Организация и проведение соревнований по футболу для детей дошкольного возраста

Курсовая работа

Организация и проведение соревнований по футболу для детей дошкольного возраста

Введение

Во всем мире большой популярностью пользуется игра в футбол, как среди взрослых, так и среди детей. Известно, что наши футболисты зачастую уступают в технической и тактической подготовке зарубежным игрокам. Одной из причин этого является более раннее обучение детей игре в футбол в зарубежных странах, начиная с 6 лет [6]. При этом главное внимание зарубежными специалистами уделяется постепенному обучению детей «школе футбола» с учетом их индивидуальных особенностей, двигательных возможностей и физической подготовленности [14].

В настоящее время в нашей стране охват детей дошкольного возраста занятиями футболом незначителен. Специалисты в области физической культуры и спорта указывают на положительное влияние игровых видов спорта на психофизическое развитие дошкольников и на необходимость разработки специальных программ, в том числе и по футболу, в основе которых должны лежать закономерности игры, учет онтогенетических особенностей развития ребенка и опыт работы детских тренеров [17].

Футбол как специфический вид двигательной деятельности позволяет создать условия для нормального физиологического, психического и физического развития ребенка, а также формирования социально значимых личностных качеств детей. Эта игра сочетает ходьбу, бег, прыжки с одновременным использованием различных ударов, ведений, передач мяча, бросков, ловли и т. д. В футболе быстро меняются игровые ситуации, требующие от занимающихся высокой координации движений, точности и быстроты их выполнения, что особенно важно для детей старшего дошкольного возраста, организм которых обладает большим потенциалом для формирования различных видов двигательных действий, характеризуется интенсивным развитием.

Несмотря на педагогическую ценность элементов спортивных игр, в имеющихся программах для ДОУ по физическому воспитанию обучению элементам игры в футбол не уделяется должного внимания. Проблема заключается в необходимости организации и проведения большего числа соревнований для детей дошкольного возраста, большей пропаганде детского спорта.

3 стр., 1440 слов

Развитие гендерного самосознания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

... результата, мониторинговые исследования Проведение эксперимента «Развитие гендерного самосознания у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Работа с кадрами: педсоветы, консультации, проведение круглых столов ...

Цель работы: Исследовать особенности организации и проведения соревнований по футболу для детей дошкольного возраста.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические аспекты психологического развития детей дошкольного возраста;

2. Определить особенности футбола для детей дошкольного возраста;

3. Раскрыть особенности организации и проведения соревнований;

4. Охарактеризовать общие требования безопасности при проведении спортивных состязаний.

1. Теоретические аспекты изучения психологического развития детей дошкольного возраста

1.1 Личностное развитие детей дошкольного возраста

дошкольный футбол обучение спорт

Под дошкольным возрастом понимается период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве [1]. По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходя, они благодаря многим факторам: речи и общению с взрослыми и сверстниками, раз личным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые продуктивные, бытовые).

Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций на основе индивидной организации возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация индивидной организации, в наибольшей степени, выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике.

18 стр., 8898 слов

Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

... развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь, 2002. - 306 с. 32. Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное ... Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. ... 19. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С ...

Формируются новые психические функции, точнее, новые уровни, которым благодаря усвоении речи становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни [21].

Дошкольный возраст — это период формирования внутренней жизни ребёнка и его личности. Именно в этот период складывается образное мышление и воображение, возникает стремление «быть как взрослый» и подражать ему. Дошкольник начинает сознательно контролировать своё поведение и учится действовать правильно (по правилу).

Это возраст интенсивного становления социальных потребностей и самосознания ребёнка, его отношения к другим людям и к самому себе.

В этот период складываются первые моральные и этические представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. В целом, это возраст активного взросления ребёнка и его социального и личностного развития [15].

В дошкольный период происходит колоссальное обогащение и упорядочивание чувств, опыта ребенка, овладение специфическими формами восприятия и мышления, развитие воображения. В основе развития мышления ребенка лежит формирование умственных действий. Развиваются наглядно-образные формы мышления, дети овладевают понятиями и способами логического мышления.

В дошкольном детстве начинает складываться личность ребенка, формируется эмоционально-волевая сфера, интересы мотивы поведения, чувство долга. Самосознание превращает ребенка в личность. На основе всех этих качеств у ребенка формируется готовность к школьному обучению.

Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения. Изучение закономерностей развития ребенка дошкольного возраста позволяет выделить факторы, обусловливающие течение и результаты данного процесса. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, которые, в свою очередь, можно объединить в две группы: внешние и внутренние или социальные и биологические [3].

8 стр., 3986 слов

Из девяти его детей пятьумерло в раннем возрасте

... nbsp;   Из девяти его детей пятьумерло в раннем возрасте.      & ... личности. Сокровенная связь снародом, родиной, ее историей и природой, многогранностью чувств, простота иотзывчивость свойственны Лирнику Родиону. На развитие ... пору лирика поэта приобрела более объективный характер;автобиографические мотивы, свойственному сборнику стихов, по определению самогоавтора, ...

В качестве биологического фактора выступает наследственность, под которой понимают передачу от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носителями наследственности являются гены, которые и обеспечивают наследственную программу развития человека. К наследственным свойствам относятся анатомо-физиологические особенности человеческого организма: задатки речи, мышления, прямохождения, цвет кожи, глаз, волос, телосложение, тип нервной системы и т. д.

Человек появляется на свет как биологическое существо. Личностью он становится, пройдя длительный и сложный путь развития. На развитие ребенка помимо заложенных способностей влияют средовое окружение и целенаправленное педагогическое воздействие.

Среда, по мнению И.П. Подласого, — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека [19]. В педагогической литературе понятие «среда» рассматривается в широком и узком смысле. В широком смысле «среда» — природные условия, государственный строй, система общественных отношений, материальные условия жизни; в узком смысле — непосредственное предметное окружение ребенка [13].

В последнее время в дошкольной педагогике все чаще употребляется понятие «развивающая среда» — совокупность педагогических, психологических, социально-культурных и эстетических условий построения педагогического процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения [15].

Большое влияние на развитие ребенка и формирования его личности оказывает воспитание, которое всегда носит целенаправленный и организованный характер. Эффективность воспитания зависит от готовности ребенка к педагогическому воздействию (с учетом влияния наследственности и среды) и его активности [12].

Именно активность ребенка является залогом формирования разных видов его деятельности: познавательной, предметной, игровой, трудовой, художественной, учебной, общения. Активная позиция ребенка в деятельности делает его субъектом воспитания, что и позволяет рассматривать деятельность как средство воспитания и развития ребенка. Каждая деятельность характеризуется потребностью, мотивами, целью, свойствами, действиями и результатом. Для того чтобы ребенок овладел всеми компонентами деятельности, ему необходима помощь педагога.

24 стр., 11576 слов

Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми раннего возраста на занятиях по развитию речи в условиях ДОУ

... развития речи детей раннего возраста Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На ... тип воспитательного процесса, в котором личность ребёнка и личность педагога выступают как его субъекты; целью воспитания является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. ...

Дошкольный возраст, по определению А.Н. Леонтьева — это «период первоначального фактического склада личности» [16]. Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.

В раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д.

В дошкольном возрасте происходит переход от желаний, направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами. Действия ребенка уже не связаны прямо с привлекательным предметом, а строятся на основе представлений о предмете, о желательном результате, о возможности его достичь в ближайшем будущем.

Появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро.

Расширяется круг эмоций, присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций как сочувствие другому, сопереживание, — без них невозможны совместная деятельность и сложные формы общения детей.

17 стр., 8090 слов

ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВОЗРАСТАМ

... , а ловишка подсчитывает количество собранных лент, затем возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой.   Подг. гр.   ... г. Э.М. Богуславская, Е.О, Смирнова «Развивающие игры для детей младшего возраста», М: Просвещение , 1991 г. А.В. Кенеман « ... и спрятаться в берлоге. Ужаленные медведи пропускают одну игру. После двух повторений игры дети меняются ролями.   Ст. гр.   ...

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Все желания ребенка раннего возраста были одинаково сильны. Если разные желания возникали одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Жизнь дошкольника гораздо более разнообразна, чем жизнь в раннем возрасте. Ребенок включается в новые системы отношений, новые виды деятельности. Появляются, соответственно, и новые мотивы. Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися в это время моральными нормами, и некоторые другие.

Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте происходит на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Подражание сопровождается закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается формирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные качества, как инициативность, воля, независимость.

Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания [10].

Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей [18]. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных к опосредованным нравственным критериям и отношениям.

15 стр., 7107 слов

Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в о…

... игровой среды. Она не ограничивает действия строгим набором правил, дает ребенку большое «поле самостоятельности» и возможность выбора между игрой и не игрой ... фона. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать ...   Психолого-педагогические проблемы использования компьютерных игр, программ с игровой компонентой в образовании     ...

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.

Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Различные индивидные, физические, темпераментные особенности как базовые в формировании личности проявляются и фиксируются ребенком в процессе непосредственного взаимодействия в группе, развитие же нравственных качеств опосредовано общением с взрослыми, усвоением нравственных знаний [5].

В дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в 3−7 лет по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе.

1.2 Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника

Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6−7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют «возрастом игры», поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста. Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3−4 года), средний (4−5 лет) и старший (5−6/7 лет) [11].

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем — главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. Здесь действия выполняются уже не ради действий, но как способы регулирования социально-ролевых отношении с другим или другими. Введение сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во многих сферах психической жизни.

В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов и пр. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет.

Дошкольный возраст — период фактического складывания личности и личностных механизмов поведения, мотивы и желания ребенка начинают складываться в иерархическую систему. В этом возрасте ребенок переходит от импульсивного, ситуативного поведения к личностному, опосредованному каким-то представлением или образом. Образ поведения и образ результата действия становятся образцами и регуляторами в собственной деятельности ребенка. Это ярко проявляется в рисовании и конструировании: от спонтанных действий и подражания готовым образцам дети переходят к созданию и воплощению собственных замыслов.

К концу дошкольного возраста управление своим поведением становится предметом сознания самих детей, что знаменует переход на новую ступень в развитии произвольности и самосознания.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

И в то же время, именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Отношение современных дошкольников к игре (а значит и сама игровая деятельность) существенно изменились. Несмотря на сохранение и популярность некоторых игровых сюжетов (прятки, салочки, дочки-матери), дети в большинстве случаев не знают правил игры и не считают обязательным их выполнение. Они перестают соотносить своё поведение и свои желания с образом идеального взрослого или образом правильного поведения.

А ведь именно это самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным. Конечно, это не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения — бытовыми, учебными, коммуникативными, дорожного движения и пр. Однако, эти правила исходят извне, со стороны взрослых, а ребёнок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Главное преимущество игровых правил заключается в том, что они добровольно и ответственно принимаются (или порождаются) самими детьми, поэтому в них представление о том, что и как надо делать слиты с желаниями и эмоциями. В развитой форме игры дети сами хотят действовать правильно. Уход таких правил из игры может свидетельствовать о том, что у современных детей игра перестаёт быть «школой произвольного поведения», но никакая другая деятельность для ребёнка 3−6 лет выполнить эту функцию не может.

А ведь произвольность — это не только действия по правилам, это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.

Игра для дошкольников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Развитие дошкольников средствами игры будет эффективно при условии: систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе; учета возрастных и психологических особенностей детей дошкольного возраста; создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности [16].

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Игры бывают обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие); досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит знание правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи. Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса.

Игра в дошкольном возрасте — главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребенок начинает понимать отношения между людьми, правила этих отношений, разбираться в многообразном мире человеческих эмоций и желаний. Игра — это единственная деятельность, которая делает видимой для ребенка внутреннюю жизнь других. В результате формируется и собственный внутренний мир малыша, и понимание этого своего мира.

В игре зарождается и развивается воображение, складываются представления ребёнка о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Мышление дошкольника из сферы практических действий переходит во внутренний план, становится образным. Ребёнок уже может сравнивать предметы и ситуации, замечать изменения, сочинять истории и небылицы.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Наряду с игровой у дошкольника формируются разные виды художественной и трудовой деятельности: характер, мотивы и направленность которых обуславливает возросший уровень физического, умственного и волевого развития.

В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, оно становиться все более осознанным, организованным и дисциплинированным; расширяются нравственные представления и углубляются нравственные чувства детей.

Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни [19].

Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние. Главными педагогическими задачами являются:

— оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;

— расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;

— поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;

— создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.

На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Учитывая это, воспитатель стимулирует проявление доброжелательности в отношениях между детьми, внимательно изучает общение детей со сверстниками, создает условия для самодеятельных совместных игр в небольших подгруппах (от 2 до 3−5 человек).

Игры старших дошкольников отличаются видовым и тематическим разнообразием. Этому способствует накопленный игровой опыт детей. Главные педагогические задачи, которые решаются в этой возрастной группе, направлены:

— на создание и реализацию детских игровых замыслов, обогащение умений сюжетосложения;

— на формирование у детей умений согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам;

— на освоение ими позиции субъекта игровой деятельности;

— на поощрение и стимулирование игровой самостоятельности, инициативы, творчества дошкольников и др.

Вышесказанное свидетельствует о том, что игры стимулируют познавательную деятельность и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

2. Футбол для дошкольников и его особенности

2.1 Футбол как вид спорта

ФУТБОЛ (англ. football, от foot — нога и ball — мяч), командная спортивная игра с мячом на специальной площадке (поле) 100−110 м 64−75 м с воротами 7,32 2,44 м; в командах по 11 человек на поле; цель игры — забить мяч ногами или любой другой частью тела (кроме рук) в ворота соперников. Современный футбол зародился в середине 19 века в Англии. В Международной федерации футбола — ФИФА (FIFA; основана в 1904) около 200 стран (1999).

С 1900 в программе Олимпийских игр, с 1930 проводятся чемпионаты мира, с 1960 — Европы.

Футбол — это страстное противоборство двух команд, в котором проявляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Как заметил лучший футболист современности бразилец Пеле, «футбол — это трудная игра, ведь в нее играют ногами, а думать надо головой». Футбол — это искусство, пожалуй, ни один вид спорта не может с ним сравниться по популярности [26].

2.2 Условия и задачи обучения футболу детей дошкольного возраста

Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях [2].

Оборудование и инвентарь. На участке с травяным покрытием оборудуется футбольное поле, длина поля не должна превышать 24 м, ширина 18 м. Если детский сад не располагает достаточной площадкой, то игра проводится с меньшим числом игроков в командах на площадках любых размеров. Разметка площадки делается мелом. Поперек площадки отмечаются средняя линия и центровой круг диаметром 5 м. На концах площадки ставятся ворота высотой 2 м., шириной 3 м. Ворота делаются из круглого столба диаметром 12 см или из металлических труб. Они окрашиваются белым цветом. С противоположной стороны площадки на воротах устанавливаются крючья, с помощью которых крепиться сетка. Чтобы избежать ушиба детей в играх, ворота ограничиваются с боков при помощи полиэтиленовых предметов. На всех углах площадки и на месте пересечения средней и лицевой линий ставятся яркие флажки высотой 0,80 — 1 м [8].

Правила игры в футбол. С детьми дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол (на площадках меньших размеров и с меньшим числом игроков в командах).

Правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные и недоступные детям требования, например одиннадцатиметровый, угловой удары и другие правила большого футбола. Кроме того, воспитатель может сам оговаривать некоторые правила: например, играть с вратарем или без него и т. д. [9].

Цель игры. Цель команды в игре — забить как можно больше мячей в ворота соперника, а после потери мяча защищать свои, соблюдая при этом правила игры [9].

Участники игры. Каждая команда состоит из 5 — 8 детей и нескольких запасных. Один из игроков — капитан. Игроки команд должны иметь отличительные знаки [9].

Время игры. Игра продолжается 30 мин. Время игры делится на две половины по 15 минут с пятиминутным перерывом [9].

Результат игры. Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел линию ворот между стойками под перекладиной и если при этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большее количество мячей, считается победившей. Если не забито ни одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной вничью [8].

Правила проведения игры. Игроки имеют право вести мяч ногой, передавать его (ногами) товарищу по игре, забивать мяч в ворота. Задача игроков противоположной команды — не пропускать противника к своим воротам и не давать забить мяч. Все действия с мячом выполняются только ногами. Касание мяча головой или туловищем не считается ошибкой, а руками касаться мяча разрешается только вратарю [20].

Начало игры. Перед началом игры проводится жеребьевка для выбора стороны или начального удара.

Мяч для начального удара ставится на землю в центре поля, и игра начинается по сигналу тренера или судьи, в зависимости какое значение она несёт в себе, одним из игроков команды, начинающей игру. Ребенок направляет мяч в сторону противника. Игроки команды соперников должны находиться от мяча на расстоянии не менее 3 м. Ребенок, производящий начальный удар, не имеет права вторично касаться мяча раньше других детей.

После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, игроком команды, в ворота который был забит мяч.

После установленного перерыва команды меняются сторонами, и начальный удар производится с центра поля игроком противоположной команды, т. е. которая не начинала игру [23].

Правила замены. Тренер (воспитатель) может менять игроков в течение всей игры. Любой из игроков команды может заменить вратаря [9].

Выход мяча из игры. Мяч, пересекающий боковую линию или линию ворот по земле или воздуху, считается вышедшим из игры. Мяч считается в положении вне игры и тогда, когда игру останавливает судья. В течение всего остального времени мяч считается в игре даже тогда, когда он отскакивает на поле от стойки или перекладины ворот, или дети прекращают игру, предполагая, что произошло нарушение правил и судья остановит игру [24].

Нарушение правил и наказание за них. Игрокам не разрешается ставить товарищу подножку, ударять противника ногой, толкаться, тянуть за одежду, за руки, нападать на вратаря, стараться отобрать у него мяч. Нарушением игры также бег с мячом в руках, попытка ловить его. Если игрок нарушает правила, тренер (воспитатель) останавливает игру и делает ему замечание. Мяч при этом передается противоположной команде и вводится в игру с того места, где произошло нарушение. Если нарушение совершили одновременно игроки обеих команд, в этом случае и тем и другим назначается штрафной удар (по неподвижному мячу) с места нарушения [9].

Методические рекомендации. Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Ребята овладевают техникой действий с мячом при многократном повторении упражнений. Однако упражнения и игры, в которые включаются изучаемые движения, должны быть очень разнообразными и интересными для детей. Однообразие и монотонность действия снижают интерес у детей. Упражнения и игры должны быть доступными дошкольникам. В начале обучения основное внимание детей направляется на овладение правильными движениями, а затем нужно стремиться, чтобы они освоили сильные и точные удары и скорость движений.

Упражнения дети должны выполнять как правой, так и левой ногой. Обучение технике проводится постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость бега при этом постепенно увеличивается. По мере того как дети овладевают этим действием, можно переходить к обучению ведения по дугам, зигзагами, с обводкой стоек — флажков. Наконец, следующий этап — это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре в футбол.

Дети должны знать, что:

— мяч надо вести дальней от соперника ногой;

— при быстром беге удобней вести мяч внешней частью подъема, а при медленном — любым способом;

— если навстречу бежит соперник, мяч следует вести внутренней частью подъема.

Если есть возможность дать мяч каждому ребенку, то это значительно, повысит эмоциональность занятий, и будет способствовать более быстрому освоению предметов [25].

2.3 Приемы и техника игры в элементарный футбол

Основными приемами техники игры являются перемещения, удары по мячу, примы мяча, ведение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча, приемы игры вратаря [6].

Перемещение в виде ходьбы, медленного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре в футбол. Быстрая смена игровых ситуаций, неожиданные действия противника требуют разнообразных способов перемещений: предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; кроме того, ребенку приходится двигаться в самых разных направлениях: по прямой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. п.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведения мяча и другие действия. Масса и скорость ударяющей в мяч ноги у дошкольников небольшие, поэтому и мяч не набирает большой скорости.

Удары по мячу ногой выполняются серединой подъема, внутренней и внешней частью подъема, внутренней стороной топы, носком и другими частями стопы и тела, которые реже применяются в игре. Футболист, готовясь к удару, за счет свободного замаха накапливает определенную энергию (нога сильно отводится назад, а затем, начинает движение вперед сильно сгибаясь).

Опорная нога (слегка согнута в коленном суставе) ставится чаще всего с пятки, а во время движения сгибается еще больше, вес тела переносится на всю ступню, а затем в момент отрыва мяча от стопы совершается подъем на носок. Перед соприкосновением стопы с мячом нога представляет собой жесткий рычаг. Дальность полета мяча и траектория зависит от того, с какой силой наносится удар.

Удары могут выполнятся по неподвижному, катящемуся, летящему или откосившемуся от земли мячу. Удар по движущемуся мячу выполнить труднее, чем по неподвижному, потому что игрок вынужден в этом случае согласовывать свои движения с движением мяча во времени и по расстоянию.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой. Дошкольников следует учить более легким способом приема мяча: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы. Прием бедром, грудью, головой доступны только детям в более старшем возрасте.

Для остановки катящегося мяча подошвой игрок встречает его ногой, слегка согнутой в колене и вынесенной вперед (носок подтянут, пятка опушена), затем мяч накрывает подошвой, носок опускается и прижимается к земле.

Прием мяча внутренней стороной стопы, катящегося на встречу мячу, выполняется так: ребенок поворачивает ногу носком наружу, вес тела переносит на опорную ногу и в момент соприкосновения с мячом отводит ногу немного назад.

Прием мяча внешней стороной стопы применяется в случаях, когда мяч падает сбоку от игрока. Остановку мяча выполняют согнутой ногой, вынесенной впереди опорной. Правая нога согнута в колене с опушенной пяткой и приподнятым носком, выносится вперед — влево, левая — вперед — вправо. Прием мяча осуществляется в момент его приземления.

Ведение мяча осуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, серединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой. В зависимости от игровой ситуации ребенок при ведении мяча старается не отпускать мяч от себя или посылает дальше вперед. Если соперник близок, толчки производятся в нижнюю часть мяча, если далеко — в середину мяча.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игроку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу.

Вбрасывание мяча за боковой линии осуществляется так: ребенок берет мяч обеими руками, пальцы расставлены, ноги ставятся в положение небольшого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

Прием игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойманный мяч на поле или ведет его ногой, если есть возможность продвинуться вперед [6].

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом [14].

3. Организация я проведение соревнований

Спортивно-массовые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи. Во время соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т. е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности.

Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Особенно велико значение соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей.

Соревнования — яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения [22].

Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:

1 этап - Организационно-подготовительный. На данном этапе решаются следующие задачи:

а. Принятие решения о проведении соревнований, назначение руководителей;

б. Определение целей, задач соревнований;

в. Составление календарного плана, положения о соревнованиях;

г. Планирование;

д. Определение сметы и решение вопроса о финансировании;

е. Публичное заявление о мероприятии;

ж. Окончательное планирование, подготовка и организация мероприятия, рассылка приглашений;

з. Обустройство места проведения, монтаж оборудования;

Подготовка к соревнованиям заблаговременно проводится организацией, которая их организует, и главной судейской коллегией. Чем больше масштаб соревнований, тем больше времени надо на подготовку к их проведению — от 1−2 недель (соревнования в низовых коллективах) до 3−4 лет (олимпийские игры).

К мерам организационно-методического характера, связанным с проведением соревнований, прежде всего, относится составление календарного плана соревнований по данному виду порта. В нем указывается название соревнований, сроки и место их проведения и ответственные за их организацию лица.

Календарь спортивных соревнований по каждому виду спорта составляется в отдельности. Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним участников соревнований, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей.

Спортивные соревнования если они проводятся регулярно, являются стимулом для систематических занятий спортом.

Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.

Другая важная мера организационно-методического характера — это составление положения о соревнованиях.

Положение о соревнованиях — основной документ, регламентирующий все условия проведения данного соревнования. Положением руководствуются организации, проводящие соревнования, участвующие коллективы, капитаны и представители команд, а также все участники.

В положении о соревнованиях освещаются следующие разделы:

1. Название соревнования, его характер и вид спорта.

2. Цели и задачи — указываются основные цели данного мероприятия и задачи, которые раскрывают их реализацию. Данный раздел является одним из главных, т.к., исходя из поставленных целей, определяется программа соревнований, условия проведения, требования к участникам и судьям, материальному и финансовому обеспечению, экологические требования.

3. Руководство проведением — указываются организации, осуществляющие общее руководство, и организация, осуществляющая непосредственное проведение соревнований, а также оргкомитет, главная судейская коллегия, фамилия, имя, отчество, судейская категория главного судьи соревнований.

4. Участники соревнований и требования к ним — указываются требования к командам и участникам:

— по количественному составу команды, в том числе требования к полу участников, число запасных участников, представитель, тренер (обязательно) и судья соответствующей категории (при необходимости).

— по возрасту и спортивной квалификации участников, согласно требованиям, предъявляемым к участникам соревнований;

5. Сроки и место проведения — указываются точные сроки, место проведения, время работы мандатной комиссии.

При необходимости указывается схема подъезда к месту соревнований;

6. Условия приема участников — указываются условия приема команд. В том числе условия проживания участников, приготовления пищи, экологические и специфические требования.

7. Программа соревнований — указывается программа соревнований по дням и времени проведения, система проведения соревнований. Дополнительно указывается время проведения совещаний с представителями команд, время работы различных служб (мандатной комиссии, технической комиссии и т. д.), время открытия и закрытия соревнований.

8. Определение результатов — указывается, что определение результатов производится согласно «правилам» проводимых соревнований или иных систем подсчета очков в личных или командных зачетах.

9. Порядок и сроки подачи заявок — указываются порядок и сроки подачи предварительных заявок, форма заявки.

10. Награждение — указываются условия награждения победителей личного и командного первенства.

11. Порядок подачи протестов и их рассмотрения.

12. Дополнительные условия проведения соревнований. При разработке положения сохраняются интересы спортивных коллективов и отдельных спортсменов, обеспечиваются равные условия для всех.

Подробность изложения отдельных пунктов положения зависит от масштаба соревнований. Необходимо очень чётко продумать и оговорить все в положении о соревнованиях, в котором принимают участие спортсмены из разных городов.

Должны быть точно оговорены условия допуска команд и отдельных участников, численный состав команды, документы, наличие которых обязательно для каждого участника.

Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом назначается врач и другой медицинский персонал.

Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды. Таким образом, на спортсмена, нарушившего правила, действует не только решение судьи по отношению к нему лично, но и сознание, что команда испытывает урон из-за его неправильных действий.

Непосредственная подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с «Организационным планом подготовки и проведения соревнований», в котором предусматривают контроль за ходом подготовки к соревнованиям, своевременное комплектование судейской коллегии и организацию её работы, подготовку места проведения соревнований, информирование и привлечение населения к соревнованиям, организацию медицинского контроля за ходом соревнований и оказания врачебной помощи участникам. При проведении соревнований крупного масштаба создаются специальные организационные комитеты, наделённые определёнными полномочиями [22].

2 этап — основной, на котором осуществляется непосредственное проведение соревнований. Основные задачи данного этапа:

а. Официальное открытие соревнований;

б. Проведение соревнований с учетом составленной программы;

в. Официальное закрытие, награждение победителей.

Соревнование проводит судейская коллегия, которая обычно комплектуется за 2−3 недели до его начала.

Квалификация судей должна соответствовать значимости соревнований. Количество судей в коллегии зависит от вида соревнований, масштаба соревнований, количества участников и технической оснащённости соревнований.

Главным руководителем соревнований, ответственным за их проведение является главный судья.

Основным документом для участия в соревнованиях являются заявки на участие спортсмена или команды. Заявки в установленный срок подаются участвующими в соревнованиях организациями в судейскую коллегию или в специально создаваемую мандатную комиссию. Первоначально заявка подаётся заблаговременно (сроки указаны в положении) для того, чтобы организаторы могли оценить примерное количество участников соревнований. Окончательная заявка подаётся в момент регистрации всех участников соревнований.

На первом заседании судейской коллегии проводится жеребьёвка. Жеребьёвка может быть общей для всех участников или групповой, при которой спортсменов распределяют на несколько групп в зависимости от квалификации и показанных ранее результатов. В период проведения соревнования оргкомитет разбирает протесты представителей команд и принимает окончательные решения по возникшим вопросам.

Соревнования должны быть праздником для участников зрителей. Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке. Все выступления на празднике должны сопровождаться комментариями ведущего.

Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.

Судьи и участники выходят на парад отдельными колоннами, команды участников — в алфавитном порядке. Во главе каждой команды идёт представитель команды, затем тренер команды и участники: вначале девочки, потом мальчики. После построения руководитель парада отдаёт рапорт, и принимающий парад произносит приветственную речь. Далее производится торжественный подъем флага соревнований и затем следует организованный уход участников.

При закрытии соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Происходит церемония награждения победителей и призёров [22].

3 этап — заключительный, на котором необходимо выполнить следующие работы:

а. Собрать, привести в порядок и сдать полученный инвентарь и оборудование;

б. Привести в порядок всю документацию, относящуюся к соревнованиям. Вся техническая документация о соревнованиях (заявки, карточки участников, протоколы старта и финиша, протоколы этапов, личные карточки участников и т. п.) подшивается и хранится в организации, проводящей мероприятие;

в. Размножить протоколы соревнований и выдать (разослать) их по назначению, оформить для представителей папки с протоколами, программами соревнований, афишами о них, образцами разметки, билетов участников и т. п. Папки следует оформить эмблемами соревнований или открытками с видами города, где они проходили;

г. Подготовить и сдать финансовый отчёт о соревнованиях. К финансовому отчёту должны быть приложены все оправдательные документы (ведомости на питание участников, судей, на оплату обслуживающего персонала, акты, счета, квитанция и т. д.);

е. Сдать и оприходовать неиспользованные награды и призы.

Немаловажным фактором для чёткой организации и проведения соревнований является его анализ и подведение итогов с целью учесть недочёты, ошибки, выслушать пожелания спортсменов, тренеров, судей и прочих заинтересованных лиц. При подведении итогов необходимо выяснить: достигнуты ли поставленные цели и выполнены ли задачи мероприятия [22].

4. Общие требования безопасности при проведении спортивных соревнований

4.1 Общие требований безопасности

К спортивным соревнованиям допускаются дети, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда. Дети подготовительной и специальной медицинских групп к спортивным соревнованиям не допускаются.

Участники спортивных соревнований обязаны соблюдать правила их проведения.

Спортивные соревнования необходимо проводить в спортивной одежде и спортивной обуви, соответствующих виду соревнования, сезону и погоде.

При проведении спортивных соревнований должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

О каждом несчастном случае с участниками спортивных соревнований немедленно сообщить руководителю соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение. При неисправности спортивного инвентаря и оборудования соревнования прекратить и сообщить об этом руководителю соревнований.

Во время спортивных соревнований участники должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены [27].

Требования безопасности перед началом соревнований

— Надеть спортивную форму и спортивную обувь с нескользкой подошвой, соответствующую сезону и погоде.

— Проверить исправность и надежность установки спортивного инвентаря и оборудования.

— Провести разминку [27].

Требования безопасности во время соревнований

— Начинать соревнования и заканчивать их только по сигналу (команде) судьи соревнований.

— Не нарушать правила проведения соревнований, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые судьей соревнований.

— Избегать столкновений с другими участниками соревнований, не допускать толчков и ударов по их рукам и ногам.

— При падениях необходимо сгруппироваться во избежание получения травмы [27].

Требования безопасности в аварийных ситуациях

— При возникновении неисправности спортивного инвентаря и оборудования прекратить соревнования и сообщить об этом судье соревнований. Соревнования продолжать только после устранения неисправности или замене спортивного инвентаря и оборудования.

— При плохом самочувствии прекратить участие в спортивных соревнованиях и сообщить об этом судье соревнований.

— При получении травмы участником соревнований немедленно сообщить об этом судье соревнований и администрации учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение [27].

Требования безопасности по окончании соревнований

— Проверить по списку наличие всех участников соревнований.

— Убрать в отведенное место спортивный инвентарь и оборудование.

— Снять спортивную одежду и спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом [27].

4.2 Требования безопасности при проведении соревнований по футболу

Футбол требует от игроков высокой степени физической подготовленности, силы, выносливости, быстроты зрительно — двигательной реакции. Игра в футбол связана с длительной физической нагрузкой на весь организм спортсмена, сердечно — сосудистую и нервную систему, опорно-двигательный аппарат. Самая же большая нагрузка приходится на нижние конечности, и с нарастанием утомления часто наблюдается нарушение координации движения.

При противодействии движения, превышающем пределы растяжимости, часто возникают повреждения связок. Вместе с ними травмируются мениски коленных суставов и сумочно — связочный аппарат голеностопного сустава; наблюдаются разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц; сотрясение головного мозга, ушибы тела при столкновении и неудачном падении [28].

Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях и соревнований по футболу:

— Занятия по футболу проводятся на стадионах, футбольных полях, площадках, закрытых залах по мини — футболу, футболу.

— Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. На занятиях с использованием единоборства, играх и игровых упражнениях обувь у всех должна быть однотипной (бутсы, кеды или спортивные тапочки).

— За порядок, дисциплину и своевременный выход на футбольное поле к началу занятий отвечает судья, учитель физкультуры, дежурный по группе или капитан команды.

— Преподаватель до начала занятий проверяет состояние, готовность футбольного поля и наличие необходимого спортивного инвентаря. Проверяет прочность ворот, отсутствие посторонних предметов на поле. Инструктирует участников по технике безопасности, правилам игры, безопасной технике отбора мяча и др.

— Опоздавшие после рапорта дежурного, к занятиям не допускаются.

— После перенесенных травм или заболеваний футболист допускается к дальнейшим занятиям только с разрешения врача.

— Все наставник детской команды должен знать о профилактике спортивных травм и уметь практически оказать первую доврачебную помощь.

— Во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц или предметов, которые могут стать причиной травмы.

— Во время проведения игр, учащиеся должны соблюдать игровую дисциплину, не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.

— В процессе соревнований необходимо строго соблюдать правила игры.

— Проводить занятия по футболу разрешается только на полях с ровным покрытием (без ям, канав, камней, луж), защищенных от проезжих магистралей, загазованности, запыления [28].

Заключение

Дошкольный возраст занимает место между ранним и младшим школьным возрастом (от 3 до 6−7 лет) и имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его еще называют «возрастом игры», поскольку именно игра является ведущей деятельностью этого возраста. Внутри дошкольного возраста выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3−4 года), средний (4−5 лет) и старший (5−6/7 лет).

В младшем дошкольном возрасте основным содержанием игры является воспроизведение предметных действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В среднем — главным содержанием игры являются отношения между людьми, это возраст максимального расцвета ролевой игры. В старшем дошкольном возрасте главным содержанием игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Ведущей деятельностью дошкольника является игра — своеобразный способ переработки полученных из окружающей жизни впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Социальная значимость игры заключается в том, что в процессе общения со сверстниками у ребенка формируются навыки взаимодействия: он учится согласовывать свое мнение с другими, подчиняться правилам, регулировать поведение в соответствии с отведенной ролью, оказывать помощь товарищам и т. д.

Вышесказанное свидетельствует о том, что игры стимулируют познавательную деятельность и являются значимыми для умственного развития детей дошкольного возраста.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

Занятие футболом способствуют развитию ловкости, быстроты, координации движений, двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости. Дети учатся управлять своими движениями в разнообразных условиях, в различных игровых ситуациях.

Во время подвижных игр с мячом и самой игры в футбол дети учатся видеть мяч, партнеров по игре расположение защитников. Они должны учиться выбегать на свободное место для получения мяча и не гоняться всем за мячом.

Спортивно-массовые соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно-социальные задачи. Во время соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т. е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности.

Соревнования — яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Если рассматривать подготовку и проведение соревнований как специальное событие, то можно выделить этапы его подготовки:

1 этап - организационно-подготовительные;

2 этап — основной, на котором осуществляется непосредственное проведение соревнований;

Соревнования должны быть праздником для участников зрителей. Открытие и закрытие праздника рекомендуется проводить в торжественной обстановке.

Очень важно тщательно подготовить торжественный церемониал: парад открытия и закрытия, торжественную часть, награждение победителей, собрания участников и гостей соревнования.

При закрытии соревнований команды участников выходят на парад в порядке занятых на данном соревновании мест. Главный судья подводит итоги соревнования. Происходит церемония награждения победителей и призёров.

3 этап — заключительный, на котором необходимо выполнить следующие работы.

Немаловажным фактором для чёткой организации и проведения соревнований является его анализ и подведение итогов с целью учесть недочёты, ошибки, выслушать пожелания спортсменов, тренеров, судей и прочих заинтересованных лиц. При подведении итогов необходимо выяснить: достигнуты ли поставленные цели и выполнены ли задачи мероприятия.

Футбол требует от игроков высокой степени физической подготовленности, силы, выносливости, быстроты зрительно — двигательной реакции. Игра в футбол связана с длительной физической нагрузкой на весь организм спортсмена, сердечно — сосудистую и нервную систему, опорно-двигательный аппарат.

Список литературы

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. — М.:1998., стр. 28.

2. Авдеева, П.И. Физическая культура детей дошкольного возраста / П.И. Авдеева. — Физическая культура. — 2005

3. Аверин, В.А. Психология личности: Учеб. пособие / В. А Аверин. — 2-е изд. — СПб.: Михайлов В.А., 2001. — 189 с., стр. 41.

4. Алексеева, Л.М. «Спортивные праздники и физкультурные досуги в ДОУ» / Л.М. Алексеева. — М.: 2005

5. Божович, Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — стр. 95.

6. Вайн Х. Как научиться играть в футбол: школа технического мастерства для молодых / Х. Вайн. — Пер. с итал. — М.: Терра-Спорт; Олимпия Пресс, 2004. — 244 с. — (Первый шаг).

7. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. — Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. — М.: Гном и Д, 2001. — 144 с., стр. 72.

8. Глазырина, Л.Д. Физическая культура — дошкольникам: Ст. возраст/ Л.Д. Глазырина. — М.: Владос, 2000.

9. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. — М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000.г.

10. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. — Екатеринбург: Деловая книга, 1995., стр. 84.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С. А Козлова, Т. А Куликова. 3-е изд., исправ. и. доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с., стр. 181., стр. 274.

12. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова. — М., 2005., стр. 64.

13. Крившенко, Л.П. Педагогика / Л.П. Крившенко. — Под ред. Л.П. Крившенко. — М., 2004. — 196 c., стр. 45.

14. Кузнецов, А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. 1 этап (8−10 лет) / А.А. Кузнецов. — М.: Олимпия; Человек, 2007. — 112 с.

15. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. — 76 с., стр. 27, 38.

16. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Дошкольное воспитание / А.Н. Леонтьев. — 1997, № 9., стр. 19., стр. 22.

17. Мосягин, С.М. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6−9 лет. Теория и методика футбола: Издание Российского футбольного союза / С.М. Мосягин, М.А. Годик, И.А. Швыков. — Олимпия; Человек, 2007. — Изд. № 28.

18. Ораничева, Л.И. Эмоциональная сфера детей дошкольного возраста и пути ее развития и коррекции в условиях системы дошкольного воспитания / Л.И. Ораничева. — Комсомольск — на — Амуре: Изд-во Комсом. н/А гос. пед. ун-та, 2003. — 82 с., стр. 33.

19. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов/ И.П. Подласый. — В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения — М.: Владос, 1999. — 576 с., стр. 187.

20. Поддьякова, Н.Н. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. — Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. — М.: Просвещение, 1987., стр. 96−97.

21. Эльконин, А.Д. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1988., стр. 73.

22. Харин, А.А. Организация и проведение соревнований: метод. Пособие / А.А. Харин. — Ижевск, 2011. — 57 с.

23. Хухлаева, Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 2003.

24. Шебеко, В.И. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебн. пособие для студентов средн. пед. уч. заведений / В.И. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. — 4-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.

25. Яблонская, С.В. Физкультура и плавание в детском саду / С.В. Яблонская, С. А Циклис. 2005 г.

26.

27. kuhta.clan.su/blog/instrukcija_po_okhrane_truda_pri_provedenii_sportivnykh_sorevnovanij/2012−01−15−123

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector