1. Опишите методы конфликтологии как науки.

1. Опишите методы конфликтологии как науки.

Метод конфликтологии как науки о конфликтах является, с одной стороны, общим для социального познания в целом, а с другой стороны, зависимым от специфики конфликтологии как науки (рис. 1.1).

Он представляет собой: 1) способ получения, обоснования и построения конфликтологического знания, включающий в себя совокупность принципов, категорий и приемов; 2) возможность его использования в практике прогнозирования, предупреждения, диагностики и разрешения конфликтов, т. е. носит алгоритмический характер, представляет собой систему приемов анализа и разрешения конфликтов. Очевидно, что эти приемы существенно различны при анализе внутриличностных, межличностных и социальных конфликтов.

Социальная конфликтология как одна из конфликтологических наук изучает конфликты социальных субъектов: социальных общностей (классов, стратов, групп и т. п.), социальных институтов (семья, армия, система образования, государство, церковь, политические партии и т. п.), исторических общностей, обществ и цивилизаций.

Давая такое определение социальным конфликтам и изучающей их науке, мы отграничиваем их от конфликтов внутршшчностных и межличностных, которые анализируются преимущественно психологией и связанными с ней науками и изучаются внутриличностной и межличностной конфликтологией.

Наряду с общими для всей конфликтологии методами познания она имеет некоторые специфичные методы.

1. Социальный конфликт представляет собой сторону социального противоречия. При такой трактовке конфликтология выступает в качестве приложения теории социальной диалектики…

2) Проанализируйте методы исследования.

Наблюдение — метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фик-сации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого. По характеру организации наблюдение может быть случайным или систематическим. Наблюдение обычно дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений. К ним относятся, в частности, фотографирование или киносъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений. Наблюдение может быть уточнено и с помощью замеров. Это могут быть замеры геометрических размеров рабочего места, замеры времени и последовательности труда и отдыха, замеры времени выполнения отдельных действий и движений. В процессе наблюдения широко проводятся также замеры физиологических показателей человека: частота пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т. п. Большое значение при наблюдении принадлежит анализу ошибочных действий человека, что позволяет скрыть причины их возникновения и наметить пути их устранения.

18 стр., 8981 слов

Неомарксисткое понимание социального конфликта

... . и доп. - М. : Аспект Пресс, 1996.-317с. .http://sbiblio.com .Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни / Г. И. Козырев // Социально-гуманитарные знания.-1999 ... основании марксизма (например, Г. Маркузе). Объектом критики стали также некоторые методы философского исследования, в частности позитивизм, отчасти эта критика связана с ...

При проведении наблюдения необходимо обеспечить такие условия, …

3) Опишите, какие границы применимости, преимущества и недос-татки они имеют.

Наблюдение имеет следующее основные области применения: 1) ана-лиз поведения при систематических изменениях ситуации; это позволяет проследить характер последовательности действий, способы планирования и контроля деятельности, точность воспроизведения инструкций, частоту использования определенных приборов и т. п.; 2) Наблюдение за работой одного оператора в различных ситуациях, что позволяет оценить влияние различных ситуаций на качество деятельности; 3) Наблюдение за поведением различных операторов в одинаковых условиях; такое наблюдение позволяет выявить индивидуальные особенности операторов, дать сравнительную характеристику качества деятельности.

Выделяются такие разновидности эксперимента, как лабораторный эксперимент на основе моделированной деятельности и естественный эксперимент на основе реальной деятельности. Разновидностью последнего является полевое исследование. При исследование деятельности оператора большое значение оператора большое значение имеет ситуационный эксперимент, при котором в лабораторных и реальных условиях воспроизводятся наиболее важные ситуации, характерные для деятельности оператора. Различают также констатирующий и формирующий эксперимент. Первый из них направлен на констатацию связей, складывающихся входе развития психики. Второй позволяет направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, память, мышление и др.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... темперамента, особенности психических процессов; психологическая готовность (длительная и ситуативная) к деятельности. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I - Стр 3 Знания, необходимые преподавателю вуза, можно подразделить ... того, как он воспринимается партнером по общению. Она предполагает не просто знание или понимание другого человека, но знание того, как понимают «рефлексирующего ...

При проведении эксперимента большое значение имеет правильное планирование эксперимента. Различают традиционный и факторный планы эксперимента. При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном — несколько. Достоинством последнего является возможность оценки взаимодействия факторов — и изменения характера влияние одной из переменных в зависимости от значения другой. Для статич…

4) Какие имплицитные образы Вы чаще всего задействуете?

Имплицитная теория личности — это достаточно сложное социально-психологическое явление, относящееся к внутреннему, большей частью неосознаваемому, психологическому миру человека. Формально имплицитную теорию личности можно определить так: это — хранящееся в долговременной памяти человека устойчивое представление о том, каким образом связаны внешность, поведение и психология человека, как эти три стороны личности в типичных случаях жизни сочетаются или согласуются друг с другом у одного и того же человека.

Имплицитные образы в моей жизни — это образования, складываю-щееся под влиянием индивидуального опыта общения данного человека с разными людьми. В конечном счете, когда мы расстаемся с человеком, в нашей памяти от общения с ним остается тройной след, который включает в себя сведения о внешности этого человека, знания о его поведении и представление о его психологии. Все это связывается, ассоциируется друг с другом в нашем сознании и памяти…

1 стр., 448 слов

Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность, индивидуальность

... узким и подчеркивает социальную сущность человека. Личность в психологии —- системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество ... познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.). Критерии определения личности: это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития ...

5) По каким критериям Вы это определили?

Механизм формирования у человека имплицитной теории личности можно представить себе следующим образом. Встретившись с каким-либо новым для нас человеком, вступив в общение с ним, мы прежде всего обра-щаем внимание на его внешность. Затем, уже в процессе общения с ним, мы продолжаем наблюдать за его поведением. В это же время мы начинаем строить гипотезы о его психологии и проверять их в процессе общения.

От нее зависит, например, первичный образ незнакомого человека, который складывается в начальный период общения с ним. Механизм влияния имплицитной теории личности на образ можно описать так. Встречая нового …

Список литературы

1. Абрамова Г. С. Социальная психология: Учеб. пособие для сту-дентов вузов. — М.: Академия, 1997.

2. Крайг Грейс. Психология развития. — С-Пб, 2000.

3. Кураев Г. А., Пожарская Е.Н. Психология: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. — 146 с.

4. Немов Р.С. Психология. Кн.2. — М., 1994.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector