Функции воли:

Воля.

Существуют две теории о поведении человека:

  • Реактивная– поведение человека рассматривается как реакция на внешние и внутренние стимулы. При такой интерпретации поведения понятие воли вообще не нужно.
  • Активная– поведение человека зависит от его сознательного выбора и не сводится к реакциям.

Воля очень тесно связана с мышлением, хотя на первый взгляд кажется, что мышление относится лишь к познавательным процессам, воля — к личностным. Эксперименты однако показывают, что при патологиях мышления нормальный волевой акт невозможен. Например, при расстройстве мышления, когда человек не может формулировать мысль, он не может поставить цели и создать план даже простого действия. например, больной мог высунуть язык, чтобы облизать пересохшие губы, но не мог этого сделать по просьбе врача. Другой больной закрывал глаза, когда ложился спать, но не мог этого сделать по предложению врача. Больной мог по привычке постучать в дверь прежде, чем войти, но они оказываются не в состоянии повторить тоже самое, стоя на некотором расстоянии от двери.

Воля– сознательное регулирование человеком своего поведения, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути к цели. У человека существует произвольная и непроизвольная активность, например, мы говорили о произвольном и непроизвольном внимании, произвольной и непроизвольной памяти. В чем их отличие друг от друга? Произвольная активность возникает по нашему намерению, цели, и протекает с сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе механизма волевого поведения –волевого действия.

Характеристики волевого действия:

  1. Волевое действие связано с борьбой мотивов: воля предполагает сдерживание некоторых желаний и подчинение их другим. Примеры:
  1. Волевое действие осуществляется по решению человека, в соответствии с поставленной им целью.
  2. Волевое действие связано с волевым усилием– это состояние напряжения, которое мобилизует физические, моральные, интеллектуальные силы человека. Например, француз Ален Бомбар в одиночку отправился через океан без еды, чтобы выяснить, как приспосабливается человек к непривычным условиям, на 53 день увидел корабль, мог отказаться от цели, но преодолел это желание и остался.
  3. Волевое действие может проявляться не только в умении достигать цель, но и в умении воздержаться от некоторых действий, а иногда и целей. Примеры:
  1. Волевое действие часто предполагает продуманный план его осуществления.

Структура волевого действия:

9 стр., 4005 слов

Воля и ее основные признаки. Теории воли. Волевая регуляция поведения. Развитие воли

... , а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляется в ... таких свойствах, как сила воли, энергичность ...

  1. Постановка цели. Когда на этом этапе начинается борьба мотивов, оказывается, что для достижения цели нужно либо совсем слабое усилие воли – в том случае, если происходит «сдвиг мотива на цель», то есть цель и мотив начинают совпадать, например, нужно ничтожное усилие воли, чтобы искупаться в жаркую погоду или чтобы начать читать давно разыскиваемую книгу. Либо нужно достаточно большое усилие воли, если цель и мотив не совпадают и несколько мотивов борются друг с другом. Пример:

Определение цели заканчивается принятием решения – действовать так, а не иначе, и действие реализуется.

  1. Мысленное планирование – как и какими средствами добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место конфликты и борьба мотивов. Чтобы студенту хорошо сдать экзамены, можно либо выучить, либо написать шпаргалки, либо списать у соседа. При выборе средств человек либо считается с нормами морали либо нет, либо руководствуется правилом «Цель не оправдывает средства!» либо не следует этому правилу.
  2. Исполнение, совершение действия. Человек сталкивается здесь не только с внутренними, но и с внешними трудностями. На этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека. Хорошие планы недорого стоят, если их не претворять в жизнь. Назовите какую-нибудь свою цель, не учебную. Какие внешние трудности могут быть? почему?
  1. Повышение эффективности той деятельности, к которой «подключается» воля.
  2. Регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями, мотивами человека.
  3. Воля в отношении с чувствами может управлять чувствами, владеть ими. Чувства также могут влиять на волю. Примеры:
  1. В волевых поступках характер формируется и проявляется. Воля и характер – не одно и тоже. С какими качествами характера связана воля?
  2. Развитие всех познавательных процессов идет через волевой контроль над ними. Пример:

Волевые качества.

  1. В онтогенезе первыми появляются следующие волевые качества: энергичность, настойчивость, сила воли. Их антиподами являются упрямство, ригидность. В чем отличие упрямства от настойчивости?
  2. Позже в онтогенезе проявляются вторичные волевые качества – решительность, смелость, уверенность в себе, самообладание. Они проявляются не только как волевые, но в связи с характером. С волей связана самостоятельность. У младших школьников часто она отсутствует (например, дети приводят те же примеры, что уже были, если одного попросили выйти из строя – выходят все).

    4 стр., 1565 слов

    Расстройства воли и влечений

    - нарушения поведения. Выделяют количественные изменения и извращения влече­ний. Гипербулия – общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. - увеличение аппети­та - гиперсексуальность… !!! Одновременное повышение влечений и воли, как правило, не позволяет боль­ным совершать очевидно опасные и грубые противоправные действия, сексуальное насилие. Обычно не ...

    У дошкольников и младших школьников повышена внушаемость – они подражают и плохому, и хорошему. Поэтому обязательно нужно учить детей вырабатывать свою точку зрения, искать свое мнение, то есть развивать рефлексию. Излишняя опека, выполнение работы за ребенка формирует пассивность, блокирует самостоятельность.

  3. Не только волевые, но и морально-ценностные. Ответственность, принципиальность, дисциплинированность, обязательность. Обычно они формируются только к подростковому возрасту.

Развитие воли.

Развитие воли идет по 4 направлениям:

  1. Выработка волевых качеств; В чем сложность?
  2. Обретение человеком контроля над своим поведением. Произвольность формируется за счет того, что ребенок должен выполнять не только то, что ему хочется, но и то, что требуется.
  3. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  4. Постановка все более трудных задач, все более отдаленных целей, требующих больших волевых усилий в течение длительного времени. Важно ставить перед ребенком доступные цели. Разрешимая задача создает вероятность успеха, заставляет мобилизовать силы. Цели должны быть открыты: для этого ребенок должен видеть, где конец задания, каков объем работы, поэтому нужно указывать конечную цель, вехи на пути к этой цели (четкое определение шагов к решению).

    Если задание нечетко сформулировано – это препятствие. Например: задали на дом читать и пересказывать текст. Но дети не знают как: пытаются запомнить механически, но много и ничего не получается. Что делать? Однако и здесь есть сложность: цель должна быть посильной, но она должна быть и трудной: легкие задачи, исключительно игровые задачи, не требующие волевых усилий, приводят к тому, что ребенок даже простую задачу ленится выполнять, она его не увлекает, он как бы теряет мотив – зачем ее нужно решать.

С волей связано формирование положительных привычек. При их формировании существует несколько правил:

2 стр., 597 слов

Воля — способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении выбирать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижения.

Произвольная деятельность человека. Воля. Человек способен к саморегуляции и контролем над своим поведением. Эмоциональная и волевая сферы обычно противопоставляются друг другу. Волевое поведение и волевое мышление всегда сознательно. Осознанная рефлексия над своим мышлением. Чем старше человек, тем сильней волевой контроль. Дети вплоть до юношеского возраста подвластны эмоциям. Психически ...

  1. Нельзя отступать от намеченных действий. Если, например, нужно, чтобы ученики организованно входили в класс, то нельзя допускать нарушение правила. В случае, если сегодня входим в класс как попало, завтра парами, послезавтра – опять как придется, привычка не сформируется. Поэтому пока действие не стало привычкой, от взрослого требуется доводить требование до конца и контролировать выполнение. Неотступное выполнение в течение определенного времени приведет к привычке. При этом важно единство требований всех воспитателей.
  2. Правила должны быть понятны, осмысленны, их не должно быть слишком много.
  3. При простом многократном повторении привычка формируется, только если она имеет положительный результат, а не заканчивается неудачами и огорчениями.
  4. Воспитывая новые привычки, родители должны не смешивать привычку к действию с привычкой к обстановке. Привычка к действию в разы важнее. Например, в семье бабушка заботится о чистоте в квартире: «Мои дети привыкли к чистоте». Но если остаются без бабушки, мирятся с грязью и беспорядком.
  5. В начале формирования привычки нужно, чтобы сначала формируемое действие было легким, приятным и веселым. Например, привычка делать зарядку: сначала нужно, чтобы к подъему успевал выспаться, чтобы в комнате была нормальная температура, чтобы утренние дела после зарядки сулили удовольствие.

Выводы:

Способности

Способности– психические свойства личности, которые являются условием успешного выполнения определенной деятельности. Например, музыкальный слух, высокое качество наблюдательности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от одной какой-либо способности, а от сочетания различных способностей.

Общие способности– высокий общий уровень развития личности: большая работоспособность и трудолюбие, высокие качества ума, хорошая память, сильно развитое воображение и т.д.

Специальные способности– высоко развитые у человека отдельные психические свойства и качества, необходимые для успешного выполнения какой-либо определенной деятельности. Например, хорошо развитое техническое мышление – это специальная способность, необходимая для инженерной деятельности, умение тонко различать цвета помогает развитию способности к живописи. Однако отдельные способности человека еще не обеспечивают успешного выполнения творческой деятельности. Даже самое тонкое различение формы и цвета еще не гарантирует, что человек станет художником.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

Кафедра тяжелоатлетических видов спорта имени А.С. Медведева РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ (КУРС ЛЕКЦИЙ)     Проблема 1. Медико-биологические и психологические факторы, определяющие и лимитирующие спортивную деятельность   Лекция 9. Влияние силовых нагрузок на организм тяжелоатлета   Профессор: Ю.В. Верхошанский ...

Задатки— анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Задатки – это особенности нервной системы, органов чувств, составляющие природную предпосылку развития способностей. Например, меланхолический, слабый тип нервной системы может стать задатком для деятельности, в которой требуется впечатлительность, тонкость душевной организации. Но при этом тот же тип нервной системы может привести и к развитию капризности, трусливости, неуверенности в себе. Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, индивидуальные особенности формирования способностей, влияют на быстроту развития способностей. Например, тонкое обоняние, строение и работа голосовых связок. Целый ряд тяжелых аномалий мозга (олигофрения) выступает как необратимый дефект задатков, который тормозит развитие способностей.

Древнегреческий оратор Демосфен обладал от природы тихой речью, но систематически и упорно занимаясь, он полностью преодолел свой физический недостаток, а его речь стала образцом ораторского искусства. Даже у слепо-глухого человека при специальном обучении сформировали литературные способности и способности к научной деятельности.

Иоганн Себастьян Бах родился в семье, в которой было множество выдающихся музыкантов. Можно ли сказать, что его гениальность – это гены? Возможно, отчасти. Но кроме того, он воспитывался в среде, пропитанной музыкой. И, конечно, это тоже помогло в развитии таланта. Но самое важное, что этот человек учился музыке, вкладывал в нее душу, труд.

Первоначально способности людей развиваются стихийно, но для того, чтобы их направить в определенное русло, развитие способностей надо организовать, руководить этим развитием.

Условия развития способностей:

11 стр., 5449 слов

Классификация эмоций

... , гордость, обида, ревность также способны «навязать» человеку определенные поступки, даже когда они для него нежелательны. Например, эмоция возмущения, усиленная характерологическими особенностями, такими как ... характеризуются: обеднением ассоциаций, снижением их яркости и чувтсвенной окраски, нарушением способности фиксации и произвольной направленности внимания и мышления.Идеи малоценности или ...

  1. Всестороннее общее развитие человека обуславливает формирование его общих и специальных способностей. И наоборот, узкое и одностороннее развитие тормозит развитие способностей. Развитие способностей всегда опирается на гармоничное развитие личности.
  2. Для развития способностей важны знания и умения человека в той или иной области. Знания, постепенно обобщаясь, становятся внутренним опытом человека, «входят» внутрь, в структуру его способностей. Однако способности не сводятся к знаниям и умениям. Например, бывают учащиеся способные к математике, но имеющие очень скромные знания математического материала. По отношению к знаниям и умениям способности выступают как некоторая возможность. Одним из главных показателей наличия способностей в той или иной области являетсяобучаемость.Если ребенок быстро осваивает способы решения задач, которые передает ему взрослый, понимает объяснение материала, это говорит о высокой обучаемости в данной области. По сути, от способностей зависят быстрота, легкость и качество овладения новыми знаниями и умениями.
  3. Способности связаны с направленностью или склонностью человека к определенной деятельности, с интересами человека. По склонности человека к занятиям определенной деятельностью часто (но не всегда) можно судить и о наличии у него способности к этой деятельности.
  4. Развитие способностей находится в связи с умением человека трудиться.

    Большое трудолюбие является основой наиболее высокого развития специальных способностей, которое называется талантом. Талант – это наиболее благоприятное сочетание способностей, которое делает возможность в определенных областях творческой деятельности добиваться высоких достижений. Иногда люди считают, что талантливым людям все дается легко, без особого труда, но это совсем не так.Гениальность– высшая ступень таланта. Талантливый человек – это великий труженик, страстно любящий свое дело, увлеченный им. При этом иногда гениальность и талант понимаются как синонимы.

  5. Самое важное – способности не могут формироваться вне деятельности, без активности самого человека. Например, чтобы стать хорошим пловцом, надо много плавать, чтобы стать конструктором – надо много заниматься конструированием, учиться ему. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, а участием в деятельности формирует у себя способности к ней.
  6. Специальное обучение, руководство развитием способностей. Важное значение имеет методика обучения. Так, 200 лет назад считали, что грамоте можно научить только если есть специальные способности, но в 19 веке перешли к новому методу обучения – слоговому, и стало возможным обучение письму всех детей.

У каждой способности есть своя структура. Например, ведущими свойствами литературных способностей являются: яркие образы памяти, чувство языка, особенности творческого воображения и другие; ведущие свойства педагогических способностей: педагогический такт, наблюдательность, большой объем внимания, потребность в передаче знаний и другие.

7 стр., 3458 слов

Проблема переживания людьми чувства одиночества

... обществом очень остро стоит проблема переживания людьми чувства одиночества. Чувствовать себя одиноким можно ... американского характера и одновременно анализируют способность общества удовлетворять потребности его членов. ... исторического типа), но многие факторы (например, влияние средств массовой информации), способствующие ... только негативные эмоции, но и радость и удовольствие. Многие люди ищут его, ...

Познавательные (умственные) способности

Умственные способности – универсальные способы ориентировки в окружающем с помощью определенных средств решения задач. Исследования отечественных психологов (Венгер Л.А.) показали, что основой развития умственных способностей является наглядное моделирование и овладение ребенком действием замещения. Сначала ребенок в игре замещает какие-либо предметы, затем берет на себя роль, изображая другого человека, затем использует в качестве заместителей знаки и символы. Так, например, обучение детей ориентированию возможно при помощи плана, как наглядной модели. Другой пример: метод обучения дошкольников грамоте предполагает использование звукового состава слова, для чего используется наглядная модель – фишки разного цвета для обозначения звуков. Наглядные модели – это чертежи, планы, карты, схемы, графики, диаграммы. Таким образом, детям нужно давать задания на замещение предметов, на группировку объектов, на выделение пространственных отношений, на создание новых образов (придумывание рисунков, сказок, рассказов и т.д.), на анализ строения предметов.

Выводы:

Эмоции и чувства.

Функции эмоций:

  1. Оценка событий. Это значит, что по тому, какие эмоции испытал человек по отношению к какому-то событию: положительные или отрицательные, можно сказать о том, как он оценивает это событие. Сила эмоции показывает значимость события для человека: чем более сильные эмоции мы испытываем, тем более важно для нас событие. Например, свадьба обычно воспринимается как позитивное событие, но при этом один из гостей, улыбаясь, поздравляет жениха и невесту, а внутри себя испытывает злость. Именно это чувство и показывает его истинное отношение к этой свадьбе. Однако все не так просто: большинство эмоций амбивалентны, то есть двойственны (например, чувство светлой грусти, когда смотришь на закат – это негативная эмоция или позитивная?)
  2. Эмоции помогают ставить цели. Человек без чувства, при равнодушии и безразличии, не ставит перед собой жизненные задачи.
  3. Эмоции направляют внимание. Мы внимательны к тому, что возбуждает в нас чувства. Например, если мы увидели на улице что-то необычное (авария, например) – то, что вызвал у нас негативную эмоцию – страх, нам очень трудно отвести взгляд, трудно переключить внимание.
  4. Эмоции помогают в любом виде деятельности: учебной, игровой, трудовой. Например, если ребенок испытывает на уроке приятные чувства, ему интересно, не тревожно, он будет хорошо учиться, стараться. В трудовой или игровой деятельности эмоция интереса поддерживает деятельность.
  5. Коммуникативная функция. Эмоции помогают понимать другого человека и выстраивать взаимодействие. Но слишком сильные эмоции могут и мешать общению.
  6. Эмоции выполняют стимулирующую и тормозящую функции. Стимулирование: чувства побуждают человека к действиям (например, человек испытывает эмоцию интереса и лезет высоко в гору, чтобы посмотреть на красивый цветок).

    Торможение: чувства могут препятствовать действиям (чаще всего эту функцию выполняет страх: например, сноубордисты не идут в гору в плохую погоду)

  7. Эмоции помогают быстро адаптироваться к изменениям и отреагировать на них. Но в тоже время иногда нам очень хочется «отключить» эмоции, поскольку они, наоборот, искажают для нас реальность, мешают нам адекватно действовать. Например, в ситуации потери близкого человек испытывает сильное чувство горя, при котором он может, например, не верить в то, что случилось.

Отличие эмоций от чувств

  1. Эмоции более кратковременные, чувства могут длиться годами. Например, гнев – это кратковременная эмоция, а ненависть – долгое чувство.
  2. Эмоции более простое, непосредственное переживание в данный момент, а чувства более сложное, устойчивое отношение к кому-то или к чему-то.

!!!! Эмоции очень индивидуальны, например, одного человека страх парализует, а у другого вызывает активные действия. Радость у одного человека бурная, а у другого тихая, расслабляющая. Отличия у разных людей проявляются в:

  • Силе чувства и легкости возникновения (один человек сразу «вспыхивает» при малейшем конфликте, а другого не выведешь из себя. Кто-то из-за своей любви к девушке преодолевает огромные расстояния, а кто-то до остановки не готов проводить. )
  • Устойчивости и глубине (кто-то влюбляется каждые три дня, а кто-то один раз и на всю жизнь)
  • Отличаются эмоции у разных людей и потому, на что они направлены (например, гнев может быть благородным, если он вспыхивает из-за несправедливости, из-за того, что кого-то обижают, а может быть злобой, возникающей из зависти)

Формы эмоциональных переживаний

настроение аффект стресс страсть высшие чувства эмоц.шок

Настроение – общий эмоциональный фон. Мы можем никому не демонстрировать свое настроение, но достаточно интонации, выражения лица, и люди могут определить наше настроение. Наше настроение мы можем «передавать» окружающим. Настроение тесно связано с нашими отношениями с окружающими людьми: (достаточно сказать «Спокойной ночи!» с определенной интонацией, и настроение повысится или наоборот).

Аффект – сильное и яркое,кратковременноеэмоциональное состояние. Аффект – это способ аварийного разрешения ситуации, выражается агрессией, бегством, оцепенением. Аффект препятствует разумности поведения, навязывают человеку стереотипное поведение.

Стресс – эмоциональное состояние, возникающее при опасности, физических и психических потрясениях и перегрузках, то есть в необычных, трудных ситуациях. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрое решение. Обиды, разочарования, измены, угрозы требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Стресс полезен, когда он дает человеку силу. Но чаще оказывается вреден, если вызывает сильное напряжение.

Страсть – самое сильное и яркое эмоциональное состояние. В отличие от аффекта, страсть – этостойкоечувство, которое вызывает стремление к активной деятельности. Ничто значительное ни в науке, ни в искусстве, ни в жизни не совершается без страсти.

Эмоциональный шок – эмоциональное потрясение, которое выражается в кратковременной дезорганизации поведения. Представьте, что вам неожиданно признались в любви – в первые минуты человек испытывает эмоциональный шок, ступор.

Высшие чувства

эстетические нравственные интеллектуальные

Эстетические – чувство вкуса, гармонии, красоты.

Нравственные– патриотизм, любовь, чувство долга и другие.

Интеллектуальные– чувство юмора, жажда знаний, желание нового, чувства удивления, сомнения, радость открытия. Все они активизируют психические процессы, делают их более быстрыми и интенсивными.

!!!! Наличие высших чувств отличает человека от животного!!!

Виды чувств

Радость – облегчает общение, успокаивает.

Гнев – мобилизует энергию на борьбу и защиту, дает силы. Гнев напрямую не связан с агрессией, он лишь создает готовность к агрессивному поведению, но человек с хорошим самоконтролем может его сдерживать.

Страх – служит сигналом об опасности и спасает, но может и замедлять мышление, сделать поведение несвободным. Но человек не всегда реагирует страхом на реальную угрозу – человек может бояться вымышленных ситуаций. Воспоминание о пережитом страхе может само вызывать страх. На базе страха и тревоги могут формироватьсяфобии– устойчивые, сильные страхи, при которых человек всеми силами старается избежать столкновения с пугающим объектом, из-за чего страх еще больше усиливается.

Интерес – наибольший интерес вызывают новизна и сложность. Для человека максимально интересным объектом является другой человек, поскольку они непредсказуемы и сложны.

Стыд и Вина – без этих эмоций люди бы не соблюдали нормы морали и этики. Эмоции стыда и вины помогают понять боль обиженного человека, помогают развить совесть.

Удивление – возникает при ситуации новизны.

Горе (страдание)

И другие.

Способы выражения эмоций.

Мимика, жесты, позы, интонации.