Сангвистическим темпераментом

ВВЕДЕНИЕ

Темперамент — одно из индивидуально- психологических свойств личности. Его часто называют биологическим фундаментом, на котором строится личность. Этим самым подчеркивается природная обусловленность и устойчивость этого свойства. Темперамент является одной из наиболее общих, интегральных характеристик личности вместе с такими как характер, направленность и др.. С темпераментом связаны скорость и интенсивность реагирования на внешние эмоциогенные раздражители, особенности приспособления к среде, характеристики моторных реакций, манеры поведения и индивидуальный стиль деятельности, характер протекания психических познавательных процессов и многое другое.[3-стр.80]

Темперамент не обусловливает содержания деятельности и поведения личности. Он определяет стиль деятельности, способ и манеру реализации поведенческих действий, также он определяет лишь динамические проявления психики. В этом плане темперамент позволяет с определенной степенью точности предсказать ситуативное поведение индивида.

Темперамент не дает ценностной оценки личности, ее мотивов, потребностей, целей мировоззрения, политической ориентации, общей направленности. Но он содействует этим важным характеристикам в жизнедеятельности человека по мере его взаимодействия с другими людьми.

Целью курсовой работы является изучение особенностей деятельности, поведения и воспитания лиц с ярко выраженным сангвистическим темпераментом.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией;

изучить проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом взаимодействии;

на основе экспериментального исследования изучить свойства темперамента.

Гипотеза , представленная в курсовой работе: сангвиник имеет среднюю степень выраженности свойств темперамента.

Объект исследования : сангвистический тип темперамента.

Предмет исследования : свойства сангвистического темперамента

1.ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА С ЭКСТРАВЕРСИЕЙ — ИНТРОВЕРСИЕЙ

3 стр., 1272 слов

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека

Типы темперамента. Эмоциональное поведение человека Власовец Н.С., Свидрицкая Я.О., 1 курс, специальность логистика Научный руководитель: доцент, кандидат психологических наук Плескачева Н.М. Каждый день мы сталкиваемся с разными людьми. И в каждом человеке присутствует своя смесь эмоций и чувств. Как узнать, какие человек испытывает эмоции в данную минуту или в данной ситуации, что им движет в ...

1.1 Психологический портрет лиц с сангвиническим темпераментом

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

Психологический принцип взаимоотношений с сангвиником: “Доверием и контролем его не испортить”.

Сангвиники – истинные экстраверты. Это можно показать на примере детей, учащихся в школе. На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Они не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Узнав новое интересное слово или выражение, экстраверты сразу же пытаются его использовать в речи. Они испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать. Экстраверты, прежде всего мальчики, предпочитают учебно-речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться, т.е. учебно-речевые ситуации, которые можно охарактеризовать как «динамичные». Обычно легко вступают в общение на основе любых учебно-речевых ситуаций и почти во всех ролях; предпочитают частую смену ролей, учебно-речевых ситуаций. Экстраверты, постоянно стремятся к доминированию в общении. Испытывают потребность всегда быть в центре внимания, занимать положение лидера в общении; в учебном общении часто отказываются принимать роль ведомого, предпочитают, чтобы учебно-речевая ситуация развивалась только по их сценарию, при неудачах часто обвиняют партнеров; если уровень коммуникативной компетенции не позволяет им реализовать лидерские устремления в условиях учебно-речевой ситуации, могут в течение долгого времени открыто выступать против данного приема обучения и прочего.

14 стр., 6786 слов

Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития

17 Курсовая работа Учебная мотивация современного школьника и процесс ее развития Содержание Введение 1. Мотивы и интерес в процессе школьного обучения 1.1 Характеристика учебного процесса 1.2 Виды интереса и его роль в обучении 1.3 Строение мотивации учения 2. Учебная мотивация и ее формирование у учащихся 2.1 Основные теории учебной мотивации 2.2 Формирование мотивации учения школьников 2.3 ...

И. Павлов в основу темперамента положил особенности взаимодействия нервных процессов возбуждения (реакции нервных клеток на раздражитель, переводящий организм в состояние активности) и торможения (реакции блокировки, или угнетения возбуждения), происходящих в коре головного мозга. Характер протекания этих процессов у каждого индивида свой. Эти различия обусловлены генетически и проявляются в таких свойствах нервной системы, как:

1) сила возбуждения и торможения нервных процессов;

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения;

3) подвижность нервных процессов.

Различные сочетания этих свойств образуют четыре типа высшей нервной деятельности, которые в свою очередь проявляются в четырех типах темперамента.

Сангвинический темперамент соответствует: сильный уравновешенный подвижный.

Подход Г. Хейманса к определению типа темперамента

Голландский психолог Г. Хейманс предложил определять тип темперамента индивида по трем биполярным факторам:

1) “высокая эмоциональность – низкая эмоциональность ” как реакции на ситуации;

2) “активность – пассивность ” как отношение к труду и отдыху;

3) “первичная функция – вторичная функция ” как скорость нарастания и время удержания реакции на воздействия (соответственно высокая и низкая скорость нарастания и угасания реакций).

12 стр., 5886 слов

Личность и темперамент Требования различных профессий к свойствам темперамента на примере cоциально-культурного

... быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту деятельность психических процессов и состояний.[4] Темперамент – это совокупность типологических особенностей ... успеха всегда и во всем. А если ребенок сангвиник и родители знают, что его интересы не ... управления» Рефератпо теме: «Личность и темперамент. Требования различных профессий к свойствам темперамента (на примере cоциально-культурного сервиса и ...

Различные варианты сочетаний этих факторов дали автору возможность выделить восемь типов темперамента. Сангвинический тип темперамента соответствует формуле: высокая эмоциональность + активность + первичная функция.

Исследования Г. Айзенка

Ганс Айзенк придерживался метода анализа “сверху вниз”, при котором вероятностные личностные черты идентифицируются на основе анализа клинической и экспериментальной литературы. В течение 50 лет он занимался исследованием трех главных аспектов личности, описанных в его книге “Измерения личности” (1947г.), а именно: “интроверсии – экстраверсии”, “нейротицизма – эмоциональной стабильности”, “психотицизма (бессердечность) — гуманности”. Первые два понятия имеют особенно длительную историю. Айзенк показал, что они уходят корнями в прошлое более чем на две тысячи лет назад, к Галену и Гиппократу. Впоследствии, в 1798 г., эти понятия были заимствованы Иммануилом Кантом и вновь появились в работах швейцарского психоаналитика Карла Юнга в 1920- е гг. Основное положение всех этих авторов состоит в том, что существуют два базисных параметра личности [см. приложение 1].

Вертикальная линия рис. П. 1.1 представляет параметр эмоциональной нестабильности, или нейротицизм. Индивидуумы с высоким уровнем нейротицизма легко поддаются переменам настроения, чувствительны и тревожны; те, у кого низкий уровень нейротицизма, расслабленны, уравновешенны и спокойны. Второй параметр – экстраверсия. Экстраверты – сердечные, социабельные, разговорчивые и оптимистичные люди, которые любят поговорить с попутчиком, путешествуя поездом. Интроверты сдержанны, пессимистичны и заняты самими собой. Тот факт, что эти две линии находятся под прямым углом, говорит о том, что эти два параметра личности независимы (не коррелируют).

Рис. П. 1.1 также демонстрирует положение четырех “галеновских типов” (меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник) относительно этих осей. Судя по рисунку можно охарактеризовать сангвиника как стабильного экстраверта с такими характеристиками как общительность, открытость, отзывчивость, беспечность, живость, беззаботность, лидерство.

2. ПРОЯВЛЕНИЕ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЕДЕНИИ И ВОСПИТАНИИ

26 стр., 12892 слов

Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара» Кафедра педагогики дошкольного и начального образования Выполнила: студентка 6 курса факультета дошкольного и начального образования. Выпускная квалификационная работа Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей ...

2.1 Проявление сангвинического темперамента в деятельности и поведении

Сангвинический тип темперамента характеризуется: энергичностью, жизнерадостностью, деловитостью. В то же время часто не доводит начатое дело до конца, склонен себя переоценивать. Быстро схватывает новое. Неустойчив в интересах и склонностях, легко приспосабливается к разным обстоятельствам, новым людям. С увлечением берется за новое дело, но быстро остывает, если оно перестает его интересовать. Однако тяготится будничным, кропотливым трудом. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми людьми. Вынослив и работоспособен. Для него характерна громкая, быстрая, отчетливая речь, выразительная мимика, жесты. Сохраняет самообладание в неожиданных и сложных ситуациях. У сангвинического темперамента высокий порог чувствительности ( очень слабые звуки и световых раздражителей не замечает ).
Сангвиник – работоспособен, может долго работать не утомляясь. Его легко дисциплинировать. Хорошо сдерживает проявления своих чувств и непроизвольные реакции. Обладает быстротой ума, находчивостью, экстравертирован.
Учет сангвинического типа темперамента может осуществляться в следующих аспектах. Сангвинику сложно заниматься одной и той же деятельностью, к ней быстро пропадает интерес, работа начинает выполняться не качественно. Целесообразно, по возможности, ставить перед ним новые интересные задачи, систематически контролировать его деятельность, особенно качество работы.

Если руководитель имеет сангвинический тип темперамента, то он может строить отношения с людьми и на деловой и на эмоциональной основе.

В совместной деятельности формируются новые механизмы регулирования, видоизменяется структура и динамика психических процессов и состояний, происходит взаимная подстройка, коррекция и контроль деятельности.

Успешность совместной деятельности, на которой строится развивающее обучение, определяется во многом личностными особенностями её участников, в частности темпераментом. Огромную роль в этом играют свойства темперамента. Они оказывают влияние на организацию совместной деятельности, характер её протекания и эффективность. Не случайно В.С. Лирмен писал, что «поведение прямо и непосредственно обусловлено свойствами темперамента».

5 стр., 2110 слов

Основные аспекты совместной работы врача-стоматолога и ассистента

УИРС на тему: «Основные аспекты совместной работы врача-стоматолога и ассистента» План ассистент стоматолог профессиональная сработанность медсестра 1. Актуальность темы 2. Цель и задачи исследования 3. Материалы и методы исследования 4. Результаты исследования Выводы Список используемой литературы 1. Актуальность темы Повышение уровня комфорта для пациента - один из основных способов повышения ...

Наиболее благоприятным сочетанием можно считать противоположную структуру свойств темперамента. Но сочетать в групповой деятельности детей с такими темпераментами не всегда возможно. Задачей данного исследования явилось выявление сочетания темпераментов (одинаковых и разных, но не противоположных), благоприятного для общения и успешного выполнения совместной деятельности. Для определения типов темперамента была использована методика наблюдения за проявлением свойств темперамента.

Исследование было организовано следующим образом: отобранных по результатам диагностического наблюдения детей 7-8 лет объединили в пары, сочетающие одинаковые типы темперамента (сангвиник-сангвиник и флегматик-флегматик) и разные типы (сангвиник-флегматик) и предложили детям творческое задание (аппликацию) для совместного выполнения. При этом регистрировались особенности общения и совместной деятельности детей. В сочетании «сангвиник-флегматик» ребёнку-флегматику в ряде случаев было предложено играть ведущую роль. Наблюдение за ходом эксперимента включало в себя учёт времени выполнения задания, количество обращений детей друг к другу, положение ребёнка в групповой работе (лидер, подчинённый), конфликтные ситуации.

Результаты исследований показали, что при сочетании детей в парах с одинаковым типом темперамента, в частности, «сангвиник-сангвиник», успешности в общении и результатах деятельности не зарегистрировано. Налицо — конфликт двух лидеров.

Сочетание детей в парах с разными типами темперамента дало неоднозначные результаты. Так, в паре, где лидерство стихийно оказалось в руках сангвиника, общение носило бесконфликтный, конструктивный характер с явным перевесом в сторону лидера в смысле выдвижения идей.

Неблагоприятным является сочетание двух сангвиников. Подтверждение этому можно встретить в исследованиях, проведённых лабораторией В.М. Русалова.

Сочетание в паре разных темпераментов — сангвиника и флегматика более благоприятно, если лидером окажется сангвиник, потому что природная склонность к лидерству со стороны сангвиника сочетается с такими чертами флегматика, как ригидность, отсутствие агрессивности, низкая тревожность. Склонность к лидерству – это сплав таких свойств темперамента, как пластичность, экстраверсия, активность, более высокий, чем у флегматика уровень тревожности. Именно дополняющие друг друга свойства (т.е. противоположные друг другу) и создают благоприятные условия учебной деятельности.

19 стр., 9343 слов

Исследование взаимосвязи типов темперамента и лидерских качеств у людей, занимающих руководящие должности

... люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики ... работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа ...

По результатам исследования можно сделать следующие педагогические рекомендации:

1. При организации совместной деятельности детей младшего школьного возраста необходимо учитывать свойства их темперамента.

2. При составлении пар для совместной деятельности необходимо принимать во внимание то, что наиболее благоприятным сочетанием одинаковых темпераментов является сочетание «флегматик-флегматик».

3. Желательно избегать при организации совместной деятельности сочетания «сангвиник-сангвиник» из-за высокой конфликтности.

4. Вполне благоприятным можно считать сочетание «сангвиник-флегматик» в том случае, если лидерство в паре будет установлено стихийно. Лучше, если оно будет принадлежать сангвинику.

Итак, согласно данным этого исследования в условиях совместной деятельности, как при невербальном, так и вербальном взаимодействии сангвиник в большей степени повышает показатели своей эффективности, если он работает с меланхоликом или флегматиком. Однако если его партнером является холерик или особенно сангвиник, то показатели эффективности в совместной деятельности растут несколько меньше по сравнению с индивидуальной деятельностью.

Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.

Можно образно описать, что сангвиники пригодны для организаторской деятельности («политики»).

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).

Б.М. Теплов и В.Д. Небылицин, изучая проблемы индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. Е.А. Климов и В.С. Мерлин, разносторонне изучив индивидуальный стиль деятельности, показали, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно своему темпераменту. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей. Были выработаны общие рекомендации для овладения индивидуальным стилем деятельности, исходя из следующих положений.

Для представителей подвижных типов темперамента (в том числе и сангвиники) сложно осуществлять плавные движения, они не предпочитают стереотипные способы решения задач. Выполнение монотонной работы плохо переносится обладателями сильной нервной системы с подвижными нервными процессами.

На основе выявления свойств темперамента и особенностей характера определяют профессиональную пригодность человека к той или иной деятельности. Например, зная характерологические особенности нервной деятельности и темперамента (степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, скорости принятия решений, быстроты смены настроений и т.п.), необходимо подбирать такие виды деятельности, которые человеку наиболее соответствуют. Так, в работе водителя и оператора важны скорость сенсомоторных реакций, для слесаря и станочника – легкая приспособляемость к однообразным и повторяющимся действиям, способность к длительной концентрации внимания, глазомер и др.

Темперамент оказывает влияние и на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной, одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие – быстро, но не всегда правильно, третьи – медленно и правильно, четвертые – медленно и с ошибками. Подвижные индивиды (сангвиники и холерики) подготовительный этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.

Весьма показательны закономерности, которые были выявлены М.Р. Щукиным, между подвижностью нервных процессов и стилем работы на токарных станках учащихся профтехучилищ:

1. Подвижные учащиеся отводят гораздо меньше времени на знакомство с техническим рисунком, чем инертные. Они знакомятся с ним быстро и поверхностно, немедленно приступая к исполнительным действиям. В ходе обработки деталей они также реже, чем инертные, сверяются с чертежом.

2. Не тратя времени на подготовку соответствующих инструментов и материалов, подвижные учащиеся достают и пользуются инструментами, когда возникает конкретная потребность.

3. В ходе исполнительных действий у подвижных учащихся преобладают ориентировочно- познавательные действия, что обусловлено меньшим временем, которое они тратят на подготовительные действия, по сравнению с инертными учащимися. При обработке деталей “подвижные” часто прибегают к прикидке “на глазок”, что приводит к снижению точности и аккуратности работы.

4. “Подвижные” отличаются от “инертных” быстротой движений. Задания, требующие медленных движений, выполняются менее успешно у подвижных учащихся.

5. У подвижных учащихся познавательные действия, связанные с инструктажем, регулярно влияют на исполнительные действия в меньшей степени, чем у “инертных”.

6. Подвижные учащиеся часто останавливают свои станки, прерывая работу, подходят к своим товарищам, манипулируют рукоятками других станков и т.п.

Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально- волевой сферы личности. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.

Восприятие реального времени у представителей различных типов темперамента также отличается многообразием. Н.Н. Обозов, ссылаясь на исследование Б.И. Цуканова, приводит на этот счет следующие данные. У сангвиника субъективно переживаемое время опережает течение реального времени. Однако не на столько, как это выражено у холерика. Сангвиник спешит жить, испытывает постоянный дефицит времени.

В дипломной работе Д. Воробьева исследовались особенности психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям. В его психодиагностическом исследовании определялись поведенческие характеристики спортсменов в стрессовых ситуациях. Спортсмены сильного типа нервной системы, малотревожные, эмоционально устойчивые (сангвиники), отличались повышенным уровнем притязаний, высокой степенью саморегуляции. В стрессовых ситуациях решения принимали самостоятельно и добивались высоких результатов.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей не принужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает.

Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению.

Босс-сангвиник активен, энергичен, вынослив и работоспособен, чем очень похож на холерика, но, в отличие от него, способен блокировать свою раздражительность и вспыльчивость. Общителен, жизнерадостен, хорошо переносит перегрузки, эмоционально устойчив к неприятностям и стрессу. Пожалуй, его можно считать идеальным боссом. Сангвиник — деловой человек. Способен создать эффективную команду, ценит профессионализм. Поэтому неустанно совершенствуйте свои профессиональные навыки и уделяйте внимание дополнительному обучению.
Разговаривать с таким руководителем нужно по-деловому, без лишних эмоций. Ему нравится формально-деловое общение, его раздражают сотрудники, застревающие на личных темах, любящие жаловаться или обижаться. На работе он не терпит разговоров о семейных проблемах, кошках-собаках, моде, спорте и пр.

Помните: если на корпоративной вечеринке в подмосковном пансионате вы отлично попарились с сангвиником в бане — это еще ничего не значит. В офисе необходимо вернуться к сугубо деловым отношениям.

В обычных условиях тип темперамента человека лишь в незначительной степени определяет результативность его деятельности и проявляет преимущественно в индивидуальных особенностях поведения. В экстремальных же ситуациях влияние темперамента на эффективность деятельности резко возрастает, так как привычные формы поведения не позволяет достичь желаемой цели: для этого нужны дополнительные волевые и физические усилия. В таких условиях более мобильными проявляют себя сангвиники и холерики, тогда как в обстановке строгой регламентации продуктивность их труда понижается. Регламентация быстро утомляет их, поэтому предпочтительными для них являются действия, которые можно

прерывать или чередовать с другими. Такое изменение типа деятельности предохраняет сангвиников и холериков от психологической перегрузки и дает возможность работать длительное время без серьезных сбоев, ошибок.

Сангвиники — независимы и эмоциональны, но отходчивы. Заметив, что назревающий конфликт может принять серьезный оборот, они легко идут на компромисс для восстановления равновесия в отношениях.

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой обладает быстрой реакцией, его поступки обдуманы, жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т.е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т.е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

В свою очередь темперамент непосредственно связан со стилем поведения. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определенно предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контакта. Сангвиник, как правило, выступает инициатором общения, но его отношение к людям подвержено колебаниям, изменчиво и непостоянно.

Сангвиник в качестве основного стремления имеет импульс к наслаждению, соединённый с лёгкой возбудимостью чувств и с их малой продолжительностью. Он увлекается всем, что ему приятно. Склонности его непостоянны, и на них нельзя слишком полагаться. Доверчивый и легковерный, он любит строить проекты, но скоро их бросает.

2.2 Проявление сангвинического темперамента в межличностном и деловом общении

Сангвиники быстро устанавливают социальный контакт. Они совершенно не способны долго предаваться мрачным мыслям и страху из-за дурных предзнаменований. Цветы и сияние солнца, весенние грезы и радужные надежды — вот содержание их воображения. Поэтому они почти всегда инициаторы в общении. Когда надо установить тесные неформальные контакты с новыми людьми, сангвиник делает это с интересом и удовольствием, легко включается в компании и способен даже занять в них лидерскую позицию. В то же время вынужденный к изоляции, лишенный широкого круга контактов да еще обреченный на безделье, способен на бурную аффективную реакцию.

Сангвиник необыкновенно быстро реагирует на окружение, немедленно откликается на желание пообщаться со стороны другого человека. В компании незнакомых людей он чувствует себя как рыба в воде, новая необычная обстановка его только возбуждает, но его отношения к людям могут быть изменчивы и непостоянны. Если у него наступает крах карьеры, то чаще всего причины кроются в его неумении предвидеть отдаленные последствия своих действий, чрезмерно радужных надеждах, неразборчивости в выборе знакомств и склонности к авантюрам. Он лучший тактик, чем стратег. Однако при неудачах он не отчаивается, а ищет новое поприще для применения своей кипучей энергии.

Руководство- это частный случай управления, совокупность процессов взаимопонимания между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем взаимопонимания на индивидуальное и коллективное сознание. Сангвиник относится к демократическому или коллегиальному стилю. Демократический , или коллегиальный стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке решений, распределением полномочий и ответственности между руководителем и подчиненными. Руководитель этого стиля обсуждает с заместителями и сотрудниками наиболее важные производственные проблемы и на основе обсуждения вырабатывается решение. При этом всячески стимулирует инициативу со стороны подчиненных.

Социально — психическая структура коллектива выступает в виде различных психологических типов личностей. С точки зрения индивидуально — психологических качеств возможна типизация по основным физическим качествам, особенностям нервной системы. Сюда относится достаточно популярное деление на сангвиников (сильный, уравновешенный, подвижный.), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый).

Экстраверт – ориентирован на окружающий мир, активен, открыт в эмоциональных проявлениях, общителен, любит движение, риск, социально адаптирован. Обычно экстраверт – отличный организатор и бизнесмен.

3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование свойств темперамента

В курсовой работе было проведено экспериментальное исследование для определения свойств сангвистического темперамента по методике Ганса Айзенка и опросника Смирнова.

С целью изучения особенностей темперамента были использованы следующие методики: методика Ганса Айзенка (см. Приложение 2) – направлена на выявление типа темперамента, при помощи определения степени экстраверсии и невротизма. По этой методике выделяется 4 типа темперамента: сангвиник-экстраверт, холерик–экстраверт, флегматик-интроверт, меланхолик-интроверт.

Для подкрепления полученной информации был проведен опросник Смирнова (см. Приложение 3).

С помощью этого опросника уточняются индивидуальные свойства темперамента личности, такие как: экстраверсия, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакции, активность.

В исследовании принимало участие 10 учеников 7-го класса (13-14 лет).

Результаты исследования представлены в таблицах:

Таблица 1

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Ганса Айзенка

Ф.И.О.

Экстраверсия

Невротизм

Тип темперамента

1.Катя А.

20

7

сангвиник

2. Юля Б.

15

22

холерик

3.Сергей Д.

10

6

флегматик

4. Настя М.

17

8

сангвиник

5. Таня Л.

9

13

меланхолик

6. Саша И.

18

22

холерик

7. Дима К.

16

9

сангвиник

8. Наташа К.

18

23

холерик

9. Кристина К.

19

4

сангвиник

10. Юля К.

15

15

холерик

Согласно приведенным в таблице сведениям, среди 10 учеников было выявлено 4 человек с холерическим темпераментом (35%), 1 – с флегматическим (10%), 4- с сангвиническим (35%) , 1- меланхолическим (10%).

Таблица 2

Психологическая характеристика темперамента по каждому ученику по методике Смирнова

Ф.И.О.

Экстра

версия

Эмоциональная возбудимо

сть

Быстрота реакции

Активно

сть

Ригидно

сть

Тип темперамента

1.Катя А.

21

5

16

22

10

Сангвиник

2. Юля Б.

14

20

10

15

22

Холерик

3.Сергей Д.

10

2

11

11

8

Флегматик

4. Настя М.

17

4

15

22

9

Сангвиник

5.Таня Л.

2

3

6

5

8

Меланхолик

6. Саша И.

20

18

17

19

10

Холерик

7. Дима К.

18

7

18

23

11

Сангвиник

8. Наташа К.

24

18

19

20

10

Холерик

9. Кристина К.

20

6

17

22

8

Сангвиник

10. Юля К.

25

15

16

16

11

Холерик

Из методике Смирнова следует(таблица 3), что сангвиник имеет высокую эмоциональную устойчивости, высокую степень быстроты реакции, высокую степень интровертности, высокую степень активности, а также является экстравертом с высокой степенью выраженности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование личности человека во многом зависит от его темперамента, от того, как правильно этого человека воспитывали его родители, учителя в соответствии с его темпераментом и способностями, как он развивался, каким образом получал свой жизненный опыт.

Знание типа темперамента и умение определить его у конкретного человека или групп людей может помочь найти правильный подход к этому человеку, лучше подобрать форму отношений в коллективе, на работе. Зная темперамент людей, с которыми мы общаемся, работаем, учитывая особенности этих темпераментов, мы будем серьезней и тщательней искать подход к своим собеседникам, друзьям, коллегам, и, возможно, будет меньше конфликтов между людьми, а общение станет только лучше и приятней.

В данной курсовой работе был изложен материал по исследованию сангвистического типа темперамента. Были определены взаимосвязь темперамента с экстраверсией – интроверсией, проявление сангвистического темперамента в деятельности, поведении, межличностном и деловом общении. В общих чертах можно сказать, что сангвиники – экстраверты: они открыты для общения, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебно-речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать, постоянно стремятся к доминированию в общении.

Испытывают потребность всегда быть в центре внимания, занимать положение лидера в общении; в учебном общении часто отказываются принимать роль ведомого, предпочитают, чтобы учебно-речевая ситуация развивалась только по их сценарию.

Сангвиники достаточно активны в деятельности и поведении, но при условии, что данный вид деятельности не монотонный и представляет особый интерес для выполнения какого- либо задания.

В общении лица, обладающие сангвистическим темпераментом, проявляют большую активность, стремятся быть лидерами в беседе. Также в курсовой работе была затронута тема о совместимости в деятельности и общении лиц с сангвистическим темпераментом с индивидами с другими типами темперамента.

Проведенная экспериментальная часть в основном подтвердила гипотезу, выдвинутую в реферате. Сангвиники обладают средней степенью выраженности свойств темперамента. По методике Смирнова из 100% учащихся, 35% являются сангвиниками имеющие высокую эмоциональную устойчивости, высокую степень быстроты реакции, высокую степень интровертности, высокую степень активности, а также являются экстравертом с высокой степенью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Батаршев А.В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика.- “Владос — пресс”, 2001.- С.51- 55

2. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. Москва, 1999., С.330- 340

3. Козубовский В.М. Общая психология: личность. Минск, 2008

4. Немов Р.С. Психология, книга 1, Москва, 1999., С.394- 401

5. Общая психология. Учебник для студентов пединститутов. Под редакцией проф. Петровского А.В., “Просвещение”, 1976.,С.412- 420

6. Петровский А.В. Введение в психологию., Москва, “Академия”,1995., С.432- 451

7. Психология. Учебник для пед. ВУЗов. Под редакцией Б.А. Сосновского “Юрайт — Издат”, 2005., С.144 — 155

8. Рогов Е.И. Общая психология. С.379- 392

9. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. Санкт- Петербург, 1999., С.613- 620

10. Станкин М.И. Общая психология. Функциональные явления человеческой психики. Москва- Воронеж, 2003., С.343- 356

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов – на – Дону, “Феникс”, 1996., С.158 – 164.

12.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Учебное пособие.- Пятигорск, 1990

13. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии, — М., 1982 г., стр. 49-59.

14. Нокаридзе. Темперамент личности и фиксированная установка, — Тбилиси, 1970 г. — стр. 5-7

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема взаимосвязи темперамента с экстраверсией – интроверсией по Айзенку.

Интроверсия

Сангвистическим темпераментом

Рис. П 2.1

Приложение 2

Анкета 1. (Опросник Ганса Айзенка).

Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов об особенностях вашего поведения и ваших чувств. Если согласны, ставьте «плюс», если нет — «минус». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание ответов, так как наиболее интересна ваша первая реакция, а не ре­зультат слишком долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание ваших способностей, а лишь вы­яснение особенностей вашего поведения.

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вы трудно отказываетесь от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам не выгодно?

7. Часто ли у Вас спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите и не растрачиваете ли много времени на обдумывание?

9. Возникали ли у Вас когда-нибудь чувства, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли, что разозлившись. Вы выходите из себя?

13. Часто ли Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоит мысль о том, что Вам следовало бы чего-нибудь делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Часто ли Вас терзает чувство вины?

24. Все ли Ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли Вы дать волю собственным чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того, как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему мысленно и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержанны, когда находитесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится от того, что разные мысли лезут Вам в голову?

32. Верно ли, что Вам часто приятнее и легче прочесть о том, что Вас интересует в книге, хотя можно быстрее и проще узнать об этом у друзей?

33. Бывает ли у Вас сердцебиение?

34. Нравится ли Вам работа, которая требует пристального внимания?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людям только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывает в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, которая требует быстроты действий?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Легко ли Вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

50. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?

Приложение 3

Анкета 2. (Опросник Смирнова).

1. Вы любите часто бывать в компании?

2. Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3. Часто ли у Вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы Вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?

6. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

7. Считаете ли Вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8. Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые Вас понимают, могут ободрить или утешить?

10. У Вас очень быстрый почерк?

11. Ищите ли Вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

12. Бывает ли так, что Вы не выполняете своих обещаний?

13. У Вас очень много хороших друзей?

14. Трудно ли Вам оторваться от дела, которым Вы поглощены, и переключиться на другое?

15. Часто ли Вас терзает чувство вины?

16. Обычно Вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе Вы бились над трудными задачами до тех нор, пока не решали их?

18. Бывает ли, что иногда Вы соображаете хуже, чем обычно?

19. Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20. Часто ли Вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т.п.?

21. Вы вспыльчивы и легко ранимы намеками и шутками над Вами?

22. Во время беседы обычно Вы быстро жестикулируете?

23. Чаше всего Вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24. Бывают ли у Вас такие мысли, что Вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25. Вы любите подшучивать над другими?

26. Склонны ли Вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем их сообщить кому-либо?

27. Часто ли Вам снятся кошмары?

28. Обычно Вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29. Вы настолько активны, что Вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30. Бывало ли, что, разозлившись, Вы выходили из себя?

31. Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32. Вы обычно довольно легко раздумываете, принимая какое-то даже не очень важное решение?

33. Вам говорили, что Вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34. Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35. Если у Вас что-то долго не получается, то обычно Вы все же пытаетесь сделать это?

36. Возникло ли у Вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к Вашим родителям?

37. Считаете ли Вы себя открытым и общительным человеком?

38. Обычно Вам трудно взяться за новое дело?

39. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

40. Обычно Вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

41. В течение дня Вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя усталости?

42. У Вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43. Вас принимают иногда за беззаботного человека?

44. Считаете ли Вы хорошим другом того, чья симпатия к Вам надежна и проверена?

45. Вас можно быстро рассердить?

46. Во время дискуссии обычно Вы быстро находите подходящий ответ?

47. Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься чем-либо?

48. Бывает, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

Приложение 4 Ключ к опроснику Айзенка по определению

Темперамента.

Экстраверсия – находится сумма ответов “да” в вопросах 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов “нет” в вопросах 5, 15, 20, 29, 32, 37, 41, 51.

Если сумма баллов равна 0 – 10, то вы интроверт, замкнуты внутри себя.

Если 15 – 24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

Если 11 – 14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

Невротизм – находится количество ответов “да” в вопросах 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

0 – 10 – эмоциональная устойчивость.

11 – 16 – эмоциональная впечатлительность.

17 – 22 – появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

23 – 24 – невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

Показатель по “шкале лжи” определяется по сумме баллов ответов “да” в вопросах 6, 24, 36 и ответов “нет” в вопросах 12, 18, 30, 42, 48, 54.

0 – 3 – норма, ответам можно доверять. Показатель 4 – 5 является критическим, он свидетельствует о тенденции давать только “хорошие” ответы, 6 – 9 – ответы недостоверны. Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

Приложение 5

Ключ к опроснику «ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА» Б.Н.СМИРНОВА.

Опросник Б.Н. Смирнова позволяет выявить ряд полярных свойств темперамента: экстра­версию — интроверсию, эмоциональную возбудимость — эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый — медленный), активность (высокую — низкую).

Он также имеет шкалу искренности испытуемого при ответах на вопросы, позволяющую оценить надежность полученных результатов.

Ход выполнения задания . Психолог обращается к испытуемым со словами: «Вам предлагается ответить на 48 вопро­сов. Отвечайте на каждый вопрос «да» (+) или «нет» (-), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская. Чем искреннее будут ваши ответы, тем точнее изучите свой темперамент».

Ключ к опроснику.

1. Экстраверсия—интроверсия — «да»: (1,7,13,19, 25,31,37) х 3; (4,43) х 2;

2. Ригидность-пластичность — «да»: (8,26,32) х 3; (2,14,20,38,44) х 2; «нет» — (19,46) х 1.

3. Эмоциональная возбудимость—уравновешенность — «да»: (15,21,33,39,45) х 3; (3,9) х 2; «нет» 27×1.

4. Темп реакции — «да»: (4,16, 28) х 3; «нет» (10, 22, 34,40,46) х 2;

5. Активность — «да» — (5,11,17, 23, 29,35,41,47) х 3; 10 х 1; «нет»: 38 х 1.

6. Искренность — «да»: (30,36,42,48) х 3; (6,12) х 2; (18, 24,25) х 1; «нет» — 23 х 1.

Обработка результатов. Ответ в соответствии с ключом оценивается от 1 до 3 баллов.

1. Подсчитать сумму баллов по каждой шкале опросника.

2. Определить искренность ответов по шкале «искренность». Если показатель по этой шкале 13-20 баллов, то высокая надежность результатов, 8-12 — средняя, 1-7 — низкая.

Интерпретация результатов.

Таблица3

Очень высокая

Высокая

Средняя

Высокая

Очень

высокая

Экстраверсия

22-27

17-21

12-16

7-11

0-6

Интроверсия

Ригидность

16-25

12-15

7-11

3-6

0-2

Пластичность

Эмоциональная возбудимость

18-20

14-17

8-12

4-7

0-3

Эмоциональная устойчивость

Быстрота реакции

20-22

14-19

9-13

5-8

0-4

Медлительность

Активность

24-26

21-23

14-20

9-13

0-8

Пассивность