Гуссерль 2

8

Эдмунд Гуссерль 1859−1938.

Литература: Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Гуссерль и феноменологическое движение.

Математик, логик, философ

«Феноменология внутреннего сознания времени»

«Кризис», «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология».

«Философия как строгая наука».

«Картезианские размышления».

Противник психологизма. Последователь Канта в теории познания.

Понимание — есть постижение смысла. Феноменология — учение о феноменах.

Обычно — феномен — явление постигаемое в чувственном опыте.

У Гуссерля: феномены — это возникающие в сознании, смыслы предметов. Это — исходная установка всей философии Г.

Гуссерль избегает крайностей противопоставления Субъекта Объекту.

Он полагает, что субъективизм ведёт к психологизму.

Объективизм ведёт к натурализму, где знание и сознание есть пассивное отражение действительности, реальности. Необходимо избежать крайности, поскольку это привело европ. Цивилизацию к кризису, забвению человека, его жизненного мира. Выход в последовательном феноменологизме.

Феноменологический метод — коперниканский поворот в философии 20 века.

Г. начинает с единичного опыта. «Мы должны спрашивать у самих вещей. Назад к опыту, к созерцанию, которое одно может дать нашим словам смысл и разумное содержание».

Его основные концепции (идеи теории, методов познания):

  1. Естественная установка — «Эпохе» — воздержание от поспешных суждений. Ничего не должно приниматься в качестве несомненных.
  2. Феноменальность — всякое психическое переживание — феномен — то что является в сознании. И интенция — направленность на предмет (когитум — то на что направлено сознание субъекта + когитация — работа самого сознания).
  3. Феноменологическая редукция — (возвращение, отодвигание назад, от сложного к простому) — переход от феноменов через оыт переживаний к началам чистого сознания, например научным идеализациям.
  4. Эйдос, эйдетическая редукция — смысл постигнутый умом, но при сохранении образа, вида вещи.

Феномен — не есть вещь, предмет, существующая сама по себе, вне сознания, но самообнаружение, самополагание вещи в потоке сознательных переживаний

9 стр., 4275 слов

Гуссерль э Феноменология

... феноменов. Однако не следует сомневаться в том, что трансцендентальная феноменология могла быть разработана независимо от всякой психологии. Открытие двойственной направленности сознания ... ), который каждый раз посредством простого изменения установки должен переходить в ой собственный психологический опыт ... опыте, подтверждать на основе очевидности наших теорий и обитать в нем, действуя практически. ...

Феномен — это структура сознания, в котором дан и Объект и Субъект. Они слитны.

Сознание всегда направлено на Объект — т е, оно интенционально, «сознание всегда сознание о чем то» и имеет дело с его смыслом. Основная проблема — проблема значения и смысла.

Феноменология даёт гарант от сползания к крайностям науки.

Девиз — «Назад к вещам», не подвергать забвению жизненный мир.

Следовательно, девиз феноменологии — «обращение к самим вещам», очищенным от словесных нагромождений. Чтобы создать философию реальности, необходимо оттолкнуться от «неопровержимых данных»: в фундамент философского здания могут быть положены только «стабильные очевидности». «Без очевидности нет науки», — скажет Гуссерль в «Логических исследованиях».

Следует искать нечто настолько самоудостоверяющее, что нельзя отрицать. Эта феноменологическая интенция должна была быть реализована через описание «феноменов», которые предстают сознанию после осуществления «эпохе», т. е. после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей.

Необходимо «воздерживаться от суждений"= «epoche» — греческий термин, близкий по смыслу понятию «adoxia» Пиррона, — то, что не требует суждения), пока не будут найдены последние аподиктические и неопровержимые «данные».

Эти данные феноменологии находят в сознании: существование сознания непосредственно очевидно.

6 стр., 2516 слов

Феноменология Франца Брентано

... ; Рассмотреть понятие интенциональности в феноменологии Франца Брентано. Объектом исследования является философия Фрнаца Брентано, предметом выступает феноменология Брентано. При рассмотрении данной темы ... направленности является объектом сопровождающего сознания. Можно сказать, что это сопровождающее сознание и делает сознание сознанием, иначе говоря, делает направленность на объект осознанной. ...

Теперь возникает вопрос: как вещи и факты являются нашему сознанию? Они являются типичными модусами, и эти модусы суть эйдетические сущности.

Феноменология — наука о сущностях, а не о фактах. Феноменолога не интересует та или иная моральная норма, его интересует, почему она — норма. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но еще важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными. Феноменологический анализ вникает в состояния стыда, святости, любви, справедливости, угрызений совести, но всегда с точки зрения сущности.

Суть же открывается исследователю тогда, когда он наблюдает свой объект незаинтересованно, когда он бежит от предубеждений, банальностей и самолюбования, когда умеет видеть и интуитивно улавливать универсальное, благодаря которому факт таков, каков он есть. Мы отличаем текст магический от научного, но каким образом они отличимы, если нет сущностного различия, что такое магия и что такое наука?

Теперь если мы согласимся, что феноменология — наука, основанная на анализе и описании сущностей, то поймем, в чем ее отличие от психологического и позитивистского анализа.

В отличие от психолога, феноменолог интересуется не частными фактами, а универсальными сущностями.

В феноменологии есть две ветви: идеалистическая и реалистическая. Первая представлена Гуссерлем, ибо, вернувшись к вещам, он в конце пути нашел единственную реальность — сознание.

Трансцендентальное сознание конституирует смыслы вещей, поступков, институтов.

Реалистическая феноменология, представленная Шелером, ориентирована на объективность иерархично упорядоченных вещей, предпосланных как свет глазу, звук уху и эмоциональной интуиции. Трудно отрицать, что феноменология оказала заметное влияние на развитие психологии, антропологии, психиатрии и гуманитарное знание в целом.

Предшественниками Гуссерля в исследовании интенциональности сознания были Бернард Больцано и Франц Брентано. Больцано (1781−1848), математик и философ, католический священник и профессор философии религии Пражского университета, автор двух таких работ, как «Наукоучение» (1837) и «Парадоксы бесконечного» (1851).

9 стр., 4263 слов

Гуссерль. Начало геометрии. Фрагмент

... очевидно­сти таких идеализации. Гуссерль. Начало геометрии. Фрагмент - Стр 2 Они являются общими узрениями сущностей, кото­рые освещают ... или для всех общий? Что такое реактивация (смысла)? Гуссерль противопоставляет реактивации смысла «логическую активность». Что это такое? ... существенно важным для исторического бытия геометрии? Какое зло видит Гуссерль в языке? Чем язык опасен для человека? /Почти ...

Первая стала заметным явлением в математике, вторая — в философии. Критику психологизма Гуссерль воспринял у Фреге и Больцано.

Брентано (1838−1917 Его перу принадлежат сочинения: «Психология Аристотеля» (1867), «Психология с эмпирической точки зрения», (1874), «Креационизм Аристотеля» (1882), «Аристотель и его видение мира» (1911), «Аристотелевская теория происхождения человеческого духа»

Именно в последней Брентано исследует интенциональный характер сознания. В схоластике понятие «intentio» указывало на нечто «отличное от себя».

Интенциональность, по Брентано, есть то, что позволяет типизировать психологические феномены, ибо они всегда относятся к другому. Он делит их на три класса: представление (репрезентация как чистое присутствие объекта), суждение (утверждение или отрицание объекта), чувство (любовь или ненависть к объекту).

Философ говорит о том, что реальность индивидуальна, но, познавая, мы обобщаем ее. Важно при этом понимать суть совершаемых нами операций. Одним из учеников Брентано был Гуссерль.

ЭДМУНД ГУССЕР: основные концепции

Гуссерль родился в Моравии в 1859 г. В Берлине он изучал математику, защитив диплом, отправился в Вену слушать лекции Брентано. Уже будучи автором «Философии арифметики», Гуссерль в 1901 г. — профессор Геттингенского университета. Среди его работ широко известны следующие: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931).

2 стр., 747 слов

Сущность сознания 3

Сущность сознания Сознание, его сущность является одной из величайших загадок в современной науке. Ведущими учеными мира признается необходимость учета роли Сознания в гипотезах, моде­лях, теориях, посвященных ... по характеру ответных реакций составить хотя бы приблизительное представление о сущности Сознания. В этом состоит смысл развиваемой нами гипотезы о сверхслабом интеграль ...

В 1954 г. была опубликована рукописная работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», написанная за два года до смерти.

Около сорока пяти тысяч страниц гуссерлианското архива были спасены бельгийским священником Германном ван Бреда от нацистов.

«Эйдетическая интуиция»

Различие между интуицией факта и интуицией сущности

Познание начинается с опыта, существующих вещей или фактов. Факт есть то, что происходит здесь и сейчас, он случаен, т. е. может быть, а может и не быть. Но когда факт явлен нашему сознанию, вместе с фактом оно улавливает и сущность. В самых разных ситуациях, слушая то кларнет, то виолончель, то скрипку, мы говорим о сущности — о музыке. Индивидуальное приходит в сознание через универсальное: если факт дан здесь и сейчас, то, значит, дана сначала quid факта, т. е. его сущность.

Сущности, следовательно, суть типические модусы являемости феноменов.

И дело обстоит не так, что мы эмпирически выделяем идею или сущность треугольника путем сравнения разных треугольников. Напротив, этот, тот и другой — треугольники, ибо все они суть частные случаи идеи треугольника.

Чтобы сравнивать множество фактов, уже необходимо иметь представление об их сущности, то, благодаря чему они похожи. Это предзнание сущностей и есть эйдетическая интуиция (Wesen, eidos),

в отличие от интуиции эмпирической, улавливающей отдельные факты. Конечно, реальны только единичные факты; универсалии как идеальные объекты не реальны в том смысле, в каком реальны отдельные факты. Но лишь универсальные сущности позволяют классифицировать, опознавать и различать единичное.

Эйдетическую редукцию, т. е. интуицию сущностей следует понимать как описание феномена, предстающего сознанию, когда мы отвлеклись от его эмпирических аспектов.

Сущности инвариантны и постигаются посредством метода эйдетического варьирования. Берется некий пример понятия, характеристики которого выделяются методом вариаций до тех пор, пока мы не приходим к сущностным инвариантным свойствам.

4 стр., 1767 слов

Философия о сущности сознания

... . Философия о сущности сознания Сознание как философский термин — высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительно­сти. Человек с рождения попадает в мир предметов ... Соотношение материи и сознания   Сознание наряду с философией изучают многие науки. Это, с одной стороны, облегчает философское рассмотрение проблемы, а с ...

Этот метод был знаком уже Декарту. Вспомним, как он выделял сущность телесного в своих «Размышлениях». Возьмем, к примеру, кусочек воска. У него есть определенные запах, цвет, форма и вкус. Стоит нам поднести его к огню, как мы увидим, что свойства изменятся. Единственно, что останется, — это занимаемое восковым кусочком пространство. Отсюда Декарт заключал, что протяженность является сущностью материи.

Не только в чувственно воспринимаемом мире обнаруживаются сущности, они есть и в мире наших влечений, надежд, воспоминаний. Разница между фактом (как данностью) и сущностью (как естьностью) становится для Гуссерля средством обоснования логики и математики.

В рамках феноменологии были открыты так называемые «региональные онтологии».

Природа, общество, мораль, религия являются, по Гуссерлю, «регионами», изучению которых должен предшествовать анализ сущностей и модальностей, оформляющих моральные, религиозные и другие феномены. По этому пути пошли и Макс Шелер (феноменология ценностей), и Рудольф Отто (типология религиозного опыта).

Региональным онтологиям Гуссерль противопоставил формальную онтологию, которую он отождествил с логикой.

«Интенциональность сознания»

Фундаментальная характеристика феноменологии, исследующей типические модусы являемости феноменов в сознании, — интенциональность. В самом деле, сознание есть всегда знание о чем-то. Это нечто, о чем я думаю, вспоминаю, мечтаю, ощущаю. Значит, говорит Гуссерль, несовпадение субъекта и объекта дано непосредственным образом. Субъект — я, способный ощущать, вспоминать, судить, воображать. Объект — манифестации этих актов: образы, мысли, воспоминания, цвета, объемы и т. д. Посему необходимо различать являемость объекта от самого объекта. И если верно, что познанное — это явленное, то также верно, что из видимого живо лишь то, что ясно проявлено. Процесс познания Гуссерль называет «noesis», а то, о чем мы знаем, — «noema». Среди ноэм философ различает факты и сущности.

4 стр., 1873 слов

Нарушение сознания

... в мо­мент нарушения сознания. !!! О нарушении сознания свидетельствует толь­ко одновременное ... и мусситирующего делирия. Онейроидное (сновидное) помрачение сознания - чрезвычайная фантастичность психотических пе­реживаний; ... миром фантазий, вымысла. Фантастические события могут переплетаться с реальностью, а она преображается в соответствии с воображае­мыми явлениями. В состоянии помраченного сознания ...

Сознание, таким образом, интенционально. Психические акты характеризуются привязкой к некоему предмету. Я не вижу, поясняет Гуссерль, ощущения цвета, но вижу окрашенные предметы, слышу пение, не имея ощущения звука. Сказанное не значит, что перед нами концепция реализма. Сознание отсылает к другому, но это не значит, что другой существует помимо меня.

Для феноменолога важно описать то, что действительно явлено сознанию, и пределы такой явленности. Речь не идет о «кажимости», противопоставленной «вещи в себе»: я не воспринимаю, как музыка мне является, — я слышу музыку.

Вывод Гуссерля таков: начало всех начал — интуиция. «Всякая интуиция, изначально конкретизированная, по праву является источником познания. Все, что предлагается нам в интуиции первичным образом (так сказать, во плоти и крови), должно принять таким, как есть, даже если только в границах предлагаемого».

Epoche, или феноменологическая редукция

С помощью объявленного принципа Гуссерль обосновывает феноменологию как строгую науку.(«Обратимся к вещам») — такая программа феноменологии ставит целью найти прочную и несомненную опору для нового здания философии. Ее методом призван стать метод epoche (греч.: остановка в суждении).

Хотя термин «эпохе» напоминает сомнение скептиков и картезианцев, все же его следует понимать несколько иначе. Гуссерль призывает не верить слепо всему, о чем говорят философы, представители науки, и даже собственным привычным утверждениям, относящимся к повседневной жизни и «естественной установке».

«Естественная установка» человека соткана из различных убеждений, без которых не обойтись в повседневной жизни; первым из них является убеждение, что нас окружает мир реальных вещей. Все это так, но подобного рода очевидностям не хватает конструктивности, на них не построишь здание философии. Из моего убеждения в существовании мира нельзя вывести ни одного философского положения. Более того, факт существования мира вне сознания, к которому он обращен, — далеко не несомненен. Как человек философ не может не верить в реальность мира и многое другое, без чего практическая жизнь невозможна. Но как философ за точку отсчета он должен взять нечто иное.

Нельзя оттолкнуться ни от идеи реального существования мира, ни от данных естествознания. В последних, хотя и используются точные методы, есть множество наивных заимствований из сферы обыденного опыта и здравого смысла, не выдерживающих проверки epoche.

Проблема не в существовании мира, поясняет ситуацию итальянский феноменолог Энцо Пачи, проблема в смысле и назначении мира для меня, а затем его осмыслении для других.

Так что же может устоять под прессом epoche? Единственное, чего нельзя взять в скобки, убежден Гуссерль, — это сознание, субъективность. Cogito и cogitata — феноменологический остаток, очевидность которых абсолютна. Сознание — не просто реальность наиболее очевидная, но и реальность абсолютная, основание всякой реальности.

Мир, подчеркивает философ, «конституирован» сознанием.

Открытым все же остается вопрос: если сознание придает осмысленность миру, то искомый смысл оно творит или раскрывает как данный?

Гуссерль, похоже, колебался между двумя этими решениями на разных этапах своего жизненного пути. Как трансцендентальное «я» в качестве феноменологического остатка можно примерить с монадическим и сингулярным характером «я» (ведь картезианское cogito — лишь кромка того мира, который подлежит проверке на epoche).

«Это „я“, которое осуществляет epoche, это „я“, которое вопрошает мир как феномен, тот мир, что значим для меня так же, как и для других, кто принимает его во всей определенности. Следовательно, я возвышаюсь над всяким природным существом, раскрывающимся для меня. Я — субъективный полюс трансцендентальной жизни… И я в полноте своей конкретности впитываю в себя все это».

Последним сочинением Гуссерля стала работа «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (опубликована посмертно в 1954 г.).

Кризис заключался, разумеется, не в научности как таковой, а в значении, которые имели науки для человеческого существования. Исключительность, писал Гуссерль, которая была придана во второй половине XIX века позитивным наукам, и ослепленность мнимым «процветанием», из них якобы проистекавшим, означали вместе удаление от проблем, решительно важных для подлинной человечности. Чисто фактологические науки создавали посредственного человека-факт.

Натурализм и объективизм становятся объектом критики Гуссерля. Где и когда доказано, что иной истины, кроме научной, нет и не может быть? На чем основана уверенность, что научно описанный мир реален? Наука картезианского типа исключила в принципе проблемы, наиболее сложные и неотвратимые в контексте человеческого существования, отдав их на произвол судьбы. Что может сказать наука по поводу разумности и неразумности поведения человека и мира, его окружающего? По поводу нас как субъектов свободного выбора? Ясно, считает Гуссерль, науке чистых фактов, абстрагируясь от какого бы то ни было субъекта, нечего сказать об этом.

Упразднение философской интенциональности означало редукцию рациональности к научной ее форме. Научно-категориальное вытесняет докатегориальное, то, что Гуссерль называет «жизненным миром» (Lebenswelt). Это область исконно человеческих «смысловых формаций», предшествующих рождению науки и не исчезающих с ее развитием. Ученые не могут не считаться с их присутствием. Мир перцепций остается на плечах геометрии. Историк, анализирующий документ, не может абстрагироваться от коммуникативной и смысловой интенциональности (как юридический кодекс подразумевает комплекс природных потребностей, настроений, целей и т. п.).

Таким образом, драма современной эпохи началась с Галилея. Галилей выделил из жизненного мира физико-математическое измерение, и это измерение стали считать конкретной жизнью.

Признавая значение науки и техники, философия должна сохранить за собой историческую традицию, не допускать технической фетишизации истории и науки. Феноменология есть первая философия, оставляющая человеку свободу выхода к новым горизонтам.

Феноменологическая редукция не может быть завершена: ее смысл — в неостановимом возобновлении.

Для философии важен тот факт, что любая объективность неабсолютна: в ее пересмотре — смысл жизни. Склеротическим претензиям на абсолютность она противопоставляет субъективность с ее интенциональной созидательной активностью.

Единственно реальный исторический субъект — само человечество со всеми его небезгрешными проектами. Философы могут стать его служителями и даже спасателями в «скептическом наводнении». Для этого достаточно открыть сознанию его автономию и свободу взамен пассивной слепоты органического роста.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector