Лев Толстой — мастер изображения внутреннего состояния героев

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он совершеннейшее творение этого мира. Возможно, именно поэтому человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему выражает идеал человека. На создание этого идеала влияют разные факторы, большей мерой социальные. И величайшие фигуры мира человеческого стараются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи.

Так, Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства. Тем не менее все произведения Толстого — зрелого мастера — раскрывают проблемы человека. Поэтому весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразные психологические переломы.

У Пьера Безухова, одного из героев романа-эпопеи «Война и мир», таких переломов несколько. Вызваны они разладом с самим собой и непринятием среды, к которой он принадлежал.

Но в конце концов преобладали объективные факторы: жизненный уклад России изменился под влиянием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в бесполезности внутренних усилий. И перед нами появляется совсем новый герой, закаленный осознанием близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Андрей Болконский значительно раньше пересматривает свои бывшие идеалы. На это натолкнули его и аустерлицкие события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя, привлекшись к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он приобрел весомый опыт — интерес к простому человеку, к такому, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Волконский нашел восознании себя как частицы большого целого, имя которому — народ.

Итак, в эпопее «Война и мир» внутреннее состояние героев зависит от осознания своей значимости и единства с народом.

В романе «Анна Каренина» граница между добром и злом пролегла вдуховном мире героев. Поэтому образы этого произведения более сложные, психологически вместительные, противоречивые и значащие. Такие черты характера Анны Карениной как сила воли, высоко развитое чувство человеческого достоинства, смелость и откровенность предопределяют психологическое состояние, в котором все время находится героиня. В душной атмосфере аристократического мира, в окружении моральных уродов, таких как Каренин и Бетси, она не может не полюбить Вронского, наделенного множеством добродетелей. Но Вронский не смог преодолеть противоречивость между своими благородными поступками и моралью своего круга. Итак, внутреннее состояние героев «Анны Карениной» обусловлено не только состоянием общества, а их личными качествами. Какой глубиной поражает сцена скачек, сцена тайного свидания Анны с ребенком и сцена предсмертных часов Анны. Эти сцены — вершина психологического анализа.

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

Содержание Введение 3 1. Творчество В.П. Астафьева 6 1.1. Периодизация творчества В.П. Астафьева 6 1.2. Влияние личного опыта на творчество писателя 8 2. Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка» 14 2.1. «Человек создан для счастья, как птица для полета» 14 2.2. «Людочка» 16 2.3. Духовное одиночество современного человека 23 Заключение 27 Список ...

Глубокий психологический анализ героев Толстого связан с чувством внутреннего драматизма самого автора, религиозно-соприкасающимся отношением к человеку и его поступков.

Среди величайших произведений Л. М. Толстого есть произведение, в котором один из центральных героев не может решить своих моральных проблем. Это Дмитрий Нехлюдов из романа «Воскресение». И потому именно этот образ, а не образ Катюши Масловой, является объектом глубоких психологических исследований автора. Дмитрий Нехлюдов видит единое средство лишения от общественного зла — в возрождении лучших моральных качеств личности. Поэтому глубокий психологический кризис, в который попадается герой, обусловленная осознаниям личного преступления — подлости в отношении к Катюше. Итак воскресение героев происходит именно в моральном плане.

Через внутреннее состояние человека Л. М. Толстой показал тогдашнее общество. Его героев нельзя осуждать, они сами и судят себя, и обрекают на мучения, и наказывают. Именно в этом и заключается высочайший гений Л. М. Толстого как мастера художественного слова.