20. Известны различные классификации конфликтов:

19. Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. По мнению П.А. Сорокина, мобильность — это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает всебя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т. д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики — индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.

Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

20. Известны различные классификации конфликтов:

1. В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

  • индивидов, между ними;
  • групп индивидов;
  • крупных систем (или подсистем);
  • деления общества на классы и слои;
  • общества в целом;
  • на региональном или глобальном уровнях.

2. В социальной психологии конфликт может быть:

  • внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);
  • межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);
  • между личностью и организацией, в которую она входит;
  • между организациями или группами одного или различного статуса.

3. Возможны и такие классификации конфликтов:

  • по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);
  • по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);
  • смешанные (в которых представлены и те и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70−80% от всех остальных.

4. Шесть типов конфликтов H. Bisno:

Тип

Определяющие характеристики

Конфликты интересов

Характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.

Вынужденные конфликты

Намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.

Ложно соотнесенные

Запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин.

Иллюзорные конфликты

Основанные на неправильном вос-приятии или непонимании.

Замещенные конфликты

В них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.

Экспрессивные конфликты

Характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм.

5. Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:

  • подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;
  • случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;
  • смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;
  • неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;
  • латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;
  • ложный конфликт — у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

6. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

  • экономический конфликт — строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;
  • конфликт ценностей — формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);
  • силовой конфликт — когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

7. Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:

  • частные конфликты — в них государство или правительство не занимают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; конфликт работников с управляющими и др.);
  • гражданское неповиновение:
  1. беспорядки — действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);
  2. тайный сговор;
  3. внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);
  4. социальный контроль — действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;
  5. война.

1. по количеству участников конфликтного взаимодействия: внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты; межличностные — разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп; межгрупповые — происходят между социальными группами, которые преследуют несовместимые цели и своими практическими действиями препятствуют друг другу;

2. по направленности конфликтного взаимодействия: горизонтальные — между людьми, не находящимися в подчинении между собой; вертикальные — между людьми, находящимися в подчинении между собой; смешанные — в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены вертикальные и смешанные конфликты, составляющие в среднем 70−80% от всех конфликтов;

3. по источнику возникновения: объективно обусловленные — вызванные объективными причинами, устранить которые можно, только изменив объективную ситуацию; субъективно обусловленные — связанные с личностными особенностями конфликтующих людей, а также с ситуациями, которые создают преграды на пути удовлетворения их желаний, стремлений, интересов;

4. по своим функциям: созидательные (интегративные) — способствующие обновлению, внедрению новых структур, политики, лидерства; разрушительные (дезинтегративные) — дестабилизирующие социальные системы;

5. по длительности протекания: кратковременные — вызванные взаимным непониманием или ошибками сторон, которые быстро осознаются; затяжные — связанные с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями. Длительность конфликта зависит как от предмета противоречия, так и от черт характеров столкнувшихся людей;

6. по своему внутреннему содержанию: рациональные — охватывающие сферу разумного, делового соперничества, перераспределения ресурсов; эмоциональные — в которых участники действуют на основе личной неприязни;

7. по способам и средствам разрешения конфликты бывают мирными и вооруженными:

8. по учету содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют экономические, политические, семейно-бытовые, производственные, духовно-нравственные, правовые, экологические, идеологические и другие конфликты.

Согласно классификации типологии Д. Катца различают:

конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;

конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;

конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.

9. по форме: внутренние и внешние;

10. по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;

11. по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;

12. по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;

13. по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;

14. по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.

21. Специалисты выделяют следующие способы решения социальных конфликтов:

—  компромисс (лат. compromissum) — решение проблемы через взаимные уступки сторон;

—  переговоры — мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;

—  посредничество — использование третьей стороны в заочном решении проблемы;

—  арбитраж (фр. arbitrage — третейский суд) — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

 — применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Возможные пути выхода из конфликтов следующие:

—  Реставрация — возвращение общества к доконфликт-ному состоянию: к прежним формам социальной жизни, социальным институтам, которые продолжают существовать с учетом новой ситуации.

—  Невмешательство (выжидание) — надежда на то, что «все само собой образуется». Это путь затягивания и проволочек реформ, топтания на месте. В открытом обществе, если противостояние не грозит всеобщим крахом, данный путь при определенных условиях может быть плодотворным.

—  Обновление — активный выход из конфликта путем отбрасывания, отказа от старого, развития нового.

Каждый социальный конфликт конкретен, он происходит в определенных социальных условиях. Следовательно, и пути выхода из него должны соответствовать сложившейся конкретной ситуации.

Общая стратегия выхода из социального конфликта должна заключаться в совмещении этих трех путей. Обновление необходимо, в этом ключ разрешения любого конфликта, но все обновить невозможно по причине инертности человеческого сознания. Следует предусмотреть естественный процесс отката (реакции) к некоторым старым ценностям и формам.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

—  своевременный и точный диагноз причин конфликта, т. е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

—  обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов.

• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.

• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

22. Существует несколько типов социальных конфликтов.

Политические конфликты — связанны с борьбой за политическую власть, влияние и авторитет.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, связанные с распределением экономических и материальных ресурсов, а так же средств жизнеобеспечения. Борьба за доступ к духовным благам и высокому социальному положению.

Национально-этнические конфликты — возникают при обострении негативных отношений между различными этническими и национальными группами, которые преследуют каждая свои интересы и активно пытаются воплотить их в жизнь.

Россия одна из тех стран, в которых, в настоящие время, социальные конфликты наиболее ярко проявляются. Почти все социальные конфликты в России имеют причинную связь с особенностями национальной культуры, а так же социально- политической историей нашей страны.

Социальные конфликты в России в большей степени эмоциональны и проходят с ярким выражением агрессии, которая порой выливается в насилие.

23. Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя)

Типы.

  1. Подчинение (подчинение и целям, и средствам достижения целей общества);
  2. Инновация (подчинение целям общества, но не средствам их достижения);
  3. Ритуализм (цель отбрасывается как недостижимая, но следование традициям остается);
  4. Ретретизм (уход из общества, несогласие с целями и средствами достижения целей);
  5. Мятеж (попытка ввести новый социальный порядок, меняются и цели, и средства).

В. В. Ковалёв в своей классификации (1981)[4] выделил три типа девиаций:

  1. социально-психологические девиации:
  • антидисциплинарное поведение;
  • асоциальное;
  • противоправное;
  • аутоагрессивное.
  • клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).
  • личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».

В классификации Ф. Патаки (1987)[5] выделяются:

  1. «ядро» девиантного поведения (стойкие формы):
  • преступность,
  • алкоголизм,
  • наркомания,
  • самоубийство;
  • «преддевиантный синдром» — комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения:
  • аффективный тип поведения;
  • семейные конфликты;
  • агрессивный тип поведения;
  • ранние антисоциальные формы поведения;
  • отрицательное отношение к учёбе;
  • низкий уровень интеллекта.

Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990)[6] предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:

  1. нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
  2. деструктивное поведение:
  • внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):
    • аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
    • антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
  • внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).

В. Н. Иванов (1995) выделяет два уровня девиаций по уровню опасности для человека и общества[7]:

  1. докриминогенный уровень — мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие серьёзной общественной опасности;
  2. криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.

Ю. А. Кпейберг (2001)[8] выделяет три основные группы девиаций:

  1. негативные (например, употребление наркотиков),
  2. позитивные (например, социальное творчество),
  3. социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Обобщая разные типологии поведенческих девиаций, Е. В. Змановская (2004)[9] определяет основными критериями классификации вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. В её классификации выделено три основные группы отклоняющегося поведения:

  1. антисоциальное (делинквентное) поведение (противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей),
  2. асоциальное (аморальное) поведение (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений),
  3. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение (суицидальное, фанатическое, аутическое, виктимное, рискованное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость и т. д.).

Матрица социальных девиаций Н. В. Майсак (2010)[10] дифференцирует множество форм (примеров) девиантного поведения внутри двух измерений, пересекающихся друг с другом:

  1. девиации по характеру направленности и проявления:
  • конструктивное, творческое поведение (художественное, научное, техническое, организационное, компьютерное творчество),
  • аутодеструктивное поведение:
    • аддиктивное (нехимическая и химическая зависимость),
    • суицидальное (парасуицидальное поведение и суицид),
  • внешнедеструктивное поведение:
    • противоправное поведение (административные правонарушения, делинквентное, криминальное поведение),
    • коммуникативные девиации;
  • девиации по степени социальной одобряемости:
  • социально одобряемое и просоциальное поведение (адаптированное к нормам определенной социальной группы),
  • социально нейтральное (не представляющее общественной опасности или с неоднозначными критериями оценки),
  • социально неодобряемое:
    • асоциальное (отклоняющееся от морально-нравственных норм),
    • антисоциальное (отклоняющееся от правовых норм).

Причины.

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858−1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910−2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия — это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т. д.).

Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т. д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы.

В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

24. Теория аномии

Эмиль Дюркгейм — основоположник социологического исследования девиации Он утверждал, что девиация имеет функциональное значение в обществе: способствует осознанию границ того, что считается поведением нормал Высокоточный, допустимой Девиации выполняют роль факторов, вызывающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку обществва.

Дюркгейму принадлежит идея аномии

Аномия — общественное состояние, которое характеризуется расстройством системы ценностей, обусловленный кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их р реализации для большинства.

Теория культурного переноса

Французский социолог Габриэль Тард сформулировал теорию подражания для объяснения девиантного поведения Он убедился, что преступники, как и добропорядочные люди, имитируют поведение тех людей, с которыми они с встречались раньше, знали о них, но в отличие от законопослушных граждан, они имитируют поведение преступникиів.

В 1920—1930 гг. социологи Чикагского университета, пытаясь объяснить высокий уровень преступности в отдельных районах Чикаго, провели ряд исследований, в результате чего выяснили, что в отдельных районах города, а уровень преступности оставался стабильным на протяжении ряда лет, несмотря на изменения в этническом составе населения Ученые пришли к выводу, что криминальное поведение может передаваться от поколения к окружности Инння.

Принципы.

Азарт (поиск острых ощущений, игра с опасностью)

Доля (вера в то, что большинство важных событий в жизни не подлежит контролю, миром правит случай и судьба)

Наглость (способность перехитрить, обмануть)

Автономия (стремление освободиться от внешнего контроля) Хотя эти принципы не обязательно преступные, но их наследования создает ситуации с высокой вероятностью использования противоправных моделей повед Динки.

Теория конфликта

Согласно марксистской теории правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ При этом ему удается избегать наказания за свои злодеяния Трудящиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление Другие виды девиации — алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция ^ - продукты моральной деградации, которые базируются на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств За За Ричардом Куинн правовая система США отражает интересы и идеологию правящего класса, А если государство служит интересам правящего капиталистического класса, то и преступление является классово обусловлен политиТеория конфликта

Согласно марксистской теории правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ При этом ему удается избегать наказания за свои злодеяния Трудящиеся — жертвы капиталистического угнетения — в своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление Другие виды девиации — алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция ^ - продукты моральной деградации, которые базируются на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств За За Ричардом Куинн правовая система США отражает интересы и идеологию правящего класса, А если государство служит интересам правящего капиталистического класса, то и преступление является классово обусловлен политический акт, заложенный в структуру капиталистической системи.

Теория стигматизации

Стигматизация от греческого — клеймо Эдвин Леметр, Говард Беккер, Кай Эриксон утверждают

Во-первых, ни один поступок собственно не является уголовным по сути «Негатив» поступка обусловлен не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают и реагируют на него Отклонение всегда является предметом хозяйствово ного оцениванияо оцінювання.

Во-вторых, сторонники этой теории отвергают популярную идею, что людей можно разделить на тех, кто нормальный, и тех, кто патологию Вандализм, невыполнение домашнего задания, поведение фанатов на м матче — первичная девиация — поведение, которое нарушает социальные нормы, но, как правило, остается незамеченным со стороны правоохранительных органеанів.

В-третьих ли эти люди признании как девиант зависит от того, что они делают, а также от того, как реагируют другие люди на их поведение есть эта оценка зависит от того, каким правилам следует общ сообществе, в каких ситуациях в отношении которых людей. Особое значение имеют те ярлыки, которыми наделяют индивида.

В-четвертых, наклеивания ярлыков приводит к определенным последствиям для людей Оно создает условия для вторичной девиации-девиантного поведения, вызванного в ответ на санкции в отношении индивида Индивид д получает публичное определение, которое возвышается в ранг стереотипа, и объявляется правонарушитель, насильник ярлык способствует закреплению индивида в статусе аутсайдера Подобный главный статус подавляет все другие и играет роль пророчества, что именно реализуется Нарушители начинают воспринимать свой статус как конкретный тип девиантности и формировать на его основе собственной жизнью.

В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителя, обычно выясняют, что обычные граждане осуждают их и не хотят «иметь с ними дело», от них могут отвернуться друзья, родные и иногда их отпрравляют в психические больницы Всеобщая изоляция подтолкнет индивидов к девиантных групп Участие в девиантному субК-льтури — способ преодолеть критическую ситуацию, найти эмоциональную поддержку окружения, т Эбе понимает свою очередь, вхождение в девиантной группы способствует закреплению у индивида представлений о себе как о правонарушителя, способствует выработке девиантного образа жизни, ослабляет его Связь с зако нослухнянимы гражданами громадянами.

25. Стернберг считает, что человек может не реализовать свой творческий потенциал в двух случаях: 1) если он высказывает идеи преждевременно; 2) если он не выносит их на обсуждение слишком долго и тогда они становятся очевидными, «устаревают». Следует отметить, что в данном случае автор подменяет проявление творчества его социальным принятием и оценкой.

По Стернбергу, творческие проявления определяются шестью основными факто­рами: 1) интеллектом как способностью; 2) знанием; 3) стилем мышления; 4) инди­видуальными чертами; 5) мотивацией; 6) внешней средой.

Интеллектуальная способность является основной. Для творчества особенно важ­ны следующие составляющие интеллекта: 1) синтетическая способность — новое ви­дение проблемы, преодоление границ обыденного сознания; 2) аналитическая способ­ность — выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3) практические способности — умение убеждать других в ценности идеи («продажа»).

Если у инди­вида слишком развита аналитическая способность в ущерб двум другим, то он является блестящим критиком, но не творцом. Синтетическая способность, не подкреп­ленная аналитической практикой, порождает массу новых идей, но не обоснованных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух остальных мо­жет привести к продаже «недоброкачественных», но ярко представленных публике идей.

19−27 — Стр 2

Влияние знаний может быть как позитивным, так и негативным: человек должен представлять, что именно он собирается сделать. Выйти за пределы поля возможно­стей и проявить креативность нельзя, если не знаешь границ этого поля. Вместе с тем знания слишком устоявшиеся могут ограничивать кругозор исследователя, лишать его возможности по-новому взглянуть на проблему.

Для творчества необходима независимость мышления от стереотипов и внешнего влияния. Творческий человек самостоятельно ставит проблемы и автономно их ре­шает.

Креативность предполагает, с точки зрения Стернберга, способность идти на ра­зумный риск, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, толе­рантность к неопределенности, готовность противостоять мнению окружающих. Про­явление креативности невозможно, если отсутствует творческая среда.

Отдельные компоненты, отвечающие за творческий процесс, взаимодействуют. И совокупный эффект от их взаимодействия несводим к влиянию какого-либо одно­го из них. Мотивация может компенсировать отсутствие творческой среды, а интел­лект, взаимодействуя с мотивацией, значительно повышает уровень креативности.

26. Теория утверждает, что дети развивают привязанность к тем людям, которые чувствительны и отзывчивы при социальном взаимодействии с ними. В то время, когда дети начинают ползать и ходить, они стремятся использовать объекты привязанности (знакомых людей) как надёжную базу (англ. secure base), от которой начинается изучение мира и к которой они могут вернуться. Ответное отношение воспитателей (обычно — родителей) приводит к развитию определённого типа привязанности, который, в свою очередь, приводит к формированию внутренних рабочих моделей, которые определяют восприятие, эмоции, мысли и ожидания индивида в последующих взаимоотношениях.[2] Беспокойство или скорбь после утраты объекта привязанности считается нормальной и адаптивной реакцией для ребёнка. Такие стратегии поведения могли развиться из-за того, что они увеличивали вероятность выживания ребёнка.[3]

Поведение детей, связанное с привязанностью, проявляется главным образом в поисках близости с объектом привязанности. Чтобы разработать всеобъемлющую теорию природы ранней привязанности, Боулби исследовал множество научных областей, в частности, эволюционную биологию, теорию объектных отношений (направление психоанализа), теорию систем управления, а также ряд направлений этологии и когнитивной психологии.

27. Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности).

Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector