Последовательность проводимых занятий

Изначальная и основная задача тренинга развития познавательных процессов состоит в том, чтобы помочь слабо успевающим школьникам. Однако впоследствии оказалось, что он пригоден и для совершенствования интеллектуального развития хорошо успевающих школьников и одаренных детей. Высокоинтеллектуальные дети сразу дают высокие стандартные ответы, а другие заимствуют их стратегию.

Подобные занятия может проводить не только психолог, но и школьный учитель. При формировании тренинговой группы необходимо соблюдать следующие условия:

1. Внутри тренинговой группы желательно, чтобы игроки были одного возраста.

2. Игроки должны быть сходного интеллектуального уровня, т.к. дети лучше ориентируются в ответах друг друга, проявляют большую инициативу и прогрессируют более или менее равномерно. При определении уровня интеллектуальности нельзя полагаться на успеваемость и на тесты. Группе детей дают 2-3 игровых задания средней сложности и по результатам их выполнения определятся уровень развития. Наиболее удобны, с этой целью применять игры «Исключение лишнего слова» и «Перечень следствий событий».

(Занятия можно проводить с ребятами любого уровня развития познавательных процессов, к примеру, если занятия проводятся в классе и нет возможности создавать подгруппы).

Лучше всего развивать познавательные процессы в таком порядке: внимание, мышление, воображение, память. Так как, воображение опирается на операции мышления, а память на то и другое.

Можно давать игры по развитию мышления и воображения вперемешку для повышения мотивации. Если дети испытывают сравнительно небольшие трудности с запоминанием и воспроизведением материала, но оказываются беспомощными в задачах на мышление, то тренинг лучше начать с мнемических упражнений и лишь после них перейти к развивающим играм. Особенно полюбившиеся игры можно проводить и до 20-25 раз. Для младших школьников необходимо создание более простого, облегченного варианта тренинга.

Данный тренинг может быть полезен не только школьником, но и студентам, молодым учителям.

Что делать с пассивными детьми?

Вначале ведущий несколько раз (осторожно) приглашает ребенка к выполнению задания и обсуждения его результатов. Иногда этого достаточно. В противном случае – тактика выжидания (ребенок может на первых занятиях молчать, но потом, иногда на 5-6 задании, включиться в обсуждение).

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

Коррекционно-развивающая программа Цель: способствовать снижению уровня агрессивности. Задачи: 1.Обучить ребенка приемлемым способам выражения агрессии. 2. Научить ребенка способам снятия мышечных зажимов, разрядке агрессии 3. Научить ребенка элементарным способам самоконтроля, саморегуляции, произвольности поведения В последнее время число детей с агрессивным поведением не снижается, а растет и ...

В группе в среднем 25-28% ребят перестают посещать тренинг, после 1-2 реже 7 занятий, ссылаясь на неинтересность, трудность или, примитивность заданий, на нехватку времени и т.п.

Число занятий зависит от многих факторов (уровень развития и возраст детей, ожидаемый эффект).

Минимальное число занятий (все задания выполнены 2-3 раза): тренинг внимания – 10-12 занятий, мышления – 12-14 занятий, воображение 16-18, памяти – 8-10 занятий.

Оптимальным можно считать 22-25, 32-35, 20-22.

Частота проведения занятий. Наиболее удобная частота проведения занятий – 2 раза в неделю, т.к. ребята не перегружены, и не испытывают нехватку времени, интерес к занятиям не угасает и приобретенные ими интеллектуальные навыки не успевают забыться.

Некоторые дети дома и на уроках выполняют самостоятельно полюбившиеся им игровые задания. Что тоже дает ощутимый развивающий эффект.

Эффективность проводимых занятий. Обычно после 12-13 занятий по успешности выполнения игровых заданий – 96%, по успешности выполнений тестов – 46%, по повышению успеваемости и учебной активности 50-70%. После проведения 24-25 занятий – 80-82%.

Комплекс упражнений для развития внимания

1. «Игры индейцев» для развития объема внимания: двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.

2. «Печатная машинка» — это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1—2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны «выстучать» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы начинается слово, затем хлопок учителя — вторая буква, хлопок ученика и т. д.

3. «Кто быстрее?». Предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например, «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнить. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью обводить круж­ком.

7 стр., 3492 слов

Занятие 13. Тема: Рефлексотерапия. Цель: Освоить методику точечного самомассажа

ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: кушетка, полотенце, тестер биологически активных точек, электростимулятор. В основе лечебного действия точечного самомассажа лежат три фактора: Непосредственное воздействие на биологически активные точки приводит к более правильному перераспределению энергии в организме; Усилению защитных функций того или иного органа, системы или всего организма, в целом отвлекается ...

Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста (мл. школьники — до 15 мин, подростки — до 30 мин).

4. «Наблюдательность». Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

5. «Корректура». Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

6. «Пальцы». Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращают большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5—15 мин. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

10 стр., 4836 слов

Опоры при идентификации слова

24 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «Тверской государственный университет» Факультет иностранных языков и международной коммуникации Кафедра английского языка Специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Курсовая работа на тему: Опоры при идентификации слова Выполнила Бойкова Дарья Александровна Тверь 2009 Оглавление Введение…………………………………………………………………..3 ...

7. «Шестерка».Очень простая и веселая игра, помогающая участникам потренировать внимание и сообразительность. Все игроки встают в круг. Каждый участник группы (начиная с ведущего) по очереди называет числа натурального ряда: один, два, три… Запрещается называть числа, заканчивающиеся на цифру 6 и кратные 6 (например, 6, 12, 16 и т. д.).

Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся наиболее внимательных игроков. Понятно, что вместо шестерки можно использовать другие цифры.

Комплекс игр по развитию воображения

Загадывание предмета с помощью пары других предметов. Называется какой-то хорошо известный всем предмет (явление, существо), например, змея.

Нужно назвать два других предмета, в целом мало похожих на заданный, но таких, сочетание признаков которых по возможности однозначно бы его определяло. Т.е., как бы замаскировать, закодировать его другими предметами. (Например, горная дорога и кожаное портмоне).

Отгадывание предмета по паре других предметов. Игра противоположная предыдущей. Называют пары предметов, которые, по их мнению, однозначно кодируют некоторый третий задуманный ими предмет, например, фонтан – дерево, ливень.

Поиск ассоциаций. Берется какое-либо словосочетание или фраза (самолет взлетает), нужно за ограниченное время выписать в столбик как можно больше ассоциаций, которые она вызывает (пристегните ремни).

Побеждает тот, у кого больше ассоциаций.

Передача ассоциаций по цепочке. Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фразой. Первый игрок должен записать на другой полоске ассоциацию и передать другому игроку. При подведении итогов игроки анализируют полученную ассоциативную цепочку и предлагают свои ассоциации.

Самостоятельное составление ассоциативных цепочек. Каждый игрок самостоятельно составляет цепочку ассоциаций отталкиваясь от общего заданного для всех слова. Побеждает тот, кто за ограниченное число ходов последовательно по цепочке «выведет» фразу на совершенно неожиданную, никак не связанную с ней по смыслу область действительности, т.е. забредет наиболее далеко.

7 стр., 3302 слов

Память и представление 2

ПОНЯТИЕ  О МНЕМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССАХ Наряду с другими познавательными процессами, перцеп­тивными иинтеллектуальными, выделяются процессы мнемические (от греч. «мнема» — память).Мнемические процессы выступают в качестве компонентов познавательной активно­стичеловека и неразрывно связаны с его интеллектуальной деятельностью иперцептивными процессами. Образы памяти именуются ...

Перечень возможных ошибок в восприятии предмета. Называется какой-либо предмет (иногда и некоторые черты окружающей его обстановки), например, «лежащая на столе шапка». Нужно выписать как можно больше названий других предметов, за которые может быть принят заданный предмет в условиях затрудненного восприятия.

Поиск сравнений. Описывается некоторый предмет или ситуация, например «зеркало, сверкало в лунную ночь как…». Нужно подобрать как можно больше сравнений.

Добавление к предмету новых функций. Называется какой-либо предмет (диван), следует подумать, какие принципиально новые не свойственные ему функции он мог выполнить, если несколько видоизменить при этом его конструкцию.

Формулировка вопросов по двум заданным словам. Называются любые 2 предмета (газета, верблюд).

Нужно составить как можно больше разнообразных опросов, в которые обязательно использовались эти два слова.

Формулировка необычных вопросов о предмете. Называется какой-то предмет, необходимо придумать как можно больше различных вопросов о нем, причем чем необычнее вопросы, тем лучше.

Окончание предложений или коротких рассказов. Зачитываются начало предложения или первые 2-3 фразы рассказа. Задача игроков – составить как можно больше различных вариантов (не более 2-3 предложений)

Поиск промежуточных событий. Берутся наугад 2 не связанных друг с другом события. Надо найти между ними связь, т.е. проследить ряд постепенных переходов от первого события ко второму, а затем наоборот.

Перечень следствий событий. Берется какое-либо событие. Нужно выписать как можно больше следствий этого события, т.е. других наступивших за ним событий, которые оно могло причинить.

2 стр., 978 слов

Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала

Содержание I. Дать характеристику способностям и уровням их развития 3 II Составить схему «Черты характера» 8 III Решить практические задачи 9 IV Условия развития способностей в дошкольном возрасте 14 V Используя закономерности работы памяти, составьте психолого-педагогические рекомендации для эффективного запоминания учебного материала 17 VI Решить тест по теме «Познавательные психические ...

Передача следствий событий по цепочке. Игроки рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанным на ней событием. Первый игрок должен написать быстро на другой полоске одно из следствий этого события и передать второму и т.д.

Поиск причины по двум следствиям. Называются 2 не связанных друг с другом события. Их надо рассматривать как два следствия какого-то неизвестного третьего события, которое является одновременной причиной их обоих.

Комплекс интеллектуальных игр по развитию мышления

Составление предложений. Берутся наугад 3 слова, не связанных между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, используя одновременно все 3 слова.

Поиск общего. Берутся наугад 2 слова. Мало связанных по смыслу (тарелка, лодка).

Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными, но особенно ценятся необычные, неожиданные ответы.

Исключение лишнего. Берутся 3 слова. Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этими признаками, исключить.

Поиск аналогов. Ведущий называет какой-то предмет или явление, например, вертолет. Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам (птица, бабочка; автобус, поезд).

Поиск противоположных предметов. Называется какой-то предмет. Необходимо, назвать как можно больше других предметов противоположных данному.

Поиск предметов по заданным признакам. Ставится задача – назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков (т.е., похожих на 2-3 предмета, приведенных в качестве иллюстрации).

Поиск соединительных звеньев. Задаются 2 предмета (например, лопата и автомобиль).

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение)

... структуре деятельности и различаются указанные выше виды. В случае непроизвольного запоминания человек не ставит перед собой задачу запомнить тот или иной материал. Связанные с памятью ... функцией, лежащей в основе развития и обучения. Возобновляющиеся образы отдельных предметов и процессов, воспринятых в прошлом, усвоенные раннее движения и действия, ...

Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму (экскаватор).

Можно использовать 2-3 соединительных звеньев.

Способы применения предмета. Называется какой-либо предмет (книга).

Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета.

Перечень возможных причин. Описывается какая-то необычная ситуация. Надо как можно быстрее и побольше назвать причины этого факта.

Построение системы причин. Задается некоторое событие. Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным алгоритмом причинного объяснения.

Перечень заглавий к рассказу. Берется небольшой рассказ или сообщение. Надо придумать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание.

Сокращение рассказа. Предъявляется отпечатанный или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать сжато (1-3 предложения).

Построение сообщения по алгоритму. Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях предлагаемых ведущим или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определенного общего для них алгоритма. (Например, факт – причина – повод – сопутствующее событие – аналоги и сравнение – последствия).

Воспитание памяти

Развитие памяти зависит от того, как обеспечивается управление этим процессом. Педагоги должны создавать условия, которые ускоряют обучение, дают возможность лучше усвоить и сохранить в памяти знания.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в производительную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Воспитание памяти неразрывно связано с воспитанием самой личности. Для развития памяти у учащейся молодежи нужно воспитывать прежде всего позитивные мотивы обучения и труда, любовь к знаниям и трудовой деятельности, заинтересованность в результатах деятельности и чувства ответственности за выполнение своих обязанностей.

Слабая память не существует сама по себе. Это есть не что другое, как слабое внимание и рассеянная наблюдательность, направленная одновременно на несколько предметов. Поэтому нужно систематически развивать волевое внимание и навыки концентрации мысли специальными упражнениями.

Для запоминания важным является первое впечатление, его качество и глубина. Оно усиливается комплексным восприятием объекта разными органами чувств. Вся информация должна восприниматься как что-то смысловое целое и значимое, логически связанное. Лучше, если она является предметом активной деятельности, заинтересованных размышлений, умственной переработки: выделения главного, существенных связей, структуризации, аргументации и тому подобное. Легко и надежно запоминается новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его чем-то дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности личности. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимой, связанная с целью его деятельности, составляет определенный интерес.

Усовершенствование памяти требует постоянных тренировок. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования производительной памяти. Тренировка не должна быть изолированным актом, искусственным повторением одного и того же. Тренируя память, каждый раз нужно выявлять настойчивость, волю и уверенность, постоянно добиваться улучшения результатов запоминания. Не нужно излишне пугать себя неудачами, совершенствованию памяти очень вредят перенапряжение, негативные эмоции, пассивность и леность. Задания шаг за шагом должны увеличиваться, а их выполнение будет свидетельствовать о росте тренировочного эффекта.

Важным условием эффективного запоминания является соблюдение определенных правил. Запоминать нужно в добром настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не нужно дежурить материал, близкий по форме и содержанию. Следует обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая разные данные, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы («узелки на память»).

Нужно творчески применять мнемотехнические приемы, искусственно наделяя информативный материал смысловыми связками, содержанием, значением, привлекая разные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнических приемов заключается в том, материал запоминания глубже анализируется, структурируется больше осознается. Так, при запоминании исторических дат можно использовать сравнение по сходству и контрасту с известными событиями, при запоминании иностранных слов — с уже усвоенными словами или со словами родного языка и тому подобное.

Чем больше человек знает, тем легче ему запомнить новое, связывая малоизвестное с накопленным опытом. Усвоение понятий и других информативных данных в процессе многократного повторения создает базу для последующих ассоциаций с новым материалом запоминание. Поэтому на начальных этапах обучения, когда новую информацию не с чем связывать, возникают значительные трудности и приходится многократно повторять, чтобы хорошо запомнить.

Упражнения, улучшающие наблюдательность и память

1. Внимательно посмотрите на знакомый предмет, потом, закройте глаза, образно представьте его себе в подробностях. Откройте глаза еще раз посмотрите на него и отметьте, какие детали были вами упущены.

2. Выученный предмет попробуйте нарисовать из памяти. Потом представьте, что забыли нарисовать.

3. Опишите из памяти черты хорошо знакомого человека; наблюдая за этим человеком во время встречи, уточните не замеченные вами черты его лица.

4. Посмотрите на 7-15 мелких предметов, а затем по памяти опишите их.

5. Попробуйте хорошо разглядеть предмет, который падает. Потом опишите его как можно точнее.

6. Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. После закройте глаза и представьте образ увиденного в подробностях.

7. Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами представить, как бы вновь услышать его. Потом повторите фразу вслух, а во время встречи с этим человеком сравните «оригинал» с имитацией.

Основные приемы произвольного запоминания:

1. Нужно четко определить цель, задание запоминания. Мнемическое задание заключается в четкой формулировке того, что и как надо запомнить и крепко закрепить (своего рода, установка на запоминание).

Если такое задание специально не ставится, то материал запоминается значительно хуже. Так, в исследовании одной группе ставилось задание запомнить материал, чтобы ответить на следующий день, а другой — запомнить надолго. Проверка проведена через четыре дня, результаты оказались намного лучше во второй группе — ведь известно, как быстро забывается материал, выученный только для экзамена.

2. В произвольном запоминании следует сформировать стойкие мотивы к запоминанию: приобретение знаний, чувства ответственности. Если человек должным образом не болеет за дело, неответственно относится к запоминанию, то она быстро забывает то, что нужно помнить.

3. Необходимым условием запоминания является понимание материала, образование смысловых связей, если они недостаточные, и использования эффективных приемов запоминания. Непонятный материал, как правило, не вызывает интереса и запоминается хуже, чем систематизирований, понятный. Для улучшения условий запоминания стоит сделать материал понятным и привлекательным. Применение того или другого способа запоминания представляет собой произвольное ассоциирование, увязка определенных единиц материала, который нужно запомнить. Чтобы запомнить номер телефона, каждый как-то кодирует его цифровые значения, группирует цифры из известных дат, похожих номеров и составляет смысловое выражение.

4. Важным условием эффективного запоминания является благоприятное психическое состояние для усвоения нового материала. Плохо воспринимает материал человек уставший, раздраженный, подавленный. Известны случаи прояснения памяти перед сном и после пробуждения утром.

5. Для лучшего запоминания и длительного сохранения необходимо повторение материала при заучивании. Правильная организация повторений требует соблюдения ряда условий, в частности распределения повторений во времени. Первые повторения должны быть интенсивнее, поскольку забывание материала в начале происходит быстрее, а позже темп повторений может быть замедлен.

6. В руководстве развития памяти учеников большое значение имеет учет учителем их индивидуальных особенностей. При этом следует больше опираться на преимущества мнемических свойств личности.

Комплекс упражнений для развития логической памяти

  1. Запоминание несвязанных чисел.
  2. Анализ бессмысленных слов.
  3. Запоминание пар слов.
  4. «Тройная стимуляция» памяти.
  5. Раскладывание карточек с несвязанными словами.
  6. Анализ структуры длинных предложений.
  7. Анализ структуры коротких текстов.
  8. Составление схематических рисунков.
  9. Составление плана текстов.

5