7 консультативный контакт

7. Консультативный контакт.

Определение. Роджерс задал 6 необходимых условий: 1Два лица находятся в психологическом контакте. 2Первый персонаж, назовем его «клиентом», пребывает в состоянии психического расстройства, раним и встревожен. 3Второй персонаж, назовем его «консультантом», активно участвует в общении. 4Консультант испытывает безусловное уважение к клиенту. 5Консультант переживает эмпатию, приняв точку зрения клиента, и дает это ему понять. 6Эмпатическое понимание и безусловное уважение консультанта передаются клиенту даже при минимальной выраженности.

Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни.

Установление К.К. Эффективность КК зависит от многих факторов: Консультативное пространство. (полностью оборудованный кабинет, уединение, комфорт, приветствие клиента, проявление вежливости, тактичности, посадка — др напротив др, между ними-журнал столик).

Время консультирования. (желательно проявлять стабильность продолжит-ти сеансов — 50−1ч., информ-е клиента о времени консультации, атрбут-часы, сначала можно установить контракт на 3−4 встречи, дальше будет видно, сколько понадобится сеансов, также частота сеансов-1−2 встречи в неделю ведут к продуктивной работе).

Создание атмосферы взаимодоверия. (успешность обусловлена личн-ми качествами консул-та: во время консультирования все внимание надо уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела;предоставить клиенту максимальную возможность высказаться; не проявлять излишнего любопытства;соблюдать профессиональную тайну;помочь клиенту чувствовать себя непринужденно;относиться к проблеме клиента и к нему самому без осуждения.

Невербальное общение.(Инф-я в общении передается мимикой, жестами, телодвижениями, установлением дистанции и др. В консультировании крайне важно, чтобы консультант умел «считывать» невербальные послания клиента с одновременным осознанием собственных невербальных посланий. Некоторые исследователи предлагают классифицировать невербальные реакции по следующим четырем модальностям:1Невербальное поведение и структурирование времени (опоздание; приоритеты);2 Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз; глаза; кожа; поза; выражение лица; руки и жесты; манипулирование своим телом; монотонное поведение; прикосновение);3 Невербальное общение посредством голоса (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение);4 Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция; предметы обстановки и оборудование комнаты; одежда; позиция в пространстве).

4 стр., 1952 слов

Невербальный компонент в общении

... I Раздел: Виды общения 1. Вербальное общение…………………………………………………6 2. Невербальное общение……………………………………………6-7 2.1 Схема невербальных средств общения…………………………..8 2.2 Зрительный контакт…………………………………………….8-9 2 ... звуковые явления: темп речи, модуляция высоты голоса, тональность голоса, ритм, тембр, интонация, дикция. в) Выразительные качества голоса: смех, хмыканье, плач, стон, шепот, вздохи ...

Вербальное общение.(Наиболее важные точки контакта — 1Иногда полезно согласовать свое поведение с поведением клиента путем подстройки к его позе и движениям на начальных этапах консультирования.2 Сохранение контакта при вербальном общении предполагает использование языка клиента. Важно избегать профессиональных терминов, сложных предложений. Речь психолога должна быть максимально ясной.3Психологу нужно быть внимательным и обращать внимание клиента как на эмоционально заряженные, «ключевые» слова в его рассказе, так и на изменения в его невербальном поведении (позе, дыхании, движениях, дистанции с психологом и др.).

«Присоединение» в КК и его виды: При отстраненности и консультант, и клиент максимально автономны. Такое взаимодействие не всегда можно назвать консультативным общением. При формальном контакте это, безусловно. Уже коммуникация, но каждый из участников консультативного процесса остается на своей территории, и нет необходимости в откровенности и принятии на себя дополнительных обязательств.

11 стр., 5222 слов

Личность консультанта в процессе психологического консультирования

... ситуацию консультирования. Станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если понимать консультирование как отношение двух ... совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношения с друзьями и с противоположным ...

Присоединения до уровня продуктивного контакта, как правило, достаточно для эффективной коммуникации в рамках психологического консультирования.

Близость возникает в консультировании эпизодически и напрямую связана с самораскрытием психолога-консультанта.

Слияние, как высшая степень близости, может возникать в консультативном процессе только в исключительных случаях.

«Пристройка». Присоединение до уровня продуктивного контакта достигается посредством подстройки (зеркального отражения) консультанта к позе, движениям, дыханию и речевому поведению клиента. Обычно расстояние между телами участников консультирования немного превышает личное пространство каждого из них.

Слушание и Внимание Клиента. В КК вербальная активность консультанта должна быть минимальной, чтобы клиент смог сосредоточить внимание на раскрытии своих проблем и трудностей. Консультант должен не столько говорить, сколько выслушивать. Умение выслушать означает выражение искренней заинтересованности другим человеком. Однако существуют некоторые обстоятельства, мешающие внимательно выслушивать. Часто то, что говорит клиент, не соответствует установке консультанта, и он слушает невнимательно. Широко распространена манера, нередко и в консультировании, когда мы не столько слушаем собеседника, сколько реагируем на его сообщения, в мыслях заранее сформулировав реплики, ответы, вопросы и т. п. Это только видимость слушания. Выслушивание прежде всего представляет собой обратную связь с мыслями и чувствами клиента, побуждает клиента далее говорить о своей жизни, о ее затруднениях и проблемах. Слушателю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не мешать рассказчику оставаться в потоке переживаний; консультант, слушающий клиента, должен быть раскрепощен и наблюдателен, чтобы услышанные признания порождали обильный ассоциативный поток. Возникающие ассоциации служат определенными «ключами» к пониманию проблем клиента. Но не следует цепляться за них, поскольку часть возникших ассоциаций и идей позднее не подтверждается и отбрасывается. Внимание консультант должен обратить на то, кто обратился за помощью (сам клиент или др лица), как ведет себя клиент в беседе (нервничает, боится)

6 стр., 2562 слов

Проблемы со стандартными методами борьбы с риском — Саймон Вайн

... должен инвестор должен уметь оценивать проблемы качества их убедиться в одинаковом с консультантом видении мира рекомендаций, например, ... психологическое исчислению. Поэтому при принятии ими решений состояние клиента и рыночные условия.   интуитивно подразумевается некий ... nbsp;         крупнейших клиентов. Их заказы давали его сотрудники Требования к информации являются ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector