Наблюдение на прогулках/ Значение наблюдений на прогулках в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

Контрольная работа по

ПМ. 03 ««Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Тема: «Наблюдение на прогулках»

2017

Содержание

Введение 3

Наблюдение на прогулках. 4

1. Сущность понятия «наблюдение». 4

2. Значение наблюдений на прогулках в экологическом образовании детей дошкольного возраста. 5

3. Виды наблюдений на прогулках. 7

4. Требования к организации наблюдений на прогулках. 10

5. Методика проведения наблюдений на прогулках в разных возрастных группах образовательного учреждения 11

Практическая часть конспект НОД, раскрывающий особенности организации и проведения наблюдения на прогулке, оформленный в соответствии с требованиями ФГОС 21

Заключение 26

Список литературы 27

?

Введение

Актуальность темы. В настоящее время экологическая проблема человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала актуальной и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею.

14 стр., 6630 слов

Использование компетентностного подхода к обучению как средства формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей

Содержание Введение 1.1 Психолого-педагогическая сущность и структура умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. 1.2 Особенности формирования у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. 1.3 Диагностика уровней сформированности у младших школьников умения решать проблемы во взаимоотношениях людей. 1.4 Компетентностный подход к обучению как средство формирования у ...

Дошкольное учреждения уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания- важнейшая задача дошкольного учреждения проблем. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

?

Наблюдение на прогулках.

1. Сущность понятия «наблюдение».

Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).

Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.

Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.

Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:

1. речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;

2. выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;

3. движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;

4. физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;

5. сочетание перечисленных признаков.

Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.

5 стр., 2111 слов

Организация наблюдения в природе со старшими дошкольниками

Содержание Введение 3 Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 8 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования 8 1.2 Психологические аспекты проблемы организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками 21 1.3 Педагогические условия организации наблюдений в природе со старшими дошкольниками ...

Классификации видов наблюдения

Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:

1. степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;

2. степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и не включённое (при включенном наблюдении страдает объективность);

3. условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);

4. места проведения — полевое и лабораторное;

5. регулярности проведения — систематическое и случайное;

6. констатирующее и оценочное;

7. сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);

8. наблюдение и самонаблюдение.

Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий).

Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.

2. Значение наблюдений на прогулках в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательное-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей), организует разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность. Прогулки доставляют ребятам радость и удовольствие от общения с природой, помогают почувствовать ее красоту.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

Во время прогулок на участке детского сада или вне его осуществляется повседневное ознакомление с природой. Ознакомление дошкольников с природой является лишь частью многопланового содержания, поэтому содержание прогулки значительно меньше по объему, чем на экскурсии…

?

Заключение

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к «тяжелой» самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходиться (сфера нравственности).

Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Следует отметить, что полноценное общение с природой, насыщенное познавательным интересом и приятными переживаниями, вызывает у ребёнка общее состояние гармонии, душевного равновесия. А это – ничто иное, как психическое здоровье, который укрепляет организм в целом и является основой физического здоровья.

31 стр., 15134 слов

Эмоциональная сфера детей с различными соматическими заболеваниями

... Москве. В исследовании приняли участие тринадцать детей в возрасте от восьми до одиннадцати лет. Цель исследования - изучить влияние релаксационного тренинга на эмоциональную сферу детей ... задания при постепенно ослабевающем контроле со стороны взрослых, ребенок приучается сам контролировать свои действия. Так формируется ... смотришь на желтый цвет? Зеленый - цвет природы. Если мы больны или нам не по ...

?

Список литературы

1.Лучич М.В. Детям о природе. – Москва, 1989.

2.Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. – Москва, 1992.

3.Наблюдения и труд детей в природе / Сост. А.Ф. Мазурина. Москва, 1976.

4.Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – Москва, 2002.

5.Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.

6.Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – Москва, 2003.