Человек как активный исследователь окружающего мира и собственного «Я» в когнитивно-бихевиоральной интерпретации

Содержание

1. Человек как активный исследователь окружающего мира и собственного «Я» в когнитивно-бихевиоральной интерпретации 4

2. Индивидуальный когнитивный стиль как уникальная система личностных конструктов 5

3. Методы и общая стратегия когнитивной психотерапии 7

4. Техники когнитивной психотерапии 8

5. Базовые представления о природе и развитии личности в гуманистически ориентированной психологии 10

6. Базовые понятия гештальт-терапии 11

7. Стратегия психотерапевтической работы в гештальт-терапии 13

8. Структурно-динамическая концепция личности в классическом и современном психоанализе 14

9. Проблемы фиксации на разных стадиях психосексуального развития 15

10. Первичные и вторичные психологические защиты 16

11. Базовые понятия психоаналитической психотерапии 17

12. Общая схема для установления уровня личностного расстройства (Отто Кернберг) 18

13. Личностные расстройства и особенности индивидуального опыта человека. Типы условий риска 19

14. Роль нарушения общения между матерью и ребенком в формировании личностного расстройства 20

15. Роль неправильных родительских установок в формировании пограничной личности 21

16. Понятие о симптоматическом неврозе и неврозе характера 22

17. Клинические проявления неврозов 24

18. Базальная структура невротического характера 25

19. Нарциссическое расстройство личности: этиология, условия формирования, структура и динамика 26

20. Понятия первичного и вторичного, здорового и злокачественного нарциссизма 28

21. Теории нарциссизма 29

22. Пограничная личностная патология. Терминологическая адекватность 30

23. Шизоидное и шизотипическое расстройство: особенности, дифференциальная диагностика 31

24. Антисоциальное расстройство: диагностические критерии, признаки 32

25. Истероидное расстройство 33

26. Параноидное расстройство: особенности, критерии, признаки 34

27. Избегающее расстройство: особенности, диагностика 35

28. Характеристика зависимого расстройства личности 37

6 стр., 2794 слов

Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения.

... психоактивных веществ. 2. Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. 3. Токсикомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. 4. Судебно-психиатрическая ... входящими в перечень наркотических. Однако токсикомания и наркомания — общие понятия. Клеи, лаки, топливо и другая химия могут вызвать привыкание ...

29. Диагностические критерии и оценки обсессивно-компульсивного расстройства 38

30. Особенности пассивно-агрессивного расстройства 39

31. Психотическая организация личности при функциональных и органических психотических расстройствах 40

32. Структура и динамика психотической личности, её основные феномены 42

33. Диагностика личностных расстройств: описательная и структурная 43

34. Психодиагностика через процесс терапии 44

35. «Проективная парадигма» как метод изучения структуры личности при пограничном личностном расстройстве 45

36. Искажение образа «Я» и картины мира по данным проективных рисуночных тестов (Рисунок человека, Рисунок семьи, ДДЧ и др.) 47

37. Диагностика стиля личности по данным ТАТ и теста Роршаха 48

38. Структурное интервью как метод психоаналитической диагностики 49

39. Психоаналитически ориентированные методы тестирования 51

40. Когнитивно-бихевиоральная ориентация в психотерапии, используемые техники 53

41. Возможности гештальт-терапии при работе с личностными расстройствами 55

42. Психоаналитическая психотерапия: возможности, методы, подходы 56

43. Эффективность психотерапии 57

44. Профессиональное самосознание и индивидуальный стиль психотерапевта 58

45. Показания и противопоказания к различным видам психотерапии 59

46. Профилактика пограничных расстройств личности: роль психолога 60

47. Психологическое консультирование, его формы 61

1. Человек как активный исследователь окружающего мира и собственного «Я» в когнитивно-бихевиоральной интерпретации

Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат.

13 стр., 6039 слов

Майкл Х. Стоун. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с пограничными расстройствами

Пограничное расстройство терапия. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №8, 1990 Майкл Х. Стоун КЛИНИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ПСИХОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ Майкл X. Стоун (М. Stone) ... . Когнитивная и поведенческая психотерапия В контексте лечения пациентов с пограничным расстройством личности в рамках когнитивной и поведенческой терапии применяется ряд основополагающих стратегий ...

Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления. Виднейшие представителями современного когнитивно-бихевиорального подхода являются А. Т. Бек, Д. Майхенбаум.

Когнитивно-бихевиоральная терапия основывается на нескольких принципах. В их число входит формулирование проблем, беспокоящих пациента, в когнитивных терминах. Проблемы идентифицируются как развивающиеся в результате дисфункционального мышления, которое, в свою очередь, их интенсифицирует. Неблагоприятные средовые факторы, семейная ситуация, неадекватное воспитание предрасполагают к возникновению симптомов и проблем.

Следующим принципом является формирование в процессе терапии терапевтического союза между пациентом и терапевтом. Чрезвычайно большое значение имеет уважительное, теплое отношение терапевта, эмпатия, способность к внимательному выслушиванию жалоб пациентов, эмоциональная поддержка на всех этапах лечения. Когнитивная терапия подчеркивает необходимость взаимного сотрудничества между пациентом и терапевтом, взаимное участие в обсуждениях достигаемых результатов, неудач, преодоления патовых ситуаций. Происходит обучение пациента выявлению дисфункциональных мыслей, которые формируют болезненный симптом и блокируют усилия по его устранению.

Когнитивная терапия обучает пациента быть собственными терапевтами при понимании, как их мысли способны влиять на эмоциональное состояние и поведение. Когнитивная терапия обучает пациентов идентифицировать, оценивать и своевременно реагировать на возникающие дисфункциональные мысли и убеждения, обучает осознанию того, как дисфункциональные мысли формируют патологические убеждения в отношении себя, других людей, окружающего мира.

3 стр., 1345 слов

Вопрос 1. Классификация систем «человек — машина».

... критерии классификации СЧМ: А. По степени участия в работе системы человека: 1) автоматические (работающие без участия человека); 2) автоматизированные (человек работает вместе с техническими средствами ... значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека, в связи с чем по-иному ставится проблема критериев качества операторского труда. Основным критерием ...

2. Индивидуальный когнитивный стиль как уникальная система личностных конструктов

Впервые термин «когнитивный стиль» появился в американской психологии в 1950−60-х годах в рамках исследований, в которых на первый план вышли индивидуальные различия в восприятии, анализе, категоризации и воспроизведении информации.

В широком смысле когнитивный стиль — это характерный для личности способ изучения реальности, в узком смысле — это индивидуально-своеобразные способы переработки информации о своем окружении.

Виды когнитивного стиля:

Полезависимость — поленезависимость. Тенденция контролировать влияние зрительного поля за счет опоры на внутренний опыт и легко выделять часть из сложной фигуры — поленезависимость, тенденция полагаться на внешнее видимое поле и испытывать трудности при выделении частей целого — полезависимость.

Узкий — широкий диапазон эквивалентности. Это склонность использовать либо много, либо мало категорий при восприятии происходящего.

Узость — широта категории. Широта категории отражает степень дифференцированности какой-либо одной категории. Узкие категоризаторы склонны специфицировать свои впечатления и ограничивать область применения определенной категории, широкие склонны подводить под одну категорию большое число подтверждающих ее примеров.

Ригидный — гибкий познавательный контроль. Это степень субъективной трудности при смене способов деятельности. Ригидный контроль свидетельствует о невозможности быстрого переключения с одной познавательной функции на другую в ситуации когнитивного конфликта в силу низкой степени их автоматизации, гибкий — о легкости переключения.

13 стр., 6433 слов

Стили принятия управленческих решений

... стилей принятия решений, которых придерживается современный руководитель, стили руководства, основанные на степени участия подчиненных в принятии решений ... . Содержание управленческого решения 1.1 Понятие управленческого решения Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное ... фактором управляющей и управляемой систем. Решение - выбор альтернативы. Организационное решение - выбор, который ...

Толерантность к нереалистическому опыту. Обнаруживает себя в ситуациях, для которых характерна неопределенность, противоречивость, двусмысленность. Толерантность к нереалистическому опыту предполагает возможность принятия впечатлений, не соответствующих или даже противоречащих имеющимся у человека знаниям.

Узость — широта сканирования. Стиль проявляется в индивидуальных особенностях распределения внимания, которые характеризуют степень широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также степень точности учета ее релевантных признаков.

Сглаживание — заострение. Это особенности хранения в памяти запомнившегося материала, сглаживание — упрощение материала, потеря деталей, выпадение тех или иных фрагментов; заострение — выделение, подчеркивание специфических деталей и черт запоминаемого материала.

Импульсивность — рефлективность. Это склонность принимать решения быстро либо медленно. Импульсивные склонны быстро принимать решения, при этом гипотезы выдвигаются без достаточной их проверки и без учета всех возможных альтернатив. Для рефлективных характерен замедленный темп принятия решений, при этом гипотезы многократно уточняются.

Конкретная — абстрактная концептуализация. Это индивидуальные различия в особенностях интерпретации происходящего. Конкретность характеризуется незначительной дифференциацией и недостаточной интеграцией понятий, абстрактность — высокой степенью.

Когнитивная простота — сложность. Человек понимает, интерпретирует, оценивает и прогнозирует действительность на основе определенным образом организованной системы личностных конструктов. Конструкты, являясь способом дифференциации объектов, могут быть применены к оценке другого человека, находящегося в той или иной ролевой позиции, самого себя, конкретных ситуаций, реальных предметов.

6 стр., 2931 слов

Антропология в системе знаний о человеке

... ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ Князькин Сергей Александрович Москва 2016 ВВЕДЕНИЕ ... успехами в области естествознания и других наук. Научный материал пополняется за счет открытий, совершенных Христофором Колумбом, ... натуралист Карл Линней написал книгу «Систему природы», где он поместил человека в один отряд с полуобезьянами, согласно ...

Высокая степень сложности конструктивной системы означает, что данный человек строит свое восприятие ситуации, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон. Низкая степень сложности конструктивной системы, напротив, свидетельствует о том, что интерпретация и понимание происходящего в сознании данного человека осуществляются в упрощенной форме на основе оперирования ограниченным набором сведений.

В последние годы к когнитивным стилям стали относить:

— конвергентность — дивергентность (узкий, фокусированный, логический либо широкий, открытый, ассоциативный способ решения проблем);

— внутренний — внешний локус контроля (различия в ориентациях на себя либо на факторы окружения);

— адаптивный — инновативный стили (предпочтение конвенциональных, известных процедур либо склонность переформулировать, выделять новые перспективы при решении проблем),

— вербализацию — визуализацию (предпочтения в использовании вербальной либо визуальной стратегий в процессе переработки информации).

Когнитивные стили относятся к числу базовых характеристик индивидуальности, о чем свидетельствует их тесная связь с возрастом, полом, особенностями функционирования нервной системы. Например, в дошкольном возрасте дети, как правило, полезависимы, затем происходит рост поленезависимости (ее пик приходится на подростковый и юношеский возраст) с последующим постепенным нарастанием полезависимости к пожилому возрасту. Аналогично к пожилому возрасту происходит постепенное нарастание ригидности познавательного контроля…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector