Комментарии к разделу III пункта 3.2.3.

Педагогический словарь

Педагогическая диагностика-совокупностьприѐмов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации образовательного процесса, дифференциации обучающихся, а также совершенствования образовательных программ иметодов педагогического воздействия.

Педагогическая диагностика -неотъемлемый компонент педагогической деятельности, т.к. осуществление процессов обучения, воспитания и развития требует оценки, анализа иучѐта результатов этих процессов.

Педагогическая наука предлагает большой выбор методов диагностики: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, анализ творческих работ и т. д.Главный метод педагогической диагностики-тесты и контрольные задания, используемые преимущественно для оценки уровня овладения обучающимися образовательным материалом.

Вспомогательнымметодом педагогической диагностикислужат психологические тесты.

Понятие педагогической диагностики более широкое, нежели проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Диагностирование состоитиз контроля, оценивания, накопления данных, их анализа и, как следствие, определяет способы достижения наилучших результатов, выявляет динамику и тенденции образовательного процесса.

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности, на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, прогноз его поведенияв будущем.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностикив дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно мало формализованных диагностических методов, ведущими среди которыхявляются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общениис другими субъектами педагогического процесса, а также свободныебеседы с детьми.

Нормативно-правовые основы организации педагогической диагностики.

ФГОС ДО.

При реализации Программы может проводитьсяоценка индивидуального развития детей.Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

4 стр., 1697 слов

Диагностика соц. пед

... уровня и процесса развития личности. Оценки использовались с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Ряд новых идей в проблематику педагогической диагностики внес российский ... разработавших и предложивших достаточно обоснованную психолого-педагогическую программу диагностики развития ребенка. В ней обоснованы некоторые принципы диагностики: всесторонность, учет положительных и негативных ...

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решенияследующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

Оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Комментарии к разделу III пункта 3.2.3.

Оценка индивидуального развития детей представлена в Стандарте в двух формах диагностики — педагогической и психологической.

Под педагогической диагностикой понимается такая оценка развития детей, которая необходима педагогу, непосредственно работающему с детьми, для получения «обратной связи» в процессе взаимодействия с ребенком или с группой детей. При этом согласно данной статье Стандарта такая оценка индивидуального развития детей, прежде всего, является профессиональным инструментом педагога, которым он может воспользоваться при необходимости получения им информации об уровне актуального развития ребенка или о динамике такого развития по мере реализации Программа

Педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций со

специалистами использовать имеющиеся различные рекомендации по

проведению такой оценки в рамках педагогической диагностики в группе

При этом проведение педагогической диагностики не можетбыть вменено в обязанность педагогу, если не созданы условия для ее проведения, включая обеспечение

специального обучения

Организации (подпункт 4 пункта 1.7.ФГОС ДО; статья 95 Закона).

Психологическую диагностику индивидуального развития ребенка, проводят по мере необходимости квалифицированные специалисты — психологи и/или педагоги-

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

... коньках, лыжах. Социально-нравственное и личностное развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок активно взаимодействует со взрослыми и детьми; эмоционально реагирует на удовлетворение и неудовлетворение ... уборку квартиры, ухаживание за животными и растениями. Речевое развитие ребенка 2 - 3 лет Ребенок сопровождает отдельными звуками совершаемые им, другими людьми и объектами ...

Психологи.

Для участия ребенка в психологической диагностике в обязательном порядке

требуется согласие его родителей (законных представителей).

Педагогическая оценка индивидуального развития ребѐнка направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребѐнка в соответствии с его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными склонностями. В отличие от заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), она не призвана выявлять особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей.

Принципы и функции педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой педагогического процесса детской сада. Они определяют цели, содержание, формы, методы диагностическихпроцедур, методику анализа полученных результатов.

Принцип объективности.

Этот принцип означает стремление к максимальной объективностив процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятогоотношения к диагностируемому.

Реализация принципа предполагает соблюдениеряда правил:

·адекватное отражение диагностируемого объекта в соответствующих терминах и величинах;

·соответствие диагностических методик возрастными личностным особенностям диагностируемых;

·фиксация всех проявлений личности, а не только тех, которые подтверждают гипотезу или диагноз;

16 стр., 7809 слов

Основные направления психологической помощи детям с нарушениями в развитии. Структура психологической помощи детям с проблемами в развитии

... развитии (Сб. Семья в психологической консультации. М., 1989). Педагогическая модель включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог ... процессе консультирования является психологическая диагностика детей с проблемами в развитии. Диагностика начинается уже при ... жизнью. Второй принцип — это каузальный принцип. Психологическая помощь детям с нарушениями в развитии должна быть ...

·сопоставление полученных данных с данными других педагогов, родителей или исследователей;

·перепроверка, уточнение полученного фактического материала при проведении диагностики;

·постоянный самоконтроль педагога за своими личными переживаниями, эмоциями, симпатиями и антипатиями, которые часто субъективируют фиксацию фактов; развитие педагогической рефлексии.

Принцип целостного изучения педагогического процессапредполагает:

·рассмотрение объекта диагностирования как целостной системы, состоящей из определенных взаимосвязанных компонентов;

·сопоставление данных, полученных в различных условиях и ситуациях жизнедеятельности ребенка, различными людьми, находящимися с ним в различных отношениях;

·выявление взаимозависимости и взаимообусловленности внутренних факторов индивидуально-личностного становления человека с внешними условиями среды.

Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития:социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом.

Принцип процессуальностипредполагает изучение явления в егогенезисе, прогрессии. Педагогическая диагностика не рассматриваетобъект как нечтозастывшее, развернута во времени и раскрывает педагогический процесс как цикличное явление, в котором осуществляетсяпереход между различными циклами реализации целей.

Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоятв том, чтобы:

·не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

·выявлять причины прогресса или регрессивных тенденций в диагностируемом объекте;

·сочетать констатирующие методы с корректирующими и развивающими;

·учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

23 стр., 11250 слов

Влияние психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена (на примере футбола)

... педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена-футболиста; проведение диагностики влияния психолого-педагогических особенностей личности тренера на результативность спортсмена-футболиста. Глава 1. Психолого-педагогические особенности ... детей к спорту. Авторитет тренера по футболу основывается на следующих основных принципах ... как педагог? Выяснить, какие особенности личности ...

·обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса

Принцип компетентностиозначает принятие диагностом решенийтолько по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;запрет впроцессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

Этот принцип раскрывается:

·в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

·безопасности для испытуемого применяемых методик;

·доступности для педагога диагностических процедур и методов;

·обоснованности данных и выводов;

·взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализациитребует отпедагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общихзакономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамическихтенденций становления.

Этот принцип детализируется в правилах:

·анализа индивидуальных особенностей человека;

·учета его конкретной жизненной ситуации.

Одна из главных функций педагогической диагностики для педагога-практика—функция обратной связи, или информационная.

Диагностическая деятельность педагога направлена не только на выявлен оценкусостояния ребенка, но и на обнаружение условий, положительно или отрицательно влияющих на его развитие.

Прогностическая функция позволяет составить прогноз протеканияпедагогического процесса, определить перспективы развития диагностируемого объекта.

Контрольно-корректировочная функция позволяет выявить конкретные трудности в протекании образовательного процесса, определитьпорождающие их причины.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... педагогического процесса важно постоянно поощрять индивидуально-творческие проявления детей. давать задания в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка. ... образом: мы видим, что по результатам диагностики воспитанники данной группы имеют примерно среднее развитие ... педагогики к педагогике диалога: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и родителями ...

Оценочная функция направлена на установление степени измененияисследуемого педагогического объекта и зависимость этих измененийот условий образовательного процесса.

Объектом педагогической диагностикиявляется образовательныйпроцесс во всем многообразии его компонентов, в отличие от диагностики психолога, объектом которой является сам ребенок.

Предметом педагогической диагностики могут быть: обученностьребенка; воспитанность ребенка; деятельностные умения ребенка; интересы, предпочтения, склонности ребенка; личностные особенностиребенка; поведенческие проявленияребенка; особенности взаимодействия ребенка со сверстниками; особенности взаимодействия ребенкасо взрослыми.

Если в качестве объекта выступает педагог в педагогическом процессе, то предметом педагогической диагностики могут быть: профессиональная компетентность педагога; личностные особенности педагога;особенности взаимодействия педагога с детьми.

Если в качестве объекта рассматриваются условия обучения и воспитания, то предметом педагогической диагностики могут быть:

·методыобучения детей дошкольного возраста;

·предметно-пространственнаясреда группы, детского сада;

·цели и содержание обучения и воспитаниядетей дошкольного возраста; средства обучения детей дошкольноговозраста;

·взаимодействие с семьей, являющейся одним из основныхфакторов воспитания и обучения ребенка.

К видам педагогической диагностики относятся:

— начальная педагогическая диагностика (диагностика при постановке конкретных задач, в начале какого-то вида деятельности, в начальной стадии работы с детьми);

8 стр., 3529 слов

Педагогическая позиция педагога и стили педагогического руководства

... руководства, выделение достоинств и недостатков различных стилей руководства педагога, выявление особенностей педагогической позиции педагога на современном учебно - воспитательном этапе. Задачи исследования: 1 ... младших школьников. Авторитарный стиль снижает настроение, способствует появлению у детей эмоциональной тревоги, обеспокоенности, обиды, неприязни. Демократический стиль повышает ...

-текущая педагогическая диагностика (отслеживание хода педагогического процесса на разных его этапах);

— обобщающая педагогическая диагностика (диагностика, при подведении итогов определенного периода жизнедеятельности коллектива или личности, при анализе реализации конкретной задачи и пр.).

Организация процесса диагностирования.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап —проектировочный.На этом этапе необходимовыполнить следующие действия.

1.Определить цели диагностики (например, оценить проявлениядетьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности В проектировании диагностической деятельности многие педагоги, как правило, решают вопрос, как ее осуществлять, пропуская вопросы, что и в особенности, зачем диагностировать. Между тем это основныевопросы. От ответа на них зависит и подбор методов, и анализ результатов, и принятие управленческих решений. При этом диагностические цели педагога-практика, педагога-исследователя и педагога-

экспертанесут разный целевой смысл.

2. Определить норму(эталон, идеал, образец), с которой будет сопоставлена полученная информация. Это те аспекты сравнения, которые называютсяв педагогической диагностике индивидуальной, социальной или объективной соотносительной нормой.

3. Определить критерии и показателидля оценки проявлений активности и любознательности у детей. Например, критерием любознательности является чуткость ребенка к новому, а показателями проявления этого критерия могут бытьвыделение новых объектов в окружении, вопросы познавательнойнаправленности о новых объектах, внимательное слушание рассказоввоспитателя и т. п.

4. Определитьметоды диагностики, подобрать или разработатьдиагностические методики. Диагностический метод направлен на изучение педагогической реальности. Он имеет определенную спецификуи особенности, главной из которых является измерительно-испытательная направленность, которая выражается в сочетании количественнойи качественной обработки полученных результатов. В педагогическойдиагностике основными методами выступают включенное наблюдениеи нестандартизированные беседыс детьми. Кроме того, используютсядиагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельностьребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог.

Диагностическая методика—это процедура измерения какого-либокачества или свойства, опирающаяся на понятие нормы. Это фрагментметода, характерная для него качественно определенная, усвоеннаяпроцедура или набор процедур для решения конкретной задачи (например, диагностическая методикаГ. Л. Цукерман «Рукавички», позволяющая оценить характер взаимодействия старших дошкольниковсо сверстниками).

Второй этап —практический, на котором осуществляется проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.

Третий этап —аналитический.Полученные факты анализируются, в результате чего появляются количественные данные. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличаетсяили не отличается от его прежнего результата, от результатов другихдетей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижениеили большая проблема).

На основе анализа определяются причинытакого проявления диагностируемого качества.

Четвертый этап—интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов —основной путьпонимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Процессинтерпретации обнаруживает существенные различия в зависимостиот того, интерпретируются ли только диагностические данные самогопедагога или же к ним добавляются результаты диагностики других лиц. Во втором случае объективность выводов существенно повышается. Любые количественные показатели могут трактоваться по-разному, порой диаметрально противоположным образом, что влечетза собойи возможность их различной интерпретации. Интерпретация будет возможна только тогда, когда собранная информация образует закономерность. Именно от неезависит составлениепрогнозаразвития и принятие педагогическогорешения.

Пятый этап —целеобразовательный. Он предполагает определениеактуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группыв целом. Результаты диагностикииспользуются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития. Полученная в результатедиагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогаютпедагогу прогнозировать возможное поведение ребенка в разных ситуациях и понять, какие его достижения следует всячески поддержатьи развивать дальше, а в чем именно требуется оказать этому ребенкупомощь.

Диагностика должна охватывать всех участников образовательного процесса, исходя из этого, можно выделить направления диагностической работы: диагностическая работа с детьми; диагностическая работа с родителями; диагностическая работа с сотрудниками.

Главный смысл прогностической деятельности педагогазаключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный путь развитиядвуединого процесса: социализации ребенка, выявления и развития его индивидуальности

Периодичность педагогической диагностикиустанавливается образовательной организацией (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться требований к педагогическому диагностированию

·Обследование дошкольников:-проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда);

·Условия проведения диагностики должны соответствовать СанПиН.

·Обстановка при проведении диагностики должна быть спокойная, доброжелательная.

·С ребенком работает один взрослый.

·Не рекомендуется: спешить с подсказкой, торопить ребенка; показывать свое неудовлетворение, неудовольствие; подчеркивать отрицательные результаты и анализировать результаты вместе с родителями в присутствии ребенка.

·Обследование проводится обязательно в игровой форме и в привычной для дошкольника обстановке. Недопустимо использование длядиагностического обследования медицинского кабинета, административных кабинетов.

·Диагностические процедуры не должны быть слишком длительными, учитывая особенности работоспособности детей каждого возраста.

·Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что — то делать, лучше отложить диагностику.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 No 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) воспитанников имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения ивоспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей, получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-

педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector