Субъективно-эгоцентрическое самовлечение

Введение

Современное общество диктует свои правила и создает новые ценности и ориентиры. В наше время человеку недостаточно просто занимать определенную должность, ему необходимо реализовывать себя в профессии. Мир вокруг нас меняется, и мы, стараясь соответствовать все новым и новым его требованиям, должны стремиться к развитию, более высоким идеалам и эталонам. Для того чтобы добиться успеха на своем поприще, каждый профессионал должен в той или иной степени обладать некоторыми чертами проявления нарциссизма.

Термин «нарциссизм» происходит от греческого мифа о несчастной эмоциональной увлеченности молодого человека своим собственным отражением. В наиболее общем смысле этот термин используется для обозначения чрезмерного самолюбования. Однако он может иметь любое из ряда значений в зависимости от специфической ориентации автора, в некоторых работах называется эго-эротизм.

Нарциссизм — субъективно-эгоцентричное самовлечение субъекта к самому себе, которое дефиницируется в самодостижении индивидом самолюбования собственным телом, собственной красотой, своими соматическими локусами, половыми органами, в основном перед зеркалом или даже вблизи других индивидов. Эгоцентрично-нарциссический интросубъективный мир влияет на ориентацию, манеры, ритуальность акта поведения. Можно предположить, что данный тип личности лучше адаптирован к самобытию, окружающей наличной реальности. Нарциссист часто ошибочно полагает, что он лучше других индивидов, харизматичнее и значительнее их как личность, что только у него специфическо-уникальное, кармическое предназначение.

Проанализировав теоретическую литературу по проблеме нарциссизма, мы пришли к мнению, что проявление нарциссизма может протекать в различных модальностях: в случае, если нарциссизм приобретает отрицательное значение, как следствие наблюдается эгоцентризм. В случае принятия положительной позиции, нарциссизм ведет к раскрытию своей миссии через самореализацию. Это накопитель психической энергии, аккумулятор личностного потенциала.

Как правило, самопрезентация — средство самоактуализации, самореализации личности. Под самореализацией нами понимается психологический рост, проявление скрытых возможностей; также высшая социальная потребность, включающая принадлежность себя к чему-либо или кому-либо, принятие себя другими людьми; это важнейший механизм саморазвития личности, включая самовыражение, самосуществование, самоутверждение, умение отстаивать свои права, последовательность в достижении цели. Также под самоактуализацией нами понимается желание стать всем — возможно, это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Такой человек не отягощен завистью, злобой, цинизмом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д.

11 стр., 5408 слов

Характеристика понятий «личность» и «индивид»

... что необходимо одновременное взаимосвязанное рассмотрение человека, личности, индивида, субъекта, но, вероятно, также личности, культуры и социума. Собственно, без ... и видению. Наконец, есть еще одна потребность в очередном изучении личности, так сказать, прогностическая. Общим местом ... идеальном Я. В третьих, это ведущие потребности и ценности личности, принятые ею в качестве мотивационных регуляторов ...

Таким образом, очень часто современное общество рассматривает нарциссизм как отрицательное явление, хотя на самом деле он, как правило, выступает движущей силой, толчком к самореализации личности.

В связи с актуальностью данной проблемы нами была разработана программа «Королевство кривых зеркал», направленная на раскрытие личности через самопрезентацию, и как следствие — самореализацию.

С нашей точки зрения, наиболее подходящим местом для реализации программы будет природа. Тогда человеку будет намного легче отказаться от социальных ролей, стереотипов, которые во многом повлияли на направленность личности, ее собственное «Я». Предположительно, местом реализации программы будет трехдневный сплав по одной из горных рек Красноярского края, имеющей большое количество порогов, окруженной причудливой формы скалами. Каждый день сплава будет иметь метафорическое название, цели и задачи, решение которых будет поэтапно подводить каждого участника к осознанию самого себя.

Целью данной программы является раскрытие потенциала личности через ориентирование ее на эффективную самопрезентацию.

Первый день обозначен нами как день принятия и раскрытия себя, своего «Я». Завуалировав его истинную сущность, нами было предложено название «Фантом». Это подразумевает призрачность и неизведанность внутреннего мира участников. Именно это будет ожидать участников нашей программы в день знакомства друг с другом.

Нарциссизм

Исходя из особенностей задач программы, мы остановились на следующих методиках: открывающийся круг, где участники рассказывают о себе (имя, место работы, место рождения, 2−3 эпизода из жизни).

3 стр., 1186 слов

Предварительная программа дня

... про историю каргопольской игрушки, но и даст возможность каждому участнику создать свою игрушки. Шевелев Валентин Дмитриевич, художник, хранитель ... Института детства МПГУ 14:30-16:00 Конц.зал Концерт «День слуха» В концерте примут участие – Дмитрий Кирилюк (слепой ... Корпус гуманитарных факультетов МПГУ – пр. Вернадского, д. 88 День слуха 20 сентября 2016 Время Аудитория Название мастер-класса/лекции ...

Следующее упражнение — «Кто Я» — позволяет выявить значение социальной роли личности. Упражнение «Какой Я?» дает возможность личности осознать себя и увидеть, насколько соответствует его Я-образ тому, каким его видят окружающие. Следующее упражнение — «Аплодисменты» — повышает настроение и самооценку. Методика «Я в мире, мир во мне» позволяет нам понять, какое место отводит участник себе и своим близким (родителям, друзьям и др.), указывает на позиционирование личности в мире. Методика «Несуществующее животное» предполагает создание рисунков, которые затем выносятся на всеобщее обсуждение. Сначала о рисунке говорит группа, а потом автор. В целом методика позволяет выявить уровень агрессивности, направленность личности, самооценку, выявить причину личностной тревожности. В конце дня, по прибытии на стоянку, с группой проводится тренинг «Мусорное ведро», который предполагает идентификацию себя с предметом, чье существование может закончиться в любой момент. Или противоположный по своему содержанию тренинг «Стаканчик». Ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими в процессе проведения тренингов с участниками группы.

В целом мы предполагаем, что данные методы работы позволяют раскрыть личностные характеристики, такие как упорство, целенаправленность, конкурентоспособность, а также выявить адекватность самооценки, жизненные ориентиры и ценности, лидерские качества, мировоззрение, мироотношение. Все это направлено на активизацию саморефлексии и раскрытие участников группы.

9 стр., 4478 слов

Программа методика преподавания РКИ

... для НЭО Программа методика преподавания РКИ - Стр 2 Гибкая модель обучения. Интенсивная методика 1. Психологические ... общения; барьеры — защитные средства организма; средства, позволяющие сообразоваться с барьерами — средствами суггестивного воздействия. Механизмы ... организация учебного пространства с учетом психологических особенностей личности; тестирование; комплектование группы с учетом уровня ...

Второй день обозначен как «презентация себя», за что получил свое метафорическое название «Обратная сторона луны». Этот день предполагает, что участники программы проявят себя в полной мере, продемонстрируют себя как целостную личности, до этого момента не известную группе.

Самопрезентация

Самопрезентация — способы представления своей роли и значения своей личности. В результате самореализации личность выполняет свою цель, таким образом, завершая свой гештальт.

Исходя из особенностей задач программы, мы остановились на следующих методиках: психогимнастика, которая подразумевает под собой повышение уровня сплоченности коллектива. «Я и не-Я», в которой участники рассказывают о своих особенностях с двух сторон (например, «добрый, потому что…», и «недобрый, потому что…»).

Сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, то есть процесс актуализации ресурсов, потенциалов личности. Проективная методика «Рисунок семьи», используемая для оценки внутрисемейных отношений, сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Известно, что за динамическими характеристиками рисования кроются изменения мысли, актуализация чувств, напряжения, конфликты.

Мы ожидаем, что по итогам проведенной за день работы мы можем сделать вывод о внутриличностных отношениях и об отношении к миру, а также о направленности личности (экстраверсия, интроверсия).

После проделанной работы мы также сможем подготовить аналитические данные по самооценке личности, учитывая итоги двух дней. Это будут предварительные результаты, наиболее точные данные будут получены нами по завершении реализации программы.

7 стр., 3128 слов

Рабочая программа дисциплины Психология творческих способностей

... к профессиональному циклу. Предшествующие психологические дисциплины – общая и экспериментальная психология, психология развития, психология личности. Для быстрого и эффективного овладения данной дисциплиной учащиеся должны хорошо ... для студентов, имеющих по итогам семестра оценки 3,4,5. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ...

Третий день: работа с участниками направлена на развитие навыков общения, в связи с чем получила название «Паутина», подразумевая сложное сплетение коммуникативных сетей.

Независимо от самооценки существует проблема коммуникативной самореализации. Именно поэтому логично включить в программу упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, а также тренинги по телесноориентированной терапии, позволяющие снять эмоциональную напряженность, выражающуюся в повышенном уровне тревожности, раздражительности, агрессивности: «Найди пару», «Черное — белое», «Ведомый — ведущий», «Восковая палочка», «Ассоциации», «Падение в бездну», «Лошадки», «Тик-так», «Передай предмет», «Атомы».

Заключение

нарциссизм личность самопрезентация

В целом все вышеперечисленные методики позволяют раскрыть выразительные формы поведения, самовыражение, доверие в отношениях при стрессовых ситуациях, выраженное через открытость перед другими людьми, переосмысление отношений с окружающими.

В результате упражнений повышается сплоченность группы, эмоциональная активность способствует раскрепощению участников, помогает найти пути для самовыражения личности, а также уходит усталость и повышается эмоциональный настрой.

Мы полагаем, что, приняв участие в реализации программы, большинство участников смогут раскрыться, показать себя, научиться самопрезентации — все эти навыки и умения могут применяться индивидами в процессе самореализации.

Таким образом, демонстрация равенства в группе, а также демонстрация на примере других, что он не лучший, а один из лучших, позволяет выполнить условия реализации разработанной нами программы, возможна коррекция самооценки личности, которая влечет за собой смену ориентиров личности и позиционирования в мире.

Если рассматривать нарциссизм как защитный механизм личности, можно предположить, что возможность раскрыться позволяет индивиду встать на путь самоактуализации, что может стать проявлением независимости, автономии, а также тенденцией создавать глубокие дружеские отношения, позволяет осознать все свои возможности.

3 стр., 1216 слов

Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The psychology of Narcissistic

... Шварц-Салант Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности Narcissism and Character Transformation. The ... неделю, причем каждую сессию она доминировала, иногда «позволяя» мне сделать короткое замечание. Спустя некоторое время ... Самостью 40...................9. Феномен нарциссизма и юнгианская психология 43...................10. Краткое резюме 47........Глава 1. ...

Список литературы

1. Большой толковый психологический словарь; пер. с англ. / под ред. Ребера А. — М: ОООИзд-воАСТ: Вече. — Т.1. — 2011.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности: учебное пособие / Б.С.Волков. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

3. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева. — СПб.: Речь, 2011.

4. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева; 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.

5. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г. А. Цукерман. — Рига: ПЦЭксперимент, 2007.

6. Чернышев А.С. Психологическая школа молодежных лидеров / А.С. Чернышев, Ю.А. Лунев, Ю.Л. Лобков, С.В. Сарычев. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2010.

7. Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2008.

8. Хорошилова Е.А. Феномен субъективной значимости другого человека: автореф. дис. … канд. психол. наук / Е.А. Хорошилова. — М, 2009.

9. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности / В.А. Ядов // Социальная психология в трудах отечественных психологов. — СПб, 2009.

10. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи / Л.П. Выговская. — Киев, 2011.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector