Отстраненность автора реализуется в использовании безличных конструкций

Вопросы к зачету (академическое письмо):

  1. Какие цели преследует научный текст? Как эти цели определяют особенности научного стиля?

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, абстрактностью, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность.

  1. Какими средствами создается объективность научного текста?

ОБЪЕКТИВНОСТЬ— независимость суждений, мнений, представлений и т. п. от субъекта, его взглядов, интересов, вкусов, предпочтений и т. д.

Одним из основных способов придания объективности содержанию научного текста является ссылка на научную традицию, обращение к авторитетным мнениям, доказанным теориям и фактам, приведение различных точек зрения и т. д. С этой целью широко используетсяцитированиеиссылкина научную литературу, а также перечисление фамилий ученых и названий их трудов по рассматриваемой проблеме. «Объективность формы» научного текста создаетсяотсутствием оценочной, эмоционально-экспрессивной лексики, экспрессивных моделей предложений. Предпочтение отдается нейтральному порядку слов. С требованием объективности связана и так называемаянеличная манера повествования,которая проявляется прежде всего в том, что в научном стиле практически не используются личные местоимения 1-го и 2-го лица.

2 стр., 879 слов

Принцип объективности

Принцип объективности – научный принцип, который ориентирует исследователя на понимание определенной субъективности той информации, с которой ему приходится работать, умение оценить степень этой субъективности, умение и стремление минимизировать всякую субъективность, искажающую реальное положение дел. Это один из важнейших принципов научного анализа конфликтов. Он требует от конфликтолога ...

  1. Каковы особенности фигуры автора в научных текстах?

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений.

Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа.

Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.

Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении «мы совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Отстраненность автора реализуется в использовании безличных конструкций

  1. Назовите коммуникативные качества научной речи.

— насыщенность терминами данной науки;

— использование слов с абстрактным значением

— употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности

— частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей

— редкое использование личных местоимений «я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица единственного числа;

— использование причастий и деепричастий и оборотов с ними;

— употребление сложных предложений с использованием союзов

— неупотребление восклицательных предложений, незначительное употребление вопросительных предложений;

— частые цитаты, ссылки;

  1. Кому адресован академический текст и как это определяет особенности текста? Каким требованиям должно отвечать заглавие академического текста?

???

Требования к заглавию:

формулировка названия должна быть ясной по форме,

название должно содержать ключевые слова

4 стр., 1523 слов

1. Мышление и речь

Язык, речь и мышление. 1. Мышление и речь. 2. Речь и язык. Этапы развития и физиологические основы ре­чи. 3. Классификация видов речи. 4. Речевые свойства личности. Мышление – это процесс, который протекает сначала как развернутая предметная деятельность, использует систему языка с объективно заключенной системой смысловых связей и отношений и лишь затем принимает свернутые, сокращенные формы, ...

название должно быть конкретным

название должно нести в себе проблему или хотя бы намек на проблему.

желательно, чтобы заглавие было компактным

название должно выглядеть гладко с литературной точки зрения

  1. Назовите основные жанры академической письменной речи.

Различаются первичные и вторичные жанры письменной речи. К первичным жанрам относятся: статья, монография, роман, репортаж, протокол и др. Как вторичные жанры характеризуются: аннотация, реферат, рецензия, резюме, тезисы и др.

  1. Основные черты эссе как академического жанра. Объем, структура, язык, стиль.

Эссе — это литературное произведение небольшого объема (2−3 страницы), написанное на спорную тему.

Эссеистический стиль отличается образностью, метафоричностью, афористичностью, а также близостью к разговорной речи. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный, парадоксальный язык, на беседу с читателем. Для передачи личности восприятия, освоения мира автор эссе: привлекает многочисленные примеры; проводит параллели; подбирает аналогии; использует всевозможные ассоциации. Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности: метафоры: аллегорические и притчевые образы; символы: сравнения. По речевому построению эссе — это динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, установка на разговорную интонацию и лексику.

1. Введение. В нем даётся краткая характеристика проблемной области

2. Основная часть. В ней раскрывается тема эссе (аргументы за и против):

18 стр., 8816 слов

Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки

Выпускная квалификационная работа на тему: "Развитие речи первоклассников при работе с текстами азбуки" ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Подходы к проблеме развития речи в период обучения грамоте в педагогической теории и на практике .1 Сущность, главные особенности и условия развития речи .2 Психолого-педагогические особенности учащихся первого класса .3 Тестовый материал азбуки как средство ...

3. Заключение. В нем отражаются выводы по теме исследования, предложения о дальнейших работах в данной области и т. п.

  1. Какие качества научной речи отражает ее лексика? Лексика+особенности
  2. Как в научной речи выражается оценка?

С помощью терминов и их определений

  1. Какие предложения характерны для научной речи? Какие качества научной речи реализуются в предложениях разных типов?

В силу обобщенности содержания научной речи в ней часто встречаются обобщенно-личные предложения

В рассматриваемых текстах широко используются личные предложения страдательного залога без упоминания действующего лица

Стремление к точности приводит к преобладанию в научной речи осложненных и сложных предложений, т.к. связи между объектами подчеркнуты в них яснее благодаря своему выражению в пределах одной фразы. Поэтому в научных текстах широко применяются причастия и деепричастия.

В письменных научных текстах широко представлены сложные предложения, в частности сложноподчиненные предложения с придаточными разных типов.

Для предложений письменной научной речи характерна увеличенная длина предложений. Она тем больше, чем абстрактнее предмет исследования

Связи между словами адекватно выражают отношения между их значениями и были понятны читателю

  1. Что такое термин и каким он должен быть? Как подобрать нужный термин? Как правильно ввести термин в работу и обосновать выбор определения.

Научный термин — это слово или словосочетание, значением которого является научное понятие. Необходимо найти все определения термина и выбрать наиболее подходящее к вашей теме. Термин должен полностью раскрывать суть понятия. Все термины должны получить определения. Термины должны быть характерны для учебников, справочников, энциклопедий.

  1. Для чего служит цитирование в научном тексте?

Одним из основных способов придания объективности содержанию научного текста является ссылка на научную традицию, обращение к авторитетным мнениям, доказанным теориям и фактам, приведение различных точек зрения и т. д. С этой целью широко используетсяцитированиеиссылкина научную литературу, а также перечисление фамилий ученых и названий их трудов по рассматриваемой проблеме.

  1. Как оформить цитату?

Короткие цитаты, как правило, не превышающие двух строк и стоящие внутри основного текста, требуется заключать в кавычки. Если внутри цитаты есть ещё одни кавычки, то они набираются другим рисунком.

Протяжённые цитаты, иногда занимающие больше одного абзаца, следует отделять от текста графически. Такие цитаты в кавычки не заключаются. Не заключаются в кавычки и цитаты из стихотворных произведений с сохранением деления на строки.

Графическое выделение включает набор текста иным шрифтом, с втяжкой, помещение на фоне другого цвета. Однако обычно для этой цели применяется втяжка текста (отступ слева).

  1. Что такое метатекст в научном стиле речи?

Метатекст — текстовые элементы второго порядка, выполняющие служебные функции по отношению к некоему первичному тексту.

У метатекста есть определённая цель. Он помогает в раскрытии сути текста, в его преподнесении читателю.

  1. Что такое плагиат? Как избежать плагиата в научной работе? Как проверить работу на наличные плагиата?

Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений.

Цитировать, указывая автора, указывать ссылки, либо перефразировать и сказать своими словами.

Существует программа антиплагиат.

  1. Формирование научного стиля. Его роль в истории русского языка.

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали создавать русскую научную терминологию. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Вслед за Ломоносовым развитию и обогащению русской терминологической лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, жившие в последующие десятилетия того же века, например, акад. И.И. Лепехин (1740--1802) -- преимущественно в области ботаники и зоологии; акад. Н.Я. Озерецковский (1750-- 1827) -- в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии производилось этими учеными главным образом за счет соответствующих русских названий видов животных, растений и т. п., употребительных в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

  1. Основные стилеобразующие признаки научного стиля. Коммуникативные качества научной речи. Лексика+ особенности (4 и 1)
  2. Специфические языковые средства, характерные для научного стиля. Средства создания объективности. 2 и 4
  3. Жанры и подстили научного стиля. Особенности фигуры автора в научных текстах. 3+…

Подстили:

  • собственно научный,
  • учебно-научный,
  • научно-технический,
  • научно-справочный,
  • -научно-популярный.

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Учебно-научный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья

  1. Специфика устного общения в научной сфере.

Устное общение чаще всего представляет собой подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт).

Те же особенности

  1. Основные различия между научным и научно-публицистическим стилями речи. Основные различия между научным и научно-публицистическим стилями речи. 1) Цель научного стиля — описание мира с точки зрения изучения. Цель н-публицистического стиля — Воздействие на людей через СМИ. 2) Различие в лексике. Если в научном стиле лексическая база ограничена, то в Н-публицистическом стиле появляются слова с эмоциональной окраской, торжественная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика с сильной экспрессивной окраской, разговорные и просторечные обороты. 22. Жанры и подстили научно-публицистического стиля Выделяют три формы популяризации: 1) общеобразовательная 2) интронаучная (выход за пределы узкой специализации, но в рамках своей науки) 3) интернаучная (междисциплинные интересы учёных) Научно-популярная литература включает произведения об основах и отдельных проблемах фундаментальных и прикладных наук, биографии деятелей науки, описание путешествий и т. д., написанные в различных жанрах. Лучшие популярные сочинения пропагандируют достижения передовой науки в форме, наиболее доступной читателям, которым они предназначены. В поэтической форме были написаны первое в Европе популярное произведение о науке — «О природе вещей» Лукреция Кара и «Письмо о пользе стекла» М. В. Ломоносова. Из бесед возникли «История свечи» М. Фарадея и «Жизнь растения» К. А. Тимирязева. Известны популярные сочинения, написанные в форме календаря природы, этюдов, очерков, «интеллектуальных» приключений и т. п.
  1. Основные характеристики официально-делового стиля (функция, сфера использования, форма существования).

Обслуживает сферу официально-деловых отношений.

Один из книжных, используется в сфере деловых отношений, деловых бумагах, т. е. законах, документах, актах, договорах, постановлениях, уставах, служебной переписке и др.

Общественная коммуникация.

Преимущественно письменная форма существования.

  • Задача — сообщить информацию, дать инструкцию.
  • Функции:

— императивная

— воздействующая

— социальной регламентации

  1. Формирование официально-делового стиля. Его роль в истории русского языка.

  1. Основные стилеобразующие признаки официально-делового стиля.

Преимущественно письменная форма изложения

Сжатость, компактность изложения (+ точность, конкретность, официальность);

Стандартизированность

Регламентированность

Строгость и простота изложения

Объективность и точность

Информативная насыщенность

Максимум информации при минимуме языковых средств

Безличность

  1. Специфические языковые средства, характерные для официально-делового стиля (лингвемы и речемы официально-делового стиля).

Нейтральная лексика

Ограниченность синонимичных замен

Использование терминов, обозначающих реалии социальной жизни человека

Использование перифраз

Речевые штампы

Архаизмы и историзмы

Не используется оценочная лексика и вводно-модальные конструкции

  1. Партнеры в официально-деловой коммуникации.

Для достижения намеченных деловых целей партнеры используют стилистическое своеобразие словесного действия, проявляющееся в особенностях синтаксического строя, в построении фраз и предложений, в словосочетаниях.

Кроме того, для достижения ожидаемых результатов используются разнообразные психотехнические приемы.

Эмоциональные восклицания

Вопросно-ответный ход

Эвфемизмы

Инверсия,

«Аффинити»

Все речевое поведение в деловом взаимодействии ориентировано на определенную реакцию партнера.

  1. Жанры официально-делового стиля (доверенность, объяснительная записка, заявление, деловое письмо).
  2. Форма и содержание текста в разных жанрах официально-делового стиля. Реквизиты.
  3. Подстили официально-делового стиля.

Юридический (закон, конституция)

Дипломатический (нота протесты)

Канцелярско-деловой (заявление, договор)

  1. Специфика устного общения в официально-деловой сфере.
  2. Общая характеристика публицистического стиля; этимология названия.
  3. Основные характеристики публицистического стиля (функция, сфера использования, форма существования).
  4. Формирование публицистического стиля. Его роль в истории русского языка.

В России прообразом газеты были рукописные известия под названием «Вестовые письма, или Куранты» (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.).

Первая печатная газета появилась в 1702 г. Это были «Ведомости» Петра I. В XIX в. возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете «Санкт-Петербургские ведомости» — «Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в «Ведомостях» (17Й8−42).

В середине XIX в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.).

Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» состоял из научной и литературной частей. «Трудолюбивая пчела» (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах второй половины XVIII в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определенное политическое направление. Наиболее длительное время из числа журналов XIX в. существовали «Вестник Европы» (1802−1830, 1866−1918), «Русский вестник» (1808−1824, 1856−1906), «Сын Отечества» (1812−1852), «Отечественные записки» (1818−1830, 1839−1884), «Современник» (1836−1866).

На страницах журналов XIX в. шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество.

  1. Основные стилеобразующие признаки публицистического стиля.
  2. Специфические языковые средства, характерные для публицистического стиля (лингвемы и речемы публицистического стиля).

    ?

  3. Подстили публицистического стиля.

-Информационный подстиль (заметка).

-Аналитический подстиль (резюме, аналитическое интервью, рецензия, анкета, статья).

— Художественно-публицистический подстиль (очерк, фельетон, памфлет).

  1. Жанры публицистического стиля.
  2. Форма и содержание текста в разных жанрах публицистического стиля.
  3. Хронотоп публицистического текста.
  4. Реклама как разновидность публицистического текста. Специфика и функции рекламного текста.

Рекламный текст- это текст, содержащий рекламную информацию. Его отличают следующие признаки: во-первых, он содержит информацию о физическом или юридическом лице; товарах, идеях и начинаниях; во-вторых, предназначен для неопределенного круга лиц; в-третьих, призван формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям; и, наконец, в-четвертых, способствует реализации товаров, идей, начинаний.

С точки зрения синтактики, рекламный текст имеет формульный характер, то есть связанный жесткой последовательностью элементов.

Рекламные тексты относятся к эмотивному типу высказывания, то есть сообщению обращенному к интуиции и чувствам клиента.

При составлении любых рекламных текстов часто используется метафоры и метонимии.

Широко употребляется в рекламных текстах и перифраз.

  1. Реферат: структура, объем, содержание, требования к оформлению.
  2. Основные принципы аргументации.

АРГУМЕНТАЦИЯ -способ убеждения кого-либо посредством значимых аргументов.

  • информация о фактах, используемых в качестве аргументов
  • ценностный подбор аргументов
  • нравственная приемлемость и дозволенность аргументов
  • последовательность и взаимная непротиворечивость аргументов, их организация в дедуктивный вывод
  1. Перечислите основные виды речевых ошибок. Как избежать речевых ошибок в письменной речи?
  2. Лингвистические условия логичности речи.