4 Декабря 2009 г

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Утверждаю

Проректор по учебной работе Кирдяшкин А.В.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ Программа ДИСЦИПЛИНЫ

Деловой язык и культура речи юриста

(для специальности — 21 100 (30 501) Юриспруденция)

И направление 30 500 «юриспруденция- бакалавриат»

Санкт-Петербург

2009

Кафедра теории и истории государства и права

Составитель

доцент кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук С.В. Стеценко

Рецензенты:

заведующий кафедрой международного морского права ВМА им. Н. Г. Кузнецова, кандидат юридических наук, доцент Р. Н. Муру; доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургского института бизнеса и политики Тимченко Н.М.

Пояснительная записка

Изучение дисциплины «Деловой язык и культура речи юриста» предусмотрено учебным планом специальности «Юриспруденция» для студентов 3-го курса дневной, вечерней форм обучения и очно-заочного образования, а также студентов 4-го курса заочного факультета.

Данная дисциплина относится к числу фундаментальных предметов юриспруденции и играет особую роль в подготовке юриста к любому виду практической деятельности.

Объектом изучения учебного курса является профессионально-ориентированное общение юриста.

Предмет изучения учебного курса: язык и культура профессионально-ориентированного общения юриста.

Целевая установка учебного курса: сформировать у студентов знание теоретических и технологических основ судебного красноречия и профессионально-ориентированного делового общения юриста.

Задачи учебного курса:

1. Изучить основы ораторской деятельности юриста и сформировать у студентов умение составлять замысел публичного выступления с учетом специфики слушательской аудитории.

8 стр., 3989 слов

1. Предмет и задачи курса «Методика преподавания социальных наук в вуЗе»

... Основными целями данного курса является знакомство студентов с методикой преподавания социологии как науки, методами педагогического исследования ... и рассматривается советом факультета. Учебные и рабочие учебные планы утверждаются ректором. Учебно-методическая документация по специальности ... которых повышают свою квалификацию врачи, учителя, юристы, вузовские работники, работники сферы управления и ...

2. Развить у студентов умение конструктивно вести дискуссию, спор, полемику с оппонентами как в учебной, так и в судебной аудитории, упреждая конфликты и конфликтные случаи.

3. Выработать у студентов способность разрабатывать стратегию, тактику и технику ведения деловых бесед, переговоров в зависимости от личных качеств и особенностей собеседников.

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны знать:

— основы ораторского искусства и судебного красноречия;

— нравственно-психологические основы культуры делового общения в процессе межличностных коммуникаций с различными типами собеседников как в учебной, так и судебной аудитории;

— приемы, методы и средства создания благоприятной атмосферы делового общения в процессе ведения переговоров, бесед в системе взаимоотношений «юрист—юрист», «юрист—клиент»;

— закономерности и принципы передачи информации в аудиторном и межличностном деловом общении;

— культурно-этические и психологические особенности ведения телефонных переговоров, выступления на радио, телевидении, составления деловых писем.

уметь:

— разрабатывать замысел публичного выступления и выступать с речью как в учебной, так и судебной аудитории;

— устанавливать и поддерживать психологический контакт с аудиторией (отдельным собеседником), выбирать оптимальные пути и средства достижения цели делового общения;

— разрабатывать стратегию и тактику ведения переговоров в системе взаимоотношений «юрист-юрист», «юрист-клиент» и находить совместно с деловым партнером (оппонентом) разумное соглашение, учитывающее интересы обеих сторон;

— вести полемику, дискуссию в учебной и судебной аудитории, управлять негативными эмоциями в различных формах коммуникативных процессов.

После изучения первого раздела «Основы ораторской деятельности юриста» и второго раздела «Психология и этика делового общения» студенты выполняют письменную контрольную работу по каждому разделу.

Итоговая форма контроля знаний обучающихся — зачет.

Тематический план

Номер и название темы

Всего часов

Всего аудиторных

В том числе

лекции

практ. зан.

СРС

1. Предмет и задачи дисциплины «Деловой язык и культура речи юриста»

4

2

2

2

2. Методика разработки замысла выступления

14

8

6

2

8

3. Культура речи юриста

16

6

4

2

8

4. Интонационно-выразительное средство речи

12

8

4

2

8

5. Искусство ведения дискуссий и споров в суде

12

4

4

2

6

6. Культура ведения переговоров

12

8

4

2

8

7. Основы передачи информации в общении

14

6

4

2

4

8. Аргументация в деловом общении

12

6

6

2

4

9. Нейтрализация замечаний оппонента и принятие соглашения в деловом общении

8

4

2

2

4

10. Современный деловой этикет и протокол

4

2

2

2

Итого:

108

54

36

18

54

Для студентов заочного обучения — 16 часов, из них лекционные занятия — 10 часов, практические занятия — 4 часа, контрольные работы — 2 часа.

Раздел I. Основы ораторской деятельности юриста

Тема 1. Предмет и задачи курса «Деловой язык и культура речи юриста»

Истоки возникновения и развития ораторского искусства и судебного красноречия. Методологические основы ораторского искусства и судебного красноречия. Ораторское искусство: понятие, структура. Принцип социального интереса в убеждающем воздействии. Принцип единства подготовки и произнесения речи. Принцип согласования мышления и эмоций.

Тема 2. Методика разработки замысла выступления

Виды подготовки к выступлению. Уяснение темы и определение целевой установки. Правила и приемы начала речи. Формулировка основного тезиса и требования к нему. Подбор основного и вспомогательного материала. Специфические особенности информационной и агитационной речи. Правила и приемы концовки речи. Методика ответов на вопросы оппонентов. Тезисный план выступления. Внешний облик юриста и стиль общения. Социально-психологическая характеристика малой и большой аудиторий и их учет при разработке замысла публичного выступления.

Тема 3. Культура речи юриста

Понятие о речевой культуре и ее критерии. Структура судебной речи. Речевые штампы как показатель низкой культуры общения юриста. Использование в профессиональной деятельности юриста приемов стилистического синтаксиса (риторический вопрос, градация, повтор и др.), лексических средств выразительности (сравнение, аллегория, метафора и др.), фразеологических единиц (пословицы, поговорки, крылатые слова и др.).

Тема 4. Интонационно-выразительные средства речи

Внеязыковые средства коммуникации в общении. Интонация как канал коммуникативной связи. Принципы построения и функции интонационного канала коммуникации. Средства интонационно-речевой выразительности: логическое и грамматическое ударение, логическая пауза, ритм и темп речи. Техника речи. Практические советы и рекомендации юристу по овладению основными элементами техники речи и ее выразительности.

Тема 5. Искусство ведения дискуссии и спора в суде

Дискуссия как метод обоснования истины в суде. Виды дискуссии и их классификация. Организационные элементы и принципы дискуссии. Логика дискуссии. Функции и обязанности ведущего дискуссию. Практические советы и рекомендации юристу по искусству общения с различными типами собеседников при ведении дискуссии и спора в судебной аудитории.

Раздел II. Психология и этика делового общения

Тема 6. Культура ведения переговоров

Деловое общение: сущность и содержание, разработка стратегии и тактики ведения переговоров, бесед. Планирование деловой беседы, сбор материалов, их обработка и систематизация. Психогеометрия как один из примеров экспресс-диагностики личностных особенностей собеседника. Характерные психологические реакции оппонентов в деловом общении и их учет в профессиональной деятельности юриста.

Тема 7. Основы передачи информации в общении

Цель передачи информации и ее качество в зависимости от техники постановки вопросов. Причины, затрудняющие передачу информации. Психологические демонстрационные модели, облегчающие понимание процесса общения. Мимика и жесты в профессионально-ориентированном общении. Влияние неречевой информации на устойчивость обратной связи в деловом общении. Практические советы и рекомендации юристу на этапе передачи информации в деловом общении.

Тема 8. Аргументация в деловом общении

Требования к аргументам. Правила расположения аргументов. Методы аргументации. Твердый, мягкий и принципиальный метод ведения бесед, переговоров. Спекулятивные приемы тактики уловок в деловом общении. Советы и рекомендации юристу на этапе аргументации.

Тема 9. Нейтрализация замечаний оппонента и принятие соглашения в деловом общении

Психологическая природа замечаний и их классификация. Тактика нейтрализации замечаний оппонента в процессе ведения переговоров, бесед. Техника ускорения принятия решения. Советы и рекомендации юристу на этапе нейтрализации замечаний и принятия соглашения в деловом общении.

Тема 10. Современный деловой этикет и протокол

Этикет как социокультурное явление. Основные правила современного делового этикета. Национальные особенности делового общения и их учет при организации деловых контактов с зарубежными партнерами. Этикет делового общения: телефонные переговоры; формы обращения, представления и приветствия; выступления по радио и телевидению.

Темы контрольных работ

  1. Искусство речи в суде.
  2. Культура речи юриста.
  3. Порядок и особенности подготовки защитительной речи в суде.
  4. Порядок и особенности подготовки обвинительной речи в суде.
  5. Искусство обжалования исковых требований при рассмотрении трудового спора в суде.
  6. Искусство опровержения исковых требований истца при рассмотрении трудового спора в суде.
  7. Подготовка публичного выступления и его предварительная обработка.
  8. Психология делового общения.
  9. Композиция судебной речи.
  10. Начало судебной речи.
  11. Концовка судебной речи.
  12. Переговоры с трудными собеседниками.
  13. Использование стилистических фигур в судебной речи.
  14. Стиль публичного выступления юриста.
  15. Психологический барьер в общении.
  16. Психологический контакт в общении.
  17. Передача информации в деловом общении.
  18. Разработка стратегии делового общения.
  19. Техника делового общения.
  20. Тактика делового общения.
  21. Принципиальный метод ведения переговоров, бесед.
  22. Правила расположения аргументов в судебной речи.
  23. Причины, затрудняющие передачу информации в деловом общении.
  24. Неречевая информация в деловом общении.
  25. Дискуссия как форма общения юриста.
  26. Искусство спора в суде.
  27. Нейтрализация замечаний в деловом общении.
  28. Спекулятивные приемы тактики уловок на переговорах, в беседах.
  29. Наглядность как средство доказательства в деловом общении юриста.
  30. Правовая культура.
  31. Этика профессионального общения юриста.
  32. Национальная особенность делового общения.
  33. Современный деловой этикет и протокол.
  34. Организация деловых контактов с зарубежными партнерами.
  35. Выступление по телевидению и радио.
  36. Деловая переписка юриста.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Основные этапы (стадии) разработки контрольной работы

Выбор темы контрольной работы осуществляется каждым студентов самостоятельно, исходя из специфики практической деятельности и возможности получения необходимых исходных данных. Однако, в любом случае контрольная работа рассматривается как форма аналитического осмысления полученных знаний. План работы, подборка литературы, методика сбора и обработки информации определяются каждым студентом также самостоятельно.

Контрольная работа отражает содержание основных вопросов темы. Изложение материала рекомендуется иллюстрировать таблицами, схемами, графиками, расчетами с указанием ссылок на приводимые цитаты, суждения и цифры. Итогом контрольной работы должны стать выводы и предложения по решению поставленных вопросов.

Минимальный объем контрольной работы — 20−25 листов формата А-4. Оформление должно удовлетворять общим стандартным требованиям: нумерация страниц, постраничные поля для замечаний рецензента, план работы с выделением каждого вопроса в тексте, введение, заключение, список литературы с соблюдением правил библиографии, подпись автора после заключительной части работы.

Контрольная работа может быть выполнена в рукописном, машинописном или компьютерном виде, шрифт 14, междустрочный интервал — 1,5.Поля левое 2,5 правой 1,5 верх- низ 2. Ссылка на источники постранично 12 шрифтом.

Контрольная работа представляет собой самостоятельное исследование, которое характеризует уровень научно-теоретической подготовки студента. Цели контрольной работы: а) закрепление знаний, полученных в ходе изучения дисциплины; б) развитие способностей студента к самостоятельному углубленному научному анализу. В ходе написания контрольной работы вырабатывается умение систематизировать и обобщать теоретический материал, законодательные и другие правовые акты, делать соответствующие выводы.

Тему контрольной работы студент может выбрать из Примерной тематики в соответствии со своими научными интересами либо сформулирована самостоятельно и согласована с преподавателем, который будет проверять работу. Выбор темы не должен носить случайного характера, поэтому студенту следует посещать лекции, практические занятия, ознакомиться с содержанием учебника и другой литературы, рекомендуемой программой по экологическому праву.

По избранной теме контрольной работы следует составить план. Как правило, он составляется после подбора и изучения необходимой литературы, выяснения степени разработанности темы, определения дискуссионных вопросов и т. д. Каждый пункт плана должен раскрывать одну из сторон темы контрольной работы. Тема может рассматриваться в исторической последовательности либо как проблемно-описательная, т. е. исследуется в причинно-следственных связях, взаимосвязанных проблемах. Рассмотрение темы следует связывать с актуальными проблемами экологического права и задачами совершенствования законодательства на современном этапе.

План должен содержать введение, основную часть (две-три главы с разбивкой на параграфы), заключение, список использованной литературы. Работа пишется от третьего лица, общий объем ее 20 — 25 страниц печатного текста.

Во введении дается обоснование актуальности избранной темы, обозначается круг ее проблем и формулируются задачи, которые ставит перед собой автор работы. Введение не должно превышать 3 — 4 страниц.

В заключении излагаются основные выводы и предложения; желательно отразить, как решены те задачи, которые автор обозначил во введении. Объем заключения, как правило, составляет 2−3 страницы.

На первой странице пишется план работы. Вопросы плана необходимо выделить и в тексте. Используемые цитаты и цифровые данные должны иметь ссылки на источники и соответствующие сноски. По ссылкам можно судить о характере и новизне использованного материала. Ссылки могут быть внутритекстовые, т. е. непосредственно в строке или после текста (сведений), к которому относятся. После изложения текста оформляется список использованных источников и литературы. По списку видно, с какими публикациями и правовым материалом по избранной теме ознакомился студент, каков уровень его библиографической культуры. К источникам относятся законодательные и нормативные документы, а к литературе — монографии, сборники и т. д. Список составляется по разделам: 1. Нормативно-правовые документы; 2. Специальная литература (отечественная, иностранная); 3. Материалы практики; 4. Периодическая печать.

После того как материал собран, его необходимо осмыслить, выбрать наиболее обоснованную точку зрения или на основе имеющихся продумать свою собственную, скорректировать план работы. Контрольная работа должна свидетельствовать о знании опубликованной литературы и правовых актов по избранной теме, ее основной проблематики, отражать точку зрения автора контрольной работы на эту проблематику, его умение осмысливать явления жизни на основе теоретических знаний и анализа практического материала. После завершения работа редактируется, оформляется, брошюруется. Готовая работа сдается на кафедру.

Примерная тематика вопросов к зачету

  1. Деловое общение как социо — культурный феномен;
  2. Ораторское искусство: понятие, функция, структура;
  3. Дискуссия как форма общения юриста и метод обоснования истины в суде;
  4. Интонационно-выразительное средство речи;
  5. принципы ораторской деятельности;
  6. Инфраструктура судебной речи и ее особенности;
  7. Методика разработки замысла выступления перед судебной аудиторией;
  8. Культура речи юриста: понятие, критерии;
  9. Техника и тактика делового общения;
  10. Психогеометрия как оригинальная система экспресс-диагностики формы личности собеседника;
  11. Принципы передачи информации в деловом общении;
  12. Приемы, методы и средства создания благоприятной атмосферы делового общения в процессе ведения переговоров, бесед в системе взаимоотношений «юрист-юрист», «юрист-клиент»;
  13. Приемы нейтрализации замечаний оппонента в деловом общении юриста;
  14. Особенности защитительной и обвинительной речи;
  15. Культурно-этическое и нравственно-психологическое ведение телефонных переговоров, выступления по радио, телевидению, составление деловых писем;
  16. Аргументация в деловом общении юриста: виды аргументации, правила расположения аргументов в судебной речи;
  17. Методы ведения переговоров.
  18. Интонационно-выразительные средства речи юриста.
  19. Информационная речь юриста.
  20. Стиль публичного выступления юриста.
  21. Психологический контакт в общении.
  22. Твердый метод ведения переговоров, бесед.
  23. Мягкий метод ведения переговоров, бесед.
  24. Особенности делового языка, правозащитника в суде.
  25. особенности делового общения юриста с несовершеннолетними.
  26. Особенности делового общения с пожилыми заявителями.
  27. Особенности делового общения в период проведения юридических.консультаций.
  28. Особенности речи юриста при слушании дела при расторжении брака и раздела имущества.

Литература Основная

1. Алексеев Н. С., Макарова З. В. Ораторское искусство в суде. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

2. Атватер И. Я Вас слушаю (Советы руководителю как правильно слышать собеседника): Пер. с англ. М.: Экономика, 1984.

3. Барщевский М. Ю. Адвокатская этика. Самара, 1999.

4. Басков В. И. Прокурорский надзор в судах. М.: Юридическая литература, 1986.

5. Басков В. И. Прокурор в суде первой инстанции. М.: Юридическая литература, 1968.

6. Белостоцкая Н. Г. Ораторское искусство: Хрестоматия. М.: 1978.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988.

8. Бохан B. M. Формирование убеждения суда. Минск, 1973.

9. Вернер З., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М.: Экономика, 1990.

10. Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности. М.: Издательство стандартов, 1990.

11. Вуд Д., Серре Ж. Д. Дипломатический церемониал и протокол. М.: Прогресс, 1974.

12. Головин Б. Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988.

13. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных взаимоотношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.

14. Гольдинер Р. Д. Защитительная речь. М., 1970.

15. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.

16. Дебольский М. А. Психология делового общения. M., 1992.

17. Добрович А. В. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980.

18. Дулов А. В. Судебная психология. Минск, 1995.

19. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М.: Знание, 1988.

20. Заборский Г. И. Судебная речь. М.: Изд-во Юридическая литература, 1981.

21. Ивакина Н. Н. Культура судебной речи. М.: Изд-во БЕК, 1995.

22. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.: Прогресс, 1991.

23. Киселев Я. С. Этика адвоката. Л., 1974.

24. Кони А. Ф. Избранные труды и речи / Сост. И. Ф. Потапчук. Тула, 2000.

25. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М.; Изд-во МГУ, 1992.

26. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.

27. Кудрявцева Т. С., Пухаева Л. С. Деловое общение. СПб., 1977.

28. Лабунский В. А. Невербальное поведение. Ростов: Изд-во Госуниверситета, 1986.

29. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1978.

30. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями: Пер. с нем. М.: Культура и спорт, 1997.

31. Лопатин Г. С., Лопухина Е. В. Психология делового общения руководителя. М.: ААХ при СМ СССР, 1983.

32. Лунева О. В., Хорошилова Е. А. Психология делового общения. M.: ВКШ, 1987.

33. Марничева Г. Б., Кардаменко З. М., Адамов З. А. и др. Основы ораторского мастерства: Курс лекций. М.: Мысль, 1980.

34. Михайловский Н. Г., Одинцов В. В. Искусство судебного оратора. М.: Юридическая литература, 1987.

35. Мицич П. Как проводить деловые беседы. М.: Экономика, 1987.

36. Ночевник М. Н. Культура и этика общения. Ташкент, 1985.

37. Отто Э. Слово предоставлено Вам. М.: Экономика, 1989.

38. Павлова Л. Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991.

39. Панасюк А. Ю. Управленческое общение: общие советы. М.: Экономика, 1990.

40. Плевако Ф. Н. Избранные речи. М.: Юридическая литература, 1993.

41. Пиз А. Язык жестов. М., 1994.

42. Розенталь Д. Э. Культура речи. М.: Знание, 1964.

43. Руденко Р. А. Судебные речи и выступления. М., 1987.

44. Савкова З. В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.

45. Савицкий В. М. Государственное обвинение в суде. М., 1971.

46. Сергеич П. Искусство речи на суде. М.: Юридическая литература, 1998.

47. Судебные прения по уголовным делам. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992.

48. Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864−1917 гг. / Cocт. Казанцев. Л.: Лениздат, 1991.

49. Судебные речи знаменитых русских адвокатов. М., 1997.

50. Судебные речи советских обвинителей. М., 1965.

51. Тимченко Н. М. Искусство делового общения. Харьков: Оригинал, 1992.

52. Тимченко Н. М. Тайны успеха делового общения. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1995.

53. Толмачев А. В. Об ораторском искусстве. М., 1973.

54. Формановская Н. И. Вы сказали «здравствуйте»: Речевой этикет в нашем общении. М.: Знание, 1982.

55. Холопова Т. И., Лебедева М. Н. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1994.

56. Чихарев В. П. Лекторское красноречие русских ученых XIX века. М.: Знание, 1987.

57. Чуфаровский Ю. В. Общение: наука и искусство. Ташкент: Узбекистан, 1986.

58. Цицерон Марк Тулий. Три трактата об ораторском искусстве: Пер. с лат. М., 1972.

Дополнительная

1. Барабанов Е. П. О споре по существу или как подготовить и провести дискуссию // Аргумент. 1994. № 2−3.

2. Батман Д. П. Адвокатская этика. М., 1977.

3. Головаха Е. И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимоотношения. Киев: Прогресс, 1990.

4. Газело М. В. Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.

5. Лупьян Я. А. Барьеры общения, конфликты, стрессы. Минск: Высш. шк. 1986.

6. Парыгин Б. Д. Анатомия общения. СПб., 1999.

7. Смолка К. Правила хорошего тона. М.: Прогресс, 1980.

8. Судебные речи адвокатов / Сост. М. М. Хейфиц. Л., 1972.

9. Судебные речи известных русских юристов. М., 1993.

10. Шепель Н. В. Секреты личного обаяния. М., 1994.

11. Шмидт Р. Искусство общения: Пер. с нем. М., 1992.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector