Психология в понятиях, образах, переживаниях

Занятие 1.

n Личность – «это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Хотя природную основу личности образуют её биологические особенности, всё же определяющими факторами развития (её сущностным основанием) являются не её природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые – взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности» [5, с.222–223].

n Личность (научная позиция Константина Константиновича Платонова).В структуре личности учёный выделил четыре подструктуры. Первая подструктура, получившая название «направленность объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные черты. В её состав входят убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Важную роль в её становлении и развитии играет воспитание. Вторая подструктура – «опыт» – включает знания, умения, навыки, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения. Третья подструктура – «особенности психических процессов» – объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов или психических функций, принимаемых как формы психического отражения. В качестве её составляющих учёным названы воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Данная подструктура формируется главным образом путём упражнений. Четвёртая подструктура, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента. Сюда же входят половые и возрастные свойства личности и её так называемые «органические» изменения. Огромную роль в становлении и развитии этой подструктуры играет тренировка. К.К. Платонов отмечал, что не только каждая из этих четырёх подструктур имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности также имеет свою структуру, в которую входят более тонкие связи. Саму структуру он назвал динамической,

подчеркнув тем самым, что личность находится в постоянном развитии [3].

n Роберт Семёнович Немов подчёркивает, что в структуру личности традиционно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. Он определяет личность как «совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» [2, с. 664].

6 стр., 2725 слов

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА «Психологическая характеристика личности»   Работу выполнил Студента 2 курса Группы 23-а Ситяшенко М.   Киев 2012   План: 1. Автобиографические данные 2. Психологические особенности личности 3. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов: · Ощущения · Восприятия · Мышление и речь · Память · Представление и воображение · Эмоции · ...

n «Я-концепция» предстаёт как соединение личностной и социальной идентичности. Личностный компонент затрагивает нравственные, интеллектуальные и физические черты, а социальный позволяет идентифицировать личность соответственно полу, этносу, классу, культуре [4].

n .Ирина Александровна Баевапредложила свой подход к лучшему пониманию психологических понятий, добавив их варианты в образах и переживаниях [1]. На основе её предложений можно составить сводную таблицу (таблица 1)

 

Таблица 1

Психология в понятиях, образах, переживаниях

Категория Личность Индивидуальность Я-концепция
Определение Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей. Своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе
Краткое содержание Имеет определённую структуру, устойчива Единичность, относительная независимость от других Целостный, хотя и не лишённый внутренних противоречий, образ собственного «Я»
Образ Качан капусты с кочерыжкой Луковица Коллекция, созданная на одну тему
Переживание «Я могу быть» «И вместе мы врозь» «Таким меня никто не знает»

 

Литература

1. Баева И.А. Психология в понятиях, образах, переживаниях (возможности психологического словаря): Учеб. пособие для учителя-психолога и ученика. – М.: ЦГЩ, 1996. – 96с. – (Гуманитарное образование в России).

2. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Кн. 1. – 688 с. – С. 664

3. Платонов К.К. Структура и развитие личности – М. : Наука, 1986.

4. Психология саморазвития (изучение, анализ и развитие рефлексивных процессов) : учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т.А. Симакова. – Рязань, 2002. – 4

5. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с. 8 с.

 

 

Занятие 2

n Способности

n Темперамент

n Характер

Способности
Б.М. Теплов и его последователи рассматривают способности, прежде всего, как индивидуально-психологические различия между людьми. С точки зрения учёного, под способностями «разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идёт о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» [4, с.10].В работе «Проблемы индивидуальных различий» Б.М. Теплов отметил, что в основе развития способностей находятся задатки – врождённые анатомо-физиологические особенности. Он подчеркнул, что, приняв за основу утверждение «способности существуют в развитии», следует принять и другое утверждение: развитие осуществляется в теоретической и/или практической деятельности.

С.Л. Рубинштейн обозначил задатки наследственно закреплённой предпосылкой, исходным моментом развития способностей и указал, «что по мере того, как человек на материале определённой системы знания по-настоящему осваивает приёмы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливаются определённые умения, но формируются определённые способности»[3, с. 642].Сами же способности он трактовал как пригодность к определённой деятельности.

Под способностями понимают психические особенности личности, которые, имея в основе природные задатки, сами врождёнными не являются, а выступают результатом развития. Способности обнаруживаются в конкретной деятельности, а та в свою очередь не может осуществляться без их наличия.

Классификация способностей.Способности подразделяются на биологически обусловленные, то есть природные (естественные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Способности, влияющие на жизнь и социальное развитие человека, можно, в свою очередь, подразделить на общие, способствующие достижению личностью успехов в самых разных областях жизнедеятельности, и специальные, имеющие выход в специфические виды деятельности (музыкальные, художественно-творческие, лингвистические и т. п.).

Часто общие и специальные способности существуют и развиваются, дополняя и обогащая друг друга [2, с. 376].Кроме того, к данной паре добавляют индивидуальные (единичные) способности, характерные для отдельного человека.

В другой классификации способностей они подразделяются на теоретические и практические способности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям. Практические способности предопределяют склонность человека к конкретным, практическим действиям [2, с.376]

В другой классификации способности подразделяют в зависимости от содержания деятельности способности на:

· интеллектуальные способности (определяют возможности человека познавать и понимать предметы и явления окружающей действительности)

· художественные (или экспрессивные) способности (проявляются в музыкальном, художественном, литературном творчестве, эстетическом вкусе)

· социальные (выражаются в характере и успешности взаимодействия и общения с людьми)

· инструментальные (обуславливают прикладные навыки, умения искусно обращаться с инструментами и материалами)

· физические (предполагают успешность физического труда, занятий спортом) [1, с. 43]

Важнейшими способностями современного педагога принято считать следующие способности:

· дидактические

· организаторские

· перцептивные

· суггестивные

· аналитические

· рефлексивные

· коммуникативные

· творческие (креативные)

· научно-познавательные (научно-исследовательские)

· актёрские

Темперамент –динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, интенсивности и других характеристиках[2. с. 680].Влияет на жизнь и индивидуальный стиль деятельности человека.

Характер –совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе[2, с. 405].

Основные черты личности, которые входят в характер:

· свойства человека, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (рациональность, расчётливость или противоположные им качества),

· черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремлённость, последовательность или противоположные им качества),

· черты, связанные с темпераментом (экстраверсия-интроверсия, сдержанность-импульсивность, пластичность-ригидность и др.) [2, с. 406].

 

Литература

1.Гребенкина Л.К., Жокина Н.А., Еремкина О.В. Введение в педагогическую деятельность – Рязань, Ряз. гос. пед. ун-т имени С.А. Есенина, 2006. – 168с.

2. Немов Р.С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3

кн. – М.: ВЛАДОС, 1997. – Кн. 1. – 688 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М. : Учпедгиз, 1946. – 704 с.

4. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. – 432 с.

 

Занятие 3.

n воля

n эмоции

Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели [1, с. 655]. Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения [1, с. 425]. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовно-нравственные ценности, идеалы, убеждения, цели. Ещё одним признаком волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, выступает наличие продуманного плана их осуществления [1, с. 426]. Существенным признаком волевого действия являются усиленное внимание к такому действию.

В.И. Селиванов определял волю как сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий [1, с. 428].

Эмоции – элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

Чувство – высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с некоторым социальным объектом.

Эмоциональность – характеристика личности, проявляющаяся в частоте возникновения разнообразных эмоций и чувств [1, с. 684]

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства. Воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции и чувства – личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Чувства же носят предметный характер, связываются с представление или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам [1, с.440].

 

Литература

 

  1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.

 

Занятие 4.

n мотивация

Мотив – внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или

поступка человека.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку [3, с. 440]

Термин «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др.), и как характеристику процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне [3, с. 463].

Мотивация как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта

Представления о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Любая его форма может быть объяснена как внутренними (психологическими свойствами субъекта поведения), так и внешними причинами (внешние обстоятельства и условия его деятельности).

В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т.п. Во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [3, с. 463-464]. Практически любое действие человека следует рассматривать как двуякодетерминированное: диспозиционно (личностная диспозиция – всё, что изнутри человека) и ситуационно (внешняя детерминация) [3, с. 464].

Пример уточнения: потребности

n Из всех возможных диспозиций наиболее важной являются потребности. Потребности – состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им не достаёт для нормального существования и развития. Потребность всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворённости, связанного с дефицитом того, что требуется [3, с. 465].

n Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой является предметное содержание потребности, то есть совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена [3, с. 466].

Пример уточнения: цель

n Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Цель – непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность [3, с. 466]. Цели могут быть оценены по характеру, количеству, сочетанию друг с другом, удалённости во времени. Оценка целей по характеру вбирает в себя такие позиции, как конкретизация, ценностная суть, реалистичность, жизненная, личностная, профессиональная направленность, степень общественного и персонального масштаба и значимости, инициация, осознание и принятие их индивидом. Это позволяет, например, через анализ целей осмыслить ценностную сущность бытия, гуманность и антигуманность принимаемых решений и совершаемых поступков, возможность воплощения задуманного на практике, выявить то, кем, на какой основе и ради чего они были инициированы [2, с. 192]. Выделяя количественный показатель, мы рассматриваем варианты наличия у личности от одной до нескольких целей, имеющих характер доминант. При нескольких целевых установках необходимо выявить их сочетаемость друг с другом или вскрыть существующие между ними противоречия, инициирующие для личности ситуацию выбора. Моноцелевая установка подчиняет весь жизненный путь человека или его значительный отрезок достижению одной цели. Жизнь переходит в систему постоянного оценивания событий, контактов по принципу «полезно – не полезно», ограничения своих желаний и жёсткого самоконтроля. Последствия достижения единственной цели различны и во многом зависят от особенностей индивида, его окружения, стечения обстоятельств. Возможно самоуспокоение и эксплуатирование полученного результата, но столь же вероятна и активизация поиска новой сверхзадачи. Следует признать реальность и того, что достижение единственной цели без предложения иной целевой установки приводит личность к опустошению, которое не даёт ей шанс на дальнейшее продуктивное существование и развитие, но способствует бесцельному и бесцветному существованию или даже трагическому исходу. Последние варианты присутствуют и в случае неопровержимого доказательства несостоятельности цели, принятой за абсолют. Отсутствие цели предопределяет стихийное, во многом подчинённое влиянию момента и случая, существование человека. Параметр «удалённость во времени» увязывает цель и перспективу. Цели ближней и средней перспективы позволяют личности конкретизировать свою позицию и программу действий в режиме настоящего и обозримого завтра, в то время как удалённые во времени цели в большей степени определяют мировосприятие и миропонимание индивида и выступают прообразом ожидаемого и желанного будущего [2, с. 192-193].

Процесс достижения целей есть сложное, многоплановое явление, непосредственно зависящее от сути заявленных целей, от индивидуальных особенностей и контекста жизни личности, от выбранных и принятых ею ролевых позиций, стратегии, тактики, технологий, темпа движения, особенностей взаимодействия с другими людьми. Путём диагностики и рефлексии можно отслеживать реализацию задуманного и при необходимости осуществлять коррекцию [2, с. 193].

Мотивационная сфера

· Параметры: широта, гибкость, иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера [3, с. 466-467]. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня [3, с. 467]. Широта – разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями [3, с. 468]. Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности [3, с. 468].

Иные побудители человеческого поведения

Интерес – особое мотивационное состояние познавательного характер которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательская. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания [3, c. 468]. Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше [3, с. 468]. Желания и намерения – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия [3, с. 468-469]. Желания – это присущие человеку потребности осуществить что-либо, овладеть чем-нибудь, которые являются своеобразным проявлением его духовного мира. Они отличаются по значимости, сущности, силе эмоционального накала, искренности вложенных в них чувств, внутреннему посылу, выраженному одной из двух формул: «я хочу» и «я хочу потому, что надо». Первая из них – я хочу – личностно окрашена, эмоционально насыщена, может соответствовать или идти в разрез с установками внешнего порядка. Вторая – я хочу потому, что надо – есть степень осознания индивидом необходимости предпринимаемых усилий, принятие в качестве значимого для себя заложенного здесь должествования. Формула «я должен», является следствием традиций, общепринятых норм, логики развития событий, явлений, собственного «Я». Подобная установка может быть сопряжена с понятием долга в его высоком значении. Но в этой же формуле могут быть скрыты механизмы подавления желаний, перевода их на дальний план. Доминирующие желания приобретают статус стремлений, понимаемых как настойчивое влечение, решительная направленность к чему-нибудь, к достижению какой-нибудь цели.

Именно они во многом определяют основные тенденции личностного и профессионального становления и развития [2, с. 154-155]. Интересы, задачи, желания и намерения в системе мотивационных факторов выполняют не столько побудительную, сколько инструментальную роль [2, с. 469].

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной [2,с.469].

Психологические концепции мотивации

n Преобладающим на настоящий момент является когнитивный подход к мотивации, в русле которого особое значение придаётся феноменам, связанным с сознанием и знаниями человека. Наиболее часто употребляется в соответствующих теориях являются понятие когнитивного диссонанса, ожидания успеха, ценности (привлекательности) успеха, боязни возможной неудачи, уровня притязаний. Чаще всего эти когнитивные переменные используются не в отдельности, а комплексно [3, с. 478]. Побуждение к действию может возникать у человека на только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний (когниций), в частности, их согласованности или противоречивости. Одним из первых обратил на это внимание Л. Фестингер. Основным постулатом его теории когнитивного диссонанса является утверждение о том, что система знаний человека о мире и о себе стремится к согласованию. При возникновении рассогласованности, или дисбаланса, индивид стремится снять или уменьшить его, и такое стремление само по себе может стать сильным мотивом его поведения. Вместе с попытками редуцировать уже возникший диссонанс субъект активно избегает ситуаций. способных его породить [3, с. 479]. Уменьшить возникший диссонанс можно одним из трёх способов:

— Изменить один из элементов системы знаний таким образом, чтобы он не противоречил другому.

— Добавить новые элементы в противоречивую структуру знаний, сделав её менее противоречивой и более согласованной.

— Уменьшить значимость для человека несогласующихся между собой знаний [3, с. 479].

Наиболее выраженное мотивационное влияние на человека когнитивный диссонанс оказывает в следующих жизненных ситуациях: при принятии жизненно важных решений, преодолении сопровождающих их конфликтов; при вынужденном совершении неприятных, нравственно неприемлемых поступков; при отборе информации; при согласовании мнения индивида с мнением членов значимой для него социальной группы; при получении неожиданных результатов, противоречивости их последствий [3, с. 479]. Замечено, что состояние когнитивного диссонанса при наличии несогласованности в знаниях возникает не всегда, а лишь тогда, когда субъект воспринимает с себя самого в качестве наиболее вероятной причины несогласованности, то есть переживает действия, приведшие к ней, как свои собственные, за которые он несёт персональную ответственность [3, с. 480].

Один из важнейших вопросов мотивации деятельности человека – причинное объяснение его поступков. Такое объяснение в психологии получило название «каузальная атрибуция». Она представляет собой мотивированный процесс когнитивного плана, направленный на осмысление полученной информации о поведении человека, выяснение причин тех или иных его поступков, а главное – на развитие у человека способности предсказывать их. Каузальная атрибуция одновременно выступает и как потребность человека в понимании причин наблюдаемых им явлений, и как способность к такому пониманию [3, с. 484]. У людей есть разные схемы причинности, то есть привычные объяснения чужого поведения:

— люди с личностной атрибуцией склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;

— в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны, прежде всего, винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;

— при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла) или в самом пострадавшем (сам виноват, что поверил этому человеку) [4, с.26]

Одной из плодотворных концепций, с успехом применяющихся для объяснения достижений в деятельности, является теория В. Вайнера. Согласно ей всевозможные причины успехов и неудач можно оценивать по двум параметрам: локализации и стабильности. Первый из названных параметров характеризует то, в чём человек усматривает причины своих успехов и неудач: в самом себе или в независимо от него сложившихся обстоятельствах. Стабильность рассматривается как постоянство или устойчивость действия соответствующей причины. Различное сочетание этих двух параметров определяет следующую классификацию возможных причин успехов и неудач:

1. Сложность выполняемого задания (внешний, устойчивый фактор успеха).

2. Старание (внутренний, изменчивый фактор успеха).

3. Случайное стечение обстоятельств (внешний, неустойчивый фактор успеха).

4. Способности (внутренний, устойчивый фактор успеха) [3, с. 486].

Литература

1.Ильин И.А. Книга раздумий и тихих созерцаний. – М. : Альта-Принт, 2006. – 527 с.

2. Мартишина Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе

непрерывного педагогического образования. Диссертация на соискание учёной степени доктора

педагогических наук. – Рязань, 2009. – 383с.

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие

основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.

4. Фомин Ю.А. Психология делового общения – 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Амалфея, 2003. –

448с.