Семья как социальный институт 2

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественнымценностям. Каждый членобщества, помимосоциального статуса,этническойпринадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние. Дляребёнкасемья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Длявзрослогочеловекасемья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малымколлективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадияхжизненного циклачеловека последовательно меняются его функции истатусв семье.

Выделяют следующие аспекты семьи:

  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения междусупругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Типы семей.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    • Полигиния— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, вшариатеесть ограничение на количество жён — не более четырёх
    • Полиандрия— одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народовТибета,Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

26 стр., 12669 слов

Разработка программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

... СУПРУГОВ 2.1 Пояснительная записка Обоснование актуальности проблемы. Исследования в области семейной психологии показывают, что состояние института семьи ... существующими гендерными стереотипами. Одновременное использование противоположных характеристик при ... , формирующуюся идентичность. В зависимости от степени принятия личностью ... установки по отношению к семье (например: "Несмотря ни на что ...

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья— состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • сложная семья или патриархальная семья— большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означаетматрилинеальностьсемьи.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье. Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с синдромом Дауна

... Глава 2. Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с синдромом Дауна 2.1 Характеристика психоэмоционального состояния семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР………………………………………………………………….20 2.2.Особенности ... воспитания в семье ребенка с синдромом Дауна………….23 Заключение ...

Социальные функции семьи

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление).

Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

г) образовательно-воспитательная — (социализация).

Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

19 стр., 9224 слов

Методики социальной работы с семьей ребенка с особенностями психофизического развития

... на благополучие семьи ребёнка с ОПФР; стили семейного воспитания ребёнка с ОПФР; влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребёнка и его социализацию; своеобразие взаимоотношений родителей и детей с ...

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление).

Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Стили воспитания.

3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Особенности детско-родительских отношений

Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типасемейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. 1. Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 2. Опека в семье — это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека — заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 3. Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 4. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом.

6 стр., 2522 слов

2. Формы поведения животных

... разума. Поэтому особое значение для жизни живых существ имеют приобретенные формы поведения. Навыки —способы поведения, приобретенные в индивидуальной жизни путем научения и закрепленные в результате ... их усложнять, чтобы не развился комплекс неполноценности. При завышенной самооценке дети переоценивают свои возможности, результаты своей деятельности, личностные качества. Они выбирают ...

7 стр., 3423 слов

Семья и ДОУ

... участия во всех аспектах программы воспитания детей. Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или ... преимущество семейного воспитания. Следующая особенность семейного воспитания – постоянство, длительность воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Ценностные ...

Нарушения в детско-родительских отношениях

4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).

Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот — поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 4. Продуктивный (компромиссный вариант).

Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т. е. это должно стать результатом совместного решения.

13 стр., 6137 слов

Особенности обучения и воспитания одаренных детей

... только по школам. 2. Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей Дополнительное образование детей – составная часть непрерывного образования и естественный ... детской души. М.: Канон, 1995. 21. Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. 22.Возрастная одаренность. Н. ... Прос.,1971г. 12. Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. 13. Лейтес Н. С. Об ...

Проблемы современной семьи.

1. В современном мире явно обозначился конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения непрерывным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные не только христианскому, но и общечеловеческому пониманию цели и смыслу человеческой жизни. Противостояние этому мутному потоку не только для детей, но и для взрослых членов современного общества является сегодня большой проблемой. Разрушительную роль играют тут современные СМИ.

2. Не только в России, но и во многих других государствах, наметилась тревожная тенденция подмены семейных ценностей. По большому счету молодое поколение обеспокоено лишь сиюминутным личным благополучием, а семья, я не говорю уже как семья «малая церковь», занимает у современной молодежи одно из последних мест. Как следствие, появление в современном обществе все большего количества «гражданских браков», которые на самом деле являются просто блудным сожительством. Разрушение традиционной семьи является одновременно главным проявлением и главной причиной деградации общества в цел

3. Современное общество столкнулось с очень основательной проблемой связанной с разрушением или стиранием половой идентичности. Молодые женщины зачастую, становятся по характеру и внешнему виду похожими на мужчин, а молодые мужчины по слабости характера, а порой и по внешнему виду становятся женоподобными. И проблема здесь видится в резкой подмене линий семейного воспитания. Юноша в такой среде воспитывается уже не как будущий отец-глава семьи, готовый с полным пониманием высоты своего призвания принять то место в жизни, которое соответствует его природе, а как потребитель стремящийся переложить груз своей ответственности на хрупкие плечи жены, подруги или на само общество.

4.В самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между супругами. Нет согласия, общего понимания смысла жизни и цели воспитания детей.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector