1 Блок-Диагностический

Индивидуальная коррекционная программа

Тема: Индивидуальная коррекционная программа по развитию логоритмики у детей с ОНР

Цель: Развитие логоритмики у детей с ОНР

Задачи:

  • Разработать диагностические методики по определению уровня развития логоритмики у детей с ОНР
  • Разработать систему работы по развитию логоритмики у детей с ОНР
  • Провести мониторинг исследования уровня развития сформированности логоритмики у детей с ОНР

Цель: Разработать диагностическую методику по выявлению логоритмических навыков у детей с ОНР

Задачи:

  • Определить диагностические методики по выявлению уровня развития логоритмики у детей с ОНР
  • Разработать критерии, показатели уровня развития логоритмики у детей с ОНР

Методика №1.

Обследование логоритмики проводится для того, чтобы выявить, у ребенка координацию движения, восприятия темпа и ритма.. Это достигается изменением высоты, силы, тембра,голоса, быстрой смены позиции и выполнением ориентационных упражнений.

Цель обследования: выявить возможность детей координироваться в пространстве.

Материалом исследования служат упражнения и игры с использованием движений в зависимости от действия персонажа или ритма музыки..

Процедура: Игрогимнастика «Диснейленд»

Педагог предлагает изобразить выбранные игрушки.

Дети копируют позу игрушки.

Педагог оценивает правильность движений.

Игрогимнастика «1, 2, 3»

Педагог ударяет в бубен один, два или три раза, дети в зависимости от количества ударов перестраиваются в пары, тройки или стоят врассыпную.

Критерии оценок:

3 балла – задание выполняется правильно

2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Туманова, Филичева, Чиркина Характеристика детей с I уровнем развития речи Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для ...

Методика №2.

Целью обследования является выявление умения ребенка повторять данные педагогом фразы с точностью в интонации и ритме.

Инструкция: Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Дети (вслед за педагогом): «Наступила ночь. Наступила звездная ночь. Наступила тихая, звездная ночь.

Методика №3.

«Целью обследования является определение возможности ребенка выделять на слух звуки различных предметов

Процедура: ребенку предлагается прослушать. Давайте послушаем, что это за звуки».

Материал для исследования: Звучит фонограмма театральных шумов.

— тиканье часов,

— шум воды,

— звон будильника

Критерии оценки:

3 балла – задание выполняется правильно.

2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

2 Блок. Содержательный

Цель: Разработать систему работы по логоритмики у детей с ОНР

Задачи:

  • Подобрать игры и игровые упражнения по развитию логоритмики у детей с ОНР
  • Провести игры и игровые упражнения по развитию логоритмики у детеей с ОНР
  • Работа по развитию словообразования, обогащения словаря, связной речи.
  • Систематизировать методические рекомендации, а также подобрать игры и игровые упражнения для всех специалистов ДОУ

Реализация 1 задачи.

Конспект занятий по логоритмики у детей с ОНР

Цель занятия.

Сформировать логопедическую ритмику.

Задачи:

Активизировать у детей память и внимание.

Совершенствовать общую и мелкую моторику и координацию движений, быстроту реакции.

Развивать речевое дыхание и голос.

Стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, заботиться об окружающем мире.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Закреплять  навыки связной речи при составлении коллективного рассказа по опорным картинкам из серии «Зима» и «Дикие животные зимой».

Развивать координацию речи с движением.

Ход занятия.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Логопед: Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам совершить наше последнее в этом году сказочное путешествие в зимний лес!

Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

Мы деревья и кусты змейкой обойдем

И к лесной опушке вскоре мы придем.

Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга?

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.

Логопед: Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся?

Вот на улице мороз!

Руки на поясе.

18 стр., 8737 слов

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках

ББК 88.8 3 12 УДК 159.922.73 Авторы: С Д. Забрамная, канд. пед. наук, проф. дефектологического факультета МПГУ; О.В. Боровик, учителъ-дефектолог Рецензент ЕЛ. Стребелева, докг. пед. наук, проф. Института коррекциониой педагогики РАО Забрамная С .Д., Боровик О.В. 312        Развитие ребенка — в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, ...

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели!

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки — скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают ногами.

Логопед: Дети, вы слышите кто – то рычит? Это медведь. Наверное, мы разбудили его нашим топотом!

Мишка: УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает!

Логопед: Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Наши дети знают специальную гимнастику для медвежат. Сейчас мы тебе ее покажем, а ты не ленись, повторяй вместе с нами.

Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:

— Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!

— Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …

— Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…

— А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…

— Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…

Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется.

Логопед: Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу.

Логопед: Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит. Это скорлупки от орешка. Как вы думаете, чьи они? (выслушивает ответы детей)

Логопед: Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка. Чтобы пережить холодную и суровую зиму, она делает много запасов на зиму. Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку

2 стр., 995 слов

Лист оценки эффективности профессиональной деятельности педагога – психолога, логопеда

Преподаватель_________________Джолдугулова Надия Анварбековна, педагог – психолог ____________________ Ф.И.О., должность № п/п Наименование показателя Личный балл учителя МО комиссия   1. Качество коррекционно – развивающей работы     1.1 Результативность коррекционно – развивающей работы Положительная динамика - 3 б. Стабильные результаты – 2 б.     1.2 Своевременное и ...

Упражнение на развитие чувства ритма и голосового диапазона.

Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти — та-та

Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти — та-та

Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти — та

Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти — та

Логопед: Ребята, посмотрите на этой полянке образовались настоящие сугробы. А как вы любите играть зимой, когда вокруг много свежего липкого снега? ( Ответы детей)

Правильно, в снежки. Давайте и мы поиграем сейчас в снежки: зачерпнем снега целую пригоршню, слепим тугой комочек, бросим его далеко-далеко. Слепим еще один комочек и бросим его другой рукой. Вот так! А теперь погреем ручки: потрем ладошку о ладошку, чтобы им стало тепло. Встряхнем ручки, чтобы они отдохнули. Молодцы!

Логопед: Ребята, а какие еще слова вы знаете, которые образованы от слова снег?

Упражнение на образование однокоренных слов

Снег – снежинка, снежный, снежок, заснеженный, снежная баба, снегурочка, снеговик.

Логопед: Молодцы! А теперь пришла пора и нам слепить снеговика. Давайте постараемся!

Упражнение на развитие мелкой моторики “Лепим мы снеговика”:

— Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:

Мы катаем снежный ком – вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

Снег, ведерко и морковка, да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок. Очень милый толстячок!

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено.

9 стр., 4131 слов

Пластический тренинг (30 упражнений). Зажимы

  Представляемый психологический тренинг "Телесно-ориентированная психотехника актера", разработан на основе принципов обучения актерскому мастерству в рамках школ К.С. Станиславского и М.А.Чехова и может использоваться как инструмент для сбора богатого информацией материала для последующей или параллельно проводимой групповой и индивидуальной терапии, а также для проведения тренингов ...

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову — “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Солнце припекает —

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает — да, да, да… Будет талая вода.

Логопед: Ребята, совсем скоро наступит весна. Солнышко начнет припекать, снег растает и природа оживет после зимней спячки. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки.

Упражнение на развитие дыхания.

Детям раздаются снежинки, логопед предлагает подуть на них.

Заключительное упражнение на релаксацию – спокойная ходьба по залу:

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш родной ждет давно уж нас.

Конспект занятия по логопедической ритмике №2

Тема: «Прогулка в Диснейленд».

Игровой материал: резиновые игрушки, колокольчики, карточки с ритмическими рисунками, маленькие пластмассовые трубочки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Эмоционально-волевой тренинг.

«Здравствуй»

Дети входят в зал друг за другом, встают в круг.

Педагог: «Давайте поздороваемся друг с другом».

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова: «Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!»

С концом последней фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

2. Дыхательно-артикуляционный тренинг

5 стр., 2429 слов

Проведение практического занятия (тренинга)

Содержание Основные данные о работе Содержание Введение Основная часть 1 Характеристика учреждения 2 Проведение практического занятия (тренинга) Заключение Глоссарий Список использованных источников Приложения Введение Практическое обучение - важная часть профессиональной подготовки будущего специалиста-психолога. Прохождение педагогической практики - хорошая возможность ознакомиться с ...

«Гудок»

Педагог: «Сегодня мы отправимся в путешествие».

Звучит театральный шум «Поезда».

Дети определяют, на чем они поедут, считают, сколько паровозиков их повезут, и подражают гудку паровоза. Сила звука регулируется дирижерским жестом: «У-у!»

3. Игроритмика «Скоро поезд отойдет»

Несколько ведущих (машинистов) формируют свои паровозики. Двигаясь по залу, ведущие изображают паровозы, приглашают детей прокатиться. Они исполняют польскую народную мелодию «Скоро поезд отойдет»:

Тут и там, тут и там

На перроне шум и гам.

Вот гудок в путь зовет,

Скоро поезд отойдет.

По окончании музыки ведущие останавливаются перед выбранными партнерами и хлопают в ладоши. Партнеры повторяют заданный ритмический рисунок; партнер становится сзади ведущего, кладет ему руки на плечи. Пары продолжают двигаться по залу под музыку топающим шагом.

4. Игровой массаж «Здесь живет…»

Педагог: «Посмотрите, как много вокруг игрушек. Куда же мы приехали?»

Дети предлагают варианты ответов: «Город Игрушек, Страна Игрушек, Страна Друзей, Детский Мир…».

Педагог: «Выберите ту игрушку, которая вам нравится, и подойдите к ней».

Дети знакомятся с игрушками и рассказывают им о себе:

Здесь живет Хмурилка

Здесь живет Дразнилка,

Здесь живет Смешилка,

Здесь живет Страшилка.

Это — носик Бибка!

А где твоя улыбка?

Нахмуриться, указательными пальцами свести брови.

Упражнение «Буратино».

Высунуть язык, глаза широко открыты.

Руки вытянуты вперед, пальцы растопырены, рот открыт.

Указательные пальцы сведены на кончике носа.

Указательные пальцы на щеках, ребенок улыбается.

5. Вокальное музицирование «Ты кто?»

Педагог: «Теперь вы превратились в сказочных героев. Пропойте мне свое имя. Ты кто?»

Дети пропевают свои имена.

Педагог: «В Диснейленде можно покататься на качелях, каруселях, играть с друзьями».

8. Вокальное музицирование «Музыкальные качели»

Последний сигнал содержит два удара. Дети встают в пары и выполняют упражнение «Музыкальные качели» — взявшись за руки, поочередно приседают под музыку. В паре один поднимаемся на носки, другой приседает, затем наоборот.

Действия сопровождаются пением:

Есть качели на лугу — вверх, вниз, вверх, вниз.

Я качаться побегу — вверх, вниз, вверх, вниз.

10. Инструментальное музицирование «Звездное небо».

«Космическая музыка» с использованием ритмических схем

Педагог: «На небе зажглись звезды и тихим, нежным голосом переговариваются друг с другом, и лишь месяц, проплывая между ними, слышит их песню».

Дети стоят по залу врассыпную, у них в руках музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, колокольчики).

Играют на музыкальных инструментах те дети, рядом с которыми проходит педагог.

11. Эмоционально-волевой тренинг

«Ночь»

Педагог укладывает детей с игрушкам на пол отдыхать:

Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок,

Ложись на бочок, баю-бай, засыпай.

Звучит «Колыбельная», музыка П.И. Чайковского. Дети лежат на ковре, педагог, поглаживая каждого ребенка, тихо произносит:

Тучи месяц спать кладут, хоровод ведут:

— Поскорее вырастай, баю-бай!

Гонит заиньку метель в снежную постель:

— На мороз не выбегай, баю-бай.

Мишку мама прячет в мех, им теплее всех:

— До весны не вылезай, баю-бай.

Только еж не хочет спать, рассердилась мать:

— Спи! И глаз не открывай, баю- бай.

С окончанием колыбельной дети открывают глаза, садятся лицом к педагогу.

12. Пальчиковая гимнастика «Солнце поднимается»

Педагог и дети произносят вместе:

Солнце поднимается.

Руки сжаты в кулаки,

от груди поднимаются вверх.

Все вокруг просыпается,

Вставай, Большак, Вставай, Указка, Вставай, Середка,

Вставай, Сиротка, И ты, Крошка,

И вся ладошка!

Растопыривают пальцы.

Указательным и большим пальцами правой руки массируют поочередно подушечки называемых пальцев левой руки.

Ребром правой ладони «распиливают» левую ладонь.

13. Креативный тренинг «Чепуха»

Дети сидят в кругу с игрушками в руках. Звучит двухчастная ритмичная музыка. На сильную долю игрушки передаются по кругу. С окончанием музыки движение прекращается.

Педагог говорит: «Вот прилетел бесшумно шорох (имитация звука различными способами), новостей принес он ворох».

Дети сочиняют и рассказывают по кругу небывальщину о своей игрушке. Например: «Сегодня поросенок был водителем автобуса».

14. Организация окончания занятия.

Игра-гимнастика «Ходьба»

Педагог с детьми подводит итоги занятия (где побывали, что, или кого встретили, что больше понравилось).

Затем педагог оценивает деятельность каждого из детей и предлагает детям отправиться в группу. Дети выходят из зала под спокойную музыку.

Конспект занятия №3 по логопедической ритмике

Тема: «Наше меню»

Игровой материал: свеча в подсвечнике, мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки, небольшие листы цветочной бумаги, коробочка с двойным дном.

Ход занятия

1. Эмоционально-волевой тренинг «Прикосновение»

В зале стоит домик, в окошке видна зажженная свеча, звучит спокойная музыка.Дети садятся в круг на колени и под музыку приветствуют друг друга прикосновением ладошек. Правая ладонь лежит на левой ладони соседа справа, левая ладонь лежит на правой ладони соседа слева. Движение «передается» по кругу на сильную долю.

Педагог: «Мы почувствовали друг друга и готовы вместе играть»

3. Инструментальное музицирование «Оркестр»

Педагог с детьми составляют партитуру из линий, которую затем дети по дирижерскому жесту педагога озвучивают с помощью музыкальных инструментов в заданном темпе.

4. Ролевое стихотворение «Доброе утро»

Педагог: «Будильник в доме всех разбудил, но как же трудно сразу встать». Дети договаривают фразы за педагогом, сопровождая их соответствующими движениями:

Лишь глаза моргают — раз-два, раз-два,

Да голова кивает — да-да, да-да.

Носик нюхает — м-м-м-м,

Ротик кушает — ам, ам, ам, ам.

5. Вокальное музицирование Русская народная попевка «Лепешки»

Педагог: «Что же наш ротик сегодня будет кушать? Давайте испечем лепешки».

Дети поют, показывая высоту звука, соблюдая ритм попевки. Певческий диапазон — секунда. На высокий звук кладут руки на голову, на низкий звук опускают руки на плечи.

Принесу мучицы,

Подолью водицы,

Испеку лепешек,

Для ребяток-крошек.

Педагог сопровождает пение игрой на металлофоне.

6. Речевая игра

«Месим, месим тесто» Педагог: «У нас осталось тесто, что еще мы можем испечь?»

Дети: «Пирожки, печенье, каравай».

Дети встают в круг, поют на двух звуках:

Месим, месим тесто,

Есть в печи место. Выполняют разминание рук.

Берутся за руки и сужают круг

Испечем мы каравай,

Переваливай, валяй!

Раздувайся, пузырь,

раздувайся, большой,

оставайся та- кой

да не лопайся!

Кладут руки на плечи соседей. Покачиваются с ноги на ногу, не отпуская рук.

Расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг.

Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга. Побеждают самые сильные и ловкие.

7. Креативный тренинг «А что на завтрак?» Педагог: «Я приглашаю вас еще полакомиться».

На ковре лежат различные предметы (мячики, кубики, веревочки, деревянные палочки).

Дети берут себе любой предмет и по очереди предлагают отведать свое блюдо.

Ребенок кладет на общий поднос свой предмет, например веревочку: «Съедим на завтрак макароны?»

Все дети: «Съедим на завтрак макароны!» (Выделяют интонационно слово «съедим».)

Игра продолжается по кругу.

8. Игрогимнастика «Змейка»

Педагог: «Мы с вами так сытно позавтракали, что продуктов на обед у нас не осталось. Отправимся в путь за продуктами».

Дети под ритмичную музыку (размер 2/4) идут по комнате змейкой, в затылок друг другу. Ведущий обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют его движения. По сигналу педагога ведущий переходит в хвост змейки, а следующий за ним ребенок становится новым ведущим.

9. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Кричалки»

Звучит магнитофонная запись голосов на рынке.

Педагог: «Где же это может быть так шумно?»

Дети: «Это рынок».

Педагог: «Здесь продают продукты. А какие, мы сейчас узнаем». Педагог раздает карточки с изображением продуктов. Каждый ребенок озвучивает свою карточку. Громкость произношения названий продуктов регулируется с помощью силы звучания ударного инструмента.

Педагог: «Ну что ж, здесь, пожалуй, мы и купим продукты для обеда».

10. Креативный тренинг «Покупатель и продавец»

Дети садятся в круг на корточки, кладут карточки перед собой.

Педагог назначает продавца и покупателя. Продавец кричит: «Продаю продукты, продаю продукты!».

Покупатель обходит круг, осматривает товар, останавливается около одного ребенка.

Продавец нахваливает товар: «Смотри, какой апельсин красивый, сочный, можно так съесть, можно варенье из корочек сварить…»

Апельсин (встает):

«Да, да, да, я такой, вот какой!»

(Изображает себя, например, раздувая щеки, при этом округлив руки).

Покупатель: «Покупаю!» Апельсин и Покупатель становятся спинами.

После слов педагога: «Раз, два, три — беги» Покупатель и Апельсин обегают круг, двигаясь в различных направлениях под музыку в быстром темпе. Покупатель старается занять место Апельсина. Игра повторяется несколько раз.

11. Подведение итогов

Педагог: «Сколько вкусных и полезных вещей мы с вами купили, сами сделали, съели (повторяют).

А вот про любимое лакомство, про конфеты, мы забыли».

12. Организация окончания занятия.

Пальчиковая гимнастика «Драже»

Дети из цветочной бумаги формируют подушечками пальцев маленькие конфеты-драже и складывают в Волшебную коробочку (коробка с двойным дном).

Звучит музыка «Фея Драже» П.И. Чайковского[1], после чего дети получают из Волшебной коробочки настоящие конфеты — «Драже». Раздавая конфеты, педагог оценивает деятельность каждого ребенка. Дети говорят о своих впечатлениях от занятия. Под спокойную музыку дети выходят из зала.

Конспект занятия по логопедической ритмике №4

Тема: «Эти забавные животные».

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети входят в зал, садятся на стульчики полукругом. Педагог приветствует детей.

Педагог: «Сегодня мы станем участниками передачи «Эти забавные животные», которая проходит в Москве. Нам предстоит удивительное путешествие на самолете. Мы будем летчиками, штурманами, конструкторами. Нужно помнить, что только их четко организованная работа обеспечивает безопасность полета. Штурман прокладывает маршрут полета».

2. Дыхательно-артикуляционный тренинг «Загадочная трубочка», «Мотор»

Дети встают в пары. Один ребенок дует в трубочку на протянутую ладонь другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха движется по ладони в любом направлении, затем ребенок открывает глаза и воссоздает движение воздуха пальцем по ладони партнера.

Педагог: «Теперь мы будем конструкторами, соберем самолет и отправимся в путь».

Дети из трубочек по предложенной схеме конструируют самолет.

Педагог: «Пилоты, заводите моторы!»

Дети: «Тр-тр-р-р…»

3. Игрогимнастика «Полетаем на самолете»

Дети выполняют движения, слушая запись звучания полета. С началом звучания музыки «Самолет» Л. Банниковой[2] дети начинают движение по залу.

Заводят моторы самолетов, вращая перед грудью руками, согнутыми в локтях.

Разводят руки в стороны и стоят на одной ноге, слегка раскачивая руками.

Легко бегут врассыпную и с окончанием музыки опускаются на одно колено.

4. Игроритмика «Автобус»

Звучит музыка. Педагог: «Вот мы и на месте. Давайте сядем в автобус и совершим экскурсию по нашему городу».

Дети чередуют хлопки в ладоши и удары по коленкам — озвучивают ритм движения автобуса под музыку. Педагог озвучивает остановки и памятные места, дети повторяют.

Вокальное музицирование «Лифт», «Хей, хей»

Педагог: «Приехали. Выходите из автобуса. Нам нужно попасть в телестудию, которая находится на 7-м этаже.

Дети исполняют попевку, как лифт едет.

Педагог: «Вот мы и пришли на телепередачу «Эти забавные животные». Давайте поздороваемся с ее участниками».

Дети исполняют песню «Хей, хей» — африканский фольклор, русский вариант текста Т. Боровик.

Звучат позывные передачи. Начинается игра.

5. Организация окончания занятия.

Игроритмика

«Веселый поезд»

Педагог: «Заканчивается игра, здесь нет проигравших и победителей. Дети исполняют музыкально-ритмическую композицию. Каждое движение выполняется на 8 тактов. Педагог комментирует движения детей: «Едем в поезде. Стучим маме в окно, стучим папе, машем маме, машем папе, спим, переворачиваемся». Дети стоят врассыпную.

1-я часть.

1) Маршируют на месте (идут на поезд),

2) четыре раза выпрямить вверх правую руку и резко согнуть в локте, прижав кулак к плечу.

Те же движения сделать левой рукой (поезд дает сигнал).

3) Пальцы сжаты в кулак, четыре раза «стучим» правой рукой, голова повернута, ноги пружинят, затем все эти движения выполняются в левую сторону (стучим в окно сначала маме, затем папе).

4) четыре раза машем кистью руки в правую сторону, голова повернута вправо (маме машем), четыре раза выполняем это движение в левую сторону.

2-я часть.

Дети стоят на месте, ладошки сложены под щечку (спят).

Выполняя пружинистые движения ногами, они через каждые 8 тактов перекладывают ладошки под другую щечку. Движение выполняется четыре раза.

3-я и 4-я части.

Те же движения выполняются по кругу.

Заключительная часть.

Дети, поднимаясь на носочки, смотрят вдаль из-под правой руки.

На последний аккорд, наклоняясь вперед, раскрывают руки ладошками вверх.

Рекомендации работникам ДОУ:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста координацию и восприятие звуков, слов на слух.

  • 2. Формировать представления о ритмики
  • высота голоса;
  • темп;
  • громкость речи;
  • координацию в пространстве по звуковым характеристикам

3. Ознакомить с различными видами ритма:

5. Обучить изменять темп ритма

6. Развивать качественные характеристики голоса: высоты, силы, мелодики для лучшего овладения интонационными характеристиками.

7. Формировать умения управлять своим голосом.

8. Выработать контроль за темпо-ритмической организацией собственной речи.

Игра «Паровоз гудит».

Цель: развитие диапазона высоты голоса.

Описание игры: дети двигаются по кругу, имитируя движения паровоза.

Педагог произносит стихотворение, по окончанию которого дети останавливаются и длительно произносят звук [у].

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

Паровоз гудит: «у – у – у – у».

Упражнение.

Произнести гласный звук, подражая различным эмоциональным состояниям (сопровождая движением тела, мимикой лица).

Боль – а – а – а, у меня болит голова.

(Руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.)

Радость – а – а – а. Ура! Не болит голова, мама пришла.

(Руки вверх, глаза широко открыты, губы в улыбке.)

Вопрос – а? Где? Кто там? Мама?

(Руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, губы приоткрыты.)

Просьба – а-, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама.

(Руки вперёд, брови немного сдвинуты.)

Усталость – о-а, устал я.

(Руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.)

Игра «Машина приближается.

Цель: развитие голоса по силе.

Описание игры: чётко артикулируя, произнести слитно и длительно гласный звук, начиная тихим голосом и постепенно усиливая до громкого звучания, изображая приближающуюся машину:

а – а – а – А – А; у – у – у – У – У и т.д.

Игра «Ракета отправляется в полёт».

Цель: развитие силы голоса.

Описание игры: произнести гласный звук, постепенно ослабляя его от громкого до тихого, изображая улетающую в небо ракету:

У – У – у – у – у; А – А – а – а – а и т.д.

Игра «Самолёт».

Цель: упражнение в чередовании высоты голоса.

Описание игры: педагог читает стихотворение, по ходу которого дети выполняют соответствующие движения и произносят гласный звук [у] сначала низким голосом, затем высоким.

Самолёт идёт на взлёт – у – у – у – у.

(Низкий голос, руки постепенно поднимаются до пояса.)

Самолёт летит – У – У – У – У.

(Голос высокий, руки в стороны.)

В нём мотор гудит.

Самолёт садится – у – у – у – у.

(Голос низкий, руки постепенно опускаются.)

Игра «Эхо».

Цель: развитие умения чередовать голос по силе.

Описание игры: дети становятся в два ряда друг против друга. Одна группа детей громко произносит звук [а], а другие эхом чуть тише отвечают этим же звуком. Потом группы меняются.

Аналогично проводится игра с другими гласными звуками.

Игра «Мяч-невидимка».

Цель: развитие умения чередовать высоту голоса.

Описание игры: произнести гласный звук, как бы перебрасывая невидимый мяч из одной руки в другую, изменяя высоту голоса. Затем повысить голос так, как бы подбрасывая мяч вверх, без напряжения:

у и

у у и и

у у и и

Упражнение «Звуковая дорожка».

Произнести ряд гласных звуков, выделяя один из них голосом большей длительностью:

Уоаэиы уОаэиы уоАэиы уоаЭиы уоаэИы уоаэиЫ

Упражнение.

Произнести ряд гласных звуков со сменой ударения и темпа произнесения, выделяя ударный звук большей громкостью звучания.

а о у ы э и

а о у ы э и

а о у ы э и и т.д.

Упражнение «Звуковая лестница».

Произнести гласные звуки, повышая, а затем понижая голос на каждом последующем звуке, образуя звуковую лесенку.

ы ы

у у

о о

а а

э э

и и

Игра «Птичий двор».

Цель: развитие интонационной выразительности.

Описание игры: педагог предлагает детям произнести слитно слоговые цепочки, подзывая различных домашних животных и птиц.

Уть — уть — уть — уть …

Цып — цып — цып — цып …

Тип — тип — тип — тип …

Петь — петь — петь — петь …

Кис — кис — кис — кис …

Тега — тега — тега — тега …

Рекомендации родителям.

Рекомендую проводить следующие упражнения и игры для развития интонационной стороны речи:

1 Упражнение

Произнести предложения по подражанию с радостью.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее пойдёт дождь!

До чего ж красиво летом!

2 Упражнение.

Произнести одну и ту же фразу «голосами разных животных»: мыши, медведя, коровы, собаки. Зайца, лисы – так, чтобы изменялась интонация и ритм речи.

Сегодня очень хорошая погода.

Стол стоит.

Облака плывут.

3 Упражнение.

Произнести предложение с различной интонацией.

Снег пошёл.

  • Вопросительно, удивляясь — ?!
  • Радостно — !
  • Огорчённо.
  • С уточнением — ?

4 Упражнение.

Произнести предложение со сменой логического ударения на каждом слове.

Мы пойдём в зоопарк.

  • Уточнить, кто пойдёт в зоопарк — ?
  • Спросить, пойдём ли мы в зоопарк — ?
  • Спросить, чтобы уточнить, мы пойдём в зоопарк или в парк — ?

5 Упражнение «Телефонный звонок».

Произнести предложение, перенося логическое ударение с одного слова на другое. И каждый раз ударение должно быть на одном – новом слове.

Вы мне утром звонили? – (Я).

Вы мне утром звонили? – (Вам).

Вы мне утром звонили? – (Нет, вечером).

Вы мне утром звонили? – (Звонил).

Аналогично можно произнести любое предложение составленное детьми.

6 Упражнение.

Произнести пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Кто хочет много знать – тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь – слушанием.

7 Упражнение.

Произнести скороговорки с различной интонацией: сомневаясь, удивляясь и восхищаясь.

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола – колокола? сомневаясь

Около кола – колокола?

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога, удивляясь

да все с творогом?

Шагал шакал с кошёлкой, восхищаясь

Нашёл кушак из шёлка!

8 Упражнение.

Произнести предложения парами, правильно делая паузы.

Что, болит? – Что болит?

Ну что, споём? – Ну, что споём?

Как вы закончили? – Как, вы закончили?

Дайте мне другую, новую книгу. — Дайте мне другую новую книгу.

9 Упражнение.

Произнести стихотворение, изменяя высоту голоса.

«Ой! – (высокий голос)

Воскликнул Окунёк, —

Я попался на крючок» (высокий голос).

Сом сердито проворчал:

«Из-за шалости попал» (низкий голос).

10 Упражнение.

Произнести тексты, используя средства интонационной выразительности,

разыграв сценические диалоги.

Сказала тётя:

— Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

— Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

— Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

— Во, футбол! (восторженно)

— Яму копал?

— Копал.

— В яму упал?

— Упал.

— В яме сидишь?

— Сижу.

— Лестницу ждёшь?

— Жду.

— Яма сыра?

— Сыра.

— Как голова?

— Цела.

— Значит, живой?

— Живой.

— Ну, я пошёл домой.

— Спят ли волки?

— Спят, спят.

— Спят ли пчёлки?

— Спят, спят.

— А лисички?

— Спят, спят.

3 Блок. Мониторинговый

Цель: Выявить динамику уровня развития логоритмики у детей с ОНР

Задачи:

  • Усложнить диагностические методики по выявлению уровня развития логоритмики у детей с ОНР
  • Выявить уровень развития логоритмики после содержательного блока
  • Составить рекомендацию по дальнейшей работе с данным ребёнком.

Методика №1.

Обследование логоритмики проводится для того, чтобы выявить, у ребенка координацию движения, восприятия темпа и ритма.. Это достигается изменением высоты, силы, тембра,голоса, быстрой смены позиции и выполнением ориентационных упражнений.

Цель обследования: выявить возможность детей координироваться в пространстве.

Материалом исследования служат упражнения и игры с использованием движений в зависимости от действия персонажа или ритма музыки..

Процедура: Игрогимнастика «Диснейленд»

Педагог предлагает изобразить выбранные игрушки.

Дети копируют позу игрушки.

Педагог оценивает правильность движений.

Игрогимнастика «1, 2, 3»

Педагог ударяет в бубен один, два или три четыре, пять, шесть раз, дети в зависимости от количества ударов перестраиваются в пары, тройки или стоят врассыпную,по четыре человека, присаживаются.

Критерии оценок:

3 балла – задание выполняется правильно

2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.

Методика №2.

Целью обследования является выявление умения ребенка повторять данные педагогом фразы с точностью в интонации и ритме.

Инструкция: Повторяйте за мной фразы на одном дыхании».

Дети (вслед за педагогом): «Весна.Наступила ночь.Появилась луна. Наступила звездная ночь. Наступила тихая,весенняя и лунная звездная ночь.

Методика №3.

«Целью обследования является определение возможности ребенка выделять на слух звуки различных предметов

Процедура: ребенку предлагается прослушать. Давайте послушаем, что это за звуки».

Материал для исследования: Звучит фонограмма театральных шумов.

— тиканье часов, чириканье птиц, стук копыт.

— шум воды, шум водопада, шум ветра, шум холодильника

— звон будильника, звон колокольчика, звон посуды

Критерии оценки:

3 балла – задание выполняется правильно.

2 балла – задание выполняется с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно по ходу работы.

1 балл – для выполнения задания требуется активная помощь взрослого.

0 баллов – задание не выполняется, повторные инструкции неэффективны.