функции памяти в индивидуальной деятельности.

Содержание

Введение 3

1. Память как психический процесс 5

2. Виды памяти и их особенности 13

3. Индивидуальные особенности памяти 25

Заключение 28

Литература 29

Приложение, А 31

Приложение Б 32

Введение

Последние десятилетия отмечены неуклонным увеличением объема передаваемой и воспринимаемой информации, а также сокращением времени, затрачиваемого в среднем на одно информационное сообщение. Такой интенсивный поток поступающей информации в условиях ограниченного времени выдвигает все более высокие требования к памяти современного человека. В связи с этим в настоящее время актуально изучение процессов, свойств, возможностей и закономерностей человеческой памяти.

Память — это многозначный термин, который в наиболее общем смысле обозначает процессы сохранения, накопления и воспроизведения хранящейся информации, а также функцию, обеспечивающую данные возможности. В естественных науках принято различать память как биологическую функцию и память как психическую функцию. Биологическая память — это фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию. Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции. Память как психическая функция подразумевает способность к длительному хранению информации о внешних событиях и является одним из основных свойств нервной системы. В психологии под памятью понимается форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Память — это основа психической деятельности. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Абсолютно все, что мы знаем и умеем, — есть результат способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, позволяющей приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений в целях эффективного приспособления к окружающему миру. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Без памяти невозможно процессы мышления, сознания, подсознания. В то же время она выступает как своеобразный информационный фильтр, поскольку в ней обрабатывается и сохраняется лишь ничтожная доля от общего числа раздражителей, воздействующих на организм. Без отбора и вытеснения информации из памяти живое существо было бы «затоплено» бесконечным потоком поступающих извне раздражителей. Результаты этого были бы так же катастрофичны, как и отсутствие способности к обучению и памяти.

3 стр., 1415 слов

52. Память, её функции и методы изучения

... процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. 3 ФУНКЦИИ ПАМЯТИ Запоминание— это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление ... до 0.5 с. Кратковременная память сохраняет в течение (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем ...

Таким образом, изучение памяти в настоящее время чрезвычайно актуально в связи с интенсивной информатизацией современного общества. Между тем, проблема видового разнообразия памяти и взаимосвязи отдельных видов памяти до конца не изучена.

Это определило тему настоящего исследования: «Функции памяти в индивидуальной деятельности».

Цель исследования — изучить функции памяти в индивидуальной дея-тельности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме памяти и ее значения в жизнедеятельности человека.

2. Провести анализ литературных данных по проблеме различных видов памяти, охарактеризовать основные виды памяти.

3. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по про-блеме индивидуальных особенностей памяти.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

1. Память как психический процесс

1.1. Понятие памяти в психологии

В процессе онтогенеза каждый организм получает из внешней среды информацию, которую он обрабатывает, хранит и воспроизводит или использует в поведении. Для работы мозга необходимы не только поступление информации, переработка, но и хранение определенного запаса ее. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

9 стр., 4406 слов

Текст как объект лингвистического исследования

... компьютерные тексты, факсимильные тексты, тексты комиксов, эзотерические тексты, тексты ритуальной коммуникации и т.д. Главной мыслью нашей работы было показать важность текста как объекта лингвистических исследований и ... , эта произносимая в одиночестве, лишнная памяти речь Пульчинелли Орланди 1999 197. Большей объяснительной силой обладает описание текста как промежуточной стадии дискурса, если ...

Память — это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось.

Память присуща всем живым организмам. Ее значение для вы-живания и адаптации, как всего живого, так и отдельного организма, крайне велико. Память определяют как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Это отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [18, С. 312]. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни, не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как-то, что он при-обретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачива-лось.

Память как форма психического отражен…

Литература

1. Аткинсон, В. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта [текст] / В. Аткинсон, Дж. Скот. — СПб.: Питер, 2004. — 490 с.

2. Большой психологический словарь [текст] / Под общей ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.

3. Возрастные и индивидуальные различия памяти [текст] / Под ред. А.А. Смирнова — М.: Речь, 2008. — 600 с.

4. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выгот-ский. — М.: Смысл, Эксмо, 2005. — 1136 с.

5. Ермолаев, О.Ю. Введение в психофизиологию [текст] / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина. — М.: Флинта, 2004. — 399 с.

9 стр., 4310 слов

Психология массовых коммуникаций 3

... . М., 1998. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации. Спб., ... городской аудитории России. М.,1997. Шерковин Ю.А. Процессы памяти и массовая коммуникация. М., 1983. Шерковин Ю.А. ... деятельности. Факторы, влияющие на эффективность восприятия и понимания текстов массовой коммуникации. Процесс восприятия как системная целостность. Интерес ...

6. Зинченко, П. И. Непроизвольное запоминание [текст] / П.И. Зинченко. — М.: Изд-во МГУ, 2008. — 400 с.

7. Исследование памяти [текст] / под ред. И.Н. Корж. — М.: МПСИ, 2000. — 436 с.

8. Истомина, З. М. Развитие памяти [текст] / З.М. Истомина. — М.: Педагогика, 1998. — 578 с.

9. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и уп-ражнения [текст] / Н.В. Фролькис. — М.: Институт Психологии РАН, 2000. — 320 с.

10. Кругликов, Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения [текст] / Р.Н. Кругликов // Хрестоматия по психофизиологии / Ред. Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. — М.: УМК Психология, 2001. — 411 с.

11. Крутецкий, В. А. Психология [текст] / В.А. Крутецкий. — М.: Социосфера, 2001. — 352 с.

12. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Академия, 2000. — 512 с

13. Леонтьев, А. Н. Пробелы развития психики [текст] / А.Н. Леонтьев. — М.: Изд-во МПСИ, 2001. — 584 с.

14. Ливанов, М.Н. Пространственно временная организация потенциалов и системная деятельность головного мозга [текст] / М.Н. Ливанов // Избранные труды. — М.: Дельфия, 2003. — 400 с.

15. Маклаков, А. Г. Общая психология [текст] / А.Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2001. — 487 с.

16. Немов, Р. С. Психология: Кн.1 Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. — М.: Владос, 2006. — 688 с.

17. Общая психология: хрестоматия [текст] / Под ред. А.В. Петровского. — М.: МПСИ, 2008. — 710 с.

18. Общая психология [текст] / Состав. Е.И. Рогов — М.: Владос, 1995.

19. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М.: Речь, 2003. — 480 с.

20. Прибрам, К. Языки мозга [текст] / К. Прибрам // Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н.Соколов, А.М. Черноризов. — М.: УМК «Психология», 2001. — 411 с.

21. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Рома-нова. — М.: Педагогика, 1998. — 816 с.

14 стр., 6557 слов

Психология ФЕПО -14 2011−12

... разделил психологию на общую и социальную психологию. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – объективный критерий возникновения психики по А. Н. Леонтьеву. ШЕЛДОН ... (1849 – 1936) - «Мозг и психика». ПАМЯТЬ – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении ... психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов. КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИНКТОВ ...

22. Развитие логической памяти [текст] / Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Изд-во РПО, 2006. — 356 с.

23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубин-штейн. — СПб.: Питер, 2000. — 720 с.

24. Смирнов, А. А. Проблемы психологии памяти [текст] / А.А. Смирнов. — М.: Речь, 2006. — 375 с.

25. Соколов, Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения [текст] / Е.Н. Соколов // Хрестоматия по психофизиологии / Ред.-сост. Е.Н. Соколов, А.М. Черноризов. М.: УМК «Психология», 2001. — 411 с.

26. Хомская, Е.Д. Нейропсихология [текст] / Е.Д. Хомская. — М.: Речь, 2004. — 400 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector