Сервис и его роль

Содержание

§ 1.Вступление. 3

1. Исследование потребностей в обществознании, психологии, философии, научной литературе. 3

2. Потребность как противоречие. 6

§ 2.Сервис как одна из составляющих «внетрудовой»

деятельности человека. 9

1. Переход от потребности к деятельности. Определение деятельности. 9

2. Разность понятий «труд» и «деятельность». Внетрудовая деятельность. 9

3. Структура акта деятельности. 11

3. Потребность как основа детерминации деятельности. 12

5. Соотношение общественных потребностей с индивидуально-личностными потребностями. 13

§ 3. Заключение. 17

Библиографический список 18

§ 1.Вступление.

1. Исследование потребностей в обществознании, психологии, философии, научной литературе.

Загадочный, полифоничный мир потребностей, то разъединяющих людей, то объединяющий их крепчайшими узами братьев по духу, — объект пристального внимания как каждого человека в его повседневной жизни, так и представителей всех областей обществоведения.

Потребности человека, удовлетворяясь в процессе его жизнедеятельности, формируют его самого и преобразуют окружающий мир. Деятельность каждого человека является частицей, составляющей мирового исторического процесса.

Исследование потребностей как детерминанты поступков и действий людей и исследование действенности человеческого фактора содержательно во многом совпадают. Любое знание о потребностях людей, живущих в современной социально-экономической ситуации, есть опосредованное, а подчас и прямое знание

о человеческом факторе. В то же время качественные характеристики человеческого фактора предстают как отображение человеческих потребностей.

«Потребности — это своеобразное „зеркало“ социальной активности масс, слоев, индивидов, „зеркало“, в котором хорошо видна разнонаправленность социальных ориентаций как самих субъектов, так и их действий.»

Так в книге М.П. Ершова «Потребность человека» без какой-либо аргументации утверждается, что потребность — первопричина жизни, свойство всего живого. «Потребностью я называю специфическое свойство живой материи, — пишет П. М. Ершов, — отличающее ее, живую материю, от материи неживой».

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9−11 классов)

... . Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Определение потребности в соответствии с «Философским энциклопедическим словарем» звучит следующим образом: «Потребность — нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности»

Отсутствие в современном обществознании единства взглядов на природу потребностей предопределило тот факт, что рассмотрение потребности как социального явления необходимо начать с выявления их природы.

Расхождения в выявлении природы потребностей обнаруживаются в различном понимании соотношения в них объективного и субъективного, а также в смешении онтологического и гносеологического аспектов употребления этих философских категорий.

Гносеологический аспект, в котором объективное и субъективное становятся характеристиками сознания, знания со стороны степени зависимости его содержания от человека и человечества, недостаточен для выявления природы социальных явлений, так как «работает» лишь в сфере сознания — в области действительности, которая в рамках основного вопроса философии является вторичной, производной. Выявление природы социальных явлений, в том числе и потребностей, требует онтологического аспекта, в котором содержание терминов «объективное» и «субъективное», взятых в онтологическом аспекте, также нет единства.

В современной научной литературе существует три основные разновидности их понимания. Одни исследователи считают природу потребностей субъективной; другие — двойственной, соединяющей в себе объективное и субъективное; третьи относят потребности к объективным явлениям, развивающимся в целом независимо от воли и желания людей.

Бытует мнение, что самый весомый вклад в исследование человеческих потребностей внесла психология. Влияние потребностей на структуру личности, направленность ее внимания, поведение изучены психологией широко и всесторонне.

В психологии обосновано положение о том, что потребность как внутренне избирательное отношение к предметам и явлениям действительности вызвана объективной нуждой в обеспечении состояний, необходимых для воспроизводства и развития организма.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... говорил уже не о внешнем подражании природе, а о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, т.е. он ... что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, ... говорит об открытии роли «сшибок» противоположных эмоциональных установок (потребность в пище – с одной стороны, срах – с другой) ...

Психология дала обществознанию по крайней мере две устоявшиеся, общепризнанные в науке истины.

Во-первых, потребность есть особое состояние (физиологическое, психологическое) организма, обусловленное необходимостью и особенностями его развития и воспроизводства. Иными словами, здесь фиксируется важный момент для понимания природы потребностей — потребность вызывается к жизни объективным процессом развития субъекта, она предстает как субъектная (а не только субъективная) реальность, принадлежащая к области объективных явлений действительности.

Во-вторых, психология неопровержимо доказывает, что эти состояния, преломляясь во «внутреннее избирательное отношение личности» к окружающему миру, становятся прерогативой сознания.

В философско-социологической литературе интенсивно развивается взгляд на потребности как объективное социальное явление, являющееся источником развития субъекта и окружающей его действительности. Интересную попытку проникнуть в сущность потребности делает М. В. Демин. Его понимание потребностей, базируясь на данных психологической науки, выявляет универсальность потребностного проявления. Он пишет: «Потребности как свойство живых существ проявляют себя в качестве универсального отношения: вовне — как нуждаемость в предметах окружающей среды, внутри — как нуждаемость в известном функционировании» Далее, раскрывая эту мысль, он утверждает, что «прежде всего необходимо указать на объективное содержание потребностей. Люди… имеют потребности, которые носят объективный характер, т. е. существуют в реальной действительности не зависят от сознания и воли человека».

2. Потребность как противоречие.

Существуют также интересные подходы к потребностям, содержащие их определение через особый вид отношения — противоречие, источник всякого развития.

Так, Н. Н. Михайлов обосновывает положение о том, что потребность — «это состояние противоречия между имеющимся и желаемым, в частности, между реально наличествующим и необходимым. Осознается это противоречие или нет — сущность его остается той же».

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального ... Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ ... : «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для ...

Более строго подошли к проблеме понимания потребностей авторы работы «Марксистско-ленинская теория исторического процесса». Согласно данной в ней точке зрения, «потребность выступает как форма проявления, разрешения и воспроизведения (у общественного человека на расширенной, более развитой основе) противоречия между ее носителями — биологическим или социальным — и условиями его существования, функционирования и развития». Еще конкретнее с этой точки зрения определяются потребности А.Г. Здравомысловым — как явление, присущее человеку, связанное с обнаружением противоречий между внешними условиями бытия и внутренними структурными компонентами субъекта. «Всякая потребность, — пишет он, — представляет собой обнаружение некоторых необходимых противоречий, которые разрешаются благодаря действиям и деятельности субъекта. Противоречие представляет собой основание потребности; стимул, побуждение к действию, стремление, состояние неудовлетворенности — его внешнюю форму». Вместе с тем он отмечает, что «анализ потребностей предполагает, с одной стороны, углубление в противоречивую сущность социального целого, выступающего в качестве носителя потребности, будь то общество как система, социальная группа, социальный институт, личность, а с другой — выявление многообразных стимулов, как бы надстраивающихся над потребностями, связанными со структурой субъекта».

Исследователи, трактующие потребности как объективное явление, справедливо отмечают, что стремление подчеркнуть зависимость потребности от субъекта исходит «из опасения, как бы их не стали толковать в качестве материального явления, существующего и изменяющегося по объективным законам социальной системы. Но такие опасения не имеют оснований. Объективность потребностей не исключает воздействия на них субъекта. Однако ни влияние субъекта на потребность, ни осмысление их не определяют природу последних как объективно-субъективных явлений.

… Независимость от сознания не выступает здесь в качестве непременной характеристики объективного, потому что все явления социальной жозни так или иначе связаны с сознанием. В этом плане не составляет исключение ни деятельность людей, ни потребности, на удовлетворение которых она направлена. Так что вряд ли имеет смысл называть категорию потребности объективно-субъективной, ибо это ничего не прибавляет к ее характеристике".

6 стр., 2610 слов

Общепсихологические теории деятельности человека

... играет концепция деятельности Маркса. Маркс определяет человеческую деятельность как опредмечивание субъекта, которое вместе с тем есть распредмечивание объекта. Деятельность человека - переход субъекта в объект, ... своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается: - потребность - мотив - цель - условия и соотносимые с ними деятельность - действия - операции. Под ...

Исходя из вышесказанного, можно присоединиться к разрабатываемому в обществознании пониманию потребностей как объективно существующих противоречий между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности. Субъект, с присущим ему самосознанием, овладевший в той или иной мере миром культуры: орудиями предметно-практической деятельности, формами языка, нормами нравственных оценок, духовными ценностями, т. е.субъект как источник активности с той или иной социальной ориентацией, как продукт объективных условий, постоянно находится в отношении к ним как субъективное условие возникновения потребностного противоречия.

Таким образом, следует, что взгляд на потребность как противоречие между социальным субъектом и условиями его жизнедеятельности нельзя назвать новым, он постепенно утверждается в обществознании на общетеоретическом уровне. Однако последовательное, методологически отработанное развитие этой точки зрения способствует дальнейшему познанию сущности потребностей.

Исходя из всего сказанного выше, можно предложить следующее понимание потребности, из которого будем исходить в дальнейшей работе: потребность есть противоречие между социальным субъектом (человеком, социальной группой, классом, обществом в целом) и объективными условиями его жизнедеятельности, которое разрешается и воспроизводится в процессе осознаваемого деятельностного субъектно-объектного взаимодействия.

§ 2.Сервис как одна из составляющих «внетрудовой»

деятельности человека.

1. Переход от потребности к деятельности. Определение деятельности.

Переход от потребности к деятельности есть «процесс овнешнения потребности, овнешнения субъекта деятельности, такое состояние, когда субъект переходит из состояния бытия в себя-бытия в бытие для себя бытия».

9 стр., 4066 слов

Трудовая деятельность человека

... . 190-191. Заключение Труд - целенаправленная деятельность человека на удовлетворение своих культурных и социально-экономических потребностей. В структуре трудовой деятельности выделяют: 1) сознательно поставленные цели - производство ...

Деятельность есть универсальный способ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующего отношения к миру. Будем исходить из того, что деятельность — исключительная привилегия человека, признак его родовой сущности. Принципиальное отличие деятельности человека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни одна форма деятельности не наследуется вместе с биологической структурой тела, все они результат социального наследования (обучения, воспитания практического опыта).

Человек и общество — не простая прибавка эволюции природы, не ее продолжение. Он — аккумулят своей собственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества. Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму, «вторую природу». В этом смысле деятельность есть выражение надприродной сущности человека.

2. Разность понятий «труд» и «деятельность». Внетрудовая деятельность.

Понятие «труд» и

«деятельность» нередко употребляются как однозначные. Действительно, в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно. Можно сказать, что деятельность — это более широкое определение труда, а труд — один из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в «Капитале» труд как «прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой…», Маркс подчеркивал, что «труд есть целесообразная деятельность для созидания потребительных стоимостей … вечное естественное условие человеческой жизни»

С развитием общества по мере снижения значимости внеэкономических мер принуждения к труду, а с течением времени и экономических мер принуждения, растет значимость мотивационного менеджмента.

Одной из закономерностей современного научно-технического прогресса является увеличение опосредствующих звеньев между человеком и природой, превращение материального производства в контролируемый человеком относительно независимый от природы процесс. Происходит вытеснение человека из непосредственного производительного труда в сферу обслуживания (сервиса),

в сферу научно-технического и художественного творчества.

9 стр., 4382 слов

Религиозная вера и потребности человека

... потребности "дефицита". "Высшие" или потребности "роста" формируют пятый уровень иерархии, родовую потребность в самоактуализации. Она появляется только после удовлетворения четырех предшествующих потребностей. Человек стремится ... смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности. Предметом же религиозной веры является сверхъестественное. Сверхъестественное, по ...

Такой труд перестанет быть работой, диктуемой лишь «внешней целесообразностью», превращается в свободную деятельность. Гуманистическая миссия человеческой истории состоит в том, чтобы способствовать этому прогрессу.

«Внетрудовая деятельность осуществляется в различных сферах общественной жизни (культура, спорт, наука, воспитание и др.)». Сервис (англ. service — служба), обслуживание населения в различных сферах повседневной жизни

является, таким образом, одной из составляющих внетрудовой производительной деятельности человека. В ней цель, средства, предмет, результат менее точно определены, чем в труде, их выбор более многообразен, связь между ними и субъектом деятельности менее жесткая. Этот характер связи внутренних компонентов деятельности обуславливает более широкую, чем в труде, сферу активности личности, более высокую степень самостоятельности и свободы. Если труд есть по существу преодоление сопротивления природной материи и серьёзной затратой физических сил, то деятельность в сфере обслуживания не требует такой затраты физических сил и требует большей затраты умственных усилий и нервных перегрузок. В дальнейшем в данной работе при рассмотрении деятельности

человека будем подразумевать также и сервис.

3. Структура акта деятельности.

Выделение понятия «акт деятельности» имеет своей целью конкретизацию деятельностного подхода для исследования индивидуальности человека и его эмпирической сущности.

«Деятельность человека может быть представлена как бесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс, сотоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец». Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельного акта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степени зрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач. Если деятельность применятся без четкого ограничения в пространстве и времени, то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности.

Структура акта деятельности в развернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид, группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие, результат.

Цель — это идеальный образ желаемого будущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание — исключительно человеческое качество, средоточие субъективного мира человека.

Средство — это момент объективности (реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то, что есть, что бытийствует в качестве реального феномена независимо от сознания субъекта деятельности. Это — орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудовая квалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладает субъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе, а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель. «Средство, — писал Гегель, — именно есть то, что ничего собой не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность».

Взаимоопределяемость цели и средства — важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развития человека.

Предмет деятельности — то, на что направлена деятельность субъекта. Это — как стихийные силы природы, так и профильтрованные первичным трудом материалы природы, а также человек как предмет воспитания и обучения.

Действие — кульминация преобразования предмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент, требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такое взаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, которое детерминирует (причиняет) результат деятельности.

Завершающим моментом деятельности является результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается, осуществляется истинность поставленных целей.

3. Потребность как основа детерминации деятельности.

В результате возрождение и возрастание потребностей в каждом производственном акте (акте деятельности) воспроизводят на

новом уровне противоречие между потребностями и возможностями их удовлетворения. Вновь возникшие потребности всегда превышают существующие возможности их удовлетворения, что обусловливает необходимость в беспрерывном возобновлении и развитии процесса производственной деятельности. Перманентно воспроизводящееся противоречие между потребностями людей и социально обусловленными возможностями их удовлетворения является, таким образом, основополагающим фактором общественной производительной деятельности, наиболее глубоким источником его развития.

«Развитие общественного производства выступает и специфически социальным способом порождения противоречия между потребностями человека и возможностями их удовлетворения, и в то же время универсальным способом разрешения этого противоречия.» Деятельность создает новые возможности удовлетворения потребностей, реализуемые в процессе потребления, что и позволяет субъектам производственно-потребительской деятельности функционировать в соответствии с той внутренней необходимостью, которая выражена в их потребностях.

Таким образом, деятельность в ее развитых формах обусловлена внутренней социальной необходимостью, выражающейся как невозможность удовлетворения потребностей индивидов иными средствами, — во всеобщем аспекте она становится единственным способом преодоления этой необходимости.

Однако анализ специфики детерминации деятельности индивидуальных и коллективных субъектов требует и иного ракурса исследования, а именно выявления связи побуждений субъектов к этой деятельности с социальными условиями, в которых она совершается.

5. Соотношение общественных потребностей с индивидуально-личностными потребностями.

Возьмем в качестве отправного пункта тезис, вытекающий из высказанных ранее суждений: поскольку производственная деятельность индивида не служит непосредственно удовлетворению его потребностей, а значит, не является внутренней необходимостью его функционирования, она нуждается во внешней детерминации. Факторы такой детерминации заключены в системе общественных отношений, в которые вступает индивид и в рамках которых только и возможно удовлетворение его потребностей. Именно поэтому, в сущности, возникает и функционирует общество как целостная самовоспроизводящаяся и саморазвивающаяся система социальной деятельности и социальных отношений. Но вместе с обществом возникают и свойственные системам такого типа потребностные отношения: появляются «общие» потребности, не совпадающие с потребностями индивидов. Поэтому для понимания природы внешней социальной детерминации индивидуальной деятельности необходимо установить соотношение этих общественных потребностей с индивидуально-личностными потребностями.

Сущность общих потребностей есть не что иное, как внутренняя для общества необходимость целенаправленного его функционирования в форме деятельности по преобразованию предметов природной среды. Абсолютной целью такого функционирования является создание социальных возможностей удовлетворения потребностей индивидов.

Первый шаг к постижению специфики детерминации собственно человеческой деятельности — это признание «внеположенности» стимула по отношению к субъекту. Созидательная деятельность как специфически общественный процесс, в котором тот или иной субъект участвует, удовлетворяя не все свои потребности, а потребности социума, нуждается прежде всего в социальных факторах, ее порождающих, а потом уже в катализаторах, ускоряющих или интенсифицирующих ее. Так, «индивид становится субъектом — участником этого процесса только в таких общественных условиях, которые позволяют ему, удовлетворяя потребности других субъектов, одновременно создавать возможности собственной потребительной деятельности.»

Объективные факторы, заключающиеся в сфере социальных отношений и обеспечивающие возможности удовлетворения потребностей субъектов производительной деятельности, как раз и выступают в качестве стимулов к участию в такой деятельности индивидов и различных социальных образований. В своей сущности стимул есть социально обусловленная возможность удовлетворения потребностей субъекта (индивида или коллектива), возникающая вследствие его производительной деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных общественных потребностей.

Индивиды и коллективы выступают субъектами общественного производства, «включаясь» в него через «ткань» общественных отношений, т. е. взаимодействую друг с другом в какой-либо социально определенной форме. В основе общественных отношений лежит обмен деятельностью, совершающийся в форме движения ее продуктов, их распределения и потребления. Через социально-предметный мир, служащий удовлетворению индивидуальных или общественных потребностей, эти отношения «диктуют» субъекту «программу» его действий, заключая в себе движущие силы и направленность его активности. Отсюда следует, что стимулы как внешние факторы социально ориентированной активности создаются такими общественными отношениями, в которых эта активность выступает средством удовлетворения потребностей субъекта. Побуждающая к деятельности динамическая сила стимулов «питается» напряженностью противоречия между непрерывно воспроизводящимися потребностями членов общества и существующими социальными возможностями их удовлетворения.

Из такого понимания стимула следует принципиально однозначный вывод: без потребностей нет стимулов, а без стимулов, в свою очередь, нет человеческой созидательной деятельности. Сама по себе потребность вызывает лишь потребительную активность субъекта. Производить же он начинает тогда, когда общественные отношения стимулируют его деятельность, направленную на удовлетворение каких-либо потребностей социума.

При определенных условиях процессы удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей могут совпадать. Это происходит тогда, когда деятельность индивида, удовлетворяющая потребности общества, выступает в то же время предметом его собственной потребности. Вместе с тем, будучи потребностями систем, соотносящихся как часть и целое, потребности индивида и общества по своему содержанию никогда не сводятся друг к другу. Связь между ними опосредствуется общественными отношениями и выражающими их стимулами и интересами. Концентрация средств производства (или, иначе, средств удовлетворения общественных потребностей) во владении отдельных лиц, общественных объединений или государства делает их владельцев «представителями» общественных потребностей, поэтому противоречия между потребностями индивидов и общества выражается и разрешается во взаимоотношении «непосредственных производителей», т. е. субъектов — носителей индивидуальных потребностей, и этих представителей интересов общества.

§ 3. Заключение.

Таким образом, функционирование общества как сложной самоуправляющейся системы подчинено внутренней необходимости, существующей в форме его потребностей. Эти потребности выражают внутреннее противоречие общества, а именно противоречие между потребностями его членов (индивидов и коллективов) и возможностями их удовлетворения. Общественное производство (производительная деятельность общества, в том числе и деятельность в сфере обслуживания населения в различных сферах повседневной жизни), удовлетворяя потребности общества, одновременно создает возможности удовлетворения потребностей его членов.

Возможности удовлетворения потребностей субъектов (индивидуальных и коллективных) отделены от процесса производства отношениями обмена и распределения, в силу чего они складываются в зависимости от общественного положения субъектов, прежде всего их отношения к средствам производства. Возникающая на этой основе система стимулов в единстве с потребностями субъектов порождает их интересы, которые выступают внутренними объективными побуждениями к участию субъектов в общественной производительной деятельности. Интересы выражают социальный способ создания возможностей потребления для субъекта. Если существование субъекта содержит в себе необходимость удовлетворения его собственных потребностей, то общественный способ их удовлетворения создает необходимость реализации интересов этого субъекта и его деятельности, направленной на удовлетворение потребностей общества.

Таким образом, исследование человеческого фактора как системного объекта, включающее анализ как позитивных, так и негативных установок к действию, через потребности и ценности является необходимым.

Библиографический список

1. Айзикович А.С. Потребности и интересы // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1981. С. 256.

2. Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 268.

3. Гегель. Соч.т.7. М., 1935. С. 167.

4. Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2. с. 224.

5. Ершов П.М. Потребности человека. М., 1990. С. 186.

6. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 320.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 486

8. Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. — М., «Высшая школа», 1990. С. 128.

9. Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982. С. 154.

10. Туев В.А. Человеческие потребности. Иркутск, ИГЭА, 1998. С. 186.

11. Углеводов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 80.

Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. — М., «Высшая школа», 1990, с.5

П.М. Ершов. Потребности человека. М., 1990. С. 6.

Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2. с. 3.

Демин М. В. Потребности как проблема философии //Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1984. № 2. с. 5.

Михайлов Н.Н. Социализм и разумные потребности личности. М., 1982, с. 27.

Айзикович А.С. Потребности и интересы // Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., 1981. С. 143.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 24.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 7.

Углеводов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980. С. 80.

Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 85.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 195

Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 72.

Бережной Н.М. Человек и его потребности / Московский государственный университет сервиса. М., Форум, 2000. С. 73.

Гегель. Соч.т.7. М., 1935. С. 167.

Туев В.А. Человеческие потребности. Иркутск, ИГЭА, 1998 — 87с.

Туев В.А. Человеческие потребности. Иркутск, ИГЭА, 1998 — 96с.

7

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector