Семейная психология 2

Курс «Психология семейных отношений»

Семинарское занятие

Тема 1. Семья и брак как социальные институты (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Соотношение понятий «брак» и «семья». Основные признаки семьи.
  2. Основные этапы эволюции брачно-семейных отношений.
  3. Типология семейных структур и их основные разновидности.
  4. Альтернативные жизненные стили.

Самостоятельная работа

  1. Составьте сравнительную таблицу традиционных и альтернативных форм брачно-семейных отношений по критериям :

— юридическое оформление;

— наличие детей;

— стабильность отношений;

— верность партнеров;

  1. Составьте классификацию существующих семейных форм.
  2. Дайте определение понятия «структура семьи». Приведите примеры семейных структур.
  3. Перечислите основные признаки семьи как малой социальной группы.
  4. Приведите примеры известных вам литературных произведений, в которых описаны особенности брачно-семейных отношений.

Литература к семинарскому занятию

1. Е.И.Зритнева. Социология семьи. М., 2006.

2. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1994. 3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

4. Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000.

5. Савинов Л.И. Семьеведение. Саранск., 2000.

Тема 2. Структура жизненного цикла семьи и психологические проблемы его отдельных стадий (2 часа)

Вопросы для обсуждения

  1. Стадии супружеских и семейных отношений.
  2. Периодизации семейной жизни в современной науке.
  3. Психологические особенности добрачного поведения. Выбор партнера.
  4. Проблемы и задачи основных этапов жизнедеятельности семьи.
  5. Кризисы супружества.

Практическая часть

1. Самооценка себя как будущего семьянина. (тест «Качества, необходимые в супружестве»).

Самостоятельная работа

  1. Напишите жизненный сценарий средней российской семьи.
  2. Проведите самостоятельное исследование отношения к семье и браку в нашем обществе. (Прилагаются 2 анкеты на выбор).

    19 стр., 9285 слов

    Анализ особенностей семейных отношений в повторном браке

    ... супругов и детей из семей повторного брака. 1. Основные теоретические аспекты изучения семейных отношений в повторном браке 1.1 Повторный брак как феномен современной социальной ... поведения в области семейно-брачных отношений. Проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Семейные отношения, супружеские отношения, семья были и остаются объектом изучения ...

    Можно составить свою анкету.

Литература к семинарскому занятию

  1. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/ Отв. Ред. А.И.Антонов. М., 1990.
  2. Савинов Л.И. Семьеведение: Учеб. Пособие. Саранск, 2000.

Джей Хейли. Жизненный цикл семьи.

Тема 3. Психологические причины конфликтов в семье.

Вопросы для обсуждения

  1. Причины семейного неблагополучия.
  2. Конфликт в современной семье.
  3. Развод как социально-психологический феномен.
  4. Семья как источник психической травмы.

Практическая часть

  1. Исследование своего поведения в конфликтной ситуации. Тест К. Томаса.
  2. Исследование факторов, мешающих установлению близких взаимоотношений. (Тест К. Гордон).

Самостоятельная работа

  1. Приведите примеры семейно-бытовых ситуаций, приводящих к конфликту.
  2. Нарисуйте схему развития конфликта в семье.

Литература к семинарскому занятию

1. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1998.

2. Шейнов .В.П. Конфликты в нашей жизни и их решение. Минск, 1998.

3. Сидельников С.С. Социальные последствия разводов // Становление брачно-семейных отношений. М., 1989.

Тема 4. Психология детско-родительских отношений.

Вопросы для обсуждения

  1. Воспитательные функции семьи;
  2. Семейная социализация;
  3. Особенности гендерной социализации в семье.
  4. Влияние особенностей жизни семьи на добрачное воспитание молодежи.

Практическая часть

Самоисследование личности. Определение своих способностей к воспитанию детей. (Тест прилагается)

Самостоятельная работа

  1. Проанализировав литературу, охарактеризуйте типичные ошибки родителей и взрослых в воспитательных воздействиях и установках, которые нуждаются в коррекции.
  2. Приведите примеры типичных моделей воспитания в семье.
  3. С помощью теста «Рисунок семьи» проанализируйте семейную ситуацию любого выбранного вами человека.

Литература к семинарскому занятию.

1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

2. Семья и дети./ Ред. Антонов А.И. М., 1982.

3. Семья и формирование личности./ Ред. Бодалев А.А. М., 1981.

4. Добсон Дж.Ч. Родителям и молодоженам: доктор Добсон отвечает на Ваши вопросы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1991.

5. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика, 1999.

Темы для рефератов.

  1. Анализ современных брачно-семейных отношений.
  2. Формирование у молодежи представлений о семье и браке.
  3. Социально- психологическое исследование межличностных отношений в семье.
  4. Влияние семьи на социализацию личности.
  5. Психология семейного конфликта.
  6. Динамика развития современной семьи.
  7. Психологические последствия развода.
  8. Социально-психологическое изучение проблемных семей.
  9. Немоногамные модели брака и семьи.
  10. Психологический анализ проблем современной семьи.
  11. Проблема насилия в семье.
  12. Супружеская совместимость.
  13. Свободная тема (согласовать с преподавателем).

Анкета 1.

Что вас привлекает в семейной жизни и браке?

Параметры

очень привлекает

Скорее привлекает

Скорее не привлекает

Совершенно не привлекает

возможность жить вместе с любимым человеком

Рождение и воспитание детей

Любовно-сексуальная сторона отношений

Материальные стимулы и взаимопомощь

Избавление от одиночества

Возможность оказывать помощь и поддержку близким людям

Налаженный быт и режим питания

Ежедневные заботы и обязанности

Общение с близкими людьми

Организованный досуг

Психологическая защита и поддержка

Анкета 2.

  1. Назовите причины, побуждающие людей вступить в брак.
  1. Как вы думаете, во сколько лет следует заводить семью?
  1. Как вы считаете, сколько времени нужно знать человека до вступления в брак? (несколько лет, около года, достаточно 2−3х месяцев).
  1. Что должна давать семья человеку?

— опору в трудную минуту;

— избавлять от одиночества;

— приносить счастье отцовства и материнства;

— упорядочивать интимную жизнь;

— налаживать быт, режим питания.

Что для вас является главным? Подчеркните 1−2 пункта.

  1. Как вы думаете, надо ли до вступления в брак все знать о своем избраннике (нице): о его родственниках, о состоянии здоровья, условиях жизни его семьи и т. д.

— обязательно;

— это не важно.

6. Если вы собираетесь создать семью, какие качества будущего супруга вы будете учитывать в первую очередь (не более 2х):

— любовь к вам;

— ваше чувство к нему (к ней);

— его (ее) ум;

— его (ее) заботливость и внимание;

— внешняя красота;

— общая культура;

— сексуальная привлекательность;

— образование;

— доброта;

— терпеливость;

— наличие квартиры;

— достаточно высокая зарплата;

— другое.

Тест.

Список качеств, необходимых в супружестве (по В. Торохтий)

Попробуйте оценить себя как будущего семьянина. Вы можете этот список изменить или дополнить.

Качества

Идеал (d1)

Я (d2)

di=d1-d2

Умение и желание понимать окружающих людей

Способность их интересы, вкусы и привычки

Готовность принять на себя ответственность за семью и детей

Уважение прав и достоинств других членов семьи

Способность заботиться о другом человеке

Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать

Умение кооперации, сотрудничества

Навыки в осуществлении домашнего труда

Способность к подлинно человеческому общению

Самооценка © рассчитывается по следующей формуле;

С=1−6Еdi2 / n3-n

Где di- разность рангов каждой пары;

Е- сумма всех di2;

n- число сравниваемых пар (в каждом конкретном случае)

Результаты: от -1до-0,6 — заниженная самооцека;

От -0,6 до +0,6 — адекватная самооценка;

От +0,6до 1 — завышенная самооценка себя как будущего семьянина.

Определите свои способности к воспитанию детей

1.Вы охотно проводите время с вашими братьями, сестрами, племянниками?

2. Попав в шумную детскую кампанию, станете ли вы организовывать игры для детей?

3. Вы легко находите общий язык с одногруппниками, сокурсниками?

4. С удовольствием ли вы замените преподавателя на практических занятиях на младшем курсе, если это необходимо?

5. Больные люди вызывают у вас сострадание?

6. Окружающие считают вас приветливым и вежливым?

7. Кто-то жалуется вам на недомогание. Вы слушаете без раздражения?

8. Вы готовы весь груз забот по уходу и воспитанию ребенка в семье взять на себя?

9. Сможете ли обьяснить настырному ребенку непонятный ему вопрос?

10. У вас плохое настроение. Можете ли вы показать это окружающим?

11. Дети слушают вас обычно с интересом?

12. Готовы ли вы без раздражения отказаться от ранее запланированного мероприятия ради того, чтобы побыть с младшим братом, сестрой, племянником?

13. В споре с младшими по возрасту вы можете отстаивать свою точку зрения, не повышая голоса?

14. Можете ли вы поставить себя на место ребенка, взглянуть на ситуацию его глазами?

15. Младший по возрасту сделал вам замечание, указал на какую либо ошибку. Вы останетесь спокойны и сдержанны?

Подсчет баллов:

«да» — 2, «нет" — 0, «не знаю, когда как" — 1.

Если вы набрали:

24−30 баллов .Вы можете стать на только хорошим семьянином, замечательным отцом или матерью своим детям, но и хорошим педагогом. Вас будут любить дети.

18−23 балла. Возможны трудности в семье. В значительной степени их преодоление будет зависеть от личных качеств вашего супруга (супруги).

Можно порекомендовать вам выписать из теста те вопросы, на которые вы ответили отрицательно или неопределенно, и подумать об этом на досуге.

12−17 баллов. Если вы не измените в будущем свои взгляды, жизнь в семье, воспитание детей станут для вас делом мучительным и неприятным. Вы будете использовать любой повод, чтобы избежать этой участи, вплоть до ухода из семьи.

0−11 баллов. Вас вообще трудно представит семьянином, отцом или матерью. Большим несчастьем для детей будет, если вы изберете специальность педагога. Не стоит выбирать и социальную работу.

Взаимопонимание в отношениях с партнером (К.Гордон)

Проверьте себя

Вы и ваш партнер должны ответить на соответствующие вопросы «да» или «нет», а затем отдельно друг от друга подсчитать свои ответы «да».

Вопросы для вашего партнера

  1. Стал бы ваш партнер говорить о своих чувствах столь же свободно, как говорил бы о своей новой машине?
  2. Слушает ли вас ваш партнер, когда вы говорите?
  3. Может ли ваш партнер заметить, что вы расстроены?
  4. Критикуете ли вы личность и поведение своего партнера в те моменты, когда спорите?
  5. Когда вы беседуете с партнером, задает ли он вопросы, чтобы глубже проникнуть в суть дела?
  6. Спрашивает ли ваш партнер во время интимной близости, чего вам хочется, и говорит ли вам о своих желаниях?
  7. Склонен ли ваш партнер начинать разговоры о деньгах в целом и о ваших совместных денежных делах в частности?
  8. Склонен ли ваш партнер болтать по телефону с друзьями и родственниками?
  9. Хвалит ли вас когда-нибудь ваш партнер?
  10. Говорит ли ваш партнер хотя бы раз в неделю, как он вас любит (или демонстрирует это)?

Вопросы для вас

  1. Сообщаете ли вы своему партнеру о мелочах, которые выводят из себя?
  2. Слушаете ли вы партнера, когда он говорит?
  3. Можете ли вы заметить, что ваш партнер расстроен?
  4. Критикуете ли вы личность или поведение своего партнера, когда спорите?
  5. Когда ваш партнер говорит, задаете ли вы ему вопросы, чтобы лучше проникнуть в суть дела?
  6. Говорите ли вы в постели о своих желаниях, спрашиваете ли вы у партнера, чего ему хочется?
  7. Склонны ли вы начинать разговоры о деньгах вообще и о ваших совместных денежных делах в частности?
  8. Cклонны ли вы сдерживаться, если чувствуете, что готовы вот-вот развязать ссору?
  9. Хвалите ли вы когда-нибудь своего партнера?
  10. Говорите ли вы партнеру хотя бы раз в неделю, как вы его любите (или демонстрируете это)?

Что означают ваши ответы

Если один из вас (или каждый) дал три или меньше ответа «да», у вас удовлетворительные способности к общению и, вероятно, нередко между вами разгораются бурные споры или же вы оставляете что-то недосказанным во избежание конфликтов.

Если один из вас (или каждый) дал от трех до шести ответов «да», у вас хорошие способности к общению и, судя по всему, обсуждение большинства вопросов проходит у вас без проблем, хотя один-два вопроса все же являются для вас «больными» темами. Попробуйте подступиться к ним, когда вы оба будете совершенно спокойны.

Если один из вас (или каждый) дал от семи до десяти ответов «да», у вас превосходные способности к общению и ваши отношения, судя по всему, являются очень теплыми и прочными. Постарайтесь поддерживать их в таком состоянии.

Если вы и ваш партнер набрали разное количество баллов, то, вероятно, ваши отношения вполне нормальны, поскольку один из вас вносит в них ту эмоциональность, которой не хватает другому.