Знакомство с профессиональной деятельностью

Дневник по практике

Знакомство с профессиональной деятельностью

1. Центр развития ребенка — детский сад № 24 «Белочка»

психолог ребенок дошкольный познавательный

Руководитель: Свешникова Татьяна Викторовна педагог-психолог

Была проведена экскурсия по детскому саду. В группе 28−35 детей. При каждой группе иметься столовая, игровая комната, ванная комната, приемная комната с родительскими уголками там находиться информация для пап и мам В центре работают 21 педагог, 15 воспитателей, 6 специалистов: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель логопед, воспитатель краевед, инструктор по физкультуре, воспитатель по изо.

Психолог данного учреждения проводит занятия со старшими группами 1 раз в неделю (занятие направлено на развитие познавательной деятельности: внимание, память, мышление).

С подготовительной группой проводится 2 занятия в неделю (развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, развитие речи).

Также, если требуется, психолог проводит индивидуальные занятия.

Был проведен открытый урок.

Цель:

развить наглядно-образное мышление

произвольное внимание

зрительно слуховое восприятие

воображение

мелкую моторику

координацию рук

развитие анализа и синтеза

самоконтроля и самооценки проделанной работы

Психолог работает по 5 основным направлениям: Психодиагностика (в начале учебного года, и в подготовительной группе на выпуске в присутствии родителей) Психопрофилактика, психопросвещение (в родительских уголках на стендах) Психоконсультирование (по просьбе родителей).

Психокоррекция (индивидуально).

Вывод: Учреждение является дошкольным учебно-воспитательным. Деятельность психолога направлена на развитие у детей познавательной деятельности, а так же укрепление и сохранение психического здоровья.

7 стр., 3162 слов

Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов

О.Б. Полякова В проблеме деперсонализации профессионалов в области психологии и педагогики значительную роль играет фактор самоконтроля в общении. Относя профессии психолога и педагога к типу профессий «человек – человек», акцентируя внимание на направленности их личности «на дело» и «на общение», подчеркивая важность высокого уровня коммуникативных способностей, нельзя не выделить одну из ...

2. Специализированный детский сад для глухих и слабослышащих 1-го и2-го вида (для детей с нарушение слуха) «Лучики»

Руководитель: Бедак Ирина Станиславовна — психолог

В этом учреждении дети живут неделю и уезжают на выходные. Есть 8 групп, в каждой группе 8−9 человек. Всего в садике 60−70 детей. С детьми каждый день занимается педагог (в группах и индивидуально), психолог, врач, проводятся музыкальные занятия, есть бассейн, сауна, физиокабинет. Есть прооперированные дети с имплантами. Многие носят аппараты для глухих. В учреждении есть кабинет психологической разгрузки (сухой бассейн и многое другое).

Специфика: работа со слабослышащими и глухими детьми

Причины нарушения слуха:

.Наследственный фактор

.Фактор эндогенного характера (прием во время беременности антибиотиков, наркотиков, алкоголя, родовые травмы.)

.Приобретенный (до 3-х лет прием антибиотиков, отиты и т. д.)

.Глухота — полное отсутствие слуха (без аппарата не слышит).

.Тугоухость — понижение слуха (на одно или на оба уха).

.Вторичная глухота — после заболеваний, минингиты и др.

Работа:

Диагностика детей с целью выявления их отклонений.

Коррекция — коррекционные занятия (по индивидуальным программам)

Обеспечение психологической поддержки родителям.

4 стр., 1813 слов

Обучение грамоте детей 5−6 лет в группе с ОНР

... нашего исследования могут быть использованы в практической работе педагогами, психологами, логопедами, дефектологами и другими специалистами, занимающимися ... характеристик между отдельными группами детей с различными диагнозами ОНР – Р.Л. Мартынова, характеристик фонематического слуха – Н.В. ... Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 2002. 34 ...

Профилактические — консультация родителей, педагогического состава

Методики:

Работают по специальной программе Э.И. Леонгард — коррекционная педагогика для глухих детей.

Для малышей — методика Николаева

Для детей постарше — Методика Стребелевой

Есть множество различных методик: словесно-логические (мышление) и др. Диагностировать сложнее, т.к. слабослышащие дети отличаются от нормальных детей.

Документация:

Индивидуальная карта — для того, чтоб просмотреть динамику развития.

Вывод: Учебно-воспитательное коррекционное учреждение. Психолог этого учреждения проводит диагностику, подбор материала для коррекции детей с нарушением слуха.

3. МБСКОУ 5−7 вида начальная школа-детский сад № 32 «Аленький цветочек»

Руководитель: Белова Елена Анатольевна — педагог-психолог.

Образовательное учреждение начальная школа-детский сад, которая является первым звеном системы непрерывного образования коррекционных учреждений с осуществлением оздоровления и коррекции отклонений в речевом, физическом и психическом развитии детей в возрасте от 3 до 12 лет. Учреждение обеспечивает комплексную программу оказания педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям, родителям.

Работой психолога данного учреждения является — создание системы психолого — педагогических условий, способствующих упешной адаптации, реабилитации, личностному росту детей в социуме (в детском саду, в школе, в семье и т. п.).

5 стр., 2252 слов

Развитие монологической речи у детей

... В задачи подготовительного этапа обучения входят: ·Развитие у детей направленного восприятия речи педагога и внимание к речи других детей; ·Формирование установки на активное использование фразовой ... ставится задача развития неподготовленной продуктивной речи учащихся. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативной обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, ...

Также педагог — психолог оказывает психологическую поддержку и помощь ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения и воспитания детей с ЗПР. ОНР и ОВЗ, а также их социализацию.

В учреждении: 10 групп детского сада, 6 логопедических групп,

группы для детей с ЗПР, 1 диагностическая группа, 4 класса начальной школы (в классе около 14−16 человек)

Специалисты: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагог-психолог, музыкальный руководитель, физический инструктор (ЛФК), врачи

Кружки: сказкотерапия, сенсорика, хореография

Диагнозы:

ЗПР (задержка психического развития), ОНР (общая недоразвитость речи), гиперактивность, ММФ, гидроцефалия, гидроцефалический синдром, аутистический синдром, элементы ДЦП, нарушение осанки и т. д.

Психологические варианты дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому)

вариант — недоразвитие (У.О.)

вариант — задержанное развитие (ЗПР)

вариант — поврежденное развитие (деменция)

вариант — дефицитарное развитие

вариант — искаженное развитие (аутики, шизофреники)

вариант — дисгармоничное развитие (психопаты)

Группы психического характера:

.Отклонения, вызванные отставанием развития Недоразвитие

Задержанное

.Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития Искаженное

Дисгармоничное

12 стр., 5884 слов

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

Санкт-петербургское Высшее Педагогическое училище (колледж) №2 Курсовая работа На тему: “Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР” Выполнена: Студенткой 4 “Д” группы Гербер Викторией Руководитель: Шмакова Людмила Петровна Санкт-Петербург 2002 год План Введение 1. Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе 1.1. Особенности ...

.Отклонения, вызванные ломкой, выпадением отдельных функций Задержка психологического развития (ЗПР)

Классификация Лебединской К.С.

4 основных варианта ЗПР:

ЗПР соматогенного происхождения

ЗПР психогенного происхождения (травмы, пожары, развод и др.)

ЗПР церебрально-органического происхождения (изменения во время беременности)

Характеристика ЗПР:

Причины — вредные привычки родителей-курение, алкоголь, проблемные роды

Работоспособность — снижена

Познавательная активность снижена

Восприятие снижено

Внимание — снижено, плохая переключаемость

Память — узкий объем

Мышление — наглядно-образное в зачатке

Речевые функции — нарушены, бедный словарный запас

Эмоционально-волевая сфера — проблемы с восприятием

Моторика — снижена, слабые пальцы

Нарушение речи: ОНР (1,2,3)

Дислалия (простая, сложная)

Дизартрия (стёртая)

Алалия (моторная, сенсорная, сенсомоторная)

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение всех сторон речи:

16 стр., 7626 слов

Развитие мышления детей 4−6 лет

27 Введение Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Наиболее важные признаки развития это – дифференциация, расчленение раннее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта. Существует много типов развития, ...

Произношение

Словарный запас

Грамматическая структура

ОНР 1 — односложные слова

ОНР 2 — простая фраза

ОНР 3 — распространенная фраза с аграмматизмами

Направление работы:

Психодиагностика, психокоррекция, психолого-педагогическое просвещение, психологическое консультирование, психопрофилактика

Цель занятий:

развитие психических процессов

память

внимание (концентрация, объем, переключение)

мышление (наглядно-образное, логическое, словесно-логическое)

восприятие

развитие мелкой моторики

развитие эмоциональной сферы развитие волевой сферы

развитие ориентировки в пространстве, во времени

формирование и совершенствование навыков общения, поведения и восприятия других людей

Виды занятий: индивидуальные и фронтальные

Используемые психологические методы (по классификации Ананьева Б.Г.)

Организационные методы: сравнительный, лонгитюдный

Эмпирические методы: наблюдение, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы, метод экспертных оценок

2 стр., 520 слов

Развитие ребенка 2−3 лет

Физическое развитие ребенка 2 - 3 лет Главное отличие в физическом развитии ребенка в данный возрастной период состоит в том, что он совершает основные действия самостоятельно, без поддержки и помощи, а так же может действовать по показу или по словесному указанию взрослого. В период от 2 до 3 лет: ребенок ходит, бегает, прыгает на двух ножках, приседает, перешагивает через препятствие, лежащее на ...

Психодиагностические методы: тесты, опросники (анкеты), проективные методики

Методы обработки данных: количественная обработка, качественная обработка.

Документация:

журнал консультаций, журнал фронтальных занятий, тетрадь индивидуальных занятий, протоколы диагностики, сводные таблицы, диаграммы, конспекты занятий, аналитический и статистический отчеты, тетрадь отзывов

Права и обязанности психолога: конфиденциальность, не навреди.

Вывод: Данное учреждение является коррекционным. Работа психолога направлена на диагностику отклонений у детей, их коррекцию.

психолог ребенок дошкольный познавательный

4. Молодежный центр «Горизонт»

Руководитель: Верещагина Ольга Александровна — психолог

Муниципальное многопрофильное учреждение досуга для молодежи Молодежный центр «Горизонт» существует с марта 1998 года.

Целями и задачами Молодежного центра «Горизонт» являются эстетическое и нравственное воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи; работа с молодежными общественными объединениями, детскими центрами, детскими комнатами по месту жительства, гражданско-патриотическое воспитание молодежи; решение социально-экономических проблем молодежи, молодых семей; организация культурного досуга.

Центры экстренной психологической помощи — «Телефоны доверия» (ТД), созданные во многих регионах России, предназначены для оказания быстрой и своевременной психологической помощи разным категориям и группам населения. Они действуют под эгидой ведомств образования и здравоохранения, молодежных организаций, правоохранительных органов. В последние несколько лет аналогичные учреждения стали функционировать и в государственной системе социальной защиты населения.

Консультанты телефонной службы нацелены на решение следующих задач.

обеспечение доступности и своевременности психологической помощи по телефону для граждан независимо от их социального статуса и места жительства;

обеспечение каждому обратившемуся за советом и помощью возможности доверительного диалога;

психологическое консультирование по телефону;

помощь абонентам в мобилизации их интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

расширение у абонентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;

информирование абонентов о деятельности иных служб и организаций в рамках имеющихся сведений;

направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно, содействие обращениям населения за помощью к профессиональным психологам (на очное консультирование);

разработка и распространение рекламных материалов по информированию населения о деятельности службы;

анализ причин и источников повышенного психического напряжения различных возрастных и социальных групп населения и доведение результатов до сведения органов и заинтересованных учреждений социальной защиты населения.

Экстренность помощи обеспечена круглосуточной работой службы, функционированием нескольких телефонных линий одновременно. Сотрудники службы «ТД» обязаны не разглашать полученные во время работы сведения, которые могут нанести ущерб чести, репутации, правам и интересам граждан. Экстренная психологическая помощь предоставляется бесплатно.

Консультирование по телефону доверия строится на нескольких важных базовых принципах:

анонимность абонента и консультанта: ни тот, ни другой не обязаны называть себя, передавать своих личные данных; телефонный номер абонента не фиксируется;

конфиденциальность: содержание беседы не записывается и не передается третьей стороне; может собираться лишь статистическая информация о звонке: категория проблемы, возраст абонента (если он его сообщил), его социальное положение;

толерантность: взгляды, которые высказывает абонент, не осуждаются и не критикуются;

управление разговором: абонент может в любой момент прервать разговор, то же может сделать и консультант при определенных условиях. Кроме базовых принципов, каждый телефон доверия вырабатывает свою методику консультирования, набор правил и установок для консультанта

Методы и приемы работы:

меньше говорить самому, больше слушать. Собственные эмоции использовать только для постановки вопросов;

не навязывать своих мнений, представлений. Не обязательно во всем соглашаться, но высказывать свое мнение в такой форме, чтобы было понятно, что это только твое мнение, а не закон;

не давать готовых рецептов, а вместе искать решение;

если таковое не удастся найти, можно исследовать вопрос, не может ли помочь кто-либо из ближайшего окружения, и только потом порекомендовать обратиться в то или иное учреждение.

Главное в беседе — создать ситуацию для эмоционального отреагирования. Это позволяет в дальнейшем работать над овладением психотравмирующей ситуацией, поиском причин её возникновения, повышением возможностей адаптации.

Телефонное психологическое консультирование является нетрадиционной областью оказания психологической помощи. Оно интегрирует в себе различные теоретические и эмпирические подходы к его реализации.

Тематика обращений на «ТД»

Первое — это отношения с друзьями, близкими, коллегами, семейные отношения, проблемы воспитания детей. Второе — ощущение собственного одиночества.

Бывают звонки личностные, когда человек пытается разобраться в себе, найти свою цель в жизни. Обращаются те, кто переживает потерю близкого человека, подвергся физическому или сексуальному насилию, участвовал в боевых действиях. Одни из самых сложных для консультанта звонков — это обращения людей, задумавших самоубийство.

Вывод: Молодежный центр «Горизонт» муниципальное многопрофильное учреждение досуга для молодежи.

Деятельность психолога в основном направлена на психоконсультирование, психопрофилактику, психопросвещение.

5. Начальная школа — детский сад № 40 «Солнышко» компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

Руководитель: Соболева Ольга Анатольевна — психолог.

В данном учреждении находятся дети 3−11 лет с патологией зрения. Сейчас там есть 10 групп детского сада и 4 класса начальной школы. В группе наполняемость детей около 15 человек. В это учреждение дети попадают после осмотра врача офтальмолога. Абсолютно слепых нет. Есть дети с нарушением осанки, слабовидящие, инвалиды, ЗПР. Учебная программа не отличается от массовых школ. Классы оснащены специальным оборудованием.

Диагнозы: косоглазие, амблиопия (потеря зрения).

Специфика: в подборе материала для диагностики и коррекции для каждого ребенка.

Отдых для детей после тренажеров

Нарушена ориентировка в пространстве, коммуникационная способность. Эмоциональное развитие: Дети амимичны, они не могут замечать, считывать эмоции других.

Занятия проводятся индивидуально и в группах

В школе развивающие уроки и психоконсультирование

Цель: охрана физического и психического здоровья детей и оказание содействия в индивидуальном развитии каждого ребенка.

Задачи:

содействие интеллектуальному и личностному развитию детей на каждом возрастном этапе;

создание благоприятного микроклимата в учреждении;

содействие в подготовке преемственности с переходом со ступеньки на ступень;

социально-психологическая адаптация.

Направления:

профилактическое (групповые занятия, коррекционные)

психологическое просвещение родителей и педагогов (консультирование, собрания с родителями, семинары)

диагностическое (тчательный подбор материала, коррекционные программы Крюкова)

психокоррекционное (арттерапевтические занятия, сказкотерапия (подбор персонажа в противоположность темпераменту ребенка), изотерапия (пальчиковая на зеркале, на окне — «Дорисуй кляксу!»), музыкотерапия, куклотерапия, песочная терапия, водная терапия, аромотерапия (если нет аллергии.)).

Документация: журнал консультирования, журнал проведения занятий психологического просвещения, индивидуальный план, в начале года составляется годовой план.

Вывод: Учебно-воспитательное коррекционное учреждение. Психолог проводит диагностику, тщательно подбирает материал для диагностики и коррекции каждого ребенка.

6. Центр психологической поддержки и обучения «Ресурс»

Руководитель: Евдокимова Галина Алексеевна — генеральный директор, психолог.

Основные программы:

Детские развивающие программы

Цель — интенсивное развитие способностей ребенка.

Основные задачи:

Развитие познавательной активности детей

Развитие социальных и коммуникативных умений, путем взаимодействия с детьми и взрослыми

Развитие двигательной активности (крупных движений, мелкой моторики)

Развитие эмоциональной сферы

Развитие речи

Развитие творческих способностей ребенка

Обучение навыкам самообслуживания

Необходимые условия организации занятий:

интерес ребенка и удовольствие родителей в процессе занятия как основные факторы эффективности развивающей деятельности, активное участие родителей в содействии естественному развитию ребенка, учет индивидуальных особенностей ребенка, разнообразие и вариативность развивающей среды

Программы для беременных и кормящих женщин

Цель подготовки к материнству — создание оптимальных отношений через активизацию: Диады мать — дитя

Повышение родительской ответственности и компетентности

Гармонизация семейных отношений

Основные задачи:

Содействие и укрепление уверенности в себе Позитивное принятие роли родителя Пробуждение интереса к ребенку

Формирование адекватности представлений о родах и материнстве

Формирование практических навыков поведения в родах, уходе за ребенком, кормлении грудью

Дополнительное образование

Обучение психологическому консультированию

Цель — повышение квалификации:

При обучении слушатели решают одновременно три задачи: практическую — формируют практические навыки работы психолога — консультанта, теоретическую — узнают о закономерностях психологических проблем человека, личную — получают новый взгляд на свою позицию в жизни.

Основные направления работы: ПСИХОДИАГНОСТИКА

Детские развивающие программы: наблюдение, анкеты, опросники, беседа, экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка «Лонгитюд».

Программы для беременных и кормящих женщин: наблюдение, анкеты, опросники, беседа, проективные методы диагностики — рисуночные тесты, сказкотерапия.

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Групповая: детские развивающие программы, тренинги.

Индивидуальная: психологически консультации, коррекционные занятия, сопровождение беременности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА

Лекции, беседы (родители, беременные, учащиеся).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Индивидуальное: дети, подростки, взрослые, беременные женщины. Семейное: семья.

7. ГБОУ Непецинский детский дом — школа

Руководитель: Михайлова Марина Станиславовна — психолог

В данном учреждении воспитанники живут и учатся. Есть спальный и учебный корпус. Всего 50 воспитанников, дети от 7 до 18 лет, с 1−9 класс. В здании имеются спортивный зал, актовый зал, сенсорная комната. Дети живут группами 5−6 человек, возраст разный, разнополые.

Общий портрет детей:

. С искаженным формированием (Я), явлением госпитализации, которое приобретается в детском доме (Я растворяется в Мы).

Отсюда безответственность и несамостоятельность.

. Искажение временных перспектив: прошлое — вытесняется, сегодня — большое (здесь и сейчас), будущие — размытое.

. Эмоциональная нестабильность, агрессивность, страдает память и внимание (в познавательной сфере), низкая мотивация к обучения (лень, пассивность).

. Задержка психо-речевого развития разной степени. Низкий уровень коммуникативности.

Специфика работы: главная черта детей, поступивших в детский дом, это нарушение социализации, что проявляется в девиантном поведении.

Цель: Развить адаптацию в социуме, социальную компетентность, социализация.

Задачи: дать образование, воспитание, социальная защита прав воспитанников.

Основные направления социальной адаптации:

Развитие коммуникативных навыков (тренинги, общение, взаимодействие, сказкотерапия, беседа).

Трудовое воспитание, профориентация.

Личностное развитие (помощь в личном самоопределении)

Помощь в семейном самоопределении.

Работа психолога по 5 основным принципа: психодиагностика, психопросвещение, психопрофилактика, психоконсультирование, психокоррекция.

Методики: Кондаж, Филлипс, Айзенк, Кеттал, Леонгар и д.р.

Коррекция- игры: большой аквариум, сказкотерапия, лабиринт души.

Большое количество тренингов.

Профориентация — коллаж (Климова, Аптанта, матрица выбора профессии)

Занятия проводятся (групповые и индивидуальные) в сенсорной комнате.

Вывод: Учреждение является учебно-воспитательным. Деятельность психолога направлена на развитие социальной реабилитации и адаптации воспитанников.

Обобщенный рефлексивный отчет

«Учебно-ознакомительная практика» позволила ближе познакомиться с профессией психолога, наглядно увидеть труд квалифицированных психологов. Я получил представление о деятельности педагога-психолога в целом, об основных направлениях работы социально-педагогической и психологической службы детских садов, школ, коррекционных учебно-воспитательных и социальных учреждений. Кроме того, я узнал об обязанностях психолога в различных учреждениях, о специфике работы психологов в различных организациях.

Больше всего запомнились посещения детских коррекционных учреждений — работа, проделанная психологами и педагогами этих учреждений просто поражала. Очень сложно было за столь короткое время, выделенное на каждое учреждение, осознать всю суть деятельности психолога, ее специфику, но то, что я успел узнать, безусловно, очень ценно и пригодится в дальнейшей учебе и практике.

Лишь столкнувшись практически с деятельностью психологов, понимаешь то, что собственный уровень готовности к профессиональной деятельности еще слишком низок, что еще предстоит получить много знаний, а умения и навыки приобретешь только на практике.

Все занятия на практике проходили в достаточно спокойной и уютной обстановке, психологи старались показать нам все стороны своей работы — это все положительно влияло на деятельность во время практики. Отрицательно, как мне кажется, влияло то, что одновременно с практикой у нас была сессия, и было сложно распределить время на подготовку к практике и сессионным отчетностям.

Учебно-ознакомительная практика позволила узнать много нового и интересного, добавила к изучаемой нами теории в институте дополнительные знания. Единственное, чего хотелось бы пожелать это то, чтобы во время практики чаще удавалось присутствовать на непосредственных занятиях психолога и наблюдать за его работой, самим процессом.

Творческий отчет

До практики у меня было твердое желание работать психологом в образовательном учреждении. После практики желание работать не ослабло, но появилось сомнение — смогу ли… Профессия психолога сложна, требует огромных знаний, труда и ответственности. Хотелось бы, конечно, набравшись необходимых знаний и умения, окунуться в любимую работу, помогать детям, подросткам и взрослым с проблемами, находить выход в сложных жизненных ситуациях. Хотел бы стать психологом потому, что мне интересна эта работа.

В целом в процессе практики я утвердился в своем стремлении стать психологом.

Сравнительный анализ специфики работы психолога в учебно-воспитательных и социальных учреждениях

При посещении учреждений разного типа во время практики, стало понятно, что специфика работы психологов в них различна. Учреждения, в которых мы были, можно разделить на две группы: учебно-воспитательные учреждения и социальные учреждения.

Следует отметить, что учебно-воспитательные учреждения могут быть дошкольными, общеобразовательными, коррекционными, специальными, это могут быть детские дома и интернаты, и, специфика работы психологов в них также отличается. К учебно-воспитательным относится образовательное учреждение МБОУ лицей № 4, которое мы посетили во время практики. Здесь психолог обеспечивает психологическое сопровождение образовательного процесса, формирует у учащихся потребность в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, содействие в профессиональной ориентации учащихся и консультативно-диагностическую профилактическую помощь в условиях образовательного учреждения. Реализует индивидуально — ориентированные комплексные меры по ослаблению, снижению или устранению отклонений в психическом и нравственном развитии учащихся, работает с детьми, ориентированными на расширение знаний в различных областях, посредством вовлечения их в научную и исследовательскую, проектную и творческую деятельность. Психолог в этом учреждении также формирует у учащихся здоровый образ жизни, обеспечивает сохранение здоровья участников образовательного процесса.

К учебно-воспитательным коррекционным учреждениям относится МСКОУ V—VII вв.ида. Психолог в данном учреждении оказывает психологическую поддержку и помощь в развитии, обучении, воспитании и социалазации детей с ЗПР и ОНР, а также детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начальная школа — детский сад № 40 «Солнышко» компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. В этом учреждении применяется тифлопсихология. Психолог подбирает специальный материал для диагностики и коррекции детей с различными нарушениями зрения.

Специализированный детский сад для глухих и слабослышащих 1-го и 2-го вида (для детей с нарушением слуха) также является коррекционным учебно-воспитательным учреждением. Специфика — работа психолога этого учреждения со слабослышащими и глухими детьми.

К учебно-воспитательным учреждениям относится и Непецинский детский дом — школа — психолог в этом учреждении работает с детьми, у которых основная черта — нарушение социализации, поэтому основная цель психолога — развитие социальной адаптации, социальной компетенции, социализации. А также коррекционная работа с детьми, так как у многих поступивших детей ЗПР, ОНР разной степени.

Военная часть также относится к учебно-воспитательным учреждениям. Деятельность психолога в военной части имеет существенные отличия от деятельности психологов, работающих в гражданской сфере. Специфика проявляется в решаемых психологам задачах, применяемых методах и средствах, а также в условиях его деятельности. Военный психолог проводит исследовательско-диагностическую работу среди военных руководителей, военнослужащих, членов их семей.

Как мы видим, в учебно-воспитательных учреждениях клиентами психолога в основном являются дети дошкольного, младшего школьного, школьного и старшего школьного возраста. В социальных же учреждениях — с дошкольного возраста и до самой старости. Так же есть отличия в задачах, используемых методиках. В коррекционных учебно-воспитательных учреждениях задачами психологов являются обеспечение психологической и социальной реабилитации несовершеннолетних, коррекция их образования, профессиональной подготовки. В социальных же учреждениях задачи психологов зависят от характера данного учреждения. Социальное учреждение, в котором мы были, это Центр психологической поддержки и обучения «Ресурс». Здесь психологи оказывают психологическую помощь беременным женщинам и кормящим матерям. Способствуют гармонизации в семьях. К социальным учреждениям относится и Коломенский центр реабилитации инвалидов. Психологи центра оказывают содействие инвалиду, в том числе ребенку инвалиду, в восстановлении его социального статуса и интеграцию в жизни общества. Несмотря на отличия в специфике работы психологов учебно-воспитательных и психологов социальных учреждений, у них есть общие направления: психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция, психопросвещение, психоконсультирование.

Основными направлениями деятельности психолога в учебно-воспитательных учреждениях являются: Психопрофилактическая работа

Психопрофилактика предусматривает деятельность по:

разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечения гармоничного, психического развития и формирования личности на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;

обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации; подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Психодиагностическая работа Развивающая и психокоррекционная работа.

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по активному взаимодействию психолога с детьми, обеспечивающему психическое развитие личности детей, реализацию возрастных и индивидуальных возможностей развития детей;

участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико — педагогических развивающих и коррекционных программ; реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.

Консультативная работа (психологическое консультирование) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по консультированию администрации образовательного учреждения, по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания образования детей;

консультированию родителей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

Психологическое просвещение

Психологическое просвещение предусматривает: получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям и педагогам; выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения; определению причин нарушений в обучении, поведении и развитии несовершеннолетних.

Психолог, работающий в социальных учреждениях в той или иной мере придерживается этих направлений работы. В первую очередь, это специалист, решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные с оказанием прямой психологической помощи.