Эволюция управленческой мысли 2

Первый взрыв интереса к управлению — 1911 г.Фредерик Уинслоу Тейлор опубликовал книгу «Принципы научного управления».

Выделяются 4 важнейших подхода:

Подход с позиций выделения различных школ управления, иначе его называют классическим или традиционным подходом (Первая половина ХХ века, 1885−1950)

  • Школа научного управления (1885−1920)
  • Административная школа (1920−1950)
  • Школа психологии и человеческих отношений (1930−1950)
  • Школа науки управления (количественная школа) (1950-)

1.Процессный подход.(-1950-). Рассматривает управление как непрерывную серию (процесс) взаимосвязанных непрерывных действий — управленческих функций.

2.Системный подход (1960-).

Предполагает, что организация рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как, люди, структура, задачи, технологии, ориентированные на достижение различных целей.

3.Ситуационный подход (1960-)Характеризуется тем, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, т. е. не существует какого-то лучшего, единого способа управления организацией. Самым эффективным является тот, который наиболее соответствует данной, конкретной ситуации

1. Школа научного управления.

Основоположник (отец научного управления) — Фредерик Уинслоу Тейлор.

Они полагали, что управление должно осуществляться на основе определённых законов, правил и принципов. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь не только на экономический, технический и социальный эксперимент, но и на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса.

Метод был впервые применён к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором (1856−1915), которого считают основоположником научного управления производством

Основными задачами управления считали: разделить работу между исполнителями;

6 стр., 2614 слов

1 Этап Школа научного управления

... — ситуация), подход к управлению так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Он ... что было наработано в научном и практическом отношениях представителями данной школы, стало классическими составляющими управления. Поэтому она была ... чувство до­стоинства; 4) общее развитие: запас различных понятий, не относя­щихся исключительно к области выполняемых ...

определить чётко задания; определить рациональные технологии;обучить им работников; добиться их выполнения; установить систему штрафов и поощрений.

Основное внимание уделяли вопросам эффективности труда. Полагали, что, используя различные замеры, наблюдения, логику, анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.Анализу при этом отводилась первостепенная роль.

Опыты Тейлора начались в 1888 г. с анализа работы двух грузчиков сыпучих материалов, позднее Ф.У.Тейлор делал замеры с секундомером, и с помощью микрохронометра выделяли совокупность элементарных микродвижений, что в последующем способствовало рационализации труда.

До Тейлора считалось наиболее важным найти хорошего управляющего предприятием, а не создать научную систему управления

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями.

2. Классическая или административная школа управления

Основатели данной школы:

Анри Файоль

Линдалл Урвик,

Джейм Д. Муни.

Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841−1925) — отец менеджмента.

Представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом.

Цельюклассической школы было создание универсальных принципов управления.

А.Файоль изучал деятельность управляющих различных уровней и предложил формализованное описание их работы в организациях. В центре внимания — чёткая формальная структура управления, конкретный функционал, жесткий контроль за исполнением функционала.

— Файоль обосновал возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием.

— Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

— Он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

7 стр., 3435 слов

Школа психологии и человеческих отношений.

... Кроме всего, Файоль рассматривал организацию изолировано, от всего окружающего. Школа научного управления в совокупности с административной школой образуют классическую школу менеджмента или классический подход. К концу ... областях: соотношение между затратами труда и результатами; 2) соотношение между результатами труда и вознаграждением; 3) ожидание в отношении ценности вознаграждения. Валентность ...

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего до него никто не делал. Согласно данной теории:управлять — значит: предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать.

Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоял в том, что он впервые рассмотрел управление как универсальный процесс и выделил его составляющие. Так же первым он перестал рассматривать управление исключительно как функцию только высшего руководства. Он показал важнейшее значение формальной структуры организации

Итак, классическая школа определила более широкие принципы административного управления. Сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырёх главных принципах:

— чёткое функциональное разделение труда;

— передача команд и распоряжений по «склярной цепи» сверху вниз;

— единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);

— соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчинённых).

Классическая модель организации создавалась в условиях авторитарного стиля руководства. Представители данных школ отводили первостепенную роль экономическому стимулированию, справедливой оплате труда, установлению формальных функциональных отношений.

Школа психологии и человеческих отношений

    Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора.

    В 20−30 годы зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек.

    8 стр., 3542 слов

    Синдромный анализ и системная организация психических процессов

    ... мозга Введение .. 1 I Синдромный анализ и системная организация психических процессов .. 2 II Нейропсихологические синдромы при ... фактора лежащего в основе нарушения функции на основе системного подхода к синдромному анализу, что позволяет поставить точный ... пути исследования нейропсихологии как учения о мозговой организации психических процессов человека. Нейропсихологические синдромы при поражении ...

    Среди первых учёных, обратившихся к проблеме поведения человека, была американский социолог Мери Паркер Фоллет (1868−1933)

    Именно Фоллет была первой, кто определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

    Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений считают профессора Школы бизнеса Гарвардского университета Элтона Мэйо (1880−1949).

    Поводом для возникновения школы послужил эксперимент, проведённый группой Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась в г. Хоторне, близ Чикаго в начале 20-х годов

    Под руководством Э.Мэйопроводилось изучение причин низкой производительности и текучести кадров (в г. Хоторне).

    В ходе эксперимента выяснилось, что существенное влияние на производительность труда оказывают социально-психологические факторы. Исследования показали, что организационное поведение людей зависит:

    • от характера неформальных связей;
    • от характера формальной структуры;
    • от психологических особенностей самого человека

    На основании результатов эксперимента и была разработана теория человеческих отношений,в центре внимания которой оказалась неформальная структура, т. е.совокупность норм, неофициальных правил, ценностей, убеждений, сеть неофициальных связей, которые не могут быть регламентированы в рамках формальной структуры.

    Формировался новый подход исходя из понимания роли человеческого фактора

    Основная цель данной теории — оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на «основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Деятельность администрации должна быть ориентирована на интересы людей, должен быть отработан механизм мотивации человека.

    23 стр., 11500 слов

    Вопрос 1. Понятие лидер в различных науках. Соотношение понятий «лидерство», «руководство», «управление». Подходы к пониманию лидерства

    ... влиять на процесс подготовки и принятия решений; чем выше уровень управления, тем большее количество людей, кроме ... черты данного периода: 1. Формирование исследовательских школ, 5 школ: Ленинградско–Петербургская школа лидерства – Е. С. Кузьмина (1967 ... целенаправленная деятельность по достижению поставленных целей организации. Подходы к пониманию лидерства. В современной науке менеджмента ...

    Представители всех школ выступили в защиту «единственного и лучшего способа. Поэтому не могли гарантировать полного успеха во всех ситуациях

    4. Школа науки управления

    Становление данной школы управления связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и др. Наиболее известные представители данной школы: Р. Акофф, Л. Берталанфи, А. Гольдбергер, С. Бир Школа науки управления сформировалась в начале 50-х годов

    Школа науки управления опирается на три методологических подхода — системный, процессный и ситуационный, которые сформировались на основе эмпирического подхода.

    4.1. Системный подход

    Базируется на общей теории систем, основоположником которой считается Людвиг фон Берталанфи (1901−1971).

    Существуют различные модели системного подхода к управлению. Основное отличие от других подходов заключается в том, что системный подход управления прежде всего обращён не во «внутрь организации», а «вовне» — на поведение организации в большой системе, а затем уже на то, что определяет это поведение.

    В центре внимания оказывается процесс принятия решения. Решения принимаются на всех уровнях в рамках компетенции.

    Структурные компоненты системы управления: цели, задачи, стратегия, оргструктура, рессурсы, технология, люди.

    Вывод: системный подход рассматривает организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем.

    5 стр., 2422 слов

    Социально-психологические подходы при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями

    ... конфликтологии об особой роли социально-психологических подходов при решении задач управления конфликтными взаимоотношениями. Как и современная наука управления, конфликтология исходит из того, что ... управленческая деятельность, в том числе и управление конфликтами, ...

    Системный подход нацеливает на выделение в структуре образовательного процесса разнообразных компонентов, представляющих, в свою очередь, совокупность взаимозависимых подсистем.

    Системный подход не исключает функциональный подход к управлению образовательным процессом, а, наоборот, ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций. Неправильная реализация одной из них может повлиять на систему управления в целом.

    4.2. Процессный подход (иногда называют функциональным)

    Система управленияс позиции этого подхода представляется как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления. Чтобы процесс управления был эффективным, строение системы управления и методы управления должны соответствовать как внутренним, так и внешним условиям деятельности организации.

    Система управления с позиции этого подхода представляется как иерархическая структура взаимосвязанных процессов реализации функций управления.

    Процессный подход предполагает, что при реализации каждой управленческой функции принимаются разнообразные решения, но выработка этих решений осуществляется по разным схемам

    Процессный подход предполагает как правило наличие следующих управленческих функций: планирование-организация-мотивация-контроль.

    4.3. Ситуационный подход

    Непосредственно связан с системным и процессным подходами.

    Первая попытка исследования ситуационного подхода принадлежит английским учёным: Т.Бернс и Г. Сталкер

    Они полагали, что не существует одного самого лучшего стиля деятельности руководителя

    Центральным моментомдля принятия управленческого решения являетсяситуация, а задача заключается в том, чтобы исследовав условия внешней среды конкретной ситуации найти эффективныемодели управления.

    3 стр., 1149 слов

    Обучение как процесс управления: теоретические положения и практика реализации

    ... процессе обучения как управления 12 3 Особенности реализации обучения как управления на практике 18 ... директивами, приказами. В сфере управления образованием был аналогичный подход. Управленческий персонал образовательных учреждений ... функция организации, стимуляции и помощи обучаемому [2, с. 291]. Чтобы педагогический процесс «заработал», «пришел в движение», необхо-дим такой компонент, как управление ...

    Вывод: ситуационный подход определяет, что с точки зрения ситуации «лучшего способа управления» не существуе

    4

    Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

    Отправить запрос

    Adblock
    detector