Физич. труд

Проектирование состава профессионально важных качеств для рабочих профессий

Инструкция. Оцените значение каждого из представленных индивидуально-психологических свойств для трудовой деятельности столяра.

Бланк ответов

Высокий уровень

Уровень выше среднего

Средний уровень

Уровень ниже среднего

Не требуется

1.

82.

Опросный лист

1. Восприятие, быстрое узнавание и различение ритмов.

2. Восприятие, быстрое узнавание и различение запахов.

3. Быстро замечать разницу в температуре.

4. Быстро замечать колебания атмосферного давления.

5. Замечать незначительную шероховатость с помощью осязания.

6. Различать разные степени гладкости и неровности.

7. Различать с помощью осязания толщину различных предметов (например, ниток или картона).

8. Различать с помощью осязания степень твердости или гибкости (например, картона, металла).

9. Быстро узнавать или сравнивать различные степени сопротивления или давления.

10. Узнавать или различать основные цвета.

11. Узнавать и различать даже незначительные оттенки и степени цвета.

12. Оценка коротких промежутков времени (секунд и минут).

13. Оценка больших расстояний.

14. Оценка пространственного соотношения предметов.

15. Оценка и сравнение на глаз небольших расстояний (сантиметр, миллиметр).

16. Оценка и сравнение длин и величин, особенно при различном положении сравниваемых предметов, или при различном их расстоянии, или при неодинаковом или меняющемся положении наблюдателя.

17. Оценка углов, особенно прямых.

18. Быстро узнавать небольшие отклонения от предписанной формы (круг, прямой угол, квадрат, параллельность двух линий).

19. Быстро узнавать небольшую разницу в форме, величине, расположении и т. д.

20. Оценка и сравнение на ощупь небольших расстояний.

21. Сравнение расстояний, воспринятых путем зрения и осязания.

22. Выполнять грубые и сильные движения.

23. Уверенно и спокойно выполнять малые и ловкие движения, точно разделять малые движения (пальцев).

24. Точно соразмерять движения, особенно их силу.

25. Уверенное и правильное выполнять широкие движения (руки) в отношении направления и величины (прицел).

26. Частое и быстрое повторение одного и того же движения в течение долгого времени (как при пилении).

27. Частая и быстрая смена различных движений одной и той же конечности.

28. Приноравливать темп собственных движений к заданному темпу.

29. Способность ускорять при особых обстоятельствах темп работы.

30. Соединять в группы часто повторяющуюся последовательность различных движений.

31. Быстро выполнять предписанные движения в определенной фазе работы.

32. Быстро узнавать и различать неожиданные перемены в ритме движения, оперативно отвечать на эти перемены определенными движениями.

33. Одновременно выполнять различными конечностями разного рода работу.

34. Быстрая смена различных деятельностей разных конечностей.

35. Высокая степень упражняемости в разного рода движениях и их смене.

36. Одновременно наблюдать различными органами чувств, быстро отвечать на раздражение одного органа, не понижая внимания к ощущениям другого органа.

37. Концентрировать внимание на определенных повторяющихся периодах рабочего процесса.

38. Быстро менять направление внимания.

39. Способность не ослаблять внимания под влиянием испуга или неожиданных впечатлений.

40. Не ослаблять внимания в присутствии лиц другого пола.

41. Продолжительное равномерное наблюдение за одним предметом.

42. Способность длительное время сохранять устойчивое внимание несмотря на усталость и посторонние раздражители.

43. Способность сосредоточить в течение достаточно длительного периода времени внимание на одном предмете.

44. Способность мгновенно охватывать вниманием большое количество предметов, объектов.

45. Подавление сонливости.

46. Проявлять упорство в преодолении возникающих трудностей.

47. Переносить неприятные впечатления (дурной запах, шум, грязь и т. д.).

48. Способность переносить мелкие неприятные ощущения (холодная вода, ожог, царапина, электрический ток) без потрясений.

49. Способность медленно и верно двигаться к цели.

50. Способность мобилизовывать себя при решении задач, предполагающих длительные физические, умственные, психические нагрузки.

51. Способность заставить себя делать неинтересную, но необходимую работу.

52. Совместная и дружная работа в общем помещении.

53. Долгое пребывание в одиночку и отсутствие возможности общения с людьми.

54. Тактичность, умение обращаться с людьми различного социального положения, характера и т. д.

55. Малая внушаемость, способность не поддаваться влиянию других.

56. Способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими.

57. Наличие умения согласовывать свою работу с работой других (коллеги, специалисты производственных участков, представители заказчиков и др.).

58. Способность воспринимать предложения других и вносить свои предложения.

59. Готовность к сотрудничеству и работе в рамках заданных групповых структур.

60. Способность проявлять гибкость в поведении, терпимость к другим.

61. Устанавливать связь между явлениями.

62. Способность находить новые и необычные решения.

63. Видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный.

64. Способность отбросить стандартные методы и решения, ставшие негодными, и искать новые, оригинальные решения поставленной задачи.

65. Быстрый и уверенный счет в уме.

66. Решение производственных задач с использованием абстрактных понятий, теоретических знаний, производя расчеты, делая сложные умозаключения.

67. Способность к длительной умственной работе без ухудшения качества и снижения темпа.

68. Способность запоминать наглядно-образный материал (чертежи, схемы, конфигурации деталей, конструкцию узлов и др.).

69. Способность запоминать информацию зрительно.

70. Способность легко запоминать словесно-логический материал (термины, даты, цифры, формулы и др.).

71. Способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество материала.

72. Способность сразу запечатлевать большие цитаты и целиком их повторять.

73. Точная и продолжительная память на числа, слышанные или виденные один раз или редко.

74. Точно и уверенно узнавать предметы по их форме и величине.

75. Точно представлять предметы и их части (черчение в уме, конструктивная фантазия).

76. Представлять окончательный вид детали (объекта) при изготовлении, а также взаимодействие отдельных частей не видя самого объекта, пользуясь чертежами, схемами и т. д.

77. Понимать строение и работу технологического инструмента и оборудования.

78. Пространственно представлять изображенные предметы, их проекцию на плоскость.

79. Быстро и верно запечатлевать пространственные соотношения.

80. Способность к переводу образа из одной модальности в другую, к воссозданию образа по словесному описанию.

81. Способность воспроизводить чертежи по моделям.

82. Способность наглядно представлять новое, ранее не встречавшееся в опыте, или старое, но в новых условиях.

Обработка и анализ результатов

1. Определить группы индивидуально-психологических свойств в соответствии с ключом.

Ключ

№ вопросов

Свойства личности

1 — 21

Сенсорные

22−35

Моторные

36−44

Аттенционные

45−51

Волевые

52−60

Коммуникативные

61−67

Мыслительные

68−74

Мнемические

75−82

Имажинитивные

2. Определить среднюю оценку важности каждой группы свойств: высокий уровень — 4 балла, уровень выше среднего — 3 балла, средний уровень — 2 балла, уровень ниже среднего — 1 балл, не требуется — 0 баллов. Установить иерархию свойств, признанных необходимыми.

3. Сопоставить значимость индивидуально-психологических свойств с профессиональными задачами, характерными для изучаемой деятельности.

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector