«Психология самости» о религии

Учитывая известную условность выделения «психологии самости» как самостоятельного и обособленного направления в психологии — мы все же уделим ему некоторое внимание ввиду того, что теоретические взгляды его представителей были органически синтезированы в исследовании именно религиозных процессов. Речь идет прежде всего о таких исследователях, как Э. ЭриксоН, Д. Винникот, А. Ризутто. Все они приписывали наибольшую важность при формировании человеческой личности периодам младенчества и раннего детства, а проецируя свой подход на проблемы религии, видели в ней инфантильное стремление укрыться под сенью материнского или отцовского божества. В этом отношении, а также в признании исключительно важной роли бессознательного и выделении стадии психосексуального развития индивида они являются, несомненно, наследниками 3. Фрейда.

Э. Эриксон подчеркивал особую значимость так называемого преэдипального периода. В оральной его фазе для ребенка необходимо не только питание и начальные опыты наслаждения, но и общение с матерью, более или менее способной к сопереживанию, что играет решающую роль как первый навык дружелюбия со стороны другого человека. При здоровом, нормальном развитии ребенок учится преодолевать «базовое недоверие» — чувство покинутости и ни к чему не годности, которое может в будущем стать источником неуверенности в себе, заниженной самооценки, а в конечном итоге направить развитие в русло шизоидности и депрессивности. Если же возобладает «базовое доверие», то сформируется уверенность и в себе, и в том, что на окружающих можно положиться, а также ощущение собственной полноценности.

Путь к формированию базового доверия открывает общение с матерью в грудном периоде; в дальнейшем на это существенно влияют отношения с отцом и другими людьми ближайшего круга. Результатом является реалистический оптимизм, зрелая самоидентичность, адекватно высокая самооценка (при объективном приятии собственных слабостей).

Базовое доверие одновременно служит и предпосылкой религиозной веры, и ее опорой. Эту мысль Эриксон выражал в исследовании о Лютере, а также других работах. В свою очередь, религия, как и некоторые Другие идеологии и институты (например, традиция или социальная группа), может усиливать базовое доверие и быть его выражением. Иначе говоря, компенсаторная роль религиозности проявляется в том, что Она выступает источником доверия, уровень которого соответствует уровню зрелости взрослого человека, не означая, таким образом, обязательной регрессии.

6 стр., 2532 слов

Особенности развития личности по Э. Эриксону и исследование эго-идентичности и ролевого смешения в подростковом возрасте

... Использованно 15 источников. Ключевые слова: личность, психология личности, эго-идентичность,ролевое смешение, теория личности, критический период, эпигенетическаяконцепция, кризис идентичности. Исследование проводилось на ... свое разрешение.[13, 201] Эриксон выделялосновные дихотомии, характерные для раз­личных стадий психосоциальногоразвития личности: 1) доверие —недоверие (грудной возраст); 2 ...

В теории Винникота центральную роль играло понятие опосредующего звена (или опосредующей области), которое выступает проводником от иллюзорной активности ребенка к его образу объективного мира. По отношению к материнской груди младенец поначалу ощущает себя всемогущим и полновластным, и это совершенно исключает в нем способность признать и ощутить реальность «не-Я»; если мать достаточно добра к ребенку, она позаботится создать иллюзию, что объективная реальность корреспондирует с проявлениями его спонтанной активности. Первоначально формирующийся у ребенка образ среды, которая одновременно является как внутренней, так и внешней реальностью, помогает ему все более и более осваиваться с тем, что существуют другие люди и объекты, полностью независимые от его креативности. Эта среда состоит из переходных объектов, всевозможных предметов, которые ребенок в возрасте между 4 и 12 месяцами находит вокруг: мягкие игрушки, тесемка, уголок пододеяльника и т. д. Объекты замещают мать в периоды ее отсутствия и дают первоначальные знания об объективном мире.

Ребенок может их сосать, гладить, обнимать, но может сделать и объектами своей агрессии или творческих порывов. При помощи этих вещей он учится преодолевать первые переживания покинутости и одиночества. Они репрезентируют внешнюю реальность; ребенок Находит пути к обладанию объектами, с которыми не идентифицирует себя. Такие объекты стимулируют первичное творчество и закладывают фундамент фантазии, мышления, символической деятельности. На последующих этапах подобные функции переходят к словам, мелодиям и образам, постепенно распространяясь на всю окружающую культуру" Сфера «интермедиарного опыта» образует фундамент для большей части восприятий ребенка и сохраняется на протяжении всей жизни как область значимых переживаний в искусстве, религии, научной работе.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... -творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ... в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребёнка. Таким образом: задачи музыкального развития детей среднего дошкольного возраста будут решены только при создании ...

Применение «психологии самости» к проблемам религии в концентрированной форме содержится в работах Ризутто, например, «Рождение живого Бога». Основываясь на теориях 3. Фрейда, Э. Эриксона, X. Когута и Д. Винникота и собственных исследованиях, она пыталась построить идеальную типическую модель формирования образа Бога в соответствии, с этапами роста, выделяемыми этими психологами. Она приходит к выводу, что образ Бога, который в западной культуре формируется у ребенка задолго до того, как его начинают учить религии в школе, остается в значительной степени независимым от этих уроков. Данное представление сугубо индивидуально, оно зависит от обстоятельств жизни в раннем детстве и юности, от особенностей окружения. Однажды сформировавшись, образ не исчезает; его можно вытеснить, преобразовать или сохранить и использовать. Он актуализируется в двух ситуациях: когда объекты внешнего мира причиняют индивиду боль, к образу Бога прибегают в поисках утешения и надежды (компенсации); когда окружение вполне комфортно, образ Бога помогает перерабатывать собственные амбивалентные и агрессивные чувства. Изменения в нем происхо- л дят, если есть необходимость восстановить нарцисстическое равновесие в самоощущении.

8 стр., 3630 слов

Возраст ребёнка и тип воспитания отца 2

... ;     Курсовая  Работа Тема:«Возраст ребёнка и тип воспитания отца» Научный руководитель к. пс. ... (или семьи), в которых подавлениеребенка считается приемлемым. Образ ребенка в культуре и массовом созна­нии,представления об особенностях ... янии восприимчивой пассивности. Отсюда рус­ские пословицы:«Везет дуракам», «Бог дура­ков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокогочеловека ...

В развитии ребенка преимущественное значение имеет первая — оральная — фаза: именно она предопределяет дальнейшее отношение к образу Бога. Ризутто основывалась на предложенной 3. Фрейдом гипотезе о развитии детской сексуальности, включающей в себя, по Фрейду, следующие стадии: 1) оральная — возраст до 18 месяцев; зона сосредоточения либидо — рот; 2) анальная — возраст от 1,5 до 3 лет; сексуальные переживания связаны преимущественно с анальной областью; 3) фаллическая, или эдипальная, — возраст от 3 до 6 лет; зона сосредоточения либидо — половые органы; аутоэротизм; 4) латентная — возраст от 6 до 12 лет; фаза сексуального бездействия; 5) генитальная — возраст полового созревания; зона сосредоточения либидо — половые органы; способность к Гетеросексуальным отношениям, Если ненарушенное базовое доверие открывает возможность формирования уверенности в себе, самоценности, то образ Бога будет-в тенденции приближаться к идеализированному образу матери. В случае неудовлетворительного протекания этой фазы человек оказывается впоследствии фиксирован на преувеличенной потребности в самоутверждении, в нем развиваются богоборческие настроения, желание идентифицироваться с Богом, чтобы компенсировать чувство собственной неполноценности.

В анальной фазе в сфере переходных объектов формируется первое полуосознанное представление о Боге, материал для этого поставляют ближайшие родственники. Однако если другие объекты этого ряда постепенно утрачивают свое значение, то образ Бога, напротив, приобретает его во все большей степени. Ребенок, у которого начинает работать функция символизации, все сильнее склонен представлять свои желания и страхи в персонифицированной форме, он создает фантастический мир из героев, монстров, воображаемых спутников, и Бог предстает как один из них. Однако ему Заметно, что окружение явно относится к Богу иначе, чем к другим. образам его фантазии, гораздо серьезнее трактуя реальность Божественного существования. В первых знаниях ребенка о мире Бог уже играет роль важной первопричины вещей: являясь создателем облаков, детей и т. д.

6 стр., 2813 слов

Лекция 1. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Адаптация ребенка к школьной жизни

... оценкам учителя в этом возрасте можно считать показателем отклонения. Таким образом, с возрастом эмоции детей становятся более обобщенными, произвольными ... временном отвлечении внимания от внешнего содержания и сосредоточении его на самом себе. Основным психологическим содержанием ... и т.п. Ребенок, таким образом, стремится утвердить себя среди сверстников. Огромное значение для развития личности ...

Главными признаками эдипальной фазы выступает страх кастрации, идеализация родителей, склонность к смиренно под воздействием чувства вины. В образе Бога в этот период доминируют черты Великого и Всемогущего. Компенсаторную функцию он выполняет постольку, поскольку выступает как добрый защитник, который не кастрирует ребенка, но подчиняет его себе.

Латентной фазе, характеризующейся обособлением от родителей и растущим ощущением суверенности, сопутствует образ Бога как высшего существа. Оно всеведуще и вездесуще — в частности, осведомлено о тех мыслях и намерениях- которые ребенок скрывает от родителей.

В пубертатный период, когда на качественно новый уровень поднимается способность подростка к логическому мышлению, получает особенное развитие рациональная сторона образа Бога.

Впоследствии в течение всей жизни образ Бога претерпевает модификации в соответствии с потребностями «Я" — если этого не происходит, то Бог либо становится существом, внушающим ужас, либо теряет значение, уходит на задний план. Когда процесс, созревания шел без тяжелых нарушений, и образ Бога трансформировался в соответствии со всеми душевными кризисами, пережитыми в ходе взросления, то он сохраняется в душе человека полным жизни и значения; и это не противоречит способности индивида составить объективную картину внешнего мира и признать его реальность.

Список литературы

5 стр., 2101 слов

Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад

...   Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал впервые посещать детский сад   Привести домашний режим в соответствие с режимом группы ... крохи в коллективе. Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что ... ДОУ Адаптация к ДОУ – сложный период, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей. Детям трудно привыкать ...

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector