Факторы этнопедагогизации образовательного процесса в сельской школе-комплексе: региональный аспект

И.Ф. Исаев, Н.М. Рухленко

Белгородский государственный университет

Авторы обосновывают влияние объективных и субъективных социально — педагогических факторов на образовательный процесс в сельской школе — комплексе. К числу объективных педагогических факторов относятся: формирование национального самосознания, обращение к потенциальным корням, возрождение русской национальной педагогической культуры, нравственно — воспитательный потенциал религии, развитие этнопедагогической культуры учителя. В качестве субъективных факторов рассматриваются: возрастание у молодежи интереса к отечественной истории и культуре, повышение этнопедагогических и этнопсихологических знаний, проявление патриотизма и гражданской активности молодежи и др. Влияние факторов раскрывается на материале деятельности сельских школ — комплексов Белгородчины.

В национальной доктрине образования Российской Федерации записано, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Для отечественной педагогики постсоветского периода важно обращение к анализу содержания, форм и методов народного воспитания, бережное отношение к его традициям и обычаям.

Основная задача этнопедагогизации сельской школы-комплекса состоит в использовании национального своеобразия системы воспитания, складывавшейся на протяжении многих веков истории русского народа. Этнопедагогическая концепция образования предполагает скрупулёзное, детальное изучение традиционной народной культуры, сбор и обобщение педагогического опыта этнической общности и рассматривает этнические особенности как результат воспитания и формирующего влияния соответствующей среды, где в естественных условиях главенствующим компонентом является этнический. Игнорирование этнической истории воспитания породило массу проблем, духовно-нравственная деградация русского народа в ряде случаев приобрела необратимый характер. Поэтому необходимо сохранять народные педагогические традиции и учитывать их в новейших педагогических исканиях и концепциях.

6 стр., 2753 слов

Семейное воспитание и домашнее образование

... характеризуется стремлением прогрессивных деятелей государства, интеллигенции сохранить национальные черты воспитания и русской культуры. Л.Н. Толстой, Е.Н. ... М.: МГУ, 2014. - 520с. .Пряников В.Г. История образования и педагогической мысли. М.: Спектр, 2012. - 422 с. ... Ведущую роль в развитии человека он придавал социальным факторам, хотя при этом подробно занимался разработкой вопросов ...

Лучшими педагогами, как правило, оказываются те, кто помнит духовнонравственный опыт своего народа и заботится о развитии лучших сторон его национального духа. Об этом убедительно свидетельствует этнопедагогический компонент в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. В своих новаторских исканиях он неизменно опирался на крестьянский воспитательный опыт. Успех уникальной образовательно-воспитательной системы Симбирской чувашской учительской школы Ивана Яковлева объясняется верностью просветителя народным педагогическим, духовно-нравственным идеалам и традициям.

Этнопедагогическая концепция воспитания и обучения существенно актуализирует этнические компоненты педагогической культуры, что, в свою очередь, предполагает усиление подлинно демократических, гуманистических начал в традициях воспитания. Этнопедагогические идеалы показывают, что формирование гармоничной, гуманистической личности вне национального невозможно. Поэтому решающее значение для концепции развития современной сельской школы-комплекса имеет этнический компонент обобщённого исторического опыта народного воспитания.

В процессе этнопедагогизации образовательного процесса в школе проектируются исторически сложившиеся духовные ценности и прогрессивные традиции народной жизни на воспитание, обучение, развитие и социализацию личности, формируются на их основе этнопедагогическое сознание и мышление и организуется этно- педагогическая деятельность учащихся. При этом цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях современной мировой цивилизации. Этнопедагогиче- ски направленный образовательный процесс обеспечивает через совокупность сведений, приёмов, методов, методик, содержания обучения и воспитания, выработанных конкретным этносом на протяжении своей истории, целенаправленное воспроизводство знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса. Таким образом, исходя из этого мы можем выделить две составляющие образовательного процесса: национальное содержание и этнически обусловленные методы образования. К первой относится собственно национальная культура и рассмотренные именно в её ракурсе общечеловеческие знания, а ко второй — методы, позволяющие в наилучшей степени учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей этноса.

6 стр., 2624 слов

Формальная школа в русской философии

Реферат по философии Формальная школа в русской философии 23 декабря 1913 г. в кафе "Бродячая собака", где собирались поэты, выступил с докладом "Место футуризма в истории языка" 20-летний студент Виктор Шкловский. Встреченный с необычайным интересом доклад в 1914 г. появился в виде брошюры "Воскрешение слова". Это было начало деятельности Виктора Борисовича Шкловского (1893 - 1984) и нового ...

Говоря об этнопедагогизации образовательного процесса в сельской школе- комплексе, мы считаем необходимым рассмотреть объективные и субъективные, положительные и отрицательные факторы развития данного процесса.

Положительные объективные факторы этнопедагогизации образовательного процесса. Обновление российского общества, формирование национального самосознания, обращение к национальным корням, возрождение русской традиционной педагогической культуры и русской национальной школы. Не случайно закон Российской Федерации «Об образовании» объявил приоритетным направлением государственной школьной политики защиту системой образования национальных культурных традиций в условиях многонационального государства.

На Соборной встрече, проходившей после I Всемирного Русского Народного Собора 7 — 8 декабря 1993 года в Москве, был впервые поставлен и всесторонне рассмотрен вопрос о необходимости создания русской национальной системы образования. В общественное сознание и педагогическую практику впервые было внесено само понятие «русская школа». В итоговом документе встречи утверждалось, что формирование русской национальной школы — это первоочередная задача русского общества. Русская школа, как развивающаяся система, аккумулируя историческое и духовное наследие, должна стать со временем центром духовной жизнедеятельности района, города, посёлка, региона. Было заявлено, что русская школа — открытая система, что соответствует открытому характеру русского народа. Это означает, что она приветливо и дружелюбно распахивает двери всем, кто хочет стать питомцем или учителем русской школы, она вбирает всё лучшее, что есть в мировой культуре. В данной Соборной встрече, которую приветствовал Святейший Патриарх Алексий II, приняли участие многие учёные, писатели, педагоги, богословы и священнослужители. Результатом Соборной встречи стало создание массового движения «Русская школа», охватившего большинство регионов России.

14 стр., 6807 слов

Заслуги Ломоносова перед русской школой

ЗАСЛУГИ ЛОМОНОСОВА ПЕРЕД РУССКОЙ ШКОЛОЙ План 1. Введение. - Наследственные и индивидуальные способности детей. - Взаимосвязь между общим, средним и высшим образованием. - Преподвние на русском языке. Российская грамматика. 2. Этапы педагогической деятельности Ломоносова. - Первый этап (1742-1745). Народное просвящение. Разработка учебных пособий на русском языке. -Второй этап (1745-1749). ...

Сегодня всё чаще встречаются новые программы, учебники, пособия, отводящие достаточное место национальному компоненту в образовательном процессе. О том, что в Белгородской области уделяется пристальное внимание вопросам сохранения и возрождения традиционной культуры, свидетельствует ряд постановлений губернатора: от 08.12.1995 г. № 699 «О составлении летописи населённых пунктов области», от 04.08.1999 г. № 442 «О развитии народной обрядовой культуры Белгородчины», от 23.09.1999 г. № 531 «О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества в области», от 31.13.2003 г. № 221 «О проведении праздников сёл в области», от 10.02.2006 г. № 33-пп «О ведомственной целевой программе — «Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области в 2006 -2008 годах».

Разработкой и внедрением методов, средств и форм поддержки народной культуры занимается созданный Центр исследования традиционной культуры ГУК «Белгородский государственный центр народного творчества». Приведена в систему экспедиционная работа. Обследованы практически все районы. Издано более 20 «Экспедиционных тетрадей» по традиционной культуре сёл области, записано более 600 аудио- и 60 видеокассет, создана серия видеофильмов, в том числе учебных, выпущены также тематические сборники, посвящённые отдельным праздникам, разработаны сценарии с учётом местных традиций. Все эти материалы доступны каждому заинтересованному лицу. Во многих образовательных и культурно-досуговых учреждениях оформлены уголки, комнаты фольклора. На Белгородчине возрождено празднование престольных праздников.

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины (модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

Факультет Психологии Кафедра Специальной психологии Направление Специальное (дефектологическое) образование Профиль подготовки (магистерская программа) Логопедия Фонетико-фонематическое недоразвитие речи Б3.В.6 Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный педагогический университет ...

Ежегодно или раз в два года проводятся областные фестивали: русских народных игр и забав «Забытая старина» и «Играй, гармонь!»; конкурсы: солистов и вокальных ансамблей «Красно солнышко», мужских вокальных коллективов «Поющее мужское братство», народных хореографических коллективов «Удаль молодецкая». Основным условием этих конкурсов является адаптация и трансформация традиционных видов народного творчества в современной культуре. В целях пропаганды богатого наследия наших предков среди населения проводятся международные фестивали: славянской культуры «Хотмыжская осень» в с. Хотмыжск Борисовского района и фольклорный «Лето красное» в с. Холки Чернянского района.

В домах культуры и клубах области работают более 300 фольклорных коллективов с числом участников около 4,5 тысяч человек. 28 ансамблей имеют почётное звание «Народный самодеятельный коллектив», из них 7 — детские. При взрослых коллективах созданы детские коллективы-спутники, где в непринуждённой обстановке дети перенимают местные традиции от более старших исполнителей. Большинство коллективов имеет традиционные подлинные костюмы и инструменты, сохранившиеся у старожилов, или стилизованные костюмы, максимально приближенные к подлинным.

Итогом взаимодействия органов культуры и образования в деле сохранения и возрождения традиционной культуры стала совместная работа над «Сводом народной культуры Белгородчины», выпущено несколько книг этой серии: «В каждом селе своё поверье», «Народная песня Белгородского края», «Народные инструменты Белгородского края», «Народное музыкальное творчество Белгородского края», «Старинная вышивка». Их авторами являются известные в области фольклористы И. Веретенников, И. Карачаров, Б. Горюнов и др. Также в свет вышли книги «Народная художественная культура Белгородчины» М. Жирова, двухтомник «Рукотворная краса земли Белгородской», написанная группой авторов С. Ботовой, Т. Приставкиной, А. Рябчиковым, «Белгородский народный костюм» И. Зотовой, песенные сборники «Белгородское Приосколье» В. Щурова (3 выпуска), «Песенная традиция бассейна реки Псел» И. Карачарова.

2 стр., 863 слов

Программа для детей 4−7 лет

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ   · Развивающая программа для детей 4-7 лет «Дошкольная академия» Преподаватель 1 категории Поносова Светлана Геннадьевна Цель программы: осознанное овладение детьми системой звуков русского языка, обучение послоговому принципу, развитие основных логических операций у дошкольников, создание условий для оптимального сочетания ...

Активизирована работа с детьми. Одной из форм работы с данной категорией является сеть таких клубных учреждений, как дома ремёсел и дома мастера. В них обучается более 3 тысяч детей. Для работы в них привлечены народные мастера, владеющие технологиями старинных ремёсел, распространённых на Белгородчине.

Работа по сохранению и возрождению традиционной культуры ведётся и областным музеем народной культуры, который является творческой лабораторией для народных мастеров всех жанров, культурно-просветительским учреждением, целенаправленно собирающим, хранящим и экспонирующим предметы материальной и духовной культуры.

Не преувеличивая религиозности русского народа, признаем немалое влияние нравственных установок православия на жизнь многих поколений русских. Эти установки тесно связаны с бытом, семейными отношениями и высшими ценностями общенационального характера — патриотизмом, самоотверженностью в борьбе за свободу Родины.

В 2006 году Белгородской областной Думой принят закон «Об установлении регионального компонента государственных образовательных стандартов общего образования в Белгородской области», согласно которому обязательным для изучения во всех школах стал предмет «Православная культура» (2 — 11 классы).

Современная сельская школа нуждается в учителе, обладающем знаниями теории и практики народного воспитания. Этнопедагогическая культура учителя понимается нами как составная часть профессионально-педагогической культуры в целом. Выдающиеся педагоги прошлого (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, П.Ф. Каптерев, В.И. Водовозов, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий и др.) одной из важнейших задач подготовки учителей считали изучение народной педагогики.

10 стр., 4646 слов

Комитет по делам молодежи Администрации Пермской области

Областной центр социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи «Социум плюс» ЖЕСТКАЯ ЛЮБОВЬ Перевод с английского брошюры «Alternative То Enabling» г. Пермь 2000г. «Alternative to Enabling» Надеемся, что брошюра поможет мобилизовать силы родных и близких наркологических больных на длительную и трудную работу. Издано на средства Государственного Комитета Российской Федерации по ...

Положительные субъективные факторы, способствующие эт- нопедагогизации образовательного процесса в сельской школе-комплексе. Возрастание у молодёжи интереса к национальным корням и отечественной истории и культуре. Об этом свидетельствует возникновение многочисленных творческих молодёжных объединений с ярко выраженной патриотической и национальной направленностью программ. Это: региональная общественная организация «Историкопатриотическое объединение «Поиск», региональная молодёжная общественная организация «Белгородское региональное военно-патриотическое объединение молодёжи «Поколение». Появляется немало публикаций молодых учёных, журналистов, главная идея которых духовное возрождение русского народа. Так, в Белгородской области постановлением губернатора от 2 февраля 2004 г. № 35 утверждена программа «Молодость Белгородчины» на 2004 — 2008 годы. Данная программа состоит из 7 подпрограмм, 5 из которых — «Воспитание ответственных граждан», «Верим в себя и Отечество», «Возвращение в общество», «Твоя инициатива — твоё будущее», «За Родину, добро и справедливость» — направлены на формирование системы духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры, обеспечение всеми субъектами молодёжной политики позитивной информационной социализации молодёжи, профилактику проявлений экстремизма, агрессии, асоциального поведения, проявлений социальной и национальной нетерпимости, поддержку общественных молодёжных объединений и инициатив патриотической направленности, создание условий для развития и совершенствования форм работы детских общественных организаций и объединений.

Комплексная программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородчины» на 2005 — 2010 гг. включает несколько подпрограмм:

программа военно-патриотического воспитания (военно-спортивные игры для детей и подростков «Зарница» и «Орлёнок», акция для солдат срочной службы, операция «Ветеран живёт рядом», конкурс «Что я думаю об армии», акции «Наказ воину» и «Память», военно-исторические походы, шефство над семьями и вдовами погибших, летние трудовые военно-патриотические лагеря и профильные отряды и смены);

программа гражданского воспитания (акции «Мы — граждане России» и «Мои дела — Святому Белогорью», конкурс «Летопись нашего рода», выставки рисунков «Прошлое, настоящее и будущее»);

программа духовно-нравственного воспитания «С верой в Отечество» (конкурс детского прикладного и художественного творчества «Мой Бог», международные молодёжные «Славянские встречи», организация паломнических поездок по местам Святителя Иоасафа, регулярный выпуск молодёжного православного публицистического журнала «Новый Ковчег», международные Иоасафовские чтения, дни православной молодёжи и др.);

программа экологического воспитания (смотр-конкурс «Мой двор, моя улица», включающий в себя благоустройство территорий городов, районов и населённых пунктов области, работы по озеленению, посадку деревьев, кустарников, цветов, закладку аллей Славы героев-земляков, экологический фестиваль «Чистая планета», конкурс на лучший плакат и рисунок «Дети — в защиту природы» и др.).

Выполняя постановление губернатора области от 24 апреля 2004 года № 157 о проведении акции «Мой двор, моя улица», в ней приняли участие 295 тысяч школьников, 90 тысяч студентов вузов и ссузов и учащихся ПУ, 112 тысяч человек работающей молодёжи. Высажено 844 тысячи деревьев, 30 тысяч кустарников, обустроено 593 дворовых и 736 пришкольных спортивно-досуговых площадок, благоустроено 305 пляжей, расчищено 1040 родников и 1716 колодцев, создан 2741 экологический отряд, ликвидированы 3404 стихийные свалки, оказана помощь в благоустройстве подсобных хозяйств и дачных участков 5177 ветеранам Великой Отечественной войны, 493 семьям погибших в локальных военных конфликтах воинов-белгородцев, благоустроено 4252 места захоронений. Заложено 314 аллей Славы, 156 скверов и 70 парков;

программа «Лидер» (реализуется через областные школы активистов детских общественных организаций и объединений и активистов молодёжных организаций Российского Союза молодёжи, международную школу актива «Содружество», школы актива общественного молодёжного движения «Молодость Белгородчины», областную школу студенческого актива «Я — лидер». Лучшим активистам вузов, ссу- зов и ПУ производится выплата губернаторской стипендии за активную общественную работу в студенческой среде);

программа «Арт-Профи-Форум» (призвана интегрировать художественные достижения учащейся молодёжи учреждений начального профессионального образования в молодёжное движение; проводится одноимённый областной фестиваль);

программа поддержки одарённых детей и молодёжи «Красота и доброта спасут мир» (в рамках программы организуются детский праздник «За Родину, Добро и Справедливость», конкурс детских игровых программ «Игра — дело серьёзное», фотоконкурс «От улыбок станет мир светлей», конкурс видеофильмов о деятельности детских организаций «Вот так мы живём», конкурс юных исполнителей авторской песни «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…», областной фестиваль «Поющее Белогорье», областная акция «Вместе мы сделаем нашу жизнь лучше» и др.);

программа «Семья» (областная акция «Крепка семья — крепка Россия», выставки детских рисунков «Моя семья», конкурсы семейных концертных программ «СемьЯ», программ семейного отдыха, туризма и оздоровления, областная выставка «Семейная игрушка», областной конкурс «Древо жизни», семейные спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья»);

программа «Спорт и здоровье» (организация и проведение областного комплексного смотра-конкурса «Быть молодым — быть здоровым», областного конкурса «Белгородский двор — спортивный двор», межрайонных соревнований «Вперёд, мальчишки!», областных соревнований «Юнармейское троеборье», спартакиады допризывной молодёжи, строительство дворовых спортивных досуговых комплексов и др.);

программа «Спасибо — нет!» (издание информационно-просветительской литературы по проблемам наркомании, СПИДа, инфекционных заболеваний, проведение консультаций, диспутов, встреч, лекций, рейдов в места массового сбора молодёжи (дискотеки, бары, кафе, компьютерные салоны), комплексной межведомственной операции «Каникулы» и др.;

программа «Молодой рабочий». Необходимо отметить резкое снижение престижа рабочего. Этому в определённой степени способствовало и то, что молодёжные программы и проекты государственных органов и общественных объединений, действующие до 2004 года, были направлены в основном на учащуюся и студенческую молодёжь. Итогом анализа ситуации в области стало подписание губернатором постановления от 12.05.2003 года № 183 «О программе «Молодой рабочий». Основная цель программы — организация профориентационной работы в школах и решение проблем молодёжи промышленных и сельскохозяйственных предприятий. В последние годы в области наметилась тенденция омоложения производственных коллективов.

Повышение престижа этнопедагогических и этнопсихологических знаний. Проблемы этнопедагогики и этнопсихологии всё чаще поднимаются в центральной и местной периодической печати, в программах Белгородского телевидения. Стали традиционными региональные этнографические чтения. Ежегодно среди общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), вузов, ссузов и ПУ проводится региональный конкурс «Друзья народной культуры».

Появление патриотически настроенной и национально ориентированной молодёжи, верящей в свою страну, в своё отечество, отвергающей шовинистические и националистические идеи. Убедительным свидетельством этого является тот факт, что с каждым годом растёт количество участников молодёжной патриотической акции «Мы — граждане России!», фестиваля художественного творчества детей и юношества «Молодой патриот Белгородчины», творческого слёта «Мы славу отцов воспеваем».

Отрицательные факторы, препятствующие этнопедагогиза- ции образовательного процесса. Сокращение сельского населения и увеличение числа городских жителей, вымирание российских деревень, т. е. так называемое обескрестьянивание страны, тогда как именно русское крестьянство было создателем, носителем и хранителем национальной культуры, оно выработало и свою воспитательную систему. В настоящее время городское население Белгородской области, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Белгородстат), составляет 65% (по переписи 2002 года в области проживало: всего жителей 1 511 620 чел, из них в городской местности 985 584 человека, в сельской местности 865 300 человек).

Количество сельских населённых пунктов по переписи 1989 года 1639, по переписи 2002 года 1577, прекратили своё существование 62 села.

Система общественного воспитания и образования не вносит ощутимого позитивного вклада в восстановление традиционных ценностей семьи: в содержании образовательных программ недостаточно представлена тема целомудрия, любви, верности, духовно-нравственных основ семьи; до сих пор полностью не пресечены попытки внедрения в систему образования наполненных цинизмом программ полового просвещения детей и подростков; критической отметки достигло отчуждение образовательных учреждений и семьи, во многих учреждениях работа с родителями сведена к бюрократическим формальностям.

Некритичное заимствование, а зачастую элементарное подражание западной культуре, имеющей нередко худшие представительства в виде фильмов, концертов, изобразительного искусства и т. д., что приводит к изменению психологии человека, к нивелированию присущих издревле русскому человеку таких качеств, как историческая память, любовь к Родине, патриотизм. Безнравственная идеология современного общества, отстаивающая либеральные ценности западной культуры (эгоизм, вседозволенность, самоутверждение любой ценой), направлена также на окончательный подрыв семейных устоев, довершение развала семьи. Культ наслаждений, искусственная беззаботность, «психология Диснейленда» с непрестанными развлечениями и бегством от реальной жизни в мир иллюзий — всё это ожесточённо атакует неокрепшие души. Негативное влияние на молодёжь средств массовой информации. Отмечается неоправданно широкий показ далеко не лучших образцов российской культуры и умолчание о подлинных её шедеврах. Массовая культура и средства массовой информации пропагандируют насилие, цинизм, всевозможные искажения в сфере семейных отношений. В социокультурном пространстве СМИ темы семейной воспитательной направленности поднимаются крайне редко, бессистемно и тонут в потоке второстепенной информации, пошлости и порока.

Засилье иноязычной лексики, жаргонизация и вульгаризация языка. Родной язык — душа нации, первостепенный и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляются такие важнейшие особенности и черты, как национальная психология, характер народа, склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность.

Для крестьянина слово во все времена было хранителем памяти и объясните- лем жизни, утешителем в горе и помощником в работе. Крестьянин был уверен, что слово обладает особой силой воздействия на природу, а соединённое с музыкой и пением обретает ещё большую силу. Красота слова всегда была сродни красоте жилища и праздничной одежды, духовной красоте человека. Уметь говорить — значит уметь общаться, то есть понимать другого, делать для него понятными свои мысли. Но это и умение мыслить, сопереживать, вести диалог, слушать самому, направлять беседу уместными репликами и вопросами. Про хорошего собеседника говорили с одобрением: «С ним побеседовал — душеньку отвёл».

К сожалению, общая урбанизация современной жизни, сближение русских диалектов с литературным языком и их исчезновение приводит к тому, что теряется вкус к живому, народному слову. Эти лексические, в конечном счёте духовные утраты сродни утратам природным, экологическим. Так же, как в природе есть предельные уровни радиации, загазованности, загрязнения, выше которых могут начаться необратимые процессы разрушения, так и в языке существуют пределы его искажения, огрубения, нарушения норм.

Наблюдается явное снижение речевой культуры в СМИ, в бытовом общении, в публичных выступлениях, в языке художественной литературы и журналистики. Разрушение, размывание основ правильности, чистоты языка равносильно прямому разрушению основ бытия народа. Наступление на язык означает наступление на мораль, нравственность, образ жизни. Нельзя быть культурным человеком, не владея культурой речи.

Огромную роль в формировании культуры речи всех слоёв населения играли дикторы центрального телевидения и всесоюзного радио. Их речь была образцом для многомиллионной аудитории. С началом перестройки институт дикторов был упразднён. Негативные последствия такого необдуманного решения не поддаются оценке.

В нравственно-педагогическом отношении негативная сторона речевой жар- гонизации и вульгаризации состоит в невольном и неосознанном подчинении говорящих психологии и мировоззрению тюремно-лагерного, преступного мира. Среда, безусловно, влияет на язык, на повседневное общение. Заметное огрубение словаря отражает огрубение нравов. Но и сам язык, оставаясь в воспитательном плане нашей надеждой и опорой, должен быть мощным фактором влияния на среду обитания. Пока народ хорошо говорит и пишет по-русски, стране не грозит никакая денационализация — при всех экономических и политических переменах и катаклизмах. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую антинациональную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания.

Впервые в Российской Федерации на Белгородчине проведена акция по искоренению сквернословия в молодёжной среде. На Белгородском телевидении и радио регулярными стали выступления учёных-филологов в рубриках «Чистое слово» и «Как мы говорим». Проведены конкурсы плакатов и рисунков «За чистоту родного языка, в учебных заведениях проведены циклы лекций «О чистоте русского языка», организован выпуск соответствующей полиграфической продукции.

Осознавая всю пагубность ситуации, в других регионах также идут по пути создания на телевидении и радио так называемых «служб русского языка», помогающих разобраться в проблемах русского языка самым широким слоям населения, областные газеты вводят рубрики для ответов на вопросы читателей о речевой культуре, объяснения правил произношения и правописания, комментария новых слов и выражений. К сожалению, на центральном телевидении и радио такие передачи отсутствуют. Наоборот, центральное телевидение категорически отвергает многие полезные начинания регионов. Так было и тогда, когда на Белгородчине выступили с инициативой борьбы со сквернословием.

По нашему мнению, на федеральном уровне следует принять соответствующие нормативно-правовые акты о языковой цензуре, языковом контроле и надзоре, направленные на возрождение ответственного, нравственного, любовно-бережного, трепетного отношения к языку и к слову. Духовное возрождение начинается с роста национального самосознания. А основой национального самосознания был и остаётся родной язык. Языковая цензура вовсе не означает цензуры политической. Язык всегда по сути своей вне политики. Данные меры будут способствовать и повышению общей культуры человека.

Недостаточная этнопедагогическая и этнопсихологическая подготовка учителей и воспитателей. При всей значимости предпринимаемых усилий следует констатировать, что система эффективной этнопедагогической подготовки учителя в педагогических учебных заведениях до настоящего времени не сложилась. Это один из основных факторов, сдерживающих приобщение учащихся к народной культуре. Многие педагоги явно недооценивают значимость народной педагогики в образовательном процессе школы, не видят необходимости глубокого изучения обобщённого опыта традиционного русского воспитания. Н.Н. Ильин же, обобщая западный опыт, сделал вывод о том, что освоение народных начал воспитания во многом обусловливает становление профессионализма учителей.

Разрушение традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны. Разрушены нравственные представления о браке и семье: супружеские отношения перестали быть выражением духовного единства, почти полностью утратилось представление о необходимости пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, в России продолжает стремительно увеличиваться число разводов, само супружество и воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя. Так, по данным управления записи актов гражданского состояния (ЗАГС) Белгородской области, на территории области за период с 1996 по 2005 гг. было зарегистрировано 103 503 брака, количество разводов за этот же период составило 69 268. Повреждены устои семьи: фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, утрачен традиционный уклад семейной жизни, нарушены родовые и семейные связи между поколениями, традиционные отношения послушания, почитания, уважения старших вытеснены из современной жизни и заменены активным противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей, педагогов. Утрачено традиционное восприятие родительства и детства: культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального и общественного роста привёл к катастрофическому падению социального престижа материнства и отцовства, родители всё чаще стали видеть в детях ненужную обузу, препятствие к достижению жизненных успехов. На протяжении последних лет смертность в Белгородской области существенно превышает рождаемость, за период с 1996 по 2005 гг. родилось 127 221 человек, умерло 232 412 человек. Численность населения ежегодно уменьшается в среднем на 10,5 тысяч человек. Деформация коснулась и сферы семейного воспитания: утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми; не имея навыков совместного проживания с ребёнком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребёнком дорогими подарками, компьютерной или иной техникой, дети оказываются лишены живого участия и поддержки со стороны отцов и матерей; прервалась преемственность педагогической традиции в семье. Родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства, не имеют достаточно чёткого представления о закономерностях становления духовно-нравственного мира ребёнка; утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать детей от порока, наоборот, часто провоцирует к нему. Представители старшего поколения по причине того, что вырастили своих детей в яслях, детских садах, пионерских лагерях, не готовы к выполнению социальных ролей бабушек и дедушек, не владеют традиционными приёмами пестования маленьких детей, избегают активного участия в воспитании более старших внуков, оказываются неспособны помогать детям и внукам мудрым наставничеством и сердечным участием.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства: чрезвычайно велик процент детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, эмоционально-волевого развития и поведения; нарушены процессы формирования нравственной сферы, в молодёжной среде царит культ жестокой силы, безграничного господства материальных ценностей над духовными, духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о пороке и добродетели толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала, у большой части российской молодёжи не сформировано чувство ответственности перед семьёй, обществом, нацией, государством, в силу духовной и психологической пустоты семейных отношений дети и подростки тяготятся пребыванием в родительском доме, заменяя семью «тусовкой» в компаниях сверстников.

Очевидно, что приоритет земных интересов над культурно-историческими и духовно-нравственными ценностями, утрата семьёй воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, безусловно, подрывает корни стабильности российского общества. Для России с её многовековой культурой всё это противоестественно и гибельно. Во все времена семья оказывала позитивное воздействие на национальное воспитание подрастающего поколения.

Богатейшими знаниями народной мудрости обладают в основном пожилые люди, но обстоятельства сложились так, что в определённый период истории эти знания оказались невостребованными. С уходом пожилых людей, являющихся носителями этнического наследия русского народа, хорошо помнящих обычаи, праздники, обряды, умеющих воспитывать детей с применением огромного арсенала средств народной педагогики, мы утрачиваем бесценный пласт традиционной народной культуры.

Утрачены христианские основы воспитания русского народа, в то время как соблюдение библейских заповедей воспитывало в русских людях такие высоконравственные черты как любовь к ближнему, добродетель, почитание родителей. Считалось, что вне веры в Бога нет истинной морали. На Руси семья была неотделима от церкви. Соблюдались все церковные праздники. Религиозное воспитание было главенствующим в семье и обществе.

Работа с семьёй по формированию её внутреннего климата — зачастую дело рук энтузиастов, иногда этот процесс социализации семьи носит сугубо субъективный характер. Общество сложило с себя многие важные функции в деле духовного роста народа, сохранения народных традиций.

Вышеизложенные факторы не являются аксиоматическими, они сформулированы на основе многолетнего опыта педагогической деятельности авторов, изучения современного состояния этнопедагогики, как отрасли научного знания, анализа опыта работы сельских школ — комплексов Белгородчины. Но учёт данных факторов, на наш взгляд, будет содействовать построению образовательного процесса, направленного на развитие у школьников национального общественного сознания, приобщение к духовным и культурным ценностям своего народа, формирование понимания места и роли этих ценностей в мировой культуре, успешную адаптацию воспитанника в мировое и общероссийское пространство.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://unid.bsu.edu.ru/