PSZh 3302 Психология семейной жизни

Титульный лист программы дисциплины (SYLLABUS)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19

Программа дисциплины (Syllabus)

PSZh 3302 Психология семейной жизни

(код и название дисциплины)

Павлодар, 2013 г.

Лист утверждения программа дисциплины (Syllabus)

Форма

Ф СО ПГУ 7.18.4/19

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ГП

___________ Сарбалаев Ж.Т.

«___"_____________20__г.

Составители: _________ доцент, к.пс.н., Колюх О.А.

(подпись) (должность, учёная степень, звание, Ф.И.О.)

_________ преподаватель, магистр психологии Щербакова Е.П.

(подпись) (должность, учёная степень, звание, Ф.И.О.)

PSZh 3302 Психология семейной жизни

(полное наименование и код дисциплины по рабочему учебному плану)

для студентов очной формы обучения специальности 5В50 300 — психология

Программа разработана на основании рабочей учебной программы, утверждённой «___» _________20__г.

Рекомендована на заседании кафедры от «___"____________20__г.

Протокол №_____.

Заведующий кафедрой _____________ Бурдина Е.И. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

Одобрена учебно-методическим советом гуманитарно-педагогического факультета

«____"______________20__г. Протокол №____

Председатель УМС ____________ Ксембаева С.К. «____» ________20__г.

(подпись) (Ф.И.О.)

1. Паспорт учебной дисциплины

Наименование дисциплины Психология семейной жизни

Дисциплина вузовского компонента

Количество кредитов и сроки изучения

Всего — 3 кредита

Курс: 2

Семестр: 3

Всего аудиторных занятий — 45 часов

Лекции — 30 часов

Практические /семинарские занятия — 15 часов

СРС — 90 часов

в том числе СРСП — 22,5 часов

Общая трудоемкость — 135 часов

Форма контроля

Экзамен — 3 семестр

Пререквизиты

Для освоения данной дисциплины необходимы знания, умения и навыки приобретённые при изучении следующих дисциплин: технологии психотерапии, основы психологического консультирования.

Постреквизиты

Знания, умения и навыки, полученные при изучении дисциплины необходимы для освоения следующих дисциплин: практикум специализации.

2. Сведения о преподавателях и контактная информация

Колюх Ольга Анатольевна, к.пс.н., доцент кафедры психологии и педагогики, тел.: 673 685 (вн. 11−39)

Щербакова Елена Павловна, магистр психологии, преподаватель кафедры психологии и педагогики, тел.: 673 685 (вн. 11−39)

Кафедра «Психологии и педагогики», аудитория А-149,

телефон: 673 685 (вн. 11−39),

Е-mail:kafedrapip@mail.ru

3. Предмет, цели и задачи

Предмет дисциплины: актуальные проблемы психологии семьи и семейного консультирования.

Цель преподавания дисциплины: обеспечить будущего профессионального педагога-психолога комплексом теоретических знаний и практических технологий и методов по анализу и управлению конфликтом.

Задачи изучения дисциплины:

  • освещение наиболее актуальных проблем психологии семьи и семейного консультирования;
  • раскрытие закономерностей семейных взаимоотношений, причин их дестабилизации и методы психологической помощи семье.

4. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям

В результате изучения данной дисциплины студенты должны:

иметь представление о:

— предмете, методах, истории и современном состоянии, направлениях психологии семейной жизни;

— специфике различных типов конфликтов и методах их разрешения;

знать:

— основные закономерности развития и функционирования семьи на различных этапах ее жизненного цикла, включая нормативные и ненормативные кризисы семьи;

— роль семьи в развитии личности ребенка на различных возрастных этапах;

— базовые характеристики супружеских отношений;

— типологию семей;

— основные методы обследования семьи;

— задачи и направления оказания психологической помощи семье;

уметь:

— излагать закономерности развития семейных отношений;

— оказывать психологическую помощь семье в условиях ее социально-психологической адаптации и дестабилизации семейных отношений;

— владеть умениями эффективного профессионального и межличностного общения в условиях семейного консультирования;

— пользоваться, обрабатывать и анализировать теоретический и эмпирический материал по предлагаемой проблеме психологии семьи и семейном консультировании;

приобрести практические навыки:

— планирования, проведения и обработки конкретного исследования психологических особенностей семейных отношений;

— психодиагностического обследования семей, направленного на выявления причин неблагополучия;

— установления возможных форм помощи;

— психологического консультирования добрачной и предбрачной пары;

— составления и проведения консультационного мероприятия по поводу восстановления супружеских отношений;

быть компетентным:

— в области составления и проведения психолого — профилактических мероприятий с различными семьями.

5 Тематический план изучения дисциплины

Распределение академических часов по видам занятий

№ п/п

Наименование тем

Количество аудиторных часов по видам занятий

СРО

лекции

сем

Всего

В том числе СРОП

1

Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования

2

1

7

1

2

Сущность брака и семьи. Функции семьи

2

1

7

1

3

Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития

2

1

7

1

4

Культура отношений в семье. Психологический климат

2

1

7

2

5

Психология интимных отношений

2

1

7

1

6

Профилактика супружеских конфликтов

2

1

7

2

7

Детско-родительские отношения

2

1

7

2

8

Методы диагностики семейных отношений

2

1

7

2

9

Воспитание ребенка в семье

2

1

7

2

10

Особенности семейного консультирования

3

1

7

2

11

Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

3

1

7

2

12

Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений

3

2

7

2

13

Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

3

2

7

2

Всего:135 (3 кредита)

30

15

120

30

6. Содержание лекционных занятий

Тема 1. Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования.

Предмет и задачи основ психологии семьи и семейного консультирования. Место психологии семьи и семейного консультирования в системе психологического знания. Связь основ психологии семьи и семейного консультирования со смежными дисциплинами. Становление основ психологии семьи и семейного консультирования как научной дисциплины. Общенаучные направления в изучении семейной проблематики. Вклад И.Я. Баховена и Дж. Ф. Макленнана в историческую реконструкцию семейных отношений. Анализ исторического перехода семейных функций к другим социальным институтам Э Дюркгейма, А.И. Антонова, В.М. Медкова. Учение Ч. Дарвина как исток этологического направления. Эмпирические методы Ф. Ле Пле в изучении семьи. Первые подходы в исследовании семейных отношений во взаимосвязи личности и обществе сторонников научного направления.

Тема 2. Сущность брака и семьи. Функции семьи.

Понятия «Семья» и «Брак» в психологии и смежных науках. Основные функции семьи. Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная).

Семья как система и малая группа. Брак как система отношений. Формы организации семьи и брака, их истоки и эволюция. Психологически благополучная и неблагополучная современная семья. Альтернативные браку формы — гражданский брак, одиночество, «пробный брак». Тенденции развития современной семьи.

Тема 3. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.

Гендерные стереотипы как основа функционально — ролевой структуры семьи. Психолого-методологические подходы к пониманию маскулинности и фемининности. Биологизаторский подход Ч. Дарвина. Символический аспект маскулинности и фемининности символизм Э Гофмана и Ж. Лакана. Реализация индивидуальных потребностей в браке. Особенности семейных потребностей. Семейные функции. Семейные роли. Внутрисемейная ролевая структура.

Динамика и периодизация семейной жизни. Формирование брачной пары. Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Теории выбора брачного партнера (З. Фрейд, Р. Уинч, Р. Сентерс, Б. Мурстейн, А. Керкгофф и К. Дэвис, А. Рейс, Р. Зидлер, Д. Адамс).

Период поиска брачного партнера и «ухаживания». Специфика добрачного периода. Компоненты психологической готовности к браку. Мотивы вступления в брак. Роль родительской семьи для формирования и функционирования новой семьи. Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Принятие решения о вступлении в брак.

Тема 4 Культура отношений в семье. Психологический климат.

Состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Молодая семья, ее задачи и особенности Кризисные периоды брака. Факторы семейного благополучия.

Тема 5 Психология интимных отношений.

Основные характеристики супружеских отношений. Формирование и развитие супружеских отношений. Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты. Адаптация и совместимость супругов в семье. Удовлетворенность браком и условия сохранения супружества. Семейные сценарии. Жизненные драмы, роли и темы. Супружеские игры. Любовь как основа супружеских отношений. Возникновение и развитие представлений о любви. Феномен любви и ее типы. Теории любви.

Тема 6 Профилактика супружеских конфликтов

Механизм семейных ссор. Кодекс спора. Понятие супружеского конфликта. Причины супружеских конфликтов. Структура супружеского конфликта. Стороны конфликта. Возникновение конфликтной ситуации и инцидент. Основные стадии развития супружеского конфликта. Возникновение конфликтной ситуации и сигнала конфликта. Осознание супружеского конфликта и его источники. Толерантность и конфликтность в действиях супругов. Завершение конфликта и готовность супругов к его разрешению. Пути и способы разрешения супружеских конфликтов. Разрешение конфликта без посредника. Участие третьей стороны в разрешении конфликта. Профилактика супружеских конфликтов.

Тема 7 Детско-родительские отношения.

Формирование родительской позиции в период ожидания ребенка. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Модели детско-родительских отношений в «народной психологии развития». Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие. Стили семейного воспитания.

Тема 8 Методы диагностики семейных отношений.

Методы изучения особенностей общения и взаимоотношений в супружеской паре. Методы исследования индивидуальности супругов. Методы нравственно — психологических основ супружеских отношений. Методы исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами родителя. Методы исследования межличностных отношений в системе «родитель — ребенок» глазами ребенка.

Тема 9 Воспитание ребенка в семье.

Готовность молодых родителей к рождению ребенка. Родительские установки и стили воспитания. Воспитание детей в разных типах семей. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Стили воспитания. Основные звенья системы воспитания семьянина.

Тема 10 Особенности семейного консультирования.

Общее понятие о консультировании. Цель консультативной работы. Основные принципы и правила семейного консультирования. Основные стадии процесса консультирования. Методы и приемы, используемые в семейном консультировании. Использование методов психологического воздействия. Стандартная психологическая диагностика семьи. Структурированное семейное интервью. Генограмма. Специальные терапевтические техники, используемые в семейном консультировании. Современные подходы к семейному консультированию.

Тема 11 Добрачное и предбрачное психологическое консультирование.

Консультирование как информирование. Консультирование по телефону доверия. Индивидуальное психологическое консультирование. Групповое психологическое консультирование. Рекомендации и практические советы при решении проблем добрачного и предбрачного периода клиентов.

Тема 12 Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений

Трудности работы с супружеской парой. Типичные проблемы супружеских пар при обращении в психологу — консультанту. Консультирование супругов по межличностным проблемам. Основная стратегия консультирования при нарушении супружеских отношений. Способы организации процесса семейного консультирования. Консультирование в ситуации развода. Консультирование супругов с их родителями. Рекомендации и практические советы.

Тема 13 Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста. Проблема речевого развития ребенка, достижения ребенком автономии действий, ограничения самостоятельности и инициативы. Консультирование родителей по поводу проблем детей дошкольного возраста: психологические проблемы дошкольников в сфере взаимоотношений, овладения ребенком навыков самообслуживания, проблемы дошкольников с ослабленным нервно — психическим здоровьем. Консультирование родителей по поводу проблем готовности ребенка к школе. Консультирование родителей по поводу проблем детей младшего школьного возраста: школьная дезадаптация, проблемы неуспеваемости, межличностных отношений младшего школьника со сверстниками и взрослыми. Консультирование родителей по поводу проблем детей подросткового возраста.

7. Содержание семинарских занятий

Тема 1. Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару.

1. В чем отличие понятий «семья» и «брак»?

2. В чем заключается характеристика семьи как системы?

3. Чем семья отличается от других социальных систем?

4. Охарактеризуйте методы эмпирического исследования семьи в казахстанской и зарубежной психологии.

5. Оцените сильные и слабые стороны научного подхода к изучению брачно-семейных отношений.

6. Какова роль психолога в работе с различными категориями семей?

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

Тема 2. Сущность брака и семьи. Функции семьи.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару.

1. Сущность брака и семьи

2. Функции семьи

3. Особенности современной семьи.

4. Исторические изменения брака и семьи.

5. Типы семей

6. Основные проблемы современной семьи.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

Тема 3. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару.

1. Стадии развития семейных отношений.

2. Роль семейных легенд в поддержании «устойчивого состояния» семейных отношений.

3. Открытые и скрытые семейные правила.

4. Изменения в жизни членов семьи и их роль в возникновении семейных кризисов.

5. Семейные трудности, связанные с различными стадиями существования семьи.

6. Структура семьи.

Литература

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография/Т.В.Андреева -СПб.:Речь, 2005.-435с

2. Зритнева Е.И. Семьеведение: Учеб. пособие для студ. вузов /Е.И. Зритнева, Н.П.Клушина.-М.:Владос, 2006.-246с

3. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 158с.

4. Основы психологии семьи:/Авт.-сост. С.А. Бронников, О.С. Батурина.-Бирск: БирГСПА, 2006.-306с.

5. Психология семейных отношении с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой М., 2002.

6. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети/ -СПб.:Каро, 2007.-207с.

Тема 4 Культура отношений в семье. Психологический климат.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару.

1. Семья как целостная система. Подсистемы семейных отношений

2. Условия стабильности брака. Культура отношений в семье.

3.Психологический климат

Литература

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография/Т.В.Андреева -СПб.:Речь, 2005.-435с

2. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991. — 158с.

3. Зритнева Е.И. Семьеведение: Учеб. пособие для студ. вузов /Е.И. Зритнева, Н.П.Клушина.-М.:Владос, 2006.-246с

4. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 158с.

5. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М., 1998.

6. Основы психологии семьи:/Авт.-сост. С.А. Бронников, О.С. Батурина.-Бирск: БирГСПА, 2006.-306с.

7. Психология добрачных отношений/Сост.О.А.Минич, О. А. Хаткевич.-Минск:Красико-Принт, 2007.-173с

8. Психология семейных отношении с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой М., 2002.

Тема 5 Психология интимных отношений

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару.

1. Половые различия в познавательной и эмоциональной сферах.

2. Социально-психологические различия между мужчинами и женщинами.

3. Различия в потребностях мужей и жен в браке.

4. Типология любовных переживаний по античным представлениям.

5. Мотивация брака и ее влияние на удовлетворенность супружескими отношениями.

6. Виды супружеской адаптации.

7. Классификация супружеских ролей.

Литература

Основная литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

Тема 6 Профилактика супружеских конфликтов.

Форма проведения занятия: семинар, решение кейс стадии.

Вопросы к семинару.

1. Принципы безобвинительного общения.

2. Причины семейных конфликтов и их типы.

3. Закон многоуровневой каузальной атрибуции.

4. Причины и мотивы внебрачных связей.

5. Способы поддержания благоприятной атмосферы в семье

6. Назовите два основных критических периода в развитии супружеских отношений.

Задание: Подготовить кейс стадии на тему «Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов». По следующей схеме.

Ознакомиться с одним из вариантов супружеских конфликтов, определить их виды и попытаться найти возможные варианты решения супружеского конфликта подобного типа

Оборудование: листы с описанием ролей «жены» и «мужа»

Практическая часть:

1. Распределить студентов по парам в соответствии с ролями;

2. На первом этапе игры каждый из «супругов» играет соответственно роль мужа и жены, оправдывая свои действия, предшествовавшие конфликту;

3. На втором этапе каждый из «супругов» письменно излагает свои возможные варианты решения конфликтной ситуации;

4. На заключительном этапе оба «супруга» находят единое взаимоприемлемое решение конфликта и подробно его описывают;

5. Необходимо также определить тип супружеского конфликта, причина его возникновения и другие возможные варианты решения данного супружеского конфликта.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Козырев Р. И. Введение в конфликтологию: Учебн. пособие.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

6. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — (30−39, 47−49,131−134)

Тема 7 Детско-родительские отношения.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

1. Виды родительских установок.

2. Материнство как психологический феномен.

3. Возрастная динамика отношений между детьми и родителями.

4. Основные психологические модели детско-родительских отношений: психоаналитическая модель (З. Фрейд, Э. Эриксон, Э Фромм), бихевиористская (Дж. Уотсон, Б. Скиннер), гуманистическая (А. Адлер, Р. Дрейкурс, Т Гордон, К. Роджерс, Дж. Байярд, Ю.Б. Гиппенрейтер, Х. Джайнотт).

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Александрова Е.А. Как подружиться с собственным ребенком/Е.А. Александрова. — М.: Чистые пруды, 2008 .-32с .

4. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991. — 158с.

5. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 158с.

6. Кочубей А. Визит в семью, или практика работы с семьями: Учебно-метод. пособ./ А. Кочубей, Н. Умарова .-Псков: ПОИПКРО, 2002.-118с

7. Подольский А. И Подросток в современном мире: Заметки психолога/А.И. Подольский, О.А. Идобаева, Л.А. Идобаев.-СПб:КАРО, 2007.-268с.

Тема 8 Методы диагностики семейных отношений

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

Диагностика добрачной (предбрачной) пары.

Цель: ознакомление с основными направлениями диагностики семейных отношений; с использованием методик диагностики взаимоотношений добрачной пары.

Оборудование: ручка, тетрадь, методики, стимульный материал методик, отчет о проведении методик.

Теоретическая часть:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Требования к использованию психологических методик диагностики семейных отношений

2. Общая типология методик психодиагностической работы с семьей

3. Исторический анализ методик психологической диагностики семейных отношений

Практическая часть:

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ДОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Анкета «Поиск спутника жизни» (С.С. Носов)

2. Выявление отношения юношей и девушек к жизни в своей семье (Т.Шрайбер)

3. Диагностика энергофизиологической совместимости с брачным партнером

4. Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина)

5. Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина)

6. Методика выявления представлений супругов о ролевой структуре их семьи (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская)

Диагностика отношений супругов.

Цель: ознакомление с основными направлениями диагностики семейных отношений; с использованием методик диагностики взаимоотношений брачной пары.

Оборудование: ручка, тетрадь, методики, стимульный материал методик, отчет о проведении методик.

Теоретическая часть:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СУПРУГАМИ

1. Психодиагностические методы исследования мужской и женской сексуальности

2. Типология методик диагностики супружеских отношений

Практическая часть:

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

1. Методика «Семейно-обусловленное состояние» (Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

2. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре (А.Н. Волкова)

3. Тест-опросник удовлетворенности браком (В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)

4. Шкала удовлетворенности браком (М. Панькиной)

5. Методика «Типовое семейное состояние»

6. Особенности общения между супругами (Ю. Е. Алешина, Л.Я. Гозман, ЕМДубовская)

Диагностика детско-родительских отношений глазами взрослого.

Цель: ознакомление с основными направлениями диагностики семейных отношений; с использованием методик диагностики детско-родительских отношений глазами взрослого.

Оборудование: ручка, ручка, тетрадь, методики, стимульный материал методик, отчет о проведении методик.

Теоретическая часть:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Обзор методик диагностики семейных отношений в практике консультирования.

2. «За» и «против» семейных психологических тестов из популярных журналов.

3. Основные направления диагностики взаимодействия в системе «родитель-ребенок»

Практическая часть:

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Методики для детей

1. Рисунок дома

2. Рисунок «Мир мамы, мир папы»

3. Распознавание типов воспитания по рисункам

4. Диагностическая беседа «Мой круг общения» (Т.Ю. Андрущенко)

5. Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье

6. Личностные ожидания ребенка в общении со взрослым

Диагностика детско-родительских отношений глазами ребенка.

Цель: ознакомление с основными направлениями диагностики семейных отношений; с использованием методик диагностики детско-родительских отношений глазами ребенка.

Оборудование: ручка, ручка, тетрадь, методики, стимульный материал методик, отчет о проведении методик.

Теоретическая часть:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

1. Общая схема диагностического процесса в работе психолога с семьей

2. Диагностика в консультативной работе психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями

Практическая часть:

ДИАГНОСТИКА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Методики для родителей

1. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

2. Опросник родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Методики для обследования диады «родитель-ребенок»

1. Методика «Совместное складывание куба Линка»

2. Проба на совместную деятельность

3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) (И.М. Марковская)

4. Методика «Детско-родительские отношения подростков» (ДРОП) (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская)

Диагностика семьи как целостной системы.

Цель: ознакомление с основными направлениями диагностики семейных отношений; с использованием методик диагностики семьи как целостной системы.

Оборудование: ручка, ручка, тетрадь, методики, стимульный материал методик, отчет о проведении методик.

Теоретическая часть:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Схема психологического анализа семьи как системы:

— Схема анализа семьи как системы А. Варга,

— Программа поэтапного исследования семьи Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса,

— Программа социально — психологического исследования семьи (супружеской пары) А.И. Волковой и Т.М. Трапезниковой.

Практическая часть:

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ

1. Генограмма

2. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева»

3. Сказки Дюсса

4. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис)

5. Семейная доска

6. Системный тест Геринга

7. Карта семьи

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с. 3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — (30−39, 47−49,131−134)

6. Навайтис Г. Семья в психологическом консультации. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство Н.П.О. «МОДЕК», 1999. — 224 с.

7. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для высших учеб. заведений/ Под общ. ред. Н. Н. Посысоева. — М.:Изд-во Владос-Пресс.- 2004.

Тема 9 Воспитание ребенка в семье

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

2. Влияние нарушения семейных отношений на психическое развитие ребенка. Консультация и профилактика.

3.Роль отца и матери в формировании целостной личности.

4.Консультирование родителей по вопросам детского развития

5. Сочинение и рисунок как средство семейного консультирования

Задание. Разработать и провести тренинг, упражнения на тему «Взаимодействие родителей с детьми». По схеме:

Цель: Ознакомление с тренингом взаимодействия родителей с детьми.

Практическая часть:

1. Ознакомление с целями, задачами и основными принципами программы тренинга для родителей;

2. Ознакомление с программой тренинга для родителей.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Работа с неполными семьями/Авт.-сост.Н. А. Сохранная .-Минск:Красико-Принт, 2006.-172с

6. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети/ -СПб.:Каро, 2007.-207с.

7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И В, Никольская И М Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., Речь, 2003

Тема 10 Особенности семейного консультирования.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

1. Личность семейного консультанта. Этика психолога-консультанта.

2. Методы и техники работы с семьей.

3. Организация кабинета психолога.

4. Особенности первичной консультации. Стадии консультативного процесса.

5. Социально-психологический тренинг семейных отношений.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва-Воронеж, Калининград, 1999.

6. Навайтис Г. Тайны семейного (не) счастья. М., 1998.

7. Психологическое обследование семьи: /Авт.-сост. О.С.Батурина, О. А. Беляева .-Бирск: БирГСПА, 2006.-305с

8. Психология семейных отношении с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой М., 2002.

9. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб.: Речь, 2000. — 283с

10. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И В, Никольская И М Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., Речь, 2003

11. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи СПб., 2001.

Тема 11 Добрачное и предбрачное психологическое консультирование.

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

1. Консультирование как информирование.

2. Консультирование по телефону доверия.

3. Индивидуальное психологическое консультирование.

4. Групповое психологическое консультирование.

5. Рекомендации и практические советы при решении проблем добрачного и предбрачного периода клиентов.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Александрова Е.А. Как подружиться с собственным ребенком/Е.А. Александрова. — М.: Чистые пруды, 2008 .-32с .

6. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994

7. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва-Воронеж, Калининград, 1999.

8. Психологическое обследование семьи: /Авт.-сост. О.С.Батурина, О. А. Беляева .-Бирск: БирГСПА, 2006.-305с

9. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И В, Никольская И М Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., Речь, 2003

10. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи СПб., 2001.

Тема 12 Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

1. Трудности работы с супружеской парой.

2. Типичные проблемы супружеских пар при обращении в психологу — консультанту.

3. Консультирование супругов по межличностным проблемам.

4. Консультирование в ситуации развода.

5. Консультирование супругов с их родителями.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -

Тема 13 Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Форма проведения занятия: семинар.

Вопросы к семинару

1. Консультирование родителей по поводу проблем детей раннего возраста.

2. Консультирование родителей по поводу проблем детей дошкольного возраста.

3. Консультирование родителей по поводу проблем готовности ребенка к школе.

4. Консультирование родителей по поводу проблем детей младшего школьного возраста.

5. Консультирование родителей по поводу проблем детей подросткового возраста.

Литература

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2005.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2007.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2005.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005

5. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва-Воронеж, Калининград, 1999.

6. Психологическое обследование семьи: /Авт.-сост. О.С.Батурина, О. А. Беляева .-Бирск: БирГСПА, 2006.-305с

7. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И В, Никольская И М Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб., Речь, 2003

8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи СПб., 2001.

8. Задания самостоятельной работы

Изучение дисциплины предполагает такие формы организации учебного процесса, как лекционные, семинарско-практические занятия и самостоятельную работу обучающихся. Важно правильно организовать работу на всех видах занятий. Представленные ниже рекомендации помогут вам в этом.

Успешное освоение материалов курса требует значительного времени на самоподготовку, которая должна включать не только работу с лекционным материалом, но и с научной литературой. При освоении данного курса студент может пользоваться конспектами лекций, библиотекой вуза и другими библиотеками. При подготовке по отдельным темам курса возможна работа с Интернет-ресурсами.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса работать с литературой к очередному аудиторному занятию. При этом актуализируются имеющиеся знания, а также создается база для усвоения нового материала, возникают вопросы, ответы на которые студент получает в аудитории.

Какой бы хорошей у студента ни была память, она не в состоянии удержать обширную информацию — многостороннюю и трудную для восприятия. Поэтому в той или иной форме рекомендуется делать записи о своей работе. Они могут иметь разную форму: краткий план источника, тезисы, выписки, аннотация, конспект. Ваши записи будут хорошим подспорьем в подготовке к экзамену.

Как написать доклад

1. Начинайте с подбора и изучения основных источников по теме. Использовать не менее 8 — 10 источников согласно вашей основной идее.

2. Составьте план, раскрывающий содержание вашей работы.

3. Составьте библиографию. По мере изучения литературы на отдельных листках делаются краткие выписки по вопросам плана.

4. Обработайте и систематизируйте материал. Подготовьте выводы и обобщения.

5. Написание. Помните! Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль. Академический стиль — это совершенно особый по стилю текстовой материал, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • Предложения могут быть длинными и сложными;
  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;
  • употребляются вводные конструкции типа «по всей видимости», «на наш взгляд»;
  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения «я», «моя (точка зрения)»;
  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

6. Требования к оформлению письменного доклада.

  • Титульный лист
  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).
  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)
  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)
  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)
  • Список литературы.

7. Публичное выступление с результатами исследования.

Задания СРС по каждой теме:

Тема 1. Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования

Подготовить доклад на темы:

1. Брак в древности. Возникновение городской цивилизации. Законы Хаммурапи — царя Вавилонии. Брак в Древнем Египте.

2. Брак в Древней Иудее. Истории счастливых и несчастливых браков в Ветхом Завете. История Иакова и Рахили.

3. Брак в Древней Греции. Брак в Спарте и в Афинах. Теория мыслителя Пифагора Самосского.

4. Брак в Древнем Риме. Ромул — основатель первых законов Римского права о браке. Законы Рима. Идея, положенная в основу брака.

Тема 2. Сущность брака и семьи. Функции семьи.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Представления о семье и браке.

2. Функции семьи.

Тема 3. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития.

Подготовьте доклады на темы:

1. Период ухаживания. Формирование идентичности. Достижение эмоциональной и материальной независимости от родителей. Занятие адекватного возрасту статуса. Развитие навыков ухаживания и привлечение партнёра.

2. Фаза проживания супругов без детей. Установление баланса близости / отдалённости. Проблема семейной иерархии и сферы ответственности. Способы преодоления разногласий. Установление границ семьи.

3. Рождение детей и взаимодействие с ними. Проблема перестройки взаимоотношений. Рождение ребёнка как факт объединения двух семей. Время поступления ребёнка в школу — кризисный момент в семье.

4. Фаза стабилизации. Трудности на зрелой стадии брака. Приспособление к возрастным изменениям в супругах.

5. Фаза, в которой выросшие дети покидают дом.

6. Последние стадии жизненного цикла. Уход на пенсию. Смерть одного из супругов.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Структура семьи.

2. Жизненный цикл семьи.

Тема 4 Культура отношений в семье. Психологический климат.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Механизмы интеграции семьи.

2. Семейные мифы и семейные правила.

3. Семейная социализация.

4. Социализация в семье и творческий потенциал личности.

Законспектируйте ответы на следующие вопросы:

1. Назовите предбрачные факторы «успеха» и «риска».

2. Назовите компоненты психологической готовности молодых людей к браку.

Тема 5 Психология интимных отношений.

Статьи для аннотирования:

1. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 98−102.

2. Швец А.М. Мотивация вступления в брак и ее влияние на кризис будущей семьи // Вопросы психологии. — 2006. — № 2.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Теории выбора брачного партнера.

2. Факторы, способствующие разводу.

3. Факторы, способствующие укреплению семейных отношений. Предбрачное ухаживание.

4. Психология любви. Виды любви.

5. Мотивация вступления в брак.

6. Идеализация партнера.

7. Роли в семье. Адаптация к партнеру.

5. Удовлетворенность браком.

Тема 6 Профилактика супружеских конфликтов.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Разводы и их причины

2. Периодизация послеразводного процесса

3. Последствия развода для мужчин, женщин и детей

4. Повторные браки

5. Правила в бинуклеарной семье

6. Причины супружеских конфликтов

7. Нарушения в семейной коммуникации

8. Тактики разрешения супружеских конфликтов

9. Супружеская ревность. Супружеские измены

Тема 7 Детско-родительские отношения

Законспектируйте ответы на следующие вопросы:

1. Порядок рождения, пол и разница в возрасте между детьми в семье. Зависимость моделей поведения от того, был ли индивид старшим, средним, младшим или единственным ребёнком в семье. Исследования Уолтера Тоумена.

2. Параметры старший / младший для близнецов. Установки родителей относительно пола ребёнка.

3. Некомплементарный брак. Частично комплементарные отношения.

4. Совпадение жизненных событий. Четыре типа совпадений.

Статьи для аннотирования:

1. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. — 2006. — № 3.

2. Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. — 2000. — № 3. -С.67−81.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Типы воспроизводства населения

2. Последствия падения рождаемости

3. Проблема детности

4. Статус сиблинга и проблемы демографии

Тема 8 Методы диагностики семейных отношений.

Подготовьте доклады на темы:

  1. Основные подходы к изучению семьи

Рассматриваемые вопросы

Современные виды диагностики семьи (психологическая, социальная, педагогическая, социально-психологическая и т. д.).

Комплексная диагностика семьи. Основные направления диагностики семьи. Эклектический подход в изучении семьи. «Модель Мак-Мастерса». Проблемный подход. «Трехосевая классификация проблемных семей». Факторные модели семьи. «Круговую модель» Д.Ольсона.

  1. Организация диагностической работы с семьёй

Рассматриваемые вопросы

Диагностические проблемы получения информации о семье: — проблема интимности; - взаимосвязанность и взаимозависимость всех аспектов существования семьи; - проблема изменчивости; проблема разбросанности данных. Этапы диагностического изучения семьи.

  1. Проектирование диагностической работы с семьёй.

Рассматриваемые вопросы

Принципы отбора диагностических методик

Изучение возможностей применения методов диагностики семьи. Обстоятельства, осложняющие процесс изучения семьи. Принципы отбора диагностических методик для изучения семьи.

  1. Методы изучения супружеских отношений

Рассматриваемые вопросы

Методы изучения супружеской дисгармонии в разных подходах. Изучение особенностей общения и эмоциональных отношений в супружеской паре. Диагностика супружеской совместимости, особенностей конфликтного взаимодействия супругов. Диагностика педагогической совместимости родителей. Изучение отношения к деньгам в семье. Методы исследования индивидуальности супругов и нравственно-психологических основ супружеских отношений. Психограмма супружества.

  1. Методы изучения детско-родительских отношений

Рассматриваемые вопросы

Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» с точки зрения родителя: — отношение родителей к ребёнку и жизни в семье, — родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, — причины отклонений в семейном воспитании, — типы воспитания, — уровень родительской компетентности. Изучение межличностных отношений в системе «родитель-ребёнок» глазами ребёнка. Изучение детско-родительского взаимодействия.

  1. Методы изучения образовательных запросов семьи

Рассматриваемые вопросы

Понятие образовательного запроса семьи. Типология образовательных запросов семьи. Особенности образовательных запросов современной семьи. Психологические проблемы семьи в образовании. Образовательный потенциал семьи и основные принципы его развития. Методы изучения образовательного потенциала современной семьи.

  1. Этические принципы диагностики семьи

Рассматриваемые вопросы

Роль этики в диагностической работе с семьёй. Этический кодекс практического психолога. Этические принципы диагностики семьи. Основные ошибки в диагностической работе с семьёй.

  1. Психологическое обследование семьи

Рассматриваемые вопросы

Теория психологического обследования семьи. Общая типология методик психологического обследования семьи. Исторический анализ методик психологического обследования семьи. Общая схема диагностического процесса в работе психолога с семьей. Общая схема диагностического процесса в работе социального педагога с семьей. Диагностика в консультативной работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения с родителями.

  1. Схема психологического анализа семьи как системы

Рассматриваемые вопросы

Схема анализа семьи как системы, А Варга. Программа поэтапного исследования семьи Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса. Программа социально-психологического исследования семьи (супружеской пары) А.И. Волковой и Т.М. Трапезниковой. Обзор методик диагностики семейных отношения в практике консультирования. «За» и «против» семейных психологических тестов из популярных журналов. Основные направления диагностики взаимодействия в системе родитель-ребенок. Диагностика супружеских отношений. Типология методик диагностики супружеских отношений

Тема 9 Воспитание ребенка в семье

Подготовьте доклады на темы:

1. Ценность детей в жизни семьи: социально-психологические функции детей.

2. Влияние социально-экономического статуса семьи, системных особенностей семьи и стиля семейного воспитания на формирование личности ребёнка.

3. Психологические функции матери и отца.

4. Стили и тактики семейного воспитания.

5. Многофакторные теоретические модели родительской любви.

Статьи для аннотирования:

1. Горьковская И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. — 1994. — № 2.

2. Кован Ф.К., Кован К.П. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трехлетнего ребенка // Вопросы психологии. — 1989. — № 4.

3. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия // Психологический журнал. — 1993. — Т. 14. — № 6.

Подготовить презентационные работы (в редакторе Power Point) на темы:

1. Проблема половых различий и семейные отношения

2. Психологические механизмы половой социализации

3. Половое воспитание

4. Целенаправленное воздействие на ребенка в семье

5. Виды неправильного воспитания

6. Стили родительского поведения

Тема 10 Особенности семейного консультирования.

Подготовьте доклады на темы:

  1. Характеристика методов и видов психологической помощи семье

Рассматриваемые вопросы

Типология психотерапевтических методов. Определение и сравнение отдельных разновидностей психотерапии: интегративная система координат. Принципы использования методов психологической помощи семье. Разновидности психоаналитической, психодинамической, поведенческой, гендерно- и культурно-сензитивной терапии. Экзистенциально-гуманистические методы помощи семье. Специфика использования индивидуальных и групповых методов психологической работы с семьей.

  1. Техники взаимосвязи с семьей

Рассматриваемые вопросы

Техники психоаналитического (психодинамического) аналитико-системного, стратегического и эклектического подходов. Основные техники семейной коммуникативной психотерапии. Эффективность применения техник взаимосвязи с семьёй (временной аспект, процедура применения, мастерство специалиста).

Техники ободрения и успокаивания; нерефлексивное слушание; техники постановки вопросов; техники рефлексивного слушания; техника структурирование; умение держать паузу и др. Техники ведения беседы с членами семьи: активное слушание, перефразирование, обобщение и др.

  1. Методы помощи семье при стрессе

Рассматриваемые вопросы

Современное понимание посттравматического стрессового расстройства, его критерии и факторы риска возникновения. Пути выявления семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Стадии работы с семьёй в ситуации стресса. Дебрифинг как метод психологической работы с семьёй, пережившей стрессовое событие. Профиль самооценки посттравматического стресса. Действия, помогающие защитному совладанию в стрессовой ситуации. Поведенческие изменения у детей в стрессовых ситуациях и методы психологической помощи. Профилактика дезадаптаций.

  1. Тренинги психологической помощи

Рассматриваемые вопросы

Классификация тренингов. Фазы групповой динамики (совокупности групповых действий и интеракций; развитие отношений между участниками группы).

Особенности применения различных тренингов в психологической работе с семьёй. Семейный клуб как балинтовская группа. Проблема оценки эффективности психологической работы с семьёй в режиме тренинга.

  1. Специальные методы психологической помощи: народное декоративно-прикладное творчество как метод оказания психологической помощи семье

Рассматриваемые вопросы

Психологические механизмы влияния народного творчества на человека. Использование художественно-изобразительного творчества в решении психологических проблем семьи. Технологии творческого взаимодействия в семье. Организация пространства для творческой работы с семьей. Четырехэтапная модель творческого процесса. Виды народного творчества: роспись, ткачество, резьба, войлок, плетение, народная игрушка.

  1. Специальные методы психологической помощи: арттерапия.

Рассматриваемые вопросы

Основные понятия, цели и задачи арттерапии. Символ и образ в арттерапии. Возможности арттерапии в работе с семьей. Основные принципы арттерапевтического взаимодействия. Организация арттерапевтической работы с семьей. Базовые техники арттерапии: рисование, лепка, коллаж. Арттерапия в работе с детьми и подростками. Применение арттерапии в работе с супругами. Арттерапевтическая помощь семье в кризисных ситуациях.

  1. Специальные методы психологической помощи: музыкотерапия

Рассматриваемые вопросы

Психологические механизмы воздействия музыки на человека. Особенности использования музыки в работе с членами семьи разного возраста. Применение методов пассивной музыкотерапии в процессе оказания психологической помощи семье. Использование методов активной музыкотерапии в семейном общении. Игровые методы музыкотерапии. Семейное музицирование как игра и форма жизнедеятельности субъектов семьи. Двигательные упражнения и танцы. Пение как метод активной музыкотерапии. Технологии организации занятий с использованием приемов и методов музыкотерапии.

  1. Специальные методы психологической помощи: библиотерапия

Рассматриваемые вопросы

Библиотерапия: принципы и методы. Чтение как средство осознания семьей своих проблем. Способы воздействия книги на членов семьи разных поколений. Показания для использования библиотерапии. Методы работы с книгой. Направленное чтение. Библиотерапия как вспомогательный и основной метод терапии.

  1. Специальные методы психологической помощи: песочная терапия

Рассматриваемые вопросы

История и теория песочной терапии. Юнгианский подход в песочной терапии. Особенности организации «песочницы» и используемые материалы. Процесс песочной терапии. Этапы работы. Форма и пространство как метафоры процесса. Символическое поле песочного подноса. Ключевые характеристики песочных картин. Возможности использования песочной терапии в работе с семьей.

  1. Специальные методы психологической помощи: сказкотерапия

Рассматриваемые вопросы

Основные понятия сказкотерапии. Возможности применения сказкотерапии в работе с семьей. Психокоррекционные механизмы сказки и ее языка. Основные сказкотерапевтические приемы. Сказка в библиотерапиии и песочной терапии. Русские народные сказки как метод психологической помощи семье. Специфика групповой и индивидуальной работы со сказкой. Коррекция детско-родительских отношений с помощью сказкотерапии. Работа с социально-психологическими ресурсами семьи методами сказкотерапии.

  1. Проектирование оказания психологической помощи семье

Рассматриваемые вопросы

Этапы проектирования, критерии результативности оказания психологической помощи семье. Принципы составления индивидуальной карты семьи: — временной параметр индивидуальной карты семьи, — пространственный параметр индивидуальной карты семьи, — стилевой параметр индивидуальной карты семьи, — содержательный параметр индивидуальной карты семьи. Карта проблемного поля семьи. Использование информационных ресурсов при проектировании психологической помощи семье.

  1. Система оказания психологической помощи семье в Казахстане

Рассматриваемые вопросы

Типология центров помощи семье (государственных, общественных, частных и т. д.).

Специфика деятельности организаций и отдельных специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семье. Принципы выбора специалистов или организаций, оказывающих психологическую помощь семье или ее отдельным членам. Психологическая помощь семье в системе образования г. Павлодара.

Тема 11 Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

Подготовьте доклады на темы:

  1. Практика оказания психологической помощи молодым семьям

Рассматриваемые вопросы

Основные трудности в работе с молодой семьей. Практическая отработка индивидуальных и групповых методов помощи молодым семьям при проблемах внутреннего и внешнего взаимодействия, ролевой идентификации, осознания и принятия родительства. Программы психологической помощи молодым семьям.

  1. Психологический потенциал интернет-коммуникаций

Рассматриваемые вопросы

Специфика образовательных ресурсов. Образовательный потенциал глобальной сети. Характеристика русскоязычных сетевых ресурсов, связанных с психологией семьи. Критерии оценки сетевых ресурсов. Условия эффективного поиска сетевых ресурсов по проблемам психологии семьи.

  1. Психологические особенности Интернет-общения.

Рассматриваемые вопросы

Типология Интернет-пользователей. Возможности использования Интернета в решении психологических проблем современной семьи.

  1. Технологии дистанционного консультирования

Рассматриваемые вопросы

Виды дистанционной работы с семьей и ее отдельными членами. Специфика дистанционного консультирования. Формы дистанционного общения с семьей. Принципы психологического консультирования по Интернету. Типология Интернет-клиентов. Основные ошибки Интернет-консультанта. Дистанционное сопровождение Интернет-клиента.

  1. Технологии общения по телефону

Рассматриваемые вопросы

Понятие консультирования по телефону, цели, базовые основы. Специфика консультативного общения по телефону. Типы запросов абонента по телефону доверия. Этапы консультативного общения по телефону. Критерии результативности телефонного консультирования. Качества, необходимые специалисту для организации и проведения консультативного общения по телефону.

  1. Технологии работы со СМИ

Рассматриваемые вопросы

Роль работы со СМИ в деятельности специалиста. Виды дистанционной работы с семьей с участием СМИ. Основные принципы создания и отбора психолого-педагогических материалов для СМИ. Специфика общения с радио и теле-аудиториями. Психолого-педагогические основы взаимодействия с журналистами образовательных изданий. Имидж специалиста при работе со СМИ.

  1. Дистанционные технологии помощи семье

Рассматриваемые вопросы

Этнические особенности Интернет-пользователей в практике дистанционного общения. Принципы создания электронных психологических ресурсов. Специфика общения подростков в Интернете. Профессиональные сетевые сообщества в Интернете. Электронные библиотеки для профессионалов. Персональные сайты педагогов.

Тема 12 Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений

Подготовьте доклады на темы:

  1. Практика оказания психологической помощи супругам

Рассматриваемые вопросы

Практикум по освоению методов работы с супружеской парой. Тренинг семейного благополучия. Особенности оказания психологической помощи супругам, условия эффективной психологической помощи. Практическое освоение техник и методик психологической помощи супружеской паре.

Тема 13 Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

Подготовьте доклады на темы:

  1. Технологии информирования родителей

Рассматриваемые вопросы

Основные принципы информирования родителей. Устные и письменные формы информирования. Виды информационных материалов. Подготовка методических материалов (листовок, памяток, аннотированного списка литературы) для родителей. Функции дневника школьника как одного из информационных каналов для родителей. Информирование родителей через Интернет и SMS-сообщения.

  1. Технологии психолого-педагогического просвещения семьи

Рассматриваемые вопросы

Роль просветительской деятельности в профилактике возникновения психологических проблем в семье. Сравнительная характеристика опыта просветительской работы с реальными и потенциальными родителями в Казахстане и за рубежом. Основные запросы родителей в психологическом просвещении.

Технология проектирования психологического просвещения родителей

  1. Практика оказания психологической помощи ребенку

Рассматриваемые вопросы

Отработка практических приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами развития познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, восприятия).

Практическая отработка приемов оказания психологической помощи ребенку с проблемами личностной сферы: помощь тревожному, агрессивному ребенку, с повышенным уровнем страха, гиперактивному, замкнутому ребенку.

  1. Практика оказания психологической помощи подростку

Рассматриваемые вопросы

Тренинг психологической помощи подростку и членам его семьи. Наиболее распространенные причины обращения подростка за психологической помощью. Практикум по освоению методов работы с подростком. Превентивные программы помощи подросткам в Казахстане.

10. График консультации сроп

Консультация по всем вопросам осуществляется согласно расписанию СРСП по данной дисциплине на текущий семестр.

11. Расписание проверок знаний обучающихся

Посещение лекции и семинарских занятий оцениваются 0−100 баллов.

График выполнения и сдачи заданий по дисциплине

Виды работ

Тема, цель и содержание задания

Продолжительность выполнения

Форма контроля

Срок сдачи

1

Задание по СРС

Тема 1. Предмет, история развития и современное состояние психологии семьи и семейного консультирования

2 недели

Сообщение

2-ая неделя

2

Задание по СРС

Тема 2. Сущность брака и семьи. Функции семьи.

1 неделя

Презентация

4-ая неделя

3

Задание по СРС

Тема 3. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития

2 недели

Сообщение

Презентация

6-ая неделя

4

Задание по СРС

Тема 4 Культура отношений в семье. Психологический климат

1 неделя

Презентация

Конспект

7-ая неделя

5

Задание по СРС

Тема 5 Психология интимных отношений

1 неделя

Конспект

Презентация

8-ая неделя

6

1 Рубежный контроль

Тестирование

8-ая неделя

7

Задание по СРС

Тема 6 Профилактика супружеских конфликтов

1 неделя

Презентация

9-ая неделя

8

Задание по СРС

Тема 7 Детско-родительские отношения

1 неделя

Конспект

Презентация

10-ая неделя

9

Задание по СРС

Тема 8 Методы диагностики семейных отношений

1 неделя

Сообщение

11-ая неделя

10

Задание по СРС

Тема 9 Воспитание ребенка в семье

2 недели

Сообщение

Конспект

Презентация

13-ая неделя

11

Задание по СРС

Тема 10 Особенности семейного консультирования

2 недели

Сообщение

14-ая неделя

12

Задание по СРС

Тема 11 Добрачное и предбрачное психологическое консультирование

2 недели

Сообщение

14-ая неделя

13

Задание по СРС

Тема 12 Психологическое консультирование супругов при нарушении супружеских отношений

2 недели

Сообщение

14-ая неделя

14

Задание по СРС

Тема 13 Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми

2 недели

Сообщение

14-ая неделя

15

2 Рубежный контроль

Тестирование

15-ая неделя

12. Критерии оценки знаний обучающихся

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом в форме тестирования, который охватывает весь пройденный материал. Обязательным условием для допуска к экзамену является выполнение всех предусмотренных заданий в программе.

Каждое задание оценивается 0−100 баллов.

Рейтинг допуска выводится из средне арифметического всех выполненных заданий на текущих занятиях (посещение лекции, домашние задания, задания по СРО, задания по практике рубежный контроль).

К итоговому контролю (ИК) по дисциплине допускаются студенты, выполнившие все требования рабочей учебной программы и набравшие рейтинг допуска (не менее 50 баллов).

Уровень учебных достижений студентов по дисциплине определяется итоговой оценкой (И), которая складывается из оценок РД и ИК (экзамена) с учетом их весовых долей.

И = РД*0,6 + ИК*0,4

Весовые доли ежегодно утверждаются ученым советом университета и должны быть для РД не более 0,6, а для ИК не менее 0,3.

Итоговая оценка по дисциплине подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки, как по рейтингу допуска, так и по итоговому контролю. Не явка на итоговый контроль по неуважительной причине приравнивается к оценке «не удовлетворительно». Результаты экзамена и промежуточной аттестации по дисциплине доводятся до студентов в тот же день или на следующий день, если письменный экзамен проводился во второй половине дня.

Для корректности подсчета итоговой оценки знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене оцениваются в процентах от 0 до 100%.

Оценка рубежного контроля складывается из текущих оценок и оценки рубежного контроля.

Учебные достижения, то есть Знания, умения, навыки и компетенции студентов по дисциплине «Психология семейной жизни» оцениваются по многобалльной буквенной системе адекватной ее цифровому эквиваленту и традиционной шкале оценок:

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

Процентное содержание

Оценка по традиционной системе

A

4,0

95−100

Отлично

A-

3,67

90−94

B+

3,33

85−89

Хорошо

B

3,0

80−84

B-

2,67

75−79

C+

2,33

70−74

Удовлетворительно

C

2,0

65−69

C-

1,67

60−64

D+

1,33

55−59

D

1,0

50−54

F

0

0−49

Неудовлетворительно

13. Требования преподавателя, политика и процедуры

Посещение обучающимися всех аудиторных занятий без опозданий является обязательным. В случае пропуска занятия отрабатываются в порядке установленном деканатом. Допускается максимально только два пропуска занятий. Два опоздания на занятие приравниваются одному пропуску. В случае более двух пропусков преподаватель имеет право в дальнейшем студента не допускать к занятиям до административного решения вопроса. Присутствие на лекциях посторонних лиц, не являющихся контингентом студентов данного курса, запрещается.

Работы следует сдавать в указанные сроки. Крайний срок сдачи всех заданий — за 3 дня до начала экзаменационной сессии.

Студенты, не сдавшие все задания не допускаются к экзамену.

Повторение темы и отработка пройденных материалов по каждому учебному занятию обязательны. Степень освоения учебных материалов проверяется тестами или письменными работами. Тестирование студентов может проводиться без предупреждения.

При выполнении самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП) учитывать следующие четыре основные функции.

Первая — предполагает реализацию активного восприятия студентами информации преподавателя, полученной в период установочных занятий по учебной дисциплине.

Вторая функция предполагает, что студенты самостоятельно, на основании рекомендаций преподавателя, изучают учебно-методические пособия, литературные источники, выполняют домашние задания, контрольные и курсовые работы и т. д. На этом этапе от студентов требуется знание методов работы, фиксация своих затруднений, самоорганизация и самодисциплина.

Третья функция студентов состоит в анализе и систематизации своих затруднительных ситуаций, выявлении причин затруднений в понимании и усвоении ими учебного материала, выполнении других учебных действий. Студенты переводят неразрешимые затруднения в систему вопросов для преподавателя (ранжируют их, упорядочивают, оформляют), строят собственные версии ответов на эти вопросы.

Четвертая функция студентов состоит в обращении к преподавателю за соответствующими разъяснениями, советами, консультациями.

  1. Список литературы

Основная

1. Андреева Т.В. Семейная психология/Т.В. Андреева .-СПб. :Речь, 2009.-244с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи/ -СПб.:Питер, 2009.-176с.

3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования /О.Г.Прохорова.-М.:Сфера, 2010.-224с

4. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов — М., Акад. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010

Дополнительная

1. Андреева Т.В. Психология современной семьи: Монография/Т.В.Андреева -СПб.:Речь, 2005.-435с

2. Зритнева Е.И. Семьеведение: Учеб. пособие для студ. вузов /Е.И. Зритнева, Н.П.Клушина.-М.:Владос, 2006.-246с

3. Ковалёв С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987. — 158с.

4. Основы психологии семьи:/Авт.-сост. С.А. Бронников, О.С. Батурина.-Бирск: БирГСПА, 2006.-306с.

5. Психология семейных отношении с основами семейного консультирования /Под ред. Е. Г. Силяевой М., 2002.

6. Синягина Н.Ю. Современная молодая семья: взрослые и дети/ -СПб.:Каро, 2007.-207с.