Шпоры по Соц. фил

1. Специфика социально-философского познания.

Социальная философия— область философии, занимающаяся изучением общества и поведением человека в нём.

Выделяется два типа философствования при этом:

  1. Ценностная (валюативная).Она призвана ответить на вопросы о смысле жизни человека в обществе и истории. В качестве решаемой задачи ставится желаемая форма общества, в которой человек мог бы следовать своему предназначению, в котором бы соблюдались нормы достойного существования человека. Данный раздел социальной философии выступает ещё в роли социального проповедничества, делая акцент на высшие ценности жизни.
  2. Рефлективная.Исследует общество, историю и человека в аспекте сущего, т.е. интересуется собственной логикой их бытия. Здесь анализируется сущность социальной реальности, как подсистемы единого и целостного мира. Рефлективная социальная философия в этом пересекается с теоретической социологией.

Основным вопросом, который решает социальная философия,является взаимодействие общества и человека, влияние человека на обществов зависимости от его меняющихся потребностей (материальных, духовных).

Общество же представлено в виде невидимых связей между людьми в форме социальных институтов (языка, семьи, денег, государства), социальных общностей (возрастные, этнические, профессиональные).

Социальная философия не рассматривает человека, как некоего индивида, а как в составе какой-то общности: семья, страна, этнос и т.д. При этом он предстаёт одновременно сразу в нескольких социальных сферах.

В качестве предмета анализа социальной философии выступают:

  • Субъекты социального развития (личности, классы, нации);
  • Типы социального развития (циклическое, линейное, спиралевидное);
  • Особенность процесса социального развития (эволюционный, революционный, коэволюционный);
  • Общественный прогресс (ритерии, необходимость, цена);
  • Движущие силы и перспективы общественного прогресса;
  • Соотношение сознательного и стихийного в общественном развитии.

Социальная философия занимается и вопросами культуры, но не как культурология, а рассматривает культуру, как качественную характеристику общества, этапы её развития, развития цивилизации.

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

1 этап середина IX века – 1908 год: определяется предмет изучения и основные проблемы (сотрудничество психологов, социологов, философов, литературоведов, этнографов – большинство работ по социальной психологии было издано в этот период.) 2 этап до середины 40х годов XX века – появление научных социально-психологических школ ориентированных на связь теории с практикой. 3 этап с середины 40х годов ...

Социальная философия тесно связана с философией истории. Однако она изучает ещё взаимосвязь человека и общества исторически, в виде истории отдельных цивилизаций, то есть более конкретные факторы.

Можно выделить 5 основных функций социальной философии:

  • Познавательная.Состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия.
  • Диагностическая.Анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценка вариантов развития, их причин, способов и планов.
  • Прогностическая.Выработка обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем.
  • Образовательная.Изучение социальной философии студентами, учёными, политиками.
  • Проективная. Разработка проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, нации).

Изучение социальной философии предоставляет человеку целостную картину о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. Она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. К ней обращаются каждый раз, когда необходимо найти выход из кризиса, в котором оказывается общество, когда требуются новые идеи пути выхода из сложившейся ситуации.

2. Общество как предмет социально-философского анализа.

Существуют различные концептуальные подходы к категории “общество”:

  1. “атомистическая теория”, согласно которой общество понимается как совокупность личностей или отношений между ними.
  2. теория Георга Зиммеля: “общество” представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей.
  3. в теориях “социальных групп” общество интерпретируется как совокупность различных пересекающихся групп, которые являются разновидностями одной доминирующей группы.

Существует несколько определений категории общество.

10 стр., 4746 слов

Проблема человека в философии 8

... или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той ... философской антропологии эпохи Возрождения характерно противопоставление человека природе. Человек ставился выше природы. В философии Нового времени человек исследовался с позиций механицизма как ...

“Институциональное” определение : общество — это большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций. Социальные институты и организации гарантируют устойчивость, постоянство отношений между людьми, устанавливают устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни.

Функциональная концепция: общество — группа человеческих существ, представляющая собой самообеспечивающую систему деятельности.

Теоретический подход : общество — определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в развитии общества, каковы источники и движущие силы общественных изменений, в чем заключается смысл истории, какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям и интересам человека и многое, многое другое.

Общество не может быть механической суммой составляющих его людей. Всякое общество конкретно. В нем представлены конкретные люди со своими потребностями и интересами, организованные совместной деятельностью, и сложившимися на ее основе отношениями друг к другу. Любое общество — продукт взаимодействия людей. Сущность общества выражают конкретные процессы взаимодействий и взаимоотношений людей.

Бытие людей в обществе характеризуется различными конкретными формами жизнедеятельности и общения. Каждое новое поколение людей ставит и решает свои задачи, исходя в своей деятельности из ранее уже достигнутого, в результате чего создается связь, преемственность разных поколений людей, имеет место история их общественной жизни.

6 стр., 2939 слов

Роль информации в жизни человека и общества

... средства производства может оказаться нужной обществу, может оказаться высокоэффективной. Страна с населением в 1 млрд. 300 млн. человек развивается ... никуда не годится. Это и есть направление моделирования развития. Поэтому когда мы читаем всевозможные социальные, политические, ... информация. Из хороших, честных, искренних обращений мне в жизни приходилось читать только одно. Однажды в наших ...

Можно выделить по крайней мере четыре разные подхода к определению основы бытия общества.

Натурализм- часто еще называют географическим и биологическим направлением анализа общественного развития. Согласно нему развитие общества определяется природными условиями ( климатом, ландшафтом и т.п. ).

Сторонники этой теории ( Ш.Монтескье, Л.И.Мечников ) считали, что природная среда диктует установление того или иного политического строя, объясняет характер людей и их притязания, определяет различия в уровне развития хозяйственной и иной общественной деятельности разных стран и континентов. К натуралистическому направлению в философии относятся и различного рода геополитические взгляды, в соответствии с которым политика государство всецело ставится в зависимость от его “жизненного пространства” — территории, местоположения.

Другой подход — подход идеалистического учения — признание абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Считается, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные цели, мотивы, установки, которые постоянно предшествуют их реальным действиям. Например, Гегель полагал, что источник развития общества лежит в некоем абсолютном духе, который творит историю, и предопределяют все действия людей.

Противоположным подходом является материалистическая теория общественной жизни. Основное в ней то, что источник развития общества усматривается в самом обществе, в развитии его материального производства. Доказывается, что общественное развитие определяется либо экономикой ( марксисты ), либо изменениями техники хозяйственной деятельности ( Р.Арон, Д.Белл, У.Ростоу ).

Материалистическая теория считает сознание людей вторичным, производным от экономической или технологической сферы общественной жизни.

В настоящий момент наиболее популярна теория, согласно которой история рассматривается как переплетение самых различных факторов , одни из которых в конкретных ситуациях оказываются сильнее других и выступают в качестве решающей стороны общественного развития.

10 стр., 4902 слов

Бергер П. Общество в человеке

Когда к обществу подходят прежде всего как к системе контороля, то инивида и общество противопоставляют друг другу как две сущности. Общество рисуется как внешняя ральность, осуществляющая влияние и насилие над индивидом. Может сложиться ошибочное представление о толпах взнузданных и управляемых властями людей, побуждаемых к повиновению постоянным страхом перед тем, что может случиться с ними. Но ...

Сравнение различных теоретических подходов в определении основы развития бытия общества показывает, что не следует переоценивать значение той или иной стороны общественной жизни людей, необходимо видеть их взаимозависимость и взаимообусловленность.

3. Функционирование общества и его развитие. Механизмы и формы социальной динамики.

1. Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

2. Общественное бытие имеет две стороны:

  • объективную — то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей (условия жизни, потребности людей, состояние материального производства и т. д.;
  • субъективную — сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.

На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные — воля и сознание людей.

Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, за­конами, направленностью развития.

Основными сферами жизни обществаявляются:

  • экономическая;
  • социальная;
  • политическая;
  • духовная.

3. Экономическая сфера- базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

  • производство;
  • распределение;
  • обмен;
  • потребление материальных благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах.

  • экономическое пространство — то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
  • деятельность институтов управления экономикой;
  • способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

  • производительные силы;
  • производственные отношения.
  • Производительные силы — люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
  • Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:
  • орудия труда;
  • сырье и материалы;
  • здания, сооружения;
  • транспорт и т. д.

Производственные отношения— отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат:

13 стр., 6086 слов

Общество как форма жизнедеятельности людей

... понятие, государство — политическое, а общество — социальное. Исходной составляющей общества являются люди, их совместная жизнь и деятельность. Общество можно рассматривать как совокупность общественных ... по способу производства выделяют следующие типы общества: общество охотников и собирателей; общество огородничества; общество скотоводов; земледельческое общество; индустриальное общество. 5. По ...

  • отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений — поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
  • отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
  • отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.

Значение материального производства (экономической сфе­ры жизни общества) в том, что оно:

  • создает материальную базу существования общества;
  • способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
  • непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы);
  • влияет на политические процессы;
  • влияет на духовную сферу — как непосредственно (на содер­жание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

4. Социальная сфера— система внутреннего устройства обще­ства (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры общества:

  • классы;
  • страты;
  • сословия (основанные не только на экономическом разделе­нии, но и на традициях);
  • люди города и деревни;
  • представители физического и умственного труда;
  • социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);
  • национальные общности.
  • По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:
  • классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;
  • стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; под­ход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

11 стр., 5227 слов

Познавательная деятельность человека

... пониманию того, какую роль играет сознание в познавательной деятельности человека. Когда человек сталкивается с задачей, имеющей несколько разных решений (а жизнь постоянно ставит перед нами ... с возникновением культуры. На ранних стадиях развития общества познавательная деятельность людей была «вплетена» в практическую деятельность и не отделялась от последней. Исторически первоначальными ...

Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

  • страны с высочайшим уровнем мобильности — США, Италия, Япония;
  • страны со средним уровнем мобильности — Канада, Велико­британия;
  • страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе.

Высшим уровнем объединения социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

  • превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
  • усложнение структуры, дробление страт до микроуровня — так называемых «малых групп»

5. Политическая сфера общества — совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.

Элементами политической системы общества являются:

  • государство и государственные органы;
  • политические партии;
  • общественные организации;
  • профсоюзы;
  • иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

  • представительная (представлять интересы различных поли­тических, социальных групп);
  • регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
  • охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;
  • внешнеполитическая;
  • интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

6. Основными элементами духовной жизни общества являются:

  • духовная деятельность;
  • духовные ценности;
  • духовные потребности людей;
  • духовное потребление;
  • индивидуальное сознание;
  • общественное сознание.

Духовная деятельность — деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.

В результате духовной деятельности возникают духовные ценности, например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.

В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются (воспринимаются, усваиваются, людьми) в соответствии с их духовными потребностями.

Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.

Индивидуальное сознание человека — восприятие им отдельных сторон бытия.

Общественное сознание — возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.

Элементами общественного сознания являются:

  • обыденное и теоретическое сознание;
  • общественная идеология и психология;
  • формы общественного сознания.

Обыденное сознание — непосредственное восприятие обществом и его членами окружающей действительности.

Теоретическое сознание — высшее обобщенное восприятие бытия.

Общественная психология — чувства, интересы, стремления, цели, идеалы, обычаи, традиции, потребности и интересы людей и общества в целом.

Общественная идеология — система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй.

Формами общественного сознания являются:

  • политическое;
  • правовое;
  • моральное;
  • научное;
  • религиозное.

4. Деятельностная определенность социального. Деятельность как способ существования общественного человека.

Де́ятельность— процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов:

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов.

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека: в еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы); 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни); 3) духовную (в области науки, искусства, религии и т.п.).

Все формы человеческой Д. историчны. Они испытывают влияние разделения труда, что обусловлено высокой динамикой процесса роста потребностей людей, их разнообразием. Вследствие этого Д. в обществе предстает как система, элементами которой являются люди, их потребности и интересы, предмет Д., мотивы Д., цели, средства и формы ее осуществления. Важную роль играет подсистема политических, правовых и социальных институтов как субъектов законодательно-регулирующей Д. в обществе. Духовная Д. позволяет людям не только вырабатывать отношение к общественным (коллективным) аспектам жизни, но и находить удовлетворение индивидуальных запросов в решении вечных проблем жизни и смерти, веры и т.д. Как процесс Д. включает: 1) совокупность программ преобразования мира, практики; 2) вытекающие из любой программы действия; 3) операции. Любая Д. предполагает специальную подготовку (образование), опыт, компетентность. Высокая динамика цивилизационных процессов связана с проблемой соотношения традиционного и новационного в программах Д. Гармоничное соотношение этих компонентов в индустриально-городской культуре западного типа способствует относительной стабильности общественной жизни по сравнению с культурами т.наз. третьего мира. Д. является объектом рефлексии как конкретных наук, так и философии. Особенно актуальным ее исследование стало в 20 ст. в связи с усложнением ее функций, ростом влияния ее результатов на человека (сферы психологии и экологии).

. С очевидностью проявилось стремление различных наук не только использовать философскую традицию категориального освоения Д., но и найти новые аспекты ее проявления. Высокой активностью в этом плане отличаются исследования в области психологии, социологии, политологии, экологии, экономической теории, этики. В них используется деятельност-ный подход к проявлениям как общественного, так и индивидуального сознания. Философия также совершенствует категориальный язык описания и объяснения Д. В центре ее дискуссий — такие категории, как «активность», «поведение», «практика», «репродукция и творчество». В западноевропейской философии определенная заидеологизированность интерпретаций Д. отражает поиск человеком в ней своих потенциальных возможностей (религиозно-идеалистическая, утверждающая приоритет Бога как субъекта Д.; марксистская, оптимистически оценивающая перспективу подчинения человеку природных и общественных закономерностей; реалистическая, критично оценивающая человека как субъекта Д., и т.д.) Оригинальная традиция осмысления Д. была заложена русской религиозной философией, прерванной, однако, российской глобальной трагедией 20 в. Одна из центральных проблем, занимающих философию 20 ст. — «естественная» и «искусственная» рациональность в Д., поскольку от ее осмысления зависит глобальная совокупность как предстоящих научных интерпретаций, так и политических решений.

12