детский сад «Теремок»

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, библиографического списка, приложения.

1. Теоретические основы творческого развития детей младшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогический аспект развития творческой активности дошкольников

Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение.

Философы определяют творчество, как необходимое условие развития материи, образование ее новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества.

Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности[18, с. 119].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... -творческих способностей, творческой активности. В настоящей работе рассматриваются музыкально-творческие способности ребенка как важнейший и необходимый компонент его музыкально-творческого развития. Проблема воспитания музыкально-творческих способностей ... к детскому творчеству как к одному из ведущих методов воспитания. В связи с этим развитие музыкально-творческих способностей детей, начиная с ...

По сути дела, творчество — это «способность создавать любую принципиально новую возможность» (Г.С. Батищев).

В том числе отличительным признаком интеллектуального творчества является усовершенствование способов решения уже известных проблем. В исследовании А. Г. Виноградова было показано, что способность отыскивать (открывать) способы собственной деятельности в разных типах проблемных ситуаций является следствием организации индивидуального понятийного знания, которое может выступать в качестве одного из источников индивидуальных различий в способности к процедурному творчеству[8, с. 73].

Важную роль в интеллектуальном творчестве играет возможность трансформировать интуитивные, выраженные в необычном, часто достаточно смутном виде субъективные представления в пригодные для человеческого общения формы (словесно-речевые, категориальные, коммуникативные).

Понятие природы творчества связано с вопросом о критериях творческой деятельности. Творчество может быть рассмотрено в различных аспектах:

— продукт творчества — это то, что создано;

— процесс творчества — как создано;

— процесс подготовки к творчеству — как развивать творчество[34, с. 69].

Продукты творчества — это не только материальные продукты — здания, машины и т. д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество- это создание нового в разных планах и масштабах.

При характеристике сущности творчества важно учитывать разнообразные факторы, признаки, свойственные процессу создания.

Творчество имеет признаки технические, экономические (снижение себестоимости, повышение рентабельности), социальные (обеспечение условий труда), психолого-педагогические — развитие в творческом процессе психических, нравственных качеств, эстетических чувств, интеллектуальных способностей человека, приобретение знаний и др.

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

... научных категорий и идей в науке и в интеллектуальном развитии ребенка. Этот период научного творчества Пиаже характеризуется возникновением нового направления в изучении эволюции ... . Неотъемлемая характеристика понятийного обобщения — его инвариантность, которая обнаруживает­ся в способности ребенка опознать разнообразные объек­ты, относящиеся к какому-нибудь классу, как ...

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, выявление форм, методов и средств развития творчества.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

Творчество — несплошное и непрерывное движение. В нем чередуются подъемы, застои, спады. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения[31, с. 47]. П.И.Чайковский писал о своем творческом состоянии: «…в другой раз является совершенно новая самостоятельная музыкальная мысль. Откуда это является — непроницаемая тайна. Сегодня, например, с утра я был охвачен тем непонятным и неизвестно откуда берущимся огнем вдохновения, благодаря которому я знаю заранее, что все написанное мной сегодня будет иметь свойство западать в сердце и оставлять в нем впечатление».

У разных людей состояние вдохновения имеет разную продолжительность, частоту наступления. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит главным образом от волевых усилий и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.

Творческие решения меняют существенные методы, реже традиции, еще реже основные принципы и совсем редко — взгляд людей на мир.

Анализ проблемы развития творческой активности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческая активность отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческая активность на самом деле?

Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

18 стр., 8530 слов

Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии

... . Глава I. Проблема речевого развития детей в психологии 1.1.Развитие речи детей в онтогенезе. Возникновение языка относится ... ребёнка умение преднамеренного изложения собственный мысли, т.е. способность произвольного и осознанного осуществления речевой деятельности. ... особенностей монологической речи и возможностей детей составлять рассказы с элементами творчества предлагаются такие задания: Составить ...

Творческая активность тесным образом связана с творческими способностями.

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [14, с. 6−36]:

1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.

6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.

9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования идей.

12. Творческое воображение.

13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Таким образом, в самом общем виде определение творческой активности выглядит следующим образом. Творческая активность — это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, в частности, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место «теорию спада» детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями[38, с. 211].

Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня.

Путь к развитию творчества — овладение навыками. Однако нельзя думать, что сначала надо обучить ребенка, а потом развивать его творческие способности. «Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков».

Для того чтобы углублять представления детей, пробуждать у них интерес к художественной игре, к рисованию, музыке, танцу, вызывать определенные эмоции, наблюдения жизни необходимо дополнять художественными образами. В старшем дошкольном возрасте книга, картина, музыкальное произведение становятся важным источником творчества. От того, насколько эмоционально воспримут дети эти литературные, музыкальные, художественные образы, как глубоко осознают идею, зависит богатство их замысла, изобретательность в поисках средств его наилучшего воплощения.

Для развития способности идти от мысли к действию необходимо развивать целенаправленность деятельности ребенка. При наличии цели детей можно без особого труда приучить обдумывать предстоящий замысел. Цель является важнейшим элементом структуры творческой деятельности.

Анализ положений о детском творчестве известных ученых Г. В.Лабунской, В.С.Кузина, Н.П.Сакулиной, Б.М.Теплова, Е.А.Флериной и др. позволили сформулировать, что под творчеством детей дошкольного возраста понимается создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры, придуманных ребенком), придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, рассказе и т. п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т. п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т. д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений. Под художественным творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации, в рисовании и т. п., поиски в процессе деятельности способов, путей решения задачи (изобразительной, игровой, музыкальной).

Из понимания творчества становится очевидным, что для развития творчества детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которыми сами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.

Таким образом, с психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческой активности потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний — это необх…

Библиографический список

1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании: сборник. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс. — 2013. — 189

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. — М.: Издательский центр Академия, 2002. — 320 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Проблемы диагностики креативности/ Д.Б.Богоявленская / Журнал практического психолога.-2007.-№ 3.- с.133−148.

4. Бруднов А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения / А. Бруднов //Воспитание школьников. — № 5.-1995.-18с.

5.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества/ В.А.Бухвалов. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 294 с.

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — 3-е изд. — М.: 1991. — 93 с.

7. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка// Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ут-на. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. — с. 5- 18.

8. Главатских Р. Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников: Монография. — Ижевск: Издательство ИПК и ПРО УР, 2007. — 308 с.

9. Глухих И. А., Казанцева Е. В., Васильева М. Г., Исламова А. Г. Музыкальные сюжетно-ролевые игры // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3. — С. 91−93.

10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / Рос. Акад. Образования, Психологич. Ин-т Междунар. Ассоциац. «Развивающее обучение». — М.: 1996. — 541c.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретич. И экспер. псилогич. исслед. /АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

12. Дружинин, В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность/ В.Н.Дружинин // Психологический журнал.- 1994.№ 4

13. Дьячкова, Т. П. Интегрированные подходы к развитию творческого потенциала дошкольников / Т.П. Дьячкова // Начальная школа плюс до и после. — 2010. — N 4.

14. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1967 № 12, с. 73−75.

15. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения: «Труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию». М.- 1949. — 237с.

16. Зиневич А. Н. Методическая разработка «Диагностика и развитие музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста». — Санкт — Петербург: 2015. — 14 с.

17. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя. — М.: 1984. — 206с.

18. Казакова Т. Г. Детское творчество — мир ярких, удивительных образов// Дошкольное воспитание, 1993, № 4.

19. Иванова, Е., Развиваем творческие способности! / Е.Р. Иванова // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 6. — С. 111−113

20. Имаметдинова, Р.Я. Креативные способности детей /Р.Я.Имаметдинова //Одаренный ребенок.- 2006.№ 6. с.99−101.

21. Красило, Т.А. Взаимосвязь уровня креативности и отношения к продуктам творческой деятельности/ Т.А.Красило // Психологическая наука и образование.-2005. -№ 3- с.56−67.

22. Котова, Е. В. 244 упражнения для маленьких гениев: развитие креативных способностей ребенка-дошкольника / Е. В. Котова. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2010. — 138,

23. Кудрявцев, В. Т. Игра и развитие воображения: взгляд с позиций культурно-исторической психологии / В.Т. Кудрявцев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2011. — N 1. — С. 32−43

24. Кузнецова, Л.В., Панфилова М.А. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения. — М.: Сфера, 2002.

25. Кузнецова, С. В. Комплексы творческих заданий для развития одаренности ребенка / С. В. Кузнецова. — Ростов-на-Дону: Феникс. — 2011. — 220 с.

26. Курганова, Н.А. Формирование творческого воображения как направления интеллектуально-личностного развития дошкольников / Н.А. Курганова // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. — 2013. — № 1. — С. 133−139

19. Кыштымова, И.М. Психосемиотика креативности /И.М.Кыштымова — Иркутск.: Наука, 2008.- 267с.

27. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Избранные психологические произведения, в 2 томах., Т.1. — М.: Педагогика, 1983.

28. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. — 1982. — № 4.

29. Лисина, М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев: Штиинца, 1983.

30. Лубовский, Д.В. Диагностика креативности дошкольников/ Д.В.Лубовский //Психология обучения. 2005.- № 8, с. 82−87

31. Николаева, Е. И. Психология детского творчества: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 540 600 (50 700) Педагогика / Николаева Е. И.. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер. — 2010. — 232 с.

32. Палагина, Н.Н. Доречевые формы воображения в действиях с предметами детей второго года жизни // Ребенок в раннем и дошкольном детстве. — Фрунзе, 1982.

33. Палагина, Н.Н. Развитие воображения ребенка в русской народной педагогике // Вопросы психологии. — 1989. — № 6.

34. Поддъяков, Н.Н. Мышление дошкольника /Н.Н. Поддъяков — М., 1977.

35. Плисенко, Н.В. Повышение интеллектуального развития детей за счет активации их творческого потенциала в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Плисенко, А.В. Лубягина, Л.Е. Кузнецова // Научный поиск. — 2012. — № 4.5. — С. 50−53

36. Поливанова, К.Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы психологии. — 1999. — № 1.

37. Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.М. Лаврентьевой. — М., Новая школа, 1996.

38. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. — М., 1966.

39. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. — М., 1965.

40. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв // Психологический журнал. — 1994 — № 6. — С.38−50.

41. Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

42. Рождественская, Н.В. Креативность: пути развития /Н.В.Рождественская — СПб.: Питер, 2006.- 178 с.

43. Стрейнберг, Р., Григоренко, В. Инвестиционная теория креативности//Психологический журнал. Том 19. — 1998. — № 2

44. Скрипкина, Т.П., Гульянц Э.К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. — Ростов-н/Д.: Изд-во РГПУ, 1993.

45. Смирнова, Е.О. Детская психология/ Е.О. Смирнова — М.: Владос, 2003.

46. Сокольникова, О. Воображение на всю жизнь / О. Сокольникова // Обруч: образование, ребенок, ученик. — 2013. — № 5. — С. 34−35

47. Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления /Е.Е.Туник — М.: Парус, 2006.- 352с.

48. Хрисанова, А.Ю. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников // Современная психология: теория и практика: материалы XVII междунар. науч.-практ. конф. / Науч.-информ. издательский центр «Ин-т стратегических исслед». — М., 2015. — С. 109−113.

49. Чурбанова, С. М. О развитии творческих возможностей ребенка в ранние периоды жизни / С.М. Чурбанова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. — № 4. — С. 56−59

50. Ярецкая, А. Ю. Развивающая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста: монография / Ярецкая А.Ю.; Ин-т социального образования. — Воронеж: Истоки, 2015. — 141 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector