сформировать общее представления о предмете;

1.Цель: — освоение широкого круга вопросов, изучаемых современной биологической (физической) антропологией и овладение основами антропологического знания, необходимыми для работы психолога.

2. Задачи:

  • сформировать общее представления о предмете;
  • ознакомить с современными основами терминологической, теоретической и практической стороны биологической антропологии;
  • представить характеристики современного человека, как признаки живой системы конкретного биологического вида;
  • представить основные концепции эволюционной истории современного человека и его биологических предшественников;
  • изучить многообразие представлений о биологической изменчивостичеловека;
  • рассмотреть проблемы популяционного (расового, этнического, экологического) разнообразия человеческих групп;
  • выявить основы индивидуального (возрастного, конституционального и пр.) своеобразия индивидуальных особенностей человека;

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования (какие дисциплины используются в качестве основы для данной, и в каких находит применение эта дисциплина): антропология, как наука, использует данные политологии, археологии, анатомии, морфологии, биохимии, генетики, экологии, этнографии.

Дисциплина Антропология наряду с такой дисциплиной как «Зоопсихология и сравнительная психология», «Анатомия человека» «Анатомия ЦНС», «Физиология ВНД»является основой для формирование представлений о развитие человека, как особого биосоциального вида живых организмов и человеческой психики в онто- и филогенезе. Антропология является фундаментом таких дисциплин, как общая психология, генетические основы поведения и психики, психогенетика, психология здоровья и многих других.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: усвоив курс антропологии студенты должны ориентироваться в систематическом положении человека, знать основные этапы и теории антропогенеза и расогенеза, ориентироваться в этапах онтогенеза человека.

6 стр., 2685 слов

Презентация на тему: Основы физиологии и психологии труда

... высоком уровне Психология труда отрасль психологической науки, изучающая особенности психической деятельности и личности человека в процессе труда Эргономика синтетическая дисциплина, занимающаяся ... Основы физиологии и психологии труда Физиологические особенности различных видов трудовой деятельности Труд как биологическая категория включает две неразрывно связанные стороны: нагрузку, предъявляемую ...

II. Содержание курса

2.1. Темы и разделы, их краткое содержание

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение в антропологию

Предмет антропологии ее место в системе наук. Основные разделы антропологии и их задачи. Исторический очерк антропологии, «философская» и «естественная» антропологии. Развитие антропологии в России. Методы исследования.

2.

Человек — как биологическая система.

Общие принципы организации живых систем. Животное происхождение человека — данные биохимии, генетики, цитологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физиологии, объясняющие происхождение человека .

Отличительные анатомические особенности человеческого организма — позвоночник, таз, верхняя конечность, нижняя конечность череп и зубы, гортань, кишечный тракт, волосяной покров, асимметрия тела, головной мозг, органы чувств.

Особенности онтогенеза поведения и психики — ретардация, гиперцефализация, лабильность сенсорики и моторики.

Генетически совместимый полиморфизм, эврибионтность человека.

Социокультурные адаптации человека, информационные системы. Ментальная реальность, как основа творчества и созидания.

Место человека в системе организмов Земли.

3.

Биология индивидуального развития организма человека.

Начало человеческой жизни: овогенез и сперматогенез, оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза. Внутренние и внешние условия нормального внутриутробного развития ребенка. Роль наследственности и факторов среды в эмбриогенезе. Сравнение развития ребенка и детеныша антропоморфных обезьян (шимпанзе).

Постэмбриональное развитие человека. Рост и развитие. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост и развитие. Физическое и умственное развитие. Периодизация жизни. Акселерация. Старение. Проблемы долголетия.

4.

Морфология человека. Индивидуальная изменчивость

Изменчивость расовая и возрастная, половой диморфизм. Покровы тела: строение, функции, пигментация кожи и волос. Цвет кожи, волос и глаз. Изменяющиеся характеристики кожи — рельеф, папиллярные узоры. Смена волосяного покрова. Закладка и распределение. Нарушения в нормальном развитии. Типы волос.

Мягкие части лица: строение глазной области, носа, губ, ушной раковины. Особенности строения глазной области — эпикантус, складка верхнего века. Разрез глазной щели. Формы носа, губ и ушной раковины.

Общие размеры и формы тела. Длина, вес, пропорции тела. Понятие конституции. Анализ и классификации типов телосложения.

Скелет туловища и конечностей.

Череп — строение, изменчивость. Аномальные формы черепа. Лицевой скелет. Зубы.

5.

Антропогенез.

Основные подходы к проблеме происхождения человека. История проблемы происхождения. Современные теории происхождения человека, факторы антропогенеза.

Симиальная теория. Отряд приматов: происхождение, классификация, палеонтология, современная систематика. Секция человекообразных обезьян — общая характеристика семейств. Ископаемые высшие приматы плиоцена. Основные этапы антропогенеза. Гоминиды. Основные характеристики ископаемых костных остатков австралопитековых, древнейших и древних людей. Эволюция каменных орудий от человека умелого до кроманьонского человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы — место на древе эволюции, культура, психическая жизнь. Современный этап антропогенеза.

6.

Этническая антропология (расоведение).

Понятие о расе. Теории происхождения рас (моноцентризм и полицентризм) и факторы расообразования. Этапы расообразования и история заселения Земли. Видовое единство человечества. Классификация человеческих рас. Антропологический состав народов мира. Проблема расизма.

Понятие этноса. Теории этногенеза. Маркеры этноса: язык, ландшафт, обычаи, верования. Этапы этногенеза. Динамика развития и смены цивилизаций.

7.

Экология человека.

Экологические условия существования человека. Адаптации.

Структура человеческих популяций. Половозрастной состав. Стабильность популяций человека, закон Харди-Вайнберга. Панмиксия и полиморфизм. Изоляция как фактор расообразования. Проблема перенаселенности Земли. Эволюционные и экологические перспективы человечества.

Интегративная концепция эволюции биосферы. Факторы эволюции ноосферы.

2.2. Темы практических занятий. Не предусмотрены.

2.3. Примерный перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Уровни организаций живых систем. Углубленное изучение основных структурных уровней организации живой материи.

2.Систематическое положение человека. Обосновать на основе данных современной биологии место человека в системе организмов Земли.

3. Периодизация индивидуального развития человека. Привести примеры различных подходов к проблеме периодизации онтогенеза.

4. Понятие онтогенеза. Виды и формы онтогенезов. Специфика онтогенеза человека.

5. Особенности эмбриогенеза человека. Биологическое и медицинское понятие эмбриогенеза. Этапы пренатального развития человека.

6. Морфологические признаки человека и их изменчивость. Понятия полового диморфизма и полиморфизма человека.

7. Понятие конституции человека. Анализ и классификации типов телосложения. Пропорции тела.

8. Современные теории происхождения человека, факторы антропогенеза. Классификация человеческих рас. Антропологический состав народов мира. Проблема расизма.

9. Этапы этногенеза. Динамика развития и смены цивилизаций.

10. Экологические условия существования человека. Адаптации к условиям жизни.

11. Эволюционные и экологические перспективы человечества.

2.4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ

  1. Основные разделы естественнонаучной антропологии. Исторический очерк ее развития. Развитие антропологии в России

  2. Человек как биологическая система. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе организмов Земли. Обоснование животного происхождения человека — данные биохимии, генетики, цитологии, эмбриологии, сравнительной анатомии и физиологии и систематики.
  3. Особенности, достоинства и изъяны морфофизиологической организации человека. Специфические черты вида Homo sapiens, выделяющие его среди других животных организмов. Основы резистенции и адаптации человека в окружающей среде.
  4. Биология индивидуального развития человеческого организма. Начало человеческой жизни: оогенез, сперматогенез, оплодотворение. Основные этапы пренатального онтогенеза. Внешние и внутренние факторы нормального внутриутробного развития плода.
  5. Постнатальный онтогенез — рост и развитие человека. Периодизация жизни. Факторы, влияющие на физическое и умственное развитие, продуктивность и продолжительность жизни человека.
  6. Поэтапное сравнение роста и развития человека и детеныша человекообразных обезьян (на примере шимпанзе).

    Роль генетических и средовых факторов в развитии человека и обезьяны.

  7. Биология сексуального поведения человека. Основные функции сексуального поведения. Этапы психосексуального развития человека и социализация и личности. Мужская и женская сексуальность, особенности становления и проявления. Эволюционно-стабильные стратегии полов.
  8. Основные альтернативные подходы к проблеме происхождения человека.
  9. Историческое развитие естественнонаучного подхода к проблеме происхождения человека. Симиальная концепция эволюции человека — авторы, фактологический материал, этапы и стадии антропогенеза. Возможные факторы преобразования обезьяноподобных предков в людей.

2.5. Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Антропология как наука. Основные направления. Методы. История.

  2. Человек — как биологическая система, принципы организации.
  3. Положение человека в системе организмов Земли.
  4. Основные особенности организации человека, как биологического вида.
  5. Половозрастная структура популяций человека.
  6. Биологические особенности процесса размножения человека. Гаметогенез, оплодотворение.
  7. Основные этапы эмбриогенеза человека.
  8. Постэмбриональное развитие человека. Периодизация жизни. Проблемы долголетия.
  9. Общие подходы к проблеме происхождения человека.
  1. Общая характеристика приматов, систематическое положение человека. Черты сходства и различия человека и высших приматов.
  1. Основные стадии антропогенеза (общая характеристика).
  2. Сравнительная характеристика представителей прегоминидной и раннегоминидной стадии антропогенеза.
  3. Сравнительная характеристика древнейших и древних людей.
  4. Основные теории антропогенеза. Предполагаемые факторы антропогенеза.
  5. Репродуктивные стратегии человека. Половой отбор в популяциях человека.
  6. Факторы гоминизации и сапиенизации.
  7. Расогенез и этногенез. Понятия — раса и этнос.
  8. Морфологический полиморфизм человека (пигментация покровов и д.р.)
  9. Морфологическая изменчивость размеров и пропорций тела. Конституция.
  10. Генетическая структура человеческой популяции. Изменение частот генов (Закон Харди — Вайнберга).
  11. Эволюционные перспективы человечества.
  12. Интегративная эволюция живых систем. Место эволюции ноосферы в эволюции биосферы.

III. Распределение часов курса по темам и видам

(для студентов дневного обучения)

п/п

Тема, раздел

Учебный план, часов

Аудиторные занятия

Самостоя-тельная работа

Итого по темам

лекции

практические занятия

1.

Введение в антропологию

2

-

2

4

2.

Человек, как биологическая система.

8

-

4

12

3.

Биология индивидуального развития человека

2

4

6

4.

Морфология человека, индивидуальная изменчивость

2

-

4

6

5.

Антропогенез.

10

-

4

12

6.

Этническая антропология. Расоведение.

4

-

4

8

7.

Экология человека.

6

4

10

Всего:

34

26

60

IV. Форма итогового контроля: зачет.

V.Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература

1.1. Основная литература

  1. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2002

  2. Дарвин Ч. Собрание сочинений, т.5. М., 2009
  3. Докинз Р. Бог как иллюзия. М., 2009
  4. Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 2007
  5. Зубов А.А. Наследники по прямой// Вокруг света, май 2003
  6. Капра Ф. Паутина жизни. Новое научное понимание живых систем. Киев 2002
  7. Кон И. С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. М., 2006.
  8. Лурье С. В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. М., 2003.
  9. Москатова А. К. Введение в универсальную антропологию. Перспективы антропологического образования. Учебное пособие. М., 2004.
  10. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину. М., 2005
  11. Никонов А.П. Апгрейд обезьяны. М., 2004
  12. Новоженов Ю.И.Адаптивность красоты. Екатеринбург 2005
  13. Новоженов Ю.И. Статус-секс и эволюция человека. Екатеринбург 2007
  14. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека. Екатеринбург 2005
  15. Овчаренко В.А. Лукьянова И.Е. Антропология: учебное пособие. М., 2008
  16. Селиверстова М.А. Учебное пособие. по курсу антропологии М., 2006
  17. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса М., 2002
  18. Харитонов В.М., Ожигова А.П., и др Антропология. М., 2004
  19. Хомутов, А.Е. Кульба C.H. Антропология: учебное пособие. Ростов-на Дону 2008
  20. Хрисанфова Е. Н, Перевозчиков И.В. Антропология. М.: МГУ, 2005.

1.2. Дополнительная литература

  1. Алексеев В.П. Палеоантропология земного шара и формирование человеческих рас. М., 1978

  2. Алексеева Т.И. Современный человек и его экологическое разнообразие// Человек в прошлом, настоящем и будущем. М., 1981
  3. Антропология. Хрестоматия. М., 1997
  4. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1980
  5. Джохансон Д., Иди М. Люси: Истоки рода человеческого. М., 1984
  6. Гилберт С. Биология развития. М., 1993
  7. Гуддол Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992
  8. Капица С.П.Общая теория роста человечества. М., 1999
  9. Ламберт Д. Доисторический человек. Л., 1991
  10. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера.М.1988
  11. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Антропология. М., 1979.
  12. Уолш Р. Основания духовности. М., 2000
  13. Харитонов В.М. введение в теорию антропогенеза и археологии палеолита. М., 1998
  14. Хэнкок Г. Сверхъестественное. Боги и демоны эволюции. М., 2007
  15. Фосси Д. Гориллы в тумане М., 1990
  16. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л., 1969
  17. Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997.

1.3 Интернет-ресуссы

1.Богатенков Д.В., Дробышевский С.В., Алексеева Т.И. Антропология. Интерактивный учебник. Под ред. Алексеевой Т.И.

pology/index.html

2.Происхождение и эволюция человека. Обзор материалов, ссылки. http://www.macroevolution.narod.ru/huma n.htm

Интересные факты по эволюции гоминид. Обзор специальных статей. n2. htm

3.Биология человека. База знаний. http://obi.img.ras.ru/

Методические разработки

Гизуллина А.В. Вселенная — Человек. Живая антропология. Курс лекций.

2. Конспект лекций

Тема 1. Введение в антропологию.

Предмет антропологии ее место в системе наук. Основные разделы антропологии и их задачи. Исторический очерк антропологии, «философская» и «естественная» антропологии. Развитие антропологии в России. Методы исследования.

Рассматриваются общие методологические и теоретические основы исследовательской работы в области естественных наук и антропологии в частности. Вводятся базовые понятия научной гипотезы, теории, закона, определяется понятие факта и научных данных, значение терминологической базы науки. Раскрываются предмет, задачи и содержание антропологической науки. Вводится общее определение антропологии как области знания, предметом исследования которой является человек. Определяются границы биологической (физической) антропологии, занятой исследованием многообразия биологических признаков человека во времени и пространстве, и задачи этой науки. Рассматривается взаимосвязь уровней исследования антропологии. Обсуждается понятие об основных разделах нашей науки (антропология историческая и антропология географическая).

Все эти вопросы рассматриваются в историческом аспекте — от самых первых свидетельств описания биологических свойств и черт строения человека до основания современных научных школ биологической антропологии. Акцент сделан на работах классиков отечественной (российской и советской) антропологии.

Тема 2. Человек — как биологическая система

Общие принципы организации живых систем. Животное происхождение человека — данные биохимии, генетики, цитологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, физиологии, объясняющие происхождение человека. Место человека в системе организмов Земли.

Отличительные анатомические особенности человеческого организма — позвоночник, таз, верхняя конечность, нижняя конечность череп и зубы, гортань, кишечный тракт, волосяной покров, асимметрия тела, головной мозг, органы чувств.

Особенности онтогенеза поведения и психики — ретардация, гиперцефализация, лабильность сенсорики и моторики.

Генетически совместимый полиморфизм, эврибионтность человека.

Социокультурные адаптации человека, информационные системы. Ментальная реальность, как основа творчества и созидания.

Раскрывается содержание понятия об антропологическом признаке — конкретном выражении любого биологического свойства человеческого организма, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов, а также может быть точно измерено или описано. Рассматриваются основные методы проведения полевых и лабораторных исследований в антропологии, методы статистического и картографического анализа данных. Поднимается вопрос о мере достоверности антропологических исследований разного уровня.

Тема 3. Биология индивидуального развития организма человека.

Начало человеческой жизни: овогенез и сперматогенез, оплодотворение. Основные этапы эмбриогенеза. Внутренние и внешние условия нормального внутриутробного развития ребенка. Роль наследственности и факторов среды в эмбриогенезе. Сравнение развития ребенка и детеныша антропоморфных обезьян (шимпанзе).

Постэмбриональное развитие человека. Рост и развитие. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост и развитие. Физическое и умственное развитие. Периодизация жизни. Акселерация. Старение. Проблемы долголетия.

Обсуждаются основные понятия возрастной антропологии. Подчеркивается, что с преобразованиями, происходящими в процессе онтогенеза, связаны все виды изменчивости биологических признаков человека. Разбираются этапы роста и развития человека, их взаимосвязь и взаимообусловленность, общие закономерности процесса развития, проблема полового диморфизма развития, понятия о темпах роста и критических периодах онтогенеза. Онтогенез представляет собой целостную и динамичную картину смены этапов, характеризующихся различными темпами роста. Каждый такой этап имеет свою возрастную норму реакции, обычно приближающуюся к среднегрупповой (популяционной) характеристике. Обсуждается понятие биологического возраста — фундаментального и многостороннего показателя темпов развития, отражающего уровень морфофункционального состояния организма на фоне популяционного стандарта; понятия об акселерированности, ретардированности и нормальности хода индивидуального развития. Раскрывается процесс эпохальной акселерации (секулярный тренд), затрагивающий большинство параметров и систем организма на протяжении всего жизненного цикла. Эпохальные колебания темпов роста и развития человека представлюет собой одно из проявлений микроэволюционного процесса, действующего в популяциях и их системах. Во многом благодаря этим изменениям определяется уровень межпопуляционной изменчивости биологических признаков человека.

Тема 4. Морфология человека. Индивидуальная изменчивость

Изменчивость расовая и возрастная, половой диморфизм. Покровы тела: строение, функции, пигментация кожи и волос. Цвет кожи, волос и глаз. Изменяющиеся характеристики кожи — рельеф, папиллярные узоры. Смена волосяного покрова. Закладка и распределение. Нарушения в нормальном развитии. Типы волос.

Мягкие части лица: строение глазной области, носа, губ, ушной раковины. Особенности строения глазной области — эпикантус, складка верхнего века. Разрез глазной щели. Формы носа, губ и ушной раковины.

Скелет туловища и конечностей. Череп — строение, изменчивость. Аномальные формы черепа. Лицевой скелет. Зубы.

Общие размеры и формы тела. Длина, вес, пропорции тела. Понятие конституции. Анализ и классификации типов телосложения.

В теме рассматривается особый вид изменчивости человека, отражающий потенциал взаимоотношений организма со средой — конституциональная изменчивость. Подчеркивается, что конституциональная изменчивость непрерывна по всем своим параметрам, но существующие конституциональные схемы отражают ее в виде условных дискретных типов. Описываются основные конституциональные схемы (отечественные и зарубежные), акцент сделан на методике выделения дискретных или условно дискретных типов. Обсуждены вопросы морфологической и функциональной (прежде всего, биохимической) конституциональной систематизации. Особое внимание уделено практическим результатам конституционологии (рассматриваются вопросы о связи психологических признаков с морфологическими и функциональными), адаптивной ценности соматотипов, связи морфологического строения и патологии.

Тема 5. Антропогенез.

Основные подходы к проблеме происхождения человека. История проблемы происхождения. Современные теории происхождения человека, факторы антропогенеза.

Симиальная теория. Отряд приматов: происхождение, классификация, палеонтология, современная систематика. Секция человекообразных обезьян — общая характеристика семейств. Ископаемые высшие приматы плиоцена. Основные этапы антропогенеза. Гоминиды. Основные характеристики ископаемых костных остатков австралопитековых, древнейших и древних людей. Эволюция каменных орудий от человека умелого до кроманьонского человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы — место на древе эволюции, культура, психическая жизнь. Современный этап антропогенеза.

Тема посвящена обсуждению концептуальных основ антропогенеза, рассмотрены самые разнообразные подходы к познанию прошлого человека (в т.ч. креационизм, глобальный эволюционизм и теория эволюции).

Основные постулаты теории синтетической эволюции и концепции происхождения видов Ч. Дарвина. Обсуждается вопрос о родстве человека и приматов, которое проявляется как в анатомическом строении, так и чертах поведения. Рассматривается многообразие видов современных и вымерших приматов, анализируются современные классификационные схемы.

Тема 6. Этническая антропология (расоведение).

Понятие о расе. Теории происхождения рас (моноцентризм и полицентризм) и факторы расообразования. Этапы расообразования и история заселения Земли. Видовое единство человечества. Классификация человеческих рас. Антропологический состав народов мира. Проблема расизма.

Понятие этноса. Теории этногенеза. Маркеры этноса: язык, ландшафт, обычаи, верования. Этапы этногенеза. Динамика развития и смены цивилизаций.

Содержание темы можно разделить на две части, первая из которых посвящена общим вопросам этнической антропологии (использование антропологических материалов в целях изучения этнической истории), и во второй обсуждаются примеры такого использования нашей науки. Вводится понятие об этнической антропологии как исторической дисциплине. Показано, что формирование и поддержание биологической изменчивости (популяционных и расовых особенностей) тесно связано с ходом истории человечества. Обсуждаются понятия «этнос», «этническая группа», эти понятия сравниваются с их биологическим «аналогом» — популяцией. Подчеркивается, что этническая антропология — это несомненно, полезная, но потенциально опасная область знания. Обсуждаются вопросы автохтонного развития, влияние на биологическое разнообразие миграционных и автогенетических процессов.

Тема 7. Экология человека

Экологические условия существования человека. Адаптации. Структура человеческих популяций. Половозрастной состав. Стабильность популяций человека, закон Харди-Вайнберга. Панмиксия и полиморфизм. Изоляция как фактор расообразования.

Вводится понятие об антропоэкологии как области знания, занимающейся приспособительной изменчивостью популяций человека, обитающих в разнообразных условиях окружающей среды, с использованием антропологических методов (рассматривается система «человек — культура — среда обитания»); понятие о приспособительной изменчивости человека. На разных примерах описывается, как под влиянием меняющейся естественной среды в ходе расселения, человеческие популяции приобретают свойства, делающие их более приспособленными к тем или иным географическим условиям жизни. Подчеркивается, что приспособление осуществлялось не только с помощью культурных усовершенствований, но и в результате перестроек функциональных и структурных систем организма. Обсуждены различные оттенки понятия об адаптации, рассмотрены два соподчиненных между собой уровня приспособительных изменений: биологический и социальный (небиологический).

Обсуждается понятие степени приспособленности организма и популяции. Описано, как в результате изучения закономерности географического распределения множества антропологических признаков было введено понятие об адаптивном типе человека. Рассмотрены характеристики основных адаптивных типов, вопрос истории их сложения.

Проблема перенаселенности Земли. Эволюционные и экологические перспективы человечества. Интегративная концепция эволюции биосферы. Факторы эволюции ноосферы.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector