Глоссарий 7

Глоссарий

Адаптация — динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода.

Аттракция как привлекательность — это характеристика объекта, действия или человека, которые у других людей или объектов вызывают реакции приближения.

Аттракция как влечение — это стремление к объекту, действию или человеку.

Аутизм — крайняя форма и состояние отчуждения; выражается в отстранении «уходе», «бегстве» индивида от контактов с действительностью и погружении в замкнутый мир собственных переживаний.

Бихевиоризм — направление психологии, изучающее проблемы и закономерности поведения человека и животного. Представители этого направления — И.П. Павлов, Д. Уотсон, Э. Толмен, Б. Скиннер и др.

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Взаимодействие психологическое открытое — взаимное влияние, цели которого заранее объявляются или не скрываются.

Взаимодействие психологическое скрытое — взаимное влияние, цели которого не объявляются или маскируются под цели открытого взаимодействия.

Власть — как способность оказывать влияние.

Влияние — это такое поведение человека, которое способно вносить изменения в поведение, отношения, ощущения другого.

Внешняя социальная адаптация — поведенческая, приспособительная социальная адаптация, когда личность внутренне, содержательно не перестраивается. Это инструментальный вид адаптации. Внешняя социальная адаптация может сопровождаться сознательным внутренним конфликтом или проходить без него.

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач.

... людьми друг друга. Эффекты, ошибки восприятия. 6. Общение как взаимодействие. 7. Психология влияния (автоматическое реагирование, правило взаимного обмена, обязательство и последовательность, принцип социального ... . Профессиональная адаптация и дезадаптация ... цели, действия, операции). 3. Освоение деятельности: навыки, упражнения, умения, привычки. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека ...

Внутренняя социальная адаптация — полная, генерализированная адаптация личности.

Внушение — особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Воздействие психологическое — психологическое влияние на состояние, мысли, чувства и действия другого человека.

Восприятие — целостное отражение предметов, явлений ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

Группа — это ограниченная по численности общность людей, выделяемая из социального целого на основании определенных признаков (совместной деятельности, идентичных обстоятельств и пр.).

Группа диффузная — общность, в которой нет сплоченности как ценностно-ориентационного единства, и нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников.

Группа малая социальная — немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте, что является основой для возникновения групповых норм, процессов и межличностных отношений

Группа референтная — значимая для индивида группа, в соответствии с которой, он оценивает свое поведение или ситуацию.

Группа членства — группа, к которой реально принадлежит человек.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

Групповая поляризация — это феномен в процессе дискуссии, когда при принятии важного решения, группа начинает склоняться к крайним точкам возможных выборов, часто даже экстремальных.

Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой группой (коллективом).

Группы большие социальные — это значительные и изменяющиеся по числу участников человеческие сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и вообще могут не знать друг о друге.

Группы вторичные — это группы, где контакты между людьми в формальны, и обусловлены организационными отношениями.

Группы естественные — это реальные группы, существующие в действительности.

Группы лабораторные — это группы, которые представлены в диагностических научных исследованиях.

Группы неофициальные, неформальные — это спонтанно возникшие группы, созданные на основании стремления людей стать ее участниками.

Группы первичные — это группы, где люди имеют непосредственный контакт друг с другом и объединены эмоциональной близостью.

Группы развитые — это сложившиеся группы, с высоким уровнем развития (коллективы).

Группы становящиеся — вновь созданные, «диффузные» группы, которые еще не обладают сплоченностью, возникшей в процессе деятельности.

Группы формальные (официальные) — это группы, которые создаются для решения определенных задач. Взаимодействие участников формальной группы регламентируется внешними инстанциями.

Дезадаптация — нарушение процесса активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого нарушения.

28 стр., 13511 слов

Место общения в системе отношений человека

... участия личностей? Выступая представителем некоторой социальной группы, человек общается с другим представителем другой социальной группы и одновременно реализует два рода отношений: и безличные, и личностные. ... с другими или относительная депривация, чем реальная депривация. Например, при быстро развивающейся экономике повышается уровень жизни большинства людей. Однако люди, чьи доходы увеличиваются ...

Депривационная ситуация — это такая жизненная ситуация, где отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей.

Депривационное поражение — психическое состояние характеризующееся особой индивидуальной переработкой стимульного обеднения, которого достигает человек в депривационной ситуации.

Депривационный опыт — это такой опыт при котором человек уже ранее подвергался дипривационной ситуации, и в каждую подобную ситуацию будет вступать с несколько видоизмененной, более чувствительной, или, напротив, более «закаленной» психической структурой.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушении социальных контактов.

Депривация двигательная — резкое ограничение движений. С этим видом депривации мы сталкиваемся всякий раз когда имеем дело с травмами или болезнями не позволяющими осуществлять движения.

Депривация когнитивная — слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать, регулировать происходящее извне.

Депривация культурная — отсутствие возможности и потребности в приобретении тех ценностей, которые признаются обществом.

Депривация сенсорная — пониженное количество сенсорных стимулов (зрительных, слуховых и т. д.) или их ограниченная изменчивость и модальность .

Депривация социальная- ограниченная возможность для усвоения автономной социальной роли, осуществления общественной самореализации, приобщения к общественно значимым целям и ценностям.

Депривация эмоциональная- недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если такова уже была создана (прежде всего с родителями обеспечивающих формирование личности)

7 стр., 3476 слов

Поведение человека как проявление отношения к чему-либо или кому-либо

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСЙДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА» КАФЕДРА «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС» РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ПРАКТИКУМУ НА ТЕМУ: «пОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ЧЕМУ-ЛИБО ИЛИ КОМУ-ЛИБО» Выполнила :студентка СКЗ-301 Ефремкина О.В. ТОЛЬЯТТИ- 2010 СОДЕРЖАНИЕ: ...

Деятельность — это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Динамика групповая — это положительные и отрицательные силы, которые действуют в группе.

Дискуссия групповая — метод группового обсуждения, позволяющий выявить не только весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы.

Запрос в психологическом консультировании — мотивированное обращение клиента к консультанту с просьбой предоставить конкретную форму психологической помощи.

Заражение эмоциональное — передача своего состояния и отношения другому человеку или группе людей.

Зрелость — такой уровень развития личности, когда человек ориентируется на собственные ценности и принципы, обладающие при этом общечеловеческой широтой и универсальностью.

Идентичность — личностная структура, функция которой сорганизовать жизненный опыт человека в целостное «я».

Идентичность этническая — это ценностное и эмоционально принимаемое представление человека о себе как о члене определенной этнической группы.

Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.

Идеология — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп.

7 стр., 3418 слов

Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива 2

... от человека не любого, авполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определеннымобразом мотивируют поведение других членов, направляя их не только наосуществление целей деятельности, ... функций необходимо учитывать индивидуальныеособенности деятельности людей. При таком типе взаимоотношений возникаютширокие контакты между всеми членами группы, на личные же отношениясущественное ...

Индивидуализация личности — процесс выработки собственного, субъективного социального опыта, индивидуального отношения к нормам, ценностям, ролям, позициям, существующим в группе.

Институты социализации — конкретные группы, взаимодействуя с которыми человек приобщается к системе ценностей и норм и которые являются трансляторами социального опыта и культуры.

Интервью групповое — метод сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценке сложившейся ситуации.

Интересы социального класса — важней­шая движущая сила, обусловленная положением класса в системе производ­ственных отношений данного общества.

Каузальная атрибуция или причинная интерпретация — это причинное объяснение поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин поведения субъекта).

Когнитивный диссонанс — состояние дискомфорта, испытываемое индивидом, когда его поведение не соответствует его установкам.

Коллектив- это группа совместно работающих лиц, в которой люди взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на другого и одновременно находится под его влиянием.

Конкуренция — соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенных областях деятельности.

Консультирование групповое — форма психологической помощи, при которой психолог работает с группой клиентов.

7 стр., 3314 слов

Классификация групп людей

... криминальной деятельности, а главное, влечет за собой, как правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей ... подражает нормам поведения, бытующим у старших. Нереферентная группа- это такая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека. Антиреферентная группа- это такая группа, поведение и ...

Консультирование дистантное — общение между консультантом и клиентом, которое происходит, опосредовано через средства связи, с ограничением или отсутствием некоторых репрезентативных систем.

Консультирование очное — общение между консультантом и клиентом, происходящее непосредственно в личном контакте, с включением всех репрезентативных систем: визуальной, аудиальной и кинестетической;

Консультирование психологическое — вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении психологических трудностей, неадаптивных способов поведения с тем, чтобы клиент мог решить психологические проблемы, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других ситуациях.

Конфликт- столкновение сторон, мнений, сил, либо столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Конфликтная ситуация рассматривается как условие возникновения конфликта, для которого требуется внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Конформизм — подчинение суждения или действия человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей.

Корреляционный анализ- статистический метод оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов.

Косвенная имиджформирующая информация — та информация, которая получена от других людей, через продукты деятельности и из сформированной среды обитания.

Косвенное научение — научение, основанное на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого опыта, а не на основе лично полученного подкрепления

Либидо — это доминирующий мотив человеческого поведения, движущий им от рождения до смерти; специфическая сексуальная энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений индивида. Проявляется в социально приемлемых

формах. Либидо — одно из ключевых понятий психоанализа. З. Фрейд использовал его, как синоним влечения к жизни.

Лидерство — это один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями.

Лидерство как процесс- это попытка руководителя, используя разные основы власти, повлиять на членов группы, чтобы направить их усилия на достижение цели.

Лидерство как состояние — набор характеристик (моделей поведения и личностных качеств), которые делают людей более эффективными в достижении целей.

Лидерство неформальное — эффективное влияние членов организации, не обладающих в ней соответствующей официальной властью на остальных представителей организации.

Масса — стихийная разнородная группа, имеющая довольно нечеткие границы.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.

Межличностный конфликт — это ситуация противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

Ментальность — система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей.

Метод кейсов (case study) — целенаправленный процесс создания проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Цель метода — научить слушателей анализировать информацию, выделять главное, находить пути решения, предлагать возможные альтернативы и оценивать их.

Методы активного группового обучения — это способ планируемой активизации коммуникативных процессов в учебной или целевой группе, независимо от содержания поставленных учебно-познавательных, творческих или психокоррекционных задач.

Микрогруппа- особое объединение, состоящее из двух-трех человек, обладающее определенными характеристиками социальной группы. Основными связующими факторами микрогрупп являются чувства дружбы, любви, симпатии, общее дело.

Модератор — специально обученный специалист, отвечающий за подготовку и проведение ряда методов качественных социально-психологических исследований.

Мозговой штурм (brainstorming) — метод активизации коллективной творческой деятельности, способ быстрого генерирования необходимой разновидности идей, который может стать основой для поиска решения проблемы.

Мотив — побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.

На­правленность личности — это результат ее психологического приобщения к определенным сфе­рам, видам деятельности, которые она отбирает из числа заданных социальных отношений и обстоятель­ств.

Национальный характер — это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.

Нация — большая социальная группа, исторически возникающий тип этноса, представляющий собой определенную общность людей, характеризующуюся единством территории, тесными экономическими связями людей, общностью языка, культуры, черт психологического склада.

Негативизм — поведение или мнение члена группы, противоречащее мнению большинства.

Неорганизованные большие социальные группы — это группы, возникшие стихийно — толпа, масса, публика.

Номинальная группа — группа, созданная с целью проведения социально-психологического исследования, в которой участники либо не встречаются друг с другом (результаты индивидуального интервью с одним участником обсуждаются с другими), либо собираются в единую группу, но непосредственного взаимодействия — не происходит (участники отвечают на вопросы по одному).

Нонконформизм — демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, независимо от мнения или поведения группового большинства.

Норма социальная — общепризнанное правило, образец поведения или действия.

Нормы групповые — это совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реальной группой.

Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности.

Общественное мнение — сплав идей, убеждений, социальных представлений большой организованной группы.

Общность — это связь и сопричастность людей друг к другу по тому или иному признаку; любое объединение индивидов, способных к общению друг с другом.

Огруппление мышления феномен — тяга членов группы к участию в рискованных событиях, стремление дать рациональное объяснение своему решению как единственно возможному и верному, открытое давление на меньшинство и др.

Оперантное обуславливание- понятие, введенное в психологию Б. Скиннером, это подкрепление поведения, операций, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату.

Организация — это дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на базе общих целей, интересов и программ.

Организация неформальная — это общность людей связанная взаимным выбором или взаимным интересом вне должности и функций в организации, не имеющая производственного содержания.

Организация формальная — это общность людей, которая имеет административно-юридический статус и ставит индивида в зависимость от его функций в организации и норм, существующих в ней.

Организованные большие социальные группы — это этносы, социальные классы, профессиональные группы, половозрастные группы (например, молодежь, женщины, пожилые люди и т. п.), политические и общественные организации, религиозные конфессии то есть группы, которые отличает закономерность возникновения, развитие с точки зрения истории групп и длительность существования.

Отношение межличностное — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Отношения — это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разными сторонами объективной

действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе, к предметам внешнего мира.

Паника — это состояние ужаса, сопровождающееся резким ослаблением волевого самоконтроля.

Партия политическая — любая политическая группа, которая представлена на выборах, и которая способна через выборы поставить своих кандидатов у власти.

«Перцепция» или «восприятие» — это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Поведение — присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, включающее их двигательную активность и ориентацию в этой среде. Поведение включает в себя разного рода реакции: внешние или внутренние; приобретенные или наследственные.

Подражание — механизм психологического воздействия, состоящий в воспроизведении индивидом черт и образцов специально демонстрируемого кем-либо поведения.

Политическая психология — отрасль общественного и научного знания, изучающая психологические явления и процессы, функционирующие в процессе борьбы за власть в обществе и отраженные в его политическом сознании.

Потребности социального класса — это побу­дительные силы его активности и раз­вития.

Престиж — мера признания обществом заслуг человека, чье поведение и деятельность находятся в соответствии с социальными ожиданиями группы, к которой он принадлежит и общества в целом

Принцип — основное положение, руководящая идея, правило реализации.

Принятие решения — совокупность психических процессов, основными функциями которых являются определение возможных вариантов действия, оценка их полезности и вероятностей, выбор одного из возможных вариантов действия, и оценка правильности сделанного выбора.

Проблема психологическая — это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться.

Прогрессивная социальная адаптация приводит к достижению целей и выполнению функций полной адаптации, в ходе реализации которой достигается единство интересов и целей личности, с одной стороны, и групп общества в целом — с другой.

Промежуточные переменные- ненаблюдаемые и предполагаемые факторы организма, фактически являющиеся детерминантами поведения.

Прямая имиджформирующая информация — это та, которую человек получает при непосредственном контакте

Психоанализ- метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в концеXIX- началеXXвеке.

Психодрама (социодрама) — один из видов групповой терапии, подход к психологической коррекции, предложенный Дж. Морено как метод решения социальных проблем. Осуществляется как импровизированная театральная постановка по сюжету истории, рассказываемой одним из участников группы. Другие участники выступают в качестве актеров и зрителей, при этом их роли направлены на моделирование заявленных жизненных ситуаций. Цель психодрамы — диагностика и терапия неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, углубленное самопознание.

Психология масс исследует проблемы общества, связанные с влиянием средств массовой информации и массовой культуры на психологию человека.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем.

Регрессивная социальная адаптация проявляется как формальная адаптация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Речь — это процесс общения людей посредством языка.

Роль социальная — это совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы.

Руководство малой группой- предварительно спланированное, закрепленное штатным расписанием, управление группой, коллективом со стороны избранного коллективом или назначенного высшей инстанцией лица.

Самочувствие личности в группе — психическое состояние и эмоциональный настрой, возникающий у человека в результате длительного взаимодействия с группой.

Санкции — это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.

Семья — это группа из двух или более человек, находящихся в родстве по рождению, браку или усыновлению (удочерению), проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

Синектика — метод объединения разнородных элементов, основанный на использовании аналогий в процессе мозгового штурма, осуществляемого профессионалами и допускающего возможность критики.

Скриботерапия — вид психологической консультативной помощи через переписку с клиентами.

Слух — это передача предметных сведений по каналам межличностного общения.

Совместимость психологическая — удовлетворенность людей друг другом или различия характерологических свойств, качеств личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформировываться за счет их взаимодополнения).

Совместимость психофизиологическая — удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидуальных характеристик, как время реакции, скорость и интенсивность протекания психических процессов и пр.

Глоссарий — Стр 2

Совместимость социально-психологическая — сходство ценностных ориентаций и диспозиций, идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и обучения. Она важна в деятельности трудовых коллективов и служит основой их сплоченности.

Сознание групповое — это отражение в умах людей, состояния социальной жизнедеятельности группы, к которой они относят себя.

Социализация — процесс, посредством которого индивид становиться членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Социальная адаптация — сложный процесс взаимодействия организма и окружающей среды, направленный на достижение гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности.

Социальная адекватность — взаимодействие человека с окружающей средой, при котором имеет место реалистическая форма отражения окружающей действительности, усвоение, осмысление и личностная переработка системы социальных ценностей и норм.

Социальная группа — относительно устойчивая совокупность людей, исторически связанная общностью ценностей, целей, средств либо условий социальной жизнедеятельности.

Социальная идентичность — результат самоидентификации человека с различными социальными категорями (группами): большими социальными категориями (раса, национальность, класс, пол и т. д.) и малыми (референтные группы и группы реального членства).

Социальная перцепция — это восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Социальная роль — это социально — типическая система поведения (совокупность действий), выработанная в данном обществе, в данной группе для реализации тех прав и обязанностей личности, которые следуют из ее позиции.

Социально-психологические качества личности — качества, которые формируются и проявляются в совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

Социальное движение массовое — достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности.

Социальное ожидание — ожидание выполнения тех норм и способов поведения, которые устанавливаются в группе и действуют со стороны участников актов социального взаимодействия

Социальное представление — обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т. е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности.

Социальное развитие личности — усвоение, переработка и реализация человеком социального опыта в процессе общения и взаимодействия с другими людьми и группами, формирование социального качества индивида в результате его социализации и воспитания.

Социальные чувства — характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе.

Социальный класс — это относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающаяся в рамках исторически определенного общества и являющаяся важным элементом его социальной структуры.

Социальный контроль — система способов воздействия общества и социальных групп на личность для регуляции ее поведения и приведение его в соответствие с общепринятыми в этой общности нормами.

Социальный статус — положение личности, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей и привилегий.

Социальный характер — психический облик группы, про­являющийся как определенный способ ее поведения и деятельности

Социометрия — метод социально- психологического исследования, позволяющий выявлять, представлять схематически (в виде социограммы) и интерпретировать структуру межличностных отношений в группе.

Сплоченность групповая — сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в группе.

Сработанность группы — согласованности действий ее членов в процессе совместной трудовой деятельности.

Средства воздействия вербальные — это слова, их смысл, но также подбор слов и выражений, правильность речи.

Средства воздействия невербальные — это такие характеристики, как взаимное расположение собеседников в пространстве, дистанцию между ними, контакт глаз, их позы и жесты, прикосновения, стилевые особенности внешности, запахи и др.

Средства воздействия паралингвистические — это такие характеристики, как интонация, громкость, быстрота речи, тембр голоса, особенности произнесения отдельных слов и звуков.

Стиль общения — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

Структура малой группы — это упорядоченная система взаимодействий и взаимоотношений участников совместной деятельности.

Структура общения — это совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс

Типизация личности — процесс формирования модальных (общих) стериотипизированных личностных черт и свойств, общих для

представителей групп, в которые входит человек.

Толпа — скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.

Травма психическая — разнообразные повреждения психики, нарушающие ее нормальное состояние, порождающие психический дискомфорт и выступающие в качестве причины в возникновения неврозов и иных заболеваний.

Тренинг — это многофункциональный метод преднамеренного изменения психологических феноменов человека, группы и организации, направленный на гармонизацию личного и профессионального бытия человека.

Тренинг социально-психологический — средство психологического воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения.

Установка (аттитюд) — неосознанное состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и реагировать на различные социально значимые объекты.

Фаворитизм внутригрупповой — это специфический механизм межгруппового восприятия, который заключается в благоприятном отношении к собственной группе и ее членам при сравнении с другими социальными группами.

Факторный анализ — качественный метод социально — психологического исследования, основанный на представлении о комплексном характере изучаемого явления, выражающемся во взаимосвязях и взаимообусловленности отдельных признаков.

Фатическое общение — общение, целью которого является поддержание самого процесса общения; бессодержательное общение.

Феномен «сдвига к риску» — более рискованное решение принятое группой, чем решения, которые предлагались отдельными людьми до начала обсуждения ситуации.

Фокус-группа — один из качественных методов социально-психологических исследований. Фокус-группа представляет собой групповое фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от его участников субъективной информации об их восприятии предмета исследования.

Формальный детский коллектив — детское сообщество, деятельность функционирование которого регламентируется взрослыми формами деятельности: трудовой (в доступных для ребенка видах), творческой и учебной

Функционализм — направление в психологии США, в которое исследует функции, процессы сознания и их влияния на адаптацию организма в окружающей среде. Возникло под влиянием идей Ч. Дарвина, Г Спенсера, В. Джеймса, Дж. Дьюи и др.

Харизма — психологическая притягательность человека, способность вызывать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении.

Ценности групповые — это обозначение объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон, на основании которого группа вырабатывает определенное отношение к событиям и явлениям.

Эмоциональное кружение — это взаимное заражение, то есть передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека.

Этничность — система признаков, характеризующих людей, которые принадлежат к тем или иным этносам.

Этнопсихология — отрасль научного знания, изучающая национальные (этнические) особенности психики людей как представителей конкретных наций и народов, проявляющиеся в их поведении и действиях.

Этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих одними относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании.

Этноцентризм — это склонность воспринимать и интерпретировать особенности окружающей действительности и поведения других людей через призму культуры своей этнической общности.

Эффект ореола — предрасположенность преувеличивать однородность личности партнера и переносить благоприятное или неблагоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.

Эффект стереотипизации — формирование набора достаточно устойчивых и упрощенных обобщений относительно какого-то человека либо группы или класса людей.

Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.