Управление сознанием человека

Управление сознанием человека

Введение

Бурное развитие информационных систем и их глобализация, активное распространение массовой культуры, проникновение рекламы в повседневный быт широких слоев населения и ряд других обстоятельств создают благоприятные условия для использования средств манипулирования общественным и индивидуальным сознанием. Примерами активного применения средств манипулирования общественным мнением в политическом управлении может служить использование так называемых черных PR-технологий в избирательных кампаниях, а в социальном управлении — агрессивной рекламы для формирования потребительских стандартов и поведения. В связи с этим изучение практики применения манипулирования общественным мнением и социальном управлении имеет актуальное значение.

Манипулирование общественным мнением исследуется многими отраслями гуманитарных наук, в том числе социологией. На теоретическом уровне социологических исследований внимание концентрируется обычно на изучении социальных механизмов манипулирования, а в прикладных исследованиях выявляется его содержание, конкретные формы и степень воздействия на сознание и поведение различных категорий людей.

1. Сущность и исторический характер манипулирования общественным мнением

манипулирование общественный мнение индивидуальный

Манипулирование — такой вид управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума, при котором используются скрытые методы социально-психологического воздействия на подсознание людей (внушение и т. д.) и сознание для обеспечения частных, отличных от их собственных, противоречащих им интересов отдельных лиц, социальных групп, институтов, государственных и общественных структур.

Выделим основные признаки манипуляции общественным мнением как способа программирования поведения людей — ловкость и скрытность. Эти признаки резко ограничивают понимаемый как манипуляция набор способов управления. Многими учеными манипуляция рассматривается как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

12 стр., 5694 слов

Тема 6. Механизмы формирования и способы влияния на общественное мнение

... социально-психологическое воздействие на мышление и поведение людей во имя сторонних интересов. Обычно потребность в манипулировании общественным мнением возникает у тех субъектов (политиков, ... Актуальные проблемы изучения и формирования общественного мнения, его использование в управлении социальными процессами. М., 1987. Аникеев В.И. Общественное мнение как духовно-практическое образование. Ростов ...

В основе манипулирования людьми лежит подмена свойственных им общественных ценностей путем перекодирования ценностного ядра, искусственного принижения одних его элементов и преувеличения роли для своей жизнедеятельности других. Такого рода воздействия побуждают манипулируемых желать вопреки собственным интересам делать то, чего хотят манипуляторы.

Объектами манипулирования могут быть отдельные индивиды, те или иные социальные общности (группы, страты), социумы. В первом случае используются в основном психиатрические и психологические способы и методы воздействия на подсознание человека, опирающиеся на индивидуальное взаимодействие субъекта (манипулятора) и объекта (манипулируемого).

Во всех прочих случаях транслятором манипулирования выступает общественное мнение, и потому используются методы и способы социальной психологии. Однако и в этих случаях действует механизм духовного воздействия на людей через программирование индивидуального поведения в нужном для манипулятора направлении.

В определенных исторических условиях идеологической разновидностью такого манипулятивного социального управлении является пропаганда -- открытое утверждение общественной значимости тех или иных (классовых, сословных, иных групповых) идеалов и соответствующих им систем социальных ценностей. Эти ценности могут противоречить подлинным интересам всего социума или соответствуют им только частично.

Любая манипуляция сознанием требует взаимодействия манипулятора и манипулируемого, в котором последний может стать объектом успешных действий первого только в том случае, если, игнорируя логику и здравый смысл, психологически внутренне готов к перестройке своего мнения, настроения, менталитета, следовательно, и к действиям по новой социально-культурной программе поведения, т. е. к соавторству в своем соблазнении иными ценностями. Последующее понимание человеком, что он по собственной воле впал в соблазн, захотел быть обманутым на какое-то время, держит его в установленном манипулятивными методами взаимодействии состояния согласия в установившемся вследствие этого порядке его общественной жизни.

12 стр., 5628 слов

СТРУКТУРА И СВОЙСТВА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

... 'воздействий на сознание масс. Выявляется доминирующее и оппозщщонаос мнения, вокруг которых концентрируются основные социальные силы. Приобретая качества социальной опенки, общественное мнение ... при исследовании процессов продупирования общественного^мненйя, его целенаправленного и спонтанного формирования, манипулирования. ” >- Основные структурные разрезы общественного мнения рис. 2.13. ...

В манипуляции общественным мнением объектом воздействия выступают психические структуры человеческой деятельности. Манипуляция выражается в скрытом воздействии на психику людей, т. е. факт воздействия не должен быть замечен объектом манипуляции. Это возможно лишь при наличии у субъекта манипуляций определенного мастерства.

Как известно, общественное мнение характеризуется динамичной внутренней структурой, в рамках которой принято выделять несколько стадий: зарождение, формирование, функционирование, спад, отмирание. Каждая из этих стадий характеризуется своими техническими возможностями и приемами, путями, средствами, формами и механизмами властного использования социального манипулирования.

Основным средством манипулирования общественным мнением является информационная обработка сознания. Но условия последней разнообразны, и потому путей, форм и орудий ее много. Соответственно модифицируются и механизмы управленческого манипулирования общественным мнением.

Наиболее длительный, но и самый эффективный путь, обеспечивающий успех властного манипулирования общественным мнением, предполагает трансформацию социально и социокультурно структурированного общества в массовое, социально аморфное.

Сама по себе массовизация общественной жизни — естественное явление воспроизводства социальной структуры общества. Масса — одна из переходных форм социального группирования и субъект массового сознания как совокупности духовных ценностей, разделяемых нацией, различными классами и общественными группами. Но существуют ее критические пределы, когда масса обретает самодостаточный характер, а массовое сознание порывает связи с национальным самосознанием, с ментальными качествами социума. При этом маргинализируются основные социально-экономические классы, общественные группы и другие общности. Они превращаются в деклассированные и отчужденные от цивилизационных социокультурных ценностей массы. Благодаря этому исчезают главные препоны социально-управленческого манипулирования в виде классового и цивилизационного сознания, отношения упрощаются до связки «манипулирующая элита — манипулируемые массы».

13 стр., 6005 слов

Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

... потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот ... , он относится к актив­ной, т. е. овладевшей массами, части общественного сознания Общественное мнение в этом случае не только отражает опре­деленный уровень знаний ...

Формируются следующие, податливые социальному манипулированию типы масс:

— масса как «недифференцированное множество» (Г. Блуберг) людей, обладающих стереотипным, несамостоятельным мышлением, приспособленчеством, конформизмом, противостоящая в качестве «множества» социально-экономическому классу или иной общественной группе;

— масса как «синоним невежества» (X. Ортега-и-Гассет), утратившая в своем бытии осмысленные начала и идеалы или в принципе чуждая идеалам, а потому никогда их не имевшая;

— масса как «механизированное общество» (К. Юнг), чье общественное бытие имеет маскоподобный характер, индивидуальное «Я» превращено в функцию;

— масса как «бюрократизированное общество» (М. Вебер, К. Маннгейм), точнее, «отход» его, способный лишь к подчинению, но не к осознанному действию;

— масса как «толпа» (Г. Лебон, 3. Фрейд), не рассуждающая, а повинующаяся страстям, поведение которой -- одна из форм «массового психоза».

Всем этим квазисоциальным организациям присуща общая черта продуцирования искусственной псевдореальности, замены сознательной деятельности индивида и социальной группы иррациональной, рефлекторной символической деятельностью масс, что составляет главное условие успеха управленческого манипулирования общественным мнением.

Выражением этого является массовое сознание. Оно существует лишь в форме сознания конкретных масс людей, но это не просто масса индивидуальных сознаний, а особый тип надындивидуального сознания, лишенного органичности общественной психологии. Именно это обстоятельство делает его наиболее эффективным ретранслятором социального манипулирования.

8 стр., 3930 слов

Социальная философия 3

... считал народные массы. По его мнению, великий человек велик прежде всего тем, что его личные качества делают его наиболее способным для служения общественным потребностям ... сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и ...

Надындивидуальное массовое сознание не только ассимилирует утверждаемые манипуляторами идеалы, но и, воздействуя на массу индивидуальных сознаний, «организует» их распространение. Формирование такого надындивидуального массового сознания и механизмы осуществляемого посредством его социального манипулирования обеспечиваются многообразными технологиями информационной обработки общества.

В изучении манипулирования общественным мнением важно иметь в виду и систематически анализировать каналы и средства массового внушения. В их числе акции неповиновения властям, митинги, демонстрации, забастовки, голодовки. Именно они были использованы для манипуляции массовым политическим сознанием в России в начале 90-х гг., когда с помощью толп людей была осуществлена смена политического режима, а также в Грузии, на Украине и Киргизии в 2004--2005 гг. с целью осуществления политических переворотов, получивших название «революции роз».

В качестве мощнейшего канала манипуляции общественным мнением используются средства массовых коммуникаций. С их применением осуществляется масштабное воздействие на общественное мнение различных социальных групп и слоев, создаются различные стереотипы, достигаются цели манипулирования сознанием и поведением людей.

Со всей определенностью можно говорить также о сознательно организованном, активно действующем социологическом канале манипулирования общественным мнением. В частности, как средство манипулирования используются публикации результатов опросов избирателей (зачастую таких, которые не имеют ничего общего с наукой), в которых искажается реальная предвыборная ситуация. Применительно ко многим избирательным кампаниям политические технологи публикуют результаты опросов в СМИ зачастую не для выяснения электорального рейтинга участников выборной кампании или исследования отношения разных групп населения к наиболее актуальным проблемам, а для того, чтобы опубликованные данные опроса демонстрировали первенство своего кандидата, якобы пользующегося поддержкой как у населения, так и у политической элиты, выступали средством внушения избирателям мысли, что победитель уже определился, влияли на выбор избирателя в нужном для манипулятора направлении. Причем в публикациях такого рода представлены заведомо неадекватные, нерепрезентативные, а часто подтасованные данные опроса.

18 стр., 8517 слов

Информация. Управление информацией. Управление знаниями

... управления поведением человека / Джон Маркс. – М. : Яуза: Издательство «Э», 2015. - 352 с. (*) 8. Панкратов В.Н. Защита от психологического манипулирования ... издания) (*) Информация. Управление информацией. Управление знаниями 1. Айламазян А. К. Информация и информационные системы ... . Махатадзе И.Г. Система формирования общественного мнения «Паблик рилейшнз». Организация и проведение пресс ...

2. Технологии манипулирования общественным мнением

Как уже отмечалось, важнейшим средством манипулирования являются средства массовой информации (СМИ).

Основу составляет создание информационных потоков и управление ими. Формируется «информационный вал» -- всеохватный поток несистематизированной, но объективной информации, направляемой в адрес масс или интересуемых манипуляторов общностей, притом в формах, способных вызвать их максимальный интерес и доверие. Отслеживается реакция адресатов на различные информационные блоки этого потока. Когда воспринимаемость информации и доверие к ее источнику укреплены, начинается выборочное, дозированное «сегментирование информационного потока» с помощью следующих приемов:

-- умолчания -- невыгодная манипулятору информация из потока изымается, а выгодная подается в выигрышных для восприятия на фоне нейтральной информации формах;

-- перестановок — значимая для выработки общественной позиции информация подается как малосущественная, а малосущественная, но необходимая манипулятору, выносится в анонс или начало информационного потока;

-- привлечения в качестве субъектов или доведения до сведения, озвучивания необходимой для социального манипулирования информации авторитетных для данной массы или социальной группы источников или деятелей, солидных изданий, государственных и общественных институтов и структур.

Снова отслеживается реакция потребителей такой информации, и если доверие к ней не снижается или снижается несущественно, к вышеуказанным приемам добавляются следующие:

4 стр., 1560 слов

Пропаганда- понятие, теории, цели, технологии. Манипулирование общественным мнением.

... усилия со­здать подобную газету ни к чему не привели. Манипулирование общ.мнением. Общественное мнение - форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое ... оценочных мнений.) На процесс формирования общественного мнения оказывает множество различных факторов. Несомненно, самым важным аспектом формирования общественного мнения является СМИ. Средства массовой информации очень ...

-- фальсификация истории или реальности путем целенаправленного подбора цитат, статистики и т. д., которые в комплексе работают на требуемый результат;

-- фабрикация цитат, статистики и особенно данных выборочных опросов и обследований;

-- эмоциональная подпитка путем использования вместо конкретных фактов и цифр эмоциональных словесных оборотов, образных клише и т. д., а также такого монтажа фото-, видео-, ау-диоматериалов, который обеспечивает необходимое для успеха социального манипулирования психологическое воздействие на сознание масс и социальных общностей.

В арсенал социального манипулирования давно включены такие методы, как дискредитация авторитетных источников или носителей системных для разрушаемого идеала общественных ценностей, внушение, массовый гипноз и зомбирование, в том числе такими запрещенными в цивилизованных обществах техническими средствами, как 25-й кадр.

Применяются такие присущие этим методам приемы, как «наклеивание ярлыков», или «маркирование», когда разрушаемый идеал или авторитетный носитель его ценностей наделяется оскорбительными кличками и уничтожается привлекательность соответствующего образа; «рекомендации», вкладываемые в уста популярных актеров, певцов, спортсменов, которые благодаря своей популярности должны привлечь необходимое для целей социального манипулирования вниманием к определенным идеалам, их источникам или носителям; «перенос», или внушение «оценок по ассоциации», когда разрушаемые идеалы или дискредитируемые их носители отождествляются с явлениями, известными своими позитивными качествами; апелляция к мнению «простых людей» -- идентификация интересов манипулятора с интересами масс и больших общественных групп путем передачи функций рупора внушаемой информации рядовым представителям последних; «подтасовка карт» -- подмена содержания известных реальных фактов и данных путем соответствующей их интерпретации (интеллектуальное мошенничество); «блестящая посредственность» -- оперирование привычными для масс, но абстрактными понятиями (свобода, общечеловеческие ценности и т. п.) с приданием им или односторонним акцентированием присущих им качеств, обеспечивающих потребности социального манипулирования; «общий вагон» -- стимулирование определенной реакции путем внушения мысли о ее общепринятости: «все так думают, все так поступают».

Ряд специалистов подразделяет социальное манипулирование на: а) недопустимое, неэтичное; б) цивилизованное, осуществляемое в форме игры-конкуренции по установленным в обществе правилам и с использованием определенных технологий работы с информацией.

В манипулировании общественным мнением для регулирования поведения людей активно используются стереотипы. Стереотипизация -- основа успешной манипуляции общественным мнением. Стереотип -- это клеймо, которое общественное мнение ставит на тех или иных людей, явления, социальные группы и т. д. На магической силе стереотипов основана коммерчеекая реклама и торговые марки. Ей же подвластны избирательные кампании и работа СМИ.

Одним из сложных стереотипов является имидж -- специально выстроенный в ходе целой программы действий стереотипный образ политика или общественного деятеля. В имидже главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно. Имидж должен соответствовать активным ожиданиям людей-- активным стереотипам массового сознания.

Формирование общественного мнения возможно с помощью специальных опросов населения, направленных на изучение сложившихся или создаваемых народным творчеством или ангажированными специалистами стереотипов, одной из форм которого выступают, например, клички, прозвища, псевдонимы, якобы даваемые народом. В социологии есть даже теория, описывающая процессы выработки и «приклеивания» ярлыков к личностям или группам. Они имеют большое значение в закреплении за человеком (фактом, событием) определенного имиджа, что задает определенное отношение к человеку (факту, событию), позволяет манипулировать общественным мнением, направлять массовое сознание в определенное русло.

Этот процесс может иметь как позитивные цели (возвысить политика, специалиста органа государственной власти или местного самоуправления, менеджера и т. п.), сократить социальную дистанцию между субъектом управления и определенной социальной группой, так и негативные -- очернить, опошлить образ субъекта управления, увеличить дистанцию между ним и «народной массой». Клички отражают сложившиеся в массовом сознании и политической среде отношение к определенным лицам.

В современной России в практике манипулирования общественным мнением используется практически весь арсенал мирового опыта в этой области социальной деятельности, в том числе средства и приемы, отвергнутые или отвергаемые осудившими их обществами других стран. Поэтому оно приобрело не только большие масштабы, но и подчас вызывающе аморальный характер.

В определенной мере это обусловлено сменой экономической системы, политического режима, социально-культурным кризисом в российском обществе, но главное -- политической борьбой, которая сопровождается попытками переписать историю страны, заменить одни общественные идеалы другими. Приватизация предприятий, осуществление «шоковой терапии» экономики и целом, создание финансовых пирамид и многие другие масштабные экономические, социальные и политические акции сопровождались активной манипуляций общественным мнением.

Эффективность манипулирования общественным мнением возрастает, если с помощью социологических исследований получена надежная матрица стереотипов разных групп и слоев населения, если объект манипулирования сегментирован по социально-демографическим, социально-профессиональным, социально-культурным, имущественным, территориально-поселенческим, этническим, религиозным и т. п. общественно значимым основаниям.

Манипулирование общественным мнением осуществляется посредством сегментирования информационного пространства, создания целевых информационных потоков, направленных на определенную социальную, территориальную, национальную или иную группу на основе их ценностных ориентации, ожиданий, установок, полученных социологическими методами.

Общественное мнение -- не только духовный, но и духовно-практический феномен, ибо выражает определенное отношение людей к объектам мнения во всех без исключения сферах жизни--экономической, социальной, политической и духовной. Оно выступает в роли регулятора отношений между людьми в любой социальной ячейке и обществе в целом. Поэтому столь велико внимание к его формированию государственных учреждений, партий, средств массовой информации и других субъектов общественных отношений.

Практика манипулирования общественным мнением в социальном управлении тесно связана именно с его практической ролью, которая проявляется посредством таких каналов его выражения, как выборы, плебисциты (референдумы, собрания, сходы) в законодательной деятельности, акции массового протеста и др.

Социологические исследования, предметом которых является анализ совокупности циркулирующих в обществе мнений, позволяют определять факторы формирования общественного мнения, вектор его развития и возможные проявления в практических действиях людей.

Список использованных источников

1. Бурдье П.О. Социология политики.-, 1993

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита —, 2004.

3. Золотов В. И. Социология управления: учеб. пособие. — Барнаул: Изд-во АГУ, 2007.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием — М.: ЭКСМО, 2006.

5. Кравченко А.И. Социология управления — М.: Академ. проект, 2006.

6. Социология управления: Фундаментальный курс: Учеб. пособие для вузов. Изд.4, испр. и доп. —, 2008.

7. Тихонов А.В. Социология управления — 2-е изд., доп. и перераб. —, 2007.

8. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей: Юрайт-М, 2001.

9. Шевелев В.Н. Социология управления: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

10. Шевелев В.Н. Социология управления: учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector