Безусл. и услов. реф

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ каждый организм строит свое поведение таким образом, чтобы выжить и оставить больше потомства. В этом заключается суть естественного отбора, открытого Дарвином. Условия обитания, характерные для каждого вида, выработали у организмов определенный набор врожденных поведенческих реакций. Поэтому молодые новорожденнные особи имеют необходимый набор безусловных рефлексов, позволяющий им выжить в конкретных условиях и реагировать на биологически значимые раздражители. Врожденные рефлексы появляются постепенно по мере созревания структур мозга. Глотательный, сосательный, хватательный у млекопитающих или клевательный (цыплята) рефлексы, подошвенный рефлекс у младенцев. В процессе онтогенеза некоторые рефлексы переходят в скрытое состояние, но в старческом возрасте могут появиться снова. При взаимодействии с внешней средой появляются условные рефлексы, основанные на индивидуальном опыте иповышающие адаптивные возможности организма. Целостное поведение состоит из двух видов адаптивных реакций — врожденных, генотипических и приобретенных, фенотипических.

Конорский, 1970, БУ рефлексы разделил на сохранительные и защитные. Сохранительные рефлексы: это рефлексы внутренней среды — пищевой, дыхательный, регуляция кровяного давления, регуляция уровня глюкозы, половой рефлекс (сохранения рода) и др. Защитные рефлексы связаны с удалением или избеганием вредных агентов среды — агрессивные рефлексы, чихания, отдергивания, отбегания и др.

Павлов разделял БУ рефлексы на 3 группы: простые, сложные и сложнейшие. Сложнейшие он разделил на индивидуальные и видовые. Первые обеспечивают индивидуальное выживание, а вторые — сохранение вида. П.В.Симонов, 1987, развивает идеи Павлова, что совершенствование БУ рефлексов лежит в основе совершенствования потребностно — мотивационной сферы животных и человека, что обеспечивает сохранение и саморазвитие организмов, мотивирует их поведение в окружающей среде. Симонов БУ рефлексы делит на 3 группы: витальные, ролевые — зоосоциальные и рефлексы саморазвития.

1.Витальные обеспечивают выживание организма и вида. Это пищевые рефлексы. Питьевой, оборонительный, ориентировочный и др. Неудовлетворение этих рефлексов может привести к гибели особи и для их осуществления других особей не требуется (это их особенности).

14 стр., 6539 слов

Реферат на тему: «Виды поведения животных»

... они способствуют выживанию вида. К врожденным формам поведения относятся безусловные рефлексы и инстинкты. Врожденные формы поведения Безусловные рефлексы, их характеристика, классификация Безусловные рефлексы(видовые рефлексы) - относительно ... , используются для видового общения, у особи одного вида формы поведения одинаковы. Рефлекс неподвижности самки служит сигналом готовности к совокуплению для ...

2. Ролевые -зоосоциальные БУ рефлексы осуществляются в рез-те взаимодействия с другими особями. Это половой, родительский, территориальный и др.

3. БУ рефлексы саморазвития направлены на освоение среды и связи с особями — это исследовательское поведение, рефлекс свободы, игровой, подражательный. Важнейшим является рефлекс преодоления или рефлекс свободы. Наличие любой преграды является стимулом к активному поведению и ориентировочному рефлексу, а это основа саморазвития организмов.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНСТИНКТА

Инстинкт- совокупность последовательных безусловных реакций, обеспечивающих сложное поведение, характерное для данного вида. Зоологи дают такое определение инстинкта — это жестко фиксированный комплекс действий в ответ на внешний экологический стимул. Инстинкты — это всегда ответные реакции на изменение среды (наступление весны, осени и т. д.).

Каждый ключевой стимул — релизер (разрешитель) запускает характерный для него комплекс стереотипных действий, независимо от последствий для конкретной особи (лососи после икрометания гибнут).

Компоненты инстинкта развертываются в определенной хронологической последовательности движений. Схема организации инстинктивного поведения выглядит так. Ключевой раздражитель запускает соответствующую программу поведенческих актов на основе генетически детерминированных синаптических связей между сенсорными и двигательными нейронами. В организации инстинктов важное значение имеют внутренние детерминанты поведения. Доминирующая потребность и возникшее на ее основе мотивационное возбуждение повышают чувствительность органов чувств. При этом происходит активация нервных центров, ответственных за определенное поведение, направленное на поиск ключевого раздражителя. Например, половое поведение запускается в определенный сезон года, активируетсмя гормонами, а уже потом начинается поиск партнера.

13 стр., 6076 слов

Сравнение безусловных и условных рефлексов

... поведение здесь устойчиво и после привыкания стимул никогда уже не вызывает реакции Выработка условного рефлекса Выявлена в исследованиях И.П ... Исходя из этой гипотезы, мы предполагаем, что любое обучение человека ( в частности, родному языку, музыке или ... четвертый вид афферентации — пусковая афферентация (пусковой стимул, условный сигнал). Эти четыре вида возбуждений взаимодействуют и обеспечивают ...

ОБУЧЕНИЕ И УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

В условиях меняющейся окружающей среды появились условные рефлексы, которые лучше приспосабливали организмы. В основе приспособления лежат разные формы научения- обучения.

Привыкание как стимул-зависимое обучение

Важнейший вид обучение в природе — это привыкание, это научение не отвечать на раздражитель, который не имеет значения в данный момент или потерял значение. Привыкание проявляется в угасании реакции организма на раздражитель при его повторяемости или длительности. Иначе привыкание называют стимул- зависимое обучение, т. е. организма учится избирательно не реагировать на определенный стимул. В процессе эволюции привыкание выступает как универсальный механизм, отсекающий лишние раздражители. Человек и высшие животные способны тонко различать раздражители и реагировать только на некоторые. Поэтому привыкание тоже важное свойство организмов, как раздражимость и возбудимость. Наряду с привыканием в НС выявлено другое свойство — сенситизация, Это усиление возбуждения или величины ответной реакции. Эти два свойства НС взаимодействуют, они противоположно направлены и формируют ответную реакцию НС.

Большое значение привыкание имеет в ориентировочном рефлексе — настораживание, тревога. Суть этого рефлекса — определение значимости раздражителя. Павлов назвал его рефлексом «ЧТО такое?» 1927 г. Основное функциональное назначение этого рефлекса- повышение чувствительности анализаторов для восприятия сигналов и подготовка организма к чрезвычайной ситуации. Активация НС осуществляется при взимодействии коры, лимбической системы и таламуса .

4 стр., 1826 слов

Психологические основы воспитания и обучения

... с научными достижениями того времени психологические основы дидактики — теории обучения. Он дал ценнейшие указания, как ... Лямина. Материалы исследований легли в основу разработки единой программы воспитания и обучения в детском саду (1962). Большое ... с точки зрения психологии важнейшие дидактические принципы воспитывающего обучения: наглядность, систематичность и последовательность, основательность и ...

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ КАК ЭФФЕКТ — ЗАВИСИМОЕ ОБУЧЕНИЕ

Условные рефлексы создают индивидуальный опыт организмов, они входят в сложные поведенческие акты. Все условные рефлексы разделяют на классические и инструментальные, или УР 1 и 2 типов.

Классические — это Павловские рефлексы, при которых условный раздражитель будет вызывать реакцию, свойственную БУ раздражителю. Например, свет или звук — слюноотделение, которое является ответом на пищу.

Инструментальные рефлексы — это УР двигательные, ответная реакция в нем движение. Инструментальный рефлекс характеризуется активным поведением животного, направленным на получение биологически полезного результата.

Классификаций УР много. Их называют по безусловному рефлексу, на основе которого он выработан- пищевой, ориентировочный, оборонительный.

В зависимости от рецепторов УР разделяют на экстерорецептивные и интерорецептивные и проприорецептивные. В свою очередь, экстерорецептивные по условному раздражителю разделяют на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные. Эти Ус. рефлексы обеспечивают взаимоотношения с окружающей средой и очень важны, поэтому они образ-ся быстро (5 -20 сочетаний).

Интерорецептивные УР образуются в ответ на изменения состояния внутренних органов и обеспечивают вегетативные рефлексы и поддержание гомеостаза. Рефлексы голода, жажды. Эти УР образуются медленнее: 50 -150 сочетаний. Обе группы УР тесно взаимосвязаны могут усиливать или ослаблять друг друга в зависимости от среды и внутренних потребностей.

По двигательному-эфферентному звену УР делятся на вегетативные и двигательные — инструментальные. Пример вегетативного УР- слюноотделительный, дыхательные, желудочной секреции на время еды. Легко образутся условный диуретический рефлекс. Трудно образуются и угашаются сердечно-сосудистые рефлексы (конфликт на работе).

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и безусловные рефлексы, их отличия. Условный рефлекс, определение, классификация

... условного рефлекса. Это свидетельствует о том, что временная связь может образоваться между корковым центром условного рефлекса, подкорковым центром безусловного рефлекса ... и туловища. Именно оно определяет произвольную двигательную активность чело­века, существенной частью которой ... наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. В ее основе лежит осуществление сложных ...

Инструментальные УР образуются быстро. Двигательные оборонительные Ур образуются за 2−6 сочетаний. Двигательные УР — это основа обучения любым видам профессиональной деятельности, спорт, игры.

По временному показателю УР делятся на НАЛИЧНЫЕ И СЛЕДОВЫЕ. Наличные — это УР, когда Усл. раздражитель и БУраздражитель действуют вместе. Они могут быть совпадающие, отставленные и запаздывающие (стр.136).

Следовые УР образуются тогда, когда БУр-ль действует после окончания действия условного сигнала.

Условные рефлексы на время — часть следовых УР. Они образуются при регулярном повторении БУраздражителя, например, кормлении через определенное время. В их основе биологические ритмы организма.

В зависимости от сложности усл. раздражителя УР делятся на простые и сложные. При простых УР условный раздражитель одиночный, при сложных -цепь раздражителей.

Условные рефлексы высшего порядка. Выработка нового УР на основе стойкого условного рефлекса (раздражителя) наз-ся рефлексом высшего порядка. У людей возможно образование УР 2−5 порядков через 2СС- на основе слова. Обучение построено на УР высших порядков. Новая тема изучается на основе предыдущей. Сложная цепь временных связей — динамический стереотип.

Подражание и подражательные -имитационные условные рефлексы

Формирование речи у ребенка И.М. Сеченов рассматривал как подражани е взрослым. У животных широко распространен подражательный рефлекс. В простой форме подражание у стайных животных проявляется в рефлексе следования. Реакция следования у выводковых птиц проявляется сразу после рождения за любым движущимся объектом. Такая форма «одномоментного» обучения называется импринтинг — запечатление. Оно сохраняется на всю жизнь. По Бериташвили, импринтинг — это пример долговременной образной памяти, возникающей без какого-либо подкрепления после одноразового воздействия раздражителя. Способность к повторению действий других животных без подкрепления имеется у многих животных и лежит в основе индивидуального обучения детенышей. Это разнообразные подражательные рефлексы.

9 стр., 4340 слов

Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей

... отметить, что именно эти идеи составляют научную основу личностного подхода к обучению, причем они должны быть взяты во всей ... в процессе обучения. Идея Л.С. Выготского о социальной обусловленности психики развивалась в психологии учебной деятельности, основы которой были ... и практике это находит выражение в отрыве воспитания от обучения и обучения от воспитания" [4; 9]. Психологическая теория и ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector