Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями

7 Фома Аквмнский.- Одним из самых ярких представителей философской схолас­тики был Фома Аквинский (1226−1274), философ, теолог, мо­нах-доминиканец. Основатель учения — томизма, которое пред­ставляет сочетание философии Аристотеля с христианско-католической теологией. Причиной возникновения и развития всего сущего Ф. Аквинский считал Бога. Бог представляет собой чис­тую форму — источник всех форм, благодаря которым материя как потенциальная возможность всех вещей превращается в конк­ретные чувственные вещи.

Всякое сущее, по мнению Ф. Аквинского, состоит из эссенции и экзистенции, сущности и существования. Существование отра­жает индивидуальные характеристики вещей, сущность принадле­жит к роду. У Бога сущность и существование тождественны. Бог абсолютен.

Будучи близок к реалистам, Ф. Аквинский пытался все же примирить реализм и номинализм. Он предлагал различать поня­тия «род» и «вид» в человеческом и божественном уме. Для Бога реальны родовые понятия, идеи. В человеческом же сознании ре­альны вещи. По мнению Аквината, общее присуще самим конк­ретным вещам как их сущностная форма; понятие как идеальный образ конкретных вещей принадлежит лишь божественному разуму.

Фома Аквинский стремился теоретически обосновать служеб­ную роль философии по отношению к теологии.

8 АНТРОПОЛОГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЕ- Возрождение часто называют антропологической революцией, кот произошла во взгляде на челов-во. Суть её в следующем: 1) чел воспринимается как титан (сущ-во, кот явл-ся воплощением космоса и обладает колоссальным потенциалом творческих сил) Воплощение космоса-тело человека. Чел. как титан, носитель колоссальнго кол-ва сил способен ко всему. 2) Промитеизм. Чел выступает ни как слуга, а как соратник Бога. При этом источником богочеловечества явл творч-во. 3) под влиянием титанизма и промитеизма сознание чел-ка нач-т приобретать индивид. хар-р и теряет связь со своей религиозной основой. С т. з. Америк антрополога Элиаса антропологич. революция привела к революции сознания. С т. з. Элиаса соц. сознание, кот. определяет соц. отношения, находятся в парадигме «я-общество». Нач-ся смещение в сторону «я», к индивид. сознанию. Мартин Лютер: католич. Церковь не может претендовать на роль посредника между Богом и чел-ком. мирская жизнь и светское гос-во занимают важнейшее место в жизни чел-ка. Источник дух. спасения-индивидуальное общение с Богом. Источником дух. спасения чел-ка явл не только вера, но и труд

3 стр., 1488 слов

Средневековая схоластика Ф. Аквинского

... побуждать к познанию. Впрочем, конечным источником свободных человеческих решений, согласно Фоме Аквинскому, является не сам человек, а бог, который вызывает в человеке стремление поступать ... словами, звуками, именами. Наиболее радикальные номиналисты признавали только бытие единичных вещей, давая им общие названия. Общие понятия определялись ими как звуки ...

9 Декарт--

Декарт Рене

Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.

31 марта 1596 г., Декарт, Турень, Абсолютная монархия во Франции

11 февраля 1650 г. (53 года), Стокгольм, Шведская империя

Чем известен, метод радикального сомнения, Декартова система координат, Картезианский дуализм, Онтологич Декарт Рене

10 Особенности русской классической философии

Русская философия — одно из направлений в мировой философии. Русская философия, как и другие национальные философии, выражает самосознание и менталитет народа, его историю, его культуру и духовные искания.

§ Основой духовного самосознания и менталитета народа в русской философии является русская идея. Русская идея — это вопрос о существовании России во всемирной истории.

Русская философия, являясь составной частью мировой философии, имеет вместе с последней общие вопросы и проблемы исследования (метафизика, онтология, гносеология, социальная философия и т. д.), общий категориальный аппарат и т. д…К отличительным особенностям, характеризующим проблематику русской философии, можно отнести концепцию мирового всеединства, русского космизма, русскую религиозную этику, русскую герменевтику, идею соборности и т. п. Основной вопрос русской философии — это вопрос об истине — смысле бытия человека, его космического и земного назначения. Решается этот вопрос в духовно-религиозной теории истины Русская философия прошла длительный путь своего развития, в котором различают ряд этапов:
1) становление русской философской мысли (XI — XVII вв.);
2) русская философская мысль эпохи Просвещения (философские и социологические идеи русских просветителей XVIII в.);
3) становление русской философии (философия революционных демократов, славянофилы начало и середина XIX в.);
4) русский духовный ренессанс, «серебряный век» русской философии (последняя треть XIX — начало XX в.), которые в совокупности сформировали русскую классическую философию

9 стр., 4157 слов

Философия 6

... , общественно-экономическая формация, базис и надстройка. Т.9. Русская философия Вопросы: 1. Человек и мир в русской философии. 2. Судьба России. Основные понятия темы: Периодизация ... , прагматическая, конвенциональная и когерентная концепции истины. Научное познание Вопросы: 1. Понятие наука. 2. Структура научного познания. 2.1. Основания науки. 2.2. Уровни ...

11 Гносеология, сновные типы---в переводе знание науки! Когнитивная) Одна из двух главных базовых функций языка: предназначение языка быть «непосредственной действительностью мысли» (К. Маркс), т. е. являться важнейшим орудием мышления (наряду с другими… Основная проблема гносеологии — проблема объекта и субъекта. По отношению к
этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта) ;
Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая
концепция (объект полностью доминирует над субъектом. Одна из центральных проблем — проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры.

12 Чувственное и рациональное познание.---- Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное

Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания -----• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. • Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. • Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. …Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления. • Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения… Эмпиризм (от гр. — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт Рационализм (от л1ат. — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

13 Практика — основа и цель познания. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить площади, объемы, исчислять время и т. д. Однако, не всегда, конечно, открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются непосредственно «по заказу» практики. Практика является непосредственно целью познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и соответствующим образом, в той, или иной мере, регулировать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства для действия» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни. Практика представляет собой решающий критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Поскольку субъектом познания, «центром» всей гносеологии является человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики, культурологии, социологии и других наук о человеке.

14 Проблема истины в гносеологии----------

Проблема истины является основной для гносеологии, поскольку вопрос о том, что есть истина, достижима ли она и каковы ее критерии — это вопрос о познаваемости мира, о возможностях человека получать достоверное знание. Слово «истина» переводится с греческого как «нескрытность». Она является, по словам М. Хайдеггера, откровенностью бытия. Но история философской мысли знала разные интерпретации проблемы истины.

٠ В античности была выдвинута концепция соответствия. Истину видели в том, что существующие вещи интерпретировались как проявления соответствующей идеи (по Платону) или формы (по Аристотелю).

٠ В средневековой христианской философии истину видели в Боге, в его откровении.

٠ В Новое время в качестве истинного знания рассматривали сведения, содержащиеся в чувствах (Бэкон, Локк), либо в ясных идеях (Декарт, Лейбниц).

Так складывалась и утверждалась классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности

15Основные философские подходы к пониманию общества.

Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.

Натуралистический — общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.

Например, теория этногенеза русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.2. Идеалистический. а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.3. Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.

16 Категории бытия, ее смысл и содержание в философских системах. Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира — предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.

Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы--1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие человека в мире природы;3) бытие духовного, идеального;4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие;5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части. Итак, бытие — общее понятие, самое общее, которое образовываете" путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.

17 Личность, как специфический феномен, ее роль в обществе.--- Личность — это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации. Социальная роль личности — это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности. Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т. д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:-· личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;--· общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;--· личность отражает достигнутый уровень развития общества;с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью. Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса — как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.

18 Проблемы смысла жизни и смерти в философии и культуре---В пределах коммуникативной философии возникает онтологический по своей природе «двойной регулятивный принцип ответственности», который, заключается усталость, что люди в современных условиях должны действовать так, чтобы обеспечить выживание человеческого рода. Философствование по поводу жизни и смерти, конечно же, не является чем-то новым. Более того, в истории трудно найти философа, который игнорировал бы эту проблему. Еще Гераклит, как известно, заявлял, что жизнь и смерть фактически одно и то же. Платоновский тезис, что сама философия есть лишь подготовка к смерти и умение умирать, в различных вариациях и бесчисленное количество, раз воспроизводился другими авторами. Тема смерти является ведущей в любой религии, поскольку именно с позиций ее неизбежности выявляются смысл и ценности земного существования человека. Достаточно вспомнить о реинкарнации, колесе смерти-жизни и карме во многих восточных религиозно-философских системах. В христианском понимании сама смерть есть переход к новой вечной жизни. Отсюда вытекают и определенные формы ответственного отношения человека к жизни: — «космическая» ответственность, т. е. ответственность за сохранение жизни на планете Земля;- «экологическая» ответственность, как ответственность за сохранение разных форм жизни;- «общечеловеческая» ответственность, как ответственность за сохранение жизни человеческого рода.

19 Понятие культуры, ее различные интерпретации. Функции культуры.----- Культура как форма деятельности предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т. е. человека. Предназначение культуры, ее «обязан­ность» или роль, которую она играет в человеческой жизни, выра­жены в ее функциях. Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защи­тить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого.

Понятие «культура» (лат.— возде­лывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошим делом», не только с тем, что сделано, но и как, и зачем. Культура — это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее; творческий принцип жизни личности и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.

Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прог­ресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру .

Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд, способы его осуществления и результаты .К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот об­щественного бытия. Это -общественный транспорт, пути и средства общения, промышленное оборудование, техника, сооружения и т. п. Материальная культура — показатель уров­ня практического овладения человеком природой. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой, которые играют основную роль .К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования, состояние просве­щения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества (этикет), уровень развития потреб­ностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Предметная культура (т. е сам факт ее существования) — ее внешняя видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как: не сводима психика человека к его телу. Но видимый мир культуры — это одна из ее частей и всего лишь только встреча с ней. А внешность, как мы знаем, бывает обманчива, и мы не можем по ней со всей уверенностью судить о внутреннем мире. Личностная культура — запечатлена в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравст­венного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи

20 Структуры общественного сознания. Формы и уровни--Общественная психология -- это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе повседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе в значительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения и тяготы борьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людей по отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можно манипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоит одна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих на людей ораторов. Формы общественного сознания включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:-1. По предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношение к власти, отношения между классами, нациями, государствами. В религиозном сознании отражается зависимость человека от сверхъестественных, божественных сил.2. По средствам отражения. Например, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях идр., искусство -- в художественных образах, религия -- в церковных догматах, и т. д. 3. По особенностям своего развития. Например, для науки характерным является прогресс познания, однако в искусстве прогресс не может служить основным показателем его развития.4. По выполняемым ими социальным функциям. Например, наука имеет функции познавательную и практическую -- как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет эстетическую, познавательную и воспитательную функции.

21 Цивилизация и культура в интерпретации Н.А.Бердяева--Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев (, — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н. А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни»

Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев

22 Творчество, как высшее проявление самореализации личности Принципы интерпретации творчества (философский, социологический, культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её «необходимое, существенное, неотъемлемое
свойство». Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагаеторигинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в
сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество — это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаясявразличны видах деятельности и ведущая к развитию личности Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его
важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой — творчество. Однакоэтот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. .Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую.деятельность.свойство…Именно.преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Проблема жизни и смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.--- В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.

Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.

Понятие жизни и смерти в философии

Жизнь и смерть — вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

24 учение о развитии----Диалектика как философская теория развития возникла и сложилась не сразу. Как свидетельствует изучение древних культур и культур народов, задержавшихся на доклассовой стадии общества, в их общественном сознании нет сложившихся представлений и понятий о развитии. Впервые глубокие и серьезные представления о развитии как особой форме движения возникают в философии античной Греции. Этому содействовала радикальная перестройка способа производства материальных благ и духовных ценностей, происходившая там в исторически сжатые сроки и приведшая к возникновению рабовладельческой. общественно-экономическойюформации.

«Все течет, все меняется», — утверждал Гераклит Эфесский. Мысль о всеобщей изменчивости и обновлении отражает быстрые социальные изменения, крутую ломку старых, общинно-родовых учреждений, нравов и обычаев, современником которых был Гераклит. Эту мысль он выражает и в следующем положении: даже в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Развитее — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие — сложноорганизованное изменение циклического характера. В нем осуществляется органический синтез изменения и сохранения. Момент сохранения в развитии выражается в понятии повторяемости или возвращения якобы к старому. Момент изменения — в понятиях «необратимость», «поступательность»

Основные фундаментальные черты развития:
Неотрывность от движения, изменения, причем не отдельные, а комплексные, в рамках системы, сопровождающиеся дифференциацией и изменением качества системы, ее усложнением или упрощением — качественный характер самих изменений.

Необратимость изменений. Развитие характеризуется не разовыми преобразованиями, а комплексом таких преобразований, которые приводят к качественному преобразованию системы. Развитие это смена состояний, в основе которых лежит невозможность сохранения прежних форм функционирования. …Направленность. Развития «вообще» не существует. Оно связано с прошлыми и будущими состояниями системы, ему присуща преемственность. Развитие возможно в двух направлениях: прогрессивном и регрессивном. Прогрессивное развитие сопровождается увеличением степени дифференциации систем, усилением ее мобильности, возможностью воспроизведения в расширенных масштабах основных функций системы, усилением степени организации и целостности. Регрессивное развитие напротив — уменьшением степени дифференциации системы, ее упрощением, потерей ранее присущих системе функций. Основными принципами диалектики являются:
 — принцип всеобщей связи;
 — принцип развития;
 — принцип системности;
 — принцип причинности;
 — принцип историзма

26 Общественное сознание — это совокупность идей, взглядов и оценок, свойственных данному обществу в осознании им собственного бытия. Индивидуальное сознание — это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ складывается на основе сознаний отдельных людей, но не является их простой суммой. Каждое индивидуальное сознание неповторимо, и каждый индивид коренным образом отличается от другого индивида именно содержанием своего индивидуального сознания. Поэтому общественное сознание не может быть просто механическим объединением индивидуальных сознаний, оно представляет собой всегда качественно новое явление, поскольку является синтезом тех идей, взглядов и чувств, которые вобрало в себя из индивидуальных сознаний. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ человека всегда многообразнее и ярче общественного сознания, но при этом, оно всегда более узко по взгляду на мир и гораздо менее охватно по масштабу рассматриваемых проблем. Индивидуальное сознание отдельного человека не достигает той глубины, которая присуща общественному сознанию, охватывающему все стороны духовной жизни общества. Но общественное сознание приобретает свою всеохватность и глубину из содержания и опыта отдельных индивидуальных сознаний членов общества. Таким образом, общественное сознание есть всегда продукт индивидуального сознания.-

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ — это различные способы интеллектуального и духовного освоения действительности: политика, право, мораль, философия, искусство, наука и т. д. Таким образом, можно говорить о следующих формах общественного сознания: 1. Политическое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых общество осознает сферу политики. 2. Правовое сознание. Это система знаний и оценок, посредством которых обществом осознается сфера права.. 3. Нравственное сознание. Это исторически складывающиеся принципы морали в отношениях между людьми, между людьми и обществом, между людьми и законом, и т. д. 4. Эстетическое сознание. Это отражение окружающего мира в форме особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. 5. Религиозное сознание выражает в себе внутренний опыт человека, связанный с ощущением им своей связи с чем-то высшим себе и данному миру. 6. Атеистическое сознание отражает мировоззренческий взгляд тех членов общества, которые не признают наличия Высшего человеку и мировому бытию, и отрицают существование любой реальности, кроме материальной. 7. Естественнонаучное сознание. Это система экспериментально подтвержденных и статистически закономерных знаний о природе, обществе и человеке. 8. Экономическое сознание. Это форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания и социально-экономические потребности общества. 9. Экологическое сознание. Это система сведений о взаимоотношениях человека и природы в процессе его общественной деятельности. -

ИНДИВИД — отдельный человек. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ — нечто отдельное, своеобразно неповторимое. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ — совокупность идей, взглядов и чувств, свойственных конкретному человеку.-

27 глобальные проблемы человечества, их причины.

Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления.
К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся:---
предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов ;преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости ;обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии);--преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу:--прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитии,---своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. 25 Пространство и время. Социальное пространство и время---Любые социальные процессы, ведущие к социальным изменениям, протекают в конкретно-историческом пространственно-временном континууме. Социальное пространство и время — категории, характеризующие социальное бытие как процесс сосуществования сменяющих друг друга поколений людей, как условие взаимосвязанности людей и непрерывности их повседневной жизни. Социальное пространство — это человеческое бытие в виде общественных отношений, социальных институтов, различных видов коммуникаций и т. п. Человечество в отличие от животных сразу же начало формировать особую пространственную сферу своей жизнедеятельности — изготавливать орудия, строить жилища, одомашнивать диких зверей, т. е. создавать «вторую природу. Вся история человечества демонстрирует постоянные изменения социального пространства. Эти изменения детерминируются как природными, так и социальными факторами. Так, древнеегипетская культура в основе своего мировоззрения имела горизонталь, древнегреческая — объемность (уравновешенность пространственных характеристик), средневековая — вертикаль (готический стиль обращенности, вытянутости к Богу), эпоха Возрождения — глубину (впервые была разработана линейная перспектива в живописи).

В Античности практически не было современного видения пространства, тамбыл topos (место), в котором совершались все события. В Средние века пространство представляло собой область Богоприсутствия. В Новое время изменяется характер пространственно-временного континуума — главной доминантой становится уже не пространство, а время, что отразило убыстрение хода истории. Пространство становится абстрактным и однородным, т. е. перестает быть связанным жестким образом с определенными социальными событиями. Причем пространство и время мыслятся отдельно друг от друга. С XIX в. пространство-время снова берется в единстве, в виде континуума, т. е. происходит возврат к древней идее «хронотопа». Понятия пространства и времени широко применяются в исследованиях статики и динамики общества. Так, например, для изображения социального пространства используют декартову систему координат. Социальные отношения между людьми будут разными в зависимости от того, на какую ось проектировать их социальный статус. Например, богатый и бедный являются соседями. Как «соседи», они ничем не отличаются друг от друга, а как «богатый» и «бедный», они отстоят друг от друга далеко.

Например, политическое пространство наделяется тремя измерениями:
1) политическое пространство как предпосылка политической организации общества (размеры государства и т. п.);
2) политическое пространство как цель политических процессов (например, геополитика рассматривает территориально-политическое пространство государства как цель конфликтного взаимодействия соперников-государств: сильные государства охотятся за жизненным пространством и полезными ископаемыми других стран);
3) политическое пространство как условие формирования и осуществления политических решений (среда протекания политических процессов).
Время — форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире. Объективное (физическое) время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное (социальное) время отличается от него и основано на осознании (оценке и т. п.) времени. Осознание времени зависит от содержания переживаний.
Социальное время — характеризует (фиксирует) устойчивость социальных форм в виде их воспроизводимости. По изменениям социального времени (как и социального пространства) можно судить об очередных социальных трансформациях. Социальное время есть внутреннее качество социального бытия и является мерой изменчивости общественных процессом

28 Данилевский Данилевский родился в семье генерала; в 1842 г. окончил Царскосельский лицей; в 1843—1847 гг. обучался вольным слушателем на физико-математическом отделении Петербургского университета, где получил степень магистра ботаники. Был знаком с А.А. Краевским, В.Г. Белинским, В.Н. Майковым. Летом 1848 г. был арестован по делу М.В. Буташевича-Петрашевского, кружок которого активно посещал и в котором серьезно занимался изучением фурьеризма. (Правда, фурьеризм Данилевский интерпретировал в консервативном плане: он отстаивал сохранение самодержавия.) .

а за свою научно-административную деятельность был награжден Золотой медалью Русского географического общества. Данилевский серьезно занимался исследовательскими разработками в области ботаники, зоологии, этнографии, статистики. В 1868 году Данилевский написал книгу «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому Данилевский подхватил и развил выдвинутую Герценом идею о подчиненности исторического бытия тем же законам, каким подчиняется природа, и «его значение, его бесспорное влияние на русскую историософию относится не столько к учению о «культурных типах», сколько именно к вопросу о единстве законов природы и истории».Данилевский, таким образом, отверг идею единой линии в развитии человечества, идею прогресса. В соответствии с теорией культурно-исторических типов невозможно, во-первых, указать, какой культурный тип является по уровню развития более высоким, а во-вторых, представить движение истории человечества «по прямой». Правда, мыслитель не отказывается от идеи прогресса совсем, он обращается к ней, но наполняет ее другим содержанием. «Прогресс (…) состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае оно скоро бы прекратилось), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях». Теория Данилевского отвергала причинно-следственную связь между отдельными историческими этапами человечества, но она признавала наличие у истории цели. Таким образом, новое, что было внесено Данилевским в формулу «построения истории», было связано с обоснованием своеобразия славянской культуры, которое, как отмечал Зеньковский, достигает у него «такой силы, такой ясности, что он глядит на Европу как бы с другого берега.

29 Категория сознания. Структуры сознания.---- Проблема сознания является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед человечеством. Мыслители и ученые разных исторических эпох пытались разгадать тайну сознания, определить сущность и возможности его познания, объяснить, каким образом осуществляется связь человека с внешним миром и с самим собой. Философия рассматривает сознание, прежде всего с точки зрения его онтологического статуса.

Онтология как учение о бытии не может выводить проблему сознания за свои рамки, ибо бытие, как уже отмечалось выше, представляя собой, единство формы и способов существования, включает в себя и материю, и сознание. Определяя место сознания в структуре бытия, материалисты связывают сознание с функцией высшей формы организации материи (мозга).

Идеалисты истолковывают сознание как сущность бытия, как нечто, не зависящее от природного и социального бытия и созидающее его. В истории философской мысли, начиная с античности, сложилась традиция рассматривать всю деятельность человека по восприятию мира как производную души. При этом до Аристотеля душа трактовалась как нечто внешнее по отношению к телу, независимо от понимания ее природы — вещественной (античные атомисты) или нематериальной (Пифагор, Сократ, Платон).

Аристотель же пришел к выводу, что душа является формой живого органического тела, а не самостоятельной сущностью. Душа суть тела, причина и цель всех его действий. Действует не душа, а соответствующее одушевленное тело; переживает не душа, а целостный организм. Согласно Аристотелю, сказать, что душа гневается, равносильно утверждению, что душа занимается ткачеством или постройкой дома. Душа «движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». С незначительными изменениями учение Аристотеля о душе господствовало вплоть до XVII в. Сознание — важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознании. Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека,

30 Фрейд, Зигмунд (1856 — 1939) — венский профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализ).

Среди психологов XX века доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ. Самая глубокая и значительная область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование. Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для филосовской системы. Бессознательное — те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.

Совершенно иную, по Фромму, природу имеют исторические противоречия. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории. Устранение исторических противоречий Фромм связывал с созданием нового гуманистического общества. В книге «Революция надежды» (1968) Фромм излагает свои представления о путях гуманизации современного общества. Он возлагал большие надежды на введение «гуманистического планирования», «активизацию индивида путем замещения методов „отчужденной бюрократии“ методами „гуманистического управления“, изменения способа потребления в направлении увеличения „активации“ человека и устранения его пассивности, распространения новых форм психодуховной ориентации», которые должны быть «эквивалентами религиозных систем прошлого». Одновременно Фромм выдвигает идею создания небольших общностей, в которых люди должны иметь свою собственную культуру, стиль жизни, манеру поведения, основанную на общих «психодуховных ориентациях», напоминающих результаты и символы церковной жизни

31Сознание и язык…

Язык и сознание человека имеют непосредственное влияние друг на друга. К тому же ими можно научиться управлять. Так, совершенствуя свои речевые данные, личность вносит положительные изменения в собственное сознание, а именно в умения объективно воспринимать информацию и принимать решения.

Стоит отметить, что издавна в философии такие мыслители, как Платон, Гераклит и Аристотель изучали взаимосвязь между сознанием, мышлением и языком. Именно в Древней Греции последние воспринимались, как единое целое. Не зря ведь это отразилось в таком понятии, как «логос», что дословно означает «мысль неразрывна со словом». Школа философов-идеалистов считала главным принцип, гласящий, что мысль, как отдельную единицу, невозможно выразить словесно.

В начале 20 ст. возникает новое направление, называемое «философия языка», согласно которому сознание оказывает влияние на мировосприятие человека, на его речь и, следовательно, на общение с окружающими. Основоположником этого течения считается философ Вильгельм Гумбольд.

Современная философия занята исследованием проблем, связанных с изучением связи человеческого мышления, языка и познания окружающей действительности. Так, в 20 ст. возникает лингвистическая философия, занимающаяся изучением структуры языка, мысли, что способна оторваться от реального мира, но при этом остается неразрывной частью языка.

Диалектическая философия рассматривает эти два понятия, как историческо- общественное явление, благодаря которому развитие языковой структуры является отражением развития мышления, сознания каждого человека.

32 Понятие информмация Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры.

Понятие «информация». Информатизация: тенденции в изменении сознания, мышления, культуры Философские определения понятия «информация» отличаются чрезвычайной противоречивостью вплоть до полярности. На одном полюсе— безграничный панинформизм (удачное выражение проф. А.В. Соколова), на другом — полнейший информационный нигилизм. Между ними — признание информации третьим атрибутом материи, равнозначным веществу и энергии; утверждение о независимости информации от какого бы то ни было материального носителя; трактовка ее как тонкоматериальной структуры с необычными для физического мира свойствами; признание в одном случае первичности информации и вторичности материи, а в другом — материальности информации и т. д. Наиболее экспрессивно утверждаются две точки зрения — панинформистская и негинформистская. Первую внедряет президент Международной академии информатизации Юзвиин. Информация, согласно его утверждению, «фундаментальный генерализационно- единый безначально- бесконечный законопроцесс резонансно-сотового, частотно-квантового и нульсингулярного самоотношения, самоотражения, отношения, взаимодействия, взаимопревращения, взаимосохранения (в пространстве и времени) энергии и движения на основе материзации и дематеризации в вакуумосферах и материосферах Вселенной». Прямо противоположна по отношению к изложенной концепция инфонигилизма, в соответствии с которой понятие информации есть пустое множество, поскольку информацию невозможно идентифицировать Информация в сущности есть достояние только субъективного сознаний, за его пределами информации не существует. Онтологически информация есть субъективная реальность. Это утверждение целиком согласуется с достижениями современной психологии. Философы тоже определяют сознание как способность человека оперировать образами социальных взаимодействий .

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector