1 уровень — игры

Основные направления коррекционной работы

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи: Согласно «Типовому положению о дошкольных учреждениях, для детей с нарушениями речи» в эти группы зачисляются:

а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3−4 г.;

б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 г.;

в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4−5-летнего возраста со сроком обучения 2 г.

Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.

Основные направления логопедической работы с детьми с ОНР первого уровня.

Психическое и физическое развитие ребёнка происходит в предметной деятельности. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

Можно выделить несколько направлений работы с не говорящими детьми, в основе которых лежат манипуляции с предметами, предполагающих включение мыслительных операций.

Формирование положительного эмоционального настроя на совместную со взрослым работу.

Для формирования положительного эмоционального настроя на совместную деятельность в игре с ребёнком используются стишки, потешки, песенки и куклы би-ба-бо. Взрослый сопровождает свои действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям. Используются потешки «Ладушки», «Гуси-гуси», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали» и другие.

Побуждение ребёнка к произвольному выдоху.

1. «Султанчик». Султанчик делается из фольги или мишуры, привязанной к карандашу. Взрослый предлагает подуть на султанчик, обращая внимания ребёнка на то, как красиво разлетаются полоски султанчика.

2. «Забей мяч в ворота». Из ваты делается мяч, ворота делаются из карандашей. Взрослый сидит напротив ребёнка, дует на мяч и пытается попасть в ворота ребёнка, побуждая ребёнка забить мяч в противоположные ворота.

3. «Кораблики». Сделать 2 разноцветных кораблика из бумаги, опустить их в таз с водой. Взрослый и ребёнок дуют каждый на свой кораблик, соревнуясь, чей кораблик окажется быстрее.

4. «Горячий чай». Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в чашечке (тарелке), чтобы он быстрее остыл.

5. «Задуй свечу». Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

6. Пускать мыльные пузыри.

Обучение ребёнка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движениями и побуждая малыша к копированию его движений:

Мы в ладоши хлопаем, звонко-звонко хлопаем

Звонко-звонко хлопаем, когда сидим на диване

Мы ногами топаем, громко-громко топаем

Громко-громко топаем, когда сидим на диване

Мы ногами дрыгаем, сильно-сильно дрыгаем

Сильно-сильно дрыгаем, когда сидим на диване

А еще мы прыгаем, высоко мы прыгаем

Высоко мы прыгаем, когда сидим на диване

Узнавание и выделение звучащих предметов из ряда других звучащих предметов.

Ребенку демонстрируется звучание двух (трёх) музыкальных инструментов., затем они прячутся за ширмочкой, и ребенок не видит, а только слышит звучание предметов Взрослый играет на одном из инструментов и предлагает выбрать инструмент, который звучал.

Различение немузыкальных шумов

1. Взрослый знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди 2−3 одинаковых по внешнему виду (с разными наполнителями — мелкими монетками, спичками, песком и др.).

2. Игра «Найди лишнюю»: перед малышом стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково).

Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».

Развитие зрительного восприятия, обучение соотнесения игрушки со звукоподражанием, побуждение ребёнка к сопряжённому, отражённому и произвольному произнесению звукоподражаний.

На начальных этапах работы для выработки условной связи звучания и предмета выбираются слова-эквиваленты, звуковые комплексы — паровоз, самолёт; а — плачет малыш, му — корова и т. д.) в одном из строго фиксированных значений, устанавливается и закрепляется связь звука или сочетаний звуков с предметом или его изображением.

После дифференциации некоторого количества звуков переходят к различению слогов, опять-таки в связи с конкретным предметом или действием, и простых слов со строгой предметной соотнесенностью. Наиболее легкими являются сочетания двух гласных, гласной и согласной — уа, ау, ам, согласной и гласной в открытом слоге ма, па, на, та и др. Проводится дифференциация изолированных гласных, затем гласных в начале слов.

При накоплении понимаемых ребенком слов важно, чтобы он одновременно слышал слово, видел, трогал предмет, произносил с ним какое-то действие. Связь между словом и предметом устанавливается при неоднократном совпадении слуховых и зрительных ощущений. Важным считается не подавлять реакции детей на то, что они видят, слышат, а усиливать их, проявлять удивление, интерес и т. д. Не только названия предметов, но и представления о них формируются легче, если ребенок имеет возможность манипулировать с ними.

1. Взрослый поёт песенки-инсцинировки с куклами бибабо, сопровождая их имитационными движениями и звукоподражаниями, побуждая малыша к повторению звукоподражаний.

Говорит щеночек: «Ам!»,

Кашу деткам не отдам!

Кашу деткам не отдам!

Эту кашу я съем сам

Ам, ам, ам, ам, ам!

Сидим с шофёром рядом

Би, би, би.

Помочь шофёру надо

Би, би, би.

Машинам всем и людям

Би, би, би,

Бибикать громко будем

Би, би, би.

2. Игра «Кто за дверью?» Разложить перед малышом игрушки или картинки и попросить: «Дай му-му!» или «Дай ав-ав!» В следующий раз поставить перегородочку, спрятать за ней игрушки и просить малыша отгадать, кто подаёт голос. «Кто это стучится к нам в дверь?» Открыв ее и обнаружив игрушку, предложить поиграть с ней. Взрослый помогает играть с игрушкой, постоянно озвучивая её. Игра помогает малышу научиться подражать взрослому и произносить звукоподражания.

3. Игра «Что делает Ляля?» Полезно организовать игру с куклой, продемонстрировав ребенку знакомые действия с ней, и, конечно же, озвучить их. Пусть кукла смеется, плачет, шалит, падает, удивляет малыша своим умением танцевать. В процессе игры называть ее лепетным словом «Ляля». Озвучить, как куколка плачет: «Уа-уа!» Показать ребенку, как укачивать куклу, напевая ей песенку: «А-а-а!», а когда она уснет, сказать: «Бай-бай!» Вместе с ребенком кормить куклу (ам-ам), учитm ходить (топ-топ), а когда кукла упадет, произнести «Бух!», «Ляле бобо!» Пусть Ляля научится петь (ля-ля-ля), танцевать (тра-та-та), хлопать в ладоши (хлоп-хлоп), прощаться (пока-пока).

Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания.

4. Игра «Что вокруг тебя?» Научить ребенка повторять звуковые комплексы можно, используя предметы быта. Сначала дать малышу послушать разные шумы, издаваемые окружающими предметами, а затем связать их в сознании малыша с речевыми звуками. Вот ключ поворачивается в замочной скважине: «Чик-чик!», дверь открывается и скрипит: «Скрип!», на стене тикают часы: «Тик-так!», а теперь они бьют: «Бом-бом!» Вот зазвонил телефон (дверной звонок): «Дзинь-дзинь!», кто-то говорит по телефону: «Алё-алё!» Молоток стучит: «Тук-тук!», упала башня из кубиков: «Бах!», камешки падают в воду: «Буль-буль!», капает вода из крана: «Кап-кап!». А теперь включили лампу — выключатель щелкнул: «Щелк!», кто-то стучится в двери: «Тук-тук!» Игра приучает малыша активно использовать звукоподражания. Так учит прислушиваться к не речевым звукам, что является начальным этапом в формировании фонематического слуха.

5. Игра «Что в мешочке?» Положить в мешочек из яркой ткани несколько хорошо знакомых ребенку игрушек. На глазах малыша достать одну из игрушек и спросить у малыша: «Кто это?», побуждая ребёнка называть предметы. Слова могут быть упрощенными — лепетными или в форме звукоподражаний (например, би-би, ля-ля, ав-ав…).

Если ребенок ничего не говорит, то после небольшой паузы произнести упрощенное слово, а затем назвать игрушку: «Би-би-машина». Игра стимулирует ребенка называть предметы звукоподражаниями и лепетными словами.

6. Игра «Найди игрушки» Прятать игрушки в разных местах комнаты, а ребенокнаблюдает за взрослым. Игрушки ставить так, чтобы они были видны малышу. Попросить малыша найти игрушку, принести и назвать ее. Показать ребенку знакомую игрушку, вызвать к ней интерес, а затем произнести: «Скажи: дай!» Подождать некоторое время, а затем отдать игрушку малышу, даже если он не смог повторить слово «Дай!» Показать малышу знакомую игрушку и спросить: «Что это?» Если ребенок не отвечает, то после паузы в 5−7 секунд подсказать: «Скажи: Ляля» или «Скажи: киса». Во время игры стараться вызывать у ребенка желание повторять за вами слова «на» и «дай». Задача игры — стимулировать ребенка к повторению упрощенных слов.

Развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковый бассейн (тазик с крупой).

Перебирание крупы пальцами, находить в бассейне спрятанные предметы, давать по просьбе, находить в бассейне конкретную игрушку по инструкции. Крупная мозаика (раскладывать фишки в ячейки, строить дорожки, строить элементарные фигуры по образцу).

2. Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Мальчик — пальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братом щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Формирование навыков конструирования.

1. Строить башню из двух (трех) кубиков (домик для куклы), конструировать из трех-пяти кубиков по образцу, изменение фигуры по подражанию. Инструкция № 1: «Давай построим домик для куклы. Посмотри, как я ставлю кубик на кубик. Получился домик. Теперь ты сам. На кубик, ставь на стол. Возьми ещё кубик, ставь сверху. Кто это? Ляля. Посади лялю на домик».

Инструкция № 2: «Давай построим дорогу для машины. Посмотри, как я ставлю кубик рядом с кубиком. Попробуй так же. Возьми кубик, поставь рядом. Возьми ещё кубик. Построим длинную дорогу. Что это? Машина. Как едет машина? Би-би. Прокати машину по дорожке».

2. Собирать пазлы и разрезные картинки (из двух (трёх, четырёх) частей).

3. Конструирование из палочек по образцу.

Соотносение предметов по признакам цвета.

1. Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить кубики (шарики) в домики (2−4 коробочки, раскрашенные в основные цвета).

Предлагаемые инструкции: «Найди такой же домик. В каком домике живет игрушка? Покажи».

2. Игра «Паровозики». Перед ребёнком раскладываются паровозики 2−4 цветов и вагончики с нарисованными картинками разных цветов. Ребёнку предлагается к каждому паровозику подобрать вагончики с предметами такого же цвета, что и паровозик.

Выделение цвета предмета по названию.

1. Игра «Угости куклу»: взрослый предлагает угостить куклу только красными конфетами, находящимися в коробочке.

2. Игра «Собираем урожай». Взрослый раскладывает перед ребёнком игрушечные овощи и фрукты и предлагает собрать в корзинку только зёлёные. Инструкция: «Набери в корзинку только зелёные фрукты и овощи».

Формирование представления о схеме тела.

Взрослый поёт песенки, сопровождая показом части тела и побуждая ребёнка к повторению:

1. Где же — где же наши ручки?

Вот наши ручки

Вот где наши ручки!

Где же — где же наши ножки?

Вот они ножки

Вот где наши ножки!

Где же наши щечки?

Вот наши щечки

Вот где наши щечки! (И так далее называются другие части тела)

2. Вот носик, вот ушки

Вот щёчки, вот рот.

Вот ручка, вот ножка

Вот грудь, вот живот

Вот спинка, вот шейка

Вот бровки, вот лоб

А вот и ладошка

И я по ней — хлоп!

Обучение различению действий.

1. Перед ребёнком раскладываются сюжетные картинки и предлагается инструкция: «Покажи, кто сидит? (кушает, моет, бежит, прыгает и т. д.

2. Игра глагольное лото. Перед ребёнком раскладываются карточки с действиями. Взрослый показывает главную карточку с каким-то действием, уточняется действие («Что делает мальчик?») и предлагается ребёнку отыскать несколько карточек с таким же действием («Найди, кто ещё кушает?»).

Различение понятий «большой-маленький».

1. Дифференцировать большие и маленькие кубики (раскладывать в коробки разной величины).

Инструкция: «Посмотри, как у нас много кубиков. Здесь большие кубики и маленькие. Надо разложить их по своим домикам. Это большой кубик. Он будет жить в большом домике. (Взрослый кладет кубик в большую коробку.) А это маленький кубик. Он будет жить в маленьком домике. (Кладем в маленькую коробку.) Теперь попробуй сам. На кубик. Какой это кубик? Большой. В какой домик положишь этот кубик? Правильно, в большой. Клади».

2. Строить поезд из больших и маленьких кубиков (чередование), рассаживать пассажиров по вагонам.

Инструкция: «Давай строить вагончики. Я буду ставить большие вагончики, а ты маленькие по очереди. Какой красивый получился поезд. Как он гудит? Ту-ту. Давай сажать пассажиров. Собачка поедет в маленьком вагончике, посади её на маленький кубик. Как она говорит спасибо? Аф-аф. -Таким же образом рассаживаются 3−5 игрушек. — Кто сидит на больших кубиках? Кто сидит на маленьких кубиках?»

3. Ловить удочкой рыбок на магнитах разного размера

Инструкция: «Посмотри, как много красивых рыбок! Как они пускают пузыри? Буль-буль. Я буду ловить больших рыбок, а ты маленьких. Кто быстрее?».

Конец формы

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector