Житейские психологические знания

2 БИЛЕТ. Понятия о научной и житейской психологии. Отличия.

Житейские психологические знания.

1.Житейские психологические знания конкретны, приурочены к конкретным людям, к конкретным задачам.

2.Носят интуитивный характер. Они приобретаются путем практических проб.

3.Житейский опыт от старшего поколения к младшему передается как правило с большим трудом, в незначительной степени. Проблема отцов и детей.

4.НаблюдениЯ и размышления.

Научные психологические знания.

1.Стремятся к обобщению. Для этого используются научные понятия. Которые четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2. Научные психологические знания рациональны и осознанны. Формируется гипотеза, которая логически проверяется.

3. Накопление и передача научных знаний возможна. Она фиксируется в понятиях и законах, научной литературе. Передается с помощью вербальных средств.

4. Эксперимент.

5 Научная психология располагает разнообразным и уникальным материалом, недоступном во всем своем объеме.

4 БИЛЕТ. Методы психологии.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ.

a) Сравнительный метод – сопоставление различных групп по видам деятельности, возрастам, познавательным способностям и тд.

b) Лонгитюдный метод – многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Прослеживается динамика.

c) Комплексный метод. В исследовании принимают участие представители различных наук, объект изучают разными средствами.

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

1. Наблюдение:

a) Интроспекция – самонаблюдение;

b) Объективное наблюдение – наличие четкой целевой установки, план наблюдения, естественные условия.

2. Эксперимент.

Теоретический этап – постановка проблемы.

Методический этап – разработка плана исследования, подбор методик.

Экспериментальный этап — проведение практической части.

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования 1 Цели изучения курса •Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психологопедагогических исследований; •Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации; •Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, ...

Аналитический этап – анализ полученных результатов, их обработка, выводы.

Виды эксперимента:

1 вид. Естественный эксперимент. В 1910 г. Лазовский предложил сочетать экспериментальные исследования с естественной обстановкой.

2 вид. Формирующий эксперимент. Обучающий эксперимент.

1.Анализ продукта деятельности. 2. Беседа. 3. Наличие плана беседы.

3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.

a).Тест – краткостандартизированное испытание, не требующее сложного технического приспособления, поддающееся математической разработке.

b) Интервью ( не журналистика).

c) Анкетирование – заочный опрос, самостоятельное заполнение бланка.

d) Социометрия – помогает определить систему межличностных взаимоотношений между членами группы.

4.МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ.

a) Метод математической статистики.

b) Метод качественного анализа.

3 БИЛЕТ. Понятие о сознании. Самосознание.

Возникновение и развитие самосознания.

Ускоренному псих. развитию человека способствовали 3 основных достижения человечества: 1- изобретение орудия труда,2- производство предметов материальной и духовной культуры,3 – возникновение языка и речи.

Психологическая характеристика сознания.

1.Рефлексия –готовность к познанию псих. явлений и самого себя в настоящий момент.

2. Мысленное представление и воображение действительности.

3. Способность к коммуникации.

4. Наличие в сознании интеллектуальных схем, в соответствии с которыми человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

ИТОГ: главным условием возникновения сознания является совместная, продуктивная, апосредственная речью, орудийная деятельность людей.

СОЗНАНИЕ –высший уровень отражения человеком действительности.

Психологическая структура сознания.

СОЗНАНИЕ делится на бытийное и рефлективное . Бытийное сознание делится на чувственные образы (мир представлений культурных символов) и биодинамический опыт действий, движение ( мир нравственной, практической деятельности).

Рефлективное сознание делится на значения (мир переживаний, эмоций) и смысл (мир идей, научных знаний).

21 стр., 10033 слов

«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного процесса»

... анализ Контент–анализ как разновидность метода изучения продуктов деятельности. Содержание основных процедур контент–анализа. Контент–анализ ... О некоторых особенностях временного аспекта самосознания в раннем юношеском возрасте в ... непротиворечивой картины мира в своем сознании. В советской психологии этот метод ... смысловой емкости качественные единицы анализа, как правило, делятся на более мелкие ...

САМОСОЗНАНИЕ.

Венцом развития сознания явл. формирование самосознания.

Самосознание – представление о себе, образ «Я».

Структура самосознания.

1.Самосознание. анализ результатов собственной деятельности, поведения, общения, сопоставления с нормами.

2.Самооценка. Знание самого себя и шкалы значимых ценностей.

Самооценка – адекватная, неадекватная (завышенная, заниженная)

3.Образ «Я». Относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, как неповторимая система, представления индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.