Психолого

Психолого-педагогическая деятельность

Диагностика — распознавание, оценка отклонений от общепринятой нормы или стандартов.

Психологическая диагностика — наука и практика распознавания и оценки, скрытых, непосредственно наблюдаемых индивидуально-психологических особенностей человека.

ПД может применяться в образовании, юриспруденции, медицине, управлении персоналом и других областях.

Цель: раскрытие вопросов об использовании возможностей в психодиагностике в решении проблем связанных с образовательным процессом (причины агрессивности и т. д.)

Объект: учащиеся, педагоги, администрация.

Предмет: закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений.

Впервые термин психодиагностика был использован Германом Роршахом в книге Психодиагностика

Психодиагностика — область психологической науки и одновременно форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуально-психологических особенностей человека.

Психодиагностика — как психологическая наука, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты измерения индивидуальных особенностей личности.

Цель психодиагностики:

  1. психологическая характеристика субъектов,
  2. выявление различных психологических причин, для коррекции и профессиональной консультирования,
  3. для экспертизы психолого-медико-педагогической комиссии,
  4. для психопрофилактики и психогигиены,
  5. для оценки эффективности различных методов обучения,
  6. для изучения возрастных особенностей человека, для самопознания и саморазвития человека.

Отрасли психодиагностики:

  1. образовательная,
  2. судебная,
  3. психолого-психиатрическая.

Кроме того психодиагностика тесно связана с дифференциальной психологией, с педагогикой, анатомией, физиологией и другими общественными науками.

Значение психологической диагностики:

4 стр., 1663 слов

Особенности организации психологической службы в учреждениях РОВД

... .: ЦОКП МВД России, 2001. 51. Социальные и психолого-педагогические проблемы правоохранительной деятельности. Часть 3. Психологические особенности организации деятельности коллектива сотрудников органов внутренних дел ... .В. Методики диагностики отношений взрослого человека. Метод. Пособие. – М.: НПО МОДЭК,2001. 4. Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению, или как ...

  1. без психологических данных не узнать определить уровень развития человека,
  2. на имеющихся результатах можно оказать помощь,
  3. без психологических данных нельзя следить за развивающим эффектом обучения
  4. без данных невозможно спланировать коррекционную работу
  5. без психодиагностических данных нельзя помочь родителям

Психодиагностический метод позволяет достичь количественной и качественной оценки изучаемого индивидуального психологического феномена.

Требования к психодиагностическому методу:

  1. Надежность и валидность (это характеристики, которые свидетельствуют о качестве результатов измерения)
  2. Данный метод должен быть стандартизован (в основе стандартизации лежит понятие норма теста — средний уровень развития большой группы людей похожих на данного испытуемого по социально-демографическим характеристикам)

Психодиагностические ситуации:

  1. Ситуация клиента (клиент сам приходит)
  2. Ситуация экспертизы (клиент работает в тестовом режиме)

Задачи для решения этих ситуаций:

  1. Психодиагностические данные используют специалисты смежного профиля (руководители, юристы, цель использования — вынесение административного решения)
  2. Данные использует сам диагност для постановки диагноза, но вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляют специалисты смежного профиля.
  3. Данные использует сам диагност для постановки диагноза, который служит основанием для разработки путей психологического воздействия на клиента (помощь, поддержка, консультирование)
  4. Данные использует сам клиент

В основе выбора психодиагностического метода лежит основной психодиагностический подход, существует 3 подхода:

3 стр., 1256 слов

Психологические основы первичной профилактики зависимостей

Психологические основы первичной профилактики зависимостей Наркоманией охвачены широкие слои населения: учащиеся и студенческая молодежь, военнослужащие и работники государственного аппарата. Специалисты выделяют ряд особенностей и тенденций подростковой нарко­мании и алкоголизации в нашей стране: ♦ рост объемов наркотических веществ на рынке и их доступность; ♦ значительное расширение ...

  1. Объективный (подход, при котором диагностика осуществляется на основе успешности какой-либо деятельности, например: тест интеллекта)
  2. Субъективный (диагностика осуществляется на основе сведений сообщенных о себе, самим клиентом)
  3. Проективный (диагностика осуществляется на основе анализа взаимодействия с внешне нейтральным и безличным материалом выступающим в силу своей неопределенности объектом проекции, в этих тестах заведомо нет правильного ответа)

Классификация методов психодиагностики.

Метод — широкий класс методик, который обладает родством основного психологического приема, на котором базируется надежность и валидность данного класса методик.

Метод — способ решения поставленной задачи.

Признаки научного метода:

  1. Объективность
  2. Системность
  3. Целенаправленность

Технологический подход — это способ работы клиентом с методикой.

Методика — конкретная, частная процедура измерения, которая предназначена для получения информации о конкретном психологическом свойстве у конкретного испытуемого в конкретной психологической ситуации.

Классификации методов Б. Г. Ананьев:

  1. организационные методы
  2. Эмпирические (опытные)
    1. Основные
    2. Вспомогательные (анкетирование, беседа и т. д.)
  3. Интерпретационные
  4. Методы обработки научных данных

Шванцара выделял методы:

  1. В зависимости от характера использованного стимульного характера
  2. В зависимости от характера получаемых диагностических показателей (простые и комплексные)
  3. В зависимости от наличия правильного ответа
  4. В зависимости от характера психической активности испытуемого (интроспективные, экстроспективные)

Захара класс методы:

8 стр., 3805 слов

Тест № 1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

Уважаемый друг! Просим вас принять участие в нашем исследовании. Результаты исследования будут использованы исключительно в научных целях. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос, выбрать вариант ответа или написать свой собственный вариант ответа. Состав Вашей семьи: Отец, мать, и Вы, Отец, мать и дети, Отец и Вы, Отец и дети, Мать и Вы, Мать и дети, Отсутствие родителей, Кто-то еще. К какой ...

  1. По качеству (стандартизированные или не стандартизированные)
  2. По цели применения (тесты пригодности, тесты одаренности, общедиагностические и т. д.)
  3. По материалу, которым оперирует испытуемый (бланковые тесты, предметные, аппаратурные и т. д.)
  4. По количеству исследуемых
  5. По форме ответа (устные, письменные)
  6. По комплексности (отдельные или наборы)
  7. По характеру ответов на задачи (тесты с предписанными ответами, со свободными ответами)
  8. По диагностируемой области психического (тесты личности и интеллектуальные)
  9. По характеру умственной деятельности (вербальные, невербальные)

Классификация методик по методическому принципу:

  1. Объективные тесты (методики которые предусматривают правильное выполнение заданий)
  2. Стандартизированные самоотчеты (характеризуются активным использованием вербальных способностей испытуемого, а также обращением к его мышлению, воображению и памяти)
  3. Проективные (основаны на том, что не структурированный материал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения в котором раскрываются характеристики субъекта)
  4. Диалогические (учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче, могут быть)
    1. вербальными (беседа, интервью)
    2. невербальными (игра и т. д.)

16-ти факторный опросник личности Роберта Кеттелла.

Данный опросник относится к разновидности личностных тестов, личностные тесты предназначены для диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или других психологических характеристик.

Личностные опросники бывают одномерные и многомерные.

Вопросы группируются так, чтобы ответы позволяли оценить какое-либо свойство или состояние индивида. Эти сгруппированные вопросы получили название шкал у нас их 16.

Первичные факторы:

Фактор A. Сердечность, доброта — обособленность и отчужденность

Фактор B. Высокий — низкий интеллект

Фактор C. Устойчивость — неустойчивость эмоциональная

Фактор E. Доминантность — конформность

Фактор F. Беспечность — озабоченность

Фактор J. Высокая совестность — недобросовенность

Фактор H. Смелость — робость

Фактор I. Мягкосердечность — суровость, жесткость

Фактор L. Подозрительность — доверчивость

Фактор M. Мечтательность — практичность

Фактор N. Проницательность, расчетливость — наивность и простота

Фактор O. Склонность к чувству вины — самоуверенность

Фактор Q1. Радикализм — консерватизм

Фактор Q2. Самодостаточность — зависимость от группы

Фактор Q3. Высокий самоконтроль повеления — низкий самоконтроль

Фактор Q4. Напряженность или расслабленность

Ключ. Обработка результатов. Только для фактора Bначисляется по одному балу за совпадение с ключом, для всех остальных по 2 балла за каждое совпадение с ключом и по 1 баллу за ответb.

A: 2) с 19) a, 36c70a87c

Характеристика основных тестов

Тест — стандартизированное часто ограниченное по времени испытание предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий.

Виды тестов

  1. По речевому признаку:вербальные, невербальные
  2. По форме процедуры:групповые и индивидуальные
  3. По направленности:интеллектуальные и личностные
  4. По временным ограничениям:скорости и результативности.

Аппаратурные тесты — тип методик требующих применение специального оборудования для проведения исследования или регистрации полученных данных. Эти тесты используются для оценки психофизиологических свойств.

Тестовая батарея — совокупность групп тестовых заданий (субтестов) объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта,

например, тесты интеллекта и тесты общих способностей.

Тесты бланковые — тип методик предусматривающих самостоятельную работу испытуемых,

например, личностные тесты.

Тесты вербальные — тип методик, в которых материал заданий представлен в языковой форме.

Тесты достижений — тип методик направленных на оценку достигнутого уровня развития способностей, навыков и знаний.

Тесты креативности, тесты личности, тесты скорости, тесты специальных способностей.

Основы конструирования теста

  1. Для чего
  2. Для кого
  3. Понятный
  4. Надежный
  5. Валидный — тест, который измеряет, то для чего он предназначен
  6. Стандартизированный
  7. Шкала лжи
  8. Нет варианта «не знаю»

Домашнее задание. Выводы по тестам.

Научный:

  1. Экспериментальная психология (1878г.) Основателем был Вильгельм Вундт в Германии. Внешние проявления человека, а также ощущения и двигательные реакции. Эйбингаус. Дебильность, имбицильность, идиотильность степени умственной отсталости. 1885 г первая лаборатория в России, основатель Бехтерев. 1896 г Э. Крепелин — классификация психических болезней. 1912 В. Штерн ввел понятие коэффициент интеллекта. 1917 г. первый личностный опросник. 1942 г психологическая оценка. 1950 г. опросник Кеттела. 1953 г. принятие этических стандартов для психолога. 1956 г. Айзенка опросник для измерения экстраверсии и интроверсии. 1957 г. тест для измерения творческих способностей, Гилберт. 1974 г. основание международной комиссии по тестам. 1987 г. первое пособие в СССР по психодиагностики.

ППД в системе образования

Тесты образования направлены на оценку степени усвоения того или иного учебного материала. 1200 год, первый устный экзамен на получение степени доктора философии. 1700 г. Кембридж был введен устный экзамен для получения степени магистра. Первые письменные экзамены были введены в 1845 году в США родоначальником в области педагогического измерения был Фишер (разработал книги шкал).

Он присваивал значение единицы для выражения высшего показателя, правописание, математика, рисование, общая история, библия. Райс психолог-врач первым начал массовое тестирование в школе. Родоначальником измерения в США был Торндайк. В1903 году он выпустил книгу «Образовательная психология». 1910 год впервые использованы тесты для измерения успеваемости учеников. 1914 год вводятся тесты для измерения интеллекта. 1918 год Торндайк формулирует основной принцип образования, обучение связано с взрослением человека.

На сегодняшний день образовательные тесты подразделяются:

  • Батарея тестов общих достижений
  • Тесты по конкретным учебным предметам

Контрольная работа. Тесты провести. Методичка № 1965.

Психодиагностика самосознания

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также мотивам поведения, переживаниям, мыслям и влечениям.

Самосознание — процесс осознания своего я во многообразии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представления о себе в сопоставлении с другими людьми.

Самосознание помогает человеку сохранять себя и свое я, а также регулирует всю сложную систему внутреннего психического мира человека.

Компоненты самосознания:

  1. Самопознание (познание себя через сравнение с другими людьми)
  2. Самооценка (эмоционально-оценочное отношение к себе)
  3. Самовоспитание — процесс самоуправления направленный на осознанное изменение своей личности.

Структура самосознания (Эрик Эриксон 1967 г.)

Уровень

Процессы отражающие активность

Интегральные образования самосознания

Самоотношение

Организма

Потребность в самосохранении и нормальном функционировании организма

Самочувствие

Самоотношение

Социального индивида

Потребность в принадлежности человека к общности и признание его этой общностью

Система социальных самоидентичностей. Гражданской, этнической, половой, возрастной, социально-ролевой и т. д.

Основано на перенесении во внутрь отношение других

Личностный

Потребность в самореализации

Дифференцирующая составляющая «Я-образа», обеспечивающая не случайность самоопределения личности.

Потребность в самоактуализации.

Таким образом, диагностике подвергаются знания о себе которые выражены в самоотношении и в «Я-концепции».

Компьютерная психодиагностика

Этапы развития:

  1. Начало 60-х 20 века. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя. Функции ограничены и сводились к применению простых стимулов фиксации элементарных реакций и статистической обработки данных. Начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
  2. Вторая половина 60-х начало 70-х. Были автоматизированы все трудоемкие процедуры обработки диагностической информации. Начинает развиваться система многомерного анализа данных. Компьютер выступает в роли экспериментатора. Разрабатываются средства специального программного обеспечения.
  3. Начиная с 70-х годов. Появляются первые собственно-компьютерные тесты или тесты специально созданные для компьютерной среды. Компьютеризированные тесты. Задания создаются таким образом, чтобы приспособить их к ответам испытуемого.
  4. С середины 80-х годов. Развивается отечественная компьютерная диагностика.

Недостатки компьютерной диагностики.

  1. Отсутствие непосредственного наблюдения и живого контакта с испытуемыми
  2. У некоторых проявляется феномен компьютерной тревожности
  3. Некоторые зарубежные тесты сложно перевести в компьютерный режим и это ведет к существенному изменению их надежности и валидности.
  4. При интерпретации полученных результатов ответ состоит из общих слов

Достоинства компьютерной диагностики.

  1. Создание возможностей для автоматизированного конструирования тестов
  2. Обеспечивается возможность расширения практики группового исследования и тиражирования
  3. Облегчается сохранение конфиденциальности исследования
  4. Расширяются возможности применения математико-статистического аппарата данных
  5. Хранение диагностических данных испытуемого
  6. Возможность применения игровой диагностики

Индивидуальные особенности личности, влияющие на межличностные отношения.

Методика интерперсональной диагностики.

Важную роль в формировании личности играют оценки и мнения значимых для индивида окружающих людей. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения, реализуя потребность в общении и в осуществлении своих желаний, человек организует свое поведение на значимых для него оценках окружающих людей. Рефлексирует, а также оценивает себя со стороны.

Данный опросник содержит 8 шкал:

  1. Доминирование
  2. Уверенность в себе
  3. Требовательность
  4. Скептицизм
  5. Уступчивость
  6. Доверчивость
  7. Конформность
  8. Отзывчивость.

1: низкий

2: работоспособный, сильный, волевой

3: требовательный, строгий, раздражительный

4: рационалист, толковый, упорный, дерзкий, своевольный

5: скромный, сдержанный

6: конформный, вежливый, норм

7: склонен к сотрудничеству, общительный, дружелюбный

8: ответственный, добрый, умеет подбодрить, бескорыстный

1/5=8/6= - лидер

2/6= 7/4= самостоятельность, решительность

3/7=11/5= 2,2 — упорность, настойчивость

4/8= 7/6= замкнутость, черствость