Для киника теория и практика философствования максимально сближены

Кинизм представляет собой не только философию, обосновывающую специфическую форму мировоззрения, но и способ жизнедеятельности, для которого характерно неприятие ценностей рабовладельческого общества, его законов, обычаев, традиций и морали. Киники не удалялись от жизни, а наоборот жили среди людей и пропагандировали идеалы внутренней свободы, презрения к богатству, опрощения и бедности, равноправия, космополитизма и другие.

Для киника теория и практика философствования максимально сближены.

Основатель кинизма- Антисфен.Самый известный киник-Диоген.

Скептицизм (от греческого скептикос, буквально — рассматривающий, исследующий) .В основе скептицизма лежит позиция, основанная на сомнении в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон из Элиды (ок. 360 — 270 гг. до н. э.)Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

1.из чего состоят вещи;

2.как следует к ним относиться;

3.какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Из признания невозможности однозначных утверждений о вещах Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений.

Эпикуризм- цель жизни-достичь счастья, для чего необходимы атарксия (безмятежност, невозмутимость)

По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым.

Эпикур отнес к числу важнейших условий счастливой жизни прежде потребности в пище и тепле. По его мнению, удовлетворение этих потребностей порождает самые приятные удовольствия.

10 стр., 4744 слов

150 вопросов с ответами по Философии

... нравственные ориентиры человеческой жизни. - эстетические ценности. Вопрос 116. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает: - скептицизм. - атеизм. - рационализм. - эмпиризм. Вопрос 117. Носитель преднамеренной, ... . - эмпиризм. - антропологизм. - панлогизм. Вопрос 105. Основной идеей западничества является: - сила власти – царю, сила мнения – народу. - Россия должна развиваться по европейскому ...

Стоицизм-принцыпы самоограничения.

В центре этических рассуждений стоиков не понятие счастья, а понятие долга. Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастииСтрасти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.

Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.

Стоик стремится возвыситься над страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного.

Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы.

Зенон Китионский считал добродетель единственным благом и целью человека

Сенека смысл жизни в достижении абс. спокойствия. Основа-долг.

Билет-11

По мнению Платона, существует три «хороших» формы правления, основанные на законах, и три «плохих», основанные на беззакониях. Три «хороших» формы правления в порядке их ухудшения — это монархия, аристократия и демократия. Три «плохих» формы правления — это тирания, олигархия и ещё одна форма правления, которой Платон не даёт специального названия, описывая её весьма приблизительно, обычно её называют тимократией. Остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

Платон предлагает структурировать идеальное государство на классы. Причём классы у Платона зависят не от экономического благосостояния людей или их происхождения, а от того, какая добродетель преобладает в их душе. Трём началам человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствуют три класса в государстве: ремесленники, воины, мудрецы

Советские философы стремились ассоциировать платоновское государственное устройство с фашизмом, западные политологи отождествляли платоновскую утопию с социализмом. Совершенно очевидно, что фашизм, социализм и утопия Платона представляют собой явления одного порядка.

4 стр., 1770 слов

56. Диалектика взаимодействия форм общественного сознания

... классификация. Группа познавательных форм и группа нормативных форм общественного сознания. Сущность идеологии и ее функция в сознании. Диалектика взаимодействия форм общественного сознания и их ... классификация. (Классификация не найдена). Различные формы общественного сознания не равноценны по ...

Аристотель выдвигает не экономическую и не божественную, а естественную теорию происхождения государства. Человек — общественное животное, следовательно государство — это единственно возможный способ существования человека.

У Аристотеля гражданами являются только свободные. Что касается рабства, то Аристотель полагает, что рабство существует в силу естественных природных законов.

Он критикует Платона за отсутствие частной собственности в его идеальном государстве и специально подчёркивает, что общность имущества в обществе невозможна.

Билет-12

1.В античной философии диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия. Диалектика у Гераклита, как и у его предшественников, — это прежде всего констатация и фиксирование вечности происходящих в мире изменений. Все изменяется, и изменяется постоянно; нет предела изменениям; они есть всегда, везде и во всем — вот что спрессовано в знаменитой краткой формуле, приписываемой Гераклиту: «Все течет, все изменяется».

Специфика диалектики Гераклита — еще и в том, что мысль об изменениях объединяется здесь с идеей единства и борьбы противоположностей. Гераклит утверждает не просто существование противоположностей, но их неизбывность и всеобщность. Противоположности существуют везде. Ибо наличие противоположностей для Гераклита — основа и существования, и гармонии мира. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю («путь вниз», который сменяется «путём вверх»).

Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Огонь управляет космосом через логос.

Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

11 стр., 5046 слов

Познание мира, общества, человека

... собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей. Психологические аспекты научного познания Три концепции чувственного познания Философская концепция Основное содержание концепции Локка Чувства ... , касающаяся изучаемой проблемы1; 2) владение эффективными “познавательными технологиями” - методами обработки информации, значительная часть которых перешла в автоматические навыки; 3 ...

Логос порождает постоянное противоборство.

Гармония-лук (диалектика борьбы) и лира (диалектика гармонии)

2.Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний.

Одним из основных критериев деления научного знания в целом является главный источник научного знания. По этому основанию выделяются эмпирический и теоретический уровни научного познания:

— Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность

-В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Важнейшими требованиями к гипотезам являются:

1. логич. непротиворечивость;

2. принцип-я проверяемость (из гип-зы д. выт- ть следствия, доступные опытной проверке);

3. фальсифицируемость (т. е. принцип-я возм-ть опровержения, иначе эта гипотеза неинф-на);

4. макс, прост, (лог-е сов-во, изящ-во теории);

5. преемственность (новые гипотезы должны вырастать из предшествующего знания, быть его дальнейшим развитием и продолжением);

6. гипотеза должна обладать «предсказательной силой» (не только объяснять, но и предсказывать новые факты).

Какова же роль метода в познании? Осознанное применение методов в познании позволяет: усилить познавательные возможности человека, направить и упорядочить процесс познания, обеспечить последовательное решение возникающих при этом задач.

Классификация методов познания:

По характеру, основной роли в познании

-Методы-подходы. В них главное — это общие идеи, принципы. они формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ

-Методы-приемы. В них центр тяжести перемещается на конкретные правила, алгоритмы действия. Это непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).

6 стр., 2963 слов

Теория речевой деятельности и лингвистика (Существует ли лингвистика, ориентированная на теорию речевой деятельности?)

... значения как ком­поненты образа мира человека; универсальная организация (единицы, уровни) (речевой) деятельности (психолингви­стическая структура); и ... описания языка лежит та или иная психологическая теория учения. Такая теория определяет, в частности, функции овладения языком ... опубликовал однажды статью, где давался беглый очерк теории таких семантических категорий предиката. Там были выданы ...

По степени общности можно выделить следующие методы:

а) всеобщие ф-кие (например, диалектика);

б) общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция и пр.);

в) спец-е (нр, метод спектрального анализа).

По функц-му назн. методы подр-ся на:

а)методы эмпирического этапа (уровня).

Они обеспечивают добывание и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.).

б)методы теоретического этапа (уровня).

Они обеспечивают проникновение в сущность из-х процессов (идеализация, формализация и т. п.).

в)эвристические методы. К ним относятся приемы и действия, которые активизируют творческий процесс, сокращают путь решения сложных поисковых задач

Билет-13

1.Парменид-основатель эллейской школы. Он говорит, что истину можно постичь только разумом, а не чувствами. Поэтому бытие по Пармениду едино, вневременно (сущ. в настоящем).Всё что мыслимо и есть бытие. «Мыслить и быть- одно и тоже».Небытия помыслить не можем, значит его нет.

Зенон Элейский разил идеи Парменида, но не доказывал сущ. единого. а отрицал существование много. Он приводил доводы отрицающие движение (т.к. оно противоречиво — немыслимо, следовательно не существует)

2.Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

формы чувственного познания:

Ощущение — элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т. д.

Восприятие — отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности (оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств)

Представление — чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

14 стр., 6760 слов

Исторические аспекты развития методов обучения 4

... развития и совершенствования методов обучения вместе с развитием науки и техники, а также самого человека. В изменяющемся мире человек совершенствовал методы ... смотреть чужими глазами, мыслить чужим умом. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) отмечал, что у детей своя собственная ... контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения), ...

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств.

формы рационального познания:

Понятие — мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Например, понятие «человек» не тождественно простому чувственному образу какого-то конкретного человека, а обозначает в обобщенном виде мысль о любом человеке — кем бы он ни был. Т. е. понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность.

Суждение — это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.

Связь чувственного и рационального имеет характер взаимообусловленности: не только рациональное зависит от чувственного и формируется на его основе, но и наоборот — чувственное предопределяется рациональным, как бы выполняет его установки.

Билет-14

1.Рене Декарт (1596 — 1650) — основатель классического рационализма, алгебры, психологии, ему принадлежит идея условного рефлекса, изучат оптику

Метод рационализма — математическая дедукция

Дедукция — переход от общего к частному, от теории к опыту, от теорий более общих к теориям меньшей общности.

Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода:

1. Во всяком вопросе должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... множество различных концепций природы человека, которые постоянно дополняются новыми и модифицированными идеями. Важное место среди ... с 7. Творчество и психоанализ. // Теория История Методика детского движения. Инф. бюллетень. IV выпуск. М., 1998, с. ... и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, ...

3. В вопросе также должно содержаться нечто известное. Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное

Принцип методического сомнения. Я сомневаюсь -> мыслю -> существую

«Я мыслю, следовательно, существую»

Главная идея Декарта — первичность разума по отношению к бытию и познанию.

Научный метод познания Декарта

1. Принимать за истинное то, что воспринимается в ясной и отчётливой форме, т. е. самоочевидно (разумная интуиция)

2. Делить каждую сложную вещь ради успеха её изучения до самых простых, ясных и самоочевидных вещей (простота)

3. В познании мыслью идти от простых, элементарных, наиболее доступных вещей к вещам более сложным и трудным (метод логической концепции)

4. «Энумерация» — осуществлять полные перечни, обзоры не упуская ничего из внимания, ориентирует на достижение полноты знания.

Дуализм духа и материи

Признание двух автономных субстанций: дух (атрибут — мышление) и материя (атрибут — протяженность).

Субстанция — то, что самостоятельно (само по себе), нечто устойчивое и постоянное (в отличие от изменчивого и переходящего)

Духовная и материальная субстанции конечны, бесконечна только божественная→док-ва Бога:

-наличие идеи Бога в человеческом разуме→сущ.источник

-реальность предполагает сущ.объекта.своствами кот. она обладает

2.Науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире включающем и самого человека, как рациональную деятельность, направленную на постижение мира, в котором мы живем.

Критерии науки:

-объективность

-рациональность

-доказательность

-эссенциальность (воспроизведение сущности объекта)

-системность знаний

Главное отличие науки от псевдонауки (ненауки) — повторяемость (воспроизводимость) результатов.

Характерными отличительными чертами псевдонаучной теории являются: игнорирование или искажение фактов, известных автору теории, но противоречащих его построениям, невозможность поставить эксперимент (хотя бы мысленный), один из принципиально возможных результатов которого противоречил бы данной теории. Отказ от попыток сверить теоретические выкладки с результатами наблюдений при наличии такой возможности, замена проверок апелляциями к «интуиции», «здравому смыслу» или «авторитетному мнению»

Билет-15

1.ВОЛЬТЕР (1694−1778)

Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. Вере, основанной на «откровении», Вольтер противопоставил деистическую религию разума.

Человек свободен, так как имеет сознание собственной свободы. Но ни о какой свободе воли не может быть и речи, ибо воля подобно мысли есть лишь абстракция, а не реальная сущность. Реален лишь мыслящий человек, и его свобода лишь там, где он способен делать то, что он хочет.

В учении о знании Вольтер пытался сочетать эмпиризм с некоторыми элементами рационализма. Основным для него был тезис о происхождении всех знании из ощущений. В то же время он утверждал, что существует и абсолютное знание — логико-математическое и относящееся к морали. Оно для бога так же значимо, как и для человека: существует только одна истина.

Философии культуры и философии истории: возвращение к первобытной природе есть нечто противоестественное и цивилизованный человек живет в большем согласии с природой, чем дикарь.

В этике Вольтер проводил идею естественности морали. Мораль внеклассова и внеисторична, порождена инстинктами человека.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712−1778)

Руссо в теории познания стоял на сенсуалистических позициях, считая непогрешимыми чувства, а разум — заблуждающимся. Единственный путь к истине — непосредственное чувственное знание

Руссо — последовательный борец за демократию, с социальным неравенством, хорошо сознающий противоречивость общественного прогресса. Знаменитый трактат Руссо «Об источнике неравенства между людьми». В нем Руссо утверждает следующее: человек человеку волк, и первопричина этого — частная собственность.

Эстетические идеи Руссо. Искусство вредно для общественной нравственности, но не всякое искусство, а аристократические его формы. Искусство должно быть верным природе, воспроизводить реальную жизнь.

В основе этики Руссо — идея равенства людей, а также гражданского подвига и патриотизма

2.Диалектику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

Принципы диалектики:

1)всеобщая взаимосвязь всех явлений;

2)всеобщность движения и развития (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и пр.);

3)источник развития — становление и разрешение противоречий;

4)взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;

5)развитие через отрицание (порядок рождается из хаоса, добро крепнет только в преодолении зла и т. д.).;

6)отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития (теория относительности А. Эйнштейна не зачеркивает физику И. Ньютона как заблуждение, а включает ее в себя на правах частного случая);

7)противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др (самоочевидно исключают друг друга, но в то же время не существуют порознь, по отдельности. А при определенных условиях способны к взаимопревращению)

Билет-16

1.Георг Гегель (1770−1831) —создатель философской системы абсолютного идеализма. Абсолютная идея — это:

• единственно существующая подлинная реальность;

• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;

•Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить

-Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый «дух для себя»).

-Объективный дух — следующая ступень духа, «дух общества в целом». порядок взаимоотношений между людьми, государство.

-Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина

Большой заслугой Гегеля явл. разработка диалектического метода Философского исслндования

Три закона диалектики:

1-переход кол-ва в качество

2-единство и борьба противоположностей

3-отрицание отрицания (направление развития)

социально-политические взгляды Гегеля:

• государство — форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог);

• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;

• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;

• противоречия, конфликты в обществе — не зло, а благо, двигатель прогресса;

• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

• «вечный мир» приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.

2.Наличие в человеке двух начал — биологического и социального — свидетельствует о противоречивости человеческого бытия.

С одной стороны, человек — создание природы. Он есть животное, принадлежащее к одному из 10 млн. видов живых организмов, населяющих Землю.

Вне общества, без особых социальных форм организации жизни, без культурной среды, в которой он усваивает язык, нормы нравственности, идеи и идеалы навыки поведения, общения, деятельности и пр., человек — не более чем животное.

Таким образом, будучи генетически связан с другими формами жизни на Земле, человек выделился из них благодаря орудийной деятельности, сплочению в общество, появлению членораздельной речи и абстрактного мышления.

Билет-17

1. Схоласты пытались создавать философские системы, в рамках которых можно было бы ответить средствами логики на любой вопрос. Естественно, такие системы не должны были противоречить доктрине католической церкви. Для схоластики было характерно возрастание роли разума и стремление привлечь разум и его доводы к решению богословских и научных проблем.

Фома аквинский (1225−1274) .Занимался соотношением философии и теологии (философия от природы к Богу, теология от Бога к природе).Философия-служанка богословия.

5 Докозательств существования бога:

1-всё движущееся имеет причиной своего движения нечто иное. Бог-перводвигатель

2-Бог-первопричина всего существующего

3-От возможности и необходимости. У каждой вещи есть бесчисленное количество возможностей, но реализуется, превращается в действительность лишь одна из возможностей. Бог есть как верховная необходимость реализации исключительно одной, наилучшей возможности. По сути, Бог оказывается гарантом необходимого существования всех явлений в мире.

4-Среди вещей есть более совершенные и менее совершенные. Но если мы имеем представление о совершенстве и несовершенстве, у нас должно быть абсолютное мерило, с которым мы сопоставляем встречающиеся нам вещи. Таким пределом всякого совершенства и будет Бог.

5-Всё в мире подчиняется целесообразности и строгим закономерностям. Самостоятельно целесообразность мироздания возникнуть не может. Обязательно должно быть начало, которое вносит и постоянно поддерживает в мироздании порядок и гармонию. Таким источником порядка может быть только творец и устроитель мира — Бог.

Фоме Аквинскому удалось создать самую значительную и цельную систему в средневековой философии. Его учение стало и остаётся до сих пор официальной философией католической церкви

2.При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения.

У Фалеса изменения первичной субстанции воды вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

Само понятие «движение», как и понятие «материя», есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов. Диалектический материализм утверждает, что материя без движения так же немыслима, как и движение без материи.

Философы, мыслящие метафизически, понимали движение только как механическое, и видели причину движения во внешних обстоятельствах. На этой основе возникла идея первотолчка (Ньютон), которая вполне могла совмещаться с признанием какой-то загадочной силы и даже с существованием бога.

С точки зрения диалектического материализма — причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противоречием между старым и новым, простым и сложным и т. д.

Билет-18

1.Софисты — философская школа в Древней ГрецииIV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» — мудрецы, учителя мудрости).

. Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Примером данного умозаключения является «рогатый» софизм:

«То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь».

Сократ (469 — 399 гг. до н. э.).не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название «майевтика». Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

• любое знание есть добро;

• любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.

2.В науке выделяются три уровня строения материи:

— Макромир-мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в мм, см и км, а время — в с, мин, ч, годах.

— Микромир — мир предельно малых, непосредственно ненаблюдаемых

микрообъектов, пространственная размерность которых исчисляется от 10(-24) до 10 (-8) см, а время жизни — от бесконечности до 10 сек.

— Мегамир — мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов миллионами и миллиардами лет.

Билет-19

Иммануил Кант (1724 — 1804)

В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности. Человек не сможет познать вещи такими, какими они существуют без него.

три понятия, характеризующих знание:

Апостприорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует ни какого опытного доказательства.

«Вещь в себе» — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

(«Вещь для нас» — феномен, явление; другая идея вещи, которую мы видим)

Человеческое познание

1 ступень — разум. Обладает априорным стремлением к единству и завершённости мысли -> доводит обобщение опыта до высшей ступени: 3 идеи, объясняющие мир.

2 ступень — рассудок. Материал чувственного опыта подвергается упорядочиванию с помощью логических априорных категорий (качество, количество, отношение, единство, множетсво и т. д.).

Наука существует только благодаря им.

3 ступень — созерцание (чувственная ступень).

Хаос ощущений упорядочивается с помощью пространства и времени (это доопытные формы человеческого сознания)

В сознании — априорные формы созерцания, рассудка, разума.

Законы науки не принадлежат природе, а сформулированы человеческим мышлением (благодаря априорным формам созерцания и рассудка)

Идеи чистого разума

Мир (абсолютное единство ряда условий явлений), душа (абсолютное единство мыслящего субъекта), Бог (абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще).

Эти идеи — анализ наших знаний.

Антиномии чистого разума — неразрешимые противоречия

1 тезис: мир конечен в пространстве и во времени

Антитезис: мир бесконечен в пространстве и во времени

2 тезис: мир состоит из простых частей

Антитезис: мир делим до бесконечности

3 тезис: в мире всё существует по необходимости

Антитезис: в мире есть свобода

4 тезис: в мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира

Антитезис: в мире нет такого существа

Трансцендентальная (чувственная) диалектика :

Трансцендентальный мир «вещей в себе» остаётся за границей научного познания. Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям, поэтому границы опыта — суть границы научного познания.

Билет-20

Русская философия сформировалась поздно, в 19 в.

Славянофилы (Кириевский) и Западник (Чаадаев)

Особенности русской философии:

-основана на литературном искусстве

-внимание к социальной проблематике

-человекоцентризм

В.С. Соловьёв (1853−1900) -философ-идеалист.Был религиозным философом. Сам В.С. Соловьев так сформулировал суть теории всеединства: «Всеединство, по самому понятию своему, требует полного равноправия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным». При этом философ призывает различать два вида всеединства — истинное и ложное. Ложное, отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы и само оказывается, таким образом, пустотою; истинное единство сохраняет и усиливает свои элементы, осуществляясь в них как полнота бытия". истинное всеединство, когда «единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех»,.

Соловьёв-отец русской софиологии (премудрость Божья)-связь мира и Бога.

Билет-21

1.Марксизм трактует человека как производное от общества, как продукт и субъект общественной трудовой деятельности. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

Определяющим условием превращения человекообразной обезьяны в человека марксизм считает труд. Культура творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой.

Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и т. д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определённого образа жизни, культуры и психологии. Человек не является изолированным существом, он всесторонне включён в контакт, общение с обществом, даже когда остаётся наедине с собой.

По Марксу, всякая историческая борьба в любой идеологической области есть более или менее ясное выражение борьбы общественных классов.

Философия Маркса — это социальная философия, ориентированная на освобождение человека. При этом человек рассматривается прежде всего как практически действующее существо, взаимоотношения которого с природой (развитие производительных сил) — основа других взаимоотношений в обществе. Хотя человек — существо социальное, отношения людей в обществе никто специально не организовывал; они складывались стихийно, в зависимости от того или иного уровня развития производительных сил. Стихийно сложилось разделение людей на классы — в зависимости от владения или «невладения» этими производительными силами. Возникло подчинение одних людей другим, а в капиталистическом обществе — еще и подчинение людей вещам как отчужденным результатам их собственной деятельности. Освобождение от отношений господства и подчинения предполагает сознательный контроль над организацией и развитием общества; средство для этого — переход к общественной собственности, предпосылки к чему создаются капитализмом. Для отдельного человека это означает универсальность потребностей, способностей, средств потребления; это «абсолютное движение становления» человека.

2.Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.

Билет-22

1.Психоанализ 3.Фрейда.

Психоанализ — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии

В результате творческой эволюции З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго).

Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе.

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями.

Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти, по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения.

Неофрейдизм

Ведущим представителем неофрейдизма был Э. Фромм Он считал, что в личности нет ничего прирожденного. Все ее психические проявления — это следствие погруженности личности в

различные социальные среды.

Билет-23

Философия Н. Кузанского 15 В. была пантеистична: он утверждал, что бог есть во всех вещах, и наоборот. Познание высших истин, по Н. Кузанскому, достигалось не путем схоластических рассуждений, а на основе опыта. Подобное познание Кузанский называл «ученым незнанием», в противоположность схоластическому «знанию». Важным разделом философских взглядов Н. Кузанского было его учение о «совпадении противоположностей». Это учение свидетельствовало о наличии серьезных элементов диалектики в философии Н. Кузанского. Вместе с тем он утверждал, что только интуитивным путем человек доходит до понимания того, что в высшем единстве мира совпадают противоположности.

Материалистическое и атеистическое мировоззрение великого итальянского философа Джордано Бруно 16 В. было заключено в пантеистическую оболочку, основой всего существующего он считал единое материальное начало, обладающее безграничной творческой силой. В противоположность схоластам и теологам Бруно возвеличивал природу, материальный мир, порождающий бесчисленные формы жизни из самого себя. Но, в то же время, он писал, что природа — это бог в вещах. С пантеизмом Бруно связана его идея всеобщей одушевленности мира. Задачей философии, по Бруно, является познание единой субстанции как причины и начала всех природных явлений. Единое, причина и начало — таковы основные черты материальной субстанции.

Билет-24

Ф.Ницше (1844−1900)

Идея Сверхчеловека, заключается в преодолении всех отрицательных качеств человека и приближении его к идеалу Сверхчеловека — создателя и носителя новых ценностей и новой морали. Сверхчеловеку присущи это абсолютная способность к коренной переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, сверхиндивидуализм, оптимистическое жизнеутверждение, бесконечное самосовершенствование.

«Бог умер"Gott ist tot- Ницше не считал, что личностный Бог когда-либо жил, а потом умер в буквальном смысле. Смерть Бога следует понимать как нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы, космический порядок. Ницше предлагает переоценить ценности и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основано христианство.

Билет-25

Ахиллес и черепаха

Самое быстроногое существо не способно догнать самое медленное, быстроногий Ахиллес никогда не настигнет медлительную черепаху. Пока Ахиллес добежит до черепахи, она продвинется немного вперед. Он быстро преодолеет и это расстояние, но черепаха уйдет еще чуточку вперед. И так до бесконечности. Всякий раз, когда Ахиллес будет достигать места, где была перед этим черепаха, она будет оказываться хотя бы немного, но впереди.

Данная апория является типичным софизмом. В ней нам предлагаются такие рассуждения, которые характеризуют движение Ахиллеса до того места, на котором находилась черепаха в начале движения Ахиллеса (!), и на основании их делается вывод, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. Но если цель Ахиллеса состоит в том, чтобы догнать черепаху, то он должен двигаться к самой черепахе, а не к тому месту, на котором она находилась в начале его движения. Рассуждения, характеризующие эти две цели движения, качественно отличаются друг от друга, поэтому переход от одной цели к другой должен быть строго обоснован. В данной апории одна цель без каких-либо обоснований подменяется другой, что и приводит к парадоксальному выводу.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector