Развитие христианства на Руси

Содержание

Введение

1. Зарождение христианства на Руси. Церковь как социальный институт

2. Современная религиозная ситуация в России

Заключение

Литература

Введение

За минувшие десятилетия XX века, практически в течение всего послереволюционного периода религия в России находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, объективными социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, ходом процесса секуляризации, приводившим к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к ослаблению их влияния и связей с обществом, к отходу от религии значительных масс числа людей, к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях.

Религиозная ситуация серьезно изменилась за относительно короткий срок в последнее десятилетие. Существенно вырос общественный престиж религии и церкви. Изменились в их пользу настрой общественного мнения. Поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности встречает деятельность религиозных организаций на ниве благотворительности и милосердия. В средствах массовой информации широко распространены публикации о деятельности разных конфессий и их религиозная пропаганда. Многие представители духовенства впервые были избраны народными депутатами в представительные органы власти разных уровней. Значительно возросло число участников богослужений, различных религиозных празднеств и церемоний, причем среди них немало людей нерелигиозных. В общественном сознании приобрел массовый характер интерес к религии и церкви, их месте в истории и культуре народов России, резко вырос спрос на религиозную литературу. В различных слоях общества наблюдается обращение к религии людей, ранее бывших неверующими или даже атеистами. Наряду с традиционными для России конфессиями широкое распространение получили нетрадиционные религии и формы верований, мистика, оккультизм, всякого рода суеверия.

Цель работы — рассмотреть зарождение христианства на Руси и охарактеризовать современную религиозную обстановку в России.

1. Зарождение христианства на Руси. Церковь как социальный институт

российская православная церковь христианство

11 стр., 5297 слов

Крещение Руси. Освещение его в древнерусских летописях

Голос души автора сего… Нынче мы отмечаем круглую дату – 2000-летие Христианства. Уже было написано множество работ по этой теме, сколько было телепередач… И это за 9 с небольшим лет нашей российской «демократии». Христианство опять вошло в моду. Теперь даже в Совете Федерации заседают представители крупных религиозных конфессий. Правда главенство отдается христианству. Но почему христианству ? ...

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.

В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

8 стр., 3757 слов

Православие как религиозное направление христианства

... православия на территории Руси: - 988г; введение христианства как государственной религии князем Владимиром первым в Киевской Руси - 991г; Владимир первый вводит смертную ... Перуна и т.д.). Но именно с принятием христианства Русь занимает достойное положение среди других народов. После объявления ... в то время не был христианином, он принял крещение лишь когда оказался на смертном одре. Он никогда ...

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи. Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

Крещение Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес — Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

25 стр., 12030 слов

1. Место психологии религии в системе наук

В круге дисциплин, включенных в программу образования студентов религиоведов, наряду с такими дисциплинами как Феноменология религии, История религии и другие стоит и Психология религии. Как и большинство специфически религиоведческих дисциплин, она появилась относительно недавно на стыке двух областей науки — религиоведения и психологии. Зарождающаяся в конце XIX в. психология не могла обойти ...

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность. Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных славян Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населенных финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекла эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала болезненные процессы становления многонационального государства. Это государство развивалось на основе не национальной и религиозной идеи. Оно было не столько русским, сколько православным. Когда же народ потерял веру-государство развалилось.

Приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовекового наследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы, искусства, религиозной жизни).

Заимствование становилось основой для сотрудничества, из осваиваемых достижении Византии постепенно вырастали ранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи, житийная литература и летописание, школа и переписка книг. Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом этнических групп и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

Воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения верующих.

12 стр., 5787 слов

Классификация религиозно-этических систем

... Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни 5. Проблемы религии в современном мире. Веротерпимость, свобода совести и религии 6.Заключение 7.Список использованной литературы ... представляет собой мировоззренческую позицию, которая отстаивает независимость человека от религии и церкви в решении личных и общественных проблем. Религиоведение выделяют такие ...

Важным элементом религиозного комплекса является церковь — один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального духовенства, которое формируется по иерархической системе. Кроме всего этого, церковь выступает и как юридическое лицо, владеющее определенной собственностью, которая составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично также наличие четко разработанной догматики и детализированного культа.

Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций и учреждений, также имеющих статус социальных институтов.

Формирование института церкви в христианстве в полной мере отражает общие закономерности социальной институционализации культовых систем. Христианская церковь как социальный институт оформляется в Римской империи во II-V вв. новой эры. Становление христианской церкви как социального института следует рассматривать как взаимосвязь друг с другом в процессе формирования сложной иерархизированной структуры и одновременно приобретения совокупности социальных функций в надстроечной системе данного общества.

В функционировании религии и церкви, выступающей в роли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены — религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила.

Свод морально-этических правил — это представление о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей.

Известный американский этнограф, создатель социальной антропологии Б. Малиновский связывал существование религиозной веры с потребностью людей в обретении смысла жизни, с их тревогой о своей судьбе. Он считал, что религия возникает из способности людей любить и заботиться о ближних, из осознания неизбежности смерти. Однако религия не только дает утешение перед лицом смерти, она вносит смысл и в другие аспекты человеческой жизни: дает надежду тем, кто страдает, помогает переносить тяготы жизни. [6, 471]

5 стр., 2228 слов

Религиозный опыт и психологические предпосылки религии

Религиозный опыт и психологические предпосылки религии Определения, типы, природа религиозного опыта Религиозный опыт является одним из объектов наиболее пристального внимания исследователей - и одновременно поводом к наиболее жарким дискуссиям. Различные — часто взаимоисключающие — точки зрения существуют также относительно определения понятия “религиозный опыт”-, понимания его сущности, природы, ...

Основатель психоанализа З. Фрейд считал, что главная функция религии связана с тем чувством психологической защищенности от жизненных невзгод, которое она дает людям. Как ребенок пытается найти защиту от своей беспомощности у родителей, так и взрослые люди, не сумевшие по каким-то причинам приспособиться к жизни, стремятся найти защиту у Бога. [7, 377]

Если суммировать приведенные точки зрения, то становится ясно, что важнейшей является регулятивная функция религии и церкви. Любая религия регулирует социальное поведение своих приверженцев. Это достигается с помощью свода моральных норм, запретов и предписаний, которые реализуются на уровнях индивидуального и общественного сознания и поведения.

Наряду с регулятивной, религия и церковь выполняют еще несколько социальных функций. Наиболее важные из них:

— мировоззренческая — религия организует систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;

— компенсаторная — религия компенсирует человеку в рамках его веры то чувство психологической защищенности, которое может быть утрачено под давлением внешних обстоятельств, не поддающихся контролю со стороны индивида;

— интегрирующая — заключается в способности религии объединять своих приверженцев на основе общих для них религиозных ценностей, объектов поклонения, ритуалов, норм поведения, сплачивать их в единую общность.

Реализуя эти функции не только на уровне индивидуального, но и коллективного сознания, религия и церковь тем самым выступают одной из форм самоорганизации социума.

2. Современная религиозная ситуация в России

Религиозная ситуация определяется как совокупность изменяющихся структурных элементов религии, отношением к ней общества, групп и индивидуумов, уровнями их религиозного сознания, силой или слабостью влияния религии на общество, характером межрелигиозного диалога, особенностями (моделями) государственно-конфессиональных отношений.

Состояние религиозной ситуации в современной России, изменения в ней за последние 15-17 лет, наблюдающиеся тенденции и противоречия можно рассматривать в нескольких аспектах.

В России сложилась ситуация вероисповедных свобод. Вехой в этом изменении следует считать начало перестройки (1985 г.).

19 стр., 9498 слов

Деструктивные религиозные организации

... гарантии права на свободу совести и вероисповедания, на свободу выбора религии открывают самые широкие способности для сотворения верующими людьми религиозных объединений. При этом их доктрины ... стороны остальных государств» Следует отметить, что для деструктивной деятельности религиозных объединений в России есть определенные сопутствующие предпосылки, сложившиеся в силу долговременной атеизации ...

До этого в советский период было сформировано законодательство о религиозных культах, в котором свобода совести преимущественно декларировалась. На практике Советским государством осуществлялось преодоление религии в строящемся новом обществе. С 20-х гг. ХХ в. под руководством партии большевиков, а впоследствии КПСС, была развернута антирелигиозная борьба, перешедшая в научно-атеистическое воспитание. Религиозные организации были лишены двух фундаментальных прав: права юридического лица и права иметь собственность, правда, в послевоенное, с середины 40-х гг.по настоящее время частично разрешенная. В законодательстве о религиозных культах, таким образом, было больше запретов, чем разрешений на свободу вероисповеданий. Более того, что было разрешено по закону или инструкциями, на практике подвергалось сильному контролю или вовсе не разрешалось.

В настоящее время Конституция РФ содержит главные принципы в вероисповедной политике, присущие всякому демократическому государству. Уже после утверждения в 1990 г. Законов СССР и РСФСР «О свободе совести и религиозных организациях» и «О свободе вероисповеданий» религиозная ситуация в корне начала меняться и в республиках бывшего СССР, и в России.

С периода распада СССР, начинает формироваться в полном объеме западная модель государственно-церковных отношений. Она стала основой российского законодательства о свободе совести, предоставив широкие права верующим гражданам, и свободную, без выработанного четкого механизма, регистрацию религиозных объединений, в том числе и зарубежных.

Продолжением вероисповедной политики явился процесс доработки утвержденного закона 1990 г. Итогом этого процесса стала подготовка в накаленной атмосфере споров нового Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. Государство не только декларирует свободу совести, но и содействует защите вероисповедных свобод. С этой целью созданы структуры, не существовавшие в советское время: в Государственной думе РФ создан соответствующий комитет, при Президенте РФ действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, при Правительстве РФ работает комиссия по вопросам религиозных объединений, в аппарате Уполномоченного по правам человека работает отдел по религиозным вопросам и культурным правам. В субъектах Федерации, при президентах, в правительствах, в мэриях, в администрациях утверждены структуры, осуществляющие связи с религиозными объединениями.

В России действует сильное правозащитное движение. Немало общественных организаций занимаются защитой вероисповедных свобод. Одной из таких известных организаций, пожалуй, является Евразийское отделение Международной ассоциации религиозной свободы (МАРС), Российская хельсинская группа, общественная организация «Мемориал« и др.

По мнению многих представителей правозащитного движения, ряда религиозных объединений, закон РФ 1997г. далек от совершенства. Более того, Российская Хельсинская группа добивается отмены этого закона. Однако закон функционирует, на его основе регулируются государственно-конфессиональные отношения. В правительстве Российской Федерации создана и в течение нескольких лет работает группа по анализу и обобщению поступающих из регионов России предложений по совершенствованию закона. Предложения самые различные, есть и такие, над которыми следует задуматься законодателям, есть те, что вряд ли будут учтены, а есть и вовсе противоречащие конституционным принципам свободы совести. Много поступает предложений по выделению традиционных религий в России и приданию им особого статуса, предоставлением им отдельных льгот. Идет процесс дополнений, связанных с совершенствованием законодательства РФ о свободе совести, других специальных законов и кодексов, в частности в налоговый кодекс. По инициативе некоторых депутатов Госдумы на ее рассмотрение внесено предложение о передаче необходимой земли религиозным организациям в безвозмездное и бессрочное пользование.

Одна из благоприятных тенденций в развитии религиозной ситуации — это защита прав верующих и продолжение улучшения законодательной базы.

Необходимо указать на благоприятную тенденцию в контексте защиты вероисповедных прав. В доперестроечное время при всех многочисленных нарушениях прав верующих прокуратура и суды не брали на рассмотрение дела по нарушению этих прав. К настоящему времени, начиная с рубежа 80-90гг. ХХ века, уже рассмотрено немало подобных дел. Более того, даже возникла возможность внести в специальный закон 1997 года поправки через Конституционный суд РФ. Уже несколько раз он возвращался к этому закону и выносил соответствующие решения.

В настоящее время противоречивость развития сферы предоставления вероисповедных свобод заметна в их нарушениях преимущественно на региональном уровне. Особенно это было заметно в период доработки Закона РСФСР (1990г.).

В этот период во многих субъектах Федерации стали разрабатываться и обсуждаться свои законы и нормативные акты, противоречащие федеральным. До сих пор некоторые религиозные объединения по разным причинам не могут пройти перерегистрацию. Наблюдаются нарушения прав верующих и их общин на свободу вероисповедания, распространение своего учения и соответствующей литературы. Главная причина — это отсутствие должной толерантности или терпимости к иным вероисповеданиям, а также потворство представителей светских властей к конкурирующим религиозным объединениям, но именно к тем, кому власти отдают предпочтение.

Таким образом, формирующаяся ситуация вероисповедных свобод идет к своей стабилизации. Однако в этом процессе есть некоторые противоречия и новые тенденции. Законодательство РФ о свободе совести и религиозных объединениях находится в стадии совершенствования. Поступают просьбы отдельных верующих и правозащитных организаций о доработке некоторых статей специального закона (1997 г.) или их отмене. Правда, есть тенденция, идущая от некоторых представителей госорганов и религиозно-общественных организаций, вовсе пересмотреть конституционный принцип о недопустимости в РФ какой-либо официально признанной религии или церкви. Речь идет о православии. Некоторые представители духовенства уже определяют православие как «господствующее в российском государстве», обращается внимание на большое число православных верующих, на духовный менталитет, на строительство храмов и часовен не только в независимых, но и в государственных, учреждениях.

За последнее время в России значительно увеличилось количество верующих. На рубеже 70-80-х гг., согласно исследованиям социологов, верующих было 10-24% от числа всего населения. На начало 2000 г. уже было 50-54% верующих. В настоящее время от 43 до 57% граждан нашей страны причисляют себя к верующим. В России зарегистрировано более 22 тысяч религиозных организаций и объединений. Начиная с 1997 года, когда был принят Закон РФ »О свободе совести и о религиозных объединениях«, вдвое возросло число иудейских общин, на 23% — православных, на 29% — старообрядческих, на 14% — мусульманских. В какой-то мере это также говорит об общем возрастании числа верующих граждан.

У верующих повышается уровень религиозного сознания, так как они имеют возможность свободно посещать свои молитвенные дома. Религиозные объединения имеют возможность открывать духовные учебные заведения в необходимом количестве. Значительно активизировалась издательская деятельность религиозных объединений. Большими тиражами издаются Священные писания и тексты, богословская литература, периодика, аудиовизуальные средства религиозной информации.

Большое место в распространении Вечной книги заняло Библейское общество в России. За период с 20-х гг. по середину 80-х официально Библия Русской православной церкви издавалась всего лишь 2 раза и один раз — Новый завет. Причем издания эти печатались чрезвычайно малыми тиражами. Жития святых вовсе не издавались, за исключением справок о святых в конфессиональных календарях. В наше время духовную литературу верующие могут свободно приобретать и читать, повышая свой уровень религиозного сознания.

В интернете к настоящему времени представлены сотни сайтов религиозных организаций и авторов, через Интернет они предлагают не только информацию, но и удовлетворение религиозных потребностей пользователей.

Руководители и члены религиозных объединений имеют большие возможности для осуществления своей миссии в больницах, школах, в местах заключения и исправительных колониях, в домах престарелых.

Однако «духовное возрождение» и «возрастание верующих» происходит в весьма замедленных темпах. По данным опросов различных социологических служб, а также, по мнению некоторых представителей православия, среди большого числа верующих всего лишь 4-6% так называемых активных православных. Противоречивость духовного возрождения не удовлетворяет служителей культа. На эти процессы нередко обращают внимание священноначалие, отдельные священники, представители разных конфессий. Например, что касается Русской православной церкви, ее состояние оценивается как возрождение, но как считают сами ее представители, больше успехов церковь достигла в восстановлении своей структуры, прибавив к прежнему числу много храмов, монастырей, духовных школ, но в возрождении духовности успехи незначительны.

Россия стала страной поликонфессионального, религиозного плюрализма. В далекое прошлое ушло деление религий на «господствующую» (Русская православная церковь), «терпимые» (ислам, буддизм, иудаизм, католичество, лютеранство и некоторые другие), «гонимые» (старообрядчество, сектантские движения).

Это с одной стороны. С другой стороны, уходит в прошлое партийно-государственная — какой религии в стране быть, а какой — не быть. На рубеже 70-80-х гг. ХХ в. существовало тринадцать зарегистрированных религиозных объединений и некоторое количество объединений, которые не регистрировались государственными органами, как, например, Свидетели Иеговы, «инициативники». Существовали и разнообразные катакомбные общины (некоторые действуют до сих пор, не регистрируясь в органах юстиции).

В настоящее время по данным Министерства юстиции РФ в России существует 67 независимых друг от друга конфессий. Постепенно меняется и география распространения религиозных объединений.

Исторически сложившаяся многоконфессиональность России представляет реальную свободу выбора веры. Предлагая широкие возможности реализации ценностных предпочтений, многоконфессиональная культура тем самым обеспечивает наиболее полное самовыражение каждому верующему.

Заключение

Итак, в России сегодня не существует официальной статистики членства в религиозных организациях: закон запрещает требовать от граждан заявлений о религиозной принадлежности. С точки зрение социально пассивной религиозности, в масштабах всей России наиболее заметны две конфессиональные традиции — православие и ислам. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, можно выделить три больших конфессиональных массива (Русская Православная Церковь, другие христиане, мусульмане), а также религиозные меньшинства и новые религиозные объединения.

Современная религиозная ситуация характеризуется:

— во-первых, тем, что высвободившие из-под влияния административно-командной системы все без исключения религиозные конфессии приступили к восстановлению и широкому использованию прав и свободы совести;

— во-вторых, среди населения резко возрос интерес к религиозным верованиям, хотя этот интерес для многих продиктован скорее влиянием моды, чем проникновением в сущность религиозного учения;

— в-третьих, интерес к пробуждающемуся религиозному сознанию плечо в плечо идет с возрождением народных обычаев, традиций, празднований и ритуалов;

— в-четвертых, развитие современного религиозного сознания сопровождается оживлением мистических верований, оккультизма и других верований в чудодейственные силы.

Литература

1. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова — М.: Высш. шк., 2004.- 368с.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций — М.: Центр, 2007.- 160с.

3. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 672с.

4. Струве Н.А. Православие и культура — М.: Христианское изд-во, 2002.- 337с.

5. Философия: Курс лекций /Науч. руковод. авт. колл. докт. филос. наук В.Л. Калашников — М.: ВЛАДОС, 2007.- 384с.

Размещено на