[Введите текст]

[Введите текст]

Содержание

Введение

1. Двигательная (моторная) память

2. Эмоциональная память

3. Образная память

4. Мыслительная (символическая) память

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Память — одно из удивительнейших явлений, позволяющее существовать и человеку, и человечеству. Испокон века люди знали, что они могут запечатлевать события своей жизни и полученную от других людей информацию, хранить всё это и при необходимости извлекать из глубин своего сознания».

«Память даёт нам возможность:

1) узнавать в текущей деятельности конкретные предметы, явления, события, с которыми мы уже сталкивались раньше;

2) соотносить единичные предметы и явления (знакомые или даже незнакомые) с группами подобных предметов и явлений, т.е. производить различные классификации, группировки. Иначе говоря, с помощью памяти происходит некое обобщенное опознавание;

3) сохранять преемственность между различными ощущениями и восприятиями и тем самым обеспечивать непрерывность психической деятельности;

4) использовать чувственные знания об объектах восприятия в их отсутствие, накапливать опыт;

5) воспроизводить не только ощущения и восприятия, но и мысли, чувства, состояния как обобщенные и опосредованные чувственные знания об объектах действительности».

Термин память имеет ряд значений: функция, процесс, способность, форма психического отражения действительности и т.д. Подобная многозначность присуща и научным определениям памяти. А.А. Осипова определяет «память, как процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, то есть всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является тем психическим процессом, на основе которого человек управляет своим поведением и деятельностью, осуществляет планирование своего развития и обучения».

Никандров В.В. даёт определение памяти, как «способу приобретения, хранения и повторного использования информации и опыта».

Память, по мнению Попова А.Л. — это «психическое отражение прошлого опыта, обеспечивающее его повторное использование субъектом или исключение из его деятельности и сознания».

Маклаков А.Г. под памятью понимает: «запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта». Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. В настоящее время многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

5 стр., 2375 слов

Структура памяти. Процессы хранения и переработки информации

СТРУКТУРА ПАМЯТИ. ПРОЦЕССЫ ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ Содержание 1. Память и ее значение в когнитивной психологии . Структура памяти . Обработка информации в памяти . Материальная основа памяти Список литературы 1. Память и ее значение в когнитивной психологии Память - это способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой (внешней или внутренней), сохранять результат ...

Таким образом, память — это сложный психический процесс и одновременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта. Память — это также возможность вновь и вновь возвращаться к прошлому опыту, дополнять, использовать его.

Цель данной работы — провести анализ литературы, монографий, словарей-справочников, лекций, учебных и учёбно-методических пособий, веб-страниц в Интернете, посвящённых видам памяти и их характеристикам.

1. Двигательная (моторная) память

Этот вид памяти обнаруживается у человека раньше других видов. Прежде всего, моторная память — это память на положение тела, позу. Затем — на движение частей тела: сначала на размашистые движения по большим траекториям, потом — на мелкие движения высшей сложности (например, манипулирование, т.е. мелкие и разнообразные движения кистей рук и пальцев).

Запоминаются траектория, интенсивность и длительность соответствующих двигательных ощущений (кинестезии) и их комбинаций, формирующих в итоге кинестетические впечатления, подлежащие в нужный момент воспроизведению. Двигательная память лежит в основе всех практических навыков: трудовых, спортивных, автоматических вроде привычек, ходьбы, письма (почерк), устной речи (артикуляция).

Особенность навыков — в их устойчивости. Известно, что легче заново научиться каким-либо движениям, чем переучиваться. Особенно это знакомо спортсменам, танцорам.

Моторная память достигает полного развития у человека раньше других форм. У многих она остается ведущей на всю жизнь. Так, некоторые люди запоминают тексты (особенно стихи), опираясь больше на артикуляцию, чем на смысл.

2. Эмоциональная память

Эмоциональная память — это память на аффективные переживания, она определяет воспроизведение эмоционального состояния при повторном воздействии той же (или сходной) ситуации, при которой данное состояние возникло впервые. Причем это состояние восстанавливается обычно в комплексе с элементами ситуации и нашим отношением к ней.

2 стр., 820 слов

ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ.Классификация памяти по длительности хранения информации

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПАМЯТЬ 1.1 Понятие памяти 4 1.2 Исторические аспекты изучения памяти 4 ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ 2.1 Классификация памяти по длительности хранения информации 7 2.2 Временная организация памяти 9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 12 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13 ВВЕДЕНИЕ Человек - наиболее сложный организм на нашей планете, он обладает рядом когнитивных, высших функций. ...

Считается, что эмоциональная память у человека появляется уже к шестимесячному возрасту. На ней основываются осторожность, симпатии; антипатии, первичное чувство узнавания (свое — чужое).

Зачастую эмоциональная память оказывается сильнее других видов памяти. Так, от давно прошедших и уже основательно забытых событий, книг, спектаклей, кинофильмов у нас остаются только чувства, впечатления. Детально мы их представить не можем.

Особенности эмоциональной памяти: 1) высокая скорость формирования следов памяти; 2) высокая прочность этих следов; 3) непроизвольность памяти (зависит больше от ситуации, чем от человека); 4) ожившие чувства, как правило, оцениваются не как ранее пережитые, а как возникшие вновь (например, испуганный в детстве чем-то человек каждый раз вновь пугается этого, но не осознает своего испуга как повторения предыдущих аналогичных состояний); 5) эмоциональная память наряду с запечатлением состояния обеспечивает быстрое и прочное запоминание и вызвавших это состояние воздействий (сопутствующей сенсорно-перцептивной информации), но на точность сохранения этого материала полагаться нельзя; 6) точность запоминания и сохранения эмоциональной и сопутствующей перцептивной информации зависит от знака переживаемых чувств: наивысшие показатели — при положительных эмоциях, низшие — при нейтральных (безразличии), при отрицательных (но не сильных) — средние; 7) экстремальные состояния, сильные потрясения могут ослабить или даже полностью заглушить сопутствующую перцептивную информацию.

Определяющее значение для изучения эмоциональной памяти имели работы французского психолога Т. Рибо.

6 стр., 2974 слов

Восприятие, представление, мышление в психологии

... . Представления ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (В ПСИХОЛОГИИ) Наглядный образ предмета или явления (события), возникающий на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или ... и которой давно уже нет на свете.Согласно второму, восприятия или представления вызывают образы, на них в чем-либо похожие (ассоциации по сходству ...

3. Образная память

Образная память — это память на представления о предметах, явлениях, событиях и их свойствах, данных нам в восприятии и ощущениях. Запоминая первичные образы этих объектов восприятия, мы их преобразуем и превращаем в представления. При вспоминании мы воспроизводим уже эти трансформированные образы-представления. Преобразования заключаются в упрощении, схематизировании, обобщении первичных образов, в стремлении к симметричности форм, преувеличении или преуменьшении отдельных деталей. Итак, на входе у нас сенсорные и перцептивные образы различных воздействующих на наши органы чувств предметов, картин природы, сцен жизни и т. п. В хранилище — представления об этих раздражителях. На выходе, при воспроизведении — реконструкции представлений.

Образная память играет ведущую роль у детей и подростков. У взрослых людей обычно доминирует словесно-логическая память. Преобладание образной памяти над символической у взрослых, как правило, вызвано родом их профессиональных занятий (например, «творческие профессии») и условиями их деятельности (например, близость к природе).

В соответствии с видами восприятий образная память разделяется на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую и двигательную. Последняя в силу особого положения и значения в нашей жизни двигательных ощущений и восприятий, их отнесенности в большей степени к субъекту, нежели к объекту восприятия, выделилась в самостоятельный вид памяти, с которым мы уже познакомились.

Среди остальных разновидностей образной памяти у человека наиболее развиты зрительная и слуховая, что связано с тем, что в норме львиную долю информации (свыше 90%) о внешнем мире мы получаем с помощью зрения и слуха. Осязательная, обонятельная и вкусовая память интенсивно развиваются обычно при специфических условиях жизни и труда (скульпторы, эксперты по качеству обработки поверхностей, дегустаторы запахов и вкусов, парфюмеры, кулинары, повара и проч.), т. е. в определенном смысле это профессиональные виды памяти. Поразительно высокого уровня развития этих разновидностей память достигает при компенсации (замещении) недостающих видов памяти. Например, у слабовидящих или слепых обычно обостряются слух и осязание, а соответственно и память этих видов.

Особенности образной памяти и представлений: 1) высокая скорость формирования представлений; 2) произвольность управления памятью выше, чем у двигательной и эмоциональной, но значительно ниже, чем у символической; 3) наивысшее многообразие единиц памяти (образов), обусловленное бесконечным многообразием конкретных объектов восприятия; 4) значительная трансформация образов в период их хранения и воспроизведения; 5) положительное влияние на яркость и четкость образов факторов необычности, неожиданности запоминаемого; 6) высокая зависимость прочности образов от интенсивности сопутствующего эмоционального состояния, уровня мотивации и психологической установки на запоминание; 7) независимость пространственно-временных параметров представлений от тех же параметров объектов восприятия (например, вторичные образы комара и слона в сознании представлены примерно одинаковыми по размерам).

9 стр., 4330 слов

Тема 2. Психология восприятия рекламы

... Удержание товара в памяти по­требителей. Г) Поддержание узнаваемости мар­ки и образа товараизменение восприятия потреби­телем свойств ... воздействия на него.   Тема 2. Психология восприятия рекламы 1. Прочитав следующие характеристики психических процессов, ... характеристики памяти, исключи лишний компонент. А) Зрительная. Б) Слуховая. В) Тактильная. Г) Обонятельная. Д) Синтезирующая. Е) Образная. ...

Особая разновидность образной памяти — эйдетическая память. Она заключается в способности некоторых людей к сохранению и воспроизведению чрезвычайно яркого, живого, детализированного образа ранее воспринятых предметов и сцен. Обычно это относится к зрительным образам. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти, сходны с представлениями тем, что существуют в отсутствие отражаемого предмета, а с перцептивными образами — тем, что столь же ясны и точны. Эйдетики «видят» отсутствующий предмет во всех подробностях, переводя взгляд с детали на деталь. Они как бы фотографируют этот предмет.

Эйдетические образы не следует путать с последовательными образами восприятия. Последовательные образы: 1) всегда даны в дополнительных цветах (если предмет был черным, то последовательный образ белый); 2) подчиняются закону Эммерта (проекция образа на определенную плоскость увеличивается пропорционально расстоянию); 3) цвет последовательного образа смешивается с цветом фона по закону смешения цветов в восприятии. Эйдетические же образы: 1) даны в тех же цветах, что и восприятия; 2) не подчиняются закону Эммерта (увеличение проекции образа при удалении плоскости незначительно. Кстати, представления вообще не изменяют своей величины с изменением условий восприятия, что отличает их и от последовательных, и от эйдетических образов); 3) цвет эйдетического образа не смешивается с цветом фона, а перекрывает его, как это происходит у образа восприятия.

5 стр., 2115 слов

Психология ощущения и восприятия

ПСД, ППДП: Лектор – Меньшикова Галина Яковлевна Семинаристы: Лунякова Елизавета Геннадьевна, Гарусев Александр Владимирович, Ковалёв Артём Иванович, Дубровский Виктор Ефимович   Меньшикова Галина Яковлевна – доктор психологических наук, окончила физический факультет МГУ, заведующая лаборатории “Восприятие”. Предмет “Ощущение и восприятие” является одним из самых трудных во втором семестре, ...

память запоминание образ

4. Мыслительная (символическая) память

Мыслительная память — это память на мысли и их обозначения (символы), поэтому она называется еще и символической. Поскольку мысль неразрывно связана с высказыванием, постольку в этом виде памяти присутствует словесный аспект. Соответственно можно говорить о словесной памяти, т. е. памяти на слова.

Но мысль также всегда есть некое смысловое содержание, поэтому можно говорить о логическом аспекте и соответственно о логической, или смысловой, памяти. Поскольку оба направления связаны в мысли в неразрывное единство, постольку многие исследователи предпочитают воздерживаться от их противопоставления и называют этот вид памяти словесно-логическим. Рассмотрим каждый аспект отдельно, для того чтобы выявить особенности того и другого, но ни в коем случае не противопоставляя их.

Словесная память формируется вслед за образной и достигает наивысшей силы к 10 — 13 годам.

К этому времени полностью усваивается строй родного языка, складываются артикуляционный арсенал и повышенная слуховая восприимчивость к родной речи (многие данные говорят и о соответствующих возрастных изменениях в морфологии и физиологии мозга, направленных на специализированную адаптацию к родному языку).

Это объясняет легкость усвоения иностранных языков в детстве.

Особенности словесной памяти:

1) большая зависимость памяти от воли;

2) высокая точность воспроизведения;

3) тесная связь с образами, которые, собственно, обозначаясь словами, переходят из разряда представлений в разряд понятий;

4) искажающее влияние слов на представления (в особенности на зрительные);

5) «краевой эффект» — лучше запоминаются и воспроизводятся начальные и конечные члены словесных рядов (текстов, высказываний).

Дело в том, что участки мозга, воспринимающие и запоминающие средние звенья этих стимульных рядов, испытывают двойное разрушающее следы памяти воздействие смежного материала: со стороны предшествующего (нейрофизиологический процесс проактивного торможения) и со стороны последующего (нейрофизиологический процесс ретроактивного торможения).

3 стр., 1319 слов

Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)

... Общее представление о памяти, классификация памяти. Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Способы эффективного запоминания. Приемы мнемотехники. Приемы развития памяти. Дополнительная литература: Грановская Р.М. Элементы практической психологии ... решений: Выпишите основные мыслительные операции и дайте их определения. Выпишите этапы решения мыслительной задачи. Виды ...

А участки мозга, контролирующие края стимульного ряда, подвержены только одному виду помех: в начале действует лишь ретроактивное торможение, в конце — только проактивное.

Как вариант словесной памяти выступает память на цифры. Память на слова и цифры может проявляться как в зрительной, так и в слуховой модальностях.

Логическая память — это память на смысл. Иногда воспроизведение какого-либо текста или высказывания, точное по смыслу, может не иметь ни одного общего слова с оригиналом (например: «На лекции нам рассказали об образах памяти» — занятия были посвящены представлениям).

В процессе вычленения смысла происходит раскрытие понятий подлинника высшими понятиями, т.е. переработка текста в более общих понятиях. Воспроизведение, т.е. реконструкция текста, в этом случае осуществляется как нисхождение от обобщенных понятий к конкретным, но не обязательно строго к тем же, а к сходным, того же семантического уровня. Особый вид логической памяти — память на числа и математические действия. Смысловая память самым тесным образом связана с мышлением, поэтому мы к ней еще вернемся при изучении мышления.

При работе памяти наблюдается дифференциация функций полушарий головного мозга (билатеральная асимметрия): мыслительная память определяется работой преимущественно левого полушария; образная — правого.

Заключение

У каждого человека существуют следующие индивидуальные отличия памяти, которые проявляются в разных сферах его деятельности:

* скорость запоминания — определяется количеством повторений, необходимых для запоминания нового материала;

* точность запоминания — характеризуется соответствием воспроизведенного тому, что запомнилось, и количеством возможных ошибок;

* прочность запоминания — проявляется в продолжительности сохранения заученного материала (или в медленности его забывания);

* готовность к воспроизведению — проявляется в том, как быстро и легко в нужный момент человек может припомнить необходимую информацию.

К основным видам памяти относятся:

1) двигательная память, т.е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций (водить машину, плести косу, завязывать галстук и т. п.);

2) образная память, под ней подразумевается возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. Она бывает (в зависимости от принимающего анализатора) слуховой, зрительной, осязательной, обонятельной и вкусовой;

3) эмоциональная память запечатлевает пережитые нами чувства, особенность эмоциональных состояний и аффектов. Ребенок, которого испугала большая собака, скорее всего, даже став взрослым, еще долго будет испытывать неприязнь к этим животным (память страха);

4) высший вид памяти, присущий только человеку, — мыслительная (символическая) память. С ее помощью осуществляется большинство мыслительных действий и операций (счет, чтение и т. д.), образуется информационная база человеческого интеллекта.

У разных людей в большой степени развит тот или иной вид памяти: у спортсменов — двигательная, у художников — образная и т. д.

Учитывать индивидуальные отличия памяти важно в учебной деятельности, чтобы максимально продуктивно использовать потенциальные возможности каждого человека и всесторонне развивать его память.

Подводя итог можно сказать, что если бы человек не обладал мощной, быстродействующей памятью, если бы люди не научились сохранять и передавать из поколения в поколение добытые ими знания и выработанные умения, то человечество никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохранились бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своём развитии оказалось отброшенным на тысячи лет назад. В этих условиях практически все знания, умения и навыки, всю культуру, накопленную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливое утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.

Список использованных источников

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь, 2003. — 655 с.

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 440 с.

3. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. — 288 с.

4. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. — М.: Омега-Л, 2007. — 368 с.

5. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. — М.: Эксмо, 2007. — 416 с.

6. Маклаков А.Г., Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

7. Немов Р.С., Психология. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. Кн. 1. — 687 с.

8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология. — М.: Высшее образование, 2007. — 484 с.

9. Попов А.Л., Психология. М.: Флинта: Наука, 2002. — 336 с.

10. Психология / под общ. ред. В.Н. Дружинина. — С.Пб.: Питер, 2009. — 656 с.

11. Психология / под ред. Е.И. Рогова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 591с.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. — М.: Педагогика, 1989. — 448 с.

13. Филатов Ф.Р. Общая психология в вопросах и ответах. — Ростов н/Д.: Феникс, 2007. — 544 с.: ил.

14. Общая психофизиология, под ред. В.Н. Сысоева. — СПб.: ВМедА, 2003. — 296 с.

Размещено на