Модели превенции молодежного наркотизма

Проректор по учебно-воспитательной работе, кандидат философских наук, профессор Л. А. Журавлева

Российский государственный профессионально-педагогический университет, Екатеринбург

Социальная значимость проблемы определяется тем, что распространенность наркотиков (в международной терминологии психоактивных веществ — ПАВ) приводит к опаснейшим соматическим и социальным заболеваниям — наркомании и токсикомании. У таких больных поражаются все системы организма, разрушается психика, интересы сосредотачиваются исключительно на наркотиках, что становится причиной их неадекватнного, а нередко и криминального поведения, влияет на распространение эпидемий вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекций, раннюю инвалидизацию и смертность в молодом, наиболее работоспособном и репродуктивном, возрасте. Вместе с наркоманами страдают сотни тысяч их семей, растрачивается трудовой, интеллектуальный и военный потенциал страны, нарушается общественный правопорядок, наркомания криминализирует общество в целом. Сегодня эта проблема стала одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны, ее генофонду, нравственному и физическому здоровью населения.

В Российском государственном профессионально-педагогическом университете (РГППУ) с 2001 г. работает лаборатория мониторинга и профилактики наркомании, которая проводит социологические исследования мониторингового типа, позволяющие отслеживать наркоситуацию в молодежной среде и оценивать эффективность осуществления профилактических программ в образовательных учреждениях (школах, колледжах, высших учебных заведениях).

Основная цель деятельности лаборатории — разработка методологии и методики изучения наркоситуации в молодежной среде с учетом латентности данного вида девиантности. Приоритетные задачи исследования: системный анализ процесса наркотизации молодежи с позиции феноменологического, этиологического и прикладного аспектов, систематизация и обобщение результатов социологических исследований, проведенных в Уральском федеральном округе. Феноменологический подход нацелен на обнаружение сущности данного явления, его природы и отличительных характеристик; этиологический — комплекса детерминирующих это явление причин (социальных, социально — психологических, социально-педагогических, организационных и др.); прикладной — на проектирование комплексной программы превентивных мер, позволяющих минимизировать его негативные социальные последствия.

16 стр., 7931 слов

Все выше перечисленное определило тему данного исследования

... Все выше перечисленное определило тему данного исследования. Психолого-педагогические аспекты профессиональной ... в последние годы и наркоманией: происходит постоянное увеличение ... о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, физиологическим ... и в рамках нашей страны, и для её ... личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы ...

Объектом исследования выступает молодежь, обучающаяся в образовательных учреждениях различного типа (высших учебных заведениях, колледжах, школах) мегаполиса (на примере г. Екатеринбурга) и малых городов Свердловской области и районов севера (на примере Советского района ХМАО).

Методология исследования базируется на использовании теоретических положений различных социологических парадигм (структурно-функциональной, символического интеракционизма, конфликтологической, постмодернистской и др.) и подходов (социокультурного, исторического, институционального и др.) для объяснения феномена процесса наркотизации.

Инновационная особенность данного исследования — разработка программы и инструментария социологического исследования мониторингового типа для обнаружения реального (с учетом его латентной части) уровня вовлечения молодежи в процесс наркотизации. Во многих городах Свердловской области действуют межведомственные программы комплексных мер профилактики наркотической зависимости среди населения. Одно из условий реализации данных программ — проведение мониторинга наркоситуации в различных городах Уральского региона (мегаполисе, малых городах), предполагающее отслеживание динамики распространения наркомании и эффективности предпринимаемых усилий по ее превенции. Цель мониторинга — осуществление социального аудита эффективности мер профилактики наркотической зависимости среди молодежи.

Проведенные лабораторией мониторинга и профилактики наркомании РГППУ исследования позволили выявить компенсаторную природу процесса употребления наркотиков, который восполняет нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла, разнообразных впечатлений, а также снимает стрессы, различного вида фобии. Молодым людям остро не хватает ярких впечатлений; серость, обыденность бытия, лишенного положительных эмоций и удовольствий, подталкивает некоторых из них к употреблению наркотических и токсических веществ. Употребление наркотиков можно рассматривать как элемент молодежной субкультуры, овеянный ореолом таинственности, выполняющ ий функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир миражей и иллюзий. Поэтому и оказались неэффективными, по мнению опрошенных студентов, традиционные мероприятия, посвященные профилактике наркомании: конкурсы плакатов, шествия и лекции, направленные на запугивание и устрашение молодежи. Только у трети опрошенных респондентов, которых посещение таких мероприятия заставило по-иному взглянуть на проблему, и появилось желание противостоять наркомании.

4 стр., 1932 слов

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

... и проблема исследования позволили сформулировать тему: «Профилактика наркомании у студентов высших учебных заведений». Цель исследования - провести теоритический анализ профилактики наркомании у студентов высших учебных ... на молодежь. Она требует тщательного изучения, систематического мониторинга, разработки и проведения мероприятий, направленных на решение проблемы наркомании среди молодежи. Без ...

Новые подходы и концепции для выработки эффективных мер по профилактике наркотизма, по мнению респондентов, должны строиться на решении молодежных проблем и создании условий для самореализации молодежи, развития ее сущностных сил, способностей и талантов.

По итогам исследований в РГППУ были разработаны, апробированы и внедрены две модели профилактики наркотической зависимости — социально-экологическая и креативно-развивающая. Социально-экологическая модель направлена на овладение будущими специалистами техникой социальной безопасности, предполагающей ненанесение вреда себе и окружающему миру. Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения предполагает проведение занятий, формирующих умение противостоять давлению группы, использовать навыки поддержания духовного и физического здоровья, доминирование ценностей здорового образа жизни.

Креативно-развивающая модель направлена на формирование у студентов личностных ресурсов, творческого потенциала, профессиональных способностей. С учетом преимущественно компенсаторной природы негативных девиаций (и наркотизма в том числе) данная модель органически встраивается как в учебный процесс, так и во внеучебные мероприятия, проводимые в образовательном учреждении. Включенность молодого человека в просоциальные (спортивные, творческие) коллективы, самореализация его способностей и талантов в различных сферах деятельности (учебной, научной, спортивной, культурной), насыщенная студенческая жизнь выступают факторами, снижающими риск первичной наркотизации. Эта модель основана на внедрении молодежных программ здорового образа жизни, стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной самореализации и самовыражения личности, для адаптации в окружающей среде. Выбор таких моделей должен быть свободным, не навязанным извне. В результате ежегодных мониторинговых исследований была зафиксирована устойчивая тенденция к снижению уровня первичной наркотизации студентов университета.

8 стр., 3751 слов

Формирование личности студента

... деятельности студента; возрастают притязания личности студента в области своей будущей профессии; за счет формирования нужных качеств растут общая зрелость и устойчивость личности студента; повышается удельный вес самовоспитания студента ...

При внедрении моделей использовались следующие специфические принципы профилактической и антинаркотической деятельности в РГППУ: комплексности — привлечение специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей УВД, молодежных и общественных организаций); системности — единство учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы; приоритета первичной профилактики — упор на работу со здоровыми молодыми людьми, не употребляющими наркотические вещества; партнерства — привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов-волонтеров, прошедших специальную подготовку и обучение — будущих психологов, социологов, социальных работников; обратной связи — осуществление мониторинга наркоситуации в студенческой среде, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий, исследование динамических характеристик распространенности наркомании и других зависимостей в студенческой среде; индивидуальной работы — учет индивидуальных склонностей, талантов студентов.

Содержание профилактической и антинаркотической работы в РГППУ включает следующие положения: формирование ценностных установок на здоровый образ жизни и самореализацию личности как залога успешности профессиональной деятельности; обеспечение реализации потребности личности на повышение своей профессиональной и общей культуры; формирование экологического мышления (ментальной экологии), включающего установку на бережное отношение к живой и неживой природе, осознание ценности человеческой жизни, чистоту среды обитания; воспитание гибкости поведения (в том числе в случае противостояния агрессии, вовлечению в тоталитарные секты, противоправные группировки, асоциальные сообщества); формирование у студентов умений и навыков активной психологической защиты от давления группы; создание условий для самореализации студентов в социально одобряемых сферах деятельности (учебной, научной, досуговой, развивающей); сохранения и укрепления душевного, духовного и физического здоровья (собственного и окружающих людей), предупреждения заболеваний и нравственных деформаций личности (агрессии, наркомании и др.); обучение студентов методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития личности, а также умению проведения коррекции собственного поведения; создание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, соответствующей эстетическим и эргономическим требованиям современных студентов.

9 стр., 4478 слов

Психофизическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности 2

... опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей. Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности. Для достижения поставленной ... мероприятий одним из важных факторов в этом направлении является создание у студентов устойчивой мотивации по выполнению требований профессионально-прикладной физической ...

Данные направления усиливались работой, цель которой — утверждение ценностей жизни, альтернативной наркотикам:

— повышение рейтинга профессиональных ориентиров и деловой карьеры, грамотное обеспечение сочетания основного и дополнительного образования, позволяющее корректировать процесс профессионального самоопределения молодежи;

— планомерное утверждение социально-защитной функции внеучебной работы с молодежью;

— формирование привлекательного имиджа здорового образа жизни и валеологической культуры молодых людей, развитие коммуникативных навыков и эмоционального опыта, создание для этого благоприятных условий в привлекательных для молодежи формах (клубы, вечера, социально-психологические тренинги, фестивали, диспуты, спортивный досуг и пр.);

18 стр., 8587 слов

Психолого-педагогические основы социально-культурной деятельности

... социально-культурной деятельности. В социально-культурной сфере широкий диапазон направлений работы, поэтому необходима вариативность методов, форм и технологий работы. Социально-культурная деятельность ... на развитие у студентов профессионально значимых качеств личности ... Пермского края. · Создание единого пространства для взаимодействия ... и наглядно продемонстрировал стремление молодежи жить в мире и ...

— формирование положительной самооценки, целеустремленности, гражданской ответственности, самоуважения и эмпатии через создание среды совместной деятельности всех заинтересованных сторон.

Таким образом, в результате комплексной антинаркотической работы в университете организована система мер превентивного характера, направленных на создание условий для развития личности в процессе учебно-воспитательного процесса и ограничения факторов, провоцирующих первичную наркотизацию студентов; создана лаборатория, систематически проводящая мониторинговые исследования социального самочувствия студентов, диагностику наркоситуации, мнений студентов по различным вопросам учебной и внеучебной деятельности; организован Центр социально-психологического консультирования студентов, оказывающий помощь по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления, а также разрабатывающий систему оздоровительных мероприятий со студентами и преподавателями.

Список литературы

1. Журавлева Л.А. Методология и методика исследования процесса наркотизации молодежи. — Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2004. — 193 с.

2. Студенчество и наркомания: пути решения проблемы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. техн. ун-т. Екатеринбург, 2000. — 203 с.

3. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ).

— М.: ЦСП, 2003. — 600 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector