Семья как социальный институт 2

Семья́ — организованная социальная группа, члены которой связаны общностьюбыта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Семья принадлежит к важнейшим общественнымценностям. Каждый членобщества, помимосоциального статуса,этническойпринадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.Дляребёнкасемья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.Длявзрослогочеловекасемья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малымколлективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадияхжизненного циклачеловека последовательно меняются его функции истатусв семье.

Выделяют следующие аспекты семьи:

  • Семья как социальный институт, характеризующийся опредёленными социальными нормами, санкциями, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения междусупругами, между родителями и детьми.
  • Семья экономическая: объединяет лиц, связанных экономически — общим семейным бюджетом.
  • Семья территориальная, объединяет лиц по признаку совместного проживания.
  • Биологическая: состоит из родителей и детей.

Типы семей.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

  • моногамная семья — состоящая из двух партнёров
  • полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров
    • Полигиния— одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, вшариатеесть ограничение на количество жён — не более четырёх
    • Полиандрия— одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народовТибета,Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

26 стр., 12669 слов

Разработка программы оказания психологической помощи молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов

... СУПРУГОВ 2.1 Пояснительная записка Обоснование актуальности проблемы. Исследования в области семейной психологии показывают, что состояние института семьи ... существующими гендерными стереотипами. Одновременное использование противоположных характеристик при ... , формирующуюся идентичность. В зависимости от степени принятия личностью ... установки по отношению к семье (например: "Несмотря ни на что ...

  • однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.
  • разнополая семья

В зависимости от количества детей:

  • бездетная, или инфертильная семья;
  • однодетная семья;
  • малодетная семья;
  • среднедетная семья;
  • многодетная семья.

В зависимости от состава:

  • простая или нуклеарная семья— состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:
    • элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:
      • полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок
      • неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей
    • составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных
  • сложная семья или патриархальная семья— большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

  • родительская — это семья, в которой человек рождается
  • репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

  • матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
  • патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
  • неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означаетматрилинеальностьсемьи.

5 стр., 2113 слов

Ребенок с синдромом Дауна в семье.Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с синдромом Дауна

Оглавление Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье 1.1 Причины и особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе……………………………………………………………………….5 1.2 Особенности социализации детей с синдромом Дауна…………………..9 Глава 2. Психолого- педагогический портрет семьи ребенка с ...

Социальные функции семьи

Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление).

Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

г) образовательно-воспитательная — (социализация).

Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

7 стр., 3423 слов

Семья и ДОУ

... этими первичными отношениями ребенка и семьи, предоставляя родителям возможности участия во всех аспектах программы воспитания детей. Семья – исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями ... и детьми, члены которой связаны брачными или ...

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление).

Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Стили воспитания.

3 стиля семейного воспитания: — демократический — авторитарный — попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”. При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Особенности детско-родительских отношений

Типы семейных взаимоотношений В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типасемейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество. 1.Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, — все это гарантия серьезных неудач формирование его личности. 2.Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи. 3.Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей. 4.Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.

5 стр., 2272 слов

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

... семье, особенности взаимоотношений — Имеют ли место частые конфликты в семье — чрез­мерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком ... пр.).   Условия воспитания ребенка — Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском ... возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности ...

6 стр., 2522 слов

2.Формы поведения животных

РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ И СОЗНАНИЯ. Стадии развития психики. Формы поведения животных. Сознание человека. Понятие о бессознательном. Психика является функцией высокоорганизованной материи—мозга, заключающейся в активном отражении объективного мира. Основным условием существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что ...

Нарушения в детско-родительских отношениях

4 способа поддержки конфликтных ситуаций: 1. Уход от проблемы (чисто деловое общение) 2. Мир любой ценой (для взрослого отношения с ребенком дороже всего).

Закрывая глаза на отрицательные поступки, взрослый не помогает подростку, а наоборот – поощряет отрицательные формы поведения ребенка. 3. Победа любой ценой (взрослый стремиться выиграть, пытаясь подавить ненужные формы поведения ребенка. Если он проигрывает в одном, то будет стремиться выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна.) 4. Продуктивный (компромиссный вариант).

Этот вариант предполагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

Проблемы современной семьи.

1. В современном мире явно обозначился конфликт между мировоззрением христианской семьи и государственной идеологией. В школе, среди товарищей, на улице, в книгах, газетах, на собраниях, в кино, в передачах радио и телевидения непрерывным потоком льются и заливают душу наших детей идеи, чуждые и даже враждебные не только христианскому, но и общечеловеческому пониманию цели и смыслу человеческой жизни. Противостояние этому мутному потоку не только для детей, но и для взрослых членов современного общества является сегодня большой проблемой. Разрушительную роль играют тут современные СМИ.

2. Не только в России, но и во многих других государствах, наметилась тревожная тенденция подмены семейных ценностей. По большому счету молодое поколение обеспокоено лишь сиюминутным личным благополучием, а семья, я не говорю уже как семья «малая церковь», занимает у современной молодежи одно из последних мест. Как следствие, появление в современном обществе все большего количества «гражданских браков», которые на самом деле являются просто блудным сожительством. Разрушение традиционной семьи является одновременно главным проявлением и главной причиной деградации общества в цел

3. Современное общество столкнулось с очень основательной проблемой связанной с разрушением или стиранием половой идентичности. Молодые женщины зачастую, становятся по характеру и внешнему виду похожими на мужчин, а молодые мужчины по слабости характера, а порой и по внешнему виду становятся женоподобными. И проблема здесь видится в резкой подмене линий семейного воспитания. Юноша в такой среде воспитывается уже не как будущий отец-глава семьи, готовый с полным пониманием высоты своего призвания принять то место в жизни, которое соответствует его природе, а как потребитель стремящийся переложить груз своей ответственности на хрупкие плечи жены, подруги или на само общество.

9 стр., 4460 слов

Тграничение от психопатоподоб-ных форм поведения.

статье четко определены функции всех членов приемно-отборочной комиссиии обозначены основные критерии отграничения ЗПР от сходных состояний. Рабо­та, написанная в 1970 году, и по сей день не утратила научной и практической ценности. ЗМДунаева. Зав. консультативно-диагностическим центром ИКПРАО. С оздание дифференцирован­ной сети специальных учреж­дений для аномальных детей позволило обеспечить ...

4.В самой семье редко сейчас встретишь полное понимание между супругами. Нет согласия, общего понимания смысла жизни и цели воспитания детей.