«Проблема организации воспитания межнациональной толерантности дошкольников при реализации образовательной области «Коммуникация».

Введение……………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты воспитания межнациональной толерантности дошкольников в условиях ДОУ……………………………… 8

1.1. Сущностные характеристики толерантности как педагогического понятия…………………………………………………………………………. 8

1.2. Понятие межнациональной толерантности, ее критерии и показатели у дошкольников………………………………………………………………… 13

1.3. Цели и задачи воспитания межнациональной толерантности дошкольников………………………………………………………………….. 17

Выводы по Главе 1 ……………………………………………………………. 21

Глава 2. Педагогические возможности воспитания межнациональной толерантности у дошкольников при реализации образовательной области «Коммуникация»……………………………………………………………… 25

2.1. Подходы к воспитанию межнациональной толерантности ……………. 25

2.2. Методы воспитания межнациональной толерантности в условиях ДОУ………………………………………………………………………………. 35

2.3. Задачи и содержание образовательной области «коммуникация»……. 42

2.4. Организация процесса воспитания межнациональной толерантности при реализации образовательной области «Коммуникация»………………. 46

Выводы по Главе 2……………………………………………………………. 58

Заключение…………………………………………………………………….. 63

Список используемых источников …………………………………………… 66

Актуальность научных исследований, посвященных толерантности, представляется самоочевидной. Энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, пользующимся другим языком, исповедующим другую религию и придерживающимся другой систему ценностей, долго накапливающаяся, сегодня вырвалась наружу. Локальные войны и террористические акты, преследование национальных меньшинств и толпы беженцев – результаты действия разрушительной и испепеляющей силы, имя которой нетерпимость. Она бушует сегодня во всем мире. Что касается России, то в ней нетерпимость приобрела в последние годы чудовищную силу. (В.А. Лекторский).

Человечество в целом уже породило внутри себя настоятельную потребность во взаимопонимании и терпимости различных народов друг к другу. Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности.

4 стр., 1614 слов

Подвижная игра в физическом воспитании дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 1.1.Взгляды на природу игр, их значение и классификацию в психолого-педагогической литературе 6 1.2. Задачи обучения игре и их тематика в программах обучения и воспитания дошкольников по разделу «Физическое воспитание» 14 1.3.Педагогические условия ...

Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков) [29].

Данное положение распространяется и на дошкольный возраст, которому принадлежит огромное значение в первичном складывании личности. В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, происходит формирование представлений о значимости человеческого достоинства, понимание ценности своей личности и других людей, воспитывается уважение к ним, толерантность, чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Благодаря пластичности нервной системы, открытости влиянию взрослого, ребенок в дошкольном возрасте интенсивно усваивает различные знания о мире, умения и навыки его познания, начинает активно усваивать ценности общества, знакомиться с социальными ролями (Ш. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и другие).

Стремление изменить мышление человека в сторону глобальности характерно не только для современного этапа развития отечественной педагогики. Международные семинары педагогов показывают, что этими проблемами занимаются многие ученые различных стран. Несмотря на различный уровень экономического развития, в области воспитания встают одни и те же вопросы, поскольку мы живем в мире взаимозависимости. Ученые Франции, Японии, США и других стран считают, что воспитывать уважительное отношение к другим людям, проявлять к ним интерес необходимо с дошкольного детства, когда ребенок «открыт» влиянию многих культур.

Традиционно толерантность принято было трактовать как терпимость к другим. Однако в последнее время многие исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к людям. Индифферентной терпимости противопоставляется интерес к другому (Е.Ю. Клепцова), принятие, уважение и утверждение культурных различий (Г.Д. Дмитриев), позитивный образ иной культуры (Н.М. Лебедева, Ф.М. Малхозова), настроенность на диалог с другим (Р.Р. Валитова), установка на взаимное изменение позиций в ходе такого диалога (В. Лекторский), сочувствие и сострадание к другому, признание ценности многообразия культур (А.Г. Асмолов, В.В. Глебкин, У.Г. Солдатова).

8 стр., 3921 слов

Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении

Отчет по практике Тема: Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении Содержание Введение Основная часть Влияние творчества на преобразование окружающей среды Решение задач эстетического воспитания и требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении Особенности обучения детей дошкольного возраста Заключение Список использованных источников ...

Большинство дошкольных учреждений, опираясь на концепцию дошкольного воспитания, ищут новые формы организации образовательного процесса, изменяют его содержание. Но при всем многообразии современных образовательных программ по дошкольному воспитанию приходится констатировать, что не во всех учитывается национальная специфика регионов.

В настоящее время в образовании принята идея толерантного сознания, идея признания ценности «другого», отличного от своего, ценности разности, на плюрализм взглядов.

Но воспитание в духе этой идеи имеет свои трудности. «Безличное» общение между людьми через компьютеры и видеофильмы вырабатывают в детях культурные стремления: равнодушие к человеку, оторванность от природы, нежелание общаться «вживую», что и поражает интолерантность.

В связи с этим возникает необходимостью воспитания межнациональной толерантности с дошкольного возраста, но отсутствие научно обоснованных технологий воспитания толерантности через коммуникацию обусловило выбор темы исследования: «Проблема организации воспитания межнациональной толерантности дошкольников при реализации образовательной области «Коммуникация».

Цель – определить условия и средства воспитания межнациональной толерантности дошкольников при реализации образовательной области «Коммуникация».

Объект нашего исследования – процесс воспитания межнациональной толерантности при освоении образовательной области «Коммуникация».

Предмет условия и средства воспитания межнациональной толерантности при освоении образовательной области «Коммуникация».

Задачи:

1. Изучить теоретические аспекты воспитания межнациональной толерантности дошкольников в условиях ДОУ.

2. Определить педагогические возможности воспитания межнациональной толерантности у дошкольников при реализации образовательной области «Коммуникация».

3. Рассмотреть методические основы по организации воспитания межнациональной толерантности в процессе реализации образовательной области «Коммуникации» и обобщить имеющиеся в педагогической практике опыты.

21 стр., 10229 слов

Воспитание этики межнационального общения

... исследования: "Воспитание этики межнационального общения". Объект исследования: процесс общения детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: средства воспитания этики межнационального общения. Цель исследования ... народов [25, с.70]. Образовательные учреждения, имеющие в своем плане ... статей по воспитанию этики межнациональных отношений и этнической толерантности личности является ...

Методологической базой нашего исследования стали положения о простых и привлекательных принципах педагогики толерантности Г.Д. Дмитриева, В.А. Тишкова, утверждения Д.Б. Эльконина, который считал, что систематическое обогащение детей знаниями о людях разных национальностей, воспитание к ним соответствующего отношения делают игру сферой «реальных социальных отношений», высказывания педагогов, исследователей культуры детства М. Мид, Ю.А. Бромлея, Г.Н. Волкова, Г.Д. Дмитриева, И.С. Кона, что никто не рождается ни добрым, ни злым, ни просвещенным, ни счастливым.

Теоретической базой исследования стали исследования Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Ш. Амонашвили, Н.Н. Поддъякова и др., разработки, рекомендации по воспитанию толерантности у дошкольников Н.С. Авраменко, В.А. Ашикова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Е.А. Конышевой, С.В. Мажаренко, О.А. Овсянниковой, Е.Р. Овчаренко, В.А. Ситарова, работы А.Г.Асмолова , Г.У. Солдатовой, М.И. Богомоловой, Э.К. Сусловой, М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, .и др.

Теоретическая значимость исследования: в данном дипломном исследовании проведён анализ психолого-педагогической, методической литературы по определению педагогических возможностей и разработаны методические рекомендации по организации воспитания межнациональной толерантности в процессе реализации образовательной области «Коммуникация».

Методы исследования: анализ социально-психологической и психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования и обобщение имеющихся методических рекомендаций.

Практическая значимость исследования: использование методических рекомендации по организации воспитания межнациональной толерантности в процессе реализации образовательной области «коммуникация».

………….

1. Абсалямова, А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе [Текст] /А.Г. Абсалямова, Ю.С. Горбачева. — Уфа: Творчество, 1997.

9 стр., 4114 слов

Этническая и религиозная толерантность как условие эффективного межнационального общения

Департамент образования Ямало-Ненецкий автономный округ ГОУ СПО Новоуренгойский педагогический колледж Исследовательская работа на тему: «Этническая и религиозная толерантность как условие эффективного межнационального общения» Семченко Людмила Владимировна преподаватель психологии Новоуренгойского педагогического колледжа г. Новый Уренгой 2008г. «Краткая аннотация» В образовательных учреждениях ...

2. Асмолов А.Г. Толерантность от утопии к реальности. // На пути к толерантному сознанию. — М., 2000. — с.5-7.

3. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. — М.: ИЭАРАЮ, 2002.

4. Байбаков, А.М. Воспитание толерантности у старших подростков в условиях взаимодействия малых групп: дис. канд. пед. наук. — Волгоград, 2003. — 198 с.

5. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис.- докт. Пед. наук. Набережные Челны. 2003. — с. 44.

6. Валитова Р.Р. Толерантность как этическая проблема: дис. канд. филос. наук.- М., 1997. — 159 с.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.- М.: Просвещение, 1989.

8. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. направлениям. — М., 1999.

9. Джунусов М.С. Культура межнационального общения. — Белгород, 2002.

10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. – 208 с.

11. Днепрова, Т.П. Педагогический анализ понятий «национальная толерантность», «этническая толерантность», «межнациональная толерантность» /Т.П. Днепрова //Педагогическое образование в России. – 2010. — №2. – С. 88-98.

12. Дудина, М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике [Текст] / М.Н.Дудина. – Екатеринбург: Наука, 1998.

13. Захарова Л.М. Этнопедагогическая направленность дошкольного воспитания в отечественной педагогике (вторая половина ХIХ — н. ХХI вв.): автореф. дис.- канд. пед. наук. — Ульяновск, 2011. — с. 47.

14. Зимбули, А.Е. Почему терпимость и какая терпимость [Текст] / А.Е. Зимбули. – М.: Просвещение, 1996. С.233.

15. Зиновьев Д.В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1. — 51-60 c.

16. Ищенко Ю.А. Толерантность как философско-мировоззренческая проблема // Философская и социологическая мысль. Киев, 1990. — № 4. — с. 48-60.

17. Каменчук, И.Л. Толерантность: подходы к проблеме /И.Л. Каменчук //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2012. — №3. – С. 11-14.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

18. «Конвенция о правах ребенка». 1989.

19. Клименко, Е.В. Этнические различия и толерантность: к проблеме разработки социально-культурных программ формирования межэтнической толерантности /Е.В. Клименко //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. — №3. – С. 46-50.

20. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс — культурную психологию: Учебное пособие [Текст] /Н.М.Лебедева. — М: Ключ — С, 1999. — С. 194-210.

21. Марченко, Г.Б. Толерантность родителей как фактор формирования толерантности детей дошкольного возраста /Г.Б. Марченко //Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. — №1. – С. 101-105.

22. Менская, Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы [Текст] / Т.Б. Менская// Общество и образование в современном мире. — Вып. 2. — М., 1993.

23. Оконешникова, А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: Дис. докт. психол. Наук [Текст] /А.П. Оконешникова. — Якутск, 1998.

24. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

25. Рожков М.Н., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

26. Солдатова Г.У. Межэтническая напряженность. — М.: Смысл, 2006. – 196 с.

27. Строгонова, Л.В. Воспитание толерантности: /Л.В.Строгонова. М. 2007.

28. Суслова, Э.К. Рекомендации по темам: «Воспитание у детей этики межнационального общения» [Текст]/Э.Суслова // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 1. — С. 26

29. Тишков В.А. “Очерки истории и политики этничности в России”. М. 1997. — с. 259.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

Понятие воспитания и его принципы. Структура процесса воспитания. Классификация видов воспитания. Воспитанность и самовоспитание. Понятие воспитания и его принципы. Понятие «воспитание» - одно из ведущих в педагогике. Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «вос-питание» - это вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при ...

30. Толерантность и культура межнационального общения: Учебно-методическое пособие (для студен