ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА

Вопросы психологии. 1992. № 1−2.

152

ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ КОМПЬЮТЕРА

О. Н. АРЕСТОВА, Л. Н БАБАНИН, О. К. ТИХОМИРОВ

Одно из направлений развития психологи­ческой науки состоит в том, что некоторые исследовательские приемы, применяемые в чисто экспериментальных целях, обна­руживают связь с определенными пси­хическими свойствами, чертами личности, качествами характера, индивидуальными особенностями интеллекта. Исследователь­ский метод, используемый в качестве средства анализа, постепенно сам стано­вится объектом специального изучения с точки зрения наличия или отсутствия та­кого рода связи. Происходит преобразова­ние, развитие исследовательского метода в метод практической психологии, психодиа­гностический метод. Множество психодиа­гностических методов, существующих в на­стоящее время, возникло именно таким способом. Зародившись в какой-либо из пси­хологических школ в качестве эксперимен­тально-исследовательских методик, эти про­цедуры постепенно эмансипировались от конкретных исследовательских задач, а за­тем и от самих психологических школ, сохранив с ними главным образом лишь историческую, этимологическую связь. С этой точки зрения не составляет исклю­чения и возникший в школе К. Левина метод анализа уровня притязаний.

Уникальность этого метода с точки зре­ния его диагностических возможностей определяется ключевым значением изучае­мого с его помощью психического процес­са — процесса целеполагания. Возможно, и какое другое психическое образование не затрагивает такой комплекс сложных психи­ческих процессов. Центральное положение целеполагания в психической регуляции деятельности объясняется его сложным, системным характером: будучи сама по себе основным процессуальным регулятором дея­тельности, цель в свою очередь является и объектом регуляции: во-первых, со сто­роны мотивационно-личностных образова­ний, во-вторых, со стороны объективных условий деятельности, носящих внешний ха­рактер, в-третьих, со стороны оценки субъ­ектом собственных возможностей, то есть самооценки личности. Цель обладает и са­мостоятельным психическим статусом, непо­средственно переживается субъектом. Та­ким образом, цель представляет собой сложный психический феномен, значение которого в процессах психической регуля­ции трудно переоценить.

5 стр., 2122 слов

Методы системного анализа физиологических процессов

... наших методов, направленных на анализ временной организации физиологических колебаний, лежит расчленение исходного процесса на дискретные последовательности характеристик единичных колебаний. С общетеоретической точки зрения получающиеся ...

Метод анализа уровня притязаний пред­ставляет собой экспериментальную модель процесса целеполагания, довольно удачно отражающую закономерности выбора цели субъектом в реальной жизни. Многочислен­ные экспериментальные исследования, выде­лившие психические детерминанты выбора цели, систематический анализ которых пред­ставлен в психологической литературе [1],[2],[3],[4],[7], превратили анализ стра­тегии целеполагания в ценный метод изу­чения личности, динамических и содержа­тельных аспектов мотивации субъекта. Нами

153

разработан и реализован на компью­тере усовершенствованный вариант этой методики. Ее краткое описание и воз­можности в плане диагностики содержательных аспектов мотивации были показа­ны в предыдущей работе [2]. Например, с помощью результатов автоматизирован­ной обработки параметров деятельности ис­пытуемого определяется вид и предметная отнесенность мотивации.

Дальнейшее исследование возможностей разработанной психодиагностической мето­дики показывает ее продуктивность в ис­следовании динамических особенностей про­цессов мотивации, присущих тому или иному человеку. Оказалось, что методика анализа уровня притязаний чувствительна к широ­кому спектру характеристик психической ре­гуляции. В отличие от содержательных сто­рон мотивации, диагностика которых тре­бует обязательного качественного анализа данных психологом-специалистом, наличие некоторых особенностей мотивации динами­ческого типа может быть установлено с помощью компьютерной процедуры обследо­вания и обработки данных.

Применение компьютерной обработки пси­ходиагностических данных позволяет рас­ширить круг индивидуальных психических характеристик, выявляемых с помощью анализа уровня притязаний. Это изменяет диагностическую направленность методики уровня притязаний (методики УП), прев­ращая ее в сложный мультидиагностический метод, создание которого основано на сложившемся в экспериментальной пси­хологии понятии «уровень притязаний». Этот прочно укоренившийся в психологи­ческой науке гипотетический конструкт изначально проявил себя как сложное, синтетическое психическое образование [8]. Различные исследователи указывают на связь уровня притязаний с такими процес­сами и состояниями психики, как различ­ные виды самооценок личности, интенсив­ность переживания результатов деятель­ности, мотивационная направленность, гиб­кость целеполагания и многие другие. Эти данные говорят о сложной, множест­венной системной детерминации процесса формирования уровня притязаний.

20 стр., 9969 слов

Теоретические аспекты методики отбора детей в секцию волейбола на начальном этапе тренировочного процесса

... и свой психологически-социологический аспект. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует ... качества имеют, с одной стороны, мотивация, а с дугой – сознательный контроль ... В процессе исследования использовались те методики, которые применялись и в первичной ... обучения, проводилось прогнозирование роста. У данных девочек имеются выраженные отличия стремительного, ...

С одной стороны, комплексный характер детерминации наблюдаемого психического свойства, лежащего в основе психодиагно­стической методики, существенно усложняет ее конструирование, обработку и интер­претацию данных. С другой стороны, это расширяет ее диагностические возможности, делает информативной в отношении широ­кого спектра психических характеристик человека.

Проведенное исследование показывает чувствительность уровня притязаний к та­ким аспектам психической регуляции дея­тельности человека, как устойчивость по отношению к различного рода неблагопри­ятным факторам (монотония, хронический неуспех, дефицит времени); представление о собственных возможностях, их самооцен­ка; ригидность целеобразования и пове­дения в целом; степень уверенности в своих силах; способ выхода из ситуации кон­фликта. Общность перечисленных свойств, на наш взгляд, состоит в их тесной связи с мотивационно-динамическими особенно­стями личности.

Таким образом, методика УП позволяет анализировать психодиагностические дан­ные двух типов: связанные с содержительными аспектами мотивации (вид и пред­метная отнесенность ведущего мотива); характеризующие психические свойства, связанные с динамическими аспектами мотивационной регуляции. Отметим, что раз­деление содержательных и динамических аспектов мотивации носит в данном случае весьма условный характер и является ско­рее данью традиции деятельностного под­хода. Условность такого разделения опре­деляется теоретическими концепциями, в русле которых длительное время развива­лось понятие притязаний и достижений (например, концепция мотивации достижения).

3 стр., 1216 слов

Ситуационные задачи, последняя версия, 2005 год

... похищения и смерти прошло 3 месяца. При обследовании выявлен высокий уровень депрессии, тревоги, больная постоянно жалуется на чувство страха, навязчивые мысли ...

В настоящее время широко исполь­зуются определения мотивов, динамические и содержательные аспекты которых трудно разделимы. Примером может послужить понятие мотива достижения успеха и мотива избегания неуспеха. «Прорастание» такого понимания статуса мотива в иные психо­логические концептуальные схемы связано с сильным влиянием левиновской концеп­ции мотивации на современную психоло­гию (носителем которого является в том числе понятие уровня притязаний, лежа­щее в основе данной работы).

Отметив условность различения содержа­тельного и динамического аспектов моти­вации, остановимся на новых возможностях методики УП в плане диагностики тех особенностей мотивации, которые более от­носятся к динамическому аспекту мотивационной регуляции, нежели к предметному ее содержанию.

Диагностика динамических аспектов мо­тивации производится с помощью ана­лиза УП по специально разработанным параметрам. Расчет этих показателей произ­водится компьютером на основе первичной обработки экспериментальных данных. Ко­личество таких параметров превышает 20. Часть из них известна [3]: общее количество

154

выборов (решаемых задач); общее время эксперимента; среднее время реше­ния одной задачи; уровень притязаний (средний уровень сложности всех избранных задач); средняя величина шага (средний модуль разниц уровня сложности соседних выборов); средняя величина и направле­ние шага после успешного и неуспешного решения; количество парадоксальных реак­ций (повышение сложности после неуспеха и понижение после успеха); количество, величина и направление резких подъемов и снижений (скачков) притязаний; широта ориентации в зоне предложенных целей (разница между минимально сложным и максимально сложным выбором цели); ко­личество повторных выборов задач данной сложности после неуспешного и успешного решения; процент успешных решений от об­щего количества выборов; уровень дости­жений (максимальный уровень сложности успешно решенной задачи); средний уровень успешно решенной задачи; адекватность притязаний испытуемого (отношение уровня притязаний к уровню достижений).

13 стр., 6425 слов

Тема №: «Психозы позднего возраста». Задача № 1

... амбулаторное наблюдение Рекомендуемое лечение. антидепрессанты, психотерапия Задача№4 Пациентка 25 лет обратилась к психиатру для решения вопроса обследования по поводу своего состояния ... расстройства?неблагоприятный Каковы лечебные рекомендации? психофармакотерапия (карбамазепин, тетурам), психотерапия Задача№6 У больного ежедневно употребляющего психоактивное вещество, через несколько месяцев ...

Кроме того, нами были введены новые первич­ные параметры: среднее время решения успешно решенной задачи; среднее время решения нерешенной задачи (отношение этих показателей отражает адекватность настойчивости испытуемого при решении задач его интеллектуальным возможнос­тям).

Другие введенные нами параметры связаны с анализом соотношения пред­сказаний и реальных выборов испытуемого. Напомним, что, согласно нашей методике [2]после того, как испытуемый сделал очередной выбор, перед предъявлением очередной задачи ему задавался дополни­тельный вопрос: какие задачи он выберет в случае успешного и неуспешного реше­ния данной задачи. После реального (пра­вильного или неправильного) решения за­дачи компьютер снова запрашивал уровень сложности очередной задачи вне зависи­мости от предсказаний. Параметры, свя­занные с предсказанием, следующие: пред­сказываемые шаги после успеха и неуспеха; количество парадоксальных предсказаний (повышение после неуспеха, понижение по­сле успеха); процент нарушения предсказа­ний после успеха и неуспеха.

На основе первичных параметров раз­работаны комплексные вторичные диагно­стические показатели, применяемые для определения перечисленных выше динами­ческих особенностей мотивационной регу­ляции деятельности субъекта.

Первый показатель (П1) равен отноше­нию средней сложности выбранной задачи, то есть уровня притязаний, к уровню максимально сложной задачи, выбранной испы­туемым:

Относительная высота притязаний, в отли­чие от традиционного показателя, учиты­вает не только усредненный уровень выбо­ра, но и наличие пиков на графике после­довательности выборов. Этот параметр слу­жит прямым показателем высоты самооцен­ки личности в конкретном виде деятель­ности при решении интеллектуальных задач, т. е. является частным случаем интеллек­туальной самооценки. Этот показатель приобретает важное диагностическое зна­чение в комбинации с уровнем достижений.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней ... отрицательные. Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по ... . О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же ...

Параметр П2 отражает отношение между высотой притязаний и средним уровнем достижений. Это — адекватность притяза­ний человека, его самооценки, правиль­ность представлений о собственных воз­можностях, т. е. степень соответствия реальных и приписываемых человеком само­му себе способностей:

Адекватность представлений о собственных возможностях в связи с требованиями си­туации является одной из основных пред­посылок общего психического благополучия, а также успешного выполнения практиче­ски любой профессиональной деятельности. Естественно, в данном случае не имеется в виду высокотворческая профессиональ­ная деятельность, в которой острая неудов­летворенность собой может быть едва ли не основным двигателем творчества.

Особенно важна правильная самооценка для успешного осуществления учебной дея­тельности, не только потому, что она во многом определяет ее эффективность, но и потому еще, что собственно самооценка формируется в ходе этой деятельности.

Выявляются три основных типа само­оценки — адекватная, завышенная и зани­женная. В первом случае человек абсо­лютно точно взвешивает свои возможности; во втором — переоценивает их; в третьем — он худшего мнения о себе, чем есть в действительности. Психологически наиболее благоприятным случаем является несколько завышенная самооценка [6], что создает «зону развития» возможностей человека. Экстремально завышенная или заниженная самооценка является неблагоприятной с точки зрения влияния на результаты дея­тельности, особенно такие ее параметры, как продуктивность, устойчивость к временным

155

и эмоциональным факторам. Лица с завышенной самооценкой при неуспехе демонстрируют так называемый эффект неадекватности [5]— их психическое со­стояние характеризуется обидчивостью, по­дозрительностью, недоверчивостью, агрес­сивностью и негативизмом. При заниженной самооценке человек убежден в собственной неполноценности, что феноменологически выражается в уходе от трудностей, хро­нической пассивности, вялости, униженно­сти, плохом настроении.

Одной из практических задач психолога и педагога является контроль и коррекция самооценки человека в учебной деятель­ности, не только с точки зрения успеш­ного осуществления этой деятельности, но и в целях гармоничного формирования личности.

Третий показатель ПЗ отражает колеба­ние притязаний после неуспеха. Он равен разности средней абсолютной величины ша­га после неуспеха и абсолютной величины среднего шага после неуспеха.

Он равен нулю, если после неуспеха не было повышения притязаний. Чем выше индекс, тем большую вариативность пове­дения он отражает. Параметр в зависи­мости от своего значения может указы­вать и на ригидное реагирование, отсутствие поисково-ориентировочных действий в зоне возможного успеха. В предложенной форме показатель выражает подвижность и интен­сивность процессов эмоционального пережи­вания неуспеха. Выявляется степень устой­чивости относительно неуспеха в деятель­ности, что является одной из основных характеристик человека при решении им мыслительных задач. Если при успешном решении поведение всех людей практически одинаково и выражается в повышении при­тязаний, то в ситуации неуспеха поведение крайне индивидуально[7]и характеризует личность со стороны ее эмоционально-во­левых особенностей. Возможны различные варианты реагирования на неуспех. Не­устойчивые люди могут в ситуации неуспеха реагировать повышенно эмоционально, что выражается в хаотичных, лишенных рацио­нальности действиях (на графике последо­вательности выборов это выглядит как ло­маная линия со значительным размахом).

Другой вариант — появляется неуверен­ность в себе, выражающаяся в том, что человек не решается браться за слишком сложные задачи, боясь повторного неуспеха. Иногда испытуемые выбирают заведомо нерешаемые задачи, где неуспех не так оби­ден, как при решении обычных средних задач.

Устойчивость к неуспеху выражается как попытка решить задачи, используя предыдущий опыт в соответствии с реаль­ными возможностями (колебание выбора в зоне возможного успеха).

Неуспех при этом не становится дезорганизующим всю систему деятельности фактором.

Четвертый показатель П4 учитывает от­ношение величин шага после неуспеха и успеха:

Он отражает ориентацию испытуемого на определенный результат решения, его ожида­ние успеха или неуспеха. Этот показатель основан на глубинных психических свойст­вах, формируется на основе самооценки личности и реальных достижений. С помощью данного показателя можно выяснить, ощу­щает ли себя личность преимущественно как достигающего успеха человека или не достигающего, охарактеризовать преобла­дающий эмоциональный фон деятельности, присущий данному субъекту. С помощью этого параметра можно определить личност­ную ценность и глубину переживания субъ­ектом того или иного результата решения — успешного или неуспешного.

Пятый параметр П5 связывает направле­ние выбора (усложнение или упрощение) и величину шага после успешного решения и характеризует интенсивность переживания факта успеха субъектом:

С помощью этого показателя могут быть отслежены ситуации парадоксального сни­жения притязаний после успеха. Это важ­ный диагностический признак, наличие ко­торого может указывать на глубокое пси­хическое неблагополучие. В противном слу­чае возможны два типа интерпретации (исключая случайное нажатие кнопки на клавиатуре, что проверяется дополнительно в ходе опроса):

— у испытуемого не сформировался уровень притязаний, что характеризуется отсутст­вием личностной заинтересованности в ре­зультатах исследования, отсутствием стрем­ления к личным достижениям, личностной отстраненностью; чисто умозрительным по­знавательным отношением, не связанным с личностной включенностью оценочного типа;

— испытуемого отличает крайняя степень неуверенности в своих силах; имеет место ориентация исключительно на сам факт

156

успеха, а не на величину; низкая степень выраженности мотива достижения; зани­женная самооценка.

И в том, и в другом случае наличие этого признака должно обратить на себя пристальное внимание психолога и требует дополнительного исследования с помощью других, сопряженных методик.

Математически шестой параметр П6 по­хож на пятый, он равен частному от деле­ния средней величины шага после неуспеха на среднюю абсолютную величину шага после неуспеха:

Он связывает величину и направление ша­га (последующего выбора) после неуспеха. По своему психологическому смыслу этот параметр близок к показателю ПЗ, но более тонко отражает особенности поведения ис­пытуемого при неуспешном решении. Дан­ный параметр имеет определенное прогно­стическое значение с точки зрения того, как испытуемый ведет себя в ситуации не­успеха, т. е. стратегии поведения при выходе из ситуации фрустрации. Показа­тель П6 помогает обнаружить наличие та­кого психического качества, как инерт­ность поведения, ригидность, которая выра­жается в замедленном переключении, пере­ходе от одной цели к другой. При решении задач ригидность выражается как неспо­собность гибко и быстро коррегировать программу деятельности в зависимости от требований ситуации и результатов реше­ния. В основе этой интеллектуально-лич­ностной особенности лежат индивидуаль­ные свойства нервной деятельности, эмо­ционального реагирования, интеллектуаль­но-динамические особенности, характероло­гические признаки. Ригидность часто свя­зана с такими личностными и поведен­ческими особенностями, как чрезмерная приверженность к привычным проверенным действиям, боязнь новизны, эмоциональная застойность, завышенная самооценка.

Седьмой показатель отличается от пере­численных тем, что отражает не просто динамические особенности деятельности, а тип интеллектуальной продуктивности субъ­екта. Он равен частному от деления суммы уровней сложности всех правильно решен­ных задач (в том числе и тех, для которых компьютер ложно указал неуспех) на общее время эксперимента в минутах:

Данный параметр определен как интеллек­туально-логический индекс. Показатель П7 связывает практическую успешность реше­ния задач с ее временной эффективностью. Он учитывает успешность решения на основе сложности решенных задач, времен­ных особенностей деятельности, скорости решения отдельных задач. Это комплекс­ный параметр, который характеризует ка­чественно-временные показатели мысли­тельной деятельности, отражая умение быстро работать с достаточно высоким процентом успешных решений. С помощью этого показателя выделяются типы испы­туемых, ориентированных на быстрое реше­ние большого количества задач (количест­венный тип продуктивности) и испытуемых, решающих небольшое количество задач высокой сложности (качественный тип продуктивности).

Последний на данном этапе разработки методики параметр П8 характеризует силу мотивационного побуждения испытуемого в конкретном виде деятельности. Параметр находится в стадии разработки и основан на сочетании временных и количественных характеристик работы испытуемого (общее время работы и число попыток решения задач — как успешных, так и неуспешных).

При конструировании этого параметра за основу брался ставший традиционным в экспериментальной психологии принцип положительного влияния силы мотива на временные и количественные характеристи­ки экспериментальной деятельности. В от­личие от качественных параметров, где высокая сила мотива может быть помехой к успешному решению, это влияние на вре­менные и количественные характеристики носит однозначно положительный характер. Исключение из этого правила может возни­кать главным образом за счет влияния защитных механизмов личности. Однако в случае применения данного варианта мето­дики УП влияние защитных механизмов может быть выявлено при тщательном ана­лизе и сопоставлении данных, получаемых при вычислении параметров П1, П2, П4 и П6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Один из путей развития диагностических возможностей психологических методов свя­зан с совершенствованием процедуры об­следования, расширением обработки дан­ных и углублением интерпретации результатов

157

обследования. При этом имеет место не только количественный рост способов обработки данных, применение все более тонких процедур обсчета, но и выявляются все новые качественные характеристики индивидуальности личности и мотивации. Таким образом, применение компьютера выводит психодиагностическую методику на качественно новый уровень развития.

Таблица

Развитие диагностических возможностей методики УП при применении компьютера

Традиционный вариант

Компьютерный вариант

Перспективные направления

1. Высота УП

  1. 1. Эмоционально-волевая устойчи­вость (по отношению к неуспеху)

  2. 2. Субъективная вероятность успеха
  3. 3. Относительная ценность результа­та решения для субъекта
  4. 4. Интенсивность переживания ре­зультата решения и способ выхода из ситуации хронического неуспеха
  5. 5. Степень ригидности в ситуации эмоционального неблагополучия
  6. 6. Сила мотива и личностная значи­мость деятельности
  7. 7. Тип интеллектуальной продуктив­ности
  1. 1. Импульсивность

  2. 2. Разработанность и глубина вре­менной перспективы
  3. 3. Тип выхода из конфликтной ситуа­ции
  4. 4. Значимость внешних оценок для субъекта

Применение компьютера в модифициро­ванном варианте методики УП позволяет диагностировать новые свойства мотивационной регуляции деятельности и личност­ные особенности, такие как:

— адекватность и высота самооценки;

— эмоционально-волевая устойчивость (по отношению к неуспеху в деятельности);

— субъективная вероятность успеха (ори­ентация на успех или неуспех);

— относительная ценность результата ре­шения для субъекта;

— интенсивность переживания результата решения и способ выхода из ситуации хронического неуспеха;

— степень ригидности поведения в ситуации эмоционального неблагополучия;

— сила мотива и личностная значимость деятельности.

Кроме того, выявляется степень развития интеллектуально-логических действий и тип интеллектуальной продуктивности.

Применение компьютера позволяет вы­полнить дальнейшие модификации методики и применить ее к абсолютно нетрадицион­ным аспектам регуляции деятельности. При внесении некоторых дополнений в про­цедуру обработки данных и проведения эксперимента методика УП может быть применена к новому кругу диагностических задач. В настоящее время разрабатывают­ся варианты методики, применимые для диагностики таких особенностей субъекта, как импульсивность, разработанность и глу­бина временной перспективы, диагностика типа выхода из конфликтной ситуации и значимость оценок окружающих для субъ­екта. Дальнейшее усложнение методики делает компьютерный вариант ее проведе­ния и обработки данных единственно воз­можным, расширяет потенциальный круг пользователей методики и дает многочислен­ные количественные и качественные сдвиги в практическом применении предлагаемого метода (см. табл.).

По всем вопросам практического и мето­дического применения предлагаемого экспе­риментального подхода, программное обес­печение которого разработано для ЭВМ ти­па РDР- 11 и IВМ РС, можно обращаться к авторам данной статьи по адресу: 103 009 Москва, пр. Маркса, 18, корп. 5, факультет психологии МГУ.

  1. 1. Арестова О. Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психоло­гического эксперимента: Канд. дис. М., 1968.

  2. 2. Арестова О. Н., Бабанин Л. Н., Тихоми­ров О. К. Компьютерный анализ мотивации мыс­лительной деятельности: возможности и ограни­чения // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 83 — 91.
  3. 3. Бороздина Л. В. Исследование уровня при­тязаний. М., 1985.
  4. 4. Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991.
  5. 5. Неймарк М. С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изу­чение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович, Л.В.Благонадежиной. М., 1972.
  6. 6. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные ме­тодики патопсихологии. М., 1978.
  7. 7. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2. М., 1986.
  8. 8. Lewin K. A dynamiс theory of personality. N.Y., 1953.

Поступила в редакцию 28. II 1991 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector