Зарождение и развитие гештальтпсихологии

Содержание

Введение…3

1. Зарождение и развитие гештальтпсихологии…3−6

1.1. История возникновения гештальтпсихологии…6−7

1.2. Общая характеристика гештальтпсихологии…8−10

1.3. Основные идеи и разработки гештальтпсихологии… …10

2. Зарождение идей и исследование процесса

восприятия гештальтпсихологии…10−19

3. Значение гештальтпсихологии как науки…19−20

Заключение…20−21

Список литературы…22

-2-

Введение

Слово гештальт означает «форма», «структура», «целостная конфигурация», т. е. что-то единое, целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. Однако, особое внимание уделялось проблеме целого и части.

Многие ученые постепенно понимали, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальт психологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX — начала XX века. Ученые психологи ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка рефлексов. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что отразилось на ее направленности.

1. Зарождение и развитие гештальтпсихологии

Группа немецких молодых исследователей стала центром новой научной школы, выступившей под названием гештальтпсихология (от нем. Gestalt — форма, структура).

Основателями являлись Макс Вертгеймер (1880−1943), Вольфганг Келер (1887−1967) и Курт Коффка (1886−1941).

Они встретились в 1910 г. во Франкфурте-на-Майне в Психологическом институте, где Вертгеймер искал ответ на вопрос о том, как строится образ восприятия видимых движений, а Келер и Коффка были не только испытуемыми, но и участниками обсуждения результатов опытов. В этих дискуссиях зарождались идеи нового направления психологических исследований.

13 стр., 6125 слов

План семинарского занятия № 7. Современная западная философия Форма проведения семинара: развернутая беседа. Вопросы для обсуждения

... его достоинств. Темы рефератов (докладов) Жизнь и философия Ф. Ницше. Философия абсурда А. Камю. Мировоззрение З. Фрейда. ... теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания Учение об архетипах / формальных образцах ... понимание. Согласно психоаналитическому учению 3. Фрейда, жизнь в целом и большинство конкретных поступков человека определяется: а) мышлением; ...

Ставя опыты, касающиеся частного вопроса, будущие гештальтисты ощущали необходимость преобразования психологии. Они занялись этой наукой,

-3-

воодушевленные ее экспериментальными достижениями. Они сами получили хорошие экспериментальные знания. И вместе с тем испытывали неудовлетворенность ситуацией в психологии. Причина их неудовлетворенности была в том, что высшие психические процессы оставались вне точного экспериментального анализа, который ограничивался сенсорными элементами и принципом ассоциаций. Вертгеймер в Вюрцбурге изучал высшие процессы, но пути к новой психологии как «науке о реальных человеческих существах» не нашел. Результаты его изучения были изложены в статье «Экспериментальные исследования видимого движения» (1912).

От этой статьи принято вести родословную гештальтизма. Его главный постулат гласил, что первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Свойства частей определяются структурой, в которую они входят. Мысль о том, что целое больше образующих его частей, была очень древней. Чтобы объяснить характер ее влияния на психологию,

следует рассмотреть общий исторический фон (весь научно-теоретический «гештальт»), в пределах которого складывалась новая школа.

Продуктом коренных сдвигов в психологическом познании явились и бихевиоризм, и гештальтизм. Их одновременное появление — показатель того, что они возникли как различные варианты ответа на запросы логики развития психологических идей. И действительно, оба направления были реакцией на сложившиеся научные стереотипы и протестом против них.

Сведения об идейной генеалогии школы проливают свет на ее функцию в прогрессе познания

11 стр., 5130 слов

Психология восприятия

... мира. Чувственное отражение— познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность. Психология восприятия цвета. Почему красный цвет означает ...

Преодоление антиномии механицизм — телеологизм стало исторической задачей, решить которую были призваны новые психологические школы — бихевиористская и гештальтистская. Это их роднило, это объясняет факт их одновременного зарождения. Другой вопрос — как они с ней справились.

-4-

Их решительно разделяло отношение к проблеме сознания.

Бихевиористы считали ее псевдопроблемой — сознание устранялось из психологии, из научных объяснений поведения.

Гештальтисты, напротив, усматривали главную задачу в том, чтобы дать новую интерпретацию фактам сознания как единственной психической реальности. Гештальтистская критика «атомизма» в психологии являлась предпосылкой переориентации эксперимента с целью выявления в сознании образных структур, или целостностей. Достичь этой цели без самонаблюдения было невозможно.

Гештальтисты приняли третий вариант интроспективного метода, получивший название феноменологического.

И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию по типу наук о природе. Но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов — физика. Понятие о гештальте не считалось уникально-психологическим, приложимым лишь к области сознания. Оно было предвестником общего системного подхода ко всем явлениям бытия. Зарождался новый взгляд на соотношение части и целого, внешнего и внутреннего, причины и цели.

Многие представители этого направления уделяли значительное внимание проблеме психического развития ребенка, так как в исследовании развития психических функций видели доказательства правильности своей теории.

Ведущим психическим процессом, который фактически определяет уровень развития психики ребенка, с точки зрения гештальтистов, является восприятие. Именно от того, как воспринимает ребенок мир, доказывали эти ученые, зависит его поведение и понимание ситуаций.

Сам процесс психического развития, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса — созревание и обучение. Один из основоположников этого направления Курт Коффка подчеркивал их независимость, доказывая, что в процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг

-5-

другу, создавая иллюзию взаимозависимости. Обучение не может ускорить процесс созревания и дифференциации гештальтов, процесс созревания не ускоряет обучение.

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития зарубежной психологии ХIX — XXвв

... понимания представляла развитие высших психических функций как чисто духовный процесс. «При таком понимании истории и культуры и при таком понимании психологии сказать, что психологию следует ... звучат, издают запахи. Гештальтисты выступили с критикой метода аналитической интроспекции. Они считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической ...

Доказательства этого подхода к развитию психики гештальтисты искали как в исследовании формирования познавательных процессов (восприятия, мышления), так и в развитии личности ребенка. Изучая процесс восприятия, они утверждали,

что основные свойства восприятия появляются постепенно, с вызреванием гештальтов. Так появляется постоянство и правильность восприятия, а также его осмысленность.

1.1. История возникновения гештальтпсихологии

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 г. с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения"(1912).

В ней ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера, и в особенности в 20-х годах, в Берлине складывается берлинская школа гештальтпсихологии: Макс Вертгеймер (1880−1943), Вольфганг Келер (1887−1967), Курт Коффка (1886−1941) и Курт…

Список литературы

1. Гальперин П. Я. История психологии. Академический проект. М., 2005 г.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. М., 2002 г.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Лабиринт Пресс., 2012 г.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках. Речь. Сенсор, 2000 г.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник. М. Академия, 2009 г.

6. Гиппенрейтер Ю.Б., Любимов В.В., Михалевский М. Б. Психология ощущений и воспиятия, АРС, 2009 г.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Питер. 2008 г.

8. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 2008 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector