9 Опрос и социометрия

Вопрос 9. Метода опроса и социометрия.

Метод опроса основан на непосредственном или опосредованном соц. Контакте. Позволяет снять информацию о сознании, но не всегда она соответствует реальному поведению. (в отличие от метода наблюдения, кот. Фиксирует реальное поведение.)

В отличие от тестовых методик опросники изменяемы, в них отсутствуют нормы, не требуют валидизации, не обладают защитой от соц. Желательных ответов.

Виды опросов:

  1. Устные: интервью, которые делятся на формализованные (демоскопическое, есть подготовленные вопросы) и неформализованные (глубокое).
  2. Письменные: только формализованные (анкеты).

Интервью.

Классификации:

  1. по кол-ву участников: индивидуальное (интимные темы)/ диадическое (больше информации, тк могут обсуждать)/ групповое (менее подробно, но дает спектр мнений)
  2. по стилю поведения: мягкое (безоценочное подбадривание, выслушивается все)/ жесткое (ловят на противоречиях, наводящие вопросы, давление, для пробивания барьеров)
  3. по способу проведения: лицом к лицу/ телефонное (короткое, предварительное)
  4. по структуре проведения: фокусированное (участники все были в одной ситуации и она обсуждается) / нефокусированное (такой ситуации нет)
  5. по качественности: формализованное (количественный метод)/ неформализованное.

Отличия формализованного и неформализованного интервью:

  1. Работа интервьюера: нейтрален (формализованное интервью имеет алгоритм, установленные порядок вопросов, заранее сформулированных) / субъективизм (неформализованное интервью имеет только план)
  2. Опросник: формализованное — готовый, блоки вопросов, указан порядок, часто есть готовые вар-ты ответа/ нефомализованный — план с указаниями тем, порядок не указан, нет готовых вар-тов ответа.
  3. Возможность разъяснений: формализованный опросник не учитывает словарный запас реципента, нельзя/ неформализованный — возможно.
  4. Условия составления опросника: формализованное — проверка в ходе пилотажа вариантов вопросов и ответов / не обязательно, пилотажа нет.
  5. Воспроизводимость результатов: формализованный — однотипная информация от разных реципиентов, кот можно сопоставить и повторить/ нельзя повторить, сопоставить, разные результаты с разными реципиентами.
  6. Причины различий между реципиентами: индивидуальные различия/ различия в проведении опроса.
  7. Зависимость рез-тов от исследователя: чуть-чуть/ сильно
  8. Место в программе исследования: основное/ пилотаж, затем формализовать

Стадии интервью:

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... опроса выделяют: - стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы. - полустандартизованное (полуформализованное) интервью. ... выбранный вариант ответа. Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеру­ются по порядку. Категорически ...

  1. Подготовка.
  1. Составление опросника: лексика д б понятна/ ответы зависят от формулировки вопроса/ вар-ты ответа все возможные (существуют стили ответа)/ порядок альтернатив (существует сдвиг к среднему)/ длительность не более 3 часов/ несколько типов опросников (от общих вопросов в зависимости от реципиента выбор ветви опросника).

Типы вопросов:

  • по содержанию: о фактах, знаниях, отношениях, мнении, поведении, мотивах).
  • по форме: открытые, закрытые (вар-ты ответа), полузакрытые (вар-т другое)/ общий (проблема целиком), частный (аспекты проблемы, может быть вне компетенции реципиента, и не предусматривать важных для него тем) / неструктурированные (нет заданного направления ответа: что произвело на вас наибольшее впечатление?)/ полуструктурированные (по ответу: какие чувства/ по стимулу: данное событие)/ структурированные
  • По непосредственности: прямой, косвенный (снимает соц желательность), личный, безличный (нек люди считают что… насколько они справедливы?)
  • По нейтральности: наводящий (утвердительное предложение со знаком ?/ …неправда ли?/ оценивающие выражения/неявная презумпция: как про коньяк, рога ит д)/ нейтральный/ сбалансированный (вар-ты различны)/ несбалансированный (упущение возможных вар-тов ответа)
  • По трудности: вспомнить представить сложно
  • По функциям: контактный, подготовительный, оживляющий воображение, повышающий заинтересованность, проверки информированности, проверки уверенности.

Порядок вопросов:

  • В начале общие, контактные, вызывающие интерес вопросы.
  • Прямая воронка: Сначала общий вопрос, затем частные. Плюсы: сокращает время ненужных частных вопросов, собственная логика, снижается значение интервьюера, обнаруживаются непредвиденные ответы. Минусы: ответ на общий вопрос влияет на дальнейший ход беседы.
  • Обратная воронка: для неформализованных: Частный вопрос перед общим. При сниженной мотвации, сложности темы, негативных эмоциях вызванных темой, однотипности ответов, ожидаются искажения.
  • Тематическая последовательность: много тем нужно обсудить
  • Воронка Гэллапа: для формализованных интервью: фильтрующий вопрос (отсев некомпетентных), прямой (общая напрвленность мнения), дихотомический (одобрение/неодобрение), пояснительный (уточнение основной оценки), интенсивность отношения.

Разные смысловые блоки д б одинакового объема, простые вопросы в начале сложные в конце, эмоционально нейтральные в начале значимые в конце, ожидаемо соц желательные ближе к концу, скучные и интересные вопросы чередуются, вопросы о знаниях чередуются с вопросами о мнениях.

10 стр., 4602 слов

Интервью

... различных профессий обращаются к этому жанру. Почему? На этот вопрос существует множество ответов. Интервью - это динамичный, подвижный жанр, позволяющий быстро отреагировать на происходящие ... плана действий, изобретательностью при составлении вопросов. Важно особо продумать вопросы, заведомо неудобные будущему собеседнику по каким-то причинам, подыскать для них наиболее корректную ...

  1. Отбор респондентов:

Вероятностная выборка: случайнаня/расслоенная/кластерная/неск вар-тов

С учетом ролей: типичные/специальные респонденты

Доступная выборка.

  1. Время и место проведения: уединенное место без посторонних, стол боком, заранее договориться так чтобы реципиент не был уставшим, не торопился, не совмещал с другими занятиями. От 30 минут до 2 часов. Запись интервью только для исследования.(аудио, видео, стенография, по памяти)
  1. Проведение.
  1. Знакомство: осн. Тема, представиться, подстройка по темпу речи.
  2. Начало:

Мотивация участия: оправдать ожидания/ протребность в признании/ альтруизм/ потребность в сочувственном понимании/ приобретение нового опыта/ эм разрядка/ потребность в понимании смысла происходященго/ внешняя мотивация.

Причины отказа: необходимость найти время/ угроза Я/ соображения этикета (анонимность, нейтральные вопросы)/ психологическая травма, связанная с темой.

3)Основная часть:

Причины неточных ответов: сложные вопросы, с подсказкой, некорректные/ робость, скованность/ отстутствие необходимых знаний/ вежливость/ недоверие/ желание отвечать разумно

Причины отказа отвечать: усталость/ скука/ сопротивление (угроза самооценки)

Техники зондирования:

4 стр., 1718 слов

Вопрос 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте.

Лекция 5 Тема «Психологические особенности раннего детства»   Вопросы: 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте; 2. Общение со взрослым и развитие речи в раннем детстве; 3. Познавательное развитие ребенка в раннем возрасте; 4. Формирование личности в раннем детстве; 5. Кризис трех лет.   К очникам не переносить!     Вопрос 1. Социальная ситуация развития ...

Невербальные, показатели хорошего отношения:

  • Корпус, лицо, руки: обращен к собеседнику, уместная мимика, раскрепощены, свободно жестикулируют.
  • Речь: свободная, умеренно громкая, несбивчивая, с интонациями и паузами.
  • Визуальный контакт: 40% времени, во время пауз.

Вербальные техники:

  • Подбадривание: да? Оооо… продолжайте
  • Безоценочная обратная связь
  • Отражение: «эхо» повтор последней части
  • Парафраз: если замолчал + понимание
  • Суммирующий вопрос
  • Вопрос-синоним: тот же смысл другими словами
  • Конкретизирующий вопрс
  • Конфронтация/оспаривание: если реципиент уверенный в себе

Причины субъективизма рез-тов: косвенное поощрение определенных высказываний, выражение прямого согласия, избирательное слушание интервьюера, взаимное непонимание, влияние стереотипов интервьера.

4) Окончание интервью: резюме, возврат к неотвеченным вопросам (за 5−10 минут до конца), благодарность.

  1. Обработка результатов и интерпретация.

1)редактирование стенограмм: уменьшение кол-ва текста за счет повторов, устранение стилистических ошибок, группировка ответов на один вопрос/тему.

Фокусированное групповое интервью.

Виды: фокус-группа/креативная группа (дольше, творческие)/ пи-группа (меньше участников, глубже обсуждение)/ десантные (в месте сбора реципиентов)/ группы конфликта (разные мнения усиливают интенсивность обсуждения)/ дельфи (дистантные, множество идей рассылается участникам, которые из видоизменят и сокращают, потом обрабатывается и так пока не останется несколько).

Специфика фокус-групп:

  • Растормаживающий эффект на участников
  • Равенство позиций
  • Соревнование участников
  • Говорят когда есть что сказать
  • Влияние групповых эффектов: фасилитация, ингибиция, конформизм, ленность
  • Публичность (сдерживающий эффект)
  • Выделяет широкий спектр установок
  • В том числе плохоосознаваемых
  • Глубокие темы
  • Может использоваться для детей, людей без образования
  • Информация словами респондента
  • Результаты понятны заказчику

Отбор: 1) гомогенность по соц-дем характеристикам, использованию продукта, вовлеченности в проблему

3 стр., 1104 слов

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Шкатова Евгения Анатольевна Кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и детской речи института детства новосибирского государственного педагогического университета, Новосибирск ВГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» Новосибирская область, Октябрьский район   ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Одной из ...

Дает: сплоченность, раскрытие реципиентов.

2)гетерогенность по установкам

  1. Участие не более 3 раз, интервал от 1,5 года
  2. Незнание друг друга и модератора
  3. Незнание предмета обсуждения заранее

Размер: в группе не более 12, обычно 8−10, минимально 6, потому что:

Если больше 12, то распад на подгруппы, работают только активные, нет доверия, увеличение конформизма и снижение уверенности в ответах.

Если меньше 6, то чувствительность к групповой динамике, длинные монологи, отход от тем, затухание дискуссии, непрезентативность информации.

Всего устраивают 4−8 до 12 фокус групп, т к наступает истощение запаса идей, ухудшается работа модератора.

Анкетирование.

Строгая формализация, без контакта с респондентом, анонимность, массовость, дешевле.

Оформление: цвет бумаги не белый, размер а4, можно с двух сторон, шрифт простой, разделение смысловых блоков, инструкция (что как отмечать и в каком количестве), нумерация вопросов, украшение картинками для привлечения внимания.

Электронные опросы.

Плюсы: большая выборка, специфическая выборка, легко изменять текст, быстро, удобно для пользователя, анонимность, нет влияния экспериментатора.

Минусы: не у всех есть компьютер, изменение идентичности возможно, недоступность быстрой возможности объяснить вопрос, реже отвечают, не длиннее 50 вопросов.

Контроль за репрезентативностью: выбор сайта (какая аудитория им пользуется?), призы, обратная связь,.

Уточнение данных: двойное исследование (+личное), сравнение с другими данными, фиксация ай пи адресов.

Требования: минимальный размер файла, легкие темы, предупредительное письмо, самопрезентация исследователя, инструкция к заполнению, расположение вопросов как в обычном должно полностью помещаться на экране, первые вопросы простые и интересные, д б ответ не знаю — дает ощущение свободы, иллюстрации, скип-инструкция: просьба пойти разными путями в зависимости от ответа (профилактика — словами, детекция — стрелосчкой, контроль — кнопочкой).

11 стр., 5075 слов

Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах

... исследовании А.А. Реан, что позволяет сравнивать полученные результаты. Для выделения групп использовались среднее и стандартное отклонения, полученные на объединенной выборке (700 испытуемых). Такое ... асоциальной ориентацией, особо ярко проявляющейся в криминогенных и посткриминогенных ситуациях выбора. Другими словами, уровень субъективного контроля правонарушителей должен быть заметно ниже ...

Метод социометрии.

Вариант метода опроса, используется для измерения связей предпочтения, возникающей в ситуации выбора партнера в той или иной деятельности — взаимные предпочтения, изучение структуры группы.

Этапы.

1. Подготовка.

  • Выбор группы: должна иметь четкие границы, групповой опыт совместной деятельности (формирует отношения)
  • Выбор критерия: выбор конкретной ситуации: понятность и значимость для всех членов группы

Типы критериев:

  • Силный/слабый: важность деятельности для всех членов группы
  • Общий/специфический: вид ситуации, касается всех (расформирование класса) или какое-то частное явление (у кого-то др)
  • Позитивный/негативный: с кем бы ты хотел/ с кем бы ты не хотел.
  • Деловой/эмоциональный: сторона жизни группы, общая для группы задача/ индивидуальная
  • Вербальный/выбор действия: написать имя/ для маленьких положить открытку в шкафчик
  • Описание/графическое изображение: самому написать/ выбрать картинки
  • Параметрический/непраметрический: ограниченное число выборов/неограниченное число выборов
  • Социометрический/аутосоциометрический: еще с вопросом как думаешь, кто выбрал тебя — проверка адекватности оценки своего положения в коллективе.

2. Проведение.

На бланка указание ф и о, критерии. Большинство группы присутствует, участники сидят свободно, выбор делается самостоятельно, дается список отсутствующих, отсутствуют члены администрации, себя выбирать нельзя.

Мотивации: исследовательская, узнать свое положение в группе, картина группы (пообещать дать обратную связь), гарантия неразглашения ответов, возможность не отвечать.

16 стр., 7742 слов

Межличностные и внутригрупповые отношения в учебной группе первоклассников

Межличностные и внутригрупповые отношения в учебной группе первоклассников Введение первоклассник межличностный психологический Научная проблема исследования и общая характеристика работы. Исследование посвящено изучению межличностных и внутригрупповых отношений в учебной группе первоклассников как социально-психологическому феномену. Актуальность исследования. Актуальность проведённого ...

Исследователь: посторонний чел, нейтральный, вызывает доверие, избегает официальности.

  1. Анализ результатов.

Статусная структура группы, звезды, изгои, подгруппы, готовность к общению (при непараметрической), сплоченность.

Лидер — тот, кого выбирают звезды.

Социометрическая матрица: пишутся имена участников в таблицу, в одинаковом порядке в 1 столбик и первую строку. По схеме отмечаются количество выборов (строка — кто выбирал, вертикаль — кого выбирал).

Основные обозначения:

∑В> кол-во выборов, исходящих от данного лица (если не ограничивалось)

∑О> кол-во отклонений, исходящих от данного лица (для отрицательного критерия)

∑В< кол-во выборов, полученных данным человеком

∑О< кол-во отклонений полученных данным человеком (для отрицательного критерия)

∑В// кол-во взаимных выборов (подчеркиваются одной чертой в матрице)

∑О// кол-во взаимных отклонений

∑(В) кол-во ожидания выбора (при аутокритерии)

∑(О) кол-во ожидаемых отклонений (при аутокритерии)

∑В* кол-во угаданных выборов

∑О* кол-во угаданных отклонений

В нижние строки матрицы заносятся результаты о количестве полученных выборов (независимо, в какую очередь — 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.

В крайние правые столбцы матрицы заносятся результаты о количестве сделанных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора).

Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1−2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения — то к категории «отвергаемых».

С целью более достоверного выделения «звезд» и «пренебрегаемых» используют некоторые методы статистического анализа. В ходе статистического анализа полученного первичного материала устанавливают критические значения количества выборов, границы доверительного интервала, за пределами которого полученные выборы можно считать статистически достоверными.

Индексы:

Индивидуальные: положение человека в группе, его социальный статус, психологическая экспансивность — сколько он делает выборов (для непараметрической), адекватность оценки своего положения (для аутосоциометрии).

Групповые: групповая экспансивность — колво выборов по группе (при непараметрической), групповая сплоченность — 1. по сравнению количества взаимных выборов и коэф когда все выборы взаимны, 2. взаимные выборы + взаимосвязи подгрупп.

Социограмма: Графическое изображение всех связей внутри группы. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Виды: конвенциональная индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения. При построении конвенциональной социограммы индивиды располагаются по вертикали в соответствии с количеством полученных ими выборов таким образом, чтобы в верхней части социограммы оказались те, кто получил наибольшее количество выборов. Индивидов необходимо располагать на таком расстоянии друг от друга, чтобы оно было пропорционально порядку выбора.

социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Условия стабильности результатов:

  • Время: чем дольше, тем меньше повторяются
  • Возраст: чем младше, тем изменчивей
  • Критерии: общие, сильные стабильнее\
  • Число разрешенных выборов: при неограниченном стабильнее
  • Анализ: кол-во полученых выборов стабильно
  • Степень занкомства: если больше месяца, то стабильно
  • Деятельноть влияет на показатели.

Ограничения:

  • Оцениваются желательные, а не реальные отношения
  • Возможны нечестные ответы или отказ
  • Воздействие на отношения внутри группы