Социальное поведение. Формы позитивизма

Оглавление

1. Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения

2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма

Список использованных источников

. Определите сущность понятия «социальное поведение». Раскройте особенности видов и форм девиантного поведения

Поведение внешне проявляющаяся активность живых существ. Поведение человека — совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Поведение может соответствовать нормам морали, быть доброжелательным, целесообразным или же агрессивным и даже преступным. Индивидуальное и групповое поведение изучают психология, социальная психология, социология.

Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа.

Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид — координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении.

Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. devialio — отклонение) поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.) [7, с.45].

3 стр., 1146 слов

Девиантное поведение социальная проблема.

СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА. § 1. Понятие социального отклонения и девиантного поведения. § 2. Виды социальных отклонений: негативные и позитивные девиации. § 3. Основные формы девиантного поведения и их исторические тенденции. § 4. Модели социальных отклонений. ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ. § 1. Понятие и действие социального ...

Появление концепции отклоняющегося поведения обычно связывают с именем Э. Дюркгейма, выдвинувшего категорию аномии, с помощью которой обозначалось состояние общества, характеризующееся отсутствием четкой моральной регуляции поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. По мнению Э. Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

Отклоняющееся поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В психологии поступок рассматривается как сознательное действие, как акт нравственного самоопределения человека, в которых он утверждает себя как «Я» в своем отношении к другому человеку, к самому себе.

Классификация типов девиантного поведения связана со значительными трудностями, так как любое отклоняющееся поведение, будь то убийство или драка, пристрастие к спиртным напиткам или курение, можно считать и девиантным, и не девиантным. Кроме того, представления об отклоняющемся поведении может меняться с течением времени и в зависимости от конкретно-исторических условий [4, с.103].

Девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [6, c.14].

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [4, c.121].

14 стр., 6918 слов

Консультирование личностей с девиантным поведением

... по дисциплине «Консультирование личностей с девиантным поведением» Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности». Понятие «отклоняющееся поведение личности». Понятие социальной нормы и ее психологическое ...

Ю.А. Клейберг указывает, что девиантное поведение — это «специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним» [5, c.45].

На основе анализа литературы в качестве значимых признаков девиантного поведения можно выделить такие, как:

. Отклонение поведения от принятых в обществе значимых социальных норм.

. Нанесение реального ущерба самой личности, отдельным людям, группам, обществу в целом (деструктивность поведения).

. Неадаптивность, десоциализация лица, нарушающего нормы.

«Девиантность — не только самостоятельный психологический феномен, но и имманентная психологическая характеристика подросткового социума, атрибутивный механизм социализации и адаптации личности подростка, осуществляющийся в любом взаимодействии (как внешнем, так и внутреннем), обладающий динамичностью, мобильностью и способствующий обеспечению самовыражения личности через осознание и принятие ею избранных норм и социально значимых моделей поведения» [4, c.64].

В настоящее время к девиантному поведению относят:

) Делинквентное поведение (отклоняющееся поведение с отчетливой антиобщественной направленностью, приобретающее, в крайних своих проявлениях, уголовно наказуемый, характер);

) Аддиктивное поведение (отклоняющееся поведение со стремлением к уходу от реальности посредством приема психоактивных веществ, либо чрезмерной фиксацией на определенных видах деятельности);

) Патохарактерологическое поведение (отклоняющееся поведение, обусловленное патологическими изменениями характера вследствие дефектов воспитания).

) Психопатологическое (отклоняющееся поведение, обусловленное психическими расстройствами);

12 стр., 5654 слов

Профилактика девиантного поведения учащихся ПУ

... дополнительного образования. Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность учащегося ... сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, ...

) Поведение на базе гиперспособностей (отгоняющееся поведение, сопровождающееся девиациями в опыленной жизни, при особой одаренности и даже гениальности в других сферах деятельности) [4, c.5-6].

Кроме того, различают следующие клинические формы девиантного поведения:

) Агрессивное и аутоагрессивное (суицидальное) поведение;

) Злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация и др.):

) Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

) Аномалии сексуального поведения (девиации, перверсии);

) Сверхценные психологические увлечения («трудоголизм», спортивный, музыкальный и прочий фанатизм, гемблинг и др.);

) Сверхценные психопатологические «увлечения» (сутяжничество, кверулянтство, клептомания, дромомания и др.);

) Характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции и др.);

) Коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, нарциссическое поведение и др.);

) Аморальное (безнравственное) поведение.

) Неэстетическое поведение [7, c.6].

Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения учащихся нашел воплощение в работах С.А. Бадмаева, С.А. Беличевой, В.В. Шпалинского. Исследователи определяют отклоняющееся поведение личности как несоответствие концептуальной модели индивида (индивидуальных норм, ценностных ориентации, установок) групповым (общественным) нормам, установкам, ценностным ориентациям.

Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения учащихся довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А. Алемаскин, И.П. Башкатов, А.С. Белкин, Л.И. Зюбин, Н.Н. Верцинская, А.И. Кочетов, И.А. Невский и др.).

6 стр., 2790 слов

Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся

2 Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет Реферат Роль школы в профилактике девиантного поведения учащихся. Работу выполнила: Студентка 010719 группы, Естественно-географического факультета Галлямова Р.И Работу приняла :Галлямова Л.А Казань 2009 СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ II. Содержание работы. 1. Факторы риска возникновения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ...

Исследователи рассматривали проблему с точки зрения как возрастного подхода, так и общественной активности учащихся, особое внимание уделяли характеристике психолого-педагогических особенностей личности педагогически запушенного подростка, изучению причин и условий отклоняющегося поведения, выявлению уровня глубины и динамики девиантного поведения несовершеннолетних, поиску наиболее эффективных методов и приемов профилактики и педагогической коррекции отклоняющегося поведения учащихся.

В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждом из них.

Таким образом, отклоняющееся (девиантное) поведение можно определить как систему поступков (отдельные поступки), противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, адаптационных механизмов и неспособности к нравственному и эстетическому контролю за своим поведением.

Можно выделить несколько групп причин отклоняющегося поведения учащихся (Н.А. Дорожевец, Н.Ю. Максимова и др.):

  1. Различные отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы, специфические особенности интеллектуального развития, характерологические особенности, достигающие степени выраженности акцентуации и психопатии. Эти индивидуальные особенности в определенных ситуациях, затрагивающих «место наименьшего сопротивления» личности, приводят к дезадаптации, в том числе в социальной сфере (в виде преступного поведения).

    Естественная форма коррекционной и профилактической работы — направление к психотерапевту, психиатру, клиническому психологу, организация системы медико-психологических воздействий, т.е. центр тяжести с профилактики переходит на лечение.

  2. Результат информированности нравственных представлений, неумения контролировать свое поведение с помощью внутренних норм. Но при этом сохраняется критичность по отношению к себе («Я знаю, что я — плохой, но я хочу быть лучше»).

    7 стр., 3312 слов

    Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками, философией, психологией, физиоло

    1.Педагогика как наука. Взаимосвязь педагогики с другими науками, философией, психологией, физиологией, медициной, валеологией и другими науками. Педагогика - наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.[1] Основными категориями педагогики являются: формирование ...

    Основа профилактической работы — воспитание, в том числе родителей и воспитателей детского сада.

  3. Типично подростковая реакция на неадекватное поведение взрослых, родителей и учителей, в основе которой лежит повышенная чувствительность к любым внешним оценкам, максимализм, утрированное чувство справедливости, обидчивость, мстительность, эмоциональная уязвимость. Таким образом, главная причина нарушений поведения в данном случае — отсутствие у взрослых адекватных знаний о подростковом поведении.
  4. Специфические особенности самосознания и сознания учащихся подросткового и юношеского возраста, которые имеют собственную систему ценностей, норм, правил, не похожих на таковые у взрослых. Несмотря на постоянный внешний конфликт, они уверены в своей правоте. Большинство психологов считает, что подобное поведение имеет в своей основе неудовлетворенную потребность в положительной оценке со стороны окружающих («Я хочу, чтобы меня любили»).

Многие причины, порождающие нарушение норм поведения учащихся, удается выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых еще не найдены действенные средства.

Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков с одной стороны может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения или развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).

социальный поведение отклоняющийся позитивизм

11 стр., 5248 слов

Философия позитивизма. docx

... теории научного познания . Основное же назначение философии как теории познания махисты видели в устранении из науки всех «умозрительных фикций». Вторая историческая форма позитивизма, таким ... тем они выражают только директивы и правила поведения. Они не могут быть выведены из знания о фактах и не являются ни истинными, ...

2. Охарактеризуйте основные формы позитивизма

В центре внимания позитивизма всегда находился вопрос о взаимоотношении философии и науки.

Главный тезис позитивизма состоял в утверждении, что все подлинное, положительное (позитивное) знание о действительности может быть получено лишь в виде результатов отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как самостоятельная наука, претендующая на содержательное исследование особой сферы реальности, не имеет права на существование.

Философия позитивизма, претендующая на исследование сущности научного знания и его методологическое основание, принимала в своем развитии следующие основные формы:

. Классический позитивизм, возникший в первой половине XIX в. в период формирования дисциплинарной науки (физики, биологии, химии и др.); его представляют О. Конт (1798-1857), Дж. Милль (1806-1873) и Г. Спенсер (1820-1903).

Его основные идеи:

) подлинно научное («позитивное») знание может быть получено лишь специальными (прежде всего — естественными) науками, которые основываются на опыте и его теоретическом осмыслении. Методология естественных наук позволит достичь «универсально истинных» научных утверждений, т.к. она основывается на общепризнанных фактах;

) философия, чтобы стать научной дисциплиной, должна перестать решать отвлеченные вопросы и заняться проблемами методологии наук-систематизацией конкретно-научного знания: такой подход соответствовал ориентациям естествознания на получение объективного знания о мире.

В этой связи О. Конт рассматривает три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (фиктивную), метафизическую (абстрактную) и позитивную (научную), которая начинается с описания реальных фактов и отвечает на вопрос «как?», а не «почему?». Идеалом признается описательная модель научного знания, цель которой выражена Контом в тезисе: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать» («Курс позитивной философии»).. Эмпириокритицизм (от греч. — критика опыта) — возникает в конце XIX — начале XX вв. Его представители — Р. Авенариус (1843-1896) и Э. Мах (1838-1916) — полагали, что научное знание возможно как результат синтеза физического и психического опыта. Целью физического знания является установление зависимости между чувственными переживаниями, а понятия и теории науки — это средства ее достижения. Критическое отношение к научному опыту связано с тем, что познание объекта зависит от субъективных установок самого ученого. Согласно принципу «экономии мышления», понятия, законы и теории лишены объективного содержания, они — продукты ума познающего субъекта, позволяющие упорядочить его эмпирические знания. При этом все метафизические абстракции, которые не находят непосредственного подтверждения в опыте (материя, причинность, закон и др.), должны быть исключены из языка науки.. В неклассической философии позитивизм в форме неопозитивизма стал основанием для аналитической стратегии, базовыми характеристиками которой становятся «лингвистический поворот», использование аналитических методов исследования и акцент на проблеме языкового значения. Неопозитивизм формируется в 20-х гг. XX в. и представлен двумя вариантами: логическим позитивизмом (М. Шлик, Р. Карнап и др.) и лингвистическим позитивизмом (Л. Витгенштейн, Дж. Мур и др.).

Неопозитивизм ориентирован на изучение формально-логической структуры научного знания и логический анализ языка науки. Теоретической и методологической программой такого анализа стала концепция значения и эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия должна быть очищена от метафизических псевдопроблем, которые противоречат опытному познанию, и заняться логическим прояснением мыслей. Основные принципы логического позитивизма: верификации — только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку; физикализма — теоретические предложения в эмпирических науках должны допускать сведение к предложениям физики, поскольку она есть основа всех экспериментальных наук; конвенционализма — в основе утверждений научной теории лежат некоторые соглашения (конвенции), выбор которых осуществляется в соответствии с критериями полезности, удобства, простоты и др. [9, c.59].

Во второй половине XX в. интерес неопозитивизма смещается с логического языка науки на обыденный язык, что нашло развитие в концепции «языковых игр» Л. Витгенштейна.

Если на первом этапе задача философии состояла в том, чтобы заняться терапией языка — очищением его от псевдопроблем, которые ставят философия, религия, этика и др., то на втором, согласно концепции «языковых игр», значение слов определяется их употреблением. Проблема непонимания возникает из-за нашего неумения оперировать понятиями в соответствии с правилами языка, спецификой ситуации и т.д., т.к. высказывание — часть деятельности, в процессе которой формируются значения терминов и выражений.. Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») формируется в 60-70 гг. XX в. и переключается на исследование реальной истории науки. Его основоположники — К. Поппер (1902-1994), Т. Кун (1922-1996), И. Лакатос (1922-1974), П. Фейерабенд (1924-1994) и др.

Они подвергают критике неопозитивистский идеал научности, сведённый к простому описанию фактов, анализируют динамику научного знания, его исторический процесс эволюции, причём с учётом социальных (социокультурных) условий. Тем самым они реабилитируют значимость философско-мировоззренческих проблем. К. Попер разработал метод фальсификации как метод переоценки научных знаний. Т. Кун выявил особенность научного знания: оно развивается в рамках определённой научной парадигмы, которую формирует сообщество учёных как коллективный субъект познания со своим особым стилем мышления. Смена парадигм — закон развития научного знания.

Общим для всех концепций постпозитивизма является:

изучение динамики научного знания;

исследование социокультурных факторов развития и функционирования научного знания.

Список использованных источников

1.Барулин, В.С. Социальная философия: Учебник / В.С.Базулин. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.

.Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения / Я.И. Гилинский. — СПб.: Питер, 1993. — 265 с.

.Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / Под ред. В. А. Никитина. — М.: Академа, 1996. — 211 с.

.Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е.В. Змановская. — М.: Академия, 2003. — 438 с.

.Клейберг, Ю.А. Психологические основы девиантного поведения подростков / Ю.А. Клейберг // Девиантология: хрестоматия / авт.-сост. Ю.А. Клейберг. — СПб.: Речь, 2007. — С.62-64.

.Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.

.Пятунин, В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. — М.: РОО «Центр содействия реформе правосудия», 2010. — 282 с.

.Соколов, С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов / С.В.Соколов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431 с.

.Социальная педагогика / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гардарики, 2000. — 345 с.